Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 18 стих)

κοιμηθεντες aor. pass. part, от κοιμαω (#3121) спать (см. ст. 6). Part, в роли subst. απωλοντο aor. ind. med. (dep.) от απολλυμι (#660) разрушать, уничтожать, губить.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 18 стих)

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 18 стих)

15:18 Что же касается верующих, умерших во Христе, то их случай совершенно безнадежен. Если Христос не воскрес, их вера была бесполезной. В некоторых переводах этот стих говорит об «уснувших во Христе», подразумевая тела верующих. НЗ нигде не говорит о сне применительно к душе. Душа верующего уходит во время смерти, чтобы быть со Христом, тогда как тело, как здесь сказано, спит в могиле. Нужно сказать кое-что и о слове «погибли». Оно никогда не означало «полностью исчезли», «перестали существовать». Как указывает Вайн, оно означает не утрату существования, а, скорее, утрату благополучия. Здесь говорится о гибели в смысле цели, для которой создавались человек или вещь.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 18 стих)

Стихи 12−19. Утвердив истину о воскресении нашего Спасителя, апостол теперь укоряет тех из коринфян, которые говорили, будто нет воскресения мертвых: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? (ст. 12). Данный отрывок и весь ход рассуждений апостола дают основание предполагать, что некоторые из коринфян считали воскресение мертвых невозможным. Это было общепринятым понятием язычников. Апостол выдвигает против него неоспоримый факт, а именно: воскресение Христа, и продолжает аргументировать против коринфян, показывая, к каким нелепостям приводит их принцип.

I. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес... (ст. 13) и далее: «Если мертвые не воскресают, не могут быть воскрешены, возвращены к жизни, то и Христос не воскрес, ст. 16. Однако воскресение Христа было предсказано древними пророками, и множество очевидцев подтвердили факт Его воскресения. Как же вы говорите, как осмеливается кто-то из вас утверждать, что нет воскресения, что оно невозможно, когда Бог задолго предсказал его и оно стало неопровержимым фактом?»

II. Из этого неизбежно следует, что проповедь Евангелия и вера в него тщетны: А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Если допустить такое предположение, то оно уничтожило бы саму основу христианства и:

1. Сделало бы тщетной проповедь. «Мы, апостолы, оказались бы лжесвидетелями о Боге. И разве не был бы наш труд совершенно напрасным? Если Христос не воскрес, то и Евангелие — всего лишь пустая болтовня, шутка».

2. Оно сделало бы тщетной веру во Христа, так же как и труд Его служителей: А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (ст. 17), так как вера во Христа дает прощение грехов только благодаря Его смерти, Его жертве за грех. Без пролития крови не бывает прощения грехов. Но если бы Он, пролив Свою Кровь и отдав Свою жизнь, не воскрес потом из мертвых, то какое бы у нас было доказательство того, что мы имеем оправдание и жизнь вечную? Если бы Он оставался во власти смерти, то как бы Он смог нас освободить от этой власти? И какой пустой была бы вера в Него? Если бы Христос не воскрес, то не было бы ни оправдания, ни спасения. Если бы Он остался мертвым, то вера наша была бы тщетной.

III. Другое абсурдное следствие, вытекающее из предположения, будто Христос не воскрес: Поэтому и умершие во Христе погибли. Если нет воскресения мертвых, то умершие во Христе не воскреснут и, следовательно, погибнут, даже если они умерли в вере и за веру. Из этого ясно, что коринфяне, отрицавшие воскресение мертвых, понимали под ним состояние будущего воздаяния, а не просто оживление тела; смерть они рассматривали как уничтожение и конец человека, а не как конец его телесной жизни; ибо иначе апостол не мог бы делать вывод о погибели умерших во Христе из предположения, что они никогда больше не оживут, или из того, что они не имеют надежды на Христа после смерти; ибо если бы их души продолжали жить вне тела, то они могли бы иметь надежду на блаженство своих душ, а не ограничивались бы надеждой на Христа только в этой жизни. «Если допустить, что не существует воскресения в том смысле, как вы это понимаете, что не существует будущего состояния и будущей жизни за гробом, тогда умершие христиане погибли. Как тщетна была бы тогда наша вера, если бы такое предположение было верным!»

IV. Это означало бы, что служители и рабы Христа несчастнее всех человеков, поскольку только в этой жизни надеются на Христа, ст. 19. Если нет воскресения или воздаяния в загробной жизни и если все их надежды на Христа ограничиваются этой жизнью, то они находятся в худшем положении, чем все остальные люди, особенно в обстоятельствах того времени, когда апостол писал это послание, ибо они были ненавидимы и преследуемы всеми людьми и не имели никакой поддержки и защиты со стороны властей. Лучше быть кем угодно при таких условиях, но только не христианином. Удел проповедников и всех христиан в этой жизни очень суров: мир их ненавидит, преследует и оскорбляет, они лишены всех мирских утешений и подвергаются всевозможным страданиям; они значительно несчастнее, чем другие, а надежды на лучшее или на будущее у них нет. Разве это не абсурдно для верующих во Христа — допускать такое предположение, из которого вытекают такие абсурдные выводы? В самом деле, христианская религия учит умерщвлять себя для этого мира и жить упованием на мир иной. Христианин отвергает плотские удовольствия как неприемлемые для него и стремится к духовному и небесному. Но как же печально его положение, если он должен умирать для мирских удовольствий и в то же время не иметь надежды на нечто лучшее!


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 18 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Убо и умершии о Христе погибоша

Вот и еще страшное следствие вашей мысли, приводящей к тому, что Христос не воста. Если Христос не воста: убо умершии о Христе погибоша. Почему погибли? — Потому что умерли во грехах. Если вы, живые, еще есте во грехах, без воскресения Христова, то и они, когда живы были, оставались во грехах; если же живые были такими, то такими и отошли отселе; если такими, то есть сущими во грехах, отошли, то какая им отрада там? Погибли, пошли в пагубу, в ад, на вечные мучения. В вере же Христовой то и отрадно, что она избавляет от ада и делает наследниками царства небесного со Христом, по воскресении и вознесении седящим одесную Отца. Одна ваша пустая мысль о невоскресении мертвых расстраивает всю цепь утешительных христианских истин и надежд.

Умершими о Христе называет Апостол не верующих только, но и потерпевших за веру, — тех и других. Так святой Златоуст: «Выражение — умершии о Христе означает умерших или в вере, или за Него претерпевших многие опасности и великие страдания, шедших путем тесным». Феодорит всю мысль текста изображает так: «Напрасно, по-видимому, умерщвлены за исповедание Христово добродетельные мученики; и хотя с усердием подъяли подвиги, но венцов не прияли; потому что, если нет воскресения, то нет возглашения и о победе». Кто будет раздавать венцы, когда Сам Подвигоположник не увенчан? А Он не увенчан, если не воскрес.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Поэтому и умершие во Христе погибли

И, стало быть, по вашему слову (учению), почившие во Христе мученическою кончиною погибли, так как нет для них воскресения.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Поэтому и умершие во Христе погибли

То есть те, которые умерли за Христа и свидетельствовали о Нем, погибли, если нет воскресения. И вообще все, которые умерли в вере Христовой и в жизни тесной и скорбной, погибли, потому что лишились мирских удовольствий, и после сего не получат никакого блага, если не будет воскресения.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Поэтому и умершие во Христе погибли

Павел прибавляет это для страха коринфянам, поскольку они не хотят себе гибельной кончины. Те же, кто в надежде покинули мир или не побоялись пойти на смерть от чужих рук, оттого не побоялись, что верили в воскресение по образу Христа; и если оно не истинно, то навсегда погибли. Апостол Павел говорит это коринфянам, поскольку они не прислушиваются к любви в отношении своих ушедших и чтобы отбросить то, что они по заблуждению своему хотели слышать от лжеапостолов.

Источник: На Послания к Коринфянам


Открыть окно