I. Он предваряет свою беседу призывом к вниманию: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении... Не хочу, чтобы вы остались в неведении относительно вопроса, достойного того, чтобы обратить на него внимание и знать его. Это в высшей степени назидательная и поучительная история». Иудаизм — это христианство за завесой, скрытое в прообразах и тенях. Евангелие проповедовалось иудеям в виде ритуалов и жертвоприношений. И то, что произошло с ними невзирая на все их привилегии, является и для нас серьезным предостережением.
II. Павел перечисляет некоторые из их привилегий.
Он начинает 1. С их исхода из Египта: «...отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море. Все они были под охраной и водительством Божиим». Облако служило им для двух целей: оно превращалось по временам в облачный столб, светящийся с одной стороны, чтобы освещать путь для них, и темный — с другой, чтобы скрывать их от преследующих врагов. А иногда оно распростиралось над ними, как громадный шатер, чтобы защищать их от палящих лучей солнца во время путешествия по пустыне, Пс 114:39. Они были чудесным образом проведены через Красное море, в котором потонуло устремившееся за ними войско фараона. Для иудеев оно было ровной дорогой, а для египтян стало могилой — необычайно точный прообраз нашего искупления во Христе, Который спас нас, победив и уничтожив Своих и наших врагов. Если Бог совершал подобные чудеса ради их избавления, если так бережно охранял и защищал их, значит, они были безмерно дороги Ему, значит, Он очень благоволил к ним.
2. Они имели такие же священные обряды, таинства, как и мы.
(1) Все крестились в Моисея в облаке и в море, ст. 2; это был прообраз нашего крещения.
(2) И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие... (ст. 2−4), как и мы. Манна, служившая им пищей, была прообразом распятого Христа, Хлеба, сшедшего с небес, вкушая который, всякий имеет жизнь вечную. Их питием была вода, извлеченная из скалы, сопровождавшей их во все время их путешествия по пустыне. И этой скалой был Христос в прообразе. Он есть скала, на которой основана христианская церковь. Из нее текут потоки для удовлетворения жажды всех верующих. Итак, все иудеи ели одну и ту же пищу, и все пили из одного камня, называемого здесь духовным, так как он был прообразом духовных вещей. Это были великие привилегии. Казалось бы, что все это должно было спасти их; что все, кто ел духовную пищу и пил духовное питие, должны быть святыми и угодными Богу. Однако случилось иначе: Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне, ст. 5. Люди могут пользоваться многими и большими привилегиями в этой жизни и все таки не иметь жизни вечной. Многие из крестившихся в Моисея в облаке и в море, то есть исповедовавших свою веру в Моисея как посланника Божиего, что подтверждалось чудесами, тем не менее были поражены в пустыне и никогда не увидели обетованной земли. Пусть никто слишком не полагается на свои привилегии или свое исповедание истины. Они не гарантируют небесного блаженства, не защищают от суда здесь, на земле, если в нас не окажется корня веры.
и все крестились в Моисея в облаке и в море
То, что [израильтяне] пребывали под облаком, означает благодать духа, ибо облако, осеняя, спасало их от египетской погибели, а нас благодать избавляет от бесовской пагубы. И их переход через море, соответственно, подобен нашему, ибо чем для них был переход через море, который полностью избавил их от врагов и даровал им впредь прочную свободу, тем для нас стало крещение, освободившее нас от наших врагов. Слова же: крестились в Моисея в облаке и в море, — означают, что подобно тому, как израильтяне, получив все это, пообещали жить по законам Моисея, так и мы, стяжав в крещении дух сыноположения, даем обеты и согласие впредь жить по заповедям Христа.
Источник: Фрагменты.
и все крестились в Моисея в облаке и в море
И все в Моисее крещены были, в облаке и в море (Исх 14:19.22).
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
и все крестились в Моисея в облаке и в море
История исхода представляла собой аллегорию будущего христианского народа.
Источник: О пользе веры.
и все крестились в Моисея в облаке и в море
То есть вместе с Моисеем были под сенью облака и вместе перешли чрез море. Ибо когда увидели, что он первый переходит, тогда и сами смело пошли среди вод. Подобное сему и у нас. Первый умер и воскрес Христос, потом и мы уже крестились, подражая смерти Его чрез погружение в воде и воскресению чрез восхождение из нее. Крестились в Моисея. Это значит: он предшествовал им в образе крещения. Ибо нахождение под облаком и переход чрез море прообразовали собой крещение.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
и все крестились в Моисея в облаке и в море
Павел не хочет, чтобы мы были в опасности, по образу иудеев, которые по пренебрежению своему пострадали. Поэтому говорит о том, что те побывали под облаком, ибо и они сами, и все, что произошло с ними, послужило образом грядущей истины нашей. Покрытые облаком и от врагов своих невредимыми спасенные и уже от смерти освобожденные называются крещеными. В отличие от мертвых египтян в море6, эти, кто под предводительством Моисея море счастливо переходят, вырваны у смерти — что и приносит крещение. Ибо ведь им более нет обвинения в прошлом зле, но, через море и через облако очищенные, они приготовлены к принятию закона и образа будущего нашего таинства.
Источник: На Послания к Коринфянам
и все крестились в Моисея в облаке и в море
Переход евреев чрез Чермное море имел сам по себе символическое значение и, кроме того, прообразовал собою христианское крещение. Как крещаемый, погружаясь в воду, в то время как над ним произносится формула таинства, находит в этой воде, так сказать, опору для своего спасения, так и евреи, стоя под облаком и проходя чрез море, получили в этом видимое знамение божественного благоволения и спасения. Они теперь уходили из Египта, страны рабства и идолослужения, как христиане чрез крещение обособляются от прежней жизни во грехе и под осуждением Божиим. — Крестились в Моисея. Евреи пошли в след за Моисеем с полною верою в него, соединились с ним самым тесным образом, именно так, как христиане в крещении соединяются всецело со Христом и становятся телом Его (Рим VI:3−5). — В облаке и в море, т. е. чрез покрытие их облаком и чрез прохождение чрез Чермное море.
См. также Толкование на 1Кор 10:1