Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Коринфянам 13 глава 2 стих)

Состоящее из четырех частей условие охватывает широкий спектр вариантов. Павел строит свои рассуждения от реального ( он действительно имел пророческий дар ) к гипотетическому ( он не постигал все тайны, не имел всего знания [в противном случае он был бы всеведущ!] ). Этой схеме ( от реального к гипотетическому ) следуют первые три стиха в 1 Кор. 13. Поэтому вероятно, что Павел мог говорить языками человеческими, но не ангельскими ( ст. 1 ). Таким образом, 1 Кор. 13:1 не предоставляет поддержки тем, кто считает феномен глоссолалий небесными языками.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 13 глава 2 стих)

εχω praes. conj. act. от εχω (#2400) иметь. Conj. с εαν (#1569) в cond. 3 типа, которое предполагает возможность уеловия. По поводу грамматики см. GGBB, 471, 698. ειδω perf. conj. act. от οιδα (#3857) знать. Def. perf. со знач. praes. πασαν την γνωσιν (#4246:3836:1194) все знание, асс. sing. С артиклем означает: "все, что ни есть, в его совокупности" (BD, 144). πασαν την πιστιν (#4245:3836:4411) асс. sing, вся истина, μεθισταναι praes. act. inf. от μεθιστημι (#3496) удалять, переводить с одного места на другое. Устойчивое выражение, поговорка со знач.: "делать то, что кажется невозможным" (Barrett; см. Мф. 17:20). Inf. с ωστε (#6063) выражает результаты, ουθεν (#4029) ничто, абсолютный ноль (RWP).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 13 глава 2 стих)

13:1−13 Духовные дары присутствовали в Коринфе (1:7), имелось даже правильное учение (11:2), но отсутствовала любовь. Это приводило к распрям и проявлениям эгоизма и гордости, которые были чумой для церкви — в частности, в сфере духовных даров (см. пояснения к 12:14−31). Вместо эгоистичной ревности о показных дарах верующим следует стремиться к самому великому на свете — ко взаимной любви. Многие считают данную главу величайшим трудом, вышедшим из-под пера Павла. Она занимает центральное место в теме о духовных дарах (гл. 12−14), потому что после дискуссии о назначении даров (гл. 12) и перед разбором действия духов (гл. 14) он обращается к насущным вопросам о всяком служении в церкви (гл. 13).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 13 глава 2 стих)

13:2 Также человек может получить чудесное откровение от Бога, знать великие Божьи тайны, потрясающие, до сих пор неизвестные истины, явленные ему. Он может получить свыше огромный объем Божественного познания. Ему может быть дана та героическая вера, которая способна и горы переставлять. Но если эти чудесные дары служат лишь его собственному благу, а не поучению других членов Тела Христова, ценность их равна нулю, а обладатель их — ничто, то есть он бесполезен для других.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 13 глава 2 стих)

Стихи 1−3. Апостол показывает, что, говоря в конце предыдущей главы о превосходнейшем пути, он имел в виду любовь, а именно — любовь-агапе, любовь в ее самом полном значении, истинную любовь к Богу и человеку. Этот жизненный принцип всякого долга и послушания Богу апостол предпочитает как самый превосходный путь по сравнению со всеми дарами. Более того, без любви самые высокие дары суть ничто, они не имеют никакой пользы для нас и никакого значения в глазах Божиих. Апостол перечисляет:

1. Дар языков: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий, ст. 1. Человек может говорить на всех языках, какие только есть в мире, с величайшим искусством, изяществом и убедительностью, может даже говорить, как ангел, но если он не имеет любви, то все это будет просто шум, негармоничные и бесполезные звуки, не приносящие ни наслаждения, ни пользы никому. Если нам недостает любви, то никакие красноречивые, изящные, ученые слова о делах Божиих ни нас не спасут, ни другим не принесут никакой пользы. Богу нужно милосердное сердце, а не речистый язык.

2. Пророчество, знание всех тайн и всякое познание. Все это без любви — ничто, ст. 2. Каким бы ясным разумением пророчеств и прообразов Ветхого Завета, каким бы точным знанием доктрин христианства ни обладал человек, даже если он получил их по откровению свыше, от Духа Святого, но при этом не имеет любви, — то он ничто; все это не заменяет любви. Ясный и глубокий ум ничего не значит без великодушного и милосердного сердца. Бог ценит не большие знания, а искреннюю, сердечную преданность и любовь.

3. Чудотворная вера, то есть вера в чудеса или вера, делающая людей способными творить чудеса. Если имею всю веру (высшую степень такой веры), так, что могу и горы переставлять (Mк 11:23), а любви не имею, — то я ничто. Самая чудотворная вера, для которой нет ничего невозможного, сама по себе, без любви, есть ничто. С человеческой точки зрения перемещение гор — это огромное достижение, но для Бога драхма любви (1/16 унции) значительно дороже, чем чудотворная вера всего мира. Люди могут творить большие чудеса именем Христа, и тем не менее Он не признает их и отошлет от Себя как делающих беззаконие, Мф 7:22−23. Спасающая вера всегда сочетается с любовью, а вера, творящая чудеса, может быть и без нее.

4. Внешние проявления любви: И если я раздам все имение мое.., ст. 3. Если человек отдаст все, что имеет, но сделает это без любви, то ему от этого не будет никакой пользы. Рука может быть открытой и щедрой, в то время как в сердце нет милосердия и великодушия. Внешние акты милосердия могут исходить из недобрых побуждений — из тщеславия и хвастовства, из гордости своими заслугами, при отсутствии искренней любви к Богу и человеку. Наши добрые дела не будут иметь никакой цены, если они не делаются из добрых побуждений, то есть из любви к Богу и милосердия к ближнему.

Заметьте: Если мы исключаем из нашего благочестия милосердие к ближним, то самое высокое служение наше теряет свою ценность. И если мы отдаем все, что имеем, но сердце свое удерживаем от Бога, то нет нам в том никакой пользы.

5. Даже страдания, и самые тяжелые из них: И если отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы, ст. 3. Если мы жизнь свою отдадим за евангельскую веру и будем сожжены за преданность истине, то и в этом не будем иметь никакой пользы, если действуем не из любви, если нас побуждает на эти страдания не истинная преданность Богу, не искренняя любовь к церкви и не сострадание к погибающему миру. Некоторые люди бросаются в огонь, чтобы завоевать репутацию среди людей и сделать себе имя. Из подобных побуждений можно решиться умереть и за свою религию, не имея при этом настоящей веры в нее. Защищать дело благочестия ценой своей жизни, не переживая на опыте силы благочестия, совершенно бесполезно; сущность благочестия заключается в любви, в этом его сердце и его дух. Если внутри нас нет священного огня, то не будет нам никакой пользы, хоть мы и дотла сгорим за истину. Заметим: Никакие страдания, никакие жертвы не могут быть угодны Богу, если у нас нет любви к братьям.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 13 глава 2 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь

Эти дары внутренне, и указывают на большую близость к Богу. При всем том они не самой глубины естества нашего касаются, и не существенное сочетание с Богом означают. Пророчество — с полным ведением таин Божиих в устроении царства благодати и с полным познанием устройства мира и всех тварей, в начале их, в течении времени и в целях, к чему все ведется, — и такое пророчество все же в голове имеет свое седалище, и, когда нужно, Бог может преподать его уму, не соображаясь с тем, что происходит в сердце, так же, как заставить ослицу говорить. Следовательно, и при этом внутреннейшее может быть чуждо Бога и ближних, чуждо истинной жизни. Вера чудодейственная, горы преставляющая, предполагает великое пред Богом дерзновение; но как дела, ею совершаемые, суть внешние, и не ее собственно, а Божии, Бог же по целям промышления может действовать и чрез несовершенные орудия, не их имея в виду, а других, то и этот дар может обнаруживаться совершенно внешним образом, не быть решительным удостоверением о внутреннейшем единении с Богом и с братиями в Боге. Обычным порядком духовной жизни ни такого пророчества, ни такой веры иметь нельзя без совершенной чистоты и приискреннего богообщения; но Бог, по целям Своим, когда нужда належит, может сообщить то и другое и таким лицам, которые по внутреннему своему строю и не могли бы иметь их. Отсюда выходит, что деяния такого рода не суть удостоверители в духовном истинном совершенстве, которое совмещается все в любви, то есть можно и при них быть без любви, и, следовательно, быть ничем. Возможность таких явлений и Сам Господь подтвердил, когда сказал: мнози рекут Мне в день он: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отъидите от Мене делающии беззаконие (Мф 7:22−23). Я никогда не знал вас, скажет, так как весть Господь сущая Своя. Этим выразил Господь, что, несмотря на такие знамения, творившие их не были свои Ему, а не были свои Ему потому, что воли Его не творили, или, что то же, любви не имели. Так слово Апостола сходится со словом Господа. Мысль Апостола не та, чтобы сказать, что такие дары никогда не указывают на приискреннюю близость к Богу проявляющих их, но та, что и при них возможно отсутствие такой близости, а без нее все ничто.

Святой Златоуст такие мысли высказал на это место: «Апостол не останавливается на даре языков, но указывает и на прочие дары и, показав ничтожность их без любви, потом уже начертывает ея изображение. А как он хотел постепенно усиливать речь, то восходит от меньшего к большему; то, что поставил последним при исчислении даров, то есть дар языков, теперь поставляет на первом месте, восходя, как я сказал, от меньшего к большему. Сказав о языках, он тотчас переходит к пророчеству и это также представляет в превосходной степени. Ибо как там указал не на языки только, но на языки всех людей, и даже на языки Ангелов, и потом уже сказал, что этот дар без любви ничто, так и здесь говорит не о пророчестве только, но о пророчестве самой высшей степени. Сказав: аще имам пророчество, присовокупляет: и вем тайны вся и весь разум, представляя и этот дар в превосходной степени».

«Потом Апостол переходит и к прочим дарам, и дабы не показаться тягостным, исчисляя их порознь, указывает на мать и источник всех их, и опять в превосходной степени: и аще, говорит, имам всю веру. Не довольствуясь этим, присовокупляет и то, что Христос признал великим: яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. Смотри, как он и здесь опять уничижает дар языков. От пророчества показывает великую пользу, именно — знание таин и всякое разумение, равно и от веры немаловажное дело, именно — переставление гор, а о даре языков только упомянул и более не сказал о нем ничего. Заметь еще, как он в кратких словах обнимает все дары, то есть в пророчестве и вере; это потому, что чудеса заключаются или в словах, или в делах. Вере приписывает переставление гор, не потому, чтобы вся вера могла производить только это, а потому, что людям грубым это казалось великим по тяжести гор. Апостол таким образом возвышает предмет, и смысл слов его следующий: если я имею всю веру, если даже могу переставлять горы, а любви не имею, то я ничто».

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Лука Крымский (1877−1961)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто

Если «имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (ст. 2). Видите, какое поразительное возвеличивание любви: святой апостол ставит ее неизмеримо выше даже той веры, которая может горы передвигать, даже того познания, которому открыты все тайны.

Источник: Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.

Геннадий Константинопольский (~400−471)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто

Сказал здесь не о вере верных, всеобщей и вселенской, но о даре веры. Ибо был некий вид дарования, который одноименно называли верой, поэтому при обнаружении духовной причастности он подавался многим тогдашним благочестивым людям.

Источник: Фрагменты.

Ефрем Сирин (~306−373)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто

Против же тех, кои надмевались пророчеством, знанием и верою, говорит: и если буду иметь пророчество, не так — как вы, но если бы узнал тайны все, вам открытые, — пусть, кроме того, дастся мне все знание, вместо малой доли сообщенного вам знания, — и пусть, сверх того, будет во мне не та малая вера, какую имеете вы, — но если буду иметь всю веру, так чтобы горы переставлять, а любви иметь не буду, — ничто я.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание

Не простое пророчество, но самое высшее, и знающее все тайны. Примечай же: о языках сказал, что от них нет никакой пользы, а о пророчестве, что оно знает все тайны и всякое разумение.

И всю веру

Дабы, перечисляя дары поодиночке, не показаться тягостным, перешел к роднику и источнику всех их — к вере, и притом — всей.

Так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто

Поскольку переставление гор казалось многим великим делом, то и упомянул об этом, а не потому, будто вся вера только это и может совершать. Ибо Господь усвояет переставление гор малой доле веры, когда говорит: если вы будете иметь веру с горчичное зерно (Мф 17:20). Смотри же, как он пророчеством и верой обнял все дары. Ибо чудеса заключаются или в словах, или в делах. Не сказал: если не имею любви, то я мал и беден, но: я — ничто.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто

Воистину, нет блага без любви. Ибо во славу Божию пророчествование, как о том говорит пророк Давид: Не нам, Господа, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей (Пс 113:9). Ведь и Валаам пророчествовал, хотя и был гадатель, а не пророк; и Каиафа пророчествовал, не из заслуг, но по чину жреческого сословия; и Саул пророчествовал, когда по причине непослушания был преисполнен злого духа от Бога, но по промыслу Бога не мог понять Давида, которого хотел убить.

И знаю все тайны. Иуде не во благо пошло пребывание с апостолами и знание таинств. Ибо, враг любви, он предал Спасителя. И пророк Иезекииль указал на знание вероломным таинств небесных, когда ему было явлено громогласным голосом из Едема, сада Божия; и апостол Павел завещает драгоценные камни, которыми он таинства божественного учения обозначил: и вероломному ничто не пошло во благо, ибо, позабыв о любви, в гордыню впал.

И имею всякое познание и всю веру, а не имею любви, — то я ничто. Ибо книжникам и фарисеям ничто не пошло во благо, как о том сказал Спаситель: Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали (Лк 11:52). Через ненависть любовь погубили, и знание низвели в ничто. Ведь и Новациан и Тертуллиан были немалого знания, но через ревнование любви союз потеряли, в раскол впали, к погибели своей произвели ереси.

Источник: На Послания к Коринфянам

Александр (Шмеман) (1921−1983)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто

Иными словами, возможно и знание, возможна и вера без любви, но тогда и они ничто.

Источник: Беседы на радио «Свобода». Святость.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто

Ап. идет от одного дарования к другому, высшему. — Пророчество — см. XII:10. — Знаю все тайны. Это разъяснение к выражению: дар пророчества. Пророк знал тайны Божественного домостроительства о нашем спасении, но, конечно, далеко не все. Ап. представляет теперь возможным существование пророка, знающего все тайны. И такой человек, по его убеждению, был ничто, если не имел в себе любви! — Имею всякое познание. Это дар знания — см. XII:8. Если бы кто имел такой дар в полном его объеме, но не имел любви, то опять такой человек был бы ничто. — И всю веру — это — дар чудодейственной веры. См. XII:9. — Переставлять горы, т. е. уничтожать всякие препятствия, стоящие на пути, как бы велики они ни были. — И так, человек может все высказать, все знать, все мочь, но все это для него лично не приносит никакой пользы, если он не имеет в себе любви. Для Церкви, для общества верующих эти дары полезны, но самих, обладающих ими, они не спасают (ср. Мф VII:22, 23).

См. также Толкование на 1Кор 13:1


Открыть окно