Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 8 стих)

εσχατον (#2274) adv. после (всех). Имеется в виду, что Павел последний, удостоившийся подобного явления, или последний из апостолов, или же он говорит о себе как о меньшем из всех апостолов (РАА, 105). ωσπερει (#6062) подобно, как, как будто. εκτρωμα (#1765) недоношенный ребенок, несвоевременный ребенок, ребенок, родившийся раньше положенного срока, выкидыш (TLNT; NDIEC, 2:81-82; GELTS, 142; BAGD; Peter von der Osten-Sacken, "Die Apologie des pin Apostolats in 1 Kor 15, 1-11", ZNW 64 [1973]: 245-62; Markus Schaefer, "Paulus: 'Fehlgeburt' oder 'unverniinftiges Kind' — Ein Interpretationsvorschlag zu 1 Kor 15,8", ZNW 85 [1994]: 207-17; TDNT; EDNT; DPL, 49-51). Этот термин использовался для описания результата родов и относился к случаям, когда у ребенка не было сил, чтобы выжить самому, и требовалось божественное вмешательство, чтобы поддержать в нем жизнь. Это слово подчеркивает слабость Павла и его зависимость от Божьей благодати (РАА, 104-105; Schlatter). Может также относиться к внезапному и сверхъестественному обращению Павлу в христианетво и началу его апостольского служения (TLNT, 1:466). καμοι = και εμοι dat. от καγω(#2743) мне также.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 8 стих)

15:1−11 Павел начинает свое учение о воскресении верующих обзором свидетельств сведений о Воскресении Иисуса: 1) от церкви (ст. 1,2) 2) от Писаний (ст. 3,4), 3) от свидетелей (ст. 4−7), 4) от самого себя (ст. 8−10) и 5) от всех верующих (ст. 11).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 8 стих)

15:8 Затем Павел сообщает о своей встрече с воскресшим Христом. Это произошло на дороге в Дамаск, когда он увидел великий свет с небес и встретил прославленного Христа лицом к лицу. «Изверг» в Синодальном переводе и «незаконнорожденный» в оригинале означает «выкидыш» или «рожденный преждевременно». Вайн объясняет это тем, что Павел говорил о себе как о низшем по сравнению с остальными апостолами, так же как рожденный преждевременно уступает доношенному младенцу. Оглядываясь на прошлую жизнь, когда он был гонителем Церкви, он использует это слово для самопорицания.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 8 стих)

Стихи 1−11. В этой главе апостол ставит перед собой задачу доказать учение о воскресении мертвых, категорически отвергавшееся некоторыми коринфянами, ст. 2. То ли они понимали это учение аллегорически, подобно Именею и Филиту, утверждавшим, что воскресение уже было (2Тим 2:17−18), а также некоторым из древних еретиков, понимавших под воскресением перемену образа жизни; то ли они отвергали его как абсурдное с точки зрения человеческого ума и науки. Вероятнее всего последнее. Отвергая его, они тем самым не признавали воздаяния в будущей жизни. Неудивительно, когда язычники и неверующие отрицают эту истину, но когда христиане, имеющие откровение свыше, отвергают учение, так ясно открытое им и имеющее такое большое значение, то это вызывает удивление. Для апостола настало самое время утвердить их в этой истине, так как их колебания в вере в нее грозили потрясти всю их христианскую жизнь. Он начинает с краткого изложения сути Евангелия, которое было проповедано среди них, то есть благой вести о смерти и воскресении Христа. На этом основании зиждется учение о воскресении мертвых. Примечание: Божественные истины доказываются с наибольшей очевидностью, когда рассматриваются в своей взаимосвязи. Надо укрепить основание, тогда надстройка будет крепче держаться. Относительно Евангелия следует отметить:

I. Какое ударение делает на нем апостол (ст. 1−2): Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам...

1. Это было то, что он постоянно проповедовал. Его слово не было то да, то нет, он всегда проповедовал то же самое Евангелие и всегда учил той же самой истине. Его слушатели могли бы это подтвердить. Истина не изменяется в своей сущности, и учители, верно преподающие ее, никогда не противоречат сами себе и не расходятся между собой в понимании ее. Тому, чему Павел учил до этого, он продолжает учить и теперь.

2. Это было то, что они приняли, в чем утвердились, что приняли от всего сердца или, по крайней мере, исповедовали так своими устами. Это было не чуждое для них учение. Это было то самое Евангелие, в котором они стояли до сих пор и в котором должны и дальше стоять. Если они отвергнут эту истину, то лишатся основания своей веры. Примечание: Учение о смерти и воскресении Христа является краеугольным камнем христианства. Удалите это основание, и все здание упадет, и все наши надежды на вечную жизнь тотчас же рухнут. Только опираясь на эту истину, христиане могут выдержать все испытания и остаться верными Богу.

3. Это было то единственное, в чем они могли иметь надежду на спасение (ст. 2), ибо нет ни в ком ином спасения, нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Христа. И нет другого пути к спасению этим именем, кроме как чрез веру в Его смерть и воскресение. Крестная смерть нашего Искупителя и Его победа над смертью составляют источник нашей духовной жизни и наших надежд на вечность, являются спасительными истинами нашей святой религии. Относительно этих спасительных истин заметим следующее:

(1) Они должны прочно удерживаться в душе. Будем держаться исповедания упования неуклонно.., Евр 10:23. Если мы хотим спастись, то спасающие истины Евангелия должны быть твердо зафиксированы в нашей душе, мы должны много размышлять о них, сохранять их и твердо держаться их до конца. Они не спасут нас, если мы не прилепимся к ним, если не предадим себя силе их и не будем держаться их до конца. ...Претерпевший же до конца спасется, Мф 10:22.

(2) Если мы не сохраняем себя в вере в Евангелие, то мы тщетно уверовали. Временная вера никогда не сделает нас лучше. И тщетно исповедуем веру во Христа, если отвергаем воскресение мертвых, ибо это неизбежно включает отрицание и Его воскресения, а отвергая его, мы превращаем христианство в ничто, лишаем себя всякой основы для веры и надежды.

II. В чем заключается суть Евангелия, на чем апостол делает такое ударение. Это было то самое учение, которое он принял сам и им преподал первоначально. Это было учение первостепенной важности, самая необходимая истина, а именно: что Христос умер за грехи наши, был погребен и воскрес, или: Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего, Рим 4:25. Примечание: Смерть и воскресение Христа составляют сущность евангельской истины.

III. Чем подтверждается эта истина:

1. Пророчествами Ветхого Завета. Он умер за наши грехи, по Писанию; был погребен, и воскрес из мертвых по Писанию, согласно пророчествам и прообразам Писания. Таким пророчествам, как Пс 16:10; Ис 53:4−6; Дан 9:26−27; Ос 6:2. Таким прообразам, как Иона (Мф 12:40), как Исаак, о ком апостол сказал, что он был получен из мертвых в предзнаменование, Евр 11:19. Наша вера в Евангелие очень укрепляется, когда мы видим, как она согласуется с древними пророчествами и прообразами.

2. Свидетельством многих очевидцев, видевших Христа после Его воскресения из мертвых. Апостол перечисляет пять отдельных явлений Христа, кроме явления лично ему. Он явился Кифе, то есть Петру, потом двенадцати, потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых многие еще были живы во время написания апостолом этого послания, хотя некоторые уже и почили. Это было в Галилее, Мф 28:10. После этого Он являлся лично Иакову, а потом всем апостолам перед Своим вознесением на небо. Это имело место на горе Елеон, Лк 24:50; Деян 1:2,5−7. Как неоспорима очевидность воскресения Христа, если Его в самое разное время видели так много глаз, если Он, снисходя к слабости одного из Своих учеников, позволил ему прикоснуться к Себе, чтобы исцелить его от сомнений в Своем воскресении! Какое основание имеем мы для доверия свидетельству тех, кто постоянно подтверждал эту истину и, рискуя всем, что было им дорого в этом мире утверждал и распространял ее! Сам Павел был последним из тех, кто удостоился видеть Его. Быть свидетелем воскресения Христа считалось необходимым условием, для того чтобы удостоиться апостольского ранга, Лк 24:48; поэтому, когда Павел был призван на апостольское служение, ему было дано встретиться со Христом. Господь Иисус явился ему на пути в Дамаск, Деян 9:17. Упомянув об этом благоволении к нему, Павел использует его как повод для смиренного отзыва о самом себе. Он пользовался особым Божиим благоволением, но всегда старался сохранить очень скромное мнение о самом себе. Так он поступает и в данном случае:

(1) Отмечая, что он был извергом (ст. 8), то есть был похож на несвоевременно извергнутого из чрева младенца. Возрождение Павла было подобно этому, так как оно произошло внезапно, у него не было предварительного периода созревания к апостольскому служению, как у других апостолов, имевших личное общение с нашим Господом. Он был призван на апостольское служение, когда еще не имел такого общения, когда не созрел для него. Он не знал нашего Господа, не был Его последователем, не проходил подготовку в кругу Его учеников для этого высокого и почетного назначения. Для него это казалось крайне смиряющим обстоятельством.

(2) Признавая, что он был ниже других апостолов. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию, ст. 9. Он считал себя наименьшим из апостолов, потому что был последним из них призван на это служение, а недостойным называться апостолом — потому, что гнал церковь Божию. Хотя он и говорит, что у него ни в чем нет недостатка против высших Апостолов (2Кор 11:5) — в дарах, в благодати, в служении и в страданиях, — однако обстоятельства его призвания побуждали его думать о себе как менее достойном, чем прочие апостолы. Иметь смиренный дух при великих достижениях — это прекрасное украшение для любого человека. Память о его прежних злодеяниях, о его яростном усердии в гонениях против Христа и Его учеников не позволяла ему возгордиться. Примечание: Как легко может Бог превратить зло в добро! Когда благодать Божия делает грешников святыми, Бог использует их воспоминания о свершенных ими в прошлом грехах, для того чтобы сделать их смиренными, усердными и верными.

(3) Приписывая все, что было в нем хорошего, исключительно Божией благодати: Но благодатию Божиею есмь то, что есмь.., ст. 10. Только Бог может сказать о Себе: Я есмь то, что есмь, мы же имеем привилегию говорить: «Благодатью Божией я есмь то, что есмь». Мы ничего не представляем из себя, кроме того, чем сделала нас Божия благодать, и ничего не можем сделать в нашем служении Богу, кроме того, что она в нас делает. Все, что есть доброго в нас, происходит из этого источника. Павел сознавал это, и это сознание смиряло его и делало благодарным Богу. И мы должны следовать его примеру. Более того, хотя Павел и сознавал свое собственное усердие и ревность в служении, так что мог сказать о себе: ...благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился.., — тем не менее он считал себя великим должником Божией благодати: ...не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Примечание: На кого излилась благодать Божия, тот должен заботиться о том, чтобы она не была тщетно принята им. Он должен дорожить этим небесным даром, употреблять и проявлять его в практической жизни. Павел поступал таким образом, и поэтому усердно и успешно трудился. И все же, чем больше он трудился, чем больше делал добра, тем более смиренным становился и тем больше признавал и прославлял Божие благоволение к себе, Его незаслуженную милость.

После этого отступления от темы своих рассуждений Павел вновь возвращается к ней и говорит (ст. 11), что не только он сам, но и все апостолы всегда и везде проповедовали одно и то же Евангелие: Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. Будь то Петр, или Павел, или какой-нибудь другой апостол, все они держались одной и той же истины, рассказывали одно и то же повествование, проповедовали одно и то же учение и подтверждали его одними и теми же доказательствами. Все были единодушны в том, что Иисус Христос, Его страдания и смерть и Его воскресение из мертвых составляют сущность христианства, и все христиане веруют в это. Все апостолы согласны между собой в своем свидетельстве, и все христиане единодушны в своей вере их свидетельству. Этой верой они живут. В этой вере они умирают.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 8 стих)

Василий Великий (329/30−379)

а после всех явился и мне, как некоему извергу

Итак, мы веруем и исповедуем… что, в третий день восстав из мертвых по Писаниям, [Христос] явился святым Своим ученикам и прочим, как написано, восшел на небеса и сидит одесную Отца, откуда придет при скончании сего века воскресить всех и воздать каждому по его делам

Источник: О вере.

Феофан Затворник (1815−1894)

Последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне

Выслушав все сказанное доселе, мог иной подумать: ты все говоришь по слухам Слух — не верный свидетель. Чтоб этого кто не сказал, или чтобы кто-либо сам себя не смутил такими мыслями, святой Апостол выставляет и себя очевидцем и свидетелем воскресения Господня, придав словам своим обычную ему скромность в образе мыслей (Феодорит). Изверг — не злодей, а выкидыш. «Уподобляет себя выкинутому зародышу, который не включается и в число людей» (Феодорит). «Что хочет он сказать здесь такими смиренномудрыми словами, и по какому поводу? Если он хочет показать себя достоверным и причислить себя к свидетелям воскресения, то следовало бы сделать противное, следовало бы превознести и возвеличить себя, как он делает во многих местах, когда требуют обстоятельства. Но здесь он унижает себя потому, что намеревается сделать то же самое, только не вдруг, а с свойственным ему благоразумием. Ибо, уничижив наперед себя и высказав на себя много укоризн, он потом возвеличивает дела свои. Для чего? — Для того, чтобы когда он скажет о себе великое и высокое изречение: паче всех потрудихся, слова его были несомненными и приняты, как бы сказанные по ходу речи. Кто говорит что-нибудь великое о других, тот говорит смело и дерзновенно, а кто принужден хвалить самого себя, особенно когда представляет себя в свидетели, тот стыдится и краснеет. Потому и этот блаженный муж наперед уничижает, а потом возвеличивает себя. Он делает это как для того, чтобы смягчить неприятность самохваления, так и для того, чтобы сделать чрез то достоверными следующие слова свои; ибо, сказав неложно о том, что достойно осуждения, и не скрыв ничего такого, например что он гнал Церковь, что истреблял веру, он делает чрез то несомненными и достохвальными дела свои. И смотри, как велико его смиренномудрие. Сказав: последи же всех явися и мне, он не удовольствовался этим, — ибо мнози будут, говорит Господь, последни первии и перви последнии (Мф 19:30), — но присовокупляет: яко некоему извергу; и на этом не останавливается, но присоединяет собственное осуждение, и приводит причину» (святой Златоуст).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

А после всех явился и мне, как некоему извергу

Это слово смиренномудрия. Смирение же сие употребил благоразумно, для того, чтобы, когда скажет о себе высокое: я более всех их потрудился (ст.10), ему не отказали в вере, как самохвалу. Извергом в собственном смысле называется недоношенное дитя, которое женщина выкидывает. Поскольку называет себя недостойным апостольского звания и человеком отверженным (ст.9), то назвал извергом, как недозрелого по отношению к апостольскому достоинству. Некоторые же под извергом разумели позднее рождение, так как Павел — последний из апостолов. Но Павла не уничижает то, что он последний увидел Господа. Ибо и Иаков не ниже прочих пятисот, от того, что увидел Господа позже, чем они.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

А после всех явился и мне, как некоему извергу

Апостол уподобляет себя выкинутому зародышу, который не относится к числу людей.

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

а после всех явился и мне, как некоему извергу

Явился ему сначала на пути как свет с неба, а затем молящемуся в Храме. Извергом себя назвал, поскольку поздно родился во Христе и апостольство воспринял, когда уже Христос во плоти был вознесен на небо.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

а после всех явился и мне, как некоему извергу

Бывшее ему лично явление Воскресшего Ап. ставит на одном уровне с другими явлениями. Следов., это не было внутренним событием из его личной жизни, а действительным явлением. — Извергом (έκτρωμα) назывался ребенок, который родился до срока и притом извлечен был из чрева матери, можно сказать, насильственно, путем операции. Другие Апостолы упали как созревшие плоды с дерева иудейства и попали в кошницу Христову, между тем как Ап. Павел вырван был из недр иудейства насильственно, Самим Христом, не будучи подготовлен к тому, чтобы стать Его Апостолом.

См. также Толкование на 1Кор 15:1


Открыть окно