Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 44 стих)

ψυχικος (#6035) естественный, принадлежащий душе, физическое тело, пригодное для земной жизни (SBT, 156) и подверженное влиянию греха (Sider, NTS 21:433ff). πνευματικος (#4461) духовное, принадлежащее духу. Это физическое тело, обновленное Духом Святым и пригодное для небесного бессмертия (SBT, 166; Sider, NTS 21:435). Об этом суффиксе, указывающем на этические или динамические отношения, см. МН, 378.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 44 стих)

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 44 стих)

15:44 Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Здесь следует быть особо внимательными и подчеркнуть, что духовное не означает нематериальное. Некоторые люди думают, что, воскреснув, все мы будем бестелесными духами. Такое понимание неверно, да и стих не говорит об этом. Мы знаем, что тело воскресшего Господа Иисуса состояло из плоти и костей, потому что Он сказал: «...дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк 24:39). Различие между телом душевным и телом духовным состоит в том, что первое устроено для жизни на земле, тогда как другое — для жизни на небесах. Тело духовное — то, которое будет истинным слугою духа.

Бог создал дух, душу и тело человека. Он всегда ставит дух на первое место, потому что намеревался отвести духу преимущественное, или доминирующее, место. С появлением греха произошло нечто очень странное. Порядок, установленный Богом, нарушился, и в результате человек стал всегда говорить: «Тело, душа и дух». Он отвел телу то место, которое должно принадлежать духу. После воскресения этот порядок изменится; дух займет то господствующее положение, которое Бог предназначил для него.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 44 стих)

Стихи 35−50. Теперь апостол переходит к ответам на правдоподобные и принципиальные возражения против учения о воскресении мертвых (ст. 35): Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Это возражение состоит из двух частей. Как воскреснут мертвые? то есть «Каким образом? Как они могут быть воскрешены? Какой силой?» Среди язычников и, кажется, среди саддукеев также бытовало убеждение, будто сделать смертного человека бессмертным или воскресить мертвого выходит за пределы Божией силы. Подобные люди были, наверно, и среди коринфян. Вторая часть возражения касается состояния тел воскресших: «В каком теле придут? В том же самом, в той же форме, с теми же членами, с тем же ростом и комплекцией, или в другом?» Первое возражение исходило от тех, кто выступал против учения о воскресении, а второе от тех, кто сомневался в нем и хотел объяснений по нему.

I. Отвечая на первое возражение, Павел говорит, что воскресение мертвых будет осуществлено божественной силой, той самой силой, проявляющейся подобным образом из года в год в возрождении умершего зерна, чего они все являются очевидцами: Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет, ст. 36. Зерно должно сначала умереть, прежде чем оно сможет ожить и дать новый росток. Оно не просто дает ростки, после того как умирает, но оно должно умереть, чтобы снова ожить. И как глупо сомневаться в том, что некогда умерший человек может снова ожить действием той же силы, которая ежегодно возрождает мертвое зерно. Такова сущность ответа Павла на первое возражение.

II. Но на второе возражение апостол отвечает более пространно.

1. Он начинает с наблюдения того, какая перемена происходит в посеянном зерне: И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Каждое посеянное семя имеет свое тело, соответствующее его роду. Совершенно ясно, что в этом проявляется божественная сила, хотя нам и не понятно, каким образом она действует, так же как непонятно, как мертвый воскрешается к жизни. Ясно, что в посеянном зерне происходят большие изменения, и, как подразумевается в данном отрывке, такие же изменения будет претерпевать и мертвое тело, когда оно воскреснет к новой жизни.

2. Далее апостол продолжает свои наблюдения и замечает, что как между растениями, так и между другими телами существует большая разница.

(1) Между телами плоти: Не всякая плоть такая же плоть, но иная плоть — у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц, ст. 39.

(2) Между небесными и земными телами также существует разница. Более того:

(3) Сами небесные тела разнятся в славе: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе, ст. 41. Все это должно наводить нас на мысль, что тела умерших после их воскресения изменятся настолько, что будут соответствовать небесной обстановке, и что между телами умерших при их воскресении будет такая же разница в славе, как между солнцем, луной и звездами, и даже как между отдельными звездами. Все это говорит нам о том, что воскресить мертвого, восстановить его разложившееся тело так же легко для Бога, как создать из одного и того же материала такое огромное многообразие видов животного и растительного мира, небесных и земных тел. И может ли Он, сотворив из одинаковых элементов такое многообразие существ, оказаться неспособным воскресить умерших? Исходя из вышесказанного 3. Апостол переходит непосредственно к рассматриваемому вопросу: Так и при воскресении мертвых..; так (как растение вырастает из разложившегося зерна), так что тела будут уже не земными, но небесными, и при этом будут различаться друг от друга по степени славы, как отличаются между собою разные звезды. Кроме того, апостол отмечает следующие моменты:

(1) Сеется в тлении, восстает в нетлении. Похоронить умерших равносильно тому, чтобы посеять их; погребение тела подобно преданию семени земле, чтобы оно могло снова ожить. Наши тела, будучи тленными, когда сеются в земле, подвергаются гниению и разложению и превращаются в прах. Когда же мы воскреснем, наши тела будут освобождены от власти смерти и уже никогда не будут подвергаться тлению.

(2) Сеется в уничижении, восстает в славе. Наше тело в настоящее время является уничиженным, Флп 3:21. Ничего нет более отвратительного, чем мертвое тело, оно бросается в могилу, как разбитый, ни на что не годный сосуд. Но при воскресении оно облечется в славу, будет подобно славному телу нашего Спасителя; оно очистится от праха земного и станет эфемерной субстанцией, просияет славой, подобной Его славе.

(3) Сеется в немощи, восстает в силе. Оно лежит в земле, жалкое и беспомощное, всецело преданное власти смерти, лишенное всех жизненных способностей, всякой силы, совершенно не способное двинуться или шелохнуться. Но когда мы воскреснем, небесная жизнь и энергия вольются в наше тело.

(4) Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Тело душевное приспособлено к низшим условиям земной жизни, оно реагирует на удовольствия и наслаждения ее, которые очень грубы по сравнению с небесным состоянием и небесными удовольствиями. Но когда мы воскреснем, наши тела будут совершенно иными, они станут духовными. Это не значит, что тело превратится в дух; такое представление противоречит нашим понятиям, так как оно равносильно утверждению, будто тело превращается в то, что не является телом, что материя стала нематериальной. Поэтому это выражение следует понимать только в смысле сравнения. При воскресении наши тела будут очищены до самой высшей степени, станут светлыми, легкими, и хотя они не превратятся в духов но станут способными общаться с совершенными духами. Неужели Богу трудно превратить наши тленные, уничиженные, немощные, душевные тела в нетленные, славные, сильные и духовные тела, подобно тому как в начале Он сотворил материю из ничего, а потом из одной и той же материи создал такое многообразие существ как на земле, так и на небе? Для Бога все возможно, и нет ничего невозможного для Него.

4. Павел иллюстрирует сказанное сравнением первого и второго Адама: Есть тело душевное, есть тело и духовное, — говорит он и затем приводит ряд сравнений между тем и другим.

(1) Как мы имеем естественное тело в этом мире, тело душевное, унаследованное от первого Адама, так от второго Адама ожидаем тела духовного.

(2) Эта разница отражает разницу между характерами этих двух личностей: «первый человек Адам стал душою живущею», то есть таким же существом, как и мы, наделенным способностью производить подобных себе, сообщать им такую же природу и такое же тело, как у него, не другое и не лучшее. А последний Адам есть дух животворящий, Он есть воскресение и жизнь, Ин 11:25. Он имеет жизнь в Самом Себе и оживляет, кого хочет, Ин 5:20−21. Первый человек из земли, то есть сотворен из земли, поэтому он земной (перстный). Но второй человек — Господь с неба; Он есть Тот, Кто сходит с небес и дает жизнь миру (Ин 6:33), Он есть сшедший с небес, и в то же время сущий на небесах (Ин 3:13), Господь неба и земли. Если первый Адам смог передать нам естественное, душевное тело, то неужели второй Адам не может сделать наши тела духовными?

(3) Прежде чем мы сможем получить духовное тело от второго Адама, необходимо иметь душевное тело от первого, ст. 49; мы должны сначала носить образ перстного, прежде чем сможем носить образ небесного. Такой порядок установил Бог в провидении Своем. Мы должны носить унаследованные от первого Адама немощные, бренные, смертные тела, прежде чем, посредством оживотворяющей силы второго Адама, сможем облечься в сильные, духовные, бессмертные тела. Мы должны умереть, прежде чем сможем жить, чтобы никогда уже не умирать.

(4) Однако если мы Христовы, истинно верующие в Него (так как все эти рассуждения относятся к воскресению святых), то мы обязательно будем носить духовные тела, как сейчас носим наши естественные, или душевные. Будучи сынами первого Адама, перстными, мы носим образ перстного; будучи же сынами второго Адама, мы будем иметь тела, подобные Его телу, небесные, и будем носить Его небесный образ. Как суждено нам носить один образ, так же будем носить и другой. Мертвые во Христе не только воскреснут, но и будут прославлены.

5. Суммируя все вышесказанное, Павел указывает причину необходимости такого изменения тел (ст. 50): Но то скажу вам, братия, что и плоть кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Естественное тело есть плоть и кровь и как таковое является тленным, подверженным разрушению, разложению и гниению. Но таковые тела не могут наследовать небесного Царства, так как это означало бы, будто тление наследует нетление, что противоречиво само в себе. Небесное наследство нетленное и неувядающее, 1Пет 1:4. Как же могут владеть им плоть и кровь, тленные и увядающие? Тело должно прежде превратиться в нетленное, вечно существующее, чтобы быть в состоянии овладеть небесным наследством. Поэтому тела святых при своем воскресении будут совершенно изменены по сравнению с теми, какими они являются в настоящее время, станут намного лучше прежних. Сейчас они тленные, а тогда будут нетленными, славными, духовными телами, соответствующими небесному состоянию и небесному миру, где они будут вечно обитать и пользоваться своим вечным наследием.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 44 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Что говоришь ты? А это тело разве не духовно? Оно духовно, но то будет гораздо больше. Теперь великая благодать Св. Духа часто отлетает, когда кто впадает в тяжкие грехи, и тогда, как Дух пребывает в душе, (отлетает) жизнь плоти, — а без первого и последняя ничтожна, — но тогда не так, а напротив (Дух) будет непрестанно пребывать в плоти праведников и станет господствовать в ней, хотя и душа будет присутствовать.

Таким образом (апостол) разумел или что-нибудь подобное, когда сказал: духовное, или то, что оно будет легче, тоньше, и будет способно носиться даже по воздуху, или лучше — то и другое. Если же не веришь сказанному, то посмотри на тела небесные, столь светлые, неизменные и никогда не стареющие, и веруй, что Бог может и тленные тела сделать нетленными и гораздо лучшими видимых.

Источник: Гомилия 41 на 1-е послание к Коринфянам

Григорий Нисский (331/5−~394)

Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Семя не произвело бы ростка, не разложившись в земле, не став рыхлым и пористым, так чтобы могло по своему качеству входить в соединение с окружающей влагой, претворяться в корень и отросток и не останавливаться на этом, но превращаться в стебель, который, словно некими связями, опоясан посередине коленами, чтобы в прямом виде нести на себе обремененный плодом колос… И как тело колоса рождается из семени, потому что Божия сила искусно производит из него колос, и оно не совершенно одно и то же с семенем и не вовсе отлично от него, — так по слову апостола и тайна воскресения истолковывается тебе через то, что чудодейственно происходит с семенами, поскольку сила Божия по преизбытку власти не только это разложившееся семя вновь тебе возвращает, но дает иное великое и прекрасное, благодаря которому твое естество приводится в большее великолепие.

Источник: Диалог о душе и воскресении.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

И ты сеешься, как и другие: отчего же удивляешься, что и воскреснешь подобно другим? Вот ты веришь семени, потому что видишь его, а в воскресение не веришь, потому что его не видишь. Но блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Однако, прежде чем придет надлежащее время, нет веры и семени не каждое время пригодно д ля роста семян. В одно время пшеница сеется, в другое прорастает; в одно время виноград прививается, в другое начинают расти побеги, покрываться листвой, формировать плоды. В одно время сажают оливу, в другое она, будто неся в себе тяжесть ребенка, будто обремененная своим ягодным потомством, склоняется под обилием плодов. Но если не пришло каждому свое время, не будет и плодоношения. Время плодоношения не подвластно ни дереву, ни другому растению.

Источник: О кончине брата Сатира.

Лука Крымский (1877−1961)

сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Скажет кто-нибудь: Как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? (1Кор 15:35). Этот вопрос задавался с давних, давних пор, его слышал святой апостол Павел, и он дал необычайной глубины и истины ответ на этот вопрос, который и в наши дни мы так часто слышим. Он сказал: Безрассудный (1Кор 15:36).

Того, кто задал такой вопрос, он назвал безрассудным, ничего не понимающим, потому что тот задает такие вопросы, представляя себе, что тела людей восстанут в день Страшного Суда в том же виде, в каком жили на земле. Они ничего не понимают, они безрассудны.

Надо нам послушать святого апостола Павла: то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет (1Кор 15:36). Когда сеешь ты зерна в землю, то закапывая их в землю, точно погребаешь их, и там они истлевают; и это совершенно необходимое условие для того, чтобы возросло растение из посеянных семян: необходимо, чтобы они были погребены в земле, чтобы разложились на свои составные части.

И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое (1Кор 15:37). Когда ты сеешь, то ты семя бросаешь в землю. Это не то, что будет, это совсем не то, что возрастет из посеянного тобой зерна, это голое зерно — зерно пшеничное или какое случится. Но Божьей силой это погребенное в землю и истлевшее семя возрождается как нечто совершенно новое, как новое тело. Из пшеничного зерна возрастает высокий колос, дающий много-много пшеничных зерен. Из малого горчичного зерна вырастает большой кустарник, совершенно не похожий на то маленькое зерно горчичное, которое было посеяно. Из зерна кукурузы вырастают высокие, могучие стебли и на них початки кукурузы. Разве это похоже на посеянное? Нет, это нечто совсем новое, совершенно иное по виду, чем то зерно, которое было посеяно.

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц (1Кор 15:39). Святой апостол знал и понимал, как велико различие между плотью разных живых существ. Вы же знаете: мясо рыб совсем не то, что мясо теленка, мясо вола или свиньи. А люди, изучающие строение тел животных, знают и многие другие глубокие различия между плотью птиц, рыб, скотов, которых вы не знаете.

Апостол научает вас, что разная бывает плоть: Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1Кор 15:40−41). Святой апостол углубляет свою мысль дальше, он говорит уже не о плоти земных существ, говорит уже о телах небесных, ибо и светила небесные — планеты и звезды — это суть тоже тела, Божии создания. Это тела совсем не такие, как тела животных, но это тоже тела, и различаются они по своей величине, по своему значению, по своей славе. Научает нас святой апостол сосредоточить мысли свои на том, что разная слава, разное значение, разная величина принадлежат и телам небесным и телам земным, и телам живых существ.

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное (1Кор 15:42−44). Они восстают в нетлении. Семя их в уничижении, которому подвергаются погребенные тела: их изъедают черви, они разлагаются, они гниют. Это ли не уничижение? Но они восстают во славе.

Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Что более немощно, чем труп человеческий, не способный к движению, не способный решительно ни к чему? А восстанут эти погребенные в уничижении тела в силе, в огромной и славной силе. Как и почему это будет? Потому что сеется тело душевное — то тело, которое жило по законам земным, физиологическим, которое одушевлялось душой. По разлучении души и тела от них отделяется бессмертный и вечный дух, и из этого душевного тела, уничиженного, немощного, восстанет тело духовное, вечное, восстанет совершенно иное тело. Подобно тому, как из зерна, которое сеется, вырастает растение, совершенно не похожее, неизмеримо более славное, великое, чем малое зерно, подобно этому и из погребенных тел душевных, немощных и уничиженных, в день Суда Христова восстанут новые тела — духовные, имеющие новые свойства; тела, живущие уже не по законам плоти, не по законам природы, а по законам духа. Восстает новое тело, способное к жизни вечной и бесконечной, к которой не способно наше земное бренное тело.

Видите, как глубоко то объяснение, которое дал апостол Павел людям безрассудным, с насмешкой отвергающим возможность воскресения. Назвал их безрассудными, потому что не понимают они того, о чем говорят, не понимают, что существуют тела духовные, а помышляют только о теле душевном.

Вникнем же всем сердцем в эту глубокую мудрость Павлову. Откинь всякое сомнение в том, что тела наши в день Страшного Суда восстанут как новые духовные тела. Эти духовные тела будут различны, различны в зависимости от того, каков дух людей, носивших земное тело. Если они были чисты и праведны духом, то восстанут в великой славе к жизни вечной в Царстве Божием. Если были темны духом, если полны были грехов, полны нечестия, то восстанут как темные духовные тела, обреченные на муку вечную, обреченные на вечное общение с диаволом и ангелами его.

Поймите же, что цель жизни в том, чтобы дух наш просветился, чтобы тело наше бренное восстало как чистое, озаренное светлым и праведным духом. Бойтесь того, чтобы воскреснуть обреченными на вечное общение с началом всякой тьмы — диаволом и аггелами его!

Источник: Спешите идти за Христом. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

Симеон Новый Богослов (949−1022)

сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Познай также и то, что это за прославление и светлосиянность твари будет в будущем веке? Ибо когда она обновится, то не будет опять такою же, какою была, когда была создана в начале. Но будет такою, каким, по слову божественного Павла, будет наше тело. О теле нашем говорит Апостол: сеется тело душевное, возстает не таким, каким было тело первозданного прежде преступления заповеди, то есть вещественным, чувственным, преложным, имеющим нужду в чувственной пище, — но возстает тело духовное и непреложное, такое, каким по воскресении было тело Господа нашего Иисуса Христа, второго Адама, перворожденного из мертвых, каковое несравненно превосходнее тела первозданного Адама. Таким же образом и вся тварь по повелению Божию имеет быть по всеобщем воскресении не такою, какою была создана — вещественною и чувственною, но имеет быть пересоздана и соделаться некиим невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства, и как о нас говорит Апостол: вси же не успнем, вси же изменимся, вскоре, во мгновении ока (1Кор15:51−52), так и вся тварь, после того, как перегорит в Божественном огне, имеет измениться, да исполнится и пророчество Давида, который говорит, что праведницы наследят землю (Пс 36:29), — конечно, не чувственную. Ибо как возможно, чтобы те, которые сделались духовными, наследовали землю чувственную? Нет, они наследят землю духовную и невещественную, чтобы иметь на ней достойное славы своей жилище, после того, как сподобятся получить тела свои бестелесными, высшими всякого чувства.

Источник: Слова (Слово 45-е).

Ефрем Сирин (~306−373)

сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Сеется тело душевное, а воскресает тело духовное, то есть: сеется по подобию первого Адама, а воскреснет наподобие Адама Духовного.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

В воскресении, сказал богомудрый Павел, тела будут духовны в следующих двух отношениях: в том, что соделаются легкими, эфирными, свободными от всякого страдания и тяготения, и в том, что будут уже водимы единым Духом Божиим. Хотя ныне и пребывает Он в телах, но решительно определяет действия тела душа. Тогда же тела соделаются в большей мере приемниками Духа, потому что не тело только, но и самая душа будет духовна, как совершающая все по законам Духа.

Если же кто спросит о телах грешников, то скажем, что и они будут духовны, или потому что, по первому условию, соделаются легкими и эфирными, или потому что, мучимые огнем, не будут истребляемы, или потому что, хотя и пожелают согрешить, но не возмогут.

Источник: Письма. Книга II.

Августин (354−430)

сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Ибо как те тела, которые имеют душу живую, а не дух животворящий, называются телами душевными, и, однако, это не души, а тела, так и оные тела называются духовными, и, однако, мы должны быть далеки от признания их за духов. Эти тела будут иметь природу, свойственную плоти, хотя, оживотворяемые духом, и не будут подвергаться никакой косности и телесному тлению.

…Если они не питали ненависти к своей плоти тогда, когда по требованию духа обуздывали ее, не покорявшуюся по своей немощи разуму, то во сколько более любят ее теперь, являющуюся духовной? Ибо как дух, служащий плоти, прилично называется плотским, так и плоть, служащая духу, справедливо называется духовной, — не потому, что она превратилась в дух, как полагают некоторые на основании написанного: сеется тело душевное, восстает тело духовное, но потому, что она с величайшей и необычной легкостью отдает себя в подчинение духу по безмятежному желанию неразрушимого бессмертия, быв освобождена от всякого скорбного чувства, всякой тленности и косности. Ибо она не будет не только такой, какой бывает теперь даже при самом лучшем состоянии здоровья, но даже и такой, какой была в первых людях до грехопадения. Хотя они и не умерли бы, если бы не согрешили, тем не менее, как люди, они пользовались пищей, потому что имели пока не духовные, а одушевленные земные тела.

Источник: О граде Божием.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Сеется тело душевное, восстает тело духовное

Душевное тело то, которое управляется силами души и в котором душа имеет господство и владычество; духовное же то, которое имеет обильную деятельность Духа Святого и Им управляется во всем. Ибо хотя и ныне Дух действует в нас, но не так и не всегда; ибо от тех, кои грешат, отлетает. Хотя и ныне Дух присутствует, но управляет телом душа; а тогда Дух непрерывно будет пребывать в телах праведников. Или: духовным просто называет тело нетленное, как тончайшее и легкое, могущее носиться и по воздуху, только не воздушное и эфирное, то есть не из сущности воздуха и эфира, как говорит Ориген. Если же ты не веришь нетлению, то посмотри на тела небесные, которые доселе не стареют, и не ослабевают. Тот, кто сотворил их такими, и наше тленное тело сделает нетленным.

Есть тело душевное

То, которое мы ныне имеем в настоящей жизни.

Есть тело и духовное

То, которое будем иметь в будущем веке, по существу то же самое, духовное, то есть нетленное.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Что до телесной природы нашей, то следует понимать, что не одно и то же тело есть то, которым мы пользуемся в бесславии, тлении и нетвердости, и то, которое будет нам для употребления в нетлении, добродетели и славе. Ибо то самое тело, освобожденное от слабостей, в которых ныне пребывает, во славе преобразится, станет духовным, а что было сосудом бесчестия, то само и очистится и станет сосудом для почетного употребления (2Тим 2:20), домом блаженства.

…Из тела душевного сама добродетель и благодать воскресения вызывает тело духовное, когда первое преображается от бесславия к славе.

…Качество тела духовного понимаем таким, в котором подобает быть обители не только святых и совершенных душ, но также и всей твари, которая освобождена будет от рабства тлению.

Источник: О началах.

Лопухин А.П. (1852−1904)

сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Указанные в 42−43 ст. противоположности имеют свою основу в различии между душевным и духовным телами. Первое предназначено к тому, чтобы служить органом души (ψυχή), т. е. жизненной силы человеческого организма, второе должно служить орудием высшего начала человеческого существа — духа (πνευ̃μα). Дух будет воздействовать на жизненный зародыш истлевшего человеческого тела, но не для того, чтобы из этого зародыша произошло точно такое же тело, какое существовало и раньше — это бывает с истлевающим зерном растения, — а для того, чтобы развитие этого зародыша пошло в другом направлении и к другой, высшей форме существования. Таким образом, явившееся вновь тело будет послушным орудием духа. — Есть тело душевное, есть тело и духовное. Это место говорит в пользу того предположения, что Ап. полагал существенную разницу между душою и духом и не считал эти оба элемента разными функциями одной и той же субстанции. Иначе непонятно, к чему бы он так настойчиво указывал на различие между телами.

См. также Толкование на 1Кор 15:35


Открыть окно