Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 16 глава 1 стих)

περι δε "теперь насчет". Эти слова вводят следующую тему, о которой хочет поговорить Павел (см. 7:1). λογεια (#3356) собрание, вклад. Это слово используется в папирусах в знач. сбора средств, в особенности религиозного, для бога или храма (LAJE, 105f; BS, 142f). Артикль указывает на определенный сбор. Вероятно, иерусалимская церковь испытывала серьезные денежные трудности (Деян. 6:1; Brian Сарper, "The Palestinian Cultural Context of the Earliest Christian Community of Goods", BAFCS, 4:323-56; SB, 3:316-18; RP; Fee; DPL, 143-47). της gen. sing. fem. от ος (#3836) арт. используется как относительное pron. εις (#1659) с асс. для, ради, ωσπερ (#6061) подобно тому, как. διεταξα aor. ind. act. от διατασσω (#1411) организовывать, приказывать, устраивать, выражать повеление (МН, 302). της Γαλατιας (#3836:1130) gen. Галатии. Вероятно, имеется в виду римская провинция и церкви, возникшие там в период первого миссионерского путешествия Павла, και (#2779) также. ποιησατε aor. imper. act. от ποιεω (#4472) делать. Aor. imper. призывает к специфическому действию.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 16 глава 1 стих)

16:1 сборе Пожертвование для нуждающихся верующих и голодающих в перенаселенном городе Иерусалиме (ст. 3; см. Деян 11:28). Ранее Павел собрал средства в церквах Галатии, Македонии и Ахаии (Рим 15:26; ср. Лк 10:25−37; 2Кор 8:1−5; 9:12−15; Гал 6:10; 1Ин 3:17).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 16 глава 1 стих)

16:1 В первом стихе главы 16 речь идет о сборах, которые коринфская церковь должна была посылать нуждающимся святым в Иерусалим. Точная причина их бедности неизвестна. Некоторые полагают, что она была вызвана голодом (Деян 11:28−30). Еще одной причиной, возможно, было то, что иудеев, которые исповедовали веру в Христа, их неверующие родственники, друзья и соотечественники бойкотировали и изгоняли из общества. Они, очевидно, лишались работы и подвергались бесчисленным экономическим притеснениям, целью которых было заставить их отказаться от исповедания веры в Христа. Павел уже установил в церквах галатийских, то есть дал указания по этому делу, а сейчас он призывает коринфян сделать то же, о чем просил галатийских святых.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 16 глава 1 стих)

Стихи 1−4. Этой главой Павел заканчивает свое длинное послание Коринфянам. Она начинается с указаний апостола относительно сбора пожертвований по конкретному поводу по поводу крайней нужды христиан Иудеи, находившихся в то время в особенно тяжелых обстоятельствах, отчасти по причине общего бедственного положения иудейского народа, а отчасти по причине преследований, которым они подвергались.

I. Как он предваряет свои указания. Павел не требовал от них чего-то особенного, он уже давал подобные установления в церквах Галатийских, ст. 1. Он хотел только, чтобы коринфяне следовали правилам, установленным им в других церквах по аналогичным вопросам. Он не требовал, чтобы другим было облегчение, а им тяжесть.., 2Кор 8:13. Он предусмотрительно напоминает о своих правилах в галатийских церквах с той целью, чтобы возбудить в коринфянах дух соревнования и вдохновить их на щедрость, соответствующую их возможностям и данному случаю. Превосходя большинство церквей в духовных дарах и, вероятно, в мирском богатстве, они, конечно, не захотят уступать кому бы то ни было в щедрости по отношению к своим страдающим братьям.

Заметьте: Добрый пример других христиан и других церквей должен побуждать нас к святому соревнованию. Христианину не подобает мириться с тем, что кто-то из его братьев превзошел его в добродетельности или в чем-то другом, достойном похвалы, при условии, если это возбуждает в нем не зависть, а усердие. Чем больше преимуществ мы имеем перед другими, тем больше должны стараться превзойти их. Коринфской церкви не следовало допускать, чтобы галатийская церковь, менее одаренная в духовном отношении, превзошла ее в служении любви.

II. Сами указания.

1. Каким образом должен осуществляться сбор пожертвований: ...каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает... (ст. 2), то есть каждый должен иметь у себя специальный фонд, или запас, для этой цели. Это означает, что следует регулярно делать сбережения и таким путем накапливать определенную сумму для благотворительных целей.

Заметьте: Сберегать деньги для добрых целей — это доброе дело. Богатые в этом мире должны богатеть добрыми делами, 1Тим 6:17−18. И самый лучший способ для этого — выделять часть своих доходов на это, делать запасы для бедных наряду с запасами для самих себя. Таким образом мы всегда будут готовы к доброму делу, когда представится для этого случай. Те, кто трудится своими собственными руками, должны трудиться так, чтобы было из чего уделить нуждающемуся, Еф 4:28. Конечно, простые труженики не могут иметь больших запасов для целей благотворительности, поэтому самое лучшее для них — время от времени откладывать понемногу, насколько им позволяют их возможности. Все наши дела милосердия и благотворения должны делаться добровольно и радостно, а это возможно только в том случае, если они не будут обременительными для нас. Достичь же этого можно не иначе как путем небольших сбережений, путем постепенного накопления небольшими порциями. Мы можем давать с радостью, если знаем, что действительно можем это сделать, если отложили столько, сколько было в наших силах.

2. Сколько следует откладывать: ...сколько позволяет ему состояние (англ. сколько Бог поможет ему. — Прим. переводчика), то есть в той мере, в какой Бог благословил его, дав успех его трудам и усилиям. Заметим: Во всех наших делах и трудах мы всецело зависим от того, чем Бог наделит нас по Своему благоволению. Без Его благословения никакое усердие не может сделать нас богатыми, Притч 10:4,22. Наше процветание и наш успех исходят не от нас, но от Бога, все надо приписывать Ему и за все прославлять Его. Его щедрости и благословению мы обязаны всем, что имеем. Поэтому все, что мы имеем, надо употреблять и отдавать для Него. Надо признавать Его право как на самих себя, так и на все, чем мы обладаем, и все возвращать Ему. Что может более побудить нас к благотворительности, как не сознание того, что все, чем мы владеем, — это Его дар?

Заметьте: Когда Бог благословляет нас и дает нам успех, мы должны быть готовы поддержать и утешить нуждающихся из детей Его; когда Его щедрость изливается на нас, мы не должны удерживать ее только для самих себя, но должны позволить излиться ей и на других. Доброе, что мы получаем от Бога, должно побуждать нас делать добро другим, уподобляясь Ему в благотворении им; чем больше мы получаем от Бога, тем больше должны давать другим. Коринфяне должны были откладывать пропорционально тому, чем их благословил Бог. Чем больше они приобрели, при Божием благословении, физическим трудом, торговлей или другим каким-либо делом, тем больше должны были откладывать.

Заметьте: Бог ожидает, что наши благодеяния будут пропорциональны Его щедрости к нам. Чем больше возможностей Он дает нам, тем шире должно быть наше сердце и тем более открытыми должны быть наши руки. Если же наши возможности ограничены, то руки не могут быть широко открытыми, какими бы щедрыми мы ни были и каким бы широким ни было наше сердце, и Бог не требует этого.

3. Время, когда они должны это делать: В первый день недели.., в день Господень, праздничный день христиан, когда проводятся общественные собрания и совершаются общественные богослужения. Это день святого покоя. Чем более свободна наша душа от житейских забот и трудов, тем больше она расположена к милосердию. Другие обязанности этого дня также должны подвигнуть нас к нему; дела милосердия всегда должны сопутствовать делам благочестия. Истинное благочестие по отношению к Богу всегда порождает милосердное и дружелюбное отношение к людям: И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего, 1Ин 4:21. Дела милосердия — это истинные плоды искренней любви к Богу, поэтому их подобает совершать в Его день.

Заметьте: День Господень — самое подходящее время, для того чтобы откладывать сбережения на благотворительные цели: это является должным воздаянием за благословения прошедшей недели и правильным путем для получения Его благословения в делах рук наших на предстоящую неделю.

4. Как должен производиться сбор пожертвований. Апостол хотел, чтобы все было готово к его приходу, поэтому дает следующее указание: ...чтобы не делать сборов, когда я приду, ст. 2. Когда же он придет, то предоставит им самим распорядиться собранными пожертвованиями. Это были их пожертвования, и они были в праве распорядиться ими по своему усмотрению. Павел не стремился распоряжаться кошельками своих слушателей, так же как не хотел брать власть над их верою; не хотел без их согласия вмешиваться в дела, касающиеся их пожертвований.

(1) Итак, он советует им написать рекомендательные письма и отправить избранных из их среды посланцев для доставки их подаяния в Иерусалим, ст. 3. Отправляя свой дар через членов своей собственной церкви, верных и сострадательных, они тем самым засвидетельствуют о своем уважении и милосердии к нуждающимся братьям. Они докажут, что от всего сердца совершают это служение, когда отправят кого-то из своей собственной церкви в такое длинное и опасное путешествие для передачи своего дара.

Заметьте: Мы должны не только с щедростью оказывать помощь нуждающимся братьям, но делать это таким способом, чтобы засвидетельствовать о нашем сочувствии к ним.

(2) Апостол выражает свою готовность пойти вместе с избранными ими, если они посчитают это приличным, ст. 4. Хотя в обязанности апостола не входило пещись о столах, его служение состояло в проповеди слова и молитвах, тем не менее Павел никогда не отказывался от дела милосердия и всегда готов был содействовать ему, если для этого представлялась возможность. Это обнаруживало его великодушие и милосердие и поэтому не препятствовало его проповедническому служению, но содействовало успеху его.

Заметьте: Содействовать или помогать делам милосердия это дело служителей. Павел побуждал коринфян к сбору пожертвований для иудейских церквей и готов был идти с их посланцами, чтобы доставить собранное, оставаясь при этом на своем служении, при исполнении своего долга.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 16 глава 1 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 1−2 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду

Окончив учение о догматах и намереваясь излагать учение нравственное, (Павел) оставляет все прочее и переходит к главнейшему из благ, именно говорит о милостыне. Сказав об этом одном предмете, он оканчивает (речь) между тем в других посланиях нигде не делает этого, но заключает их беседой и о милостыне, и о воздержании, и о кротости, и о долготерпении, и о всех прочих добродетелях. Почему же здесь он занимается одной только частью нравоучения? Потому, что и в прежде сказанном было весьма много нравственного, именно в том, чем он наказывал блудника, чем вразумлял судившихся у внешних (язычников), чем приводил в страх преданных пьянству и чревоугодию, чем обличал возмутителей, состязателей и властолюбцев, чем угрожал предать нестерпимому наказанию недостойно приступающих к таинствам, чем объяснял вечерю любви. Потому теперь он упоминает об одном только том, что особенно нужно было, т. е. о пособии святым. И посмотри на мудрость его: он беседует об этом уже тогда, когда убедил их в истине воскресения и возбудил ревность. Правда, он беседовал с ними об этом и прежде, когда говорил: «если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» и еще: «кто, насадив виноград, не ест плодов его?» (1Кор9:11, 7). Но так как он знал величие предлагаемой добродетели, то не оставляет сказать о ней и в конце послания. Милостынею он называет сбор для того, чтобы тотчас же с самого начала представить это дело легким, потому что если она должна собираться со всех, то такое установление для каждого становится легким.

Впрочем, начав говорить о сборе, он не тотчас сказал: «каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает», хотя это и следовало; но наперед сказал: «как я установил в церквах Галатийских», а потом присовокупил и то; указанием на совершаемое другими он возбуждает их к соревнованию, предлагая им это в виде повествования. Так он поступил и в послании к Римлянам, где, объясняя им причину своего отправления в Иерусалим, говорит между прочим и о милостыне: «а теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» (Рим 15:25−26). Одних побуждает примером македонян и коринфян, а других — примером галатийцев: «поступайте так, как я установил, — говорит, — в церквах Галатийских»; им стыдно было бы оказаться ниже галатийцев. Не сказал: я убеждал и советовал, но: «установил», чем выражается большая власть; привел в пример не один город, не два и не три, но целый народ, как делал он и в отношении к догматам: «так, — говорит, — во всех церквах у святых» (1Кор14:33); если же такое убеждение сильно для веры в догматы, то еще сильнее для подражания в делах. Что же, скажи мне, устроил ты? «В первый день недели», т. е. в день воскресный, «каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор16:2). Смотри, как он убеждает их самим временем: этот день сам по себе достаточно располагает к милостыне. Вспомните, говорит, чего вы сподобились в этот день: неизреченные блага, корень и источник нашей жизни получили начало в этот день, и не поэтому только это время располагает к человеколюбию, но и потому, что оно доставляет отдых и свободу от трудов; душа, облегченная от бремени трудов, бывает удобопреклоннее и способнее к милосердию. Кроме того, и причащение в этот день страшных и бессмертных таин производит великую готовность (к подаянию). Итак, в этот день, «каждый из вас», не только тот или другой, но «каждый», беден ли он или богат, жена или муж, раб или свободный, «да полагает у себе сохраняя». Не сказал: пусть приносит в церковь, чтобы им не стыдно было приносить малое, но — пусть, сберегая мало-помалу, увеличивает приношение, и потом покажет его, когда я приду; а до того времени, говорит, отлагай у себя, и дом свой делай церковью, ковчегом, сокровищницей; будь стражем священного имущества, самопоставленным домоправителем бедных; человеколюбие дает тебе это священное право. Знаком этого остается и доныне сосудохранительница.

«Каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние». Смотри опять, как это не трудно. Не сказал: столько-то или столько-то, но: «сколько позволит ему состояние», много ли, мало ли. Не сказал также: сколько кто приобретет, но: «сколько позволит ему состояние», выражая, что приобретение — от Бога. И не этим только способом он делает совет свой удобоисполнимым, но и тем, что не повелевает вносить все в одно время, так как если собирать мало-помалу, то служение и расход делаются нечувствительными.

Потому он и повелевает не тотчас принести, но назначает продолжительный срок и приводит причину: «чтобы не делать сборов, когда я приду», говорит, тогда собрания бывают, т. е. чтобы не делать сборов тогда, когда наступит время взноса. И не без цели предлагает им такое внушение: ожидание Павла должно было возбуждать в них более усердия.

Источник: Гомилия 43 на 1-е послание к Коринфянам


Для чего он это делает? И притом упоминает не об одном, не о двух и не о трех городах, но о целом народе? Для того, чтобы коринфяне оказали бóльшую готовность, и похвала другим возбудила в них ревность.

Источник: Беседа о милостыне.

Феофан Затворник (1815−1894)

О милостыни же, яже ко святым, якоже устроих церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте

Эта милостыня собиралась на иерусалимлян, которые больше всех в начале подвергались лишениям, утеснениям и гонениям. Известен неумолимый фанатизм евреев. Со времени гонения по убиении Стефана первомученика нападения на христиан там не прекращались, и они были тем горше, что совершались по своеволию народа. Святой Павел о собрании на них милостыни получил заповедь от Апостолов, не между прочим, а как первое дело, которое он и старался исполнять со всем усердием.— Святыми названы иерусалимские христиане все, а не особые какие между ними лица. Так обычно именует Апостол христиан, яко освященных благодатию Святого Духа и обет святости давших, и ревнующих о ней. В Галатийских церквах Апостол сделал распоряжение о собрании означенным образом милостыни, во время пребывания своего у них, а не в послании, где об этом не поминается. Помянул об этом Апостол, чтоб раздражить соревнование в коринфянах.

Святой Златоуст говорит на это: «милостынею, λογια, он назвал сбор (на бедных) для того, чтобы тотчас же с самого начала представить это дело легким, ибо, если она должна собираться со всех, то такое установление для каждого становится легким. Указанием на совершаемое другими (галатийцами) он возбуждает их к соревнованию, предлагая им это в виде повествования. Так он поступил и в послании к Римлянам, где, объясняя им причину своего отправления в Иерусалим, говорит между прочим и о милостыне: Ныне же гряду в Иерусалим, служай святым. Благоволиша бо Македония и Ахаиа общение некое сотворити к нищим святым (Рим 15:25−26). Тех располагает к милостыне примером македонян и коринфян (здесь, в послании к Римлянам, он поминает о милостыне, собранной по распоряжению, о коем речь), а этих — примером галатийцев. Им стыдно было оказаться ниже галатийцев.— Якоже устроих в церквах Галатийских. Не сказал: я убеждал, или советовал, но устроих, чем выражается большая власть; привел в пример не один город, не два и не три, но целый народ, как делал он и в отношении к догматам: яко, говорит, во всех церквах святых (1Кор 14:33), ибо если такое убеждение сильно для веры в догматы, то еще сильнее в отношении к делам Что же, скажи мне, устроил ты?»

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских

О сборе же, который бывает на святых, как распорядился я в церквах Галатии, так и вы делайте.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

При сборе же (περί δε της λογίας) для святых поступайте так, как я установил (διέταξα) в церквах Галатийских

Окончив догматическое учение, перешел к главе добродетелей — милостыне. Милостыней называют сбор для того, чтобы облегчить дело в самом его начале. Ибо что было собираемо от многих, то для каждого было легко. Потом побуждает их к соревнованию, повествуя о том, что совершено было другими, как, говорит, сделали галаты. Не сказал: я предложил, но: установил, — что означает большую власть, — дабы ты знал, что это — установление царское, и не пренебрегал этим делом.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 1−4 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут

Ап. дает распоряжение о собирании пожертвований в пользу иерусалимских христиан. Сбор для святых или христиан иерусалимских (может быть Ап. здесь называет иерусалимских христиан просто святыми в виду того особого значения, какое имела Церковь Иерусалимская среди других Церквей ср. 2Кор VIII:4; IX:1, 12) производился в виду того, что иерусалимские христиане более нуждались в помощи, чем другие. Известно, что отступникам от веры отцов, — а таковыми оказывались в Иерусалиме ученики Христовы — всегда трудно живется, трудно достается работа (ср. Иак II:6; V:1−6). И вот, раз на соборе апостольском Павел дал слово заботиться о бедных иерусалимских христианах (Гал II:10; Деян XI:27−30), то он считал своим долгом располагать коринфян к сбору подаяний на бедных христиан иерусалимских. - В первый день недели. т. е. в каждый первый день по истечении недели или после субботы. Это был день воскресный или день Господень. Отсюда видно, что этот день праздновался еще при Апостолах (ср. Деян XX:7). — С письмами, т. е. с рекомендательным письмом в Иерусалим (множ. число επιστολαί имеет значение латинского litterae = письмо). Если прилично будет. Ап. имеет, вероятно, в виду сумму пожертвований. Если пожертвований будет очень много, то, может быть, понадобится его личное участие в их распределении.


Открыть окно