Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 1 глава 23 стих)

ημεις (#1609) мы (же); эмфатическое, выражает противопоставление, κηρυσσομεν praes. ind. act. от κηρυσσω (#3062) про¬возглашать, проповедовать (TDNT; EDNT; NIDNT, 3:48-68). Praes. указывает на привычную практику Павла, εσταυρωμενον perf.pass.part, от σταυροω (#3062) распинать (TDNT; С; EDNT). Perf. подчеркивает состояние или условие (см. 3:21). Это относится прежде всего к вознесенному Господу, Который и после Своего вознесения остается Распятым (Ε. Е. Ellis, "Christ Crucified", RH, 70). σκανδαλον асс. sing, mem камень, о который спотыкается животное, падающее в западню; камень преткновения, причина падения ,•-нечто, сбивающее людей с верного пути (Barrett; TDNT; NTW, 111-14). Указывает на возможность согрешить и причину уничтожения (Schrage). εθνεσιν dat. pl. от εθνος (#1620) язычник. Этический dat., "по мнению язычников", μωριαν (#3702) асс. sing, глупость, чепуха, бессмысленный поступок, мысль или речь (NIDNTT; TLNT). Два имени находятся в аппозиции по отношению к объекту.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 1 глава 23 стих)

1:23 Христа распятого Единственное настоящее чудо и единственная настоящая мудрость. Это была единственная весть, которую хотел проповедовать Павел, потому что только она имела силу спасти всех уверовавших.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 1 глава 23 стих)

1:23 Но Павел не стал угождать их желаниям. Он говорит: «Мы проповедуем Христа распятого». Как кто-то сказал, «он не был любящим знамения иудеем или любящим мудрость греком, но любящим Спасителя христианином».

Для иудеев распятый Христос был соблазном. Они ожидали могущественного полководца, который освободил бы их от римского гнета. Вместо этого Евангелие предложило им Спасителя, пригвожденного к позорному кресту.

Для еллинов распятый Христос был безумием. Они не могли понять, каким образом Тот, Кто умер, как им казалось, таким слабым и неудачливым, вообще мог решить их проблемы.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 1 глава 23 стих)

Стихи 17−31. Здесь описаны:

I. Метод, применяемый апостолом Павлом в проповеди Евангелия и креста Христова: ...нее премудрости слова (ст. 17) и не в убедительных словах человеческой мудрости (1Кор 2:4), чтобы не упразднить креста Христова, чтобы успех Евангелия приписывался истине, а не силе ораторского искусства; простому и ясному учению о распятом Христе, а не красноречию проповедующих его. Он проповедовал Христа распятого простым язы ком, говоря народу о том, что Христос Иисус, распятый в Иерусалиме, — Сын Божий и Спаситель каждого человека, и что всякий же лающий спастись должен покаяться в своих грехах и уверовать в Него. Эта истина не нуждается в искусственном расцвечивании, она величественно сияет своим собственным светом и побеждает мир своим божественным авторитетом и явлением Духа без всякого человеческого содействия. Простая проповедь о распятом Иисусе обладает большей силой, чем все красноречие и вся философия языческого мира.

II. Различные результаты этой проповеди: для погибающих она есть юродство, а для нас спасаемых сила Божия, ст. 18. Она для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов.., Божия сила и Божия премудрость, ст. 23−24.

1. Распятый Христос — камень преткновения для иудеев, через который они никак не мог ли перешагнуть. Они презирали Его и смотрели на Него с отвращением, потому что Он был повешен на древе и потому что не дал им тех знамений, каковые удовлетворили бы требованиям их ума, хотя Его божественная сила проявилась в Его бесчисленных чудесах. Иудеи требуют чудес, ст. 22.

2. Для эллинов Он был безумием. Они смеялись над повествованием о распятом Спасителе. Они искали мудрости. В простом учении о кресте не было ничего, что могло бы отвечать их вкусам, питать их тщеславие и дать удовлетворение их любопытному и сварливому нраву, поэтому они относились к нему презрительно и насмешливо. Надеяться, что тебя спасет Тот, Кто Себя-то не смог спасти! Довериться Тому, Кто был осужден и распят, как злодей; человеку низкого происхождения и бедному, подвергшемуся такой позорной смерти! Это было не по вкусу тех, кто гордился своим умом и образованием. Для эллинов это граничило с безумием — принимать такое учение и оказывать уважение такой личности; поэтому они были оставлены погибать в их гордости и упорстве. Примечание: Бог вполне справедлив, предоставляя самим себе тех, кто проявляет такое гордое презрение к Божией премудрости и благодати.

3. Для призванных и спасенных Он есть Божия сила и Божия премудрость. Призванные и освященные, принявшие Евангелие и просвещенные Духом Святым видят в учении о распятом Христе более славное проявление силы и премудрости Божией, чем в каких-либо других Его делах.

Заметьте: Спасенные принимают учение о кресте и познают на опыте таинства распятого Христа.

III. Торжество креста над человеческой мудростью, согласно с древним пророчеством (Ис 29:14): ...«погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (ст. 19−20). Вся высокая ученость этого мира была посрамлена христианским откровением и славным триумфом креста. Языческие политики и философы, иудейские раввины и книжники, любознательные исследователи тайн природы — все были приведены в полное замешательство. План Божий выходил за пределы понимания самых мудрых политиков и философов и самых великих претендентов на образованность как среди иудеев, так и среди эллинов. Когда Бог захотел спасти мир, Он сделал это Сам лично, и этому была веская причина, ибо мир своею мудростью не познал Бога.., cт. 21. Вся хвастливая наука языческого мира не привела и не могла привести мир к познанию о Боге. Люди кичились своим воображаемым знанием, еще дальше уводившим их от Бога, поэтому благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Юродством проповеди — юродством по мирским оценкам, а не в истинном смысле этого слова.

1. То, что проповедовал Павел, было безумием в глазах мудрых по-мирски людей. Мы получаем жизнь от Того, Кто умер; мы благословляемся Тем, Кто был сделан проклятием; оправдываемся через Того, Кто Сам был осужден, — все это было безумием для людей, ослепленных своим высокомерием, привязанных к своим предрассудкам и хвалящихся достижениями своего ума и своей философией.

2. То, как проповедовалось Евангелие, тоже было безумием для них. Ни один из известных своей мудростью или своим красноречием не был использован для насаждения церквей или распространения Евангелия. Несколько рыбаков были избраны и посланы на это дело. Им было поручено научить народы. Гордецы, претендовавшие на образование и мудрость, презирали евангельское учение из-за тех, кто распространял его. И тем не менее немудрое Божие премудрее человеков.., ст. 25. Божий методы, которые пустые люди склонны критиковать как немудрые и слабые, содержат в себе больше мудрости, истинной, чистой, приносящей добрые плоды, чем вся человеческая мудрость и ученость, вместе взятые: Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных, ст. 26 и далее. В христианстве много такого, что внешне выглядит незначительным и немощным. Ибо (1) Среди избранных на служение немного выдающихся чем-либо. Для провозглашения Евангелия благодати и мира Бог не избрал ни философов, ни ораторов, ни государственных деятелей, ни богатых и сильных людей мира. Ни мудрых по плоти, хотя люди склонны думать, что репутация мудрых и образованных могла бы много содействовать успеху благовестия. Ни сильных и благородных, хотя некоторые и воображают, будто мирская слава и сила могли бы расположить людей к принятию Евангелия. Бог смотрит не так, как человек. Он избирает для проповеди Евангелия и насаждения церквей немудрое и немощное мира сего, незнатное и уничиженное мира, людей простых по происхождению, незначительных по своему положению и необразованных. Он лучше нас знает, какие орудия и средства более всего послужат к Его славе.

(2) Не много из выдающихся по положению и достоинствам людей было призвано стать христианами. Как проповедники были бедными и простыми людьми, так и большинство обращенных. Не много мудрых, сильных и благородных приняло учение о кресте. Однако какая славная премудрость Божия открывается в Его плане спасения, в Евангелии!

IV. Описание того, как это замечательно соответствовало цели:

1. Низложения гордости и тщеславия людей. Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых.., — избрал людей необразованных, чтобы посрамить наиболее образованных; ...и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, — людей невысокого сословия и ранга, чтобы посрамить всю власть и авторитет земных царей; и незнатное мира и уничиженное... — то, что очень низко ценится или презирается у людей, чтобы посрамить все то, что они очень высоко ценят и почитают; ...и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — обращение язычников (которых иудеи презирали и унижали) открыло путь для упразднения того положения иудеев, которое было так дорого для них и так высоко ценилось ими, что они смотрели с презрением на весь остальной мир. Для иудеев язычники были ничего не значащими людьми. Евангелие же предназначено уничтожить гордость как иудеев, так и эллинов, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (ст. 29), чтобы не было никакого основания для похвальбы. План искупления мира был составлен исключительно премудростью Божией и был открыт исключительно благодатью Божией, человек не имел никакого отношения ни к тому, ни к другому. И как учение, так и метод его распространения одержали победу, несмотря на всю оппозицию со стороны человеческого искусства и человеческой власти: Бог затмил славу человеческую и совершенно посрамил его гордость. Евангельское домостроительство имеет целью смирить человека.

2. Как это соответствовало цели прославления Бога. В христианстве, в его сущности и жизни, имеется большая доля силы и славы. Хотя служители Евангелия — люди простые и необразованные, и обращенные ими принадлежат, в основном, к людям самого низкого социального положения, однако рука Господа всегда была с проповедниками Евангелия и могущественно действовала в сердцах слушателей; Иисус Христос являл Себя и для служителей и для простых христиан поистине великим и славным. Все, что мы имеем, мы имеем от Бога как от Источника, и во Христе и через Христа как Посредника. Бог сделал Его для нас премудростью, праведностью, освящением и искуплением, ст. 30.

Мы безумны, невежественны и слепы в духовных вопросах, при всех наших знаниях, которыми хвалимся, и Он стал для нас премудростью. Мы виновны, грешны, и Он стал для нас праведностью. Мы развращены и испорчены, и Он стал для нас освящением, источником нашей духовной жизни; от Него как Главы она сообщается всем членам Его мистического тела посредством Духа Святого. Мы были в узах, и Он стал для нас искуплением, нашим Спасителем и Избавителем.

Заметьте: Если Христос становится праведностью для души, то одновременно делается и ее освящением. Он никогда не снимает вины греха без того, чтобы не освободить от власти его; Он сделался для нас праведностью и освящением, чтобы в конечном счете стать совершенным искуплением, то есть избавить душу от присутствия греха и освободить тело от уз могилы. И все это для того, чтобы хвалящийся хвалился Господом, ст. 31. Божий план спасения смиряет человека и прославляет Бога.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 1 глава 23 стих)

Максим Исповедник (580−662)

а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие

Пилат есть образ естественного закона, а толпа иудеев — образ писанного закона. Тот, кто по вере не оказывается превыше обоих законов, не может воспринять Истину, превосходящую и естество, и разум. Наоборот, он непременно будет распинать [Бога] Слово, считая Евангелие, как иудей, соблазном и, как эллин, безумием.

Источник: Главы о богословии.

Ориген (~185−~254)

а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие

Мы получили силу от веры в Иисуса Христа распятого. И насколько мы утрачиваем эту веру, настолько лишаемся и силы иметь в себе то, что от Бога.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие

Для иудеев соблазн объясняется тем, что они слышат о Христе, Который называет Себя Сыном Божиим и упраздняет святую субботу. Для язычников же безумие, поскольку слышат в проповедях то, что не согласуется с мирской мудростью и кажется не отвечающим рассудку, будь то непорочное зачатие или воскресение из мертвых.

Источник: На Послания к Коринфянам


Открыть окно