Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 12 глава 28 стих)

εθετο aor. ind. med. (dep.) от τιθημι (#5502), см. ст. 18. πρωτον (#4754) асс. sing. во-первых, δευτερον (#1309) асс. sing, вовторых, τριτον (#5568) асс. sing, в-третьих. Имена в асс. используются как наречия. В этих словах есть указание на подчинение (Godet; Fee), δυναμις (#1539) мощь; могущественный поступок или деяние (BAGD; DPL, 345-47, 876-77). ιαμα (#2611) исцеление. Gen. описывает дары: "дары, которые состоят из..." αντιλημψις (#516) помощь, вспоможение. Основное значение этого слова: "действие, предпринятое ради другого"; как в папирусах, так и с Септ, оно используется для обозначения помощи, исходящей от Бога или человека (BS, 92; MM; GELTS, 41). κυβερνησις (#3236) управление; букв, относится к управлению кораблем. Р1. здесь указывает на доказательства способности занимать руководящее положение в церкви (BAGD; TDNT). В одном из надписей этот гл. относился к управлению домашним хозяйством (ММ).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 12 глава 28 стих)

12:28 Апостолами… пророками См. пояснение к Еф 4:11. Их целью было: 1) заложить основы церкви (Еф 2:20), 2) принять и возвестить откровение Слова Божьего (Деян 11:28; 21:10,11; Еф 3:5) и 3) дать подтверждение этому Слову через знамения и чудотворения. (2Кор 12:12; ср. Деян 8:6,7; Евр 2:3,4). «Апостолы» относится прежде всего к тем Двенадцати, избранным нашим Господом, включая Павла и Матфия (Деян 1:26). См. пояснение к Рим 1:1. Были и другие, которые служили посланниками церкви: Варнава (Деян 14:14), Сила, Тимофей (1Фес 2:6) и другие (Рим 16:7; 2Кор 8:23; Флп 2:25). Апостолы Христа были источником церковного учения (Деян 2:42); апостолы церкви были ее первыми начальниками (2Кор 8:23). «Пророки» были особо одаренными людьми в местных церквах, которые проповедовали Слово Божие (Деян 11:21−28; 13:1). Каждое пророчество должно сопоставляться со словом Апостолов (см. пояснения к 14:36,37). учителями Возможно, тоже самое, что пасторы-учителя (см. пояснение к Еф 4:11), но возможен и другой более широкий смысл, включая всех одаренных к назиданию в церкви, независимо от наличия пасторского статуса. силы чудодейственные… исцелений… языки См. пояснения к ст. 9,10. вспоможения, управления Эти менее приметные дары упоминаются рядом с более приметными проявлениями Духа с тем, чтобы показать их жизненно важную необходимость (ст. 22). «Вспоможение» — это способность к служению другим; действительно, дар служения («служения другим») в Рим 12:7 относится к той же самой категории. «Управление» означает руководство. Переведенное так с греческого это слово означало «управлять кораблем» (Деян 27:17), что относится к человеку, который может успешно возглавлять служение в церкви.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 12 глава 28 стих)

12:28 Здесь апостол вновь перечисляет дары, уже другие. Ни один из этих перечней нельзя считать полным. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами. Слово «во-первых» указывает на то, что не все были апостолами. Двенадцать человек были избраны Господом Иисусом как Его посланники. Они находились с Ним во время Его земного служения (Деян 1:21−22) и, за исключением Иуды, видели Его воскресшим (Деян 1:2−3,22). Но и другие, помимо этих двенадцати, были апостолами. Самый видный из них — Павел. Были также Варнава (Деян 14:4,14), Иаков, брат Господа (Гал 1:19), Силуан и Тимофей (1Фес 1:1; 1Фес 2:6−7). Вместе с новозаветными пророками апостолы заложили своим учением о Господе Иисусе Христе фундамент Церкви (Еф 2:20). Сейчас больше нет апостолов в прямом значении этого слова. В более широком смысле все еще есть посланные Господом люди, которые несут весть Евангелия и основывают новые церкви. Называя их миссионерами, а не апостолами, мы избегаем того, чтобы создалось впечатление, будто они обладают особым авторитетом и властью первых апостолов.

За ними следуют пророки. Мы уже говорили, что через пророков говорил Бог; эти люди провозглашали Слово Божье до того, как оно было полностью записано. Учителя — это те, кто растолковывает людям Слово Божье. Выражение «силы чудодейственные» может относиться к воскрешению из мертвых, изгнанию бесов и т. п. Исцеления связаны с мгновенным излечением телесных болезней, как говорилось выше. Вспоможение часто ассоциируется с работой диаконов, которым были вверены материальные дела церкви.

Дар управления, напротив, обычно относят к пресвитерам или епископам церкви. Это люди, которые богоугодно заботятся о духовных нуждах поместной церкви. Последний — дар языков. Мы верим, что порядок упоминания имеет определенное значение. Павел в первую очередь говорит об апостолах и в последнюю — о языках. Коринфяне же выдвигали языки на первое место и пренебрежительно относились к апостолам.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 12 глава 28 стих)

Стихи 27−31. I. Апостол подводит итог сказанному и применяет аналогию с телом к церкви Христа, где можно заметить следующее:

1. Взаимоотношения христиан со Христом и друг с другом. Церковь, то есть коллективное тело всех христиан всех веков, является телом Христа. Каждый христианин является членом Его тела и соединяется с другими христианами как с членами того же тела (ст. 27): И вы — тело Христово, а порознь — члены. Каждый есть член тела, а не все тело; каждый связан с телом как часть его, и все члены связаны между собой, зависят друг от друга и должны проявлять заботу и попечение друг о друге.

Заметьте: Равнодушие друг к другу, а тем более презрение, ненависть, зависть, распри совершенно противоестественны для христиан. Это подобно тому, как если бы члены одного тела не заботились друг о друге или ссорились друг с другом. Применяя аналогию с телом, апостол стремится подавить гордый, хвастливый и сварливый дух, преобладавший среди коринфян по причине их духовных даров.

2. Разнообразие служений, установленных Христом, и даров, или благословений, распределяемых Им (ст. 28): И иных Бог поставил в Церкви Во-первых Апостолами... Это главные служители, облеченные всей необходимой властью для основания церквей и для полного откровения воли Божией.

Во-вторых пророками, то есть лицами, наделенными вдохновением свыше, каковыми были благовестники.

В-третьих учителями, то есть трудящимися в слове и учении, будь то с пастырскими обязанностями или без них. После этого идут чудотворцы, наделенные чудодейственными силами. Затем обладавшие дарами исцелений, то есть те, кому была дана власть исцелять болезни; даром вспоможения, то есть сострадания к больным и слабым и служения им; даром управления, или распределения благотворительных средств между членами церкви; даром разных языков, то есть способностью говорить на разных языках. Относительно перечисленных служений и даров отметим следующее:

(1) Чрезвычайное многообразие их. Как их много! Благой Бог был щедр в ниспослании Своих благословений первоначальной церкви, Он не скупился на Свои дары и благодеяния. Он очень богато обеспечил их. У них не было недостатка ни в чем, они имели все необходимое, и даже больше.

(2) Заметьте порядок перечисления этих служений и даров. Они расположены соответственно своему рангу. Самые ценные из них занимают первое место. Апостолы, пророки и учители были поставлены, для того чтобы учить народ, просвещать их относительно Божиих тайн, содействовать их духовному назиданию. Остальные, хотя и служили великим целям христианства, однако не имели такого непосредственного отношения к духовному служению в строгом смысле этого слова. Бог оценивает вещи соответственно их реальной ценности, как следует поступать и нам; полезность того или другого является наилучшим критерием их достоинства. Наиболее ценно то, что служит самым высоким целям. Таковым было апостольское служение по сравнению со служением тех, которые имели дары исцелений и чудодейственные силы. Последнее, самое скромное место в этом перечне занимают разные языки. Из всех даров этот был наименее полезным и поэтому наименее значительным. Дары исцеления болезней, вспоможения бедным, оказания помощи слабым были полезными дарами, но какая пустая вещь — говорить языками, если человек делает это только для того, чтобы доставить удовольствие себе или похвастаться перед другими! Это может вызывать восхищение, но совершенно не назидает слушателей, никакой пользы не несет им. И тем не менее, как видно из гл. 14, коринфяне чрезвычайно гордились этим даром!

Заметьте: Правильный путь для низложения гордости людей состоит в том, чтобы показать им истинную ценность того, чем они гордятся! Людям сверх меры присуще гордиться тем, что не имеет никакой ценности. Очень полезно показать им их заблуждение, чтобы они пришли к здравому мышлению.

(3) Различное распределение этих даров: не все дары даются одному человеку, и не каждый имеет тот же самый дар. Не все члены и служители занимают одно и то же положение в церкви (ст. 29−30): Все ли Апостолы? Все ли пророки?.. Одни годятся для одного служения и употребления, другие для другого. Дух распределяет их так, как Он хочет. Мы должны довольствоваться, если занимаем более низкое положение и обладаем меньшим даром, чем другие, и не должны надмеваться над теми, кого превосходим по положению, или унижать тех, кто наделен меньшим, чем у нас, даром. Каждый член тела должен сохранять свое положение и стараться наилучшим образом исполнять свое назначение; все должны служить друг другу и способствовать благоденствию всего тела, без зависти, унижения других членов или пренебрежения ими. Какое благоустройство было бы в христианской церкви, если бы все члены добросовестно исполняли свои обязанности!

II. Заканчивая эту главу, Павел дает совет (как понимает большинство) и намек.

1. Совет ревновать о лучших дарах, то есть о таких, что либо сами по себе наиболее ценны, либо наиболее полезны для других; последние и сами по себе являются самыми ценными, хотя люди склонны больше всего ценить дары, содействующие их собственной славе. Те дары наилучшие, которые более всего служат к славе Божией и к созиданию церкви. О таких следует более всего ревновать.

Заметьте: Мы должны желать самого лучшего и достойного. Поэтому всем дарам следует предпочитать благодать, а из всех даров— те, что приносят наибольшую пользу. Но некоторые понимают под этим не совет, а порицание: Ревнуете. Вы завидуете дарам друг друга. В 1Кор 13:4 это же самое слово переведено именно так. Вы спорите и соперничаете из-за даров. Они действительно этим занимались. За это и укоряет их здесь апостол, стараясь исправить их. От высокомерия происходит раздор. Раздоры в коринфской церкви происходили именно из этого источника. Это были споры о превосходстве (как и большинство споров среди христиан, какими бы благовидными мотивами они ни прикрывались), и неудивительно, что эти споры угашали среди них любовь. Когда все хотят быть в первом ряду, то неизбежны столкновения, одни низлагают других или оттесняют их назад. Стараясь это предотвратить, апостол 2. Намекает им на то, что существует более превосходный путь, а именно: путь милосердия, взаимной любви и благожелательности. Это был единственно правильный путь к тому, чтобы успокоить их и объединить, чтобы обратить их дары на пользу церкви, для назидания ее. Любовь сделает их добрыми друг к другу, заставит заботиться друг о друге, успокоит их сердца и положит конец их стычкам и состязаниям, их спорам о превосходстве. В первом ряду оказываются те, по мнению апостола, кто наиболее преуспевает в христианской любви.

Заметьте, истинно христианский характер предпочтительнее самых замечательных даров. Иметь сердце, горящее любовью, несравненно лучше, чем блистать самыми высокими званиями, служениями или дарами.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 12 глава 28 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки

Он и теперь делает то же, о чем я сказал прежде; коринфяне превозносились даром языков, потому он везде поставляет его на последнем месте. Не напрасно он говорит здесь: во-первых, во-вторых, но поставляет превосходнейший дар выше, а потом указывает на низший. Потому сначала он именует апостолов, которые имели в себе все дары. Не сказал просто: иных Бог поставил в Церкви апостолами, или пророками, но присовокупил: во-первых, во-вторых, в-третьих, выражая именно то, что я сказал. «Во-вторых пророками». Тогда пророчествовали, например, дочери Филиппа, Агав и те из самих коринфян, о которых он говорит: «и пророки пусть говорят двое или трое» (1Кор14:29), и в послании к Тимофею: «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству» (1Тим4:14).

Вообще тогда было гораздо больше пророков, нежели в Ветхом Завете, потому что этот дар был ниспосылаем не на десять, двадцать, пятьдесят или сто (человек), но обильно изливалась эта благодать, и каждая церковь имела много пророков. Если же Христос говорит: «все пророки и закон… до Иоанна» (Мф 11:13), то говорит о тех пророках, которые предвозвещали Его пришествие. «В-третьих учителями». Пророчествующий говорит все от Духа, а учащий говорит иногда и от собственного разума. Почему (апостол) и говорит: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим5:17). Кто говорит все от Духа, тот не трудится; потому (апостол) и поставил учителя после пророка, так как дело последнего всецело есть дар, а первого и труд человеческий; он (учитель) говорит многое и от себя, хотя конечно согласно с божественными Писаниями. «Далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений». Видишь ли, как он опять отделяет дар исцелений от силы, подобно как сделал и прежде? Это потому, что сила больше исцеления. Имеющий силу и поражает и исцеляет; а имеющий дар исцелений только исцеляет. И смотри, какой точный порядок наблюдает (апостол), поставляя пророчество прежде сил и исцелений. Выше, когда говорил: «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания» (1Кор12:8), он поставлял (дары) не по порядку, но говорил безразлично; а здесь ставит (одно) выше и (другое) ниже. Почему же пророчество он поставляет выше? Потому, что и в Ветхом Завете оно занимало такое же место. Так, когда Исаия беседовал с иудеями, представлял доказательства силы Божией и обличал ничтожность демонов, то на предсказание будущего указывал, как на самое большое свидетельство божественности. И Христос, сотворивший столько чудес, поставляет то же немаловажным признаком своей божественности и часто заключает свою речь так: «теперь сказываю вам,… дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (Ин 13:19). Но положим, что по отношению к пророчеству дар исцелений справедливо занимает второе место; а почему то же и по отношению к учению? Потому, что не одинаковое дело — проповедовать учение и насаждать благочестие в душах слушателей, или совершать чудеса; и самые чудеса совершаютея для научения.

Потому, кто учит и словом и жизнью, тот выше всех. (Павел) разумеет именно тех учителей, которые и делами учат и словом назидают. Это и апостолов сделало апостолами. Те (дары пророчества и чудотворений) сначала получили некоторые и не совсем достойные, как например те, которые говорили: «Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?… и не Твоим ли именем многие чудеса творили?», а потом услышали: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:22−23). Но слово учения, и именно двойственного — делами и словами, никогда не может получить человек порочный. А что пророков он поставляет прежде, не удивляйся; он разумеет не просто пророков, но таких, которые посредством пророчества и учат и говорят все к общему назиданию, что далее он излагает яснее. «Вспоможения, управления». Что такое вспоможения? То, чтобы помогать слабым. Неужели, скажи мне, и это дар? Без сомнения, это дар Божий — помогать и распоряжаться духовными предметами. Впрочем апостол и многие из наших добродетелей называет дарами, не с тем, чтобы мы предавались беспечности, но чтобы показать, что мы всегда имеем нужду в помощи Божией, и чтобы расположить к благодарности, сделать более ревностными и возбудить их помыслы. «Разные языки». Видишь ли, где он поставил этот дар, и как он везде отводит ему последнее место?

Источник: Гомилия 32 на 1-е послание к Коринфянам


Послушаем самого Павла, который, исчисляя власти, на высшем месте ставит апостольскую. Что же говорит он? «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений».

Видишь ли главную из властей? Видишь ли, что апостол стоит на высоте и никого нет прежде и выше его? «Во-первых, Апостолы», говорит он, «во-вторых, пророки; в-третьих, учителя» и пастыри, «иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». И притом апостольство есть не только начало прочих властей, но и основание и корень. Как голова, находясь выше всего, не только есть начало и власть тела, но и корень, потому что нервы, управляющие телом, исходя из нее, и произрастая из самого мозга, и оживляясь духом, таким образом, управляют всем животным составом, — так и апостольство не только стоит выше, как начало и власть прочих дарований, но и, сосредоточивая, содержит в себе корни всех их. Пророк не может быть и апостолом и пророком; апостол же непременно есть и пророк имеет и дары исцелений, и роды языков, и толкование языков; поэтому (апостольство) есть начало и корень дарований.

А что это так, я представлю вам во свидетели Павла. Впрочем, прежде нужно сказать, что такое «разные языки». Что же такое «разные языки»? В древности крестившийся и уверовавший тотчас начинал говорить разными языками для проявления Духа. Так как тогдашние люди находились в состоянии более немощном, и плотскими глазами своими не могли созерцать духовных дарований, то им и сообщаем был чувственный дар, чтобы духовное делалось явным: крестившийся тотчас начинал говорить и нашим языком, и языком персов, и языком индийцев, и языком скифов, так что и неверные могли узнать, что он сподобился Святого Духа. Это было чувственным знамением, т.е. такая речь, — потому что ее слышали чувством телесным, — но это чувственное знамение делало явною для всех духовную и невидимую благодать Духа. Такое знамение и называлось «разные языки», потому что человек, имевший от природы один язык, начинал говорить разными и инородными языками по благодати, и можно было видеть, как человек, один по числу, был разнообразным по дарованиям, и имел различные уста и различные языки. Посмотрим же, как апостол имел и это дарование и все прочие. Об этом он сам говорит так: «я более всех вас говорю языками» (1Кор14:18). Видишь ли, что он имел роды языков, и не только имел, но и в большем изобилии, нежели все прочие верующие? Он не сказал только: я могу говорить языками, но и: «я более всех вас говорю языками». На пророчество, которое он имел, он указывает следующими словами: «Дух же» говорит, «ясно говорит, что в последние дни наступят времена тяжкие» (1Тим4:1; 2Тим3:1); а чтo говорить о том, что будет в последние времена, значит пророчествовать, это всякому известно. «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие». И еще: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (1Фес4:15); и это — пророчество. Видишь ли, как он имел роды языков и пророчество? Хочешь ли знать, что он имел и дарования исцелений? Но, может быть, нет нужды доказывать это словами, когда мы знаем, что не только сами апостолы, но и одежда их имела дарование исцелений. А что он был и учителем народов, об этом он говорит во многих местах; он заботился о всей вселенной и управлял церквами. Таким образом, когда ты слышишь: «Во-первых, Апостолы; во-вторых, пророки; в-третьих, учителя» и пастыри; «иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки», то знай, что вся совокупность прочих дарований сосредоточивается в апостольстве, как в главе. Не думали ли вы прежде, что имя апостолов просто? Вот, теперь вы узнали, какой глубокой смысл заключает в себе это имя. Это сказали мы не для того, чтобы показать собственную свою силу; это — не наши слова, а благодати Духа, которая возбуждает от лености беспечных, чтобы они ничего не оставляли без внимания.

Источник: О том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств.

Феофан Затворник (1815−1894)

И овых убо положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе пророков, третие учителей, потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков.

Бог положи. Устроители церквей и хранители порядков в них не сами по себе установились: они небесного происхождения. Потому существующее в Церквах устроение должно принять с полною покорностию, как непосредственное Божие учреждение (Феофилакт). Говоря: первее, второе, третие, Апостол ставит чины церковные по их достоинству.

Первее Апостолов. «Превосходнейший чин становится выше всех, ибо Апостолы имели в себе все дары» (святой Златоуст). «Они началовожди веры» (Экумений). «Проводники всех духовных благ и сокровищ» (Феофилакт). «Разумеет не двенадцать только, но и семьдесят, и других, впоследствии сподобившихся сей благодати. Ибо и сам, будучи впоследствии призван, приял сие поставление, также божественный Варнава, а кроме их и многие другие» (Феодорит).

Второе пророков. «Разумеет бывших не прежде благодати, но под благодатию. Из числа их был Агав» (Феодорит). «Пророчествовали и дочери Филиппа, и те из коринфян, о которых он говорит: пророцы же два или трие да сказуют (14, 29). Вообще тогда было гораздо больше пророков, нежели в Ветхом Завете, потому что этот дар был ниспосылаем не на десять, двадцать, пятьдесят или сто человек, но обильно изливалась эта благодать, и каждая Церковь имела много пророков. Если Христос говорит: закон и пророцы до Иоанна (Мф 11:13), то говорит о тех пророках, которые предвозвещали Его пришествие» (святой Златоуст).

Третие учителей. «И они великую приносили пользу, и по справедливости полагаются тотчас за пророками» (Экумений). «Вдохновенные Божественною благодатию, они предлагали учение Божественных догматов, и делали нравственные наставления» (Феодорит). «Пророчествующий говорит все от Духа, а учащий говорит иногда и от собственного разума. Почему Апостол и говорит: прилежащии добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются; паче же труждающиися в слове и учении (1Тим 5:17). Кто говорит все от Духа, тот не труждается, посему Апостол и поставил учителя после пророка, так как дело последнего есть всецело дар, а первого — и труд человеческий; учитель говорит многое и от себя, хотя, конечно, согласно с Божественными Писаниями» (святой Златоуст).

Потом же силы, таже дарования исцелений

Прежде указывал на лица, получившие дары, а теперь стал указывать только дары, — что никакой разности не производит в ходе речи, ибо и эти дары лицам же определенным были посылаемы.— «Видишь ли, как он опять отделяет дар исцелений от силы, как сделал и прежде? Это потому, что сила больше исцеления. Имеющий силу и поражает, и исцеляет, а имеющий дар исцелений только исцеляет» (святой Златоуст). Может быть, силы означают и дар, обнаруживавшийся в чрезвычайной власти над силами и стихиями природы. «Апостол напереди сих даров поставил учительство не просто, но научая тем, что дарования сии ради учения, а не оно ради их; потому что учение споспешествовало спасению. Поелику же не принимали оного без знамений, то, по необходимости для приходящих, как бы в некое поручительство, творили чудеса» (Феодорит).

Заступления, αντιληψεις.— Заступаются за обижаемого и терпящего насилие. Если взять пополнее это значение и перебрать все, от чего терпеть может немощный человек, и вследствие того требовать заступления, то под этим даром многое можно разуметь. Терпят от неправд человеческих, терпят от бедности и болезней, терпят насилие и стужение от бесов. Соответственно сему дар заступлений будет или дар мужества и мудрости в защищении притесняемых пред властями, или дар попечения о бедных и больных, или дар власти над бесами. Что признать более уместным в настоящем случае? Наши толковники не дали этому слову строгого определения, потому можно разуметь все. Но ближе — заступление от злых людей и бесов.

Правления, κυβερνησεις.— Дар управления частными Церквами — пастырство. Феодорит правления и заступления ставит вместе и говорит: «Сим Апостол изобразил домостроительство Церквей». Феофилакт говорит то же об обоих вместе: «Заступления, правления, то есть чтоб заступаться за немощных и управлять, или устроять дела братий. Это хотя и от нашего усердия зависит, но Апостол называет то дарами Божиими, научая быть и за них благодарными Богу и к Нему взирать, а не возноситься». Святой Златоуст говорит: «Что такое заступления? — То, чтобы помогать слабым. Неужели и это есть дар? — Без сомнения, помогать и распоряжаться духовными предметами (здесь святой Златоуст говорит и слово: правления) есть дар Божий.— Впрочем Апостол и многие из наших добродетелей называет дарами не с тем, чтобы мы предавались беспечности, но дабы показать, что мы всегда имеем нужду в помощи Божией, и дабы расположить к благодарности, сделать более ревностными и возбудить души слушателей».

Роди языков. «Дарование сие поставил Апостол на последнем месте не просто, но потому, что коринфяне высоко о нем думали и неумеренно пользовались им напоказ, а не по мере нужды. Ибо поэтому Апостол представил и порядок дарований, и сказал, которое из них есть первое, которое второе, и которое третье, чтобы прилагали попечение о более нужном» (Феодорит).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Феодор Студит

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки

Царь, пойми и внимательно послушай: не твое это — обсуждать и исследовать церковные правила; твоей власти принадлежит решение мирских дел и управление ими, а церковные дела принадлежат епископам и церковным учителям; тебе же повелено последовать за ними и им повиноваться. Так, святой апостол сказал: Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, а не царями. И в других местах Священное Писание заповедует, чтобы церковными делами управляли церковные учители, а не цари.

Источник: Житие прп. Феодора Студита.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками

Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором — пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф 11:13), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Полагает счетом во-первых, во-вторых для того, чтобы, поставив на конце дар языков, смирить тех, которые превозносились им:

В-третьих, учителями

Пророк все возвещает от Духа, а учитель и от себя: посему он — третий.

Далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений

Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом.

Вспоможения, управления

То есть вспоможение слабым и управление или распоряжение братским имуществом. Хотя это зависит и от нашего старания, но он называет дарования Божиими, убеждая нас быть благодарными, и к Нему взирать, а не превозноситься.

Разные языки

Дар этот поставил последним, дабы смирить тех, которые тщеславились им.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, которые суть посланники Христа, как о том говорит и апостол: мы — посланники от имени Христова и как бы Сам Бог увещевает через нас. Таковы епископы, что подтверждает апостол Петр, говоря среди прочего об Иуде: и достоинство его да приимет другой (Деян 1:20). Во-вторых, пророками. Слово пророки понимаем в двух смыслах: как предсказывающих будущее и как истолковывающих Священное Писание. Как бы то ни было, но апостолы также относятся к пророкам, поскольку высшая ступень все низшие в себя вбирает. Ибо даже злой Каиафа, который был первосвященником, пророчествовал, хотя и не от себя. В частности, были пророки и толкователями Писания, и предсказателями грядущего, как Агав, который сему апостолу пророчествовал гибель и цепи в Иерусалиме и предсказал голод, который случился при Клавдии. И хотя апостол выше пророка, порой бывают нужны и пророки… В-третьих, учителями. Тех называет учителями, которые, обучая грамоте и речам, питают юношей нравами синагоги, — их занятие и к нам совершило переход во времени.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки

Перечисляя разные дарования и должности, существующие в Церкви вселенской, Апостол хочет этим показать, что все эти дарования и должности имеют свое высокое значение, потому что они явились в жизнь по воле Божией. Впрочем, одни из них имеют более высокое значение, другие — менее высокое. — Во-первых. Несомненно, что Ап. этим прибавлением хотел сказать, что апостольство — есть первое по важности служение в Церкви. За ним следуют еще два важных служения, второе и третье: пророчество и учительство. Прочие служения и дары он уже не отмечает счетом, показывая этим, что они не стоят на одном уровне с первыми тремя. — Апостолами. Под именем Апостол здесь нужно понимать такого христианина, который принимал участие в основании той или другой частной Церкви. Таковы были, напр., Иаков, Варнава, Сила, Тимофей, Тит и др. благовестники (ср. Деян XIV:4 и 14; Рим XVI:7). Что здесь Ап. имеет в виду апостольство как постоянное учреждение, существовавшее и по смерти 12-ти Апостолов Христовых, это видно из того, что Ап. говорил здесь не о Христе, избравшем Себе 12 и 70 учеников, а о Боге, Который поставил Апостолов. Из памятника древне-церковной письменности, известного под названием «Учение 12-ти Апостолов» видно, что апостольство продолжало существовать и во 2-м веке, когда появилось это произведение. — Пророками. Это такие люди, которые получали откровения, какие Бог признавал нужными для христианской Церкви. Речи этих людей, произносившиеся обыкновенно в богослужебных собраниях, на которых пророки удостаивались откровений, служили к разъяснению положения, в каком находились христиане, и внушали христианам мужество в виду надвигавшихся гонений. Служение древнейших из этих пророков имело значение не для одной какой либо Церкви, а для всего христианства (Деян XIII:1 и XV:32). В некоторых местах посланий Ап. Павла они почти отождествляются с Апостолами (Еф II:20 и III:5), с которыми вместе они основывали Церкви. Этот дар, как и апостольство, упоминается в «Учении двенадцати Апостолов» и, следов., продолжал существовать во 2-м в. — Учителями. Это были люди, которые имели дар излагать учение веры в спокойной связной речи и давать практические советы христианам Это служение было более привязано к определенному месту, чем служение пророков, как видно из того, что оно в посл. к Ефесянам поставлено в тесной связи с служением пастыря (Еф IV:11), которое, конечно, имело отношение только к отдельным Церквам (Деян XX:28). — Силы чудодейственные — дары исцелений — см. ст. 10. — Вспоможения. Это — различные виды помощи нуждающимся, больным, странникам, иначе сказать — служение диаконов и диаконисс. — Управления, — т. е. должности людей, которым было поручаемо наблюдать за внешним порядком в Церкви, главным же образом, забота о богослужебных местах. Эта обязанность первоначально лежала, по всей вероятности, на епископах и пресвитерах, каковые оба служения прежде не разделялись (Флп I:1 — толков. Иоанна Злат., Феодорита). — Разные языки. Ап. ставит этот дар в самом конце, для того чтобы показать коринфянам, увлекавшимся этим даром, что он имеет в церковной жизни не особенно важное значение. Вывод, какой может быть сделан из этого перечисления даров и служений, ясен: не должно пренебрегать ни одним даром или служением только потому, что он не имеет в себе особого блеска.

См. также Толкование на 1Кор 12:14


Открыть окно