Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 19 стих)

ηλπικοτες perf. act. part, от ελπιζω (#1827) надеяться (EH, 270-71). Part, может использоваться как перифр. perf., подчеркивающий длительное состояние надежды (RWP), или же может быть в знач. сущ.: "мы — те, кто надеется" (Barrett), εσμεν praes. ind. act. от ειμι (#1639) быть. Ind. с ει (#1623) в cond. 1 типа, предполагающем реальность условия ради силы аргумента, ελεεινοτεροι pl. сотр. от ελεεινος (#1795) жалкий, достойный жалости (TLNT). Сотр. в роли superl. ("наиболее достойный жалости"), с последующим gen. сравнения (RP; BD, 33f).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 19 стих)

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 19 стих)

15:19 Если Христос не воскрес, то живые верующие находятся в таком же скверном положении, как и умершие. Их тоже обманули. Они несчастнее всех человеков. Павел, без сомнения, думает о тех скорбях, страданиях, испытаниях и гонениях, которые переносили христиане. Подвергнуться таким бедствиям во имя ложных мотивов было бы трагично.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 19 стих)

Стихи 12−19. Утвердив истину о воскресении нашего Спасителя, апостол теперь укоряет тех из коринфян, которые говорили, будто нет воскресения мертвых: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? (ст. 12). Данный отрывок и весь ход рассуждений апостола дают основание предполагать, что некоторые из коринфян считали воскресение мертвых невозможным. Это было общепринятым понятием язычников. Апостол выдвигает против него неоспоримый факт, а именно: воскресение Христа, и продолжает аргументировать против коринфян, показывая, к каким нелепостям приводит их принцип.

I. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес... (ст. 13) и далее: «Если мертвые не воскресают, не могут быть воскрешены, возвращены к жизни, то и Христос не воскрес, ст. 16. Однако воскресение Христа было предсказано древними пророками, и множество очевидцев подтвердили факт Его воскресения. Как же вы говорите, как осмеливается кто-то из вас утверждать, что нет воскресения, что оно невозможно, когда Бог задолго предсказал его и оно стало неопровержимым фактом?»

II. Из этого неизбежно следует, что проповедь Евангелия и вера в него тщетны: А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Если допустить такое предположение, то оно уничтожило бы саму основу христианства и:

1. Сделало бы тщетной проповедь. «Мы, апостолы, оказались бы лжесвидетелями о Боге. И разве не был бы наш труд совершенно напрасным? Если Христос не воскрес, то и Евангелие — всего лишь пустая болтовня, шутка».

2. Оно сделало бы тщетной веру во Христа, так же как и труд Его служителей: А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (ст. 17), так как вера во Христа дает прощение грехов только благодаря Его смерти, Его жертве за грех. Без пролития крови не бывает прощения грехов. Но если бы Он, пролив Свою Кровь и отдав Свою жизнь, не воскрес потом из мертвых, то какое бы у нас было доказательство того, что мы имеем оправдание и жизнь вечную? Если бы Он оставался во власти смерти, то как бы Он смог нас освободить от этой власти? И какой пустой была бы вера в Него? Если бы Христос не воскрес, то не было бы ни оправдания, ни спасения. Если бы Он остался мертвым, то вера наша была бы тщетной.

III. Другое абсурдное следствие, вытекающее из предположения, будто Христос не воскрес: Поэтому и умершие во Христе погибли. Если нет воскресения мертвых, то умершие во Христе не воскреснут и, следовательно, погибнут, даже если они умерли в вере и за веру. Из этого ясно, что коринфяне, отрицавшие воскресение мертвых, понимали под ним состояние будущего воздаяния, а не просто оживление тела; смерть они рассматривали как уничтожение и конец человека, а не как конец его телесной жизни; ибо иначе апостол не мог бы делать вывод о погибели умерших во Христе из предположения, что они никогда больше не оживут, или из того, что они не имеют надежды на Христа после смерти; ибо если бы их души продолжали жить вне тела, то они могли бы иметь надежду на блаженство своих душ, а не ограничивались бы надеждой на Христа только в этой жизни. «Если допустить, что не существует воскресения в том смысле, как вы это понимаете, что не существует будущего состояния и будущей жизни за гробом, тогда умершие христиане погибли. Как тщетна была бы тогда наша вера, если бы такое предположение было верным!»

IV. Это означало бы, что служители и рабы Христа несчастнее всех человеков, поскольку только в этой жизни надеются на Христа, ст. 19. Если нет воскресения или воздаяния в загробной жизни и если все их надежды на Христа ограничиваются этой жизнью, то они находятся в худшем положении, чем все остальные люди, особенно в обстоятельствах того времени, когда апостол писал это послание, ибо они были ненавидимы и преследуемы всеми людьми и не имели никакой поддержки и защиты со стороны властей. Лучше быть кем угодно при таких условиях, но только не христианином. Удел проповедников и всех христиан в этой жизни очень суров: мир их ненавидит, преследует и оскорбляет, они лишены всех мирских утешений и подвергаются всевозможным страданиям; они значительно несчастнее, чем другие, а надежды на лучшее или на будущее у них нет. Разве это не абсурдно для верующих во Христа — допускать такое предположение, из которого вытекают такие абсурдные выводы? В самом деле, христианская религия учит умерщвлять себя для этого мира и жить упованием на мир иной. Христианин отвергает плотские удовольствия как неприемлемые для него и стремится к духовному и небесному. Но как же печально его положение, если он должен умирать для мирских удовольствий и в то же время не иметь надежды на нечто лучшее!


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 19 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Что говоришь ты, Павел? Как «если мы в этой только жизни надеемся», если тело не воскреснет, когда душа остается и пребывает бессмертной? Так, хотя бы душа осталась и тысячу раз была бессмертна, — какова она и есть, — но без тела она не получит неизреченных благ, равно как и мучений. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор5:10). Потому он и говорит: «и если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Если не воскреснет тело, то и душа останется неувенчанной, — вне блаженства небесного; если так, то мы тогда совершенно ничего не получим; если же тогда ничего не получим, то награды наши — в настоящей жизни.

Потому, говорит, может ли что быть несчастнее нас? Говорит это, как для того, чтобы утвердить (коринфян) в истине воскресения тел, так и для того, чтобы уверить их в бессмертной жизни, чтобы они не думали, будто все наши надежды ограничиваются настоящей жизнью. Достаточно доказав то, что хотел, вышесказанными словами: «если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес» (1Кор15:16−17), то мы погибли и еще остаемся «во грехах», — он присовокупляет еще и это, с целью низложить их гордость. Когда он хочет предложить какой-либо необходимый догмат, то сначала страхом потрясает грубые сердца их.

Так он поступает и здесь. Посеяв выше такие же мысли и приведя их в сокрушение, как лишающихся всего, он теперь, чтобы они более почувствовали скорбь, иным образом делает то же самое и говорит: «мы несчастнее всех человеков», если, после таких браней, смертных опасностей и тысячи бедствий, лишимся таких благ и все наши (надежды) ограничатся только настоящим, потому что все зависит от воскресения. Таким образом и отсюда очевидно, что он говорит не о грехах, но о воскресении тел, о жизни настоящей и будущей.

Источник: Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам

Амвросий Медиоланский (~339−397)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Павел говорит так не потому, что надеяться на Христа — несчастье, а потому, что Христос уготовил надеющимся на Него другую жизнь. Ибо эта жизнь подвержена греху, а другая уготована как награда.

Источник: О кончине брата Сатира.

Максим Туринский (IV—V вв.)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Не только в этой жизни нужно надеяться на Христа — в ней плохие люди могут сделать больше хороших, в ней злые более счастливы, в ней совершающие преступления более успешны.

Источник: Собрание речей.

Феофан Затворник (1815−1894)

И аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы

Тут две мысли возможны. Или такая: если все наши надежды, какие питаем мы, прилепляясь верою ко Христу, ограничим только сею жизнию, только в сей жизни будем чаять получить от Него что-либо, то, сами видите, мы несчастнее всех людей; и образоваться невозможно такой надежде, ибо нас всех теснят, гонят, лишают всего, и мы сами себя подвергаем всякого рода лишениям в видах нравственного преспеяния. Как кто может прийти к мысли чаять чего-либо от Христа в сей жизни? И если бы кто стал ее питать, неразумнее и жалче такого человека и вообразить нельзя.— Или такая: если, живя здесь, в сей жизни, всю надежду нашу мы имеем во Христе, — εν Χριστω, — в том, что после сей скорбной жизни от Него получим утешение в будущей, а между тем и мы, как умершие уже, умрем во грехах и погибнем, по сказанному пред сим, — то есть если Христос не воста, — то мы самые несчастные из людей. Здесь всего лишаемся, и там ничего не получим, и это тем горше, что чаем там получить то, чего и вообразить невозможно. Не так горько не получить нечаемого, сколько горько не получить, что чаешь несомненно получить. Блаженный Феодорит пишет: «Мы проходим жизнь среди опасностей всякого рода: томимые голодом, терпя непрестанно обиды, переходя из темницы в темницу по вселенной, не имея приюта, скитаясь, борясь с непрестанными треволнениями. Нас поддерживает добрая надежда (на упокоение в будущем), и в воскресении Спасителя нашего имеем мы залог нашего воскресения (и будущего прославления)». А если Христос не воскрес, — дополним сию речь, — то и прославления в будущем не будет. И останемся мы ни при чем.— Что может быть горше такой участи?!

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Если же в сей только жизни, подверженной преследованиями, на Христа надеемся, то ведь жизнь наша несчастнее всех людей, какие когда-либо были в мире. И если здесь мы мучаемся постами и преследованиями, а там не получим воздаяния, — если это так будет, — то станем есть и пить (ниже ст.33), воспользовавшись, по крайней мере, настоящим, — если именно, по вашим словам, кроме того, что есть здесь, мы не имеем получить ничего другого.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Если, говорит, все наше ограничивается здешней жизнью и мы, уповающие на Христа, то есть имеющие надежду на Христа, существуем только в ней, а там нет иной жизни, то мы несчастнее всех, так как ни здешними благами не наслаждались, как и выше сказано, ни будущих не получим, потому что и не воскреснем, как некоторые говорят. Быть может, скажет иной: одна душа будет наслаждаться. Почему же так? Трудилась не одна только она, но и тело. Где же справедливость, если тело, перенесшее большую часть трудностей, обратится в ничто, и не получит никакого блага, а увенчана будет одна только душа?

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Очевидно, что и в этой, и в будущей жизни мы надеемся на Христа, ибо Христос не покидает рабов Своих, но дает им Свою милость, и в грядущем — им быть в вечной славе.

Источник: На Послания к Коринфянам


Открыть окно