Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 42 стих)

ουτως (#4048) так что, следовательно. Теперь Павел использует предыдущие замечания (Grosheide). σπειρεται praes. ind. pass, от σπειρω (#5062) сеять, φθορα (#5785) dat. sing, порча, то, что ведет к упадку. Порча также может означать зло, которое оказывает влияние на все творение в результате грехопадения Адама (Sider, NTS 21:433). εγειρεται praes. ind.pass, от εγειρω (#1586) поднимать, αφθαρσιςι (#914) dat. sing, нетленность, то, что не подвержено упадку и влиянию греха.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 42 стих)

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 42 стих)

15:42 Стихи 42−49 показывают контраст между тем, что представляет собой тело верующего сейчас, и тем, каким оно будет в вечности. Тело сеется в тлении, восстает в нетлении. В настоящее время тела подвержены болезням и смерти. Когда их кладут в могилу, они разлагаются и превращаются в прах. Но не так с воскресшим телом. Оно уже не будет подвержено недомоганиям и распаду.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 42 стих)

Стихи 35−50. Теперь апостол переходит к ответам на правдоподобные и принципиальные возражения против учения о воскресении мертвых (ст. 35): Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Это возражение состоит из двух частей. Как воскреснут мертвые? то есть «Каким образом? Как они могут быть воскрешены? Какой силой?» Среди язычников и, кажется, среди саддукеев также бытовало убеждение, будто сделать смертного человека бессмертным или воскресить мертвого выходит за пределы Божией силы. Подобные люди были, наверно, и среди коринфян. Вторая часть возражения касается состояния тел воскресших: «В каком теле придут? В том же самом, в той же форме, с теми же членами, с тем же ростом и комплекцией, или в другом?» Первое возражение исходило от тех, кто выступал против учения о воскресении, а второе от тех, кто сомневался в нем и хотел объяснений по нему.

I. Отвечая на первое возражение, Павел говорит, что воскресение мертвых будет осуществлено божественной силой, той самой силой, проявляющейся подобным образом из года в год в возрождении умершего зерна, чего они все являются очевидцами: Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет, ст. 36. Зерно должно сначала умереть, прежде чем оно сможет ожить и дать новый росток. Оно не просто дает ростки, после того как умирает, но оно должно умереть, чтобы снова ожить. И как глупо сомневаться в том, что некогда умерший человек может снова ожить действием той же силы, которая ежегодно возрождает мертвое зерно. Такова сущность ответа Павла на первое возражение.

II. Но на второе возражение апостол отвечает более пространно.

1. Он начинает с наблюдения того, какая перемена происходит в посеянном зерне: И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Каждое посеянное семя имеет свое тело, соответствующее его роду. Совершенно ясно, что в этом проявляется божественная сила, хотя нам и не понятно, каким образом она действует, так же как непонятно, как мертвый воскрешается к жизни. Ясно, что в посеянном зерне происходят большие изменения, и, как подразумевается в данном отрывке, такие же изменения будет претерпевать и мертвое тело, когда оно воскреснет к новой жизни.

2. Далее апостол продолжает свои наблюдения и замечает, что как между растениями, так и между другими телами существует большая разница.

(1) Между телами плоти: Не всякая плоть такая же плоть, но иная плоть — у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц, ст. 39.

(2) Между небесными и земными телами также существует разница. Более того:

(3) Сами небесные тела разнятся в славе: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе, ст. 41. Все это должно наводить нас на мысль, что тела умерших после их воскресения изменятся настолько, что будут соответствовать небесной обстановке, и что между телами умерших при их воскресении будет такая же разница в славе, как между солнцем, луной и звездами, и даже как между отдельными звездами. Все это говорит нам о том, что воскресить мертвого, восстановить его разложившееся тело так же легко для Бога, как создать из одного и того же материала такое огромное многообразие видов животного и растительного мира, небесных и земных тел. И может ли Он, сотворив из одинаковых элементов такое многообразие существ, оказаться неспособным воскресить умерших? Исходя из вышесказанного 3. Апостол переходит непосредственно к рассматриваемому вопросу: Так и при воскресении мертвых..; так (как растение вырастает из разложившегося зерна), так что тела будут уже не земными, но небесными, и при этом будут различаться друг от друга по степени славы, как отличаются между собою разные звезды. Кроме того, апостол отмечает следующие моменты:

(1) Сеется в тлении, восстает в нетлении. Похоронить умерших равносильно тому, чтобы посеять их; погребение тела подобно преданию семени земле, чтобы оно могло снова ожить. Наши тела, будучи тленными, когда сеются в земле, подвергаются гниению и разложению и превращаются в прах. Когда же мы воскреснем, наши тела будут освобождены от власти смерти и уже никогда не будут подвергаться тлению.

(2) Сеется в уничижении, восстает в славе. Наше тело в настоящее время является уничиженным, Флп 3:21. Ничего нет более отвратительного, чем мертвое тело, оно бросается в могилу, как разбитый, ни на что не годный сосуд. Но при воскресении оно облечется в славу, будет подобно славному телу нашего Спасителя; оно очистится от праха земного и станет эфемерной субстанцией, просияет славой, подобной Его славе.

(3) Сеется в немощи, восстает в силе. Оно лежит в земле, жалкое и беспомощное, всецело преданное власти смерти, лишенное всех жизненных способностей, всякой силы, совершенно не способное двинуться или шелохнуться. Но когда мы воскреснем, небесная жизнь и энергия вольются в наше тело.

(4) Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Тело душевное приспособлено к низшим условиям земной жизни, оно реагирует на удовольствия и наслаждения ее, которые очень грубы по сравнению с небесным состоянием и небесными удовольствиями. Но когда мы воскреснем, наши тела будут совершенно иными, они станут духовными. Это не значит, что тело превратится в дух; такое представление противоречит нашим понятиям, так как оно равносильно утверждению, будто тело превращается в то, что не является телом, что материя стала нематериальной. Поэтому это выражение следует понимать только в смысле сравнения. При воскресении наши тела будут очищены до самой высшей степени, станут светлыми, легкими, и хотя они не превратятся в духов но станут способными общаться с совершенными духами. Неужели Богу трудно превратить наши тленные, уничиженные, немощные, душевные тела в нетленные, славные, сильные и духовные тела, подобно тому как в начале Он сотворил материю из ничего, а потом из одной и той же материи создал такое многообразие существ как на земле, так и на небе? Для Бога все возможно, и нет ничего невозможного для Него.

4. Павел иллюстрирует сказанное сравнением первого и второго Адама: Есть тело душевное, есть тело и духовное, — говорит он и затем приводит ряд сравнений между тем и другим.

(1) Как мы имеем естественное тело в этом мире, тело душевное, унаследованное от первого Адама, так от второго Адама ожидаем тела духовного.

(2) Эта разница отражает разницу между характерами этих двух личностей: «первый человек Адам стал душою живущею», то есть таким же существом, как и мы, наделенным способностью производить подобных себе, сообщать им такую же природу и такое же тело, как у него, не другое и не лучшее. А последний Адам есть дух животворящий, Он есть воскресение и жизнь, Ин 11:25. Он имеет жизнь в Самом Себе и оживляет, кого хочет, Ин 5:20−21. Первый человек из земли, то есть сотворен из земли, поэтому он земной (перстный). Но второй человек — Господь с неба; Он есть Тот, Кто сходит с небес и дает жизнь миру (Ин 6:33), Он есть сшедший с небес, и в то же время сущий на небесах (Ин 3:13), Господь неба и земли. Если первый Адам смог передать нам естественное, душевное тело, то неужели второй Адам не может сделать наши тела духовными?

(3) Прежде чем мы сможем получить духовное тело от второго Адама, необходимо иметь душевное тело от первого, ст. 49; мы должны сначала носить образ перстного, прежде чем сможем носить образ небесного. Такой порядок установил Бог в провидении Своем. Мы должны носить унаследованные от первого Адама немощные, бренные, смертные тела, прежде чем, посредством оживотворяющей силы второго Адама, сможем облечься в сильные, духовные, бессмертные тела. Мы должны умереть, прежде чем сможем жить, чтобы никогда уже не умирать.

(4) Однако если мы Христовы, истинно верующие в Него (так как все эти рассуждения относятся к воскресению святых), то мы обязательно будем носить духовные тела, как сейчас носим наши естественные, или душевные. Будучи сынами первого Адама, перстными, мы носим образ перстного; будучи же сынами второго Адама, мы будем иметь тела, подобные Его телу, небесные, и будем носить Его небесный образ. Как суждено нам носить один образ, так же будем носить и другой. Мертвые во Христе не только воскреснут, но и будут прославлены.

5. Суммируя все вышесказанное, Павел указывает причину необходимости такого изменения тел (ст. 50): Но то скажу вам, братия, что и плоть кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Естественное тело есть плоть и кровь и как таковое является тленным, подверженным разрушению, разложению и гниению. Но таковые тела не могут наследовать небесного Царства, так как это означало бы, будто тление наследует нетление, что противоречиво само в себе. Небесное наследство нетленное и неувядающее, 1Пет 1:4. Как же могут владеть им плоть и кровь, тленные и увядающие? Тело должно прежде превратиться в нетленное, вечно существующее, чтобы быть в состоянии овладеть небесным наследством. Поэтому тела святых при своем воскресении будут совершенно изменены по сравнению с теми, какими они являются в настоящее время, станут намного лучше прежних. Сейчас они тленные, а тогда будут нетленными, славными, духовными телами, соответствующими небесному состоянию и небесному миру, где они будут вечно обитать и пользоваться своим вечным наследием.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 42 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Ст. 42−44 Такожде и воскресение мертвых. Сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное

Таковы черты различия! Нынешнее тело тленно, нечестно, немощно, душевно; будущее будет нетленно, славно, сильно, духовно.

Такожде. Чему отвечает это сравнение? — Кажется, должно отнести его к стихам 36 и 37. Ты, что сеешь, не оживет, если не умрет, — и сеешь ты не будущее тело, а голое зерно, которое должно умереть, чтобы из него вышло новое лучшее тело. Так, говорит, и в воскресении будет: восстанет тело наше совсем не с теми свойствами, с каким полагается в землю.— Затем стихи 39−41, указание на различие тел не лучше ли счесть вводною речью, по поводу слова, что Бог каждому семени дает свое тело, предоставляя себе свободу понимать их, не стесняясь течением речи? Святой Златоуст и говорит о них: «Зачем Апостол уклонился здесь от воскресения?» — И хотя вслед за сим говорит: не уклонился; но понимает их независимо от течения речи. Замечается сие потому, что во всем этом отделении трудно установить определенность в понятиях и сочетании их.

Словом: сеется указывается на погребение в земле мертвых тел (святой Златоуст). Но в сравнение берутся вообще нынешние тела, какими они являются на земле, а не то только, какими оказываются в гробе и могиле, хотя здесь очевиднее всего открывается, что такое они суть. Так надо думать потому, что между чертами сеемых тел стоит и то, что они душевны, когда в них уже нет души; да и то, что они в немощи, не совсем уже приложимое к телам, опускаемым в могилу.

Противополагаемые черты нынешних и будущих тел понятны сами собою.

Сеется в тление, затем, чтоб разложиться на стихии, из коих сложено. «В два или три дня подвергается оно зловонному тлению» (Феодорит). Но оно и в существе своем тленно. Будучи само составляемо и поддерживаемо чрез разложение потребляемых яств и потом чрез насильственное их сочетание внутри действием жизненной силы, а не простого химического сродства, оно обречено уже на то, чтобы, коль скоро отойдет от него это животворящее начало, распасться и разложиться действием химического процесса, властного вовне, наперекор которому оно существовало дотоле.

Востает в нетлении. Так восстанет, что его уже нельзя будет почитать обреченным на разложение. Оно будет составлено и поддерживаемо не чрез разложение и сочетание грубых принимаемых внутрь веществ, потому и само свободно будет от разложения. Апостол прежде сказал, что чрево Бог упразднит: иным способом будет поддерживаться тогда жизнь иной будет образ и сложения тела. Жизненная сила, которая теперь работает над сооружением и поддерживанием тела, борясь с грубым веществом, чтобы доставить из него способные оживотворяться частички, — тогда в непосредственной будет связи с самою источною всеоживляющею силою, и пить из нее жизнь, или что нужно для жизни.

Сеется не в честь. «Что безобразнее мертвого, разрушившегося тела?» (святой Златоуст). Тело наше, и помимо тления, хотя честнее всех земных тел, но настоящая его честь потеряна. Оттого твари и не отдают ему должной чести. Ему надлежало бы быть светлым, но оно померкло, одебелевши от грубых веществ, входящих в него. Тела святых, в часы сильного возбуждения духовной жизни, просветлялись, подобно просветлению Спасителя на Фаворе; и свет этот видим был для других. И животные покорствовали им, обоняв в них воню тела Адамова, каково оно было до падения, как объясняют повествующие о сем. Это и подобное сему, например раскрытие зрения до способности видеть далекое и сокрытое, слуха — до способности слышать пение ангельское, обоняния — до способности обонять в вещи запах страсти, с которою она дана, движения — до способности быть в другом месте не выходя из своего, — все сие и подобное, проявляющееся в теле у святых, облагодатствованных, не нынешнему веку принадлежит, а будущему, и свидетельствует лишь о том, как умалено в чести и славе нынешнее тело наше, в обычном его состоянии.

Востает в славе. Славно — светло и светоносно. Те проявления славы тела в облагодатствованных уже дают разуметь, коль славно будет будущее тело, освободившись от дебелости вещества грубого; но вполне определить и представить той славы мы теперь не можем. Не у явися, что будем. Пиша к филиппийцам, святой Павел определил это так: Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну Телу славы Его (3, 21). Будет смиренное, униженное и посрамленное тело наше славно, как тело Господа Спасителя.— Этого для нас достаточно.

Сеется в немощи. Уж какая там мощь, когда ни движения, ни чувства нет! — Но и вообще тело наше многонемощно: немного труда, и утомляется; немного бдения, и сном одолевается; мало какое неблагоприятное прикосновение чуждых стихий, и болезнию поражается; сколько времени потребно, чтоб перейти с места на место, сколько усилий, чтобы подъять что-либо, сколько предосторожностей, чтоб избавиться от неприятных воздействий совне — одежда, кров! Мы привыкли ко всему этому и кажется нам это в порядке вещей. Нет, не пристало являться в такой немощи царю тварей земных.

Востает в силе. «Тогда уже ничто не одолеет его» (святой Златоуст). «Восприимет оно негиблющую силу» (Феодорит). Не всемогущество обещается, а что для нас понятно, упразднение всего того, чем оно немощно ныне. Будет оно деятельно без утомления, бодренно без потребности сна, не подвержено болезненным и разрушительным влияниям совне, быстродвижно, как мысль, мощно столько, что в исполнении должного не встретит преград со стороны сторонних вещей и стихий, и подобное сему.

Сеется тело душевное, востает тело духовное. Из многих понятий, какие соединяют с словами: тело душевное и тело духовное, кажется, самое здесь пригодное будет видеть — тело страстное и тело безстрастное.

Наши толковники так изъясняют слова сии. Феодорит пишет: «Душевным называет Апостол, что управляется душою, а духовным, что домостроительствуется Духом». Святой Златоуст говорит: «Что говоришь ты? А это тело разве не духовно? Оно духовно, но то будет гораздо больше. Теперь великая благодать Святого Духа часто отлетает, когда кто впадает в тяжкие грехи; но тогда не так, а, напротив, Дух будет непрестанно пребывать во плоти праведников и станет господствовать в ней, хотя и душа будет присутствовать. Таким образом, Апостол разумел или что-нибудь подобное, когда сказал: духовное, — или то, что оно будет легче, тоньше, и будет способно носиться даже по воздуху — или, лучше, то и другое». То же говорят Экумений и Феофилакт. Фотий у Экумения толкует: «Сие смертное тело наше душевно, потому что работает страстям; восстанет же душевное тело духовным, потому что не будет уже работать страстям, — и это не только у праведных, но и у грешников». Седалище страстей, опора их и орудие — это тело, когда душа не исполнена Духа. Духом Божиим исполненная, душа вооружается против страстей и изгоняет их из тела. Потому духовный — то же, что бесстрастный, а душевный — то же, что страстный.

Перечислив и пояснив все означенные противоположности в чертах тел — нынешнего и будущего, святой Златоуст прибавляет: «Если не веришь сказанному, то посмотри на тела небесные, столь светлые, неизменные и никогда не стареющие, и веруй, что Бог может и тленные тела сделать нетленными и гораздо лучшими видимых». Сделаем отсюда наведение, что и по святому Златоусту приведенные выше различия тел были сделаны лишь для того, чтобы показать превосходство тел небесных над земными и в этом представить отображение превосходства будущих тел над нынешними.

Есть тело душевное, и есть тело духовное. Ныне стали читать: если есть тело душевное, то есть и тело духовное. К мысли это нисколько не прибавляет ни ясности, ни силы. Апостол мог изречь сие и прямым утверждением. И это понятнее. Есть, то есть бывает, или возможно, — тело, как душевное, так и духовное. Обусловливать же так, что коль скоро есть тело душевное, то есть и духовное, не совсем удобно.

Феофилакт приводит мнение Оригена, что духовное тело значит тело эфирное, наитончайшее, а душевное — наш грубый организм, грузный, неподвижный, многими потребностями бременящий. И так можно, но это не представляет большой разности от нашего понимания — душевного страстным и духовного бесстрастным.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении

Так небесные превосходят земных в воскресении мертвых.

Итак, сеются тела в тлении, а воскресают в нетлении.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Августин (354−430)

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении

Пришло время, и я обратился к лучшим и более просвещенным умам, скорее даже, к самой истине, и тогда услышал в словах апостола стенание святых в их борьбе с вожделениями плоти. И хотя святые разумом своим духовны, они все еще плотские, имея тленное тело, обременяющее душу. Но они станут святыми и по плоти, когда посеянное тело душевное восстанет как тело духовное. Они все еще узники закона греха в той мере, в какой подвержены порывам страстей, хотя им и не следуют. Так я стал понимать это согласно Иларию, Григорию, Амвросию и другим святым и признанным учителям Церкви, которые видели, как апостол, по его собственным словам, яростно сражался с вожделениями плоти, которых иметь не хотел, но все же имел.

Источник: Против Юлиана.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Так и при воскресении мертвых

Как же? Со многим различием, как видно и из вышеприведенных примеров.

Сеется в тлении, восстает в нетлении

Выше, говоря о семенах, употреблял слова, приличные телам, когда, например, говорил: не оживет, если не умрет (ст.36). Теперь, говоря о телах, употребляет слова, приличные семенам Ибо говорит: сеется в тлении. Под сеянием же разумеет теперь не зачатие наше в утробе, но погребение мертвых тел в земле, как бы так говоря: мертвое тело погребается в земле в тлении, то есть для того, чтобы истлеть. Хорошо также сказал: восстает (εγείρεται), а не всходит, дабы ты не счел это делом земли.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении

Сила добродетели, что присутствует в зерне пшеницы, после его разложения и смерти восстанавливает и воскрешает зерно в стебле и колосе.

Источник: О началах.

Дидим Слепец (~312−398)

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении

Как разумная душа, не будучи добродетелью или пороком, приемлет и то, и другое, так и наше тело, не будучи тлением или нетлением, принимает в разное время присущие им сущностные качества.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 42−43 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе

Эти стихи содержат ответ на второй вопрос 35-го стиха: «в каком теле придут?». Ответ Ап. дает такой: в теле, которое вовсе не есть восстановленное нынешнее тело, а имеет совсем иные свойства, чем ваше тело. — Сеется. Три раза употреблен здесь этот глагол и каждый раз, несомненно, имеет особенное значение. — Сеется в тлении — это указывает на погребение тела. — Сеется в уничтожении — это выражение обнимает собою всякие бедствия жизни, подготовляющие разрушение тела. — Сеется в немощи — это обозначение беспомощности новорожденного младенца. — Нетление, слава и сила — противоположности тлению, уничтожению и немощи. Первый термин обозначает будущее тело как свободное от болезней, истощения и смерти, второй — как свободное от обычных слабостей нынешнего тела и издающее из себя сияние совершенной жизни, третий — как снабженное полнотою сил.

См. также Толкование на 1Кор 15:35


Открыть окно