Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 21 стих)

επειδη (#2076) так как, потому что. δι' (#1328) с gen. через.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 21 стих)

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 21 стих)

15:21 Через человека в мир вошла смерть. Этим человеком был Адам. Через его грех смерть пришла ко всем людям. Бог послал в мир Своего Сына в образе Человека, чтобы уничтожить последствия сделанного первым человеком и поднять верующих до такого блаженства, какого они никогда не могли узнать, пребывая в Адаме. Таким образом, через Человека Иисуса Христа — воскресение мертвых.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 21 стих)

Стихи 20−34. В этом отрывке апостол утверждает истину о воскресении мертвых, умерших во Христе:

I. На основании воскресения Христа.

1. Потому что Он есть первенец из умерших, ст. 20. Он истинно воскрес Сам, и воскрес как первенец из умерших в Нем. Его воскресение являлось залогом того, что умершие в Нем также воскреснут, подобно тому как принесение первых плодов у иудеев означало, что вся жатва в целом освящалась и принималась Богом. Как вся жатва делалась святой через посвящение начатков ее (Рим 11:16), так и все тело Христа, все соединившиеся с Ним через веру в Него имеют в Его воскресении уверенный залог своего воскресения. Как Он воскрес, так и они воскреснут, так же, как вся жатва свята, потому что первые плоды святы. Он воскрес не просто для Себя, но как Глава тела, Церкви; ...и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним, 1Фес 4:14. Примечание: Его воскресение — это залог нашего воскресения, если мы истинно верующие в Него; если Он воскрес, то и мы воскреснем. Это первый аргумент, используемый апостолом для подтверждения истины воскресения, и он:

2. Иллюстрируется параллелью между первым и вторым Адамом. Ибо как смерть пришла через одного человека, так через человека должно прийти и избавление от нее, то есть воскресение, ст. 21. Итак, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Как через грех первого Адама все люди стали смертными, потому что унаследовали от него греховную природу, так через заслуги и воскресение Христа все те, кто стал причастником Духа Святого и духовного естества, оживут и станут бессмертными. Каждый, кто умирает, умирает через грех Адама, каждый, кто воскресает, воскресает благодаря заслугам и силе Христа. Но это не означает, что как все в Адаме умерли, так все без исключения оживут во Христе. Христос воскрес как первенец, поэтому Христовы (ст. 23) тоже воскреснут. Отсюда вовсе не следует, что все люди, без исключения, также воскреснут. Из этого только следует, что все, кто воскреснет, воскреснут силой Христова воскресения, и что своим воскресением они обязаны человеку Христу Иисусу, как весь род человеческий обязан своей смертностью первому человеку; и как через человека пришла смерть, так через человека пришло и избавление. В этом проявилась божественная премудрость: как первый Адам погубил своим грехом все свое потомство, так второй Адам воскрешает семя Свое к славному бессмертию.

3. Прежде чем перейти к следующему аргументу, Павел утверждает, что во время воскресения будет соблюдаться определенный порядок. Каким именно он будет, не говорится нигде, здесь же только отмечается в общем, что будет соблюдаться порядок. Первым воскреснет первенец Христос, а затем Христовы, во время Его пришествия.

II. Второй аргумент апостол берет из того факта, что Царство Посредника продлится до тех пор, пока не будут низложены все Его враги, последним из которых будет смерть, ст. 24−26.

1. Этот аргумент подразумевает:

(1) Что наш Спаситель восстал из мертвых, для того чтобы получить всю власть в Свои руки и управлять Царством на правах Посредника: Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми, Рим 14:9.

(2) Что это Царство Христа как Посредника должно иметь свой конец, по крайней мере, после того как все святые Его будут введены в славу и все враги Его будут положены в подножие ног Его: А затем конец.., ст. 24.

(3) Что этот конец не наступит до тех пор, пока не будет упразднена вся сила сопротивления и пока не будут низложены все враги Его, ст. 24−25.

(4) Что наряду с другими врагами должна быть уничтожена и смерть, ст. 26. До сих пор апостол выражается предельно ясно, но потом предоставляет нам самим сделать заключение, что святые, следовательно, должны воскреснуть, ибо в противном случае смерть и могила сохранят свою власть над ними, и это будет означать, что царственная власть Спасителя не сокрушила этого последнего врага святых и не истребила его власти. Только тогда, когда святые оживут, чтобы никогда больше не умирать, и не раньше того, смерть будет истреблена, и это должно произойти, прежде чем кончится Царство Спасителя как Посредника. Такова сущность этого аргумента. Но при этом:

2. Апостол делает ряд следующих замечаний:

(1) Наш Спаситель как Человек и Посредник между Богом и человеком имеет царское достоинство, и Ему дано Царство: Все покорил под ноги Его; ...кроме Того, Который покорил Ему все, ст. 27. Как Человек, Он должен получить всю власть. И хотя Его посредничество основывается на том, что Он имеет Божескую природу, тем не менее, будучи Посредником, Он выступает в этой роли не как Бог, но как промежуточная личность, которой присуща и Божия и человеческая природа, так как Он должен был примирить обе стороны Бога и человека, и получить полномочия и власть от Бога Отца действовать как Посредник. Здесь говорится не о вечном господстве Христа над всем творением, принадлежащем Ему как Богу, но о царстве, доверенном Ему как Посреднику, как Богочеловеку, причем после Его воскресения, когда, одержав победу, Он воссел с Отцом Своим на престоле Его, Откр 3:21. Именно тогда исполнилось предсказание: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» (Пс 2:6). Именно это подразумевается в выражениях, так часто встречающихся в Новом Завете, что Он воссел одесную Бога (Mк 16:19), что Он сидит одесную силы (Mк 14:62), одесную престола Божия (Евр 12:2), одесную престола величия на небесах, Евр 8:1. Он воссел на этом престоле, чтобы осуществлять Свою власть и правление Посредника, после Своего вознесения, Mк 16:19. В Священном Писании сказано, что Он получил это как компенсацию за Свое глубокое самоуничижение, когда стал человеком и принял позорную смерть на кресте, Флп 2:6−12. По вознесении Своем Он был поставлен превыше всего и главою над Церковью, получил власть управлять ею, защищать ее от всех врагов и, в конечном счете, уничтожить их и завершить спасение всех верующих в Него.

(2) Эта царская власть должна быть в конце концов передана Отцу, от Которого и была получена (ст. 24), так как была дана для достижения конкретных целей, ст. 25−26. Искупитель будет царствовать до тех пор, пока не уничтожит Своих врагов, и когда эта цель будет достигнута, Он отдаст эту власть, данную Ему только для этой цели, хотя и будет продолжать царствовать над Своей прославленной Церковью в небесах; в этом последнем смысле о Нем говорится, что Он будет царствовать во веки веков (Откр 11:15), что Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца, Лк 1:33. См. также Дан 7:14; Мих 4:7.

(3) Искупитель непременно будет царствовать, пока не истребит последнего врага Своего народа, пока не упразднит саму смерть, пока Его святые не оживут и не станут совершенными, не знающими страха смерти. До тех пор Он будет иметь всякую власть на небе и на земле. Каким утешением должно это быть для Его святых в часы страданий и искушений!

(4) Когда это совершится, и все будет покорено под ноги Его, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем, ст. 28. Я понимаю под этим, что тогда человек Иисус Христос, являвший величие Свое в течение всего Своего царствования, явится как отдающий эту власть, чтобы стать подчиненным, подданным Своего Отца. И это послужит к Божией славе, чтобы Бог мог быть все во всем, чтобы стало очевидно, что наше спасение — это всецело дело Божие, что Ему одному принадлежит вся слава. Хотя в деле нашего спасения была задействована человеческая природа, тем не менее Бог был все во всем.

III. Далее он аргументирует в пользу воскресения из того факта, что некоторые крестились для мертвых (ст. 29): Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? Но что это такое — крещение для мертвых? Некоторые понимают, что этот отрывок относится к мученикам: зачем они претерпевали мученическую кончину за свою веру? Древние иногда называли мученическую смерть кровавым крещением. Другие понимают под крещением для мертвых обычай креститься во имя и вместо новообращенных, умерших без крещения. Этот обычай практиковался в первые века христианства. Но что бы это ни означало, несомненно одно — этот аргумент был понятен и полезен для коринфян. А следующий аргумент апостола будет понятен и для нас.

IV. Он берет его из своего собственного поведения и поведения других христиан: оно лишалось всякого смысла, если допустить, что мертвые не воскресают.

1. Если бы не было воскресения мертвых, то как неразумно было бы им подвергать себя стольким опасностям (ст. 30): «Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? — мы, христиане, особенно апостолы?» Христианство было бы религией безумных, если бы, не давая надежды на загробную жизнь, заставляло людей рисковать всеми благами и утешениями этой жизни, сталкиваться с ее злом и терпеть его без всяких перспектив на будущее. И не закрепляет ли христианин такую репутацию за своей религией, если отказывается от надежд на будущее и отвергает воскресение мертвых? Апостол применяет этот аргумент лично к себе: Я каждый день умираю.., ст. 31. Он постоянно подвергался смертельной опасности, его жизнь, как говорится, постоянно висела на волоске. Павел сталкивался с огромными трудностями и неистовыми врагами; он боролся со зверями в Ефесе (ст. 32), подвергался опасности быть разорванным на куски разъяренной толпой, Деян 19:24 и далее. Я полагаю, что Павел говорил о борьбе со зверями в переносном смысле, подразумевая под зверями людей свирепого и необузданного нрава. «Когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Если я должен умереть и ничего не ожидать после смерти, то может ли быть что-нибудь более безрассудным?» — говорит апостол. Был ли Павел настолько неразумен? Что, кроме твердой надежды на лучшую жизнь после смерти, могло до такой степени угасить в нем любовь к жизни? Какая мне польза, если мертвые не воскресают? Примечание: Христианину позволительно и прилично рассчитывать на воздаяние за свою преданность Богу. Так поступал Павел. А также и наш благословенный Господь, Евр 12:2. И мы призываемся следовать Его примеру: приносить плод святости, чтобы в конце иметь жизнь вечную.

2. Если бы не было воскресения мертвых, то значительно разумнее было бы пользоваться благами этой жизни: ...Станем есть и пить, ибо завтра умрем (ст. 32), то есть станем эпикурейцами. Будем жить, как животные, если должны умереть, как они. Это будет более мудро, если нет воскресения. Если бы нечего было ожидать после смерти, то разве не предпочел бы любой разумный человек легкую и спокойную жизнь, и не стремился бы как можно больше насладиться благами этой жизни, ибо она коротка? Ничто, кроме надежды на лучшее в потустороннем мире, не может заставить человека отказаться от благ и удовольствий этого мира.

V. Апостол заканчивает свои рассуждения предостережением, увещанием и порицанием.

1. Предостережением против опасного общения с плохими людьми, ведущими распущенный образ жизни, ст. 33. Вероятно, некоторые из отрицавших воскресение мертвых вели свободный образ жизни и часто повторяли: Станем есть и пить, ибо завтра умрем. И Павел предупреждает коринфян, насколько опасным может оказаться общение с подобными людьми. Они могут развратиться, принять их образ жизни. Кто хочет сохранить свою чистоту, должен держаться доброго общества. Заблуждения и пороки заразительны.

2. Увещеванием прекратить грешить и вести более святую и праведную жизнь (ст. 34): Отрезвитесь, как должно, и не грешите... «Отрезвитесь, порвите с грехом. Не позволяйте лености и глупости уводить вас в общество, могущее иссушить вашу христианскую надежду». Неверие в загробную жизнь уничтожает всякую добродетель и благочестие. Если же воскресение и вечная жизнь существуют, то мы должны жить и действовать как верящие в это, отвергать всякие бессмысленные и глупые представления и понятия, развращающие наши нравы и делающие нас распущенными, безрассудными людьми.

3. Укором, и притом довольно резким, в адрес, по крайней мере, некоторых из них: ...к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. Стыдно, если христианин не знает Бога. Если, исповедуя христианскую веру, человек остается не знающим Бога, то он позорит себя, ибо это свидетельствует о его лени и пренебрежении Богом.

Заметьте также: Именно незнание Бога приводит людей к неверию в воскресение и вечную жизнь. Кто знает Бога, тот знает, что Бог не может быть ни неверным, ни недобрым, Он не может забыть их труд и терпение, их верное служение и готовность страдать, и не допустит, чтобы их труд был тщетен. Но я склонен думать, что эти слова имеют более сильное значение, что среди коринфян были атеистически настроенные люди, которые едва признавали Бога. Они действительно были позором и стыдом для христианской церкви. Примечание: В основе неверия человека в загробную жизнь лежит неверие в Бога. Кто признает Бога и Его провидение, кто видит, как несправедливо распределяются блага на этой земле, как часто самые лучшие из людей живут хуже всех, те вряд ли будут сомневаться в существовании вечной жизни, где восторжествует справедливость.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 21 стих)

Василий Великий (329/30−379)

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых

Итак, если не было пришествия Господа во плоти, то Искупитель не воздал за нас цену смерти и не пресек Собою царства смерти. Ибо если бы одно было — находиться под властью смерти, а иное — восприниматься Господом, то смерть не прекратила бы своих действий, страдания Богоносной плоти не послужили бы в нашу пользу, Господь не умертвил бы греха во плоти и мы, умершие в Адаме, не были бы оживлены Христом.

Источник: Послания.

Афанасий Великий (~295−373)

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых

Ибо [Слово], принеся в жертву Свое собственное тело, положило конец осуждавшему нас закону и обновило в нас начало жизни, даровав надежду на воскресение. Поскольку от людей зависело то, что смерть овладевала ими, потому вочеловечением Бога Слова снова произошло разрушение смерти и воскресение жизни.

Источник: О воплощении Слова.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых

Человек воскрес, потому что человек умер. Человек был воскрешен, но воскресил его Бог. Тогда Он был человеком во плоти, теперь Он — Бог всего. Теперь мы уже не знаем Христа во плоти, но мы имеем благодать Его Тела, чтобы познать Его как первые плоды покоящихся, как первородного из умерших. Разумеется, первые плоды — того же рода и той же природы, как и остальные плоды… Итак, как первые плоды смерти были в Адаме, так первые плоды воскресения — во Христе.

Источник: О кончине брата Сатира.

Феофан Затворник (1815−1894)

Ст. 21−22 Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых: якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут

Объясняет, почему воскресший Христос есть такой начаток умерших, в Котором положено основание воскресению всех. Для сего выставляет двух родоначальников: праотца Адама, в котором все умерли, и Христа Господа, в Котором все оживут. Умирают все, кои от Адама, по той причине, что умерли уже в нем; и оживут все о Христе, по той причине, что оживлены уже в Нем все. Умирание всех есть явление в действительности того, что в Адаме совершилось в возможности; и оживление всех будет исполнением в действительности того, что во Христе воскресшем положено в возможности. Феодорит пишет: «Обратите внимание на основание рода, и увидите, что за прародителем последовали и потомки, и все стали смертными, потому что он приял смертность. Так все естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения, потому что и Он перворожден из мертвых (Кол 1:18), как Адам есть первородный. Не без причины же Христа наименовал здесь Апостол человеком, зная, что Он Бог; но чтобы, показав соестественность, подтвердить учение о воскресении».

Эти последние слова блаженного Феодорита относятся к первому положению: человеком смерть и человеком Воскресение, в сопоставлении его с последним: во Адаме все умирают, во Христе все оживут. Тамошнему: человеком воскресение, соответствует здесь: во Христе оживут. Выходит: во Христе человеке получат воскресение, или оживут. Лежащая в основании мысль та, что надлежало обоженному человеческому естеству пройти весь путь восстановления, чтоб проложить дорогу восстановляемым. Для того Христос умирает, чтоб разрушить силу смерти, для того воскресает, чтобы для всех положить основание воскресения; для того входит в славу, чтоб и всем открыть дверь ко вступлению в сию славу. Древние святые не входили в рай, а сходили в особое место — шеол, и там ждали, пока придет Обетованный и проложит им туда путь. Пришел, прошел и ввел их в рай, только человеческою душою, потому что то есть еще предначинательный рай. Так всюду прошло обоженное человеческое естество, чтоб собою проложить путь восстановлению всех людей. Это и выражает Апостол, когда говорит: человеком смерть, человеком и воскресение.— Сим воскресением положено основание, проложен путь воскресению всех.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 21−22 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут

Ибо, как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут

Присовокупляет причину, которой подтверждается сказанное. Нужно было, говорит, чтобы само побежденное естество победило, и чтобы сам низверженный преодолел. Ибо как в Адаме, то есть чрез падение Адама, все умирают, так во Христе все оживут, то есть потому что Христос оказался безгрешным и неповинным смерти, и хотя умер добровольно, но воскрес, потому что тление не могло удержать Его, Начальника жизни (Деян 2:24). И это все идет против манихеев.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.


Открыть окно