Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 10 глава 6 стих)

τυπος (#5596) тип, пример. Это слово используется здесь в знач. "ужасное предупреждение" (Barrett; NIDNTT, 3:903-7; TDNT; OTN, 53-57). Praed. пот. ημων gen. pl. от εγω (#1609) я. Либо объектный gen., "пример для нас", либо субъектный gen., "наш пример" (Kistemaker; Fee), εγενηθησαν aor. ind. pass, (dep.) от γινομαι (#1181) становиться, быть. Вместо обычно используемой формы гл. в sing, после подлежащего в pl., гл. здесь имеет форму pl. из-за аттракции к предикату (EGT). ειναι praes. act. inf. от ειμι (#1639) быть. Артикулированный inf. с εις (#1659) и отр. μη (#3590) выражают отрицательную цель: "чтобы мы не были", επιθυμητης (#2122) тот, кто жаждет; тот, кто испытывает сильное желание. Имя сопровождается obj. gen., указывающим на объект желания. Слова с окончанием -της обозначают действующее лицо (МН, 365-68). επεθυμησαν aor. ind. act. от επιθυμεω (#2121) иметь сильное желание, жаждать, стремиться, вожделеть (GELTS, 170; Исх. 20:17 Септ.). Похоть — сильное желание любого рода, но в НЗ это слово чаще всего относится к дурным страстям и желаниям (Morris). Предложное сочетание перфектно.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 10 глава 6 стих)

10:1−13 Древний сорокалетний переход Израиля из Египта в Ханаан (Исх 13:21; 14:16; 16:15; 17:6) является полезнейшей иллюстрацией злоупотребления свободой и опасности самонадеянности. Израильтяне неправильно пользовались своей вновь обретенной свободой, впали в идолопоклонство, блуд, непослушание, и сами себя отстранили от участия в Божьей благодати.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 10 глава 6 стих)

10:6 В событиях, случившихся во времена Исхода, мы видим обращенное к нам поучение. Израильский народ был для нас как образ, показывающий, что случится с нами, если мы будем похотливы на злое, как они были похотливы. Читая ВЗ, мы не должны относиться к нему просто как к истории; нужно помнить, что он содержит уроки, имеющие практическую ценность для нашей жизни и сегодня.

В следующих стихах апостол перечислил некоторые конкретные, совершенные ими, грехи. Стоит заметить, что многие из этих грехов связаны с потворством желаниям плоти.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 10 глава 6 стих)

Стихи 6−14. Перечислив привилегии иудеев, теперь Павел дает описание их преступлений и наказаний, их грехов и бедствий, оставленных на страницах Священного Писания в качестве примера для нас, чтобы предостеречь нас против подобных грехов, если мы хотим избежать наказания за них. Мы не должны поступать так, как они, если не хотим страдать так, как они страдали.

I. Приводятся некоторые из их грехов с целью нашего предупреждения против них.

1. Мы должны воздерживаться от неумеренных желаний своей плоти: ...чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы, ст. 6. Бог питал иудеев манной, но им непременно хотелось мяса, Чис 11:4. Они имели достаточно пищи, но не довольствовались ею и стали обнаруживать прихоти, Чис 11:4. Если потворствовать плотским желаниям, они одержат верх, поэтому их надо замечать и контролировать в самом начале, как только они возникают. Если однажды они одержат победу и возымеют над нами власть, то неизвестно, куда могут завести нас. Это предупреждение стоит на первом месте, потому что плотские похоти являются корнем и началом многих других грехов.

2. Павел предостерегает против идолопоклонства (ст. 7): Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть». О грехе поклонения золотому тельцу говорится в Исх 32:6. Вначале народ принес жертвы этому идолу, потом стали пиршествовать с этими жертвами и плясать вокруг тельца. Хотя в тексте упоминается только о том, что они ели и пили, одна ко при этом предполагается и жертвоприношение. Апостол применяет это к случаю коринфян, подвергавшихся искушению участвовать в языческих празднествах, связанных с идолослужением, хотя в самом жертвоприношении они не принимали участия. Даже вкушать жертвы идольские уже было идолопоклонством, против чего и предупреждает их Павел на примере древних израильтян.

3. Он предостерегает их против блуда, греха, которому жители Коринфа были особенно подвержены. В Коринфе был храм, посвященный богу Венусу (то есть похоти), в нем было более тысячи жриц, и все они были блудницами. Как нуждались в предупреждении против блуда жители такого развращенного города, практиковавшие в прошлом его распутные обычаи, тем более что они были еще подвержены искушению участвовать в идолослужении! Духовный блуд нередко приводит и к телесному разврату. Большинство языческих богов олицетворяли собой похоти и поклонение им заключалось в совершении актов распутства. Многие из иудейских авторов, а впоследствии и христианских, предполагают, что именно таковым было поклонение ВаалФегору, что иудеи прелюбодействовали с дочерями Моава в связи с поклонением этому идолу. Эти женщины ввели их как в духовное, так и в телесное прелюбодеяние (Числ. 25), что и привело к великому бедствию — в один день было поражено двадцать четыре тысячи, не считая павших от руки народного суда. Заметим: Блудников и прелюбодеев судит Бог, какое бы отношение они ни занимали к Нему и какими бы внешними привилегиями Он их ни наделил. Будем остерегаться грехов Израиля, если хотим избежать их бедствий.

4. Павел предупреждает нас, чтобы мы не искушали Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей (ст. 9), и не раздражали Его, ст. 22. Христос был с народом израильским в пустыне как ангел завета и шел впереди них. Но они очень много огорчали и раздражали Его. Они говорили против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне? За это Бог и послал на них ядовитых змей (Чис 21:5−6), и многие были смертельно ужалены ими. Для тех, кто искушает Христа при настоящем домостроительстве, тоже существует опасность быть преданными Им власти древнего змея.

5. Павел предостерегает против ропота: Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя (ст. 10), то есть ангела-губителя как орудия Божиего возмездия. Сталкиваясь с трудностями, они спори ли с Богом и роптали на Моисея, Его служителя. Встречаясь с разочарованиями на пути в Ханаан, они бросали оскорбления прямо в лицо своим вождям, были готовы сместить их и возвратиться в Египет под водительством других, избранных ими вожаков. Вероятно, нечто подобное происходило и среди коринфян; они роптали против Павла, а значит и против Христа, тоже, наверно, ставили себе других учителей, которые потворствовали их наклонностям, в частности наклонности к идолопоклонству. Они предпочитали участвовать в языческих празднествах, чем подвергаться поношениям или навлекать на себя недоброжелательство соседей-язычников. Это поведение чрезвычайно раздражало Бога и, вероятно, грозило им внезапным поражением, как в случае древних израильтян, Чис 14:37.

II. К конкретным предостережениям апостол добавляет еще одно, более общего характера (ст. 11): Все это происходило с ними как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Не только за коны и уставы иудеев, но также и пути Божии в отношении их являются прообразными. Их грехи против Бога и отступления от Него прообразно представляют неверность многих детей Божиих евангельского века. Суды Божии над ними суть прообразы духовных судов настоящего времени. Их исключение за неверие из земного Ханаана символизирует исключение многих из небесно го Ханаана в век Евангелия. Их история описана как наглядный урок в наставление церкви самого последнего и совершенного евангельского периода: ...нам, достигшим последних веков, то есть заключительного эта па благодати Божией в этом мире.

Заметьте: В Священном Писании нет ничего, что было бы написано напрасно. Бог имел мудрые и благие цели в отношении нас, оставив историю израильского народа на страницах Священного Писания. Наш долг — извлекать из этой истории назидание для себя, и в этом состоит наша мудрость. Исходя из этого Павел делает предупреждение: Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть, ст. 12. Другие пали, так может случиться и с нами. Кто думает, что он стоит, но при этом не боится упасть, не остерегается падения, вряд ли устоит. Бог не обещал нам, что сохранит нас от падения, если мы сами не будем наблюдать за собой. Его защита гарантирована нам при условии, если мы бодрствуем и остерегаемся.

III. К слову предупреждения Павел добавляет слова утешения, ст. 13. Хотя Богу не угодно, чтобы мы были слишком самонадеянными, однако Он не хочет, чтобы мы впадали в отчаяние. Он либо соразмерит испытание с нашими силами, либо даст силы, пропорциональные искушению. Мы живем в мире искушений, со всех сторон нас окружают сети. Их много на любом месте, в любом положении, ими изобилуют все наши взаимоотношения с другими, наши занятия и наши удовольствия. И тем не менее, какое утешение мы получаем из этого отрывка! Ибо 1. «Вас постигло искушение, — говорит Павел, — не иное, как человеческое...», то есть обычное для человека, такое, какого следует ожидать от людей с языческими принципами, и такой же силы. Или: Такое, какое является обычным для настоящего века. Или: Такое, какое может вынести обычный человек». Испытания, постигающие обычных христиан, являются самыми обычными; другие испытывают такие же испытания и такие же искушения; как они могли перенести и стойко выдержать их, так и мы перенесем.

2. Бог верен. Сатана лжец, обманщик, а Бог верен. Люди могут быть лживы, и мир может быть лжив, но Бог верен всегда и в Нем наша сила и наша защита. Он хранит завет со Своими детьми и никогда не разочарует их надежд и чаяний.

3. Насколько Он верен, настолько же и премудр, поэтому соразмеряет налагаемое на нас бремя с нашими силами. Он не попустит нам быть искушаемыми сверх сил. Бог знает, что мы можем перенести, чему можем противостать. Если мы полагаемся на Него, если стараемся оказаться верными Ему, то Он позаботится о том, чтобы мы не изнемогли. Мы не должны смущаться трудностями нашего пути, потому что Бог не допустит, чтобы они были чрезмерными, и особенно потому, что 4. Он гарантирует нам благополучный исход: ...но при искушении даст и облегчение, то есть либо избавит от самого искушения, либо от его вредных последствий. Нет долины настолько темной, чтобы Бог не смог найти путь через нее, нет бедствия столь тяжелого, чтобы Он не мог предотвратить (или устранить) его или сделать нас способными пережить его, так что в конечном счете, когда мы преодолеем его, оно будет во благо нам.

IV. На этом аргументе он основывает другое предостережение: Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

Заметьте:

1. Как он обращается к ним: ...возлюбленные мои... Он дает им свой совет, руководствуясь чувством нежной любви.

2. В чем состоит его совет: «Убегайте идолослужения, остерегайтесь его и всякого контакта с ним». Идолослужение — это самый отвратительный грех и самое большое оскорбление для истинного Бога. Это возмущение против Бога, вместо поклонения Ему и почитания Его.

3. На чем он основывает свой совет: «Имея такое чудное ободрение в уповании на Бога, будьте тверды в своем уповании. Бог поможет вам в ваших испытаниях, поможет преодолеть их, поэтому не идите ни на какие компромиссы с идолопоклонством». Если мы будем твердо преданы Богу, то не впадем ни в какие искушения.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 10 глава 6 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Сия же образы нам быша, яко не быти нам похотником злых, якоже и они похотеша

«Как дары их были прообразами, так и наказания были прообразами; как крещение и таинственная трапеза были прообразованы, так последующими событиями было предвозвещено и то, что недостойные дара подвергнутся наказанию, дабы мы такими примерами научились быть воздержными. Как в благодеянии предшествовали прообразы, а за ними последовала истина, так будет и в наказаниях. Видишь ли, как он внушает, что мы не только будем наказаны, но еще гораздо больше, нежели израильтяне? Ибо, если там были прообразы, а здесь истина, то и наказания должны быть гораздо больше, так же, как дары» (святой Златоуст).

Яко не быти нам похотником злых: разумеется или вообще похоть злая, источник всякого греха (Феофилакт), как говорит святой Иаков: похоть заченши раждает грех (Иак 1:15); или, применительно к словам: якоже и они похотеша, особенно чревоугодие и сластолюбие. Ибо израильтяне изображаются особенно похотливыми к яствам (Экумений). Так Пророк Давид говорит: похотеша желанию в пустыни… И даде им прошение их, посла сытость в души их (Пс 105:14−15). И в книге Числ пишется: похотеша похотением, и седше плакахуся сынове Израилевы, и рекоша: кто ны напитает мясы? (Числ. 11, 4). И место то, где похоронены были пораженные свыше похотники такие, названо гробы похотения (34). Последнее ближе к цели Апостола. Тут прикровенно Апостол указывает причину, влекшую коринфских умников к трапезам из идольских жертв. Они сами говорили: мы знаем, что идол ничто, и, следовательно, оправдывали свое поведение высшими взглядами; а Апостол, представляя этот образ из истории израильтян, дает им намек войти в себя и посмотреть, точно ли высшие взгляды мирят вас с жертвенным мясом, а не чревоугодие. Святой Златоуст говорит: «Представляет и причину, почему они стекались к трапезам: это сластолюбие». Что это точно так, видно из того, что вслед за сим Апостол говорит об идолослужителях. В Коринфе христиане уже отстали от идолопоклонства, а только некоторые умники осквернялись прикосновением к идолопоклонству чрез участие в бесовских трапезах «Сказав: яко не быти нам похотником злых, и продолжив: ни идолослужители бывайте, указывает причину такого нечестия в сластолюбии» (святой Златоуст).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы

Как благодеяния, так и наказания иудеев были образами. Показывает, что грешники из христиан не только будут наказаны, но гораздо больше, чем иудеи, поскольку благодеяния сих были образами, а блага тех истина, и как в дарованиях преимущество на стороне христиан, так и в наказаниях. В словах похотливы на злое говорит вообще о всяком зле, ибо всякое зло от похоти (Иак 1:14, 15); потом выставляет и некоторые виды зла. К чему же они были похотливы? они требовали чесноку, мяса, особых богов, как и сам апостол далее указывает на их идолослужение.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы

Это написано образно ради нас, чтобы, читая о грехах, из-за которых они претерпели это, мы остерегались стать жертвами тех же самых похотей.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы

Теперь Ап. начинает выяснять, что великие благодеяния, какие получили от Бога коринфяне, не могут их обезопасить окончательно от суда Божия. — А это, т. е. отвержение Израиля после стольких милостей Божиих. — Были образы для нас. Случившееся с евреями предуказывало собою на то, что может случиться и с христианами, и Бог сообщил в Писании об этом, чтобы христиане старались избегать тех похотей, какие погубили некогда евреев, вышедших из Египта.

См. также Толкование на 1Кор 10:1


Открыть окно