Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Коринфянам 13 глава 8 стих)

Если залог данного глагола значим, то Павел говорит либо, что языки сами себя удалят ( прямой средний залог ), либо, более вероятно, что они прекратятся сами по себе, то есть “умрут” без постороннего вмешательства. Здесь может быть важно, что, ссылаясь на пророчество и знания, Павел использует другой глагол ( καταργεω ) и ставит его в страдательный залог. В ст. 9-10 рассуждения продолжаются: “Ибо мы знаем отчасти и отчасти пророчествуем. Когда же придет совершенное, то, что отчасти, будет упразднено [καταργηθησονται]”. Павел вновь употребляет тот же глагол, который он использовал в отношении знания и пророчества, и он использует глагольные аналоги именных терминов “знание” и “пророчество”. Впрочем, он не говорит, что языки будут удалены, “когда придет совершенное”. Так что может подразумеваться, что языки уже “умрут” сами по себе, до прихода совершенного. Поэтому, если нужно прийти к какому-либо заключению о времени прекращения языков, следует рассмотреть средний залог в данном тексте.
Однако сегодня среди специалистов по Новому Завету преобладает мнение, что залог παυσονται не является косвенным средним. Они утверждают, что глагол παυω в будущем времени является отложительным, и, что различие в глаголах в данном тексте просто стилистическое. Если это так, то текст ничего не говорит о прекращении языков самих по себе, до прихода “совершенного”. Однако существуют три аргумента против того, что данный глагол действительно отложительный. Во-первых, если παυσονται отложительный, основа будущего времени не должна встречаться в действительном залоге в эллинистическом греческом языке. Но она встречается, и довольно часто ( Поиск по базе данных TLG являет сотни примеров, в которых данный глагол обычно имеет значение “остановить что-нибудь”. Более того, будущее время среднего залога παυω постоянно употреблялось в тот же период времени и в значении “остановиться” или “прекратиться”. ( Необходимо выразить благодарность Рони Блеку за его исследование этой темы в рамках углубленного курса грамматики греческого языка в Даллаской семинарии весной 1992 г. ).
Есть нечто удивительное в том, что отложительное значение столь часто принимается без предварительного исследования неновозаветного греческого языка. Поскольку основа будущего времени встречается в действительном залоге в эллинистическом греческом, утверждение, что παυσονται является отложительным, подразумевает, что новозаветный язык – это другой диалект. Однако те же самые ученые, которые считают его отложительным, очень тверды в том, что новозаветный греческий является частью эллинистического языка. )
. Следовательно, глагол не может быть отложительным. Во-вторых, иногда к дискуссии привлекается Лук. 8:24: Иисус упрекает ветер и море и они прекращают ( επαυσαντο, аорист среднего залога ) бушевать ( Опять таки, база данных TLG являет, что основа аориста, подобно основе будущего времени, имела в койне форму действительного залога. ). Аргумент состоит в том, что неодушевленные явления не могут остановиться сам по себе, поэтому средний залог παυω эквивалентен страдательному. Но это – непонимание литературных особенностей текста. Если ветер и море не могут остановиться по своему выбору, почему Иисус упрекает их? И почему ученики говорят, что ветер и море повинуются Иисусу? Стихии в Лук. 8 персонифицированы, и потому прекращение ими бури представлено как сознательное повиновение Иисусу. Если хотите, Лук. 8:24 служит аргументом в пользу косвенного среднего залога. В-третьих, отложительный глагол имеет форму среднего залога и действительное значение. Но παυσονται окружено в 1 Кор. 13:8 глаголами в страдательном, а не в действительном залоге ( Хотя верно, что будущее время среднего залога иногда употреблялось в страдательном значении {Smyth, Greek Grammar, 390 [§1715]; Winer-Moulton, 319}, несомненно, так происходило лишь с определенными глаголами, как идиома. Это не относится к παυω. ). Подлинное значение παυω в среднем залоге – непереходное, а в действительном – переходное. В действительном залоге глагол обозначает остановку какого-то иного объекта, в среднем – прекращение собственной деятельности.
Так что представление, будто этот глагол отложительный, основано на ложных предпосылках, каких как отнесение παυσονται к отложительным глаголам в Лук. 8:24 и непонимание значения отложительности. Похоже, что Павел варьирует глаголы по причинам, выходящим за рамки стиля. Но это не означает, что средний залог в 1 Кор. 13:8 доказывает, что языки уже прекратились! Этот стих ничего не говорит о том, когда прекратятся языки, хотя здесь содержится верхний предел: когда придет совершенное.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 13 глава 8 стих)

ουδεποτε (#4030) никогда, πιπτει praes. ind. act. от πιπτω (#4406) падать, прекращаться. Praes. указывает на постоянное действие, или гномический praes. указывающий на вечную истину, καταργηθησονται fut. ind. pass, от καταργεω (#2934) делать бездейственным, делать неэффективным или бессильным, παυσονται fut. ind. med. от παυω (#4264) заставлять останавливаться, прекращать. Возможно, "они заставят себя прекратиться или прекратятся автоматически" (RWP; HGS, 2, 1:774-75). Об отмирании и слабом использовании дара языков в послеапостольской церкви см. Cleon L.Rogers, Jr., "The Gift of Tongues in the Post-Apostolic Church", Bib Sac 122 (1965): 134-43; см. D.Currie, '"Speaking in Tongues': Early Evidence Outside the New Testament Bearing on GLOSSAIS LALEIN", Interp Д9 (1965): 277-94. По поводу грамматики см. GGBB, 422-23.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 13 глава 8 стих)

13:1−13 Духовные дары присутствовали в Коринфе (1:7), имелось даже правильное учение (11:2), но отсутствовала любовь. Это приводило к распрям и проявлениям эгоизма и гордости, которые были чумой для церкви — в частности, в сфере духовных даров (см. пояснения к 12:14−31). Вместо эгоистичной ревности о показных дарах верующим следует стремиться к самому великому на свете — ко взаимной любви. Многие считают данную главу величайшим трудом, вышедшим из-под пера Павла. Она занимает центральное место в теме о духовных дарах (гл. 12−14), потому что после дискуссии о назначении даров (гл. 12) и перед разбором действия духов (гл. 14) он обращается к насущным вопросам о всяком служении в церкви (гл. 13).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 13 глава 8 стих)

13:8 Описав качества, присущие тем, кто распоряжается своим даром с любовью, апостол рассматривает теперь постоянство любви, противопоставляя его временному характеру даров. Любовь никогда не перестает. Она будет присутствовать и в вечности, ибо мы все еще будем любить Господа и друг друга. Дары же, напротив, временны.

Есть два основных толкования стихов 8−13. Традиционный взгляд состоит в том, что дары пророчества, языков и знания исчезнут, когда верующие перейдут в вечность. Другая точка зрения гласит, что эти дары уже упразднены, с тех пор как завершен канон Писания. Для того чтобы представить обе точки зрения, мы перефразируем стихи 8−12 под заголовками ВЕЧНОСТЬ и ЗАКОНЧЕННЫЙ КАНОН.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 13 глава 8 стих)

Стихи 8−13. Апостол продолжает превозносить любовь и показывает, насколько она превосходит те дары, которыми так склонны были гордиться коринфяне, пренебрегая при этом любовью и почти исключая ее.

I. Ее постоянство и продолжительность: Любовь никогда не перестает... Это постоянная добродетель, она непрестанна, как вечность, в то время как сверхъестественные дары, высоко чтимые коринфянами, были кратковременными. Они нужны были лишь для созидания Церкви на земле, и то только в течение определенного времени, а не всей истории человечества. В небесах же они прекратятся, в то время как любовь будет чувствовать там себя на своем месте, в родной стихии. ...Пророчества прекратятся, и языки умолкнут, то есть прекратятся как предсказания будущего, так и толкования Священного Писания по непосредственному вдохновению свыше, исчезнет сверхъестественная способность говорить на языках без изучения их. На небе будет один язык. В месте совершенного покоя не будет смешения языков. Знание упразднится. Это не означает, что в совершенном состоянии на небесах святые блаженные души не будут ничего знать, будут невежественными: слишком жалким было бы блаженство, состоящее в полном неведении. Апостол имеет в виду сверхъестественные дары, знание тайн, открывающихся сверхъестественным путем (см. 1Кор 14:6). Такое знание упразднится. Некоторые понимают под этим обычные знания, получаемые путем наставления, обучения, исследования. Такой путь познания исчезнет на небе, хотя сами знания, некогда полученные, не потеряются. Однако ясно, что апостол противопоставляет здесь любовь сверхъестественным дарам. Она более ценна, потому что не ограничена во времени: она войдет в небо, где дарам уже не будет места, потому что они будут уже не нужны. Свет свечи совершенно поглощается светом солнца, сияющего в силе своей.

II. Мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем, ст. 9. Наши самые совершенные познания и самые большие способности ограниченны и временны, как и все наше нынешнее состояние. Даже знания апостолов, полученные ими по откровению свыше, были только отчасти. Как мало знали о Боге и о невидимом мире даже они, хотя и были вдохновляемы Духом Святым! И как намного меньше знают об этом другие! Все эти дары были предназначены только для нынешнего несовершенного состояния Церкви. Ценные сами по себе, они не идут ни в какое сравнение с любовью, так как исчезнут вместе с несовершенством святых, и даже намного ранее, в то время как любовь будет длиться вечно.

III. Апостол пользуется случаем, чтобы показать, насколько совершеннее будет со стояние церкви в будущем по сравнению с тем, какое она имеет сейчас (ст. 10): Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда однажды цель будет достигнута, то средства, конечно, будут упразднены. В будущей жизни не будет нужды в языках, в пророчествах и знаниях, потому что церковь будет в состоянии совершенства, достигнет полноты познания и святости. Тогда мы будем иметь непосредственное познание о Боге, путем созерцания Его, и притом настолько совершенное, насколько позволит нам наш прославленный ум, не отдельными вспышками прояснения и не маленькими дозами, как сейчас. Разница между этими двумя состояниями представлена здесь в виде двух сравнений:

1. Нынешнее состояние уподобляется младенчеству, а будущее — зрелости мужа: Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил (то есть, как некоторые понимают, говорил языками), по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Такова разница между землей и небом. Какие узкие взгляды, какие путаные и неясные понятия имеют дети в сравнении со взрослыми людьми! И как естественно для людей, достигших зрелого возраста, оставлять свои детские представления, отвергать их, почитать их за ничто! Так точно, придя на небо, мы будем относиться к нашим самым совершенным дарам и познаниям, которыми обладали здесь. Мы оставим наше младенческое неразумие, перестанем хвалиться собою, когда станем взрослыми мужами во Христе.

2. Здесь мы все видим неотчетливо и неясно по сравнению с тем, как будем видеть в будущем мире: Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно (наугад), тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. Теперь мы можем различать вещи только на расстоянии, как через телескоп, причем в облаках и в темноте, тогда же мы будем созерцать их вблизи и при ясном свете, все будет открыто нашим глазам, и наши знания будут ясными и безошибочными. Мы увидим Бога лицом к лицу; и познаем Его, подобно как мы познаны Им, не с тем же совершенством, но таким же образом. Он знает нас, просто наблюдая за нами, Он обращает око Свое на нас, и видит нас, и испытывает нас. И мы тогда будем созерцать Его нашими глазами и увидим Его, как Он есть, 1Ин 3:2. Мы познаем, подобно как мы познаны, проникнем во все тайны божественной любви и благодати. О, славная перемена! Перейти из темноты в свет, из туч в солнечное сияние, исходящее от лица нашего Спасителя, в свете Божием увидеть свет! (Пс 35:10).

Заметьте: Только на небе исчезнут все облака и тьма, скрывающие от нас лицо Божие. Здесь, на земле, мы живем, в лучшем случае, как в сумерках, там же будет совершенный, полный день.

IV. Завершая описание превосходства любви, апостол не только превозносит ее над дарами, но также и над другими добродетелями — над верой и надеждой (ст. 13): А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Истинная добродетель намного превосходнее любого духовного дара. Вера, надежда и любовь — это три главных добродетели, но любовь из них больше, так как является целью, в то время как другие две — средствами ее достижения. Любовь — это сущность божественной природы, это блаженство души, или ее отрада, покой в Боге и святое наслаждение в общении со святыми. И она будет длиться вечно, в то время как веры и надежды уже не будет. Вера фиксирует свой взгляд на божественных откровениях и принимает их; надежда уповает на будущее блаженство и ожидает его. В небесах же вера сменится видением, а надежда — обладанием. На небе не будет места ни для веры, ни для надежды, так как мы будем видеть и наслаждаться обладанием. Но любовь концентрируется на совершенствах Самого Бога и на Его образе в людях, а также на взаимоотношениях как с Богом, так и с ними. Божий совершенства воссияют в будущем мире во всем своем славном великолепии, и любовь достигнет своего совершенства; там мы будем любить Бога в совершенстве, потому что Он явится нам в Своей вечной красоте и наши сердца загорятся при виде Его, мы будем охвачены восторженным преклонением перед Ним. Там мы будем также иметь совершенную любовь друг к другу, когда все святые встретятся вместе, когда ни одного несвятого не будет там, а святые будут совершенными. О, благословенное состояние! Как оно превосходит все самое лучшее здесь, на земле! О, прекрасная и превосходная добродетель любви! В то время как вера и надежда прекратятся, истинная любовь вечно будет гореть ярким пламенем.

Заметьте: Ближе всего к состоянию небесного блаженства и совершенства находятся те, чьи сердца наиболее исполнены этого божественного принципа и горят самой усердной, ревностной любовью. Любовь — это самый верный признак принадлежности Богу, она несет Его прекрасный образ на себе, ибо Бог есть любовь. Там, и только там, где мы увидим Бога, как Он есть, лицом к лицу, любовь достигнет своей вершины, станет совершенной.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 13 глава 8 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 8−12 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

«Любовь никогда не перестает» (1Кор13:8). Видишь ли, чем он завершил и что особенно превосходно в этом даре? Что именно значит: «никогда не перестает»? Не прекращается, не ослабевает оттого, что терпит, потому что любит все. Кто любит, тот никогда не может ненавидеть, что бы ни случилось: в этом величайшее благо любви.

Доказав превосходство любви тем, что в ней имеют нужду и дарования и житейские подвиги, исчислив все ее совершенства и показав, что она есть основание истинного любомудрия, (апостол) еще с иной — третьей стороны показывает ее достоинство. Он делает это как для убеждения считавших себя униженными, что они могут получить самое главное знамение и иметь нисколько не менее тех, которые получили дарования, и даже гораздо более их, если имеют любовь, так и для смирения имевших великие дарования и тем гордившихся и для внушения им, что они не имеют ничего, если не имеют любви. Таким образом они должны были бы любить друг друга, как скоро уничтожились между ними зависть и гордость, а любя друг друга, они далеко отогнали бы от себя эти страсти, потому что «любовь не завидует, не гордится». Так он оградил их со всех сторон несокрушимой стеной и разнообразными побуждениями к единодушию, которое истребляет все болезни и само оттого приобретает большую силу. Потому он и привел множество доказательств, которые могли утешить их в скорби: тот же, говорит, Дух дает, и дает на пользу, и разделяет как Ему угодно, и разделяет по благодати, а не по долгу; хотя ты получил мало, но и ты входишь в состав тела и также пользуешься великой честью; получивший больше имеет нужду в тебе, получившем меньше; а величайшее дарование и превосходнейший путь есть любовь.

Этими словами он хотел соединить их друг с другом двояким образом: той мыслью, что при любви они не ниже других, и той, что прибегающие к ней и содержащие ее в себе уже не подвергаются никаким слабостям человеческим, как потому, что имеют корень дарований, так и потому, что уже не могут завидовать другим, хотя бы сами не имели ничего; кто однажды пленен любовью, тот чужд зависти. Потому, показывая им, какие блага они получают от любви, и изображая плоды ее, он самыми похвалами ей облегчает их болезни; каждое слово его служит достаточным лекарством для исцеления их ран. Так: «долготерпит», говорит он, против имеющих распри друг с другом; «милосердствует» — против несогласных и тайно враждующих между собой; «не завидует» — против завидующих имеющим больше их; «не превозносится» — против разделившихся; «не гордится» — против тщеславных; «не бесчинствует» — против не хотящих снисходить к другим: «не ищет своего» — против презирающих других; «не раздражается, не мыслит зла» — против оскорбляющихся обидами; «не радуется неправде, а сорадуется истине» — опять против завидующих; «все любит» — против огорчающихся наветами; «всего надеется» — против отчаивающихся; «все терпит…, никогда не перестает» — против тех, которые легко впадают во вражду. Когда таким образом со всех сторон и со всей силой он показал величие любви, тогда делает то же с другой важнейшей стороны, превозносит ее достоинство посредством другого сравнения и говорит: «хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут». Если эти два дара были ниспосланы для веры, то с распространением ее повсюду употребление их уже излишне. Но любовь друг к другу не прекратится, а еще более будет возрастать и здесь и в будущем веке, и тогда еще более, нежели теперь. Здесь многое ослабляет любовь, — деньги, (житейские) дела, телесные страсти, душевные болезни; а там не будет ничего такого. Впрочем, в том, что упразднятся пророчества и языки, нет ничего удивительного; а что упразднится знание, это кажется странным, а он именно и присовокупил: «и знание упразднится». Как? Неужели мы тогда будем жить в неведении? Нет, тогда-то в особенности и должно увеличиться знание, как и он сказал: «тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор13:12). Потому, чтобы ты не подумал, что и оно упразднится подобно пророчествам и языкам, он, после слов: «и знание упразднится», не остановился, но показал и способ упразднения, тотчас присовокупив: «отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1Кор13:9−10). Следовательно, упразднится не знание, а неполнота знания, потому что мы будем знать не только это, но и гораздо большее. Так, — поясню это примером, — теперь мы знаем, что Бог существует везде, но как, не знаем; знаем, что Он сотворил все существующее из ничего, а каким образом, не знаем; знаем, что Он родился от Девы, а как, не знаем. Тогда же узнаем об этом более и яснее. Потом он показывает и то, какое различие (между тем и другим знанием), и что (теперь) недостает не мало: «когда, — говорит, — я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор13:11). И далее объясняет то же другим примером: «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло» (1Кор13:12).

Далее, так как тусклое стекло все же несколько представляет видимый предмет, он присовокупляет: «гадательно», чтобы показать, что настоящее знание в высшей степени неполно. «Тогда же лицом к лицу», — не потому, будто Бог имеет лицо, но чтобы выразить яснее и удобопонятнее. Видишь ли, как возрастут все наши познания? «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Видишь ли, как он двояким образом смиряет гордость их, — тем, что знание неполно, и тем, что даже и такое знание они имеют не сами от себя? Не я, говорит, познал Его, но Он сам познал меня. Как Он сам наперед познал меня теперь и сам снизошел ко мне, так и я достигну до Него тогда гораздо больше, нежели теперь. Сидящий во мраке, прежде нежели увидит солнце, не сам приходит к прекрасным лучам его, но они являют ему себя, когда засияют; а когда он примет сияние их, тогда уже и сам стремится к свету. Такой же смысл в словах: «подобно как я познан», — не тот, будто мы познаем Его так, как Он нас, но как Он сам снизошел к нам ныне, так и мы достигнем до Него тогда, узнаем многое такое, что ныне сокровенно, и сподобимся блаженнейшей беседы и премудрости. Если же Павел, знавший столько, был младенцем, то представь, каково (будущее знание); если (настоящее есть) тусклое стекло и гадание, то пойми отсюда, каково самое лицо.

Говорят, будто слова: «теперь знаю я отчасти», сказаны (апостолом) о делах домостроительства; а о Боге будто бы имел он совершенное знание. Как же он называет себя младенцем, как — видящим в зеркале и гадании, если он имел полное знание? Почему он приписывает такое знание исключительно Духу и никакой другой сотворенной силе, когда говорит: «ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор2:11)? И Христос также приписывает это Себе одному, когда говорит: «это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца» (Ин 6:46), называя видением самое ясное и совершенное знание. И как знающий существо (Божие) может не знать дел домостроительства Его? Ведь знание первого выше последнего. Следовательно, скажут, мы не знаем Бога? Нет, мы знаем, что Он есть, но не знаем, что такое Он по существу Своему. Чтобы тебе убедиться, что слова: «теперь знаю я отчасти», (апостол) сказал не о делах домостроительства, выслушай, что далее он присовокупил: «а тогда познаю, подобно как я познан»; а он познан не делами домостроительства, но Богом. Итак, пусть никто не считает этого преступления маловажным и незначительным, но двойным, тройным и многократным, потому что безрассудно не только то, что они хвалятся знанием, свойственным одному Духу и единородному Сыну Божию, но и то, что они считают себя достигшими всего посредством собственных умствований, тогда как и Павел не мог даже этого разумения отчасти иметь без откровения свыше; и не могут они указать, чтобы в Писании где-нибудь было сказано нам об этом. Впрочем, оставим их безумие и перейдем к последующим словам о любви.

Источник: Гомилия 34 на 1-е послание к Коринфянам

Григорий Нисский (331/5−~394)

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится

Сказано весьма мудро и точно: Любовь никогда не перестает. Что это означает? А то, что если кто и получил другие дарования, которые сообщает Дух (я подразумеваю — [знание] языков [разных] племен, пророчество, ведение и дары исцелений), но не избавился еще полностью благодаря духовной любви от беспокоящих его изнутри страстей, тот не принял в душу [свою] совершенного лекарства спасения и пребывает еще в страхе падения, не имея любви, укрепляющей и утверждающей его в [незыблемом] постоянстве добродетели.

Поэтому не думай, что тебе, вследствие богатства и независтливой благодати Духа, уже нечего бояться, поскольку [как тебе это представляется] ты пребываешь в совершенном обладании дарами Его. Наоборот, когда обогатишься даром Духа, тогда будь беден мыслью, всегда смиряйся, ожидая для души любви, словно некую защиту сокровища благодати, и подвизаясь против всякой страсти.

Источник: О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.


Поэтому [любовь] главенствует над всеми преуспеяниями добродетели и предписаниями закона. Стало быть, если душа достигнет когда-либо этого конца, то не будет иметь нужды в ином, как объявшая полноту сущего, и окажется неким образом единственной, сохранившей в себе признаки самого Божия блаженства. Ибо жизнь высшего существа есть любовь, потому что прекрасное непременно любимо познающими, Божество же знает Само Себя, а знание становится любовью. Поэтому что прекрасно по естеству, то познаваемо.

Источник: Диалог о душе и воскресении.

Тихон Задонский (1724−1783)

Любы николиже отпадает. Аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится

Тринадцатый. «Любовь никогда не перестает». Ибо «крепка, как смерть любовь…, многие воды не могут угасить ее», — учит Божие слово (Песн 8:6−7). Вера и надежда здесь только в верных пребывает, а любовь и вовеки пребудет в избранных Божиих. Она здесь начинается, а в оном веке совершится.

Таковы, слушатели, плоды христианской любви к ближнему, святым апостолом описанные.

Источник: Слово о любви к Богу, и о любви к ближнему.


13) Любовь никогда не перестает. «Вера и надежда, — говорит святой Иоанн Златоуст, — когда те блага, в которые верят и на которые надеются, придут, перестанут; любовь же тогда особенно возгорится и станет еще сильнее» (Беседа 34 на первое Послание к коринфянам). Ныне верные веруют, надеются и любят, но в будущем веке будут только любить. Ибо увидят то, во что веруют; получат то, на что надеются, и потому вера и надежда перестанут, но любовь вовеки не перестанет. Ибо вовеки будут видеть Бога, Которого будут любить; и друг с другом вместе будут вовеки, и так друг друга будут любить. Лучше сказать — тогда будет совершенная любовь, ибо лицом к лицу увидят Бога (1Кор 13:12), Которого ныне верой видят; и увидят друг в друге совершенную взаимную любовь, друг в друге совершенный образ Божий сияющий и совершенное блаженство, о котором будут радоваться.

Этими плодами Бога и ближнего любящая душа изобилует! Этой утварью, как дочь царская, украшается! В себе она смиренна, но Бог ее превознес; вне она убога, но внутри богата; вне проста, но внутри благородна; вне презренна, но внутри почтенна; миром умалена, но Богом возвеличена!

Источник: Об истинном христианстве.

Феофан Затворник (1815−1894)

Любы николиже отпадает. Аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится

Любы николиже отпадает

«Божественный Павел, изобразив вышесказанные свойства любви в чертах частных и приметив, что язык его недостаточен к тому, чтобы восхвалить любовь, вкратце присовокупляет: любы николиже отпадает, то есть не уклоняется, но всегда остается постоянною, неподвижною, пребывающею вечно. Ибо сие дает видеть Апостол в присовокупляемых за сим словах» (Феодорит). «Видишь ли, чем он завершил изображение, и что особенно превосходно в этом даре? — То, что она николиже отпадает, то есть не прекращается, не ослабевает от того, что терпит, потому что любит все. Кто любит, тот никогда не может ненавидеть, что бы ни случилось: в этом величайшее достоинство любви. Таков был и сам Павел. Сколько зла делали ему иудеи! Но это не только не охладило его любви, но еще более возвысило ее до того, что он молился отлучен быти от Христа по братии своей (Рим 9:3)» (святой Златоуст); «или: не престает в этой жизни, прейдет в век будущий и там пребудет, хоть все прочее упразднится» (Феофилакт).

Аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится

Это надо читать в связи с николиже отпадает. Пусть это все случится, а любовь не отпадет. На какое время указывает здесь Апостол? Языки умолкли, но дар пророчества еще действует в Церкви, и еще очевиднее — разум. И нет основания предполагать, чтобы не было так до скончания века. Потому надо полагать, что Апостол разумеет здесь век будущий. «Будущий век не имеет в сем (в сих дарах) нужды: излишне пророчество, когда самые вещи налицо; и знание языков бесполезно по уничтожении их различия; прекратится и меньшее ведение, когда будет преподано большее» (Феодорит). «Если пророчества и языки были ниспосланы для веры, то с распространением ее повсюду употребление их уже излишне. Но любовь друг к другу не прекратится, а еще более будет возрастать и здесь, и в будущем веке, и тогда еще более, нежели теперь. Здесь многое ослабляет любовь: деньги, житейские дела, телесные страсти, душевные болезни, — а там не будет ничего такого. Впрочем, в том, что упразднятся пророчества и языки, нет ничего удивительного; а что упразднится знание, это кажется странным. Как? Неужели мы тогда будем жить в неведении? — Нет; тогда-то в особенности и должно увеличиться знание, как и он сказал: тогда познаю, якоже и познан бых (стих 12). Посему, дабы ты не подумал, что и оно упразднится, подобно пророчествам и языкам, он после слов: аще разум испразднится, не остановился, но показал и способ упразднения, тотчас присовокупив» (святой Златоуст):

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Лука Крымский (1877−1961)

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (ст. 8). Пророчество не вечно, пророки давно умерли, упразднится и гордое знание человеческое, ибо в нем весьма мало истины.

Источник: Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.

Макарий Великий (~300−391)

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится

На слова: «Любы вся покрывает, вся терпит. Любы николиже отпадает».

Словами: «николиже отпадает» означается, что те, которые получили сказанные выше дарования Духа, но не сподобились высшей свободы от страстей за самую полную и действенную духовную любовь, не пришли еще в безопасность; а напротив того, дело их еще в опасности и под страхом от лукавых духов. Сия же мера, по указанию Апостола, не подлежит уже падению и нет другого подобного состояния; почему и Ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарования исцелений в сравнении с любовью ничто.

Сим Апостол указал цель совершенства, чтобы каждый, сознавая себя обнищавшим от толикого богатства, с горящим и напряженным духом поспешал к сему последнему пределу, и таким образом, протекал духовное поприще, пока не достигнет оного, по сказанному: «тако тецыте, да постигнете» (1Кор 9:24).

Источник: Слово 2. О совершенстве духовном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится

Сверх того скажу: любовь никогда не отпадает, то есть не уничтожается, как уничтожаются ваши дары, кои имеете; также и пророчество, которое имеете, упразднится, и языки прекратятся.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится

Любовь никогда не перестает

То есть никогда не уклоняется от цели, но все приводит в исполнение; или, что и лучше, не прерывается, не пресекается, никогда не прекращается, но продолжается и в будущем веке, когда все прочее упразднится, как скажет апостол далее.

Хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут

Перечислив порождения любви, снова возвышает ее иным образом, именно, говорит, что и пророчество и языки окончатся, а любовь будет пребывать постоянно и в бесконечности. Ибо если пророчества и языки существуют для того, чтобы вера принимаема была удобнее, то, по распространении веры повсюду, естественно, они, как излишние, прекратятся, и в настоящем веке, а особенно в будущем.

И знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится ((1Кор 13:9−10).

Если знание будет упразднено: неужели мы будем жить в незнании? Отнюдь нет! Но говорит, что упразднится знание отчасти, когда придет знание совершенное, то есть свойственное будущей жизни. Ибо тогда мы будем знать уже не столько, сколько знаем ныне, но гораздо более. Например, мы знаем и ныне, что Бог существует везде, но как это, не знаем; что Дева родила, мы знаем, но как это, не знаем. Тогда же узнаем об этих тайнах нечто большее и полезнейшее.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Августин (354−430)

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится

Итак, используй знание свое как некий инструмент, которым воздвигается любовь, остающаяся навеки, если даже знание упразднится. Ибо знание полезно, когда оно имеет целью любовь, но оно бесполезно и даже вредно, если существует само по себе или оторвано от любви.

Источник: Послания.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится

То есть не разрушается, но всегда остается постоянной, непоколебимой, неподвижной, вечно пребывающей.

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится

Языки умолкнут тогда, когда я буду пользоваться [одним] умом для беседы с тем, с кем хочу.

Источник: Фрагменты.

Севериан Габальский (?—~408)

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится

Любовь никогда не перестает, то есть никогда не имеет поползновения ко греху.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится

Любовь никогда не перестает. Эти слова заключают в себе тему следующего отдела. — Пророчества прекратятся. Здесь, конечно, разумеется дар пророчества, какой имели многие христиане первого и второго веков (1Кор 12:10 и «Учение 12-ти Апостолов»). С тех пор этот дар в своем первоначальном виде уже не существует и, можно сказать, превратился в дар проповедничества. Со временем же, именно с наступлением царства славы, и в этой последней форме своей он окажется излишним. Кому, в самом деле, нужно будет проповедывать в будущей жизни? Добрые уже достигнут блаженства, а злые потеряют способность к исправлению. — Языки умолкнут — точнее: успокоятся. Кончится это состояние лихорадочного возбуждения, которое казалось так привлекательным для коринфских христиан. Можно полагать, что этот дар языков превратился скоро в религиозную поэзию и музыку, но и этим искусствам не будет места в славном царстве Мессии. — Знание упразднится, т. е. знание как особый дар, получаемый только некоторыми лицами, прекратит свое существование, потому что, как сказано у пророка (Иер 31:34), все будут знать Господа от мала до велика…

Ст. 8−13 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Духовные дарования исчезают, а любовь остается вечно — вот основная мысль этого отдела. Даже важнейшие после любви добродетели — вера и надежда потерпят некоторые изменения, и только любовь будет всегда неизменна.


Открыть окно