Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 14 глава 26 стих)

τι ουν εστιν, см. ст. 15. συνερχησθε praes. conj. med. (dep.) от συνερχομαι (#5302) собираться вместе. Praes. является iterat. и указывает на возобновляющееся действие. Conj. с οταν (#4020) в indef. temp, прид.: когда бы ни, каждый раз, как. ψαλμος (#6011) песня, гимн. Это хвалебные песни Богу (EGT). Должно быть, присутствующие сочинили песнопение или пели христианский гимн (Grosheide). εχει praes. ind. act. от εχω (#2400) иметь. Каждый обладал дарованиями, данными Духом (Grosheide). ερμηνεια (#2255) перевод, толкование, προς (#4639) с асс. для, по отношению к чему-л. (IBG, 53). γινεσθω praes. imper. med. (dep.) от γινομαι (#1181) случаться. Praes. imper. является повелением к выполнению привычного действия.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 14 глава 26 стих)

14:2−39 Хотя это не отражено в некоторых переводах, различие между «языком» и «языками» очень важно для истолкования данной главы. Представляется, что Павел употребляет единственное число для обозначения дара языческой тарабарщины, а множественное — для подлинного дара иностранных языков (см. пояснение к ст. 2). Возможно, именно поэтому переводчики перед каждым словом в единственном числе ставили слово «неизвестный» (см. ст. 2,4, 13,14,19,27). Есть веские основания для такого различения. Помня о плотских началах и экстатической речи, почерпнутых из языческого прошлого, Павел отмечает три основных момента, касающихся говорения на языках по дарованию Святого Духа: 1) его низший уровень по отношению к пророчеству (ст. 1−19); 2) его цель — знамение не для верующих, а для неверующих (ст. 20−25) и 3) чинный, пристойный и ограниченный порядок его применений (ст. 26−40).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 14 глава 26 стих)

14:26 В церкви появились злоупотребления, связанные с даром языков, а потому было нужно, чтобы Святой Дух установил определенные правила, позволяющие взять под контроль использование этого дара. Такие правила и изложены в стихах 26−28.

Что происходило, когда сходилась ранняя Церковь? Из стиха 26 видно, что собрания проходили очень свободно и неформально. Дух Божий мог свободно использовать различные дары, которые Он дал членам Церкви.

Один человек, например, читал псалом, другой выступал с поучением. Третий говорил на иностранном языке.

Еще один мог рассказать об откровении, которое получил непосредственно от Господа. Кто-то переводил сказанное на языке. Павел молчаливо одобряет эти «открытые собрания», где Дух Божий мог свободно говорить через разных братьев. Но, сказав об этом, Павел выдвигает первое требование о контроле над использованием даров.

Все должно служить к назиданию. Это вовсе не значит, что всему эффектному или привлекающему внимание есть место в Церкви. Для того чтобы быть приемлемым, служение должно содействовать укреплению народа Божьего. Вот что подразумевается под назиданием — духовный рост.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 14 глава 26 стих)

Стихи 26−33. В этом отрывке Павел укоряет коринфян за их беспорядки в богослужении, призывает исправить и отрегулировать свое поведение в дальнейшем.

I. Он порицает их за то неустройство, которое они вносили в проведение собрания, тщеславясь своими дарами (ст. 26): ...Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование.., то есть: «Вы склонны смешивать отдельные части богослужения, и в то время как один произносит псалом, другой имеет поучение или откровение». Или: «Многие, имеющие кто псалом, кто поучение, хотят говорить в одно и то же время, не дожидаясь друг друга. Разве это не беспорядок? Может ли это назидать? Между тем, цель всякого богослужения — назидание: ...все да будет к назиданию».

II. Он исправляет их ошибки и излагает некоторые правила проведения собраний.

1. Что касается говорения на незнакомых языках, то он предписывает говорить двоим или троим в течение одного собрания, и делать это поочередно. Но при этом кто-то должен изъяснять, в противном же случае вообще не следует говорить языками, если нет истолкователя, ст. 27−28. Имеется в виду кто-то другой, кто может изъяснять, ибо если сам говорящий языком будет истолковывать сказанное им, то это послужит лишь к его тщеславию. Если же в собрании есть кто-то еще, могущий истолковывать, тогда эти два дара могут применяться одновременно, и, таким образом, и церковь будет назидаться, и слушатели получат утверждение в вере. Но если не будет истолкователя, то говорящий язы ком должен молчать в церкви и говорить только себе и Богу (ст. 28), то есть (как я думаю) наедине, у себя дома.

2. Относительно пророчества Павел повелевает:

(1) В течение одного собрания могут говорить только два или три пророка (ст. 29), и то по очереди, а не все сразу. Прочие же должны рассуждать о том, что они сказали, то есть исследовать, было ли это сказано по вдохновению свыше или нет. В церкви могли присутствовать и лжепророки, претендующие на божественное вдохновение, и истинные пророки должны были испытывать их, кто из них действительно пророчествует или толкует Писание и учит церковь по вдохновению от Бога, а кто нет.

(2) Если кому-либо из присутствующих пророков будет откровение во время проповеди другого, то последний должен замолчать, ст. 30. Именно так многие понимают этот стих. Однако это выглядит неестественно и не согласуется с контекстом. Ибо почему говорящий по вдохновению должен немедленно замолчать, как только кто-то другой получит откровение, то есть заглушить в себе голос того же самого Духа Святого? Конечно, получивший новое откровение может рассчитывать на слово в свой черед, после того как закончит предыдущий проповедник. Может ли Дух Святой побуждать кого-то говорить и, прежде чем он закончит, вдохновлять другого, чтобы он прервал первого? Мне кажется это неестественным. И это не согласуется с контекстом, так как далее следует (ст. 31): Ибо все один за другим могут пророчествовать... Поочередные выступления были бы невозможны, если бы один вынужден был прерваться и умолкнуть, прежде чем закончит свое пророчество; но это легко осуществимо в том случае, когда позже получивший откровение будет терпеливо ожидать, пока предыдущий пророк не закончит того, что он должен сказать. И затем, в подтверждение своего повеления, Павел добавляет: И духи пророческие послушны пророкам (ст. 32), то есть духовные дары не лишают того, кто ими обладает, собственного разума и права использовать свое собственное суждение при употреблении этих даров. Божественное вдохновение действует не насильственным и бесконтрольным образом, подобно диавольской одержимости языческих жрецов, заставляющей их действовать так, как если бы они потеряли здравый рассудок. Божественное вдохновение действует спокойно, тихо и поддается разумному контролю. Человек, вдохновляемый Духом Божиим, может действовать как человек и соблюдать правила порядка и приличия при произнесении полученного им откровения. Его духовный дар находится в его подчинении, и он может управлять им.

III. Апостол объясняет причины предложенных правил.

1. Они послужат к пользе церкви, к ее назиданию и утешению. Упорядоченное служение пророков, рекомендуемое апостолом, необходимо для того, чтобы все могли поучаться, получать утешение и назидание.

Заметьте: Бог ставит служителей в церкви ради ее наставления, назидания и утешения. Служители должны стараться удовлетворять этим целям.

2. Он напоминает им: Бог не есть Бог неустройства, но мира и доброго порядка, ст. 33. Следовательно, божественное вдохновение никоим образом не может производить беспорядка в христианском собрании, нарушать обычные правила приличия. Если же оно проходит беспорядочным образом, в атмосфере возбуждения, то какое может сложиться у присутствующих представление о Боге, Кому они поклоняются! Будет ли это похоже на то, что Он — Бог мира и порядка и враг неустройства? Богослужения должны проводиться таким образом, чтобы не давать повода посторонним ни для каких непочтительных и недостойных понятий о Боге.

3. Апостол добавляет, что предлагаемый им порядок существовал и в других церквах: ...Так бывает во всех церквах у святых, ст. 33; все церкви соблюдали эти правила при употреблении духовных даров, поэтому и церковь в Коринфе должна считаться с ними. И это позор для них, что, превосходя все другие церкви духовными дарами, они были более беспорядочными, по сравнению с ними, в употреблении их.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 14 глава 26 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию

Видишь ли основание и правило христианства? Как дело зодчего — строить, так дело христианина — всеми способами приносить пользу ближним. Так как (апостол) весьма сильно восставал против дара (языков), то, чтобы он не показался излишним, — а восставал он единственно с намерением смирить гордость их, — он опять поставляет его в числе других (духовных дарований) и говорит: «у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык». В древности и составляли псалмы по дарованию, и учили по дарованию. Но все это, говорит, пусть клонится к одному — к назиданию ближнего; пусть ничто не делается напрасно; если ты приходишь не для назидания брата, то для чего и приходишь? Для меня не очень важно различие дарований; мои заботы только об одном и старания клонятся к одному — чтобы все делалось для назидания; тогда даже имеющий малое дарование превзойдет имеющего великое, если будет употреблять его с назиданием. Дарования для того и даются, чтобы каждый получал назидание; если же этого не будет, то дарование послужит даже к осуждению получившего его; скажи мне в самом деле, какая польза пророчествовать, какая польза воскрешать мертвых, если никто не получает назидания? Если же в этом состоит цель дарований, которой можно достигнуть и другим способом без дарований, то не превозносись знамениями и не считай себя несчастным, не имея дарований.

Источник: Гомилия 36 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Что убо есть, братие? Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать, учение имать, язык имать, откровение имать, сказание имать: вся же к созиданию да бывают

Что убо есть? Что из всего сказанного выходит? Как вам следует поступать? — Вот как! Собрались вы в церковь; каждый имеет что-либо от Духа Божия; кто псалом, всякого рода молитвенное к Богу обращение, прошение, благодарение, славословие Богу Спасителю нашему, в Господе Иисусе Христе, благодатию Святого Духа; кто — учение, догмат, нравоучение, совет, решение недоумений; кто — откровение, — прозрение в будущее, узрение сокровенного в настоящем или прошедшем, уведение таин сердечных: «откровением названо пророчество» (Экумений, Феофилакт); кто — язык, — дар, все показанное говорит на языке чуждом; кто — сказание, дар истолковывать сказанное на языке непонятном. Итак, собрались вы в церковь со всем этим богатством духовным: вот вам общий закон на употребление его: вся к созиданию да бывают. Помните, что никто ничего не получает исключительно для себя, но все, что ни получает, получает для всего собрания верующих. С ним он и должен делиться, не славы своей ища, а исполняя Божие поручение относительно дарованного. В самом даровании Бог будто говорит каждому: возьми и раздай.

Святой Златоуст говорит на это: «Видишь ли основание и правило христианства? Как дело зодчего строить, так дело христианина всеми способами приносить пользу ближним. Кто псалом, кто учение, кто язык имеет: но все это, говорит, пусть клонится к одному — к назиданию ближнего; пусть ничто не делается напрасно, ибо если ты приходишь не для назидания брата, то для чего и приходишь? Для меня не очень важно различие дарований; мои заботы и старания клонятся только к одному, чтобы все делалось для назидания; тогда даже имеющий малое дарование превзойдет имеющего великое, если будет употреблять его с назиданием. Дарования для того и даются, чтобы каждый получал назидание; если же этого не будет, то дарование послужит даже к осуждению получившего его, ибо скажи мне, какая польза пророчествовать, какая польза воскрешать мертвых, если никто не получает назидания? Если же в этом состоит цель дарований, которой можно достигнуть и другим способом без дарований, то не превозносись знамениями и не считай себя несчастным, не имея дарований».

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию

Итак, когда сходитесь для совершения служения или единосубботия (воскресного богослужения), то кто знает псалом, пусть поет, — кто учение имеет, пусть учит, — и, таким образом, по одиночке друг за другом пусть говорят все к созиданию Церкви.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию

В древности и псалмы составляли по дарованию, и на учительство подаваем был дар. Откровением же называет пророчество, давая роду имя вида. Упоминает и о даре языков, дабы не сочли этот дар совершенно презренным и не входящим даже в ряд дарований. Все это, говорит, пусть бывает к назиданию. Ибо отличительное свойство христианина — назидать, приносить пользу. Как же может назидать, приносить пользу тот, кто имеет один только дар языков? Так: если он сойдется с имеющим дар истолкования, и они будут проявлять свои дарования в союзе.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию

Вывод таков, что ничто в Церкви не должно совершаться без пользы, и особенно следует потрудиться, чтобы и непросвещенным все было во благо и чтобы ничто от них по причине их необразованности не скрывалось.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию

Всякий дар должен служить к назиданию присутствующих при богослужении — это основное правило употребления даров. — У каждого из вас, т. е. у одного есть один дар, у другого другой. Ап. перечисляет далее пять видов вдохновенного христианского творчества: 1) псалом или песнь, которую составлял христианин, под влиянием особого вдохновения. Это было импровизацией, как показывает самое выражение, употребленное здесь Апостолом (ψαλμον έχει); 2) поучение (διδαχή) — это тоже слово премудрости или знания (XII:8); 3) язык или речь языками (XII:10); 4) откровение или пророчество (XII:10); и 5) истолкование (XII:10).

Ст. 26−40 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно

Ап. дает теперь правила употребления духовных дарований. Сначала он предписывает говорящим языками, чтобы они выступали в количестве двух или трех в собрании, и то порознь, при чем их речи должны быть изъясняемы. Что касается пророков, то и они должны в каждом отдельном собрании выступать только по двое или по трое, прочие же должны сдерживать свои порывы к пророчествованию. Наконец, женщины должны молча присутствовать при богослужении.


Открыть окно