Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 9 стих)

ελαχιστος superl. от μικρος (#1788) малый, маленький; superl. мельчайший, последний. Истинный superl., с последующим gen. сравнения. Praed. пот. с артиклем означает, что подлежащее и сказуемое едины, ικανος (#2653) достаточный, способный, достойный, компетентный, подходящий (TLNT). καλεισθαιpraes.pass. inf. от καλεω (#2813) звать. Эпэкз. inf. объясняет слово ικανος, διοτι (#1484) усиленная форма от οτι, потому что. εδιωξα aor. ind. act. от διωκω (#1503) охотиться, преследовать, гнать.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 9 стих)

15:1−11 Павел начинает свое учение о воскресении верующих обзором свидетельств сведений о Воскресении Иисуса: 1) от церкви (ст. 1,2) 2) от Писаний (ст. 3,4), 3) от свидетелей (ст. 4−7), 4) от самого себя (ст. 8−10) и 5) от всех верующих (ст. 11).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 9 стих)

15:9 Думая о той чести, которая была ему оказана — встретить Спасителя лицом к лицу, — апостол проникается чувством собственного ничтожества. Он думает о том, как он гнал церковь Божью и как, невзирая на это, Господь призвал его быть апостолом. Поэтому он низко склоняется, считая себя наименьшим из апостолов и недостойным называться апостолом.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 9 стих)

Стихи 1−11. В этой главе апостол ставит перед собой задачу доказать учение о воскресении мертвых, категорически отвергавшееся некоторыми коринфянами, ст. 2. То ли они понимали это учение аллегорически, подобно Именею и Филиту, утверждавшим, что воскресение уже было (2Тим 2:17−18), а также некоторым из древних еретиков, понимавших под воскресением перемену образа жизни; то ли они отвергали его как абсурдное с точки зрения человеческого ума и науки. Вероятнее всего последнее. Отвергая его, они тем самым не признавали воздаяния в будущей жизни. Неудивительно, когда язычники и неверующие отрицают эту истину, но когда христиане, имеющие откровение свыше, отвергают учение, так ясно открытое им и имеющее такое большое значение, то это вызывает удивление. Для апостола настало самое время утвердить их в этой истине, так как их колебания в вере в нее грозили потрясти всю их христианскую жизнь. Он начинает с краткого изложения сути Евангелия, которое было проповедано среди них, то есть благой вести о смерти и воскресении Христа. На этом основании зиждется учение о воскресении мертвых. Примечание: Божественные истины доказываются с наибольшей очевидностью, когда рассматриваются в своей взаимосвязи. Надо укрепить основание, тогда надстройка будет крепче держаться. Относительно Евангелия следует отметить:

I. Какое ударение делает на нем апостол (ст. 1−2): Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам...

1. Это было то, что он постоянно проповедовал. Его слово не было то да, то нет, он всегда проповедовал то же самое Евангелие и всегда учил той же самой истине. Его слушатели могли бы это подтвердить. Истина не изменяется в своей сущности, и учители, верно преподающие ее, никогда не противоречат сами себе и не расходятся между собой в понимании ее. Тому, чему Павел учил до этого, он продолжает учить и теперь.

2. Это было то, что они приняли, в чем утвердились, что приняли от всего сердца или, по крайней мере, исповедовали так своими устами. Это было не чуждое для них учение. Это было то самое Евангелие, в котором они стояли до сих пор и в котором должны и дальше стоять. Если они отвергнут эту истину, то лишатся основания своей веры. Примечание: Учение о смерти и воскресении Христа является краеугольным камнем христианства. Удалите это основание, и все здание упадет, и все наши надежды на вечную жизнь тотчас же рухнут. Только опираясь на эту истину, христиане могут выдержать все испытания и остаться верными Богу.

3. Это было то единственное, в чем они могли иметь надежду на спасение (ст. 2), ибо нет ни в ком ином спасения, нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Христа. И нет другого пути к спасению этим именем, кроме как чрез веру в Его смерть и воскресение. Крестная смерть нашего Искупителя и Его победа над смертью составляют источник нашей духовной жизни и наших надежд на вечность, являются спасительными истинами нашей святой религии. Относительно этих спасительных истин заметим следующее:

(1) Они должны прочно удерживаться в душе. Будем держаться исповедания упования неуклонно.., Евр 10:23. Если мы хотим спастись, то спасающие истины Евангелия должны быть твердо зафиксированы в нашей душе, мы должны много размышлять о них, сохранять их и твердо держаться их до конца. Они не спасут нас, если мы не прилепимся к ним, если не предадим себя силе их и не будем держаться их до конца. ...Претерпевший же до конца спасется, Мф 10:22.

(2) Если мы не сохраняем себя в вере в Евангелие, то мы тщетно уверовали. Временная вера никогда не сделает нас лучше. И тщетно исповедуем веру во Христа, если отвергаем воскресение мертвых, ибо это неизбежно включает отрицание и Его воскресения, а отвергая его, мы превращаем христианство в ничто, лишаем себя всякой основы для веры и надежды.

II. В чем заключается суть Евангелия, на чем апостол делает такое ударение. Это было то самое учение, которое он принял сам и им преподал первоначально. Это было учение первостепенной важности, самая необходимая истина, а именно: что Христос умер за грехи наши, был погребен и воскрес, или: Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего, Рим 4:25. Примечание: Смерть и воскресение Христа составляют сущность евангельской истины.

III. Чем подтверждается эта истина:

1. Пророчествами Ветхого Завета. Он умер за наши грехи, по Писанию; был погребен, и воскрес из мертвых по Писанию, согласно пророчествам и прообразам Писания. Таким пророчествам, как Пс 16:10; Ис 53:4−6; Дан 9:26−27; Ос 6:2. Таким прообразам, как Иона (Мф 12:40), как Исаак, о ком апостол сказал, что он был получен из мертвых в предзнаменование, Евр 11:19. Наша вера в Евангелие очень укрепляется, когда мы видим, как она согласуется с древними пророчествами и прообразами.

2. Свидетельством многих очевидцев, видевших Христа после Его воскресения из мертвых. Апостол перечисляет пять отдельных явлений Христа, кроме явления лично ему. Он явился Кифе, то есть Петру, потом двенадцати, потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых многие еще были живы во время написания апостолом этого послания, хотя некоторые уже и почили. Это было в Галилее, Мф 28:10. После этого Он являлся лично Иакову, а потом всем апостолам перед Своим вознесением на небо. Это имело место на горе Елеон, Лк 24:50; Деян 1:2,5−7. Как неоспорима очевидность воскресения Христа, если Его в самое разное время видели так много глаз, если Он, снисходя к слабости одного из Своих учеников, позволил ему прикоснуться к Себе, чтобы исцелить его от сомнений в Своем воскресении! Какое основание имеем мы для доверия свидетельству тех, кто постоянно подтверждал эту истину и, рискуя всем, что было им дорого в этом мире утверждал и распространял ее! Сам Павел был последним из тех, кто удостоился видеть Его. Быть свидетелем воскресения Христа считалось необходимым условием, для того чтобы удостоиться апостольского ранга, Лк 24:48; поэтому, когда Павел был призван на апостольское служение, ему было дано встретиться со Христом. Господь Иисус явился ему на пути в Дамаск, Деян 9:17. Упомянув об этом благоволении к нему, Павел использует его как повод для смиренного отзыва о самом себе. Он пользовался особым Божиим благоволением, но всегда старался сохранить очень скромное мнение о самом себе. Так он поступает и в данном случае:

(1) Отмечая, что он был извергом (ст. 8), то есть был похож на несвоевременно извергнутого из чрева младенца. Возрождение Павла было подобно этому, так как оно произошло внезапно, у него не было предварительного периода созревания к апостольскому служению, как у других апостолов, имевших личное общение с нашим Господом. Он был призван на апостольское служение, когда еще не имел такого общения, когда не созрел для него. Он не знал нашего Господа, не был Его последователем, не проходил подготовку в кругу Его учеников для этого высокого и почетного назначения. Для него это казалось крайне смиряющим обстоятельством.

(2) Признавая, что он был ниже других апостолов. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию, ст. 9. Он считал себя наименьшим из апостолов, потому что был последним из них призван на это служение, а недостойным называться апостолом — потому, что гнал церковь Божию. Хотя он и говорит, что у него ни в чем нет недостатка против высших Апостолов (2Кор 11:5) — в дарах, в благодати, в служении и в страданиях, — однако обстоятельства его призвания побуждали его думать о себе как менее достойном, чем прочие апостолы. Иметь смиренный дух при великих достижениях — это прекрасное украшение для любого человека. Память о его прежних злодеяниях, о его яростном усердии в гонениях против Христа и Его учеников не позволяла ему возгордиться. Примечание: Как легко может Бог превратить зло в добро! Когда благодать Божия делает грешников святыми, Бог использует их воспоминания о свершенных ими в прошлом грехах, для того чтобы сделать их смиренными, усердными и верными.

(3) Приписывая все, что было в нем хорошего, исключительно Божией благодати: Но благодатию Божиею есмь то, что есмь.., ст. 10. Только Бог может сказать о Себе: Я есмь то, что есмь, мы же имеем привилегию говорить: «Благодатью Божией я есмь то, что есмь». Мы ничего не представляем из себя, кроме того, чем сделала нас Божия благодать, и ничего не можем сделать в нашем служении Богу, кроме того, что она в нас делает. Все, что есть доброго в нас, происходит из этого источника. Павел сознавал это, и это сознание смиряло его и делало благодарным Богу. И мы должны следовать его примеру. Более того, хотя Павел и сознавал свое собственное усердие и ревность в служении, так что мог сказать о себе: ...благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился.., — тем не менее он считал себя великим должником Божией благодати: ...не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Примечание: На кого излилась благодать Божия, тот должен заботиться о том, чтобы она не была тщетно принята им. Он должен дорожить этим небесным даром, употреблять и проявлять его в практической жизни. Павел поступал таким образом, и поэтому усердно и успешно трудился. И все же, чем больше он трудился, чем больше делал добра, тем более смиренным становился и тем больше признавал и прославлял Божие благоволение к себе, Его незаслуженную милость.

После этого отступления от темы своих рассуждений Павел вновь возвращается к ней и говорит (ст. 11), что не только он сам, но и все апостолы всегда и везде проповедовали одно и то же Евангелие: Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. Будь то Петр, или Павел, или какой-нибудь другой апостол, все они держались одной и той же истины, рассказывали одно и то же повествование, проповедовали одно и то же учение и подтверждали его одними и теми же доказательствами. Все были единодушны в том, что Иисус Христос, Его страдания и смерть и Его воскресение из мертвых составляют сущность христианства, и все христиане веруют в это. Все апостолы согласны между собой в своем свидетельстве, и все христиане единодушны в своей вере их свидетельству. Этой верой они живут. В этой вере они умирают.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 9 стих)


Чтобы мы познали всю глубину его смиренномудрия, присовокупил: «зане гоних Церковь Божию». Что делаешь, Павел? Господь, по Своему милосердию, простил и загладил все грехи твои, а ты еще помнишь о них? Так, говорит, я знаю и уверен, что Господь разрешил меня (от грехов): но когда подумаю о делах своих и посмотрю на бездну человеколюбия Божия, тогда вполне удостоверяюсь; что (только) благодатию и человеколюбием Его я то, что есмь.

Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 31.

Феофан Затворник (1815−1894)

Аз бо есмь мний Апостолов, иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию

Перечисление очевидцев-свидетелей воскресения кончено. Их так много, что не верить воскресению Господню будет то же, что называть день ночью. Следовало бы теперь сказать только то, что сказал чрез два стиха: так проповедуем, и так вы уверовали. Но, коснувшись себя и своего призвания, Апостол не мог удержаться, чтобы не остановиться на этом и по своему чувству смирения и благодарности, и по цели, с какою приводил свидетельства воскресения. Гоних церковь, говорит, и потому Апостолом не стою именоваться. Сильное выражение смирения; но между тем, если прежде гнал Церковь, а теперь стал проповедником веры, основанием которой служит воскресение Христово, то для всякого отсюда выходило наведение: верно, этот гонитель имел поразительное удостоверение в воскресении, когда из гонителя сделался проповедником веры. Это наведение придавало свидетельству святого Павла о воскресении Христовом высшую цену пред всеми другими; оно и их всех возвышало и венчало собою. Святой Златоуст говорит на это: «Аз есмь, говорит, мний Апостолов. Не сказал: только двенадцати, но и всех прочих (в Еф 3:8 — и всех святых). Все это он говорит как по смирению, так и с тем намерением, дабы расположить слушателей к скорейшему принятию последующих слов. Ибо если бы он вместо этого сказал: вы должны верить мне, что Христос воскрес, потому что я видел Его, и я достовернее всех, — свидетелей, потому что потрудился более всех: то мог бы такими словами оскорбить слушателей. А теперь, изображая наперед обстоятельства, служащие к его уничижению и осуждению, он и смягчает речь свою, и пролагает путь к вере в его свидетельство».

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Антоний Великий (~251−~356)

Если вы получите от Бога прощение в грехах ваших, то не забывайте себя, чтобы плоды вашего покаяния не сделались бесполезными для вас, но подражайте учителю вселенной апостолу Павлу, который, удостоившись видеть явившегося ему Бога и слышать голос Его, не забыл самого себя и помнил прежнее свое неразумие, забытое уже Милосердым Богом, но открыто говорил: гоних церковь Божию. Есть у него и другие подобные признания.

Источник: Письма к монахам

Августин (354−430)

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию

Этот самый наименьший из апостолов Твоих, в устах которого прозвенели эти Твои слова, предпочел называться не Савлом, как раньше, а Павлом в знак великой победы: он, воин, сразил гордость проконсула Павла, подвел его под легкое иго Христа и привел в подданство великому Царю. Крепче поражается враг от человека, которого он крепко держал и через которого многих держал.

Источник: Исповедь.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию

Сам о себе произносит суд: я, говорит, меньший не только двенадцати, но и всех прочих. Смотри, здесь напоминает о тех грехах, от которых избавился через крещение, для того, чтобы показать, какую благодать получил от Бога. Для чего же, выставляя сам себя свидетелем Воскресения Христова, так как Он явился и ему, перечисляет свои недостатки? Для того, чтобы заслужить более доверия. Ибо кто по сущей справедливости изложил собственные недостоинства, тот не будет напрасно говорить в пользу иного.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию

Если это признает апостол, насколько больше должен признавать грешник? Ибо обвинитель должен быть справедлив к себе в первую очередь. Следовательно, если праведный готов обвинять себя, то насколько больше это подобает грешнику?

Источник: Трактат на Псалмы (Пс 135).


Горе тому, кто упрекает создателя своего; горе тому, кто говорит отцу: зачем ты породил меня? Или матери: зачем ты родила меня? Это к тем относится, которые говорят: почему я таким создан, что не могу вечно быть без греха? Почему был создан такой сосуд, что я не остаюсь твердым, как сталь, ко всякому прикосновению, а глиняным и хрупким? Давайте устыдимся и скажем, что так говорят те, кто только добивается награды. Возможно ли нам говорить, что грешники помещены на земле в хрупком и смертном теле, когда мы видим, что святые беседуют на небесах и даже одарены нетленностью и бессмертием? А вы говорите, что путь Господа не прямой, хотя ваши пути кривые.

Источник: Беседы против пелагиан.

Амвросиаст (IV в.)

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию

Павел умаляет себя по сравнению с другими во временном отношении. Поскольку по времени меньший, а не по достоинству.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 9−10 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною

Свою неподготовленность к апостольскому служению Ап. подтверждает указанием на то, что он был гонителем Церкви Христовой. Наименьший из Апостолов — это говорит о себе Ап. по чувству смирения. Мало того, в посл. к Еф он называет себя наименьшим из христиан (Еф III:8). — Что есмь, т. е. я стал христианином, Апостолом и, наконец, Апостолом целого языческого мира. — Более всех их — конечно, больше всех Апостолов, взятых вместе. Ср. Рим XV:19. — Потрудился. Это выражение обозначает не только самый процесс работы, а указывает и на ее результаты (ср. Ин IV:38). Ап. Павел уже тогда мог сказать о себе, что его проповедь имела большие результаты, чем проповедь всех Апостолов. — Благодать… со мною. Ап. однако не забывает, что во всех его делах ему помогала вседейственная благодать Божия.

См. также Толкование на 1Кор 15:1


Открыть окно