Заметьте:
I. Каким образом он начинает свое порицание: «Но, предлагая сие, не хвалю вас, ст. 17. Я не могу похвалить вас, но вынужден вас укорить и осудить». Уже с самого начала главы было ясно, что Павлу хотелось, ему было приятно хвалить их, насколько он мог. Но такие беспорядки, и в таком святом установлении, какие имели место среди коринфян, требовали сурового осуждения. Они совершенно извратили заповедь Господа во вред себе. Она была установлена, для того чтобы делать их лучшими, чтобы содействовать их духовному благополучию, но, в действительности, она делала их худшими. Они собирались вместе не на лучшее, а на худшее.
Заметьте: Если установления Христовы не делают нас лучше, то вполне возможно, что они сделают нас хуже; если они не приносят блага нашим душам, то могут причинить им вред; если они не смягчают и не исправляют сердца, то ожесточают его.
II. В своем порицании Павел отмечает более чем одно нарушение.
1. Он говорит, что когда они собираются вместе, между ними происходят разделения. Вместо того чтобы единодушно принимать участие в заповеди, они пускаются в споры друг с другом.
Заметьте: Разномыслия могут быть даже там, где нет разделения в общении. Люди могут собираться вместе в одной и той же церкви, участвовать в одной трапезе Господней, и в то же время находиться в состоянии разделения друг с другом. Разделения возникают из-за недостатка любви, отчуждения, особенно, когда это отчуждение перерастает в споры, вражду и разногласия. Христиане могут собираться отдельно и, в то же время, быть милосердными друг к другу; или они могут сохранять внешнее общение и не иметь взаимного милосердия. Последнее является худшим разделением, чем первое. Апостол слышал молву об их разделениях и говорит, что имеет все основания верить ей. Ибо, добавляет он, должны быть и разномыслия (англ. ереси. — Прим. переводчика) между вами; не только споры, но и распри, и даже такие извращенные понятия, которые подрывают основы христианства и здравого учения.
Заметьте: Нет ничего удивительного в том, что христианская любовь в церкви разрушается, когда в ней появляются соблазны, приводящие к кораблекрушению веры и осквернению доброй совести. Надобно прийти соблазнам. По необходимости должны быть и люди, виновные в них, и Бог допускает их, для того чтобы могли быть выявлены искусные души (англ. испытанные. — Прим. переводчика) и могла быть обнаружена их преданность истине и пути Божиему, несмотря на все искушения со стороны совратителей. Мудрость Божия может использовать нечестие и ошибки одних, для того чтобы подчеркнуть благочестие и непорочность других.
2. Павел осуждает коринфян не только за их беспорядки и разделения, но и за скандальные проступки: Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так-что иной бывает голоден, а иной упивается, ст. 21. Язычники обычно много пили на своих празднествах, связанных с жертвоприношениями. Богатые коринфяне, вероятно, позволяли себе подобное во время вечери Господней, или вечери любви, сопровождавшей ее. Они не хотели ждать друг друга, богатые унижали бедных, съедая принесенную с собой еду и не делясь ею с бедными. В результате одним нехватало, а другие имели более чем достаточно. Таким образом святая заповедь крайне осквернялась, и Божие установление искажалось. То, что должно было питать их души, превращалось в средство удовлетворения похотей и вожделений. То, что должно было связывать их узами взаимной любви, становилось поводом к разделениям и беспорядкам. Бедные лишались положенной им пищи, а богатые превращали вечерю любви в обычную пирушку. Это были позорные нарушения.
III. Апостол полностью возлагает на них ответственность за такое поведение во время вечери.
1. Оно совершенно извращало значение этого установления и уничтожало пользу от него: ...это не значит вкушать вечерю Господню, ст. 20. Они могли с таким же успехом вовсе не приходить на вечерю Господню. Вкушать внешние символы тела Христова не означает вкушать само тело.
Заметьте: Беспечное и неправильное участие в вечере Господней не имеет никакого смысла, вовсе не является вкушением ее, оно лишь увеличивает нашу вину. Так вкушали коринфяне, и это было полным противоречием целям святой заповеди.
2. Таким поведением они выражали пренебрежение к церкви, ст. 22. Если они хотят пировать, то могут делать это в своем собственном доме, а не приходить на вечерю Господню, с тем чтобы заниматься интригами и спорами, лишать бедных их доли в пище; это было таким извращением святой заповеди и таким унижением бедных членов церкви, что они заслуживали самого сурового порицания.
Заметьте: Обычные трапезы могут проводиться обычным образом, а святые трапезы должны совершаться свято.
Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю
Показав нечестие дела, далее он применяет укоризну и говорит с великим гневом: «разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» (1Кор11:22). Видишь ли, как от бедных он переносит оскорбление на церковь, чтобы усилить речь свою? Вот и четвертая вина, состоящая в том, что они оскорбляют не только бедных, но и церковь. Как Господскую вечерю (говорит), так и самое место ты присвояешь себе, пользуясь церковью, как бы своим домом. Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово: собрание. «И унижаете неимущих». Не сказал: оставляете голодными неимущих, но с большей укоризной: унижаете, показывая, что он не столько заботится о пище, сколько об оскорблении, причиняемом им (бедным). Вот и пятая вина — в том, что они не только презирают алчущих, но и унижают их. Этими словами он с одной стороны похваляет бедных, выражая, что они не столько беспокоятся о желудке, сколько о бесчестии, а с другой — располагает слушателя к милосердию. Показав столько преступного (в их поведении), — унижение вечери, унижение церкви, оскорбление бедных, — он вдруг смягчает силу обличения и говорит: «похвалить ли вас? За это не похвалю». Это особенно и достойно удивления, что, показав столько преступлений, когда следовало бы сильнее выразить гнев свой, он поступает совершенно иначе, смягчает речь и дает им облегчение. Почему же так? Он уже сильно тронул их, доказав важность их вины, и, как превосходный врач, наносит удар соответственный ранам: требующие глубокого разреза не рассекает только на поверхности, — ты слышал, как он отсек от них кровосмесника, — а к требующим более легкого врачевания не прилагает железа; потому и здесь говорит с ними кротко. С другой стороны он преимущественно старался сделать их кроткими к бедным; потому более и сам беседует с ними кротко.
Источник: Гомилия 27 на 1-е послание к Коринфянам
Ты думаешь, говорит, что оскорбляешь только брата; но это оскорбление распространяется и на место, потому что ты пренебрегаешь целой церковью. Церковью называется оно потому, что принимает всех вообще. Для чего же суетность дома твоего ты вносишь в церковь? Если ты презираешь брата, то постыдись места, потому что и церковь оскорбляется этим. И не сказал: лишаете неимущих, или: не жалеете неимущих, но что? Унижаете неимущих, — выразил невоздержание их самым сильным образом. Бедного, говорит, не столько озабочивает пища, сколько оскорбление. Посмотри, как кротко он оправдывает бедного и как сильно укоряет богатых. Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. Что это значит? После объяснения гнусности поступка, следует легкая укоризна; и весьма справедливо, — чтобы они не сделались более бесстыдными. Прежде, чем показать гнусность поступка, он высказал решительный приговор: не похвалю; а когда обстоятельно доказал, что они виновны во многих прегрешениях, он употребил легкую укоризну, предоставляя самим высказанным доводам и объяснениям произвести сильнейшее обличение.
Источник: Беседа на слова апостола: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами.
Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити? Или о церкви Божией нерадите, и срамляете не имущия? Что вам реку, похвалю ли вы о сем? Не похвалю
«Если любите роскошествовать, то в домах это делайте. А здесь — это оскорбление и явное поругание Церкви. Не самое ли неуместное дело, внутри храма Божия, в присутствии Владыки, Который предложил нам общую трапезу, вам роскошествовать, а нуждающимся алкать и быть в стыде по причине бедности?» (Феодорит). «Видишь ли, как от бедных он переносит оскорбление на Церковь, дабы усилить речь свою? — Вот и четвертая вина, состоящая в том, что они оскорбляют не только бедных, но и Церковь. Как Господскую вечерю, говорит, так и самое место вы присвояете себе, пользуясь церковию, как бы своим домом. Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово: собрание.— И срамляете неимущия. Не сказал: оставляете голодными неимущих, но с большею укоризною: срамляете, выражая, что он не столько заботится о пище, сколько об оскорблении, причиняемом бедным. Вот и пятая вина в том, что они не только презирают алчущих, но и посрамляют их.— Этими словами он с одной стороны похваляет бедных, выражая, что они не столько беспокоятся о чреве, сколько о бесчестии, а с другой — располагает слушателя к милосердию.— Показав столько преступного в их поведении: унижение вечери, унижение Церкви, оскорбление бедных, — он вдруг смягчает силу обвинения и говорит: похвалю ли вы о сем? Не похвалю.— Это особенно и достойно удивления, что, показав столько преступлений, когда следовало бы сильнее выразить гнев свой, он поступает совершенно иначе, — смягчает речь и делает им облегчение. Почему же так? — Он уже сильно тронул их, доказав важность вины их, и, как превосходный врач, употребляет врачевство, соответственное ранам Требующие глубокого разреза (нарывы) он не рассекает только на поверхности, — ты слышал, как он отсек от них кровосмесника, — а к требующим более легкого врачевания не прилагает железо; посему и здесь говорит с ними кротко. С другой стороны, он преимущественно старался сделать их кроткими к бедным, посему и сам беседует с ними кротко» (святой Златоуст).
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю
Зачем же Церковь Божию презираете, обращая ее как бы в кормчу, — и стыдите не имущих, кои по нужде и бедности своей не приготовились?
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить
Если вы не намерены есть все вместе, то почему не едите у себя дома?
Или пренебрегаете церковь Божию
Ибо когда ты обращаешь вечерю Господню в частную, вкушая сам по себе; то ты оказываешь пренебрежение и к церкви, и к месту.
И унижаете неимущих
Бедных озабочивает не столько то, что вы не питаете их, сколько то, что вы их пристыжаете, обличая их нищету, тогда как сами вы располагаетесь величаво и упиваетесь.
Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю
Обличив в погрешности, смягчает свою речь. Он мог бы сказать, что это достойно тысячи смертей; а он что говорит? Похвалить ли вас? За это не похвалю. Поступает так для того, дабы сделать их снисходительнее к бедным. Ибо если бы он до конца простер свое сильное обличение, то они ожесточились бы против нищих, так как апостол из-за них поносит их.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю
Ап. видит в таком отношении коринфян к вечерям любви три пункта, которые должны служить предметом порицания. Во-первых, коринфяне искажают самую идею вечери. Вечеря — это религиозный обычай и преследует цель религиозно-нравственную, а коринфяне делают из нее простой ужин, который можно бы им устроить и у себя дома. Это — первое. Во-вторых, они этим — именно упиваясь и объедаясь на виду у всех — показывают недостаток уважения ко всей Церкви и, в-третьих, унижают бедняков, которые с вечери должны уйти голодными.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 1Кор 11:17