II. Павел говорит им, что все, что про дается на торгу, они могут есть без всяко го исследования... Не следует быть настоль ко щепетильными, чтобы спрашивать у мясника, не является ли продаваемое им мясо идоложертвенным? Оно продается как обычное мясо и как таковое может быть куплено и употреблено в пищу, ибо Господня земля, и что наполняет ее (ст. 26), и все произведения земли предназначены Им для поддержания существования рода человеческого, а тем более Его детей и слуг.
III. Он добавляет, что если кто из неверных пригласит их в гости, то они могут пойти и все предлагаемое им есть без всякого исследования.., ст. 27.
Заметьте: Павел не запрещает им принимать приглашения от неверующих. Существуют правила вежливости, которые мы должны соблюдать даже в отношении язычников. И когда неверующие пригласят их на какое-нибудь торжество, то они не должны задавать вопросов по поводу предлагаемой им пищи, но могут есть ее со спокойной совестью. Ненужные расспросы способны только смутить их ум и совесть, чего следует избегать. Павел имеет в виду обычные торжества, не религиозные. На обычных праздниках следует ожидать и пищи обычной.
Заметьте: Хотя христиане должны быть предельно осторожными, знать и понимать свои обязанности, однако им не следует вводить себя в смущение излишними расспросами.
IV. Но даже в случае таких обыкновенных торжеств, если кто-то скажет, что это идоложертвенное, то им следует воздержаться. Воздержаться надо ради того, кто предупредил их, ради его совести. Кто бы это ни был, хозяин пира или гость, вслух ли это было сказано или шепотом, на ухо, неверующим человеком или немощным верующим, надо воздержаться от этой пищи ради совести сказавшего. И опять основание то же самое: ...ибо Господня земля и, что наполняет ее. По милости Господа, существует достаточно пищи такой, какую мы можем есть без всякого смущения. Христианин должен остерегаться всего, что может повредить совести другого.
V. Павел убеждает коринфян воздерживаться от того, что может соблазнить других. «Зачем мне, пользуясь свободой, которую имею, давать при этом повод другим осуждать меня?» Да не хулится ваше доброе, Рим 14:16. Христианин должен заботиться о том, чтобы его свобода не послужила поводом для соблазна ближнего и для осуждения его самого.
VI. Апостол использует свою беседу как повод, для того чтобы на основании ее дать общее правило поведения христиан, и при меняет его к рассматриваемому случаю (ст. 31−32), а именно: едим ли мы, или пьем, или иное что делаем, все должны делать во славу Божию, из угождения Ему и почтения к Нему. Это фундаментальный принцип практического благочестия. Ничего не должно делаться в ущерб славе Божией или благу нашего ближнего. Во всех своих делах и поступках мы должны стремиться к славе Божией. Поэтому не следует делать ничего, что может подать повод к соблазну Иудеям, Еллинам или церкви Божией, ст. 32. Нашу практическую жизнь должны определять не наши желания и настроения, а забота о чести Господа и благоденствии и назидании церкви. Мы не столько должны заботиться о наших собственных интересах, сколько об успехе Царствия Божиего среди людей. Христианин должен быть человеком, посвященным Богу, человеком общественного духа.
VII. Чтобы лучше убедить коринфян, Павел приводит им в пример самого себя: так-как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись, ст. 33. Проповедник может смело и со властью давать советы, если он в состоянии подтвердить их личным примером. И в высшей степени похвально, если служитель во имя спасения своих слушателей пренебрегает собственными интересами. Это показывает, что он имеет дух, соответствующий его назначению. Обязанности служителя не могут верно выполняться человеком узкого духа, с эгоистическими принципами.
Якоже и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся
«Искать полезного для всех — вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства» (святой Златоуст). «Всем угождать и льстецам свойственно, но не таково то, что говорит о себе Апостол. Льстецы не чужой пользы, а своей ищут, лучше же сказать, и своей не ищут, потому что вредят себе больше, чем другие. А божественный Апостол своего не искал, но имел в виду спасение других, чрез них приумножая негиблющее богатство» (Феодорит). Как святой Павел был всем вся, да всяко некия спасет, об этом он уже говорил. Теперь только напоминает об этом, поставляя образ своего действования в закон для всех. Это третье начало в руководство к устроению нашей жизни, или даже четвертое: первое, — чтоб все делать по ясной и твердой совести, по верному сознанию сообразности дела с волею Божиею; второе, — чтобы все делать во славу Божию, не только имея в виду, в цели, славу Божию, но так, чтобы самим делом выходила из нашего действования слава Божия; третье, — чтоб не соблазнять никого не только намеренно, но и ненамеренно; четвертое, — чтобы все направлять ко спасению ближних наших, и словом, и делом. До какой меры Апостол всем готов был жертвовать для спасения других, можем судить по молитве его, в которой он выражал готовность свою даже быть отлученным, лишь бы братия его спаслись (Рим 9:3). Такое расположение, паче другого чего, давало ему дерзновение сказать:
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
Ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Отселе имей эти слова своим девизом.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
Итак, апостол хотел угождать всем людям и в этом находил радость не потому, что кичился их похвалами, а потому, что, получив от них похвалу, восстанавливал их во Христе.
Источник: Послания.
Так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу
Поскольку выставил их виновными в причинении вреда язычникам и иудеям и заповедал им великое дело, то, дабы показать удобность этого дела, выставляет в пример самого себя, А как он не искал своей пользы, это видно из многого, прежде сказанного, например: для всех я был всем (9:22), особенно же из того, что он желал бы сам быть отлученным за братьев своих (Рим 9:3). Слов как я Христу не принимай за выражения гордости; они сказаны с целью сильнее побудить к подражанию. Ибо если, говорит, я подражал Христу, не пощадившему собственной жизни для того, чтобы вы ожили, не тем ли более вы можете подражать мне? Ибо я не настолько лучше вас, насколько Он лучше меня: Он несравненно превосходит всех.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
Не ради своей временной выгоды он говорил о мире будущего века, но ради братьев и ближних своих, дабы они возжелали спастись и связали себя узами единомыслия.
Источник: Толкование Псалмов (Пс 121).
так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
Ап. понимает, что других лучше всего учить своим собственным примером. И вот он указывает на пример собственного самопожертвования на благо ближнего (ср. IX). — Угождаю всем и во всем. Об угождении — см. выше гл. ст. 20−22 (об оппортюнизме). Конечно, Ап. разумеет здесь угождение в тех случаях, к каким каждый христианин может относиться свободно, не будучи связан общецерковною дисциплиною.
См. также Толкование на 1Кор 10:23