Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 1 глава 14 стих)

ευχαριστω praes. ind. act. от ευχαριστεω (#2373) благодарить (см. ст. 4). εβαπτισα aor. ind. act. от βαπτιζω (#966) крестить. ει μη (#1623:3590) кроме, только (BD, 221).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 1 глава 14 стих)

1:14 Криспа Начальник синагоги в Коринфе, который обратился от проповеди Павла (Деян 18:8). Своим обращением он повлек за собой многих. Гаия Поскольку Послание к Римлянам было написано в Коринфе, возможно, этот человек и есть хозяин дома, о котором говорится в Рим 16:23.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 1 глава 14 стих)

1:14 Рост числа группировок в Коринфе вынудил Павла благодарить Бога за то, что он крестил только некоторых из тамошней общины. Среди тех, кого он крестил, Павел называет Криспа и Гаия.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 1 глава 14 стих)

Стихи 14−16. В этих стихах апостол дает отчет о своем служении среди коринфян. Он благодарит Бога, за то что крестил очень немногих из них: Криспа — бывшего начальника синагоги в Коринфе (Деян 18:8), Гаия и Стефанов дом, и говорит при этом, что не помнит, чтобы крестил еще кого-нибудь. Но было ли это правильным — благодарить за это Бога? Разве это не входило в миссию апостолов — крестить все народы? И мог ли Павел благодарить Бога за пренебрежение этой обязанностью? Не следует понимать его слова так, будто он благодарит Бога, за то что вообще не крестил; нет, он благодарит за то, что не сделал этого в данных обстоятельствах, чтобы не дать повода для ложных измышлений — будто он крестил во имя свое, чтобы приобрести учеников себе или стать главою секты. Крестить он предоставил другим служителям, а себя полностью посвятил более полезному труду — проповеди Евангелия, — поглощавшему все его время. Он полагал, что был предназначен больше для этого дела как более важного, чем для другого. Именно в этом смысле он и говорит: Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать... — не столько крестить, сколько благовествовать. Примечание: Служители должны считать, что они посланы и особенно отделены на то служение, которое наиболее содействует прославлению имени Христа и спасению душ и для которого они более всего подготовлены, хотя не должны пренебрегать никакими своими обязанностями. Основное служение Павла среди коринфян заключалось в проповеди Евангелия (ст. 17), креста (ст. 18), Христа распятого, ст. 23. Он не проповедовал свои собственные идеи, но только Евангелие — благую весть о мире, о примирении с Богом через распятого Искупителя. Распятый Христос — это основание всех наших радостей. Через Его смерть мы обрели жизнь. Это то, о чем проповедовал Павел, что должны проповедовать все служители и чем живут все святые.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 1 глава 14 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия

Для чего вы гордитесь тем, что крестите, когда я благодарю Бога за то, что не совершал крещения? Этими словами он мудро низлагает такое их высокомерие; унижает не силу крещения, — да не будет, — но гордость превозносившихся совершением крещения, во-первых, показывая, что это не их дар, и во-вторых, за себя благодаря Бога. Крещение важно, но важность сообщает ему не крещающий, а Призываемый в крещении. Совершение крещения ничего не значит относительно труда человеческого, а даже гораздо менее благовествования. Крещение, повторю опять, есть дело важное, и без крещения невозможно получить царствия небесного; но совершить его может человек и не очень важный, а благовествование требует великого труда.

Источник: Гомилия 3 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Благодарю Бога, яко ни единаго от вас крестих, точию Криспа и Гаиа

Благодарит Бога, что не крестил, не потому, чтобы совершать крещение не считал делом важным или бы унижал силу крещения, но потому, что чрез это избавился от невинного даже подаяния повода к разделению или усилению толков, кои разделяли там верующих. Надо положить, что в числе причин, почему кто избирал себе кого в головы предпочтительно пред другими, было и то, что крещен им. Если и при том, что Апостол никого почти не крестил, составилась часть, считавшая его своим главою, что было бы, если б он всех, им обращенных, крестил. Он и благодарит Бога, что не крестил, и чрез то не подал никому повода отклоняться вниманием от Христа Господа. Он всех к Господу приводил и радовался, когда кто подобно ему мог говорить: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Видя, что крещенные ближе к себе ставили крестивших, чем Господа, во имя Коего крещены, благодарит Бога,что никакого участия не имеет в этом неугодном Господу направлении умов. Если б было так, говорит как бы он, тогда моей скорби и болезням сердца моего не было бы конца, что хотя без вины, но был причиною того, что иной ближе бы имел во внимании его, нежели Господа. Языком Апостола движет его безмерная любовь к Господу. Этим он и всем дает такой урок: «Не говори мне, кто тебя крестил, но во чье имя? Важно не то, кто крестил, но кто призывается в крещении ибо Этот отпускает грехи. Крещение важно, но эту важность сообщает ему не крещающий, а Призываемый в крещении. Совершение крещения ничего не значит относительно труда человеческого; но само по себе столь важно, что без него невозможно получить Царствия Небесного. Но такова сила его не от того, кто крестит, а во имя Кого крещение совершается» (святой Златоуст).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 14−17 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова

Благодарю Бога, что никого из вас я не крестил, — ибо двоих из вас я крестил, дабы вы знали, что я совершил крещение именем Христа.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Благодарю Бога, что Я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия

Для чего, говорят, гордитесь вы тем, что крестите, когда я благодарю Бога за то, что не крестил? Так говорит не для того, чтобы уменьшить важность крещения, но для того, чтобы обуздать коринфян, хваставшихся крещением. Ибо крещение есть дело важное, а крестить — неважное.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия

Благодарит Бога апостол за то, что не многих из коринфян окрестил, поскольку сам через это не впал в заблуждение, иначе от имени его заблуждение было бы во многих, спорящих через то о крестящих и окрещенных, которые во уничижение крещения Спасителя Его благодать приписывали бы человекам, им приписывая причину славы. Но так случалось, как и теперь новациане и донатисты, которые крещение себе приписывают, наших крещеных не признают, а своим крещеным передают славу в своей персоне. Отчего, от имени Христова отрекшиеся, они себя «новацианами» и «донатистами» называют и тем себя славят. Крисп же и Гаий суть коринфяне, которых Павел для свидетельства называет, поскольку так они окрещены апостолом, что никакой славы ему по этому поводу не приписывали.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 14−16 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю

Ап. благодарит Бога за то, что Он поручил ему другое, более важное, чем совершение крещения, дело — дело проповеди (ср. ст. 17). Если бы он совершал часто крещение над обращавшимися в христианство, то могли бы сказать, что он делает это для прославления своего имени или даже, что он крестит в свое имя. При тогдашнем религиозном брожении, когда повсюду появлялись новые системы и новые культы, такой выдающийся проповедник как Павел легко мог основать свою религию, заставить веровать в свое имя, а не во имя Христово… Из крещенных им самим Павел упоминает начальника иудейской синагоги в Коринфе — Криспа (Деян XVIII:8) и Гаия, у которого в доме жил одно время Апостол Павел (Рим XVI:23). Третье исключение представлял собою дом Стефаноса (Стефанов), который был в числе депутатов, явившихся к Павлу из Коринфа в Ефес.

См. также Толкование на 1 Кор1:10


Открыть окно