Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 11 глава 10 стих)

εξουσιαν (#2026) власть, право осуществлять действия. Покрытая голова указывает на право женщины молиться и поклоняться, так как это знак ее верности и покорности мужу (Schlatter; M.D.Hooкег, "Authority on Her Head: An Examination of First Corinthians 11:10", NTS 10 [1964]: 410-16; DPL, 584-86). Это может означать, что определенный вид прически — право христианской женщины (Schrage). εχειν praes. act. inf. от εχω (#2400) иметь. Inf. дополнение к гл. επι της κεφαλης (#3051) на голове. Непонятно, следует ли это понимать в буквальном или в фигуральном смысле, δια τους αγγελους (#1328:34) "для ангелов". Ангелы считались хранителями порядка во вселенной (Ноокег, NTS 10:412f; DPL, 20-21), и присутствовали на богослужениях (Schlatter). Неправильное поведение женщины могло быть воспринято как бунт (H.Wayne House, "Should a Woman Prophesy or Preach Before Men?" Bib Sac 145 [1988]: 158; Schrage). О кумранском отношении к присутствию ангелов на богослужении и отношении к отсутствию головного убора на женщине, как к физическому недостатку, который давал право исключить ее из числа молящихся, см. Fitzmyer, Essays, 187204.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 11 глава 10 стих)

11:3−15 Нет различия между мужчиной и женщиной в их личной ценности, интеллекте или духовности (ср. Гал 3:28). Роль женщины согласно Божьему постановлению уникальна. Однако она неразрывно связана с подчинением власти мужчины. Павел обосновывает это следующими моментами: 1) божественным порядком подчиненности (ст. 3), 2) высочайшим замыслом сотворения мужчины и женщины (ст. 7), 3) очередностью творения (ст. 8), 4) предназначением женщины по отношению к мужчине (ст. 9), 5) служением Ангелов (ст. 10) и 6) природными особенностями физиологии (ст. 13−15).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 11 глава 10 стих)

11:10 Поскольку женщина находится в подчиненном положении, она должна иметь на голове своей знак власти над нею. Знак власти — это покрывало, которое указывает на ее подчинение власти мужа.

Почему Павел добавляет «для ангелов»? Мы бы предположили, что ангелы видят все, происходящее сегодня на земле, так же как видели и то, что происходило при творении. При первом творении они видели, как женщина захватила власть над мужчиной. Она приняла решение, которому Адам вынужден был подчиниться. В результате этого в мир вошел грех и принес человечеству свои ужасающие последствия — страдания и горе. Бог не хочет, чтобы в новом творении повторилось подобное. Он хочет, чтобы ангелы, глядя вниз, видели, что женщина подчиняется мужчине и показывает это внешне, покрывая свою голову.

Здесь мы можем остановиться, чтобы заметить, что покрывало есть внешний знак и имеет ценность только тогда, когда это внешнее подтверждение внутренней благодати. Другими словами, женщина может покрывать голову, но при этом не подчиняться своему мужу. В таком случае ношение покрывала не имеет никакого смысла. Самое важное — уверенность в том, что сердце находится в истинном подчинении; тогда и покрывало на голове женщины приобретает истинное значение.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 11 глава 10 стих)

Стихи 1−16. Ответив на поставленные ему вопросы, в этой главе Павел переходит к исправлению беспорядков в церкви. Тот, кто делал разбивку послания на главы, поставил первый стих этой главы предисловием ко всей остальной части послания. Однако было бы более правильным поставить его в заключение предыдущей главы, где апостол предупреждал против злоупотребления свободой и подкреплял это предупреждение своим собственным примером: Будьте подражателями мне, как я Христу, ст. 1. Эти слова очень подходят в качестве заключения к предыдущим рассуждениям, а следующий стих звучит как переход к другой теме. Но как бы то ни было, к какой бы главе ни относить этот стих, ясно одно, что Павел не только проповедовал учение, которому они должны были верить, но и вел такую жизнь, какой они должны были подражать. Проповедь лучше всего достигает своей цели в том случае, если проповедующий может предложить слушателям следовать его примеру. Однако Павел не хотел, чтобы ему слепо подражали. Он предлагает коринфянам подражать ему не более, чем он подражает Христу. Образец, какой мы имеем во Христе, — это единственный непорочный образец, никто из людей не может быть совершенной копией его. Затем Павел переходит к порицаниям коринфян за неприличное поведение, в чем особенно виноваты были женщины.

Заметьте:

I. Как Павел предваряет свои порицания. Он начинает с того, что было достойно похвалы (ст. 2): Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Вероятно, многие из них поступали именно так, в самом строгом смысле слова, и Павел использует это как возможность для обращения ко всей церкви в целом как к положительной. Возможно, в основном церковь держалась постановлений и заповедей Христа, хотя в некоторых вопросах были отклонения и нарушения. Заметьте: Когда мы укоряем кого-то за какие-либо недостатки, то будет очень благоразумно похвалить его за то доброе, что имеется в нем.

II. Как он обосновывает свои укоризны путем утверждения превосходства мужчины над женщиной: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Христос как Посредник и как прославленный Человек является главой рода человеческого. Он имеет имя выше всякого имени, однако, хотя Он занимает столь высокое положение, Бог остается Его Главой. И как Бог — глава Христу, и Христос — глава всему роду человеческому, так муж есть глава обоих полов. Хотя он и не имеет такой власти, какую имеет Христос над всем родом человеческим, или Бог над человеком Иисусом Христом, однако имеет превосходство и главенство, и женщина должна подчиняться ему, а не посягать на его место. В такое положение поставил ее Бог, и поэтому она должна соглашаться с ним и не делать ничего, что выглядит как стремление изменить свое положение. что-то подобное наблюдалось среди женщин в Коринфе: некоторые из них молились и проповедовали даже в общих собраниях, ст. 5. Апостольское установление гласит: Жены ваши в церквах да молчат.., 1Кор 14:34; 1Тим 2:12. Некоторые понимают этот запрет без ограничений, а именно: что женщины, даже имеющие откровение свыше, должны молчать в церкви, согласно гл. 14: Другие же принимают его с ограничением: хотя женщина не может, на основании своих способностей, претендовать на то, чтобы учить или дискуссировать, однако если она получает откровение, то может выступить в церкви. Или: Хотя она не имеет права проповедовать, даже при наличии откровения (так как учить позволяется только старшим), но может молиться или читать гимны, если имеет вдохновение, даже на общих собраниях. В этом нет никакого притязания на превосходство над мужем. Ясно, что в данном отрывке апостол не запрещает женам молиться и проповедовать в собраниях, но осуждает то, как они это делали. В другой же части этого же послания он совершенно определенно запрещает женщинам это делать. Однако в этом нет никакого противоречия. В данной главе апостол ограничивается лишь указанием, как должны держать себя молящиеся и пророчествующие женщины, не решая вопроса о том, имеют ли они на это право вообще.

Заметьте: То, как выполняется то или иное дело, имеет моральное значение. Мы должны позаботиться не только о том, чтобы делать хорошее дело, но и о том, чтобы делать его хорошо.

III. За что именно Павел порицает коринфян: за то, что женщины молились и пророчествовали с непокрытой головой, а мужчины делали то же самое с покрытой головой, ст. 4, 5. Чтобы лучше понять это, следует помнить, что в восточных странах покрытие головы было знаком позора или покорности, в противоположность нашим обычаям, согласно которым обнаженная голова означает подчинение, а покрытая — превосходство и господство.

IV. Чем Павел обосновывает свое осуждение.

1. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову, то есть Христа, являющегося главой всякого мужа (ст. 3), так как предстает в виде, не соответствующем тому положению, в какое поставил его Бог.

Заметьте: Мы должны во всем, даже в одежде и привычках, избегать всего, что бесчестит Христа. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову.., то есть мужа, ст. 3. Сбрасывая символ своей покорности мужу, она предстает в виде, каковой подобает только ему как ее главе. Это так же неприлично, как если бы она была остриженной или обритой, как было принято у мужчин того времени. Этим самым она заявляет о своем желании поменяться ролями с мужчиной, претендует на превосходство, какое Бог определил мужскому полу. Вероятно, именно в этом состояла вина пророчествующих женщин в Коринфе.

Заметьте: Мужчины и женщины не должны меняться своими местами. Установленный премудростью Божией порядок является наилучшим и наиболее подходящим, пытаться изменить его это значит нарушать всякий порядок и вводить анархию. Женщина должна держаться того положения, какое установил для нее Бог, и не бесчестить свою главу, ибо это, в конечном счете, означает бесчестить Бога.

2. Другим доводом против такого поведения женщин является то, что муж есть образ и слава Божия, то есть он представляет то славное владычество и главенство, какое Бог имеет над миром. Именно мужчина был поставлен главою над низшим творением и именно в этом состоит его подобие Богу. С другой стороны, жена есть слава мужа (ст. 7): она является его представителем. Не в том смысле, что имеет власть над низшими творениями как равноправная с мужем, но как помощница мужа, как его вторая рука. Она есть образ Божий, так как является образом мужа: Ибо не муж от жены, но жена от мужа, ст. 8. Муж был сотворен первым и был поставлен главой над низшим творением, отображая этим божественное владычество. А жена была сотворена от мужа и отражала его славу, будучи выше всего остального творения, но в подчинении своему мужу, получая славу свою от него, от того, от кого была сотворена.

3. И не муж создан для жены, но жена для мужа, чтобы быть его помощницей. Поэтому для нее естественно подчиняться мужу, ибо она создана для него, для его блага и утешения, для помощи ему. Поэтому ей не следует вести себя в собрании так и делать нечто такое, что выглядело бы как домогательство равенства.

4. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов, ст. 10. Покрывало — это знак власти над нею ее мужа, знак того, что она находится в подчинении ему, что она ниже, по положению, мужчины. Ревекка при встрече с Исааком, когда она была предоставлена ему в его распоряжение, покрыла свою голову в знак покорности, Быт 24:65. Такими апостол хотел видеть женщин в христианских собраниях (даже если они пророчествовали по вдохновению свыше) ради Ангелов, то есть, как утверждают некоторые, ради злых ангелов. Женщина первая впала в преступление, будучи прельщена диаволом (1Тим 2:14), что увеличило ее обязанность покоряться мужу, Быт 3:16. Итак, веря, что злые духи обязательно присутствуют на всех христианских собраниях, женщины должны поэтому иметь на своих головах знак скромности и покорности, то есть покрывало, согласно обычаям того времени. Другие же считают, что это было необходимо ради добрых ангелов. Иудеи и христиане считали, что эти служебные духи вместе с ними присутствуют на их собраниях. Их присутствие должно удерживать христиан от всякого нарушения порядка в богослужении.

Заметьте: Мы должны так вести себя в богослужебных собраниях, чтобы выразить свое почтение к Богу, и довольствоваться тем положением, какое Он определил для нас.

V. Павел находит необходимым дополнить свои рассуждения предостережением против слишком далеко идущих выводов (ст. 11−12): Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Они были созданы друг для друга. Не хорошо быть человеку одному (Быт 2:18), поэтому была создана женщина, и создана для мужчины, а муж был предназначен, для того чтобы быть утешением, поддержкой и защитой для женщины. Они оба были созданы для обоюдного утешения и благословения, и ни один из них не должен быть ни рабом, ни тираном. И будут одна плоть (Быт 2:24), с целью умножения рода человеческого. Как вначале женщина была сотворена от мужчины, так во все последующие века мужчина происходил через женщину (ст. 12), согласно определению всемогущего и премудрого Бога, Первопричины всего сущего. Проявления власти, с одной стороны, и покорности — с другой, не должны быть больше того, чем это подобает для находящихся в таком тесном союзе и близком родстве, каким является союз мужа и жены. Итак, воля Божия заключается в том, чтобы жена знала свое место, а муж не злоупотреблял своей властью.

VI. Женские волосы представляют собой естественное покрывало (ст. 13−15): «Судите сами, — обратитесь к собственной рассудительности, прислушайтесь к голосу природы, — прилично ли жене молиться Богу с не покрытою головою? Не следует ли соблюдать различие между полами в отношении волос, которое установила сама природа? Не соблюдается ли это различие, установленное природой, во всех цивилизованных народах? Волосы женщины являются ее естественным покрывалом; носить длинные волосы — это честь для женщины; но для мужчины — это признак слабости и женственности».

Заметьте: Мы должны заботиться о том, чтобы не нарушать правил естественного приличия, особенно в наших христианских собраниях.

VII. В заключение Павел обращается к тем, кто оспаривал обычаи церкви, ст. 16. Обычаи, по большей части, являются правилами приличия. И церкви должны руководиться общими правилами, установленными по всем церквам. Апостол далек от желания заставить силою своего авторитета их замолчать, но хочет, чтобы они знали, что ведут себя очень странно, неестественно, когда настаивают на обычаях, крайне чуждых для церквей того времени, и протестуют против обычаев, принятых всеми церквами и основанных на естественных правилах приличия. Было общепринято в церквах, чтобы женщины приходили на собрание и участвовали в богослужении с покрытой головой, и это было приличным для них. Те, кто хотел оспаривать этот обычай или отвергал его, были, вероятно, не в меру сварливыми людьми.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 11 глава 10 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Сего ради должна есть жена власть имети на главе, Ангел ради

«Чего же ради? — Ради всех показанных причин, и кроме того Ангел ради. Если ты, говорит, не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов» (святой Златоуст). Власть имети на главе, то есть знак власти мужа над нею — покрывало головное. «Властию назвал Апостол покрывало, как бы так говоря: пусть показывает подчиненность, покрывая себя, и особенно ради Ангелов, которые приставлены к людям, потому что им вверено попечение о них. Так и в Деяниях сказали о Петре (стучавшем в двери): не сам он, но Ангел его есть (Деян 12:15). И Господь говорит: блюдите, да не презрите единаго от малых сих, верующих в Мя; глаголю бо вам, яко Ангели их выну видят лице Отца Моего небеснаго (Мф 18:10)».

Ангел ради иные относят к людям, то есть к предстоятелям Церкви, или честнейшим из присутствующих в Церкви христианам Но никакой нет нужды отступать от обычного значения слова: Ангел. Какая же мысль: Ангел ради? Стыдясь их, или боясь оскорбить их. Одна мысль о невидимом присутствии Ангелов должна остепенять и держать в своем чине. Лично для самих Ангелов и покрывание и непокрывание главы равно безразлично; но то, с каким намерением и в каком духе это делается, может или утешать их, или оскорблять; и это тем паче, если зло не ограничивается одним лицом открыто держащей главу, но распространяется и кругом. Враг иногда чрез одно лицо наделает зла целым сотням.

«Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается» (святой Златоуст).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов

Посему должна жена честь иметь на голове ради ангелов, то есть священников, ибо хотя инде понуждает ее к повиновению, везде, однако, ради священства в повиновении его есть.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов

По сему сказанному, говорит, жена должна иметь знак своего подчинения, то есть если не иное что, то на голове покрывало, из благоговения пред ангелами, дабы и пред ними не явиться бесстыдницей. Ибо как покрытой головой, опущенными вниз глазами жена доказывает свой почтительность и верность положения подчиненной, так непокрытой головой она обнаруживает бесстыдство, которого отвращаются и ангелы, присущие верующим. Климент же, автор книги «Строматы», довольно тонко разумел под ангелами праведников Церкви. Жена, говорит он, должна покрываться, дабы не соблазнить их на блуд.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Евагрий Понтийский

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов

Одержимый грехами и гневом, но бесстыдно дерзающий простираться к ведению божественных вещей и приступать к нематериальной молитве, пусть услышит Апостольское запрещение, гласящее, что небезопасно ему молиться с обнаженной и непокрытой головой. Ибо таковая душа, говорит Апостол, должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов, облачившись в стыд и подобающее смиренномудрие.

Источник: Главы о молитве.

Тертуллиан (155/60−220/40)

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов

Как раз в связи с ангелами женщины должны покрывать голову, потому что из-за дочерей человеческих ангелы отпали от Бога.

Источник: О молитве.

Амвросиаст (IV в.)

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов

Власть он обозначил покровом, ангелами называет епископов.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов

Так как жена сотворена из мужа и для мужа, то она и должна на голове иметь знак власти, которой она подчинена. — Для Ангелов. Это прибавление, по-видимому, не имеет значения основания, в силу которого жена должна в церкви покрываться покрывалом: впереди уже достаточно ясно выражена причина и цель этого покрывания и 10-й стих поэтому начинается выражением «посему». Неinriсi говорит, что об Ангелах здесь упомянуто потому, что они были при сотворении мира и людей орудиями в руках Божиих и потому что они чувствуют себя оскорбленными, видя, как нарушаются нормальные, при самом сотворении установленные, отношения между мужем и женою. Эту мысль можно принять, с тою, впрочем, оговоркою, что Ангелы были только свидетелями творения мира (Иов 38:7). А что они невидимо присутствуют в богослужебных собраниях верующих — об этом можно заключать из других мест посланий Ап. Павла (напр. Еф 3:10; 1Тим 5:21; 1Кор 4:9). Это мнение уже высказано было древними церковными толкователями (Злат., Августин), но тем не менее наряду с ним существовало другое, приводимое еще Тертуллианом, — что здесь нужно разуметь злых ангелов, которые возбудятся похотию к женщинам, открывшим свою голову. Но злые ангелы нигде просто ангелами не называются. Некоторые еще разумели здесь шпионов языческих, предстоятелей церкви и т. д., но все эти мнения не могут быть признаны сколько-нибудь основательными. Есть еще мнение, что это прибавление есть позднейшая вставка, но это мнение также не может быть принято, потому что слова: для Ангелов находятся во всех древнейших кодексах.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно