Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 11 глава 28 стих)

δοκιμαζετω praes. imper. act. 3 pers. sing, от δοκιμαζω (#1507) исследовать, одобрять после рассмотрения (TDNT; TLNT). Praes. imper. призывает к повторяющемуся действию, ανθρωπος (#476) человек, лицо. Используется в неопределенном и в то же время обобщенном значении, "некто", "любой" (BAGD). εσθιετω praes. imper. act. 3pers. sing., см. ст. 26. πινετω praes. imper. act. 3 pers. sing, от πινω (#4403) пить.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 11 глава 28 стих)

11:17−34 В ранних церквах вечери любви обычно протекали в духе Вечери Господней. Мирская, плотская церковь в Коринфе превратила эти святые трапезы в разгул с чревоугодием и пьянством (ст. 17; ср. 2Пет 2:13). Более того, состоятельные верующие приносили для себя дорогие блюда и напитки и не делились с более бедными братьями, которые уходили домой голодными (ст. 21).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 11 глава 28 стих)

11:28 Мы должны приходить на Вечерю Господню, пройдя через свой собственный суд. Нужно исповедать свой грех и отказаться от него; нужно возместить убытки и восстановить разрушенное; нужно попросить прощения у тех, кого мы обидели. В общем, мы должны убедиться, что наша душа в должном состоянии.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 11 глава 28 стих)

Стихи 23−34. Чтобы исправить эти грубые искажения и нарушения, апостол Павел объясняет, как была установлена святая заповедь.

I. Он говорит нам, как он сам получил по знание о ней. Он не был среди апостолов, когда эта заповедь впервые вводилась, но он от Самого Господа принял то, что и им передал... (ст. 23), то есть получил откровение от Самого Господа по этому вопросу, и то, что получил, передает другим, нисколько не искажая истины, ничего не добавляя и ничего не упуская.

II. Он дает нам описание того, как должна совершаться эта заповедь, самое подробное из всех, какие мы имеем в каком-либо другом месте Священного Писания. Он говорит, что:

1. Учредителем этого святого таинства является наш Господь Иисус Христос. Только Глава церкви имел право установить его.

2. Время установления его: ...в ту ночь, в которую предан был.., в ту же ночь, когда Он пошел на страдания, о каковых и должна напоминать эта заповедь.

3. Сущность самого таинства. Наш Спаситель взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (ст. 24−25). Рассмотрим:

Предметы, употреблявшиеся при свершении этого таинства.

[1] Видимые символы — хлеб и чаша. Первый — это хлеб, который должен съедаться. Он называется хлебом несколько раз в этом отрывке, даже и после освящения его, хотя в то же самое время о нем говорится как о Теле Господнем. Это является ясным доказательством того, что апостол не знал чудовищного и абсурдного учения папистов о превращении хлеба. Второй предмет святой трапезы — чаша. Евангелист Матфей говорит нам, что наш Господь просил Своих учеников, чтобы пили из нее все (Мф 26:27), как бы желая предостеречь тенденции папистов лишать мирян участия в чаше. И хлеб и чаша должны использоваться в этой трапезе, потому что она святая. Ни здесь и нигде в другом месте ничего не говорится о напитке, который должен быть в чаше. Правда, у одного из евангелистов ясно подразумевается, что в чаше, поданной Христом ученикам, было вино, хотя, возможно, и смешанное с водой, как было принято — иудеев.

[2] Что означали эти видимые знаки: они символизировали Тело и Кровь Христа; Его ломимое Тело и Его изливаемую Кровь, со всеми благословениями, вытекающими, как следствие, из Его жертвенной смерти: сие есть новый завет в Его Крови. Его Кровь является печатью, утверждающей все привилегии нового завета, и достойно участвующие в этом таинстве принимают ее как таковую. Они приобщаются к новому завету и ко всем благословениям его, подтверждаемым Его Кровью.

(2) Описание действий, совершаемых во время таинства, то есть того, как должны приниматься хлеб и чаша.

[1] Действия нашего Спасителя: Он взял хлеб и чашу, воздал благодарение за них, преломил хлеб и подал то и другое Своим ученикам.

[2] Действия участвующих в трапезе: взять хлеб и съесть его, принять чашу и выпить из нее, все это совершая в воспоминание о Христе. Но эти внешние акты — далеко не все, и даже не главная часть того, что должно совершаться в этой святой заповеди; каждый из них имеет свое сокровенное значение. Наш Спаситель, принесший Себя в жертву Богу и совершивший смертью Своею искупление наших грехов, передал в этой вечере Свое тело и Свою Кровь, со всеми благословениями, даруемыми Его смертью истинно верующим, Своим ученикам и продолжает это делать каждый раз, когда эта заповедь совершается истинными верующими. Эта трапеза представлена здесь как пища для души. И как всякая пища, какой бы она ни была полезной или обильной, не может напитать никого, если не будет съедена, так и участвующие в святой заповеди должны взять и съесть, то есть принять Христа и усвоить Его, Его благодать и благословения, верою претворить их в пищу для своей души. Они должны принять Его как своего Господа и как свою жизнь, предать себя Ему и жить Им. Он есть жизнь наша.., Кол 3:4.

(3) Назначение этого таинства.

[1] Его предписано совершать в воспоминание Иисуса Христа, чтобы сохранить в своей памяти Его смерть, а также помнить о Нем как нашем Ходатае, стоящем одесную Бога. Наш лучший из всех друзей и величайшее из всех благодеяний, когда либо оказанных нам, должны быть воспоминаемы в этой трапезе с самым глубоким чувством благодарности и признательности. Девизом этой заповеди и ее истинным смыслом являются слова Христа: Когда видите сие, вспомните Меня.

[2] Она предназначена также для того, чтобы возвещать смерть Христа, то есть провозглашать ее. Эта заповедь была установлена не только для того, чтобы вспомнить о Христе, о том, что Он сделал и как пострадал, но также и для того, чтобы почтить, прославить Его великое смирение и Его благодать в деле нашего искупления. Мы возвещаем, что Его смерть является нашей жизнью, источником всех наших утешений и надежд. Мы хвалимся, возвещая о Его смерти, представляем ее перед Богом как благоугодную Ему жертву и как наш выкуп. Представляем ее также перед своей собственной верой, для нашего собственного утешения и ободрения. Мы свидетельствуем этим служением и перед всем миром, что являемся учениками Христа, что уповаем только на Него в вопросе нашего спасения и примирения с Богом.

(4) Кроме всего прочего, здесь подразумевается:

[1] Что эту заповедь следует совершать часто: Всякий раз, когда вы едите хлеб сей... Наши тела регулярно требуют пищи, без регулярного питания нельзя сохранить здоровье и жизнь. И духовную пищу надлежит принимать тоже часто и регулярно. В древних церквах вечеря Господня совершалась каждое воскресение, если даже не каждый раз, когда они собирались.

[2] Что ее следует совершать постоянно, до тех пор, доколе не придет Господь, то есть пока Он не придет во второй раз, для спасения верующих в Него и для суда над миром. Господня вечеря — это не временная, а постоянная заповедь, на всю жизнь.

III. Апостол предупреждает коринфян об опасности недостойного участия в вечере Господней, осквернения ее, что имело место среди них, когда они использовали ее как повод для пиршества и распрей, для целей, совершенно противоположных тем, для которых она была предназначена; об опасности участия в ней с совершенно несоответствующим настроением ума, формального участия, когда, оставаясь в завете с грехом и смертью, они исповедуют перед всеми обновление и подтверждение своего завета с Богом.

1. Они будут виновны против Тела и Крови Господней (ст. 27), в нарушении этой святой заповеди, в пренебрежении Его Телом и Кровью. Они поступают подобно тому, кто не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен.., Евр 10:29. Оскверняя эту заповедь, они снова и снова распинают своего Спасителя. Вместо того чтобы очиститься Его Кровью, они делают себя виновными против нее.

2. Они едят и пьют осуждение себе.., ст. 29. Они раздражают Бога и навлекают на себя Его наказание. Но эти слова не должны смущать верующих, исполненных благоговения, и препятствовать им участвовать в святой заповеди. Святой Дух никогда не скажет этих слов серьезному христианину, чтобы удержать его от исполнения долга, но сатана часто пользуется ими в своих интересах и лишает добрых христиан самого большого утешения. Коринфяне приближались к трапезе Господней, как к обычному пиршеству, не рассуждая о Теле Господнем, не делая различия между трапезой Господней и обычной пищей. Более того, они вели себя во время ее более неприлично, чем на обычных празднествах, вызывая недовольство и осуждение Божие: Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Одни наказывались болезнью, другие — смертью.

Заметьте: Беспечное, неблагоговейное участие в вечере Господней навлекает наказание Божие в этой жизни. Однако, как следует из контекста, даже наказываемые таким образом, тем не менее не были лишены милости Божией, по крайней мере, многие из них: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром, ст. 32. Божие наказание является доказательством Его любви: Ибо Господь, кого любит, того наказывает (Евр 12:6), особенно, когда делает это с милостивой целью — чтобы предотвратить их окончательную погибель. Среди суда Бог помнит о милости: Он часто наказывает тех, кого нежно любит. Наказывать, с тем чтобы предотвратить гибель Своих детей, — это значит любить. Он поражает ударами совершающих беззаконие, подобное рассматриваемому здесь, но в то же время доказывает этими ударами Свое долготерпение и милосердие. Даже те, кто сильно оскорблял Его, как в данном примере, и навлекал на себя Его осуждение, тем не менее не лишались Его милости, по крайней мере, многие из них, ибо Он наказывал их, движимый отцовской любовью, наказывал их сейчас, чтобы они не погибли навсегда.

IV. Апостол указывает, каковы обязанности христианина, желающего принять участие в вечере Господней, ст. 28.

1. Общая обязанность: Да испытывает же себя человек.., то есть проверяет. Пусть он размышляет о святых целях этой заповеди, о ее сущности и пользе, какую она приносит участвующим в ней, и пусть сопоставит все это со своим отношением к ней и тем настроением, с каким он подходит к ней. И когда убедится, что совесть не осуждает его перед лицом Божиим, тогда может участвовать. Такие самопроверки необходимы, для того чтобы мы могли правильно исполнить эту святую заповедь.

Заметьте: Те, кто по немощи разумения не могут испытать себя таким образом, ни в коем случае не должны есть хлеб сей и пить из чаши Господней; также и те, которые по честном испытании себя обнаружат, что имеют все основания для обвинения себя в нераскаянности, неверии и отчуждении от жизни Божией. Кто хочет быть приглашенным на брачный пир, тот должен облачиться в брачные одежды — в праведность характера и в праведность повседневного хождения.

2. Обязанность тех, кто еще не понес наказания за недостойное участие в этой заповеди: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы, ст. 31. Если бы мы тщательно исследовали и проверяли себя, осуждали и исправляли найденные у себя ошибки, то избежали бы наказания Божиего. Самый надежный способ избежать справедливой строгости нашего Небесного Отца — это быть строгим и справедливым по отношению к самому себе и своему поведению. Мы не должны судить других, чтобы самим не быть судимыми, Мф 7:1; но мы должны судить себя, чтобы предотвратить суд и приговор Божий. Мы можем быть очень критичными в отношении себя, но очень осторожными в суждениях о других.

V. Апостол заканчивает главу предостережением против нарушений, в каковых были виновны коринфяне, ст. 33−34; он убеждает их избегать неподобающего поведения во время трапезы Господней. Если они хотят утолить свой голод, с удовольствием поесть, то пусть делают это у себя дома и не превращают святую трапезу в обычный пир. И, тем более, они не должны спешить съедать свою пищу, прежде чем не получат свою долю те, кто ничего не может принести с собой, чтобы не подвергнуться осуждению.

Заметьте, наши священные обязанности могут оказаться предметом осуждения по той причине, что мы неправильно исполняем их. Можно соблюдать день воскресный, посещать собрания и слушать проповеди, участвовать в заповеди Господней, и при этом только увеличивать свою вину и утяжелять осуждение. Печальная, но серьезная истина! О, будем остерегаться приходить на поклонение Богу для того, чтобы раздражать Его и навлекать на себя возмездие Его! Со святыми вещами следует и обращаться свято, иначе они оскверняются. Чего еще недоставало в этом вопросе, он обещает устроить, когда придет к ним.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 11 глава 28 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей

Для чего сказаны эти слова, тогда как речь была о другом предмете? Павел обыкновенно, как я прежде говорил, рассуждает не только о том, что составляет главный предмет речи, но если речь коснется и другого, то излагает и его с великим тщанием, особенно когда дело идет о предметах, весьма необходимых и настоятельных. Так, когда он беседовал о супругах и в речи коснулся рабов, то изложил и этот предмет весьма сильно и подробно; когда говорил о том, что не должно судиться в судилищах, и коснулся в своем наставлении любостяжания, то сказал многое и об этом предмете; то же он делает и здесь. Упомянув о таинствах, он нашел необходимым изложить подробнее этот предмет, как не маловажный; потому в беседе об нем внушает великий страх и доказывает, что главное благо в том, чтобы приступать к ним с чистой совестью«. Не довольствуясь сказанным прежде, он присовокупляет еще следующее: «да испытывает себя человек»; это же он говорит и во втором послании: «испытывайте» (2Кор13:5), а не так, как поступаем мы, сообразуясь более с временем, нежели с душевным расположением. Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но чтобы в праздники и тогда, когда приступают все.

Не так повелевает Павел; он знает одно только время для приступания к тайнам и причащения, — когда чиста совесть. Если мы не приступаем к чувственной трапезе, страдая горячкой и приливом дурных соков, чтобы не подвергнуться смерти, то тем более нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки. Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные, так и любостяжание, гнев, злопамятность и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего этого и тогда уже касаться этой чистой жертвы, а не с небрежением и леностью как бы по принуждению приступать ради того, что случился праздник, с другой же стороны, когда есть сокрушение и готовность, не откладывать потому, что нет праздника. Праздник есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни; если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать и всегда приступать. Потому (апостол) и говорит: «да испытывает себя каждый, и таким образом пусть»; повелевает испытывать не одному другого, но самому себя, устраивая судилище без гласности и обличение без свидетелей.

Источник: Гомилия 28 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет

Искушать себя значит испытать и внимательно исследовать, достоин ли святого причастия. Но как тут говорится: и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет, то этим вместе указывается, что коль скоро найдешь что препятствующее причащению, устранить то и исправить. Искушение здесь значит достойное приготовление. В чем оно? — В очищении совести. Принеси покаяние во грехах, и положи твердое намерение вперед не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель, и ты достойно готов к причастию. Святой Златоуст говорит: «Главное благо в том, чтобы приступать к Тайнам с чистой совестию. Не довольствуясь сказанным прежде, он присовокупляет еще следующее: да искушает себе человек, как он говорит и во втором послании: себе искушайте (2Кор 13:5), а не так, как поступаем теперь мы, сообразуясь более со временем, нежели с душевным расположением. Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но лишь бы приступить, когда приступают все. Не так повелевает Павел; он знает одно только время для приступания к Тайнам и причащению, когда чиста совесть. Если мы не приступаем к чувственной трапезе, страдая горячкою и приливом дурных соков, дабы не подвергнуться смерти, то тем более нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки. Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные, так и душевные — любостяжание, гнев, злопамятность, и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего такого, и тогда касаться этой чистой жертвы. Посему Апостол и говорит: да искушает себе каждый, и тако да приступает; повелевает испытывать не одному другого, но самому себя, устрояя судилище без гласности и обличение без свидетелей».

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Анастасий Синаит (~640−701)

Ст. 28−29 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем

[Прежде всего следует помнить, что] нам нельзя приступать к Божественным и Пречистым Тайнам без подготовки и недостойно, как то увещевает блаженный Павел, говоря: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».

Если мы претыкаемся в малом, человеческом и легкопрощаемом, уловленные [врагом] посредством языка, слуха и очей или преткнувшиеся вследствие [собственного] тщеславия, удручения и раздражения, до [затем], подвергнув себя порицанию и исповедавшись перед Богом, мы можем, тем не менее, причащаться Святых Таин, веруя, что это причастие происходит во очищение такого рода прегрешений.

Однако если мы совершаем тяжкие грехи — блудные, плотские и нечистые или лелеем памятозлобие на ближнего, то мы не должны ни в коем случае приближаться к Святым Тайнам до тех пор, пока не принесем достойным образом покаяния.

Поскольку же мы, люди, будучи плотскими и немощными, смешиваемся со многими грехами, не соблюдая себя от [заражения] прегрешениями, то Бог даровал нам множество [видов] жертв для отпущения этих прегрешений; если мы принесем их Ему, то предварительно нам [следует] очистить себя для того, чтобы приступить к Божественным Тайнам Ибо и милостыня есть жертва, очищающая грехи: «Милостынями и верами очищаются греси» (Притч 16:6). И еще Писание гласит: «Милостыня мужа прощает ему великие грехи».

Есть еще и иная жертва для отпущения [наших] грехов. Ведь пророк Давид говорит: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс 50:19). Поэтому если мы приносим таковые жертвы, то, даже имея [обычные] человеческие ошибки, сможем, со страхом, трепетом, сокрушением и исповеданием [грехов], приступить к Святым Тайнам, подобно тому как приступила ко Христу кровоточивая, плача и трепеща вследствие [своей] нечистоты кровотечения (см. Мф 9:20).

Подобно тому как Иуда после принятия куска [хлеба] от Господа был покинут [Богом] и попал под власть сатаны (см. Ин 13:27) так и те, которые испытывают Господа и недостойно приступают к приобщению Ему, после принятия [Евхаристийного] хлеба также оставляются [Богом], но не для того, чтобы попасть под власть сатаны наподобие Иуды, но чтобы, будучи милостиво воспитуемыми, они не были бы судимы и осуждены вместе с Иудой.

А на тех, которые приступают [к Причастию] достойно, упокоевается Дух Господень и обитает в них; они же радуются в Нем, как написано: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6:56).

Поэтому, как я считаю, полезно для пребывающих в прегрешениях и предвидящих скорый Суд [Божий над собою] воздерживаться от Причастия и извлекать пользу из воспитания, чтобы, если они будут приступать [к Причастию] с пренебрежением, не обрести более резкого вразумления и чтобы им научиться не пренебрегать Священными Писаниями, но усвоить [уроки] терпения. Апостол Павел правильно наставляет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».

Те же, которые в совести своей не замечают ничего дурного, пусть приобщаются непрерывно и беспрепятственно, чтобы благодать, приумножавшаяся в них, готовила бы [их стать] более способными к [принятию] плода Правды.

Если же, будучи недостойными, взыскуют Причастия не по каким-либо [корыстным] человеческим соображениям, но ради того, чтобы обрести [духовную] пользу, то нам не следует поносить их, избравших [таковую] пользу; не следует нам, словно ненавидящим их, удерживать от этого намерения, но надо иметь в виду только их собственную пользу. Пусть они отвращаются «от злых дел» их (Деян 3:26) и не ходят путями их, но явят «достойный плод покаяния» (Мф 3:8), чтобы, став испытанными, удостоились бы они Причастия.

Источник: Вопросы и ответы.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей

Когда у Павла в какое-нибудь предложение по необходимости входит другое, он обыкновенно исследует и последнее. Так и теперь. Предшествовала речь о трапезах Но поскольку он завел речь о Тайнах, то занимается ею, как самым необходимым, и указывает высочайшее благо в том, чтобы приступать с чистой совестью, и говорит: я не поставляю судьей над тобой другого, но тебя самого. Итак, оправдайся пред своей совестью, и таким образом приступай, не тогда, когда будут праздники, но когда найдешь себя чистым и достойным.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей

С преданной душой и страхом Божиим учит апостол Павел подходить к причастию. Дабы знал ум о должном почтении к Тому, к Телу Кого пришел вкушать.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 28−29 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем

В виду такой тяжкой ответственности, христианин должен выяснить самому себе, как он мыслит о Христе и есть ли в его сердце достаточно благодарности и благоговения к общему Спасителю всех людей. Только с такими чувствами и можно идти на вечерю любви — иначе там легко впасть в грех. — Ест и пьет осуждение себе. Осуждение (κρι̃μα) — это какое либо наказание, возлагаемое Богом. Хотя это наказание не есть само по себе вечное осуждение, но в случае упорной нераскаянности человека, оно может повести к окончательному осуждению его (ср. ст. 32-й). — Не рассуждая о Теле Господнем, т. е. не различая, не разбирая, что за обыкновенным хлебом, за обычною материальною пищею скрывается истинное тело Христово: человеку, вкушающему св. Евхаристию, только кажется, что она есть хлеб, на самом же деле он вкушает тело Христово.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Кор 11:17


Открыть окно