Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 11 глава 18 стих)

πρωτον μεν (#4754:3525) прежде всего, во-первых. Не сопровождается обычно присутствующим "во-вторых", разве что мы будем рассматривать в таком значении вторую половину ст. 34 (Bruce), συνερχομενων praes. med. (dep.) part, от συνερχομαι (#5302) сходиться вместе. Gen. abs. temp, part., "когда вы собираетесь вместе". Коринфяне собирались в домах разных верующих (SPC, 153-67; ВВС; Bradley Blue, "Acts and the House Church", BAFS, 119222). σχισμα (#5388) разделение (см. 1:10). υπαρχειν praes. act. inf. от υπαρχω (#5639) существовать, быть. Inf. в косвенной речи, μερος τι (#3538:5516) частично. Асс. протяженности, "до некоторой степени" (RWP).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 11 глава 18 стих)

11:17−34 В ранних церквах вечери любви обычно протекали в духе Вечери Господней. Мирская, плотская церковь в Коринфе превратила эти святые трапезы в разгул с чревоугодием и пьянством (ст. 17; ср. 2Пет 2:13). Более того, состоятельные верующие приносили для себя дорогие блюда и напитки и не делились с более бедными братьями, которые уходили домой голодными (ст. 21).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 11 глава 18 стих)

11:18 Во-первых, причиной выговора были разделения, или раскол. Это не означает, что группировки отделились от церкви и образовали отдельные общины; скорее, клики и фракции существовали внутри общины. Раскол — это наличие группировки внутри, тогда как секта — это другая группировка вне Церкви. Павел мог верить этим сообщениям о разделениях, поскольку знал, что коринфяне были плотскими; у него уже был случай выговорить им в этом Послании за разделения.

Ф. Б. Хоул пишет:

«Павел был готов хотя бы отчасти поверить сообщениям о разделениях в Коринфе, зная, что плотское состояние коринфян допускало существование в их среде уверенных в собственной правоте групп. Здесь Павел на основании их состояния предполагает их действия. Зная, что они живут по плоти и по человеческим законам, он не сомневался, что они обязательно станут жертвами глубоко укоренившейся тенденции человеческого разума формировать свои непоколебимые мнения и на основе этих мнений создавать группировки, что, в свою очередь, ведет к расколам и разделениям. Он знал также, что Бог мог взять верх над их безрассудством и воспользоваться случаем, чтобы выявить тех, к кому Он благосклонен, кто живет по законам Духа, а не плоти, и в результате положить конец всем этим разделениям». (F. B. Hole, «The Administration of Mystery» (booklet), p. 5.)


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 11 глава 18 стих)

Стихи 17−22. В этом отрывке апостол строго обличает коринфян за нарушения более серьезные, чем предыдущие, за нарушения, допускаемые во время вечери Господней. По свидетельству древних, в первых веках христианства она, как правило, совмещалась с вечерей любви, в связи с чем и возникали беспорядки, порицаемые здесь апостолом.

Заметьте:

I. Каким образом он начинает свое порицание: «Но, предлагая сие, не хвалю вас, ст. 17. Я не могу похвалить вас, но вынужден вас укорить и осудить». Уже с самого начала главы было ясно, что Павлу хотелось, ему было приятно хвалить их, насколько он мог. Но такие беспорядки, и в таком святом установлении, какие имели место среди коринфян, требовали сурового осуждения. Они совершенно извратили заповедь Господа во вред себе. Она была установлена, для того чтобы делать их лучшими, чтобы содействовать их духовному благополучию, но, в действительности, она делала их худшими. Они собирались вместе не на лучшее, а на худшее.

Заметьте: Если установления Христовы не делают нас лучше, то вполне возможно, что они сделают нас хуже; если они не приносят блага нашим душам, то могут причинить им вред; если они не смягчают и не исправляют сердца, то ожесточают его.

II. В своем порицании Павел отмечает более чем одно нарушение.

1. Он говорит, что когда они собираются вместе, между ними происходят разделения. Вместо того чтобы единодушно принимать участие в заповеди, они пускаются в споры друг с другом.

Заметьте: Разномыслия могут быть даже там, где нет разделения в общении. Люди могут собираться вместе в одной и той же церкви, участвовать в одной трапезе Господней, и в то же время находиться в состоянии разделения друг с другом. Разделения возникают из-за недостатка любви, отчуждения, особенно, когда это отчуждение перерастает в споры, вражду и разногласия. Христиане могут собираться отдельно и, в то же время, быть милосердными друг к другу; или они могут сохранять внешнее общение и не иметь взаимного милосердия. Последнее является худшим разделением, чем первое. Апостол слышал молву об их разделениях и говорит, что имеет все основания верить ей. Ибо, добавляет он, должны быть и разномыслия (англ. ереси. — Прим. переводчика) между вами; не только споры, но и распри, и даже такие извращенные понятия, которые подрывают основы христианства и здравого учения.

Заметьте: Нет ничего удивительного в том, что христианская любовь в церкви разрушается, когда в ней появляются соблазны, приводящие к кораблекрушению веры и осквернению доброй совести. Надобно прийти соблазнам. По необходимости должны быть и люди, виновные в них, и Бог допускает их, для того чтобы могли быть выявлены искусные души (англ. испытанные. — Прим. переводчика) и могла быть обнаружена их преданность истине и пути Божиему, несмотря на все искушения со стороны совратителей. Мудрость Божия может использовать нечестие и ошибки одних, для того чтобы подчеркнуть благочестие и непорочность других.

2. Павел осуждает коринфян не только за их беспорядки и разделения, но и за скандальные проступки: Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так-что иной бывает голоден, а иной упивается, ст. 21. Язычники обычно много пили на своих празднествах, связанных с жертвоприношениями. Богатые коринфяне, вероятно, позволяли себе подобное во время вечери Господней, или вечери любви, сопровождавшей ее. Они не хотели ждать друг друга, богатые унижали бедных, съедая принесенную с собой еду и не делясь ею с бедными. В результате одним нехватало, а другие имели более чем достаточно. Таким образом святая заповедь крайне осквернялась, и Божие установление искажалось. То, что должно было питать их души, превращалось в средство удовлетворения похотей и вожделений. То, что должно было связывать их узами взаимной любви, становилось поводом к разделениям и беспорядкам. Бедные лишались положенной им пищи, а богатые превращали вечерю любви в обычную пирушку. Это были позорные нарушения.

III. Апостол полностью возлагает на них ответственность за такое поведение во время вечери.

1. Оно совершенно извращало значение этого установления и уничтожало пользу от него: ...это не значит вкушать вечерю Господню, ст. 20. Они могли с таким же успехом вовсе не приходить на вечерю Господню. Вкушать внешние символы тела Христова не означает вкушать само тело.

Заметьте: Беспечное и неправильное участие в вечере Господней не имеет никакого смысла, вовсе не является вкушением ее, оно лишь увеличивает нашу вину. Так вкушали коринфяне, и это было полным противоречием целям святой заповеди.

2. Таким поведением они выражали пренебрежение к церкви, ст. 22. Если они хотят пировать, то могут делать это в своем собственном доме, а не приходить на вечерю Господню, с тем чтобы заниматься интригами и спорами, лишать бедных их доли в пище; это было таким извращением святой заповеди и таким унижением бедных членов церкви, что они заслуживали самого сурового порицания.

Заметьте: Обычные трапезы могут проводиться обычным образом, а святые трапезы должны совершаться свято.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 11 глава 18 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю

Затем, чтобы не показалось, что он говорит только в пользу бедных, (апостол) не тотчас начинает речь о трапезах: а чтобы обличение его не было принято ими за маловажное, употребляет выражение более разительное и внушающее больший страх. Что же он говорит? «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения» (1Кор11:18). Не говорит: я слышу, что вы не учреждаете общих вечерей, слышу, что вы вкушаете пищу каждый порознь, а не вместе с бедными; но употребляет выражение, которое могло сильнее потрясти их душу, именно — разделения, которые были причиной и этого беспорядка; и таким образом опять напоминает о том, о чем говорено было в начале послания и что возвещено было ему домашними Хлоиса. «Чему отчасти и верю».

Чтобы не сказали: а что, если солгали какие-нибудь клеветники? — он не говорит: я верю, чтобы они не сделались еще более бесстыдными, не говорит также: не верю, чтобы обличение не показалось напрасным, но — отчасти, говорит, верю, т. е. несколько верю, и тем делает их внимательными и призывает к исправлению.

Источник: Гомилия 27 на 1-е послание к Коринфянам


Посмотри опять, как благоразумно он делает исправление. Не сказал: я не верю, или: я верю, но употребил среднее выражение: отчасти и верю; не вполне верю, и не вполне не верю; тому или другому быть, это совершенно в вашей власти. Если вы исправитесь, то я не верю; а если останетесь такими же, то верю. Таким образом он и не обвинил их, и обвинил; не обвинил совершенно, чтобы дать им надежду на исправление и время для покаяния, и не оставил без обвинения, чтобы они не остались при той же беспечности. Я еще не вполне поверил, говорит он, — потому что это, конечно, означают слова: отчасти и верю. Так говорил он, желая расположить их к обращению и исправлению, чтобы они отклонили и его — верить, хотя отчасти чему-нибудь подобному касательно их.

Источник: Беседа на слова апостола: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами.

Феофан Затворник (1815−1894)

Первое убо, сходящимся вам в церковь, слышу в вас распри сущия, и часть некую сих верую

В чем состоял беспорядок? — В том, что когда надлежало всем вместе вкушать вечерю любви, они разделялись на купы, или семьями, или приятствами, а бедных оставляли самим себе, тогда как и цель учреждения сей вечери была, чтобы и бедные в сии дни общего причащения Святых Таин имели утешение от достаточных. Об этом он говорит в 21 стихе прямо; а здесь означает то же общим выражением: распри. Распри σχισματα, разделения, — что показывает, что они не вздорили, а просто разделялись по нехотению поделиться своим достатком с неимущими. Святой Златоуст и говорит: «Дабы не показалось, что он говорит только в пользу бедных, Апостол не тотчас начинает речь о трапезах, а, дабы обличение его не было принято ими за маловажное, употребляет выражение более разительное и внушающее больший страх.— Что же он говорит? — Слышу… распри*. Не говорит: я слышу, что вы не учреждаете общих вечерей; слышу, что вы вкушаете пищу каждый порознь, а не вместе с бедными; но употребляет выражение, которое могло сильнее потрясти их душу, именно: распри9 (распадения на части, как одежду раздирают на клочки), которые были причиною и этого беспорядка, и таким образом опять напоминает о том, о чем говорено было в начале послания и что возвещено было ему домашними Хлои. И часть некую сих верую. Дабы не сказали: а что если солгали какие-нибудь клеветники? — Он не говорит: я верю, дабы они не сделались бесстыдными, не говорит и: не верю, дабы обличение не показалось излишним, но: часть некую, говорит, верую, то есть несколько верю, и тем делает их внимательными и призывает к исправлению».

Таким образом, первое или признать надо оставленным без второе, или на его долю отнести то, что делились на купы, тогда как следовало всем одну трапезу составить, один общий стол; а под второе поставить то, что бедных оставляли.

Сходящимся вам в церковь. Сходились в церковь не прямо на вечерю любви, а для совершения Евхаристии и причащения Святых Таин После сего священнодействия учреждали и вечерю любви, из остатков принесенного для бескровной жертвы и из того, что прямо для вечери и приносилось. Обличаемый беспорядок не мог не указывать и на недостаток благоговения к таинству Тела и Крови; почему вслед за сим и говорит Апостол о важности сего таинства и о должном к нему внимании. Отчего так произошло? — Привыкли, присмотрелись, — и стали на все и в церкви смотреть, как на всякое другое житейское дело и вести его не попереча своему нраву. И выступило наперед: это мое, а ты себе сам приготовь.

Слово церковь означает ли только собрание? — Может быть, и это только означает; но ничего нет дивного, что имелось и особое место для собраний, новое ли здание, или готовое кем из верующих уступлено. Иметь особое место для общей молитвы и удовлетворения религиозных потребностей есть потребность веры. Для избрания его и устроения не нужны особые постановления. Это делается само собою.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 18−19 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные

Кроме того, когда вы сходитесь на собрание ваше в церковь, слышу, что разделения бывают между вами и распри происходят, дабы и искусные и терпеливые известны стали у вас.

Собирались они для (празднования) Пасхи в пятый день (недели), в вечернее время, в которое Господь наш роздал Тело Свое на вечери; и уже после того, как наедались и напивались, преломляли потом Тело и принимали. Поелику же некоторые из них постились и терпеливо дожидались товарищей своих, а иные, не первыми приходившие, наевшись и напившись, спешили взять Тело и уйти, — то позднее приступавшие, которые не наедались, вследствие этого удручались стыдом и большою скорбью. Вот в этом-то и обвиняет и укоряет их, говоря:

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения

Не тотчас начинает речь о трапезах, но прежде порицает их за то, что между ними бывают разделения. Ибо действительно, оттого и ел каждый порознь, что между ними были разделения.

Чему отчасти и верю

Дабы не сказали, что клевещущие на нас лгут, не сказал ни: верю, дабы не сделать их более бесстыдными, ни: не верю, дабы не явиться напрасным обличителем, но: отчасти верю. Да и вероятно, что обычай этот нарушали не все, но «часть», некоторые.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Cт. 18−19 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные

Во-первых слышу. Соответствующее этому первому упреку второе порицание начинается в ст. 20-м. Это ясно видно из того, что как 18-й, так и 20-й стих начинаются одинаково выражением: когда вы собираетесь (συνερχομένων υμω̃ν). — В церковь — правильнее: как церковь или: церковью(ώκκλησία). Этим обозначается род и способ собрания, а не место (ср. XIV:23). — Разделения. Апостол не входит в разъяснение того, какие это были разделения, очевидно, потому, что подробно объяснил это в первых четырех главах своего послания. Это, конечно, были разделения из-за учителей веры. — Чему отчасти и верю. Ап. хочет смягчить ту картину настроений, какую нарисовали ему прибывшие в Ефес из Коринфа христиане. Быть может — хочет сказать он — положение вещей в Коринфе не так уже плохо, как показалось этим ревностным христианам — Ибо надлежит… Ап. говорит здесь о внутренней причине, по какой такие разделения должны были возникнуть. Означенные разделения появились в силу особого действия Божественного Промышления о Церкви. В Церкви Коринфской, как и в других церквах, было немало людей, которые выступили в качестве учителей веры не по призванию, а увлекаясь примером других или желая оказать сопротивление общепризнанным проповедникам И вот, в возникших вследствие появления новых учителей спорах должно было выясниться, кто настоящий, призванный, учитель веры, и кто не заслуживает этого названия. Ап. предвидит, даже еще более худшее — что за разделениями (σχίσματα ст. 18-й), причина которых лежала в личных симпатиях и антипатиях разделявшихся между собою из-за учителей веры, последуют разномыслия(αιρέσεις — ст. 19-й), в которых скажется уже различное понимание самого учения христианского (ср. Деян V:17 и XV:5, где идет речь о ересях фарисейской и саддукейской, и Деян XXIV:5 и XXVIII:22, где дано тоже наименование ереси — в смысле особого учения — самому христианству). Если разделения можно сравнить с маленькими надрывами в покрывале, то разномыслия — будут уже такие разрывы, от которых покрывало разделится на несколько частей. — Дабы открылись между вами искусные. Под искусными (δόκιμοι) нужно понимать таких христиан, которые обнаружат при таких смятениях Церкви столько мудрости и зрелости в суждении, что каждый признает их действительными христианами (ср. IX:27).

См. также Толкование на 1Кор 11:17

Александр Шмеман

«Когда вы собираетесь в церковь», — пишет ап. Павел коринфянам, и для него, как и для всего раннего христианства, слова эти относятся не к храму, а к природе и цели собрания. Само слово «церковь» — εκκλησια — означает, как известно, «собрание». «Собраться в церковь», в понятиях раннего христианства, значит составить такое собрание, цель которого — выявить, осуществить Церковь.

Это собрание евхаристическое: на нем, как его завершение и исполнение, совершается «вечеря Господня», евхаристическое «преломление хлеба». В том же послании ап. Павел упрекает коринфян, которые «собираются так, что это не значит вкушать вечерю Господню» (1Кор 11:20). С самого начала, таким образом, очевидно и бесспорно это триединство — Собрания, Евхаристии, Церкви, и о нем, вслед за апостолом Павлом, единогласно свидетельствует все раннее предание Церкви.

Источник: Евхаристия. Таинство Царства.


Открыть окно