Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 1 глава 20 стих)

που (#4544) где? Повторение слова вводит три риторических вопроса, на которые ожидается отрицательный ответ (Schrage). συζητητης (#5186) тот, кто задает вопросы; тот, кто спорит или обсуждает; спорщик. Три выражения: "мудрый", "книжник" ("знаток закона"), "спорщик" — описывают человеческую мудрость (Schrage). ουχι (#4049) не; усиленная форма от ου используется в вопросе, на который ожидается утвердительный ответ. εμωρανεν aor. ind. act. от μωραινω (#3701) считать глупым, делать глупым, считать ерундой, делать бессмысленным (TLNT; Schrage). Вневременной aor. (VA, 237) указывает на завершенное действие.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 1 глава 20 стих)

1:20 Где мудрец? Павел перефразирует Ис 19:12, где пророк говорит о мудрых египтянах, которые обещали, но так и не произвели мудрости. Человеческая мудрость всегда оказывается ненадежной и непостоянной (ср. ст.17; Пр. 14:12; Ис 29:14; Иер 8:9; Рим 1:18−23). книжник Возможно, Павел имеет в виду ассирийцев, которые посылали книжников с солдатами, чтобы вести запись захваченных трофеев. Господь позаботился о том, чтобы им не было чего записывать (Ис 33:18). совопросник Переведенное так с греческого слово, не имеющее эквивалента в Ветхом Завете, определяло тех, кто был сведущ в философских спорах.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 1 глава 20 стих)

1:20 Далее Павел бросает дерзкий вызов: «Где мудрец? где книжник? Где совопросник века сего?» Консультировался ли с ними Бог, когда задумывал Свой план спасения? Смогли бы они вообще выработать такой план искупления, если бы руководствовались собственной мудростью? Могут ли они опровергнуть что-либо из сказанного Богом? Ответ на это — категорическое «нет!» Бог обратил мудрость мира сего в безумие.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 1 глава 20 стих)

Стихи 17−31. Здесь описаны:

I. Метод, применяемый апостолом Павлом в проповеди Евангелия и креста Христова: ...нее премудрости слова (ст. 17) и не в убедительных словах человеческой мудрости (1Кор 2:4), чтобы не упразднить креста Христова, чтобы успех Евангелия приписывался истине, а не силе ораторского искусства; простому и ясному учению о распятом Христе, а не красноречию проповедующих его. Он проповедовал Христа распятого простым язы ком, говоря народу о том, что Христос Иисус, распятый в Иерусалиме, — Сын Божий и Спаситель каждого человека, и что всякий же лающий спастись должен покаяться в своих грехах и уверовать в Него. Эта истина не нуждается в искусственном расцвечивании, она величественно сияет своим собственным светом и побеждает мир своим божественным авторитетом и явлением Духа без всякого человеческого содействия. Простая проповедь о распятом Иисусе обладает большей силой, чем все красноречие и вся философия языческого мира.

II. Различные результаты этой проповеди: для погибающих она есть юродство, а для нас спасаемых сила Божия, ст. 18. Она для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов.., Божия сила и Божия премудрость, ст. 23−24.

1. Распятый Христос — камень преткновения для иудеев, через который они никак не мог ли перешагнуть. Они презирали Его и смотрели на Него с отвращением, потому что Он был повешен на древе и потому что не дал им тех знамений, каковые удовлетворили бы требованиям их ума, хотя Его божественная сила проявилась в Его бесчисленных чудесах. Иудеи требуют чудес, ст. 22.

2. Для эллинов Он был безумием. Они смеялись над повествованием о распятом Спасителе. Они искали мудрости. В простом учении о кресте не было ничего, что могло бы отвечать их вкусам, питать их тщеславие и дать удовлетворение их любопытному и сварливому нраву, поэтому они относились к нему презрительно и насмешливо. Надеяться, что тебя спасет Тот, Кто Себя-то не смог спасти! Довериться Тому, Кто был осужден и распят, как злодей; человеку низкого происхождения и бедному, подвергшемуся такой позорной смерти! Это было не по вкусу тех, кто гордился своим умом и образованием. Для эллинов это граничило с безумием — принимать такое учение и оказывать уважение такой личности; поэтому они были оставлены погибать в их гордости и упорстве. Примечание: Бог вполне справедлив, предоставляя самим себе тех, кто проявляет такое гордое презрение к Божией премудрости и благодати.

3. Для призванных и спасенных Он есть Божия сила и Божия премудрость. Призванные и освященные, принявшие Евангелие и просвещенные Духом Святым видят в учении о распятом Христе более славное проявление силы и премудрости Божией, чем в каких-либо других Его делах.

Заметьте: Спасенные принимают учение о кресте и познают на опыте таинства распятого Христа.

III. Торжество креста над человеческой мудростью, согласно с древним пророчеством (Ис 29:14): ...«погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (ст. 19−20). Вся высокая ученость этого мира была посрамлена христианским откровением и славным триумфом креста. Языческие политики и философы, иудейские раввины и книжники, любознательные исследователи тайн природы — все были приведены в полное замешательство. План Божий выходил за пределы понимания самых мудрых политиков и философов и самых великих претендентов на образованность как среди иудеев, так и среди эллинов. Когда Бог захотел спасти мир, Он сделал это Сам лично, и этому была веская причина, ибо мир своею мудростью не познал Бога.., cт. 21. Вся хвастливая наука языческого мира не привела и не могла привести мир к познанию о Боге. Люди кичились своим воображаемым знанием, еще дальше уводившим их от Бога, поэтому благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Юродством проповеди — юродством по мирским оценкам, а не в истинном смысле этого слова.

1. То, что проповедовал Павел, было безумием в глазах мудрых по-мирски людей. Мы получаем жизнь от Того, Кто умер; мы благословляемся Тем, Кто был сделан проклятием; оправдываемся через Того, Кто Сам был осужден, — все это было безумием для людей, ослепленных своим высокомерием, привязанных к своим предрассудкам и хвалящихся достижениями своего ума и своей философией.

2. То, как проповедовалось Евангелие, тоже было безумием для них. Ни один из известных своей мудростью или своим красноречием не был использован для насаждения церквей или распространения Евангелия. Несколько рыбаков были избраны и посланы на это дело. Им было поручено научить народы. Гордецы, претендовавшие на образование и мудрость, презирали евангельское учение из-за тех, кто распространял его. И тем не менее немудрое Божие премудрее человеков.., ст. 25. Божий методы, которые пустые люди склонны критиковать как немудрые и слабые, содержат в себе больше мудрости, истинной, чистой, приносящей добрые плоды, чем вся человеческая мудрость и ученость, вместе взятые: Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных, ст. 26 и далее. В христианстве много такого, что внешне выглядит незначительным и немощным. Ибо (1) Среди избранных на служение немного выдающихся чем-либо. Для провозглашения Евангелия благодати и мира Бог не избрал ни философов, ни ораторов, ни государственных деятелей, ни богатых и сильных людей мира. Ни мудрых по плоти, хотя люди склонны думать, что репутация мудрых и образованных могла бы много содействовать успеху благовестия. Ни сильных и благородных, хотя некоторые и воображают, будто мирская слава и сила могли бы расположить людей к принятию Евангелия. Бог смотрит не так, как человек. Он избирает для проповеди Евангелия и насаждения церквей немудрое и немощное мира сего, незнатное и уничиженное мира, людей простых по происхождению, незначительных по своему положению и необразованных. Он лучше нас знает, какие орудия и средства более всего послужат к Его славе.

(2) Не много из выдающихся по положению и достоинствам людей было призвано стать христианами. Как проповедники были бедными и простыми людьми, так и большинство обращенных. Не много мудрых, сильных и благородных приняло учение о кресте. Однако какая славная премудрость Божия открывается в Его плане спасения, в Евангелии!

IV. Описание того, как это замечательно соответствовало цели:

1. Низложения гордости и тщеславия людей. Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых.., — избрал людей необразованных, чтобы посрамить наиболее образованных; ...и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, — людей невысокого сословия и ранга, чтобы посрамить всю власть и авторитет земных царей; и незнатное мира и уничиженное... — то, что очень низко ценится или презирается у людей, чтобы посрамить все то, что они очень высоко ценят и почитают; ...и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — обращение язычников (которых иудеи презирали и унижали) открыло путь для упразднения того положения иудеев, которое было так дорого для них и так высоко ценилось ими, что они смотрели с презрением на весь остальной мир. Для иудеев язычники были ничего не значащими людьми. Евангелие же предназначено уничтожить гордость как иудеев, так и эллинов, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (ст. 29), чтобы не было никакого основания для похвальбы. План искупления мира был составлен исключительно премудростью Божией и был открыт исключительно благодатью Божией, человек не имел никакого отношения ни к тому, ни к другому. И как учение, так и метод его распространения одержали победу, несмотря на всю оппозицию со стороны человеческого искусства и человеческой власти: Бог затмил славу человеческую и совершенно посрамил его гордость. Евангельское домостроительство имеет целью смирить человека.

2. Как это соответствовало цели прославления Бога. В христианстве, в его сущности и жизни, имеется большая доля силы и славы. Хотя служители Евангелия — люди простые и необразованные, и обращенные ими принадлежат, в основном, к людям самого низкого социального положения, однако рука Господа всегда была с проповедниками Евангелия и могущественно действовала в сердцах слушателей; Иисус Христос являл Себя и для служителей и для простых христиан поистине великим и славным. Все, что мы имеем, мы имеем от Бога как от Источника, и во Христе и через Христа как Посредника. Бог сделал Его для нас премудростью, праведностью, освящением и искуплением, ст. 30.

Мы безумны, невежественны и слепы в духовных вопросах, при всех наших знаниях, которыми хвалимся, и Он стал для нас премудростью. Мы виновны, грешны, и Он стал для нас праведностью. Мы развращены и испорчены, и Он стал для нас освящением, источником нашей духовной жизни; от Него как Главы она сообщается всем членам Его мистического тела посредством Духа Святого. Мы были в узах, и Он стал для нас искуплением, нашим Спасителем и Избавителем.

Заметьте: Если Христос становится праведностью для души, то одновременно делается и ее освящением. Он никогда не снимает вины греха без того, чтобы не освободить от власти его; Он сделался для нас праведностью и освящением, чтобы в конечном счете стать совершенным искуплением, то есть избавить душу от присутствия греха и освободить тело от уз могилы. И все это для того, чтобы хвалящийся хвалился Господом, ст. 31. Божий план спасения смиряет человека и прославляет Бога.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 1 глава 20 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Где премудр? где книжник? где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость века сего

Что я говорю правду, продолжим речь Апостола, вот вам доказательство: се крест, слово о коем спасает верующих. Спасительности его отвергать нельзя, ибо опыты сего у всех пред глазами: слышат слово крестное, веруют, принимают крещение и являются новою тварию; новыми себя они ощущают, новыми видят их другие. Другой у них ум, другие чувства, другие дела. Те, которые за час были то же, что все, по выходе из купели стали совсем иные. Там они приобщились силе крестной. Итак, не спасительна ли сила креста? Но объясните нам ее! Где вы, премудрые? Где книжники? Где совопросники века сего? Придите, углубитесь вашею мудростию в дивное дело сие и растолкуйте нам, отчего так, что поверь только, что Бог, воплотившись, умер на кресте для спасения нашего, и крестись, — и вдруг сделаешься совсем другой! Вот вам целые общества этих обновленных дивным образом людей! И никто ни слова. И вот дело, которым Бог показал, что вся мудрость века сего есть безумие, обуи — обезумил ее. А что они называют слово крестное, проповедь о Распятом и веру в Него безумием, то тем еще более обличают свое безумие: ибо не безумно ли называть дело безумным, когда оно пред очами всех оправдывает свою мудрость?

«Сказав: писано есть: погублю премудрость премудрых, он присовокупляет доказательство на это от дел и говорит: где премудр, где книжник? » (святой Златоуст) — Всех их препобедила проповедь крестная. Называет же премудрым украшающегося эллинским велеречием, книжником — иудейского учителя, величающегося ведением закона, а совопросником — иудея и эллина, долго упражнявшегося в искусстве словопрения (Феодорит). Апостол хотел сказать: какого бы ранга ни был человек, хвалящийся мудростию человеческою, всех их посрамил крест; чрез него Бог мудрость их обуи, то есть «показал, что она безумна и к делу веры не гожа. Так как люди высоко думали о ней, то Он прямо обличил ее. Что это за мудрость, если она не может не только найти, даже понять, где главное благо наше? Он обличил ее безумие, потому что она наперед обличила в этом сама себя» (святой Златоуст).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Иларий Пиктавийский (~315−367)

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие

Здесь молчат мудрые мира и разумные века сего, ибо они отвергли премудрость Божию.

Источник: О Троице.

Игнатий Богоносец

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие

Мой дух — прах перед крестом, который для неверующих — соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь. Где мудрец, где совопросник, где хвастовство так называемых разумных?

Источник: Послания.

Ефрем Сирин (~306−373)

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие

Итак, где мудрость, которая гордится? Или книжник, который хвалится? Или изыскатель, который исследует хитростью и остроумием изыскания сего века? Ибо вот глупою сделал Бог, то есть отверг и презрел Бог, мудрость сего мира (Ис 33:18).

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие

Тогда обуи Бог премудрость мира сего, тленную и пресмыкающуюся по земле, когда Ипостасная Премудрость, сотворившая веки (Евр 1:2), снизшедши сюда, людям, говорящим варварскими языками и невеждам, поручила проповедывать небесные догматы. И одна премудрость мира сего сокрылась в расселины гор, а другая во всю землю изыде и воссияла в концы вселенныя (Рим 10:18).

Источник: Письма. Книга I.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие

Что значит премудрость мира сего? Это премудрость стихийная, земная, которая далее тесных для духа пределов земли ничего не видит и не понимает, которая премудра на зло человеку, на устроение ему вечной погибели и совершенно слепа и глупа, чтобы вести его к истинному счастию. Так как по своей слепоте она не видит света небесной премудрости и не может принять его, то в своей глупой самомнительности почитает небесную премудрость буйством, чем-то нездравомысленным, нелепым. Но терпит ли что от этого премудрость Божия, спасающая людей? Нисколько. Так как человек в первобытном своем состоянии, когда обладал премудростию Божиею и имел ясный и светлый ум, не уразумел Бога посредством этой премудрости и пал, то Бог благоизволил спасти верующих в конце веков буйством проповеди; кто не умел пользоваться как должно премудростию Божией для познания Бога, того надо было предать превратному уму — делать непотребства (Рим 1:28), чтобы он узнал, какое великое сокровище для человека премудрость, и уже не чрез премудрость, а чрез буйство проповеди вести его к познанию о Боге, о делах Его домостроительства. Кроме того, пред людьми всегда была открыта полная премудрости Божией вселенная; пред ними были исполненные премудрости Писания: Закон, Пророки и Псалмы. Если они в этих делах премудрости Божией не уразумели Бога, то чем же нужно было их привести к спасительному познанию о Нем? Не другим чем, как буйством проповеди — средством, противоположным для премудрых мира, но в существе своем самым премудрым у Бога: немудрое Божие премудрее человеков… Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (ст.25, 27−29).

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие

Приведши свидетельство из Писания, доказывает потом мысль свою от дел, и обличает как эллинов, словами где мудрец, то есть философ, так и иудеев, словами где книжник? А совопросниками назвал тех, которые все основывают на умозаключениях и исследованиях. Никто из них не спас нас; но вывели нас из заблуждения рыбари. Выражение не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? стоит вместо: показал, что она безумна, потому что не могла найти истину.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие

Не одно и то же быть просто мудрым и мудрым в этом веке (1Кор 3:18). Ибо первое, сказанное без дополнения, означает истинную мудрость. Подобным образом разумей и безумие. Не одно и то же быть просто безумным и быть безумным в этом веке. Ведь без дополнения «в этом веке» это означает настоящее безумие. Итак, мы, веря словам Премудрости, получаем повеление сделаться в этом веке безумными (1Кор 3:18).

Источник: Фрагменты.

Севериан Габальский (?—~408)

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие

Мудрец — у греков, а книжник — у иудеев.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие

Этими словами Павел начинает критику как евреев, так и язычников, поскольку и иудейские книжники, и учители закона одинаково убеждены в безумии веры в Бога Сына. Сходным образом и язычники находят достойной насмешек веру в Сына Бога. Однако евреи не верят на том основании, что-де нигде в законе это открыто не обозначено; язычники же в своем суждении относят это к безумию потому, что, согласно их мирскому разумению, ничто без соития произойти не может.

Совопросник века сего — это человек, который расчетами по двенадцати созвездиям Зодиака определяет причины событий в мире рождения и смерти и полагает, что ничто в мире не может произойти иначе, как по движению звезд

Не безумной ли создал Господь мудрость мира сего? Безумной стала мудрость мира сего: полагающая себя мудрой найдена нецеломудренной. Провозгласила невозможное возможным, Бога равнодушным к Своему творению. Найдется ли какое-либо суждение о Боге более безумным, чем то, по которому Он сотворил мир, но о нем не заботится? Будто сотворенное к Творцу не относится? Мудрецы века, видя кого-то благополучно процветающим, кого-то угнетенным, праведников в презрении, злодеев в славословии, пришли к вере в незаинтересованного Бога. Тот, кто говорит о Боге, что Он равнодушен, менее всего способен отрицать в равнодушном злонамеренность и несправедливость.

Источник: На Послания к Коринфянам


Открыть окно