Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 12 глава 10 стих)

διακρισις (#1360) разделение вещей, отличие, разница, γλωσσα (#1185) язык (R0bert H.Gundry, "Ecstatic Utterance" [Ν.Ε.В.]?" JTS 17 [1966], 299-307; DPL, 939-43; о букв, значении см. Fee), ερμηνεια (#2255) толкование.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 12 глава 10 стих)

12:10 чудотворения Этот временный дар знамений служил для совершения изумительных действий, противоречащих природе с тем, чтобы им не было иного объяснения, кроме силы Божьей. Это также было удостоверением Христа и Апостолов для проповеди Евангелия. В Ин 2:11 говорится, что Иисус совершил Свое первое чудо в Кане «и явил славу Свою» не для того, чтобы продолжался пир (ср. цель Иоанна при описании чудотворений Иисуса в этом Евангелии в 20:20,31). В Деян 2:22 утверждается, что Иисус совершал чудеса для свидетельства о Боге, Который действовал через Него, чтобы люди поверили в Него как в Господа и Спасителя. Иисус совершал чудеса и исцелял в течение трех лет Своего служения, но не в предыдущие 30 лет. Его чудеса начались тогда, когда началось Его служение. Хотя Иисус творил чудеса, связанные с природой (превращение воды в вино, приумножение пищи, хождение по воде с Петром, Вознесение), мы нигде не читаем о чудесах, совершенных Апостолами в природной сфере. Какие чудеса творили Апостолы? Ответ заключается в слове «чудеса», означающем «власть» и часто связанном с изгнанием бесов (Лк 4:36; 6:18; 9:42). Это именно та сила, которую Господь дал ученикам (Лк 9:1; 10:17−19; ср. Деян 6:8; 8:7; 13:6−12). См. пояснения к Деян 19:4−16. пророчество Значение этого слова простое: «говорить наперед» или «возвещать публично». В средние века к ним иногда добавилось значение «предсказывать». По завершении Писания пророчество перестало быть средством нового откровения и ограничивается возвещением того, что уже открыто в написанном Слове. Даже библейские пророки были проповедниками, глашатаями Божьей истины через откровение и многократное повторение. Такие ветхозаветные пророки, как Исаия, Иеремия, Иезекииль на протяжении всей своей жизни провозглашали Слово Божие. Только небольшая часть того, что они проповедовали, записана в Библии в форме прямого откровения Бога. Они, по всей видимости, постоянно повторяли и подчеркивали Божьи истины, подобно тому, как сегодня проповедники повторяют, объясняют и подчеркивают Слово Божье, данное в Писании. Лучшее определение этому дару дано в 14:3. Важность этого дара объясняется 14:1,39. Его главенство над другими дарами, особенно языками, является темой гл. 14. См. пояснения к 1Фес 5:20; Откр 19:10. различение духов Сатана — великий обманщик (Ин 8:44), и его духи противостоят Божьему Слову и труду. Христиане с даром различения имеют от Бога способность распознавать ложных духов и ложные учения (ср. Деян 17:11; 1Ин 4:1). Павел показал использование этого дара в Деян 16:16−18, как и Петр в Деян 5:3. Когда в Коринфской церкви этого не произошло, там случилось страшное отступление от истины (см. ст. 3; 14:29). Хотя в силу завершения Писания его действие с апостольских времен изменилось, по-прежнему важно иметь в церкви людей с даром различения духов. Они являются хранителями, стражами, которые защищают церковь от бесовской лжи, ошибочных учений, извращенных культов и проявлений плоти. Необходимо тщательное изучение Слова для получения как даров знания, мудрости, проповеди и назидания, так и дара различения. См. пояснения к 1Фес 5:20−22; Деян 17:11. языки… истолкование Эти временные дары знамений с использованием нормальных слов для говорения на иностранном языке и переводе, как и другие (чудотворения, исцеления) служили для удостоверения истины и тех, кто проповедовал ее. Этот истинный дар был четко определен в Деян 2:5−12 в качестве языков, которые придавали Евангелию ценность данной Богом вести. Однако в Коринфе из-за отрицательного воздействия местных традиций они были чрезмерно экзальтированы и неправильно употреблялись. Далее, в гл. 14 говорится об этом подробно. См. пояснения к 14:1−29.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 12 глава 10 стих)

12:10 Чудотворение может включать в себя изгнание бесов, превращение одного вещества в другое, воскрешение из мертвых и власть над стихиями. Филипп творил чудеса в Самарии и таким образом добился того, что Евангелие было услышано (Деян 8:6−7).

Дар пророчества в основном смысле этого слова означает, что человек получил прямое откровение от Господа и передал его другим. Иногда пророки предсказывали будущие события (Деян 11:27−28; Деян 21:11); чаще они просто выражали волю Божью. Подобно апостолам, они занимались основанием Церкви (Еф 2:20). Сами они не были основанием, но закладывали основание учением о Господе Иисусе. Когда основание было заложено, нужда в пророках отпала. Их служение сохранено для нас на страницах НЗ. Поскольку Библия полностью завершена, мы отвергаем любых так называемых пророков, провозглашающих, что Бог открыл им дополнительную истину. (Многое из того, что люди сейчас называют «пророчеством», представляет собой либо перефразировку библейских текстов, либо полное заблуждение, которое никогда не сбывается. Язык и того, и другого часто является плохим подражанием древнему, как будто Бог не в состоянии общаться с нами на современном языке!)

В более косвенном смысле мы используем слово «пророк» для описания любого проповедника, который возглашает Слово Божье авторитетно, ясно и действенно. Пророчество может включать в себя слова хвалы Богу (Лк 1:67−68) и слова ободрения и поддержки Его народу (Деян 15:32).

Различение духов — способность определять, Святой Дух или сатана руководит пророком либо другим человеком. Имеющий этот дар обладает особой способностью распознавать, например, самозванцев и приспособленцев. Так, Петр смог обличить Симона, отравленного горечью и порабощенного злом (Деян 8:20−23).

Дар языков, как уже было сказано, представляет собой способность говорить на иностранном языке, не изучая его. Языки давались для знамения, особенно Израилю.

Истолкование языков — это чудесная способность понимать язык, которого человек никогда раньше не слышал, и передавать смысл на местном языке.

Возможно, это перечисление даров не без умысла начинается с тех, которые, главным образом, связаны с разумом, и кончается теми, которые, главным образом, имеют отношение к эмоциям. У коринфян были превратные представления о дарах. Они почему-то думали, что чем больше человек имеет Духа Святого, тем больше он во власти силы, находящейся вне его. Они смешивали силу с духовностью.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 12 глава 10 стих)

Стихи 1−11. Апостол приступает к рассмотрению духовных даров, какими коринфская церковь изобиловала, но неправильно употребляла их. В данной главе подробно освещается, что представляли собой эти дары, а именно: это были экстраординарные полномочия и способности, дарованные служителям и рядовым христианам первых веков для убеждения неверующих и распространения Евангелия. Дары и различные виды благодати, ХаРiацата и Xdpiq, очень различаются между собой. Но и те и другие даются Богом независимым образом. Благодать дается для спасения получающего ее. Дары же ниспосылаются для пользы и спасения других. Может быть много даров там, где нет ни грамма благодати, и человек, обладающий ими, может оказаться совершенно лишенным благоволения Божиего. Коринфская церковь была богата дарами, но в ней было много позорных явлений. Относительно этих духовных даров, то есть сверхъестественных способностей, полученных ими от Духа:

I. Апостол говорит, что не хочет оставить их в неведении о происхождении и использовании даров. Они происходят от Бога и должны употребляться для Него. Если коринфяне будут невежественны в отношении того или другого дара, то это может привести к злоупотреблениям. Заметим: Правильная информация чрезвычайно важна для всякой практической деятельности. Одаренные люди могут наделать много вреда — либо потому, что не знают, либо потому, что не учитывают природы дара, каковым владеют, и того, как следует использовать его.

II. Он напоминает им о том жалком прошлом состоянии, из которого они были избавлены: ...когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам — так, как бы вели вас, ст. 2. Когда они были еще язычниками, то не могли иметь никаких претензий на то, что были людьми духовными, или на то, что обладали духовными дарами. Находясь под водительством духа язычества, они не могли испытывать влияния Святого Духа. Если бы они хорошо понимали свое прежнее состояние, то не могли не знать того, что все истинные духовные дары исходят от Бога.

1. Их прежнее состояние: они были язычниками. Они были не из избранного Богом на рода, но из народов, в некотором смысле, оставленных Им. Таковыми были большинство коринфян до их обращения в христианство. Какая перемена произошла при этом!

2. Под каким водительством они находились тогда: ...ходили к безгласным идолам — так, как бы вели вас. Они предавались грубейшим видам идолослужения, поклонялись даже дереву и камню, под влиянием как собственного пустого воображения, так и обмана своих священников, пользовавшихся их невежеством, ибо таковы были обычаи народные, несмотря на все учения их философов. Даже те, кто презирал грубые понятия черни, тем не менее держались их на практике. О, мрачная картина язычества!

III. Он объясняет им, каким образом они могут различать дары, исходящие от Духа Божиего, истинно духовные дары: ...никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса... Так делали и иудеи, и язычники: они злословили Его как обманщика, они ненавидели Его имя, гнушались его. И в то же время многие из иудеев, заклинатели и чародеи, претендовали на творение чудес силою Духа Божиего, и даже многие язычники претендовали на вдохновение свыше. Апостол же утверждает, что никто, бесславящий и порочащий Христа, не может действовать под влиянием или силой Духа Святого, ибо Он несет свидетельство о Христе через пророчества, чудеса, через воскресение Его из мертвых, через успех Его учения среди людей и влияние этого учения на них, и Он не может противоречить Сам Себе, проклиная Его. С другой стороны, никто не может назвать Иисуса Господом (то есть жить верой в это и творить чудеса в доказательство этого), как только Духом Святым. Исповедовать эту истину перед людьми, быть верным ей до смерти и жить под ее влиянием невозможно без освящающего воздействия Духа Святого. Никто не может назвать Христа Господом, оказывать доверчивое подчинение Ему и признавать зависимость от Него, если эта вера не будет произведена в нем Духом Святым. Сущность того, что апостол здесь утверждает и доказывает, сводится к следующему: каковы бы ни были претензии врагов христианства на вдохновение свыше и чудеса, они не могли происходить от Духа Божиего; никакой человек не может уверовать сердцем своим и доказать посредством чуда, что Иисус есть Христос, иначе как только Духом Святым; так что все сверхъестественные проявления и способности, имевшие место среди коринфян, происходили от Духа Божиего. Он добавляет при этом, что:

IV. Духовные дары, происходящие от одного и того же Духа, тем не менее различаются между собой. Они имеют одного Автора и одно происхождение, но сами по себе являются различными, ст. 4. Дары различны, такие как откровения, языки, пророчество, толкование языков, — но Дух один и тот же. Существуют различные служения и служители, исполняющие их, различные установления и учреждения (см., ст. 28−30), но Господь, назначающий все их, один и тот же, ст. 6. И действия различны.., или чудотворные силы, названные здесь чудотворения (ст. 10), а Бог один и тот же, производящий все во всех. Существуют различные дары, служения и действия, но все они происходят от одного Бога, одного Господа, одного Духа, то есть от Отца, Сына и Духа Святого; все исходит из одного источника. Какими бы они ни были различными сами по себе, в этом они едины, все от Бога. Некоторые из них здесь перечисляются, ст. 8−10. Разные личности имели разные дары, один — такой, другой — иной, но все от одного того же Духа. Одному было дано слово мудрости, то есть, как говорят некоторые, знание тайн Евангелия и способность изъяснять их, точное разумение цели, сущности и доктрин христианской веры. Другие понимают под этим глубокомысленные изречения, подобные притчам Соломона. А иные под словом мудрости понимают откровения, дарованные апостолам и через апостолов. Другому слово знания, тем же Духом, то есть, говорят некоторые, знание тайн (1Кор 2:13), сокрытых в пророчествах, прообразах и исторических повествованиях Ветхого Завета. Другие понимают под словом знания способность и готовность давать советы и разъяснения в сложных случаях. Иному вера, тем же Духом, то есть вера в чудеса или вера в Божию власть и Его обетование, посредством которых они способны уповать на Бога в любых критических обстоятельствах и продолжать идти путем своего долга, исповедуя истины Христовы, какие бы трудности и опасности не встретились им на пути. Иному дары исцелений, тем же Духом, то есть исцеления больных либо путем возложения рук, либо помазания елеем, либо просто словом. Иному чудотворения, то есть действия силы, такие как воскрешение мертвых, возвращение зрения слепым, речи немым, слуха — глухим, восстановление калек. Иному пророчество, то есть способность предсказывать будущее (наиболее обычный смысл слова «пророчество») или способность объяснять Священное Писание по особому дару от Духа. См. 1Кор 14:24. Иному различение духов, способность различать между истинными и ложными пророками, или разбираться в подлинности призвания какого-либо человека на служение, или обнаруживать тайные мысли людей посредством Духа Святого, как это сделал Петр в отношении Анании, Деян 5:3. Иному разные языки, то есть способность говорить на иных языках по вдохновению свыше. Иному истолкование языков, то есть способность переводить с иностранных языков быстро и правильно на свой собственный язык. Таким разнообразием духовных даров были наделены служители и церкви первоапостольского периода.

V. Для какой цели были предназначены эти дары: Но каждому дается проявление Духа на пользу, cт. 7. Через употребление даров проявлял Себя Дух Святой; в них обнаруживалось Его влияние и участие. Они распределялись не для оказания чести и преимущества получивших их, а для пользы церкви, для назидания тела Христова и для успеха в распространении Евангелия.

Заметьте: Какие бы дары Бог ни давал человеку, Он дает их ему, для того чтобы он употребил их на пользу, будь то обычные или духовные дары. Никакой человек не получает их для себя самого. Ему доверяется дар, чтобы он использовал его, и чем больше пользы он принесет другим, тем обильнее они принесут ему награду в конце, Флп 4:17. Духовные дары даются не для показа, но для служения, не для хвастовства и удовлетворения тщеславия, но для назидания, не для возвеличения обладающих ими , но для назидания других.

VI. По какой мере и в какой пропорции распределяются дары: Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. — Согласно суверенному изволению Даятеля. Что может быть свободнее дара? И разве Дух Божий не волен делать с тем, что Ему принадлежит, все, что Он хочет? Неужели Он не может дать тому, кому хочет, и в той мере, в какой хочет? Одному один дар, другому — другой, одному больше, другому меньше, как Он найдет нужным? Разве не Ему лучше всего судить о том, как послужить Своим собственным целям и как распределить Свои собственные дары? Не как люди хотят, и не так, как им кажется лучше, но как Ему угодно.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 12 глава 10 стих)

Амвросий Медиоланский (~339−397)

иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков

Итак, согласно апостолу, пророчество не только через Отца и Сына, но и через Святого Духа; посему и дар один, и благодать одна.

Источник: О Святом Духе.

Ефрем Сирин (~306−373)

иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков

Иному дана способность укрепления ближних во время испытания; иному пророчество, дабы открывать и указывать, что имеет быть в последующие времена; иному различение духов, то есть хорошее управление в церкви; иному роды языков различные; иным же истолкование тех же языков.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Иному чудотворения

Такой мог и наказать непокорных, как, например, Павел поразил Елиму слепотой (Деян 13:11), а Петр Ананию поразил смертью (Деян 5:3−5). Получивший дарования исцелений не мог совершать этого.

Иному пророчество, иному различение духов

То есть способность знать, кто духовен, а кто недуховен, кто пророк, а кто обольститель.

Иному разные языки, иному истолкование языков.

Дар языков у коринфян был в изобилии; им-то они более и превозносились, так как он первый дан апостолам и потому почитался важнейшим прочих. Но это не так. Ибо дарование учительства важнее, и истолкование языков важнее, нежели дар просто говорить на языках.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков

И было много причастников этого дарования, не только мужи, но и жены. И этому ясно учит история Деяний.

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков

В различении даров духовных упоминается также, что иным дается различение духов. Это дар духовный, в котором дух распознается, как о том и в другом месте говорит апостол: испытывайте духов, от Бога ли они (1Ин 4:1).

Источник: Гомилии на Книгу Исхода.

Амвросиаст (IV в.)

иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков

Истолкование здесь означает верное толкование, согласно дару Божию, сказанного на языках устно или в книгах.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков

Чудотворения (ενεργήματα δυνάμεων). Здесь Ап. разумеет более широкое дарование, именно способность совершать всякие чудесные действия на пользу Церкви — воскрешать мертвых, изгонять бесов, карать чудесными наказаниями неверующих, спасать находящихся в смертной опасности. — Иному пророчество (προφητεία). Это не иное что как речь, в которой вдохновенный христианин, для назидания Церкви, говорит об открытых ему Св. Духом тайнах прошедшего и будущего Церкви Христовой, в тоже время выясняя и многое из явлений современной ему жизни. Такими речами пророков жизнь церковная оживлялась и возвышалась. Многие члены Церкви находили в этих речах успокоение от тревог и утешение в печалях (Ср. XIV:3). — Различение духов (διακρισις πνευμάτων). Под духами здесь Ап. разумеет вообще людей, находящихся в состоянии восторга, вдохновения, которое могло быть результатом воздействия на дух человеческий Духа Св., но могло иногда возникнуть и из других причин (напр., из самовнушения или под влиянием бесовской силы). Поэтому духи или вдохновенные люди, выступавшие в богослужебных собраниях, нуждались в особом контроле; этот контроль, конечно, могли производить все христиане, пользуясь признаками истинного вдохновения, указанными Апостолом в ст. 3-м, но в затруднительных случаях распознавать духов могли только люди, получившие для этого особую благодать Св. Духа. — Разные языки — точнее: роды языков(γένη γλώσσων). Этот дар доселе возбуждает недоумение в толкователях Св. Писания, которые употребляют все усилия к тому, чтобы разгадать его сущность. 1) Одни понимают выражение: роды языков в смысле указания на устарелые, необычные выражения, которыми пользовался в своей речи человек вдохновенный; 2) другие видят в этих родах разные говоры одного и того же греческого языка; 3) иные — преимущественно древнецерковные-толкователи объясняли это выражение как обозначение дара говорить на одном или нескольких иностранных языках. Этот дар — говорили означенные толкователи — был особенно полезен в те времена, когда проповедникам Евангелия приходилось выступать с своею проповедью пред разными иноплеменными народами. Таким образом этот дар, отожествляют с тем, какой все верующие, собравшиеся в сионской горнице, получили в день сошествия на них Св. Духа, когда они стали говорить разными языками (Деян II:2). Но с таким мнением едва ли можно согласиться. К чему, прежде всего, было бы даже проповедникам Евангелия иметь такой дар? С двумя языками — греческим и латинским — они смело могли идти в любую провинцию римской империи, не опасаясь того, что они останутся непонятыми. Потом, какую пользу принес бы этот дар Церкви коринфской, где, по-видимому, он проявлялся с особою силою и очень часто на богослужебных собраниях христиан? Поняли ли бы коринфяне, если бы кто-нибудь из их сограждан вдруг заговорил на китайском или индийском языке? Затем, при таком предположении было бы невозможно объяснить, почему Ап. не сказал просто: языки, а употребил выражение: роды языков. Еще более неубедительным является первое мнение, потому что в церковной общине г. Коринфа, состоявшей преимущественно из людей необразованных, едва ли можно предполагать знакомство с архаизмами и провинциализмами. Да и мог ли вдохновенный христианин, не отдававший сам себе ясного отчета в том, что он говорит (XIV:14), подбирать намеренно, в речи своей, такие вышедшие из употребления выражения? То же самое можно сказать и по поводу второго мнения. — Из новейших взглядов на этот дар заслуживают внимания два: первый взгляд (Godet) видит в родах языков речь, созданную непосредственно Самим Духом Святым. В этой речи выражал говоривший свои чувства, охватившие его душу, когда в нем утвердилось сознание своего усыновления Богу, когда он почувствовал себя спасенным. Эта речь представляла собою нечто среднее между пением и разговором, была похожа на так называемый речитатив… Но и этот взгляд не объясняет нам, каким образом такая речь могла служить знамением для неверующих (XIV:22), и потом, зачем бы при такой речи понадобился для слушателей ее истолкователь? (XIV:13). По другому взгляду (свящ. Фивейский), выражение роды языков имеет значение гимнологическое. Слово род есть музыкально-гимнологический технический термин, равно как и слово язык в В. и Н. Завете имело гимнологическое значение и употребление. Таким образом Ап. указывает здесь на способность воспевать хвалы Богу в самых разнообразных тонах и формах… С таким взглядом едва ли можно согласиться опять в силу того соображения, что он не объясняет, почему дар языков был знамением для неверующих и почему гимны, псалмы и прочие музыкальные произведения, если таковые здесь разумеются, получили это странное название языков (γλωσσων). Из всего сказанного видно, что ни одно из существующих объяснений рассматриваемого дара не имеет убедительности [Некоторые пояснения об этом даре — см. примечание в конце ХІІ-й главы]. Точно также нельзя с большею или меньшею вероятностью сказать, что такое был дар истолкования языков (ερμηνεία γλεσσων). Несомненно только, что истолкователь, благодаря воздействию Духа Св., мог проникать в тайны, о коих говорил обладавший даром языков, и передавать содержание его речи слушателям. — Что касается того вопроса, под какие классы можно подвести все упомянутые в 8−10 стихах девять духовных дарований, то и этот вопрос разрешить едва ли возможно. Все попытки толкователей, сделанные в этом направлении, не дают удовлетворительного объяснения. Замечается только, что сходные дары у Апостола поставлены рядом, а именно: 1) слово мудрости и слово знания; 2) вера, дары исцелений, чудотворения; 3) пророчество, различение духов; 4) разные языки, истолкование языков.

См. также Толкование на 1Кор 12:4


Открыть окно