Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 15 глава 15 стих)

ευρισκομεθα praes. ind. pass, от ευρισκω (#2351) находить; pass, находиться. Это слово часто используется для обозначения моральных суждений по поводу характера, передает идею обнаружения или открытия (RP). ψευδομαρτυς (#в020) лжесвидетель. Последующий gen. либо объектный ("лжесвидетельство о Боге"), либо субъектный ("лжесвидетельство, которое, как утверждают, исходит от Бога"). Подобноелжесвидетельствомоглопревратитьегопосланиевмиф.изобретениечеловека.обусловленноечеловеческимижеланиями; в то же время он мог претендовать на то, что его послание исходит от Бога (Schlatter), εμαρτυρησαμεν aor. ind. act. от μαρτυρεω (#3455) свидетельствовать, быть свидетелем, κατα (#2848) с gen. против, ηγειρεν aor. ind. act. от εγειρω (#1586) поднимать. ειπε ρ αρα (#725:1642) если действительно; если то, что они говорят, правда (BD, 237). εγειρονται praes. ind. pass, от εγειρω (#1586) поднимать. Богосл. pass, указывает, что это Бог воскрешает мертвых (Kistemaker).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 15 глава 15 стих)

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 15 глава 15 стих)

15:15 Дело было бы не просто в том, что апостолы проповедуют ложную весть; это значило бы на самом деле, что они свидетельствуют против Бога. Они свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа из мертвых. Если же Бог этого не сделал, то апостолы оказываются лжесвидетелями о Нем.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 15 глава 15 стих)

Стихи 12−19. Утвердив истину о воскресении нашего Спасителя, апостол теперь укоряет тех из коринфян, которые говорили, будто нет воскресения мертвых: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? (ст. 12). Данный отрывок и весь ход рассуждений апостола дают основание предполагать, что некоторые из коринфян считали воскресение мертвых невозможным. Это было общепринятым понятием язычников. Апостол выдвигает против него неоспоримый факт, а именно: воскресение Христа, и продолжает аргументировать против коринфян, показывая, к каким нелепостям приводит их принцип.

I. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес... (ст. 13) и далее: «Если мертвые не воскресают, не могут быть воскрешены, возвращены к жизни, то и Христос не воскрес, ст. 16. Однако воскресение Христа было предсказано древними пророками, и множество очевидцев подтвердили факт Его воскресения. Как же вы говорите, как осмеливается кто-то из вас утверждать, что нет воскресения, что оно невозможно, когда Бог задолго предсказал его и оно стало неопровержимым фактом?»

II. Из этого неизбежно следует, что проповедь Евангелия и вера в него тщетны: А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Если допустить такое предположение, то оно уничтожило бы саму основу христианства и:

1. Сделало бы тщетной проповедь. «Мы, апостолы, оказались бы лжесвидетелями о Боге. И разве не был бы наш труд совершенно напрасным? Если Христос не воскрес, то и Евангелие — всего лишь пустая болтовня, шутка».

2. Оно сделало бы тщетной веру во Христа, так же как и труд Его служителей: А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (ст. 17), так как вера во Христа дает прощение грехов только благодаря Его смерти, Его жертве за грех. Без пролития крови не бывает прощения грехов. Но если бы Он, пролив Свою Кровь и отдав Свою жизнь, не воскрес потом из мертвых, то какое бы у нас было доказательство того, что мы имеем оправдание и жизнь вечную? Если бы Он оставался во власти смерти, то как бы Он смог нас освободить от этой власти? И какой пустой была бы вера в Него? Если бы Христос не воскрес, то не было бы ни оправдания, ни спасения. Если бы Он остался мертвым, то вера наша была бы тщетной.

III. Другое абсурдное следствие, вытекающее из предположения, будто Христос не воскрес: Поэтому и умершие во Христе погибли. Если нет воскресения мертвых, то умершие во Христе не воскреснут и, следовательно, погибнут, даже если они умерли в вере и за веру. Из этого ясно, что коринфяне, отрицавшие воскресение мертвых, понимали под ним состояние будущего воздаяния, а не просто оживление тела; смерть они рассматривали как уничтожение и конец человека, а не как конец его телесной жизни; ибо иначе апостол не мог бы делать вывод о погибели умерших во Христе из предположения, что они никогда больше не оживут, или из того, что они не имеют надежды на Христа после смерти; ибо если бы их души продолжали жить вне тела, то они могли бы иметь надежду на блаженство своих душ, а не ограничивались бы надеждой на Христа только в этой жизни. «Если допустить, что не существует воскресения в том смысле, как вы это понимаете, что не существует будущего состояния и будущей жизни за гробом, тогда умершие христиане погибли. Как тщетна была бы тогда наша вера, если бы такое предположение было верным!»

IV. Это означало бы, что служители и рабы Христа несчастнее всех человеков, поскольку только в этой жизни надеются на Христа, ст. 19. Если нет воскресения или воздаяния в загробной жизни и если все их надежды на Христа ограничиваются этой жизнью, то они находятся в худшем положении, чем все остальные люди, особенно в обстоятельствах того времени, когда апостол писал это послание, ибо они были ненавидимы и преследуемы всеми людьми и не имели никакой поддержки и защиты со стороны властей. Лучше быть кем угодно при таких условиях, но только не христианином. Удел проповедников и всех христиан в этой жизни очень суров: мир их ненавидит, преследует и оскорбляет, они лишены всех мирских утешений и подвергаются всевозможным страданиям; они значительно несчастнее, чем другие, а надежды на лучшее или на будущее у них нет. Разве это не абсурдно для верующих во Христа — допускать такое предположение, из которого вытекают такие абсурдные выводы? В самом деле, христианская религия учит умерщвлять себя для этого мира и жить упованием на мир иной. Христианин отвергает плотские удовольствия как неприемлемые для него и стремится к духовному и небесному. Но как же печально его положение, если он должен умирать для мирских удовольствий и в то же время не иметь надежды на нечто лучшее!


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 15 глава 15 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Ст. 15−16 Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, Егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают; аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста

Но не тщета только нашей проповеди и вашей веры отсюда выходит, а еще и большее нечто, именно: мы лжесвидетели, вы во грехах еще, и мертвые о Христе погибоша. Обретаемся лжесвидетеле Божии, то есть о Боге; яко послушествовахом, потому что засвидетельствовали, удостоверяли; на Бога, — κατα του Θεου, — против Бога. Свидетельствовали будто в славу Божию, а вышло против Бога, в хулу на Него, будто воскресил, когда не воскрешал. Феодорит пишет: «Мы подлежим наказанию за клевету, осмелившись утверждать, что Бог воскресил Христа, Егоже не воскреси». Не воскреси, как это следует по вашей мысли, то есть, аще мертвии не востают. Ибо то уже непременно должно следовать, как я сказал: аще мертвии не востают, ни Христос воста. Апостол часто повторяет это умозаключение с намерением утвердить его в мысли, ибо оно очень впечатлительно и в таком, отчасти ужасающем, а более нелепом виде представляет мысль о невоскресении мертвых; потому что она ставится чрез то в противоречие с очевидностию воскресения Христова, столь неопровержимо доказанного, свидетель которого есть сам веру утверждавший в коринфянах и пишущий сии убеждения.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Августин (354−430)

Ст. 15−16 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес

Если отвратительна ложь, направленная против преходящей жизни кого- нибудь, то насколько омерзительнее ложь против жизни вечной! И такова любая ложь в религиозном учении. Потому апостол относит к лжесвидетельству любую ложь о Христе, даже если она, как может казаться, содержит похвалу Ему.

Источник: О лжи.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают

Мы, говорит, оказываемся неправыми, потому что ложно показали о Боге, что Он воскресил Того, Кого не воскрешал. Такое вытекает следствие, если мертвые не воскресают. Если же такое следствие нелепо, то нелепо верить и тому, что мертвые не воскресают.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.


Открыть окно