I. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес... (ст. 13) и далее: «Если мертвые не воскресают, не могут быть воскрешены, возвращены к жизни, то и Христос не воскрес, ст. 16. Однако воскресение Христа было предсказано древними пророками, и множество очевидцев подтвердили факт Его воскресения. Как же вы говорите, как осмеливается кто-то из вас утверждать, что нет воскресения, что оно невозможно, когда Бог задолго предсказал его и оно стало неопровержимым фактом?»
II. Из этого неизбежно следует, что проповедь Евангелия и вера в него тщетны: А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Если допустить такое предположение, то оно уничтожило бы саму основу христианства и:
1. Сделало бы тщетной проповедь. «Мы, апостолы, оказались бы лжесвидетелями о Боге. И разве не был бы наш труд совершенно напрасным? Если Христос не воскрес, то и Евангелие — всего лишь пустая болтовня, шутка».
2. Оно сделало бы тщетной веру во Христа, так же как и труд Его служителей: А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (ст. 17), так как вера во Христа дает прощение грехов только благодаря Его смерти, Его жертве за грех. Без пролития крови не бывает прощения грехов. Но если бы Он, пролив Свою Кровь и отдав Свою жизнь, не воскрес потом из мертвых, то какое бы у нас было доказательство того, что мы имеем оправдание и жизнь вечную? Если бы Он оставался во власти смерти, то как бы Он смог нас освободить от этой власти? И какой пустой была бы вера в Него? Если бы Христос не воскрес, то не было бы ни оправдания, ни спасения. Если бы Он остался мертвым, то вера наша была бы тщетной.
III. Другое абсурдное следствие, вытекающее из предположения, будто Христос не воскрес: Поэтому и умершие во Христе погибли. Если нет воскресения мертвых, то умершие во Христе не воскреснут и, следовательно, погибнут, даже если они умерли в вере и за веру. Из этого ясно, что коринфяне, отрицавшие воскресение мертвых, понимали под ним состояние будущего воздаяния, а не просто оживление тела; смерть они рассматривали как уничтожение и конец человека, а не как конец его телесной жизни; ибо иначе апостол не мог бы делать вывод о погибели умерших во Христе из предположения, что они никогда больше не оживут, или из того, что они не имеют надежды на Христа после смерти; ибо если бы их души продолжали жить вне тела, то они могли бы иметь надежду на блаженство своих душ, а не ограничивались бы надеждой на Христа только в этой жизни. «Если допустить, что не существует воскресения в том смысле, как вы это понимаете, что не существует будущего состояния и будущей жизни за гробом, тогда умершие христиане погибли. Как тщетна была бы тогда наша вера, если бы такое предположение было верным!»
IV. Это означало бы, что служители и рабы Христа несчастнее всех человеков, поскольку только в этой жизни надеются на Христа, ст. 19. Если нет воскресения или воздаяния в загробной жизни и если все их надежды на Христа ограничиваются этой жизнью, то они находятся в худшем положении, чем все остальные люди, особенно в обстоятельствах того времени, когда апостол писал это послание, ибо они были ненавидимы и преследуемы всеми людьми и не имели никакой поддержки и защиты со стороны властей. Лучше быть кем угодно при таких условиях, но только не христианином. Удел проповедников и всех христиан в этой жизни очень суров: мир их ненавидит, преследует и оскорбляет, они лишены всех мирских утешений и подвергаются всевозможным страданиям; они значительно несчастнее, чем другие, а надежды на лучшее или на будущее у них нет. Разве это не абсурдно для верующих во Христа — допускать такое предположение, из которого вытекают такие абсурдные выводы? В самом деле, христианская религия учит умерщвлять себя для этого мира и жить упованием на мир иной. Христианин отвергает плотские удовольствия как неприемлемые для него и стремится к духовному и небесному. Но как же печально его положение, если он должен умирать для мирских удовольствий и в то же время не иметь надежды на нечто лучшее!
Ст. 17−18 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли
«А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор15:17). С известным и признанным за несомненное он неоднократно соединяет воскресение Христово, чтобы посредством твердо исповедуемого сделать твердым и очевидным и то, что казалось слабым и сомнительным. «Вы еще во грехах ваших». Если Христос не воскрес, то и не умер; если же не умер, то и не истребил греха, потому что смертью Его истреблен грех: «вот Агнец Божий, — говорится (в Писании), — Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Каким образом «берет»? Смертью. Потому Он и назван агнцем, что был заклан. Если же Он не воскрес, то и не был заклан; если не был заклан, то грех не истреблен; если грех не истреблен, то вы еще во грехе; если вы еще во грехе, то мы тщетно проповедали; если мы тщетно проповедали, то вы тщетно уверовали. С другой стороны и смерть еще остается бессмертной, если (Христос) не воскрес; если Он сам удержан смертью и не расторг ее утробы, то как Он избавил всех других (от смерти), будучи сам удержан ею? Потому (апостол) и продолжает: «поэтому и умершие во Христе погибли» (1Кор15:18). Что я, говорит, указываю на вас, когда в таком случае погибли бы и все те, которые все окончили и не подлежат более неизвестности будущего? Выражение — «умершие во Христе» означает или умерших в вере, или за Него претерпевших многие опасности и великие страдания, шедших путем тесным. Где же теперь нечестивые уста манихеев, которые говорят, что «воскресением» (апостол) называет здесь освобождение от греха? Эти многочисленные, непрерывные и превратные умозаключения доказывают совершенно не то, что говорят они, но что говорим мы. Так как — «восстание», говорится и о том, кто упал, то он повторяет часто не только — «восстал», но и с прибавлением: «от мертвых». Притом коринфяне сомневались не в отпущении грехов, а в воскресении тел. И что за необходимая связь: если люди не безгрешны, то и Христос тоже? Если бы Христос не имел воскресить нас, то последовательно ли было бы говорить, для чего Он пришел, принял плоть и воскрес? Но при нашем (разумении) напротив. Грешат ли люди, или не грешат, Бог всегда пребывает безгрешным; о нашем состоянии нельзя заключать по его состоянию, и обратно по нашему о Его состоянии, как это делается касательно воскресения тел.
Источник: Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших
Если крест призрак, то и воскресение призрак. Если Христос не воскрес, то мы еще во грехах наших. Если крест призрак, то и вознесение призрак; а если вознесение призрак, то, стало быть, и второе пришествие призрак, и тогда все [будет] непрочно.
Источник: Огласительные слова для просвещаемых.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших
Какое гнусное святотатство — не верить в воскресение мертвых! Ведь если мы не воскреснем, то Христос умер напрасно, то Он и не воскрес. Но если Он не воскрес для нас, то не воскрес и вовсе, поскольку тогда у Него не было причины воскресать для Себя.
Источник: О кончине брата Сатира.
Аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших
А вот и для вас что выходит из того, если Христос не воскрес: суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших. Вы уверовали в надежде получить отпущение грехов и приять силы на противустояние греху и истребление его в себе новою жизнию. Эта надежда ваша суетна. Ибо на чем основывается надежда, что верующему отпущаются грехи? — На том, что Христос, умерши на кресте, принес за все их искупительную жертву: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин 1:29). А что сия жертва принята, это чем свидетельствуется? — Воскресением Умершего за грехи. Если Он не воскрес, жертва не принята. Смерть Его, как и смерть всех. С другой стороны, избавление от грехов имеет две стороны: первая есть отпущение грехов, а вторая — семя новой жизни во истребление греха. Первое подается приобщением смерти Христа, а вторая приобщением воскресения Его. То и другое приемлют верующие в купели крещения — омываются от грехов и возвращаются к новой жизни, чтоб по крещении ходить в новой жизни, светлой, как светло состояние Христа по воскресении. Если же не воста Христос, то и общения воскресению Его нет; а если этого нет, то нет и семени в нас новой жизни; если этого нет, то грех по-прежнему нами обладает, то мы во грехах еще. Грехи, кои на нас, смываются, когда грех в нас пресекается. Из этого выходит, что, хотя бы смерть Христова и цену имела, мы все бы оставались во грехах, ибо не могли бы получить новой жизни, на коей стоит и самое отпущение грехов. Итак, аще Христос не воста, еще есте во гресех ваших.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших
И тщетна (есть) вера ваша в Господа, и вы еще в тех же грехах есте, ибо не получили очищения от неверности вашей, когда вы погребены в крещении с Тем, Кто умер и воскрес в третий день.
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших
Несомненно, Христос умер и воскрес не ради чего-то другого, как ради нашего воскресения.
Источник: Фрагменты.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента