Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 11 глава 33 стих)

ωστε (#6063) постольку, так. Это вывод из предыдущего обсуждения, συνερχομενοι praes. med. (dep.) part, от συνερχομαι (#5302) сходиться вместе. Temp, или cond. part, φαγειν aor. act. inf. от εσθιω (#2266) есть. Артикулированный inf. с εις (#1650) выражает цель, εκδεχεσθε praes. imper. med. (dep.) от εκδεχομαι (#1683) ждать, поджидать своей очереди (RWP). Имеется в виду, что пища должна раздаваться так, чтобы все могли есть вместе (Barrett). Praes. imper. призывает к привычному действию.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 11 глава 33 стих)

11:17−34 В ранних церквах вечери любви обычно протекали в духе Вечери Господней. Мирская, плотская церковь в Коринфе превратила эти святые трапезы в разгул с чревоугодием и пьянством (ст. 17; ср. 2Пет 2:13). Более того, состоятельные верующие приносили для себя дорогие блюда и напитки и не делились с более бедными братьями, которые уходили домой голодными (ст. 21).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 11 глава 33 стих)

11:33 Собираясь на праздник любви, или агапе, они должны ждать друг друга, а не действовать эгоистично, не обращая внимания на других. «Ждите друг друга» противопоставляется стиху 21: «...всякий поспешает прежде других есть свою пищу».


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 11 глава 33 стих)

Стихи 23−34. Чтобы исправить эти грубые искажения и нарушения, апостол Павел объясняет, как была установлена святая заповедь.

I. Он говорит нам, как он сам получил по знание о ней. Он не был среди апостолов, когда эта заповедь впервые вводилась, но он от Самого Господа принял то, что и им передал... (ст. 23), то есть получил откровение от Самого Господа по этому вопросу, и то, что получил, передает другим, нисколько не искажая истины, ничего не добавляя и ничего не упуская.

II. Он дает нам описание того, как должна совершаться эта заповедь, самое подробное из всех, какие мы имеем в каком-либо другом месте Священного Писания. Он говорит, что:

1. Учредителем этого святого таинства является наш Господь Иисус Христос. Только Глава церкви имел право установить его.

2. Время установления его: ...в ту ночь, в которую предан был.., в ту же ночь, когда Он пошел на страдания, о каковых и должна напоминать эта заповедь.

3. Сущность самого таинства. Наш Спаситель взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (ст. 24−25). Рассмотрим:

Предметы, употреблявшиеся при свершении этого таинства.

[1] Видимые символы — хлеб и чаша. Первый — это хлеб, который должен съедаться. Он называется хлебом несколько раз в этом отрывке, даже и после освящения его, хотя в то же самое время о нем говорится как о Теле Господнем. Это является ясным доказательством того, что апостол не знал чудовищного и абсурдного учения папистов о превращении хлеба. Второй предмет святой трапезы — чаша. Евангелист Матфей говорит нам, что наш Господь просил Своих учеников, чтобы пили из нее все (Мф 26:27), как бы желая предостеречь тенденции папистов лишать мирян участия в чаше. И хлеб и чаша должны использоваться в этой трапезе, потому что она святая. Ни здесь и нигде в другом месте ничего не говорится о напитке, который должен быть в чаше. Правда, у одного из евангелистов ясно подразумевается, что в чаше, поданной Христом ученикам, было вино, хотя, возможно, и смешанное с водой, как было принято — иудеев.

[2] Что означали эти видимые знаки: они символизировали Тело и Кровь Христа; Его ломимое Тело и Его изливаемую Кровь, со всеми благословениями, вытекающими, как следствие, из Его жертвенной смерти: сие есть новый завет в Его Крови. Его Кровь является печатью, утверждающей все привилегии нового завета, и достойно участвующие в этом таинстве принимают ее как таковую. Они приобщаются к новому завету и ко всем благословениям его, подтверждаемым Его Кровью.

(2) Описание действий, совершаемых во время таинства, то есть того, как должны приниматься хлеб и чаша.

[1] Действия нашего Спасителя: Он взял хлеб и чашу, воздал благодарение за них, преломил хлеб и подал то и другое Своим ученикам.

[2] Действия участвующих в трапезе: взять хлеб и съесть его, принять чашу и выпить из нее, все это совершая в воспоминание о Христе. Но эти внешние акты — далеко не все, и даже не главная часть того, что должно совершаться в этой святой заповеди; каждый из них имеет свое сокровенное значение. Наш Спаситель, принесший Себя в жертву Богу и совершивший смертью Своею искупление наших грехов, передал в этой вечере Свое тело и Свою Кровь, со всеми благословениями, даруемыми Его смертью истинно верующим, Своим ученикам и продолжает это делать каждый раз, когда эта заповедь совершается истинными верующими. Эта трапеза представлена здесь как пища для души. И как всякая пища, какой бы она ни была полезной или обильной, не может напитать никого, если не будет съедена, так и участвующие в святой заповеди должны взять и съесть, то есть принять Христа и усвоить Его, Его благодать и благословения, верою претворить их в пищу для своей души. Они должны принять Его как своего Господа и как свою жизнь, предать себя Ему и жить Им. Он есть жизнь наша.., Кол 3:4.

(3) Назначение этого таинства.

[1] Его предписано совершать в воспоминание Иисуса Христа, чтобы сохранить в своей памяти Его смерть, а также помнить о Нем как нашем Ходатае, стоящем одесную Бога. Наш лучший из всех друзей и величайшее из всех благодеяний, когда либо оказанных нам, должны быть воспоминаемы в этой трапезе с самым глубоким чувством благодарности и признательности. Девизом этой заповеди и ее истинным смыслом являются слова Христа: Когда видите сие, вспомните Меня.

[2] Она предназначена также для того, чтобы возвещать смерть Христа, то есть провозглашать ее. Эта заповедь была установлена не только для того, чтобы вспомнить о Христе, о том, что Он сделал и как пострадал, но также и для того, чтобы почтить, прославить Его великое смирение и Его благодать в деле нашего искупления. Мы возвещаем, что Его смерть является нашей жизнью, источником всех наших утешений и надежд. Мы хвалимся, возвещая о Его смерти, представляем ее перед Богом как благоугодную Ему жертву и как наш выкуп. Представляем ее также перед своей собственной верой, для нашего собственного утешения и ободрения. Мы свидетельствуем этим служением и перед всем миром, что являемся учениками Христа, что уповаем только на Него в вопросе нашего спасения и примирения с Богом.

(4) Кроме всего прочего, здесь подразумевается:

[1] Что эту заповедь следует совершать часто: Всякий раз, когда вы едите хлеб сей... Наши тела регулярно требуют пищи, без регулярного питания нельзя сохранить здоровье и жизнь. И духовную пищу надлежит принимать тоже часто и регулярно. В древних церквах вечеря Господня совершалась каждое воскресение, если даже не каждый раз, когда они собирались.

[2] Что ее следует совершать постоянно, до тех пор, доколе не придет Господь, то есть пока Он не придет во второй раз, для спасения верующих в Него и для суда над миром. Господня вечеря — это не временная, а постоянная заповедь, на всю жизнь.

III. Апостол предупреждает коринфян об опасности недостойного участия в вечере Господней, осквернения ее, что имело место среди них, когда они использовали ее как повод для пиршества и распрей, для целей, совершенно противоположных тем, для которых она была предназначена; об опасности участия в ней с совершенно несоответствующим настроением ума, формального участия, когда, оставаясь в завете с грехом и смертью, они исповедуют перед всеми обновление и подтверждение своего завета с Богом.

1. Они будут виновны против Тела и Крови Господней (ст. 27), в нарушении этой святой заповеди, в пренебрежении Его Телом и Кровью. Они поступают подобно тому, кто не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен.., Евр 10:29. Оскверняя эту заповедь, они снова и снова распинают своего Спасителя. Вместо того чтобы очиститься Его Кровью, они делают себя виновными против нее.

2. Они едят и пьют осуждение себе.., ст. 29. Они раздражают Бога и навлекают на себя Его наказание. Но эти слова не должны смущать верующих, исполненных благоговения, и препятствовать им участвовать в святой заповеди. Святой Дух никогда не скажет этих слов серьезному христианину, чтобы удержать его от исполнения долга, но сатана часто пользуется ими в своих интересах и лишает добрых христиан самого большого утешения. Коринфяне приближались к трапезе Господней, как к обычному пиршеству, не рассуждая о Теле Господнем, не делая различия между трапезой Господней и обычной пищей. Более того, они вели себя во время ее более неприлично, чем на обычных празднествах, вызывая недовольство и осуждение Божие: Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Одни наказывались болезнью, другие — смертью.

Заметьте: Беспечное, неблагоговейное участие в вечере Господней навлекает наказание Божие в этой жизни. Однако, как следует из контекста, даже наказываемые таким образом, тем не менее не были лишены милости Божией, по крайней мере, многие из них: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром, ст. 32. Божие наказание является доказательством Его любви: Ибо Господь, кого любит, того наказывает (Евр 12:6), особенно, когда делает это с милостивой целью — чтобы предотвратить их окончательную погибель. Среди суда Бог помнит о милости: Он часто наказывает тех, кого нежно любит. Наказывать, с тем чтобы предотвратить гибель Своих детей, — это значит любить. Он поражает ударами совершающих беззаконие, подобное рассматриваемому здесь, но в то же время доказывает этими ударами Свое долготерпение и милосердие. Даже те, кто сильно оскорблял Его, как в данном примере, и навлекал на себя Его осуждение, тем не менее не лишались Его милости, по крайней мере, многие из них, ибо Он наказывал их, движимый отцовской любовью, наказывал их сейчас, чтобы они не погибли навсегда.

IV. Апостол указывает, каковы обязанности христианина, желающего принять участие в вечере Господней, ст. 28.

1. Общая обязанность: Да испытывает же себя человек.., то есть проверяет. Пусть он размышляет о святых целях этой заповеди, о ее сущности и пользе, какую она приносит участвующим в ней, и пусть сопоставит все это со своим отношением к ней и тем настроением, с каким он подходит к ней. И когда убедится, что совесть не осуждает его перед лицом Божиим, тогда может участвовать. Такие самопроверки необходимы, для того чтобы мы могли правильно исполнить эту святую заповедь.

Заметьте: Те, кто по немощи разумения не могут испытать себя таким образом, ни в коем случае не должны есть хлеб сей и пить из чаши Господней; также и те, которые по честном испытании себя обнаружат, что имеют все основания для обвинения себя в нераскаянности, неверии и отчуждении от жизни Божией. Кто хочет быть приглашенным на брачный пир, тот должен облачиться в брачные одежды — в праведность характера и в праведность повседневного хождения.

2. Обязанность тех, кто еще не понес наказания за недостойное участие в этой заповеди: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы, ст. 31. Если бы мы тщательно исследовали и проверяли себя, осуждали и исправляли найденные у себя ошибки, то избежали бы наказания Божиего. Самый надежный способ избежать справедливой строгости нашего Небесного Отца — это быть строгим и справедливым по отношению к самому себе и своему поведению. Мы не должны судить других, чтобы самим не быть судимыми, Мф 7:1; но мы должны судить себя, чтобы предотвратить суд и приговор Божий. Мы можем быть очень критичными в отношении себя, но очень осторожными в суждениях о других.

V. Апостол заканчивает главу предостережением против нарушений, в каковых были виновны коринфяне, ст. 33−34; он убеждает их избегать неподобающего поведения во время трапезы Господней. Если они хотят утолить свой голод, с удовольствием поесть, то пусть делают это у себя дома и не превращают святую трапезу в обычный пир. И, тем более, они не должны спешить съедать свою пищу, прежде чем не получат свою долю те, кто ничего не может принести с собой, чтобы не подвергнуться осуждению.

Заметьте, наши священные обязанности могут оказаться предметом осуждения по той причине, что мы неправильно исполняем их. Можно соблюдать день воскресный, посещать собрания и слушать проповеди, участвовать в заповеди Господней, и при этом только увеличивать свою вину и утяжелять осуждение. Печальная, но серьезная истина! О, будем остерегаться приходить на поклонение Богу для того, чтобы раздражать Его и навлекать на себя возмездие Его! Со святыми вещами следует и обращаться свято, иначе они оскверняются. Чего еще недоставало в этом вопросе, он обещает устроить, когда придет к ним.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 11 глава 33 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 33−34 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду

«Посему,… собираясь на вечерю, друг друга ждите» (1Кор11:33). Когда чувство опасения было еще живо и страшная мысль о геенне еще не прошла, тогда он опять предлагает наставление касательно бедных, по поводу которого он сказал все предыдущее, и внушает, что не исполняющие этого недостойны причащения. Если же не уделяющие от своего имущества отлучаются от трапезы Господней, то тем более похищающие. Не сказал: сходясь уделяйте бедным, но возвышеннее: «друг друга ждите». Такими словами он и внушал прикровенно попечение о бедных, и предлагал увещание в соответственном виде. Далее он пристыжает их:

«А если, — говорит, — кто голоден, пусть ест дома» (1Кор11:34). Давая такое позволение, он запрещает еще сильнее, нежели прямым запрещением; он именно удаляет из церкви, посылает домой и таким образом сильно трогает, представляя их рабами чрева и невоздержными. Не сказал: если кто пренебрегает бедных, но: «если кто голоден», рассуждая как бы с нетерпеливыми детьми, или с бессловесными животными, служащими чреву. Подлинно было бы весьма смешно, если бы они, побуждаясь голодом, стали есть дома. Не довольствуясь этим, он присовокупляет более страшную мысль: «чтобы собираться вам, — говорит, — не на осуждение», — чтобы собираться вам не на осуждение, не навлекать на себя наказания, оскорбляя церковь, посрамляя брата; вы собираетесь для того, чтобы показать любовь друг к другу, получить пользу и принести пользу; если же бывает противное, то лучше вам насыщаться дома. Говорит это для того, чтобы более привлечь их; для того он указал и на вред, отсюда происходящий, и доказал, что это немаловажный грех, и внушил страх со всех сторон, — со стороны таин, больных, умирающих и прочего вышесказанного. Затем он опять внушает страх иным образом: «Прочее, — говорит, — устрою, когда приду», разумея здесь или что-нибудь другое, или то же самое. Так как, вероятно, они приводили какие-нибудь другие причины и невозможно было устроить всего посредством послания, то он и говорит: пока пусть соблюдается так, как я научил; если же вы имеете сказать еще что-нибудь, то пусть останется до моего прихода. Говорит это, как я сказал, или о том же самом деле, или о каких-нибудь других делах не очень важных; поступает же так для того, чтобы тем самым сделать их более внимательными.

Ожидая его прибытия, они могли исправить свои недостатки, потому что прибытие Павла было не маловажное дело, как он сам показывает, когда говорит: «как я не иду к вам, то некоторые возгордились» (1Кор4:18); и в другом месте: «не только в присутствии моем, но гораздо более… во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп 2:12). И не просто обещается придти, чтобы они не сомневались и не предались беспечности, но представляет и причину, делающую необходимым его прибытие: «прочее, — говорит, — устрою, когда приду», внушая, что, если бы даже он и не располагал (идти к ним), необходимость исправления прочих дел влечет его туда.

Источник: Гомилия 28 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Темже, братие моя, сходящеся ясти, друг друга ждите

Хотя здесь говорится только, чтоб ждали других, то есть не спешили есть и никого тем не упреждали, но вместе с тем внушается, и чтоб не одни ели, а делились со всеми. «Опять предлагает наставление касательно бедных, по поводу которого он сказал все предыдущее, и внушает, что не исполняющие этого недостойны причащения. Не сказал: сходясь уделяйте бедным, но возвышеннее: друг друга ждите. Ибо такими словами он и внушал прикровенно попечение о бедных, и предлагал увещание в сообразном с делом виде» (святой Златоуст). «Словом: ждите показал, что принесенное в собрание есть общее достояние, и вкушать его должно со всеми вместе» (Феофилакт).

«Если не сделаете так, то покажете, что недостойно причастились Тела и Крови Господних, став повинными в убиении Тела Его и в пролитии Крови Его; и за это должны ждать себе неотложно суда, а за судом болезней, страданий и смерти» (Фотий у Экумения).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите

Итак, братья, когда сходитесь, друг друга дожидайтесь.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Посему, братия мои, собираясь, на вечерю, друг друга ждите

Опять возвратился к слову о бедных, после того как упомянул о наказаниях и смерти. И не сказал: друг другу уделяйте, но: ждите, — дабы показать, что приносимое туда общее, и должно ожидать общего собрания.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Ст. 33−34 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду

Ожидать друг друга наставляет апостол, чтобы приношение всех сразу совершалось и для всех была служба. А если кто нетерпелив, тому дома земным хлебом насыщаться. Чтобы собираться вам не на осуждение. То есть, чтобы вы не совершали таинство предосудительным образом и в соблазне.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 33−34 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду

В заключение Ап. дает предписание христианам — не начинать вечери любви до тех пор, как все не соберутся, так чтобы кушанья могли быть разделены между всеми поровну. Ведь цель вечери любви вовсе не насыщение, а именно общение в еде. Не на осуждение — см. ст. 30-й. — Прочее. Здесь разумеются некоторые вопросы, связанные с совершением таинства Евхаристии, напр., вопрос о том, как часто совершать Евхаристию, в какие часы дня и т. д. [Новейшие толкователи стараются вывести обычай совершать вечери любви из обычая греческих городских цехов устраивать общие пирушки. Но эти пирушки устраивались на деньги, взятые из цеховой кассы, тогда как агапы — из кушаньев, приносимых каждым верующим. — Точно также фантастична попытка Bousset объяснить происхождение таинства Евхаристии из греческих религиозных мистерий. У нас есть вполне достоверная история происхождения этого таинства — это 1-е послание Ап. Павла к Коринфянам и Евангелия. Не для чего искать каких либо других объяснений происхождения этого таинства после того, что мы узнали из этих вполне авторитетных источников…].

См. также Толкование на 1Кор 11:17


Открыть окно