Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 27 стих)

παντα γαρ (#4246:1142) первое слово эмфатическое (RP), частица объясняет причину, υπεταξεν aor. ind. act. от υποτασσω (#5718) подчинять, контролировать, покорять (LN, 1:476; TLNT). ειπη aor. conj. act. от λεγω (#3306) говорить. Используется для введения цитаты из Писания: "теперь, когда сказано" (Barrett), υποτετακται perf. ind. pass, от υποτασσω (#57181. δηλος (#1316) ясный, простой, εκτος (#1760) вне, кроме. υποταξαντος aor. act. part, от υποτασσω. Part, в роли subst.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 27 стих)

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 27 стих)

15:27 Бог повелел покорить все под ноги Господа Иисуса. Конечно же, покоряя все под ноги Его, Бог неизбежно исключает Себя Самого. Стих 27 достаточно труден для понимания, потому что неясно, к кому относится каждое из местоимений. Мы можем перефразировать стих следующим образом:

«Потому что Бог все покорил под ноги Христа. Но когда Бог говорит, что все покорено Христу, то очевидно, что в это все не включен Сам Бог, Который покорил все Христу».


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 27 стих)

Стихи 20−34. В этом отрывке апостол утверждает истину о воскресении мертвых, умерших во Христе:

I. На основании воскресения Христа.

1. Потому что Он есть первенец из умерших, ст. 20. Он истинно воскрес Сам, и воскрес как первенец из умерших в Нем. Его воскресение являлось залогом того, что умершие в Нем также воскреснут, подобно тому как принесение первых плодов у иудеев означало, что вся жатва в целом освящалась и принималась Богом. Как вся жатва делалась святой через посвящение начатков ее (Рим 11:16), так и все тело Христа, все соединившиеся с Ним через веру в Него имеют в Его воскресении уверенный залог своего воскресения. Как Он воскрес, так и они воскреснут, так же, как вся жатва свята, потому что первые плоды святы. Он воскрес не просто для Себя, но как Глава тела, Церкви; ...и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним, 1Фес 4:14. Примечание: Его воскресение — это залог нашего воскресения, если мы истинно верующие в Него; если Он воскрес, то и мы воскреснем. Это первый аргумент, используемый апостолом для подтверждения истины воскресения, и он:

2. Иллюстрируется параллелью между первым и вторым Адамом. Ибо как смерть пришла через одного человека, так через человека должно прийти и избавление от нее, то есть воскресение, ст. 21. Итак, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Как через грех первого Адама все люди стали смертными, потому что унаследовали от него греховную природу, так через заслуги и воскресение Христа все те, кто стал причастником Духа Святого и духовного естества, оживут и станут бессмертными. Каждый, кто умирает, умирает через грех Адама, каждый, кто воскресает, воскресает благодаря заслугам и силе Христа. Но это не означает, что как все в Адаме умерли, так все без исключения оживут во Христе. Христос воскрес как первенец, поэтому Христовы (ст. 23) тоже воскреснут. Отсюда вовсе не следует, что все люди, без исключения, также воскреснут. Из этого только следует, что все, кто воскреснет, воскреснут силой Христова воскресения, и что своим воскресением они обязаны человеку Христу Иисусу, как весь род человеческий обязан своей смертностью первому человеку; и как через человека пришла смерть, так через человека пришло и избавление. В этом проявилась божественная премудрость: как первый Адам погубил своим грехом все свое потомство, так второй Адам воскрешает семя Свое к славному бессмертию.

3. Прежде чем перейти к следующему аргументу, Павел утверждает, что во время воскресения будет соблюдаться определенный порядок. Каким именно он будет, не говорится нигде, здесь же только отмечается в общем, что будет соблюдаться порядок. Первым воскреснет первенец Христос, а затем Христовы, во время Его пришествия.

II. Второй аргумент апостол берет из того факта, что Царство Посредника продлится до тех пор, пока не будут низложены все Его враги, последним из которых будет смерть, ст. 24−26.

1. Этот аргумент подразумевает:

(1) Что наш Спаситель восстал из мертвых, для того чтобы получить всю власть в Свои руки и управлять Царством на правах Посредника: Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми, Рим 14:9.

(2) Что это Царство Христа как Посредника должно иметь свой конец, по крайней мере, после того как все святые Его будут введены в славу и все враги Его будут положены в подножие ног Его: А затем конец.., ст. 24.

(3) Что этот конец не наступит до тех пор, пока не будет упразднена вся сила сопротивления и пока не будут низложены все враги Его, ст. 24−25.

(4) Что наряду с другими врагами должна быть уничтожена и смерть, ст. 26. До сих пор апостол выражается предельно ясно, но потом предоставляет нам самим сделать заключение, что святые, следовательно, должны воскреснуть, ибо в противном случае смерть и могила сохранят свою власть над ними, и это будет означать, что царственная власть Спасителя не сокрушила этого последнего врага святых и не истребила его власти. Только тогда, когда святые оживут, чтобы никогда больше не умирать, и не раньше того, смерть будет истреблена, и это должно произойти, прежде чем кончится Царство Спасителя как Посредника. Такова сущность этого аргумента. Но при этом:

2. Апостол делает ряд следующих замечаний:

(1) Наш Спаситель как Человек и Посредник между Богом и человеком имеет царское достоинство, и Ему дано Царство: Все покорил под ноги Его; ...кроме Того, Который покорил Ему все, ст. 27. Как Человек, Он должен получить всю власть. И хотя Его посредничество основывается на том, что Он имеет Божескую природу, тем не менее, будучи Посредником, Он выступает в этой роли не как Бог, но как промежуточная личность, которой присуща и Божия и человеческая природа, так как Он должен был примирить обе стороны Бога и человека, и получить полномочия и власть от Бога Отца действовать как Посредник. Здесь говорится не о вечном господстве Христа над всем творением, принадлежащем Ему как Богу, но о царстве, доверенном Ему как Посреднику, как Богочеловеку, причем после Его воскресения, когда, одержав победу, Он воссел с Отцом Своим на престоле Его, Откр 3:21. Именно тогда исполнилось предсказание: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» (Пс 2:6). Именно это подразумевается в выражениях, так часто встречающихся в Новом Завете, что Он воссел одесную Бога (Mк 16:19), что Он сидит одесную силы (Mк 14:62), одесную престола Божия (Евр 12:2), одесную престола величия на небесах, Евр 8:1. Он воссел на этом престоле, чтобы осуществлять Свою власть и правление Посредника, после Своего вознесения, Mк 16:19. В Священном Писании сказано, что Он получил это как компенсацию за Свое глубокое самоуничижение, когда стал человеком и принял позорную смерть на кресте, Флп 2:6−12. По вознесении Своем Он был поставлен превыше всего и главою над Церковью, получил власть управлять ею, защищать ее от всех врагов и, в конечном счете, уничтожить их и завершить спасение всех верующих в Него.

(2) Эта царская власть должна быть в конце концов передана Отцу, от Которого и была получена (ст. 24), так как была дана для достижения конкретных целей, ст. 25−26. Искупитель будет царствовать до тех пор, пока не уничтожит Своих врагов, и когда эта цель будет достигнута, Он отдаст эту власть, данную Ему только для этой цели, хотя и будет продолжать царствовать над Своей прославленной Церковью в небесах; в этом последнем смысле о Нем говорится, что Он будет царствовать во веки веков (Откр 11:15), что Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца, Лк 1:33. См. также Дан 7:14; Мих 4:7.

(3) Искупитель непременно будет царствовать, пока не истребит последнего врага Своего народа, пока не упразднит саму смерть, пока Его святые не оживут и не станут совершенными, не знающими страха смерти. До тех пор Он будет иметь всякую власть на небе и на земле. Каким утешением должно это быть для Его святых в часы страданий и искушений!

(4) Когда это совершится, и все будет покорено под ноги Его, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем, ст. 28. Я понимаю под этим, что тогда человек Иисус Христос, являвший величие Свое в течение всего Своего царствования, явится как отдающий эту власть, чтобы стать подчиненным, подданным Своего Отца. И это послужит к Божией славе, чтобы Бог мог быть все во всем, чтобы стало очевидно, что наше спасение — это всецело дело Божие, что Ему одному принадлежит вся слава. Хотя в деле нашего спасения была задействована человеческая природа, тем не менее Бог был все во всем.

III. Далее он аргументирует в пользу воскресения из того факта, что некоторые крестились для мертвых (ст. 29): Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? Но что это такое — крещение для мертвых? Некоторые понимают, что этот отрывок относится к мученикам: зачем они претерпевали мученическую кончину за свою веру? Древние иногда называли мученическую смерть кровавым крещением. Другие понимают под крещением для мертвых обычай креститься во имя и вместо новообращенных, умерших без крещения. Этот обычай практиковался в первые века христианства. Но что бы это ни означало, несомненно одно — этот аргумент был понятен и полезен для коринфян. А следующий аргумент апостола будет понятен и для нас.

IV. Он берет его из своего собственного поведения и поведения других христиан: оно лишалось всякого смысла, если допустить, что мертвые не воскресают.

1. Если бы не было воскресения мертвых, то как неразумно было бы им подвергать себя стольким опасностям (ст. 30): «Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? — мы, христиане, особенно апостолы?» Христианство было бы религией безумных, если бы, не давая надежды на загробную жизнь, заставляло людей рисковать всеми благами и утешениями этой жизни, сталкиваться с ее злом и терпеть его без всяких перспектив на будущее. И не закрепляет ли христианин такую репутацию за своей религией, если отказывается от надежд на будущее и отвергает воскресение мертвых? Апостол применяет этот аргумент лично к себе: Я каждый день умираю.., ст. 31. Он постоянно подвергался смертельной опасности, его жизнь, как говорится, постоянно висела на волоске. Павел сталкивался с огромными трудностями и неистовыми врагами; он боролся со зверями в Ефесе (ст. 32), подвергался опасности быть разорванным на куски разъяренной толпой, Деян 19:24 и далее. Я полагаю, что Павел говорил о борьбе со зверями в переносном смысле, подразумевая под зверями людей свирепого и необузданного нрава. «Когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Если я должен умереть и ничего не ожидать после смерти, то может ли быть что-нибудь более безрассудным?» — говорит апостол. Был ли Павел настолько неразумен? Что, кроме твердой надежды на лучшую жизнь после смерти, могло до такой степени угасить в нем любовь к жизни? Какая мне польза, если мертвые не воскресают? Примечание: Христианину позволительно и прилично рассчитывать на воздаяние за свою преданность Богу. Так поступал Павел. А также и наш благословенный Господь, Евр 12:2. И мы призываемся следовать Его примеру: приносить плод святости, чтобы в конце иметь жизнь вечную.

2. Если бы не было воскресения мертвых, то значительно разумнее было бы пользоваться благами этой жизни: ...Станем есть и пить, ибо завтра умрем (ст. 32), то есть станем эпикурейцами. Будем жить, как животные, если должны умереть, как они. Это будет более мудро, если нет воскресения. Если бы нечего было ожидать после смерти, то разве не предпочел бы любой разумный человек легкую и спокойную жизнь, и не стремился бы как можно больше насладиться благами этой жизни, ибо она коротка? Ничто, кроме надежды на лучшее в потустороннем мире, не может заставить человека отказаться от благ и удовольствий этого мира.

V. Апостол заканчивает свои рассуждения предостережением, увещанием и порицанием.

1. Предостережением против опасного общения с плохими людьми, ведущими распущенный образ жизни, ст. 33. Вероятно, некоторые из отрицавших воскресение мертвых вели свободный образ жизни и часто повторяли: Станем есть и пить, ибо завтра умрем. И Павел предупреждает коринфян, насколько опасным может оказаться общение с подобными людьми. Они могут развратиться, принять их образ жизни. Кто хочет сохранить свою чистоту, должен держаться доброго общества. Заблуждения и пороки заразительны.

2. Увещеванием прекратить грешить и вести более святую и праведную жизнь (ст. 34): Отрезвитесь, как должно, и не грешите... «Отрезвитесь, порвите с грехом. Не позволяйте лености и глупости уводить вас в общество, могущее иссушить вашу христианскую надежду». Неверие в загробную жизнь уничтожает всякую добродетель и благочестие. Если же воскресение и вечная жизнь существуют, то мы должны жить и действовать как верящие в это, отвергать всякие бессмысленные и глупые представления и понятия, развращающие наши нравы и делающие нас распущенными, безрассудными людьми.

3. Укором, и притом довольно резким, в адрес, по крайней мере, некоторых из них: ...к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. Стыдно, если христианин не знает Бога. Если, исповедуя христианскую веру, человек остается не знающим Бога, то он позорит себя, ибо это свидетельствует о его лени и пренебрежении Богом.

Заметьте также: Именно незнание Бога приводит людей к неверию в воскресение и вечную жизнь. Кто знает Бога, тот знает, что Бог не может быть ни неверным, ни недобрым, Он не может забыть их труд и терпение, их верное служение и готовность страдать, и не допустит, чтобы их труд был тщетен. Но я склонен думать, что эти слова имеют более сильное значение, что среди коринфян были атеистически настроенные люди, которые едва признавали Бога. Они действительно были позором и стыдом для христианской церкви. Примечание: В основе неверия человека в загробную жизнь лежит неверие в Бога. Кто признает Бога и Его провидение, кто видит, как несправедливо распределяются блага на этой земле, как часто самые лучшие из людей живут хуже всех, те вряд ли будут сомневаться в существовании вечной жизни, где восторжествует справедливость.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 27 стих)

Иларий Пиктавийский (~315−367)

потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Итак, первая ступень таинства заключается в том, что все покоряется Ему, затем Сам Он покоряется Тому, Кто все покорил Ему. Как мы покоряемся славе царствующего Его тела, так Сам Господь в том же таинстве покоряет славу Своего тела Тому, Кто все покоряет Ему. Мы же покоряемся славе тела Его для того, чтобы возыметь славу, в которой Он царствует, ибо телу Его станем подобны.

Источник: О Троице.

Феофан Затворник (1815−1894)

Вся бо покори под нозе Его. Внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся

Апостол приводит слова Писания в подтверждение, что Господу Спасителю все должно покориться. Место взято из Псалма 8-го, стих 7, где говорится, что все твари земные покорил Бог человеку. К Господу Спасителю применяет это место Апостол по той причине, что Он есть первообраз восстановленного человека и что в нем совершеннейшим образом осуществляется то, чем должен быть человек по первоначальному предназначению. Но как Он есть не человек только, но и Бог, то и человеческие принадлежности не могли оставаться в Нем в тех пределах, в каких прилично им быть в человеке, а принимают необычайные размеры. Посему и власть человека над тварями только земными в Христе Спасителе, яко Богочеловеке, стала властию над всем сотворенным. Эту мысль особенно и выясняет Апостол в последующих словах. Чтобы из приведенного места кто не подумал, что и Ему, как бы простому человеку, покорена только земная тварь, он говорит: внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся, то есть когда говорит Писание, что все покорено Ему, то под этим все надо разуметь все сотворенное, все, кроме Самого Творца, покорившего Ему все.

Выше сказал Апостол, что Господь Спаситель Сам покорит под ноги Свои всех врагов Своих, Сам испразднит всяко начальство, власть и силу, а здесь говорит, что Бог Отец покорил все под ноги Его. Но здесь нет разномыслия, а одно и то же утверждается в разных отношениях. Вся покори Бог, — предназначил покорить, или предназначил, чтобы все Ему было покорно. В сем предназначении участвовал и Сын столько же, сколько Отец по единодействию Пресвятой Троицы. В исполнение же это определение приводится Сыном Божиим Самим по воплощении, смерти, воскресении и седении одесную Отца. С сего момента воспринята Им власть над всем покорным и началось покорение непокорного, именно греха, диавола, смерти. Покорение сие в действие идет к концу, но еще не совершилось: не у видим Ему всяческая покорена (Евр 2:8), говорит сей же Апостол. Если мы будем смотреть только на видимость, то можем подумать: никакого покорения нет, — все враги Христа Господа и наши свирепствуют, и власть их с вражеством не только не умаляется, но возрастает. Но не на это надо смотреть, а на то, что совершает Господь в верующих; в них Он попирает грех, побеждает диавола и отъемлет силу у смерти. Число же истинно верующих когда умаляется, когда увеличивается, но всегда они есть, и покорение врагов сих и исторжение из рук их жертв их идет непрерывно. Трофеи победы над ними — сонмы святых, которые зреют в Церкви на земле, а просиявают победною славой на небе. Враги наши думать могут, что они берут силы, а Господь оставляет их еще действовать в видах приготовления чрез них победителей их. Когда же исполнится все по преднаписанному, тогда и все враги сии в собственном их лице будут положены Господом под ноги Свои. Пока покорит таким образом Господь всех врагов Своих и наших, до тех пор подобает Ему царствовати. А что говорится: покори, — это значит дал власть покорять, сделал властелином и Царем.

В предыдущем стихе говорится: последний враг испразднится смерть; в настоящем вся бо покори. Основание указывается верить, что смерть точно испразднится. Не смотри, что смерть еще царствует. В числе преданных во власть Господу и она состоит. Придет время, и ей конец будет. В послании к Филиппийцам Апостол прямее выражает ту же мысль. Ибо сказавши: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его — это то же, что упразднит смерть и воцарит нетление, — присовокупил: по действу еже возмогати Ему и покорити Себе всяческая (Флп 3:21), — это то же, что: ибо Ему в руки предана власть покорить всяческая. Этою властию и силою изгонит Он и смерть и украсит тленное нетлением (Феодорит).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Когда же говорится: все подчинено; также сказал в одном месте: все Мне предано Отцем Моим (Мф 11:27). Когда говорит: Мне предано, то не думай, что не дано; иначе ложно передашь изречете: все, что есть у Отца, то Мое есть (Ин 16:15) — и другое: все, что Мое есть, то Твое есть, — и что Твое есть, то Мое есть (Ин 17:10). Итак, сказал это к нам, ради плоти, а не потому, чтобы так было по божескому естеству Сына.

А когда говорит (далее в 28-м стихе): подчинится Ему все, то очевидно, что подчинено ему все, кроме Того, Кто подчинил Ему все.

А если очевидно, что подчинил Ему все, как сказал ты, господине мой, Апостол, — то как же говоришь: когда подчинится Ему все? Но если не подчинено Ему все, то как же говоришь: подчинено Ему все.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Поскольку о Сыне сказал, что Он низложит врагов, и воздвигнет трофей; то убоялся, чтобы не почли Сына каким-нибудь иным началом нерожденным. Посему все относит к Отцу, говоря, что Он покорил Сыну врагов. А как он писал к эллинам, у которых была молва, что Зевс восстал на Отца, то говорит, что Сыну все покорено, кроме Отца. Ибо Он-то и покорил Сыну все прочее.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Единомышленники Ария и Евномия привыкли постоянно иметь у себя на языке это место, предполагая умалить этим достоинство Единородного. Но им следовало понять, что божественный апостол в этом месте написал вовсе не о Божестве Единородного. Ибо, убеждая верить воскресению плоти, он пытался доказать ее воскресение воскресением Владыки. Ведь очевидно, что подобное подтверждается подобным. Поэтому апостол назвал Христа первенцем из умерших и наименовал человеком; и, сравнивая Его с подобными Адаму, он доказал, что через Христа произойдет всеобщее воскресение, чтобы, указав на воскресение Соестественного нам, убедить прекословящих поверить, что все люди станут причастниками того же воскресения. Итак, надлежит знать, что во Владыке Христе два естества и что божественное Писание иногда называет Его по человеческому, а иногда по Божественному естеству… Феодорит Кирский, Толкования на послания апостола Павла

Экумений († X в.)

потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Апостол писал к мужам, уверовавшим из эллинов и прославлявшим Зевса , который восстал против собственного отца, чтобы свергнуть его с царского престола. Поэтому было необходимо, чтобы они не стали предполагать и у нас чего-либо подобного.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Первые слова стиха взяты из псалма VIII (ст. 7). Они собственно имеют в виду человека в момент его сотворения, но так как это назначение свое — быть владыкою земли — человек не осуществил, а осуществил воплотившийся на земле Сын Божий, Мессия, то в Новом Завете эти слова с полным правом стали прилагаться к Нему (напр. Еф I:22; Евр II:8). — Покорил — конечно, Бог. — Кроме Того… это замечание служит переходом к мысли о подчинении Христа Богу, выраженной в следующем стихе.

См. также Толкование на 1Кор 15:1


Открыть окно