Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 45 стих)

γεγραπται perf. ind. pass, от γραφω (#1211) писать. Perf. указывает на непреходящий авторитет написанного: "остается написано" (ММ), εγενετο aor. ind. med. (dep.) от γινομαι (#1181) становиться, с последующим предл. с асс. на месте praed. пот.: "первый Адам стал душой живущей" (МН, 462; BD, 86; KSV, 64). ζωσαν aor. act. part, (adj.) от ζαω (#2409) жить, ζφοποιουν praes. act. part, (adj.) от ζωοποιεω (#2443) оживлять; part, дающий жизнь. Христос стал дарителем жизни благодаря Своей деятельности по спасению человечества (Morris).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 45 стих)

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 45 стих)

15:45 Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. Опять первый человек Адам противопоставляется здесь Господу Иисусу Христу. Бог вдохнул в ноздри Адама дыхание жизни, и он стал душою живою (Быт 2:7). Все, кто произошел от него, унаследовали его качества. Последний Адам, Спаситель, стал духом животворящим (Ин 5:21.26). Различие в том, что в первом случае Адаму была дана физическая жизнь, тогда как во втором случае Христос дает вечную жизнь другим. Эрдман объясняет:

«Как потомки Адама, мы подобны ему: живые души, обитающие в смертных телах и похожие на земных родителей. Но как последователи Христа, мы будем облечены в бессмертные тела и преобразимся в образ нашего Небесного Господа». (Erdman, First Corinthians, p. 148.)


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 45 стих)

Стихи 35−50. Теперь апостол переходит к ответам на правдоподобные и принципиальные возражения против учения о воскресении мертвых (ст. 35): Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Это возражение состоит из двух частей. Как воскреснут мертвые? то есть «Каким образом? Как они могут быть воскрешены? Какой силой?» Среди язычников и, кажется, среди саддукеев также бытовало убеждение, будто сделать смертного человека бессмертным или воскресить мертвого выходит за пределы Божией силы. Подобные люди были, наверно, и среди коринфян. Вторая часть возражения касается состояния тел воскресших: «В каком теле придут? В том же самом, в той же форме, с теми же членами, с тем же ростом и комплекцией, или в другом?» Первое возражение исходило от тех, кто выступал против учения о воскресении, а второе от тех, кто сомневался в нем и хотел объяснений по нему.

I. Отвечая на первое возражение, Павел говорит, что воскресение мертвых будет осуществлено божественной силой, той самой силой, проявляющейся подобным образом из года в год в возрождении умершего зерна, чего они все являются очевидцами: Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет, ст. 36. Зерно должно сначала умереть, прежде чем оно сможет ожить и дать новый росток. Оно не просто дает ростки, после того как умирает, но оно должно умереть, чтобы снова ожить. И как глупо сомневаться в том, что некогда умерший человек может снова ожить действием той же силы, которая ежегодно возрождает мертвое зерно. Такова сущность ответа Павла на первое возражение.

II. Но на второе возражение апостол отвечает более пространно.

1. Он начинает с наблюдения того, какая перемена происходит в посеянном зерне: И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Каждое посеянное семя имеет свое тело, соответствующее его роду. Совершенно ясно, что в этом проявляется божественная сила, хотя нам и не понятно, каким образом она действует, так же как непонятно, как мертвый воскрешается к жизни. Ясно, что в посеянном зерне происходят большие изменения, и, как подразумевается в данном отрывке, такие же изменения будет претерпевать и мертвое тело, когда оно воскреснет к новой жизни.

2. Далее апостол продолжает свои наблюдения и замечает, что как между растениями, так и между другими телами существует большая разница.

(1) Между телами плоти: Не всякая плоть такая же плоть, но иная плоть — у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц, ст. 39.

(2) Между небесными и земными телами также существует разница. Более того:

(3) Сами небесные тела разнятся в славе: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе, ст. 41. Все это должно наводить нас на мысль, что тела умерших после их воскресения изменятся настолько, что будут соответствовать небесной обстановке, и что между телами умерших при их воскресении будет такая же разница в славе, как между солнцем, луной и звездами, и даже как между отдельными звездами. Все это говорит нам о том, что воскресить мертвого, восстановить его разложившееся тело так же легко для Бога, как создать из одного и того же материала такое огромное многообразие видов животного и растительного мира, небесных и земных тел. И может ли Он, сотворив из одинаковых элементов такое многообразие существ, оказаться неспособным воскресить умерших? Исходя из вышесказанного 3. Апостол переходит непосредственно к рассматриваемому вопросу: Так и при воскресении мертвых..; так (как растение вырастает из разложившегося зерна), так что тела будут уже не земными, но небесными, и при этом будут различаться друг от друга по степени славы, как отличаются между собою разные звезды. Кроме того, апостол отмечает следующие моменты:

(1) Сеется в тлении, восстает в нетлении. Похоронить умерших равносильно тому, чтобы посеять их; погребение тела подобно преданию семени земле, чтобы оно могло снова ожить. Наши тела, будучи тленными, когда сеются в земле, подвергаются гниению и разложению и превращаются в прах. Когда же мы воскреснем, наши тела будут освобождены от власти смерти и уже никогда не будут подвергаться тлению.

(2) Сеется в уничижении, восстает в славе. Наше тело в настоящее время является уничиженным, Флп 3:21. Ничего нет более отвратительного, чем мертвое тело, оно бросается в могилу, как разбитый, ни на что не годный сосуд. Но при воскресении оно облечется в славу, будет подобно славному телу нашего Спасителя; оно очистится от праха земного и станет эфемерной субстанцией, просияет славой, подобной Его славе.

(3) Сеется в немощи, восстает в силе. Оно лежит в земле, жалкое и беспомощное, всецело преданное власти смерти, лишенное всех жизненных способностей, всякой силы, совершенно не способное двинуться или шелохнуться. Но когда мы воскреснем, небесная жизнь и энергия вольются в наше тело.

(4) Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Тело душевное приспособлено к низшим условиям земной жизни, оно реагирует на удовольствия и наслаждения ее, которые очень грубы по сравнению с небесным состоянием и небесными удовольствиями. Но когда мы воскреснем, наши тела будут совершенно иными, они станут духовными. Это не значит, что тело превратится в дух; такое представление противоречит нашим понятиям, так как оно равносильно утверждению, будто тело превращается в то, что не является телом, что материя стала нематериальной. Поэтому это выражение следует понимать только в смысле сравнения. При воскресении наши тела будут очищены до самой высшей степени, станут светлыми, легкими, и хотя они не превратятся в духов но станут способными общаться с совершенными духами. Неужели Богу трудно превратить наши тленные, уничиженные, немощные, душевные тела в нетленные, славные, сильные и духовные тела, подобно тому как в начале Он сотворил материю из ничего, а потом из одной и той же материи создал такое многообразие существ как на земле, так и на небе? Для Бога все возможно, и нет ничего невозможного для Него.

4. Павел иллюстрирует сказанное сравнением первого и второго Адама: Есть тело душевное, есть тело и духовное, — говорит он и затем приводит ряд сравнений между тем и другим.

(1) Как мы имеем естественное тело в этом мире, тело душевное, унаследованное от первого Адама, так от второго Адама ожидаем тела духовного.

(2) Эта разница отражает разницу между характерами этих двух личностей: «первый человек Адам стал душою живущею», то есть таким же существом, как и мы, наделенным способностью производить подобных себе, сообщать им такую же природу и такое же тело, как у него, не другое и не лучшее. А последний Адам есть дух животворящий, Он есть воскресение и жизнь, Ин 11:25. Он имеет жизнь в Самом Себе и оживляет, кого хочет, Ин 5:20−21. Первый человек из земли, то есть сотворен из земли, поэтому он земной (перстный). Но второй человек — Господь с неба; Он есть Тот, Кто сходит с небес и дает жизнь миру (Ин 6:33), Он есть сшедший с небес, и в то же время сущий на небесах (Ин 3:13), Господь неба и земли. Если первый Адам смог передать нам естественное, душевное тело, то неужели второй Адам не может сделать наши тела духовными?

(3) Прежде чем мы сможем получить духовное тело от второго Адама, необходимо иметь душевное тело от первого, ст. 49; мы должны сначала носить образ перстного, прежде чем сможем носить образ небесного. Такой порядок установил Бог в провидении Своем. Мы должны носить унаследованные от первого Адама немощные, бренные, смертные тела, прежде чем, посредством оживотворяющей силы второго Адама, сможем облечься в сильные, духовные, бессмертные тела. Мы должны умереть, прежде чем сможем жить, чтобы никогда уже не умирать.

(4) Однако если мы Христовы, истинно верующие в Него (так как все эти рассуждения относятся к воскресению святых), то мы обязательно будем носить духовные тела, как сейчас носим наши естественные, или душевные. Будучи сынами первого Адама, перстными, мы носим образ перстного; будучи же сынами второго Адама, мы будем иметь тела, подобные Его телу, небесные, и будем носить Его небесный образ. Как суждено нам носить один образ, так же будем носить и другой. Мертвые во Христе не только воскреснут, но и будут прославлены.

5. Суммируя все вышесказанное, Павел указывает причину необходимости такого изменения тел (ст. 50): Но то скажу вам, братия, что и плоть кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Естественное тело есть плоть и кровь и как таковое является тленным, подверженным разрушению, разложению и гниению. Но таковые тела не могут наследовать небесного Царства, так как это означало бы, будто тление наследует нетление, что противоречиво само в себе. Небесное наследство нетленное и неувядающее, 1Пет 1:4. Как же могут владеть им плоть и кровь, тленные и увядающие? Тело должно прежде превратиться в нетленное, вечно существующее, чтобы быть в состоянии овладеть небесным наследством. Поэтому тела святых при своем воскресении будут совершенно изменены по сравнению с теми, какими они являются в настоящее время, станут намного лучше прежних. Сейчас они тленные, а тогда будут нетленными, славными, духовными телами, соответствующими небесному состоянию и небесному миру, где они будут вечно обитать и пользоваться своим вечным наследием.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 45 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 45−46 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное

«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1Кор15:45). Первое действительно написано (Быт 2:7), а последнего не написано: как же (апостол) сказал: «так и написано»? Он вывел это из событий, как и часто делает. Так обыкновенно поступают и пророки; например, пророк сказал, что «Иерусалим наречется град истинный» (Зах 8:3), однако он не назывался так. Что же?

Неужели пророк сказал неправду? Нет, он говорит, делая вывод из событий. Также: Христос наречется Еммануил (Ис 7:14), и однако Он не назывался так; но дела дают Ему это название. Так и здесь: «а последний Адам есть дух животворящий».

(Апостол) сказал это для того, чтобы ты знал, что уже есть знамения и залоги как настоящей, так и будущей жизни: настоящей — Адам, а будущей — Христос Так как лучшие (блага) он поставляет в надеждах, то теперь доказывает, что начало их уже пришло, что корень и источник их уже явились. Если же корень и источник для всех очевидны, то не должно сомневаться и о плодах. Потому он и говорит: «последний Адам в дух животворящ»; и в другом месте: «оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». (Рим 8:11).

Следовательно, животворить — дело Духа. Потом, чтобы кто не сказал: почему худшее прежде, и почему душевное сбылось все, а не в начатке только, духовное же только в начатке, — (апостол) выражает, что таков порядок того и другого. «Но не прежде, — говорит, — духовное, но душевное, потом же духовное» (1Кор15:46).

Не говорит — почему, но довольствуется указанием на распоряжение Божие, имея свидетелем превосходства домостроительства Божия опыт событий и через то доказывая, что все с нами происходит к лучшему, а вместе с тем придает еще более достоверности словам своим. Если сбылось худшее, то тем более надобно ожидать лучшего.

Источник: Гомилия 41 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Тако и писано есть: бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ

Что Адам бысть в душу живу, это написано в книге Бытия 2, 7, — а что Господь Спаситель бысть в дух животворящ, этого нигде не написано слово в слово так. Посему святой Павел или говорит это от себя, прилагая к сказанному в Писании, без обозначения, где кончилось слово Писания и где началось его собственное: для нас и в таком случае это будет слово Божие; или он совмещает в этом слове смысл многих изречений Писания о грядущем Избавителе, яко преизобильнейшем помазаннике от Духа, — как то: помаза тя, Боже, Бог Твой елеем радости (символ Духа) паче причастник твоих (Пс 44:8); еще: почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, и проч. (Ис 11:2−3); также: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя, и проч. (Ис 61:1). И о рождении Его сказано: Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя (Лк 1:35); и во время крещения сошел на Него Дух в виде голубине. Или, как говорит святой Златоуст и все наши, он взял это из события: таким явился Господь, что о Нем надлежало сказать, что Он бысть в дух животворящ. Вот слова святого Златоуста: «Первое (то есть бысть Адам в душу живу) действительно написано, а последнего не написано; как же Апостол сказал: писано есть? — Он вывел это из событий, как и часто делает. Так обыкновенно поступают и пророки; например, пророк сказал, что Иерусалим наречется град истинный (Зах 8:3); однако он не назывался так. Что же? Неужели пророк сказал неправду? — Нет, он говорит о названии посредством событий. Так же: Христос наречется Эммануил (Ис 7:14); и однако же он не назывался так; но дела дают Ему это название. Так и здесь».

Но какая мысль у Апостола в сих словах? — Он указывает на два периода бытия человечества, представителями коих служит душевный Адам первый и животворимый Духом Христос — Адам второй. Свойство того и другого периода означает после, а здесь только указывает на представителей, как бы так: бысть Адам в душу живу, — вот тебе человек душевный, и тело душевное, а второй Адам — в дух животворящ, — вот тебе человек, животворимый Духом, и тело духовное. Вникни, что значит тот и другой, и поймешь, что есть тело душевное, и что духовное, и почему в будущем веке уместно быть только телу с последним свойством, то есть духовному. Фотий у Экумения пишет: «Не колеблись, говорит, в вере, что нынешние душевные тела наши тогда соделаются духовными. Имеем уже тому доказательства. Адам имел душевное тело, а Христос имел тело духовное, бывшее приятелищем всей полноты Святого Духа. Это показывает пребывший на Нем голубь. Ибо поколику Иисус Христос есть и познается человеком, Он есть вместилище Духа, хотя Дух с Ним, поколику Он есть и познается Богом, пребывает в едином Божеском существе». То же говорит и святой Златоуст: «Апостол сказал это для того, дабы ты знал, что уже знамения и залоги как настоящей, так и будущей жизни: настоящей — Адам и будущей — Христос Так как лучшие блага он поставляет в будущем, то теперь доказывает, что начало их уже пришло, что корень и источник их уже явились. Если же корень и источник для всех очевидны, то не должно сомневаться и о плодах. Посему он и говорит: последний Адам в дух животворящ; и в другом месте: оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом Его в нас (Рим 8:11)».

Настоящую мысль Апостола определенно представить очень трудно. Но очевидно, что, по нему, в лице Христа Спасителя человечество начинает новую жизнь не душевно только, но и телесно, так как это явилось и в Нем самом. Когда явился Господь Иисус Христос, все люди были, по первому Адаму, душевны. Он первый бысть в Дух животворящ. Но Он чрез воскресение и вознесение на небо стал Главою нового человечества, от Него рождаемого. Характеристическая черта сего нового человечества есть духовность, — то, что оно носит в себе Духа Божия; Сей Дух есть залог будущего оживления и тела, которое явится тогда одуховленным. Духовные тела готовятся в области душевного Адама; явятся же в духовной славе в свое время. Надлежит совсем прекратиться сему душевному периоду. Прежде качествовала в человечестве одна душевность; от Христа Спасителя из душевного, благодатию Духа, образуется человечество духовное; во второе Его пришествие душевность престанет, воссияет духовность. Всему свое время!

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Августин (354−430)

Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий

Первый человек Адам сотворен был душою живою… О животных же сказано: да произведет земля душу живую (Быт 1:24). Понятно, что о теле говорится, что оно подобно другим животным, потому что подвержено тлению смерти. Оно каждый день обновляется пищей, но когда жизнь обрывается, разлагается. Тело же духовное, которое уже с Духом, бессмертно.

Источник: Послания.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий

Первое точно написано (Быт 2:7), а второе не написано; но поскольку оно случилось по связи событий, то говорит, что написано. Подобно и пророк (Зах 8:3) сказал об Иерусалиме, что он назовется городом правды; но он буквально не был так назван. Евангелие назвало Господа Эммануилом (Мф 1:23); однако Он не назывался так, но дела дают Ему такое название. Итак, первый Адам был человек душевный, то есть имел тело, управляемое душевными силами; а последний Адам, Господь, дух животворящий. Не сказал: «в Духе живущий», но выразил нечто большее: животворящий. Ибо Господь имел Духа Святого, существенно соприсущего Ему; Им Он оживлял Свою плоть; Им же и нам даровал нетление. Итак, в первом Адаме мы получили залог настоящей тленной жизни, а во Христе — будущей.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Экумений († X в.)

Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий

Христос обладал духовным телом, полностью приняв присутствие Святого Духа. И об этом свидетельствует голубь, пребывающий на Нем (Ин 1:32). Ведь потому, что Господь есть и мыслится человеком, Он обладал действием Утешителя, а не потому, что Он есть и мыслится Богом. И заметь, что дух есть животворящий.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий

Апостол подтверждает существование двоякого тела ссылкою на Св. Писание. — Так и написано. Эти слова относятся только к первой половине стиха. — Стал душею живущею (Быт II:7). Речь идет о творении человека. Человек стал, сделался человеком или одушевленным существом, после того как в его тело, созданное из праха земного, Бог вдунул дыхание жизни. Этими словами Ап. определяет границу, за которую никогда не мог переступить первый человек. Граница эта обозначена выражением душа живущая (ψυχή ζω̃σα). По-видимому, это определение, данное человеку, приравнивает его с животными, которые также называются у Моисея душами живущими (Быт I:20, 24). Но на самом деле, по отношению к человеку, этот термин заключает в себе несравненно большее, чем в приложения его к животным. И по книге Бытия, первозданный человек безмерно возвышался над животными своим разумом, свободною волею и сердцем. Затем известно, что первозданный человек входил в непосредственное общение с Богом, а это относится к деятельности уже высшего начала человеческого существа — духа. Если Моисей не приписывает прямо человеку духа, то этим показывает, что и тем, что человек сделался душею живущею, цель первого творения была достигнута. Дух, как руководящий принцип человеческого существа, должен был выступить на деятельность в более позднюю эпоху. Первозданный человек, по Ап. Павлу, проходил только первоначальную стадию существования и деятельности. — Последний Адам Так называет Ап. Христа как Главу человечества, после Которого уже не будет ни какой новой главы. — Есть дух животворящий. Это — состояние человеческое, противоположное другому человеческому состоянию — души живущей. Дух назван здесь животворящим не потому, что он сообщает духовную жизнь, (как у Иоанна IV:14), а как оживляющий тело, служащее ему органом. И душа оживляет тело и движет им, а дух делает больше — он делает его живым, сообщая ему новые силы и юность. Но к какому пункту из жизни Христа нужно относить исполнение этого изречения? Лучше полагать, что Христос стал духом животворящим постепенно — начиная с Своего чудесного рождения и оканчивая чудесным вознесением на небо, когда Его тело стало вполне духовным. Но в полном смысле Христос явит Свою животворящую духовную деятельность в то время, когда прославит тела верующих в Него и сделает их подобными Его собственному телу (ср. Флп III:21).

См. также Толкование на 1Кор 15:35


Открыть окно