Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 12 глава 11 стих)

ενεργει praes. ind. act. от ενεργεω (#1919) работать, давать энергию. Это слово часто использовалось для обозначения чудесного воздействия силы Бога (MNTW, 46-54; см. ст. 6). διαιρουν praes. act. part. (adj.) от διαιρεω (#1349) распределять (см. ст. 4). ιδι(£ dat. от ιδιος (#2625) свой, особенный; здесь: индивидуально, частным образом, лично. Dat. преимущества, καθως (#2777) подобно тому как, согласно, βουλεται praes. ind. med. (dep.) от βουλομαι (#1089) желать, определять. Praes. подчеркивает привычное или повторяющееся действие. Христос дает дары не в зависимости от заслуг или пожеланий человека, но согласно Своей собственной воле (Hodge).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 12 глава 11 стих)

12:11 один и тот же Дух Обращая внимание на различие даров (ст. 4−11), Павел подчеркивал, что их единственным источником является Дух (ср. ст. 4−6,8 , 9). В данной главе это пятое упоминание о Святом Духе как источнике даров. Здесь указывается, что дары не ищут, а принимают, получают от Духа, «как Ему угодно». Только Он один по Своему выбору «производит» дары и наполняет их силой (ст. 6).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 12 глава 11 стих)

12:11 Все дары, упомянутые в стихах 8−10, даются и управляются одним и тем же Духом. Здесь мы снова видим, что Он не дает один и тот же дар каждому. Он распределяет их каждому особо, как Ему угодно. В этом — второй важный принцип: Дух самостоятельно распределяет дары. Если мы поймем это, то, с одной стороны, исчезнет гордыня, потому что у нас нет ничего, что бы мы не получили. С другой стороны, исчезнет недовольство, потому что Бесконечная Мудрость и Любовь решила, каким даром наделить нас, и выбор Его совершенен. Неправильно всем желать одного и того же дара. Если бы все играли на одном инструменте, не было бы симфонических оркестров. И если бы тело состояло из одного языка, это было бы чудовищно.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 12 глава 11 стих)

Стихи 1−11. Апостол приступает к рассмотрению духовных даров, какими коринфская церковь изобиловала, но неправильно употребляла их. В данной главе подробно освещается, что представляли собой эти дары, а именно: это были экстраординарные полномочия и способности, дарованные служителям и рядовым христианам первых веков для убеждения неверующих и распространения Евангелия. Дары и различные виды благодати, ХаРiацата и Xdpiq, очень различаются между собой. Но и те и другие даются Богом независимым образом. Благодать дается для спасения получающего ее. Дары же ниспосылаются для пользы и спасения других. Может быть много даров там, где нет ни грамма благодати, и человек, обладающий ими, может оказаться совершенно лишенным благоволения Божиего. Коринфская церковь была богата дарами, но в ней было много позорных явлений. Относительно этих духовных даров, то есть сверхъестественных способностей, полученных ими от Духа:

I. Апостол говорит, что не хочет оставить их в неведении о происхождении и использовании даров. Они происходят от Бога и должны употребляться для Него. Если коринфяне будут невежественны в отношении того или другого дара, то это может привести к злоупотреблениям. Заметим: Правильная информация чрезвычайно важна для всякой практической деятельности. Одаренные люди могут наделать много вреда — либо потому, что не знают, либо потому, что не учитывают природы дара, каковым владеют, и того, как следует использовать его.

II. Он напоминает им о том жалком прошлом состоянии, из которого они были избавлены: ...когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам — так, как бы вели вас, ст. 2. Когда они были еще язычниками, то не могли иметь никаких претензий на то, что были людьми духовными, или на то, что обладали духовными дарами. Находясь под водительством духа язычества, они не могли испытывать влияния Святого Духа. Если бы они хорошо понимали свое прежнее состояние, то не могли не знать того, что все истинные духовные дары исходят от Бога.

1. Их прежнее состояние: они были язычниками. Они были не из избранного Богом на рода, но из народов, в некотором смысле, оставленных Им. Таковыми были большинство коринфян до их обращения в христианство. Какая перемена произошла при этом!

2. Под каким водительством они находились тогда: ...ходили к безгласным идолам — так, как бы вели вас. Они предавались грубейшим видам идолослужения, поклонялись даже дереву и камню, под влиянием как собственного пустого воображения, так и обмана своих священников, пользовавшихся их невежеством, ибо таковы были обычаи народные, несмотря на все учения их философов. Даже те, кто презирал грубые понятия черни, тем не менее держались их на практике. О, мрачная картина язычества!

III. Он объясняет им, каким образом они могут различать дары, исходящие от Духа Божиего, истинно духовные дары: ...никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса... Так делали и иудеи, и язычники: они злословили Его как обманщика, они ненавидели Его имя, гнушались его. И в то же время многие из иудеев, заклинатели и чародеи, претендовали на творение чудес силою Духа Божиего, и даже многие язычники претендовали на вдохновение свыше. Апостол же утверждает, что никто, бесславящий и порочащий Христа, не может действовать под влиянием или силой Духа Святого, ибо Он несет свидетельство о Христе через пророчества, чудеса, через воскресение Его из мертвых, через успех Его учения среди людей и влияние этого учения на них, и Он не может противоречить Сам Себе, проклиная Его. С другой стороны, никто не может назвать Иисуса Господом (то есть жить верой в это и творить чудеса в доказательство этого), как только Духом Святым. Исповедовать эту истину перед людьми, быть верным ей до смерти и жить под ее влиянием невозможно без освящающего воздействия Духа Святого. Никто не может назвать Христа Господом, оказывать доверчивое подчинение Ему и признавать зависимость от Него, если эта вера не будет произведена в нем Духом Святым. Сущность того, что апостол здесь утверждает и доказывает, сводится к следующему: каковы бы ни были претензии врагов христианства на вдохновение свыше и чудеса, они не могли происходить от Духа Божиего; никакой человек не может уверовать сердцем своим и доказать посредством чуда, что Иисус есть Христос, иначе как только Духом Святым; так что все сверхъестественные проявления и способности, имевшие место среди коринфян, происходили от Духа Божиего. Он добавляет при этом, что:

IV. Духовные дары, происходящие от одного и того же Духа, тем не менее различаются между собой. Они имеют одного Автора и одно происхождение, но сами по себе являются различными, ст. 4. Дары различны, такие как откровения, языки, пророчество, толкование языков, — но Дух один и тот же. Существуют различные служения и служители, исполняющие их, различные установления и учреждения (см., ст. 28−30), но Господь, назначающий все их, один и тот же, ст. 6. И действия различны.., или чудотворные силы, названные здесь чудотворения (ст. 10), а Бог один и тот же, производящий все во всех. Существуют различные дары, служения и действия, но все они происходят от одного Бога, одного Господа, одного Духа, то есть от Отца, Сына и Духа Святого; все исходит из одного источника. Какими бы они ни были различными сами по себе, в этом они едины, все от Бога. Некоторые из них здесь перечисляются, ст. 8−10. Разные личности имели разные дары, один — такой, другой — иной, но все от одного того же Духа. Одному было дано слово мудрости, то есть, как говорят некоторые, знание тайн Евангелия и способность изъяснять их, точное разумение цели, сущности и доктрин христианской веры. Другие понимают под этим глубокомысленные изречения, подобные притчам Соломона. А иные под словом мудрости понимают откровения, дарованные апостолам и через апостолов. Другому слово знания, тем же Духом, то есть, говорят некоторые, знание тайн (1Кор 2:13), сокрытых в пророчествах, прообразах и исторических повествованиях Ветхого Завета. Другие понимают под словом знания способность и готовность давать советы и разъяснения в сложных случаях. Иному вера, тем же Духом, то есть вера в чудеса или вера в Божию власть и Его обетование, посредством которых они способны уповать на Бога в любых критических обстоятельствах и продолжать идти путем своего долга, исповедуя истины Христовы, какие бы трудности и опасности не встретились им на пути. Иному дары исцелений, тем же Духом, то есть исцеления больных либо путем возложения рук, либо помазания елеем, либо просто словом. Иному чудотворения, то есть действия силы, такие как воскрешение мертвых, возвращение зрения слепым, речи немым, слуха — глухим, восстановление калек. Иному пророчество, то есть способность предсказывать будущее (наиболее обычный смысл слова «пророчество») или способность объяснять Священное Писание по особому дару от Духа. См. 1Кор 14:24. Иному различение духов, способность различать между истинными и ложными пророками, или разбираться в подлинности призвания какого-либо человека на служение, или обнаруживать тайные мысли людей посредством Духа Святого, как это сделал Петр в отношении Анании, Деян 5:3. Иному разные языки, то есть способность говорить на иных языках по вдохновению свыше. Иному истолкование языков, то есть способность переводить с иностранных языков быстро и правильно на свой собственный язык. Таким разнообразием духовных даров были наделены служители и церкви первоапостольского периода.

V. Для какой цели были предназначены эти дары: Но каждому дается проявление Духа на пользу, cт. 7. Через употребление даров проявлял Себя Дух Святой; в них обнаруживалось Его влияние и участие. Они распределялись не для оказания чести и преимущества получивших их, а для пользы церкви, для назидания тела Христова и для успеха в распространении Евангелия.

Заметьте: Какие бы дары Бог ни давал человеку, Он дает их ему, для того чтобы он употребил их на пользу, будь то обычные или духовные дары. Никакой человек не получает их для себя самого. Ему доверяется дар, чтобы он использовал его, и чем больше пользы он принесет другим, тем обильнее они принесут ему награду в конце, Флп 4:17. Духовные дары даются не для показа, но для служения, не для хвастовства и удовлетворения тщеславия, но для назидания, не для возвеличения обладающих ими , но для назидания других.

VI. По какой мере и в какой пропорции распределяются дары: Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. — Согласно суверенному изволению Даятеля. Что может быть свободнее дара? И разве Дух Божий не волен делать с тем, что Ему принадлежит, все, что Он хочет? Неужели Он не может дать тому, кому хочет, и в той мере, в какой хочет? Одному один дар, другому — другой, одному больше, другому меньше, как Он найдет нужным? Разве не Ему лучше всего судить о том, как послужить Своим собственным целям и как распределить Свои собственные дары? Не как люди хотят, и не так, как им кажется лучше, но как Ему угодно.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 12 глава 11 стих)

Кирилл Иерусалимский

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Итак, мы будем говорить о Святом Духе только то, что написано, а о чем не написано, о том не будем любопытствовать. Сам Дух Святой изрек Писания, и Сам о Себе сказал, сколько хотел или сколько мы можем вместить. Итак, будем говорить то, что Он сказал, а чего не сказал, того и не дерзаем.

…Один и тот же дождь идет во всем мире. Однако в лилии он становится белым, в розе — красным, в фиалках и гиацинтах — багряным, и в разных видах — разноцветным и разнообразным. В финике он один, а в винограде — другой, и во всем принимает свой вид, будучи единообразным и не отличным сам по себе. Ведь дождь не изменяется сам по себе и не сходит то в том, то в другом виде, но, подчиняясь составу тех вещей, которые его принимают, сообразуется с каждой.

Так и Святой Дух, будучи одним, единообразным и нераздельным, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое дерево, напитавшись влагой, пускает ветви, так и грешная душа, через покаяние сподобившись Святого Духа, приносит плоды правды. Ибо Он, будучи единообразен, по воле Бога [Отца] и именем Христа производит многие добродетели. У одного обращает язык к премудрости, у другого просвещает пророчеством душу, иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность толковать божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию, иного научает посту и подвижничеству, другого научает презрению того, что относится к телу, прочего готовит к мученичеству, в других производит другое, но Сам в Себе не различен.

Источник: Огласительные слова для просвещаемых.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Дух говорил и в патриархах, и в пророках, и в апостолах, а апостолы начали достигать совершенства после того, как обрели Святого Духа. Итак, нет разделения между силой Божией и благодатью, потому что хотя дары различны, но Дух один и тот же.

Источник: О Святом Духе.


То, что Бог разделяет, относится к Его справедливости; то, что разделяет сообразно Своей воле, относится к Его могуществу или говорит о том, что Он хочет каждому дать то, что, как Ему ведомо, принесет пользу.

Источник: Послания.

Феофан Затворник (1815−1894)

Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет

«Всем этим Апостол утешает приявших меньшие дарования, научая их, что и это дары Божия Духа, а Дух Божий подает, как Ему угодно; угодно же Ему полезное» (Феодорит). «Вот главное основание утешения: мы все получаем из одного и того же корня, из одной и той же сокровищницы, из одного и того же источника. Посему-то он непрестанно употребляет это слово, и тем уравнивает мнимое неравенство и утешает. Выше он говорил, что и Дух, и Сын, и Отец подают дарование, а здесь говорит только о Духе, дабы ты отсюда познал, что у них одно и то же достоинство. И не только утешает он этим, но и заграждает уста противнику словами: разделяя коемуждо, якоже хощет; ибо, утешая, надобно и вразумлять, как он поступает и в послании к Римлянам, когда говорит: ты кто еси против отвещаяй Богови (Рим 9:20)? Так и здесь: разделяя властию коемуждо, якоже хощет. Вместе с тем показывает, что принадлежащее Отцу принадлежит и Духу. Ибо как об Отце сказал: а тойжде Бог действуяй вся во всех; так и о Духе: вся же сия действует един и тойжде Дух. Но действует, скажешь, под влиянием Бога? — Нигде Апостол не сказал этого, а ты сам это выдумываешь. Когда он говорит о Боге Отце: действуяй вся во всех, говорит это о людях, а вовсе не считает с людьми и Духа, хотя бы ты тысячу раз, как безумный, повторял это. Так как он выше сказал: Духом (δια του Πνευματος, — дается слово премудрости), то, дабы ты не подумал, что это выражение означает унижение Духа, или зависимость действий Его от другого, присовокупляет, что Дух действует, а не побуждается к действию, и действует, якоже хощет, а не как повелевают Ему. Как об Отце Сын говорит, что Он воскрешает мертвыя и живит, равно и о Себе Самом, что Он ихже хощет живит (Ин 5:21); так и о Духе в одном месте сказано, что Он делает все со властию, и ничто ему не препятствует, — ибо слова: идеже хощет, дышет (Ин 3:8), хотя сказаны о ветре, но доказывают и это; а здесь говорится, что Он вся действует, якоже хощет. И из другого места можешь видеть, что Он не такое существо, чрез которое действуют, но Сам действует; кто бо весть, — говорит Апостол, — яже в человеце, точию дух человека? тако… и Божия никтоже весть точию Дух Божий (1Кор 2:11). Дух человека, то есть душа, не имеет нужды в постороннем побуждении, чтобы знать свое; это всякому известно; следовательно, и Дух Святой — чтобы знать Божие, ибо, говорит, Дух Святой знает тайны Божии так же, как душа человеческая свои тайны. Если же в этом случае Он не побуждается к действию кем-либо другим, то, зная глубины Божии и действуя без постороннего влияния в раздаянии даров Апостолам, Он тем более Сам не находится в зависимости.— Не будем же унывать, скорбеть и говорить: почему я то получил, а это не получил; не будем требовать отчета от Святого Духа, ибо если ты знаешь, что Он подает по Своему промышлению, и сознаешь, что по тому же промышлению Он подает в известной мере, то будь доволен и радуйся тому, что получил; не огорчайся тем, чего не получил, но еще воздавай благодарение за то, что не получил выше сил своих» (святой Златоуст).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Сие же все от Одного и Того же Духа, Который дает и разделяет по воле Своей.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Опять предлагает то же утешение, то есть что все производит один и тот же Дух. Особенно же заграждает уста тому, кто не доволен своим уделом; ибо говорит: как Ему угодно, так и творит. Кто же ты такой, что не доволен? Заметь это изречение и против восставших на Духа. Ибо Он действует не как Ему поведено, но как Ему угодно. Посему Он — Владыка и Бог. И действует, как и Отец, производящий все во всех (выше, ст.6).

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Августин (354−430)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Не все получают все: эти — одно, те — другое; хотя и получают сам дар, которым все разделяется соответственно каждому, дар — Святой Дух.

Источник: О Троице.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Всем этим апостол утешает получивших меньшие дарования, научая их, что и это — дары Божественного Духа.

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Неужели все говорят языками? Неужели все понимают? Вы стремитесь к большим дарам, но один только Дух творит все, разделяя каждому по желанию Своему.

Источник: Беседы против пелагиан.

Амвросиаст (IV в.)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

То, что выше говорил о трех Лицах, апостол теперь провозглашает как деяние через одного Святого Духа. Ибо поскольку все Три — одной  природы и добродетели, то, когда производит Один, действуют Три: един при этом Бог, Чья благодать разделяется, как того хочет, не по заслугам людей, но более для строительства Церкви Его. Ибо все, чему мир хочет подражать, но не может, ибо мир есть плотян, то можно видеть в Церкви, которая есть дом Бога, и оно есть обеспечиваемое трудами каждого по дару и наставлению Святого Духа для доказательства истины в тех, кого презирают в мире.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Особую важность Ап. придает тому обстоятельству, что при всем разнообразии даров между ними существует единство по их происхождению от Единого Св. Духа. — Разделяя (διαιρου̃ν), т. е. раздавая дары с разбором, соответственно способностям каждого получающего. Но часто и способный от природы человек не удостаивается получить духовного дара, потому что Дух Св. действует, как Ему угодно, т. е. согласно с основными свойствами Своего существа: премудростью, благостью и справедливостью.

См. также Толкование на 1Кор 12:4


Открыть окно