Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 23 стих)

εκαστος (#1667) каждый, ταγμα (#5413) ранг, порядок, часто используется в военном деле, обозначая часть войск, которой может командовать офицер; или же может обозначать любого рода группу, а также место и положение (см. 14:40; Вагrett). επειτα (#2083) затем, после, после того, παρουσιςι (#4242) dat. sing, присутствие, прибытие, приход. Это слово использовалось как термин, означающий прибытие царя или императора (LAE, 368; TLNT). относилось оно и к явлению божества (Conzelmann; TDNT).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 23 стих)

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 23 стих)

15:23 Далее говорится о группах, или классах, участвующих в первом воскресении. Первое воскресение — это воскресение Христа. Он здесь назван первенцем. Слово оригинала означает горсть спелого зерна, сжинаемого с поля до того, как начинался сбор урожая. Это был залог, гарантия, предвкушение грядущего. Оно не означает, что Христос был первым воскресшим. В ВЗ есть примеры воскресения, а в НЗ воскресли Лазарь, сын вдовы, дочь Иаира. Но воскресение Христа отличалось от них, ибо они воскресли, чтобы еще раз умереть, а Христос воскрес, чтобы больше не умирать. Он воскрес, чтобы жить с властью бесконечной жизни. Он воскрес в прославленном теле. Вторая группа участников первого воскресения описывается как Христовы, в пришествие Его. Она включает тех, кто воскреснет во время восхищения на небо, а также тех, кто умрет во время великой скорби и будет воскрешен в конце этого бедственного времени, когда Христос вернется, чтобы царствовать на земле. Так же, как пришествие Христа имеет свои этапы, будут свои этапы и в воскресении Его святых. В первом воскресении участвуют не все умершие, а только те, кто умер в вере во Христа.

Некоторые учат, что только те христиане, которые были верны Христу или были побеждающими, воскреснут в этот раз, но Писание очень ясно опровергает это. Все Христовы воскреснут в Его пришествие.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 23 стих)

Стихи 20−34. В этом отрывке апостол утверждает истину о воскресении мертвых, умерших во Христе:

I. На основании воскресения Христа.

1. Потому что Он есть первенец из умерших, ст. 20. Он истинно воскрес Сам, и воскрес как первенец из умерших в Нем. Его воскресение являлось залогом того, что умершие в Нем также воскреснут, подобно тому как принесение первых плодов у иудеев означало, что вся жатва в целом освящалась и принималась Богом. Как вся жатва делалась святой через посвящение начатков ее (Рим 11:16), так и все тело Христа, все соединившиеся с Ним через веру в Него имеют в Его воскресении уверенный залог своего воскресения. Как Он воскрес, так и они воскреснут, так же, как вся жатва свята, потому что первые плоды святы. Он воскрес не просто для Себя, но как Глава тела, Церкви; ...и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним, 1Фес 4:14. Примечание: Его воскресение — это залог нашего воскресения, если мы истинно верующие в Него; если Он воскрес, то и мы воскреснем. Это первый аргумент, используемый апостолом для подтверждения истины воскресения, и он:

2. Иллюстрируется параллелью между первым и вторым Адамом. Ибо как смерть пришла через одного человека, так через человека должно прийти и избавление от нее, то есть воскресение, ст. 21. Итак, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Как через грех первого Адама все люди стали смертными, потому что унаследовали от него греховную природу, так через заслуги и воскресение Христа все те, кто стал причастником Духа Святого и духовного естества, оживут и станут бессмертными. Каждый, кто умирает, умирает через грех Адама, каждый, кто воскресает, воскресает благодаря заслугам и силе Христа. Но это не означает, что как все в Адаме умерли, так все без исключения оживут во Христе. Христос воскрес как первенец, поэтому Христовы (ст. 23) тоже воскреснут. Отсюда вовсе не следует, что все люди, без исключения, также воскреснут. Из этого только следует, что все, кто воскреснет, воскреснут силой Христова воскресения, и что своим воскресением они обязаны человеку Христу Иисусу, как весь род человеческий обязан своей смертностью первому человеку; и как через человека пришла смерть, так через человека пришло и избавление. В этом проявилась божественная премудрость: как первый Адам погубил своим грехом все свое потомство, так второй Адам воскрешает семя Свое к славному бессмертию.

3. Прежде чем перейти к следующему аргументу, Павел утверждает, что во время воскресения будет соблюдаться определенный порядок. Каким именно он будет, не говорится нигде, здесь же только отмечается в общем, что будет соблюдаться порядок. Первым воскреснет первенец Христос, а затем Христовы, во время Его пришествия.

II. Второй аргумент апостол берет из того факта, что Царство Посредника продлится до тех пор, пока не будут низложены все Его враги, последним из которых будет смерть, ст. 24−26.

1. Этот аргумент подразумевает:

(1) Что наш Спаситель восстал из мертвых, для того чтобы получить всю власть в Свои руки и управлять Царством на правах Посредника: Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми, Рим 14:9.

(2) Что это Царство Христа как Посредника должно иметь свой конец, по крайней мере, после того как все святые Его будут введены в славу и все враги Его будут положены в подножие ног Его: А затем конец.., ст. 24.

(3) Что этот конец не наступит до тех пор, пока не будет упразднена вся сила сопротивления и пока не будут низложены все враги Его, ст. 24−25.

(4) Что наряду с другими врагами должна быть уничтожена и смерть, ст. 26. До сих пор апостол выражается предельно ясно, но потом предоставляет нам самим сделать заключение, что святые, следовательно, должны воскреснуть, ибо в противном случае смерть и могила сохранят свою власть над ними, и это будет означать, что царственная власть Спасителя не сокрушила этого последнего врага святых и не истребила его власти. Только тогда, когда святые оживут, чтобы никогда больше не умирать, и не раньше того, смерть будет истреблена, и это должно произойти, прежде чем кончится Царство Спасителя как Посредника. Такова сущность этого аргумента. Но при этом:

2. Апостол делает ряд следующих замечаний:

(1) Наш Спаситель как Человек и Посредник между Богом и человеком имеет царское достоинство, и Ему дано Царство: Все покорил под ноги Его; ...кроме Того, Который покорил Ему все, ст. 27. Как Человек, Он должен получить всю власть. И хотя Его посредничество основывается на том, что Он имеет Божескую природу, тем не менее, будучи Посредником, Он выступает в этой роли не как Бог, но как промежуточная личность, которой присуща и Божия и человеческая природа, так как Он должен был примирить обе стороны Бога и человека, и получить полномочия и власть от Бога Отца действовать как Посредник. Здесь говорится не о вечном господстве Христа над всем творением, принадлежащем Ему как Богу, но о царстве, доверенном Ему как Посреднику, как Богочеловеку, причем после Его воскресения, когда, одержав победу, Он воссел с Отцом Своим на престоле Его, Откр 3:21. Именно тогда исполнилось предсказание: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» (Пс 2:6). Именно это подразумевается в выражениях, так часто встречающихся в Новом Завете, что Он воссел одесную Бога (Mк 16:19), что Он сидит одесную силы (Mк 14:62), одесную престола Божия (Евр 12:2), одесную престола величия на небесах, Евр 8:1. Он воссел на этом престоле, чтобы осуществлять Свою власть и правление Посредника, после Своего вознесения, Mк 16:19. В Священном Писании сказано, что Он получил это как компенсацию за Свое глубокое самоуничижение, когда стал человеком и принял позорную смерть на кресте, Флп 2:6−12. По вознесении Своем Он был поставлен превыше всего и главою над Церковью, получил власть управлять ею, защищать ее от всех врагов и, в конечном счете, уничтожить их и завершить спасение всех верующих в Него.

(2) Эта царская власть должна быть в конце концов передана Отцу, от Которого и была получена (ст. 24), так как была дана для достижения конкретных целей, ст. 25−26. Искупитель будет царствовать до тех пор, пока не уничтожит Своих врагов, и когда эта цель будет достигнута, Он отдаст эту власть, данную Ему только для этой цели, хотя и будет продолжать царствовать над Своей прославленной Церковью в небесах; в этом последнем смысле о Нем говорится, что Он будет царствовать во веки веков (Откр 11:15), что Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца, Лк 1:33. См. также Дан 7:14; Мих 4:7.

(3) Искупитель непременно будет царствовать, пока не истребит последнего врага Своего народа, пока не упразднит саму смерть, пока Его святые не оживут и не станут совершенными, не знающими страха смерти. До тех пор Он будет иметь всякую власть на небе и на земле. Каким утешением должно это быть для Его святых в часы страданий и искушений!

(4) Когда это совершится, и все будет покорено под ноги Его, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем, ст. 28. Я понимаю под этим, что тогда человек Иисус Христос, являвший величие Свое в течение всего Своего царствования, явится как отдающий эту власть, чтобы стать подчиненным, подданным Своего Отца. И это послужит к Божией славе, чтобы Бог мог быть все во всем, чтобы стало очевидно, что наше спасение — это всецело дело Божие, что Ему одному принадлежит вся слава. Хотя в деле нашего спасения была задействована человеческая природа, тем не менее Бог был все во всем.

III. Далее он аргументирует в пользу воскресения из того факта, что некоторые крестились для мертвых (ст. 29): Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? Но что это такое — крещение для мертвых? Некоторые понимают, что этот отрывок относится к мученикам: зачем они претерпевали мученическую кончину за свою веру? Древние иногда называли мученическую смерть кровавым крещением. Другие понимают под крещением для мертвых обычай креститься во имя и вместо новообращенных, умерших без крещения. Этот обычай практиковался в первые века христианства. Но что бы это ни означало, несомненно одно — этот аргумент был понятен и полезен для коринфян. А следующий аргумент апостола будет понятен и для нас.

IV. Он берет его из своего собственного поведения и поведения других христиан: оно лишалось всякого смысла, если допустить, что мертвые не воскресают.

1. Если бы не было воскресения мертвых, то как неразумно было бы им подвергать себя стольким опасностям (ст. 30): «Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? — мы, христиане, особенно апостолы?» Христианство было бы религией безумных, если бы, не давая надежды на загробную жизнь, заставляло людей рисковать всеми благами и утешениями этой жизни, сталкиваться с ее злом и терпеть его без всяких перспектив на будущее. И не закрепляет ли христианин такую репутацию за своей религией, если отказывается от надежд на будущее и отвергает воскресение мертвых? Апостол применяет этот аргумент лично к себе: Я каждый день умираю.., ст. 31. Он постоянно подвергался смертельной опасности, его жизнь, как говорится, постоянно висела на волоске. Павел сталкивался с огромными трудностями и неистовыми врагами; он боролся со зверями в Ефесе (ст. 32), подвергался опасности быть разорванным на куски разъяренной толпой, Деян 19:24 и далее. Я полагаю, что Павел говорил о борьбе со зверями в переносном смысле, подразумевая под зверями людей свирепого и необузданного нрава. «Когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Если я должен умереть и ничего не ожидать после смерти, то может ли быть что-нибудь более безрассудным?» — говорит апостол. Был ли Павел настолько неразумен? Что, кроме твердой надежды на лучшую жизнь после смерти, могло до такой степени угасить в нем любовь к жизни? Какая мне польза, если мертвые не воскресают? Примечание: Христианину позволительно и прилично рассчитывать на воздаяние за свою преданность Богу. Так поступал Павел. А также и наш благословенный Господь, Евр 12:2. И мы призываемся следовать Его примеру: приносить плод святости, чтобы в конце иметь жизнь вечную.

2. Если бы не было воскресения мертвых, то значительно разумнее было бы пользоваться благами этой жизни: ...Станем есть и пить, ибо завтра умрем (ст. 32), то есть станем эпикурейцами. Будем жить, как животные, если должны умереть, как они. Это будет более мудро, если нет воскресения. Если бы нечего было ожидать после смерти, то разве не предпочел бы любой разумный человек легкую и спокойную жизнь, и не стремился бы как можно больше насладиться благами этой жизни, ибо она коротка? Ничто, кроме надежды на лучшее в потустороннем мире, не может заставить человека отказаться от благ и удовольствий этого мира.

V. Апостол заканчивает свои рассуждения предостережением, увещанием и порицанием.

1. Предостережением против опасного общения с плохими людьми, ведущими распущенный образ жизни, ст. 33. Вероятно, некоторые из отрицавших воскресение мертвых вели свободный образ жизни и часто повторяли: Станем есть и пить, ибо завтра умрем. И Павел предупреждает коринфян, насколько опасным может оказаться общение с подобными людьми. Они могут развратиться, принять их образ жизни. Кто хочет сохранить свою чистоту, должен держаться доброго общества. Заблуждения и пороки заразительны.

2. Увещеванием прекратить грешить и вести более святую и праведную жизнь (ст. 34): Отрезвитесь, как должно, и не грешите... «Отрезвитесь, порвите с грехом. Не позволяйте лености и глупости уводить вас в общество, могущее иссушить вашу христианскую надежду». Неверие в загробную жизнь уничтожает всякую добродетель и благочестие. Если же воскресение и вечная жизнь существуют, то мы должны жить и действовать как верящие в это, отвергать всякие бессмысленные и глупые представления и понятия, развращающие наши нравы и делающие нас распущенными, безрассудными людьми.

3. Укором, и притом довольно резким, в адрес, по крайней мере, некоторых из них: ...к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. Стыдно, если христианин не знает Бога. Если, исповедуя христианскую веру, человек остается не знающим Бога, то он позорит себя, ибо это свидетельствует о его лени и пренебрежении Богом.

Заметьте также: Именно незнание Бога приводит людей к неверию в воскресение и вечную жизнь. Кто знает Бога, тот знает, что Бог не может быть ни неверным, ни недобрым, Он не может забыть их труд и терпение, их верное служение и готовность страдать, и не допустит, чтобы их труд был тщетен. Но я склонен думать, что эти слова имеют более сильное значение, что среди коринфян были атеистически настроенные люди, которые едва признавали Бога. Они действительно были позором и стыдом для христианской церкви. Примечание: В основе неверия человека в загробную жизнь лежит неверие в Бога. Кто признает Бога и Его провидение, кто видит, как несправедливо распределяются блага на этой земле, как часто самые лучшие из людей живут хуже всех, те вряд ли будут сомневаться в существовании вечной жизни, где восторжествует справедливость.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 23 стих)

Амвросий Медиоланский (~339−397)

каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его

Плод божественной милости для всех общий, но различен порядок заслуг.

Источник: О кончине брата Сатира.

Феофан Затворник (1815−1894)

Кийждо же во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии, в пришествии Его

Слова: кийждо же во своем чину, двояко понимать можно. Если поставить их в связи с предыдущим, они будут значить, что во Христе все оживут; но участь получит по воскресении всякий по своему достоинству; все оживут о Христе, но не все вкусят блаженной жизни о Нем, оживут прежде для суда, а по суде — для приятия участи, какую кто заслужил. Святой Златоуст говорит: «Дабы ты не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: кийждо же в своем чину. Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние, ибо если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие». И Феодорит пишет: «Поелику сказал: вси оживут, по воскресении же будет разделение живших целомудренно и предававшихся в жизни невоздержанию, страдавших неверием и просиявших верою и, одним словом, стремившихся к делам похвальным и к делам укоризненным, то по необходимости присовокупил: кийждо же в своем чину. Так и Господь в священном Евангелии учит, что агнцев поставит одесную, а козлов ошуюю (Мф 25:33)». Так и все и другие наши толковники. Оправдывает такое толкование слово: ταγμα, которое означает воинский отряд, полк Это подает вместе мысль, что самое воскресение уже укажет каждому свой отряд и полк, к которому он сам собою и понесется.

Другие поставляют сии слова в связи с последующим, как общее указание на порядок, в каком будет идти воскресение. Все оживут о Христе, но это оживление будет идти в своем порядке: сначала воскрес Христос, потом во второе Его пришествие воскреснут те, кои Христовы суть, затем кончина, — то есть, как думают иные, последует и окончательное всех воскресение, — воскресение и тех, кои после воскресения Христовых оставались еще невоскресшими. Что касается до значения слов: кийждо же в своем чину, то их можно поставлять в такой связи, только не в той мысли, как иным кажется, что тут означаются отряды воскресающих: то есть воскресает Христос, потом верующие, потом неверы и грешники, а в той, что всему свое время. Все оживут во Христе, но не вместе с воскресением Христовым, а в свое время, — когда придет череда, придет же она во второе пришествие Христово. Святой Златоуст говорит: «Теперь, по воскресении Христовом, дела человеческие остаются в обычном порядке, а тогда, во второе пришествие, и все воскреснут, и всему будет конец».

Христос воскресший есть начаток, в котором положено основание и указан путь всеобщего воскресения; а чрез это воскресение совершится окончательное восстановление падшего человечества, и явление его в предназначенной ему славе и в свойственном ему свете и совершенстве. Воскресение Христово потому есть ручательство за верность всех христианских надежд, почему и славится христианами паче всего. Воскресши и вознесшись на небеса, Господь повелел ждать второго Его пришествия. Мы и ждем, — каждый час и каждую минуту. Никто не знает, когда протрубит труба, возбуждающая мертвых. Но когда протрубит, все подымутся из гробов, или из того места, где чьи сложены кости. Тогда исполнится то, что говорит Апостол: потом же Христу веровавшии, οι του Χριστου, — Христовы, «то есть верующие и благочестивые» (святой Златоуст). «Не только уверовавшие во Христа после Его вочеловечения, но и просиявшие благочестием и добродетелию под законом и прежде закона» (Феодорит). Но это только одна часть человечества спасенного, где же другая часть — неверов и грешников погибающих? — Иные говорят: воскресение этой части разумеется в словах: таже кончина, которые означают: потом последует окончательное всех воскресение, и, таким образом, вводят два момента Воскресения, а иные — даже два периода, разделенные немалым пространством времени. Совершенно произвольно. О двух воскресениях и намека нет в Писании; а слова: таже кончина, означают, что за воскресением последует конец всему, — суд, распределение оправданных и осужденных по своим местам, прекращение теперешнего порядка бытия вещей и начало нового, когда откроются новое небо и новая земля. Другую какую мысль соединять с сими словами и в ум не должно бы приходить. Святой Златоуст говорит: «Тогда всему будет конец». Феодорит пишет: «Тогда все примет конец, и настоящий порядок вещей, и предречения пророков». Где же воскресение грешников и неверующих? — Его надо доразумевать при словах: потом же Христу веровавшии, доразумевать — то есть не без исключения и тех, кои не суть Христовы. Мысль всего будет такая: теперь Христос воскрес, а во второе Его пришествие воскреснут и Христовы, но не одни, конечно, а со всеми другими людьми. При этом останется только решить, чего же ради Апостол не помянул об них особо? — На это ответим: так ему было угодно; помянул он о Христовых, потому что говорил к тем, кои Христовы суть, и их надежды оживлял, а о нехристовых промолчал, чтоб не омрачать светлой картины воскресения, давая доразуметь о них читающим самим, — из того, что впереди сказал, что о Христе все оживут, без различия. Но из-за того, что он об них не помянул, разделять воскресение на два момента, прикрываясь кривотолкованием слова: таже кончина, совершенно несправедливо. Святой Златоуст и намека не делает на такие моменты; то же, кажется, и Феодорит. Экумений и Феофилакт, хотя полагают, что праведные не много упредят воскресением грешников и неверующих, для того, чтобы сретить Господа на воздухе; но как они тут же говорят, что грешники останутся внизу, то этим подают мысль, что время воскресения умерших и по их разумению будет одно: — в пришествие Господне, — только одни изыдут из гробов впереди, а другие позади, как выходящие из какого дома все находятся в состоянии и действии исхода, но выходят одни впереди, а другие позади. Новым толковникам, незнать почему, нравится навязывать святому Павлу мысль о двух моментах, или временах, воскресения мертвых.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его

И хотя живут они чрез оживотворение (воскресение), но каждый каким оказывается, так и живет. Первый Христос, то есть прежде воскрес Христос; потом в пришествие Его воскресают те, кои суть Христовы.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Максим Исповедник (580−662)

каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его

Как следует понимать сказанное Апостолом: Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец?

Христос стал первенцем чрез воскресение, потом Христовы, уверовавшие в Него, а затем конец, спасение всех народов через веру. А если ты желаешь [узнать] значение этих слов для каждого [человека] в отдельности, то первенец Христос есть вера в Него, потом Христовы, [то есть] дела веры, а затем конец, [что значит] отрешиться от всего чувственного и мысленного и через ведение прилепиться к Богу. Последний же враг истребится — смерть (1Кор 15:26): это [произойдет] тогда, когда мы всецело уступим Богу самовластное воление. Тогда и истребится последний враг. Смертью же он зовется оттого, что жизнь — это Бог, а противоположное жизни по справедливости зовется смертью.

Источник: Вопросы и затруднения.

Августин (354−430)

каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его

Обрати внимание на слова каждый в своем порядке, то есть Адам и Христос: первый — в осуждение, второй — в оправдание… Очевидно, что Павел говорит о воскресении праведных, когда речь о жизни вечной, но не о воскресении грешников, которым предстоит вечная смерть. Он потому и говорит оживут, что другие осуждены будут.

Источник: Послания.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Каждый в своем порядке

Дабы ты, услышав, что все оживут, не подумал, что и грешники спасутся, прибавил: что касается воскресения, то все оживут; но каждый будет в своем порядке и в том, чего достоин

Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец

Христос стал первенцем и путем воскресения. После Него те, которые принадлежат Ему, то есть верные и угодные Ему, воскреснут прежде прочих, когда Он будет сходить с небес (это значит в пришествии Его), ибо праведным справедливо иметь какое-либо преимущество и в самом воскресении. Поскольку они будут восхищены на воздухе в сретение Господу (1Фес 4:17), то воскреснут прежде. Между тем грешники, как осужденные, будут внизу ожидать Судию. Потом — конец всего, и самого воскресения, потому что все вообще воскреснут. Ибо ныне воскрес один только Христос, а дела человеческие остались в своем положении. Но тогда будет не так, но все получит конец.

Когда Он предаст Царство Богу и Отцу

Писание знает два царства: одно по праву усвоения, другое по праву творения. По праву творения Он царствует над всеми, над эллинами, иудеями и над самими бесами, и над теми, которые не хотят сего. По праву же усвоения Он царствует над верными и святыми, которые добровольно подчиняются. Об этом царстве сказано: проси Меня, и Я дам народы в наследие тебе (Пс 2:8) и: дана Мне всякая власть (Мф 28:18); его-то предаст Он Отцу, то есть устроит, закончит. Представим себе, что какой-нибудь царь поручил сыну своему вести войну с отложившимися от него народами; когда сын произведет войну и покорит те народы, тогда может сказать, что он передал войну отцу, то есть показал, что порученное ему дело окончено. Итак, Павел говорит, что когда Сын все покорит, тогда будет конец. Ибо Христос тогда совершенно воцарится над нами, когда мы уже не будем разделяться между Богом и князем мира; Он как бы отнимет царство, похищенное тираном, и представит оное Отцу свободным.

Когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу

То есть когда победит и укротит лукавые силы. Ибо ныне они действуют весьма много, а тогда перестанут действовать.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его

Хотя, как и должно, все в одной вере содержатся и одной водой проходят крещение, однако же из всех в вере каждый в своем порядке достигает совершенства.

Источник: Гомилии на Книгу Бытия.

Лопухин А.П. (1852−1904)

каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его

В своем порядке (Τάγμα). Каждому отдельному лицу или целому разряду лиц указано свое место в великом целом. На первом месте стоит один Христос — Христовы. Это, без сомнения, праведники, имеющие в себе Дух Христов (Рим VIII:9), для которых Христос есть основа их жизни (Кол III:4). Они образуют второй ряд или отделение воскресших.

См. также Толкование на 1Кор 15:1


Открыть окно