I. Он призывает коринфян к единству и братской любви и укоряет за их разделения между собой. От людей, желающих им добра, Павел получил сообщение о том, что между ними есть споры. Он обращается к ним в очень любезной форме: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа... — будьте единодушны, если вы имеете уважение к этому дорогому и достойному имени, которым называетесь. Чтобы все вы говорили одно и избегали разделений, или раскола (как значит это слово в оригинале), то есть всякого отчуждения друг от друга. Чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях, насколько это в ваших силах. Будьте единомысленны в великих вопросах веры, но если и нет единства в суждениях, то пусть будет единство в любви».
II. Павел намекает на источник разногласий. В основании их лежит гордость, именно она приводит к разделениям. Коринфяне ссорились из-за служителей. Любители спорить разделились на партии и во главе каждой из них поставили своего служителя: одни превозносили Павла, может быть, как самого духовного учителя, другие — Аполлоса, возможно, как самого красноречивого проповедника, третьи — Кифу, то есть Петра, за его авторитет как самого старшего или за то, что он был апостолом обрезанных, а четвертые — вообще никого из них, а только лишь Христа. Так самое прекрасное в этом мире может подвергнуться извращениям; даже Евангелие и его установления, находящиеся между собою в совершенной гармонии, могут стать предметом разногласий, вражды и споров. Это не бесчестит нашу христианскую веру, но обнаруживает испорченность и развращенность человеческой природы.
Заметьте: Как далеко может завести гордость человеческая — до оппозиции христиан друг против друга! Так далеко, что Христа противопоставляет собственным Его апостолам, а их делает противниками и соперниками.
III. Он рассуждает с ними об их разногласиях и ссорах: «Разве разделился Христос? Нет, существует только один Христос, поэтому все христиане должны иметь одно сердце. Разве Павел распялся за вас? Разве он был вашим искуплением и жертвой? Или во имя Павла вы крестились? Разве вы посвятили себя на служение мне или сделались моими учениками, когда принимали святое водное крещение?» Служители, какими бы хорошими они ни были для нас, не должны заменять Христа. Не должны присваивать себе власть Христа или поощрять что-либо такое в народе Божием, что выглядело бы подобно передаче им власти Христа. И каким бы счастьем было для церквей, если бы ничье имя не вызывало разделений между ними, как не разделяется Христос.
Еда разделися Христос? Еда Павел распятся по вас, или во имя Павлово крестистеся
Одних этих вопросов достаточно было, чтобы разорить паутинные сплетения коринфских мудрецов: «Апостол не доказывает, а только предлагает вопрос, в знак очевидной нелепости заключающейся в нем мысли» (Святой Златоуст). Еда разделися Христос? Христос есть единый глава Церкви; и Церковь есть едино тело под главою Христом. Как же вы наделали себе столько глав? Как при этом и тело Церкви пребудет едино, будучи поставлено под разные главы? «Значит вы разделили Христа и расторгли тело Его» (Святой Златоуст). Святой Златоуст прибавляет затем: «некоторые находят здесь и такую мысль: разве Христос расторг и разделил Церковь между людьми, и одну часть взял Себе, а другую отдал им?»
Апостол, сказавши этим, что мы все соединены под единым Христом Господом и потому нелепо избирать себе в головы человека, хочет сказать теперь, что и все блага духовные мы имеем непосредственно от Него. И потому нелепо прилепляться так к людям и как бы чаять от них всего. Он умер за нас, и мы, чрез святое крещение вступая в общение смерти Его, приемлем отпущение грехов и ветхую жизнь переменяем на новую благодатную. В этот собственно момент мы становимся и христианами. Сказать бы только: как же все это вы перезабыли? Но святой Павел сильнее и впечатлительнее выражает все это вопросами: еда Павел распятся по вас? Или во имя Павлово крестистеся? Блаженный Феодорит мысль Апостола здесь сокрытую так изображает: «Не Он ли один за всех вас приял смерть? Не в Его ли имя прияли вы благодать крещения? Человеческих ли имен призывание даровало вам оставление грехов?» Но контраст в слове Апостола поразителен. Он должен был заставить встрепенуться всех противностию толков их первым основам веры во Христа Господа. Они не могли после сего не сказать себе: как эта простая мысль не пришла нам в голову при наших пустых спорах. Теперь ясно как день, как неосновательно наше смышление. Вразумление, отсюда исходящее должно было быть полное. Святой Павел и не продолжал более говорить о сем. «Ясно доказано, что честь, какую воздавали коринфяне своим учителям, никому не может принадлежать кроме Господа» (Святой Златоуст).
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились
Неужели, говорит, Павел распялся за вас, или во имя Павла вы крестились, — если уже так тщеславно хвалитесь именем Павла?
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Разве разделился Христос
Зачем разделили вы Христа? Зачем расторгли тело Его? Речь, исполненная гнева. Некоторые же слова разве разделился Христос? понимали так: разве Христос разделил Церковь с людьми и одну часть взял Себе, а другую отдал им?
Разве Павел распялся за вас
Этим опровергает неразумное поведение их, и упоминает о своем имени, дабы не подумали, будто он упоминал об именах других по зависти. Не сказал же: разве Павел сотворил или привел вас из небытия в бытие? но, что гораздо более, показывая неизреченное человеколюбие Христово, говорит о кресте. Не сказал также: разве Павел умер?, но: распялся, указывая тем на мнимую бесчестность смерти.
Или во имя Павла вы крестились
И я, говорит, крестил многих, но во имя Христово. Говорит о крещении потому, что причиной разделения было и то, что называли себя по именам крестивших. Но не в том дело, кто крестил, а в том, в чье имя крестит; ибо Христос отпускает грехи, а не тот, кто крестит
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились
Разделенным Павел называет Христа, поскольку славу Его люди себе приписывают. Например, еретики фотиниане и ариане, или катафригии, или новациане, или донатисты, или манихеи , — называться так не боятся. Так же и коринфяне начали делиться по именам различных еретиков, чтобы выглядело все так, будто вместо Христа почитаются человеки. Те же, кто различия во Христе принимает, разделяют Христа. Один почитает Христа как просто человека, другой толкует о Христе как о чистом божестве без человека или плоти. Иной утверждает, что Христос предсказан через пророков, иной отрицает упоминание Христа пророками. В то время как Христос един есть Бог и Сын Человеческий, те, то одно, то другое из Него себе присваивая, разделяют Христа. А поскольку по именам своим создают много церквей, добавляет здесь апостол Павел: Разве Павел распялся за вас? И оттого с себя начал, чтобы не дать повода думать, что хочет принизить статус других. Ибо, если Христос, говорит он, смерть принял за нас, как можно так несправедливо в отношении Христа приписывать Его благодать и благословение человекам?
Источник: На Послания к Коринфянам
Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились
Разве разделился Христос? этот упрек Павел обращает к партии Христовых, которая полагала, что она одна имеет истинного Христа, тогда как остальные христиане почитают, очевидно, кого-то другого. Нет — хочет сказать Ап. — Христос у всех христиан один и тот же! Нельзя делать Христа достоянием какой-либо партии! — Разве Павел распялся за вас?… этот и следующий вопросы показывают нелепость поведения тех, кто называл себя Павловыми вместо того, чтобы называть себя учениками Христовыми. Первый вопрос, в частности, относится к деятельности Христа как искупителя, а второй к Его положению как Главы Церкви.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 1Кор 1:10
Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились
Вопрос «Разве разделился Христос?» был почти что первым, о чем апостол Павел спросил у Коринфян. Христос не может быть разделенным, поскольку Он всегда один во всей Своей полноте. Вот почему Церковь тоже всегда во всей своей полноте и в полном единстве, потому что она есть Тело Христово, которое не может быть разделенным. Где Тело Христово, там и Христос, поскольку невозможно отделить Христа от Его Тела или Тело от Христа. Тело Христово неразделимо, потому что Христос неразделим. Связь между Христом и Его Телом, связь, которую нельзя разорвать, являет другой аспект Церкви: она есть Христос в Своем Теле. Следовательно, будет ошибочным ставить вопрос об идентичности Христа и Церкви. В самом деле, понятие об идентичности принадлежит земному миру, и тогда не нужно его приспосабливать к тому, что превосходит пределы этого мира. Церковь идентична Христу, потому что она Его Тело, неотделимое от Него, но также она не идентична Ему, потому что она лишь только Его Тело, но не Он Сам Христос остается личным Христом и не становится Христом коллективным и пантеистическим. Существуют понятия, которые не могут быть полностью постигнуты нами, и всякая попытка их рационализировать фальсифицирует сами понятия. Концепция Церкви как Христа в Своем Теле воспринимается не в порядке некой богословской спекуляции, но благодаря евхаристическому восприятию Церкви. Как в Евхаристии хлеб и вино являются Его Телом, в котором Он присутствует в Своем земном и прославленном состоянии, так и Церковь есть Христос в Своем Теле. Понятие Церкви как Христа в Своем Теле встречается часто в трудах апостола Павла. Когда он спрашивал у Коринфян: «Разве разделился Христос?», Христос мог означать «Церковь». Когда апостол Павел в своем послании к Коринфянам оканчивает описание «тела-σώμα», которое состоит из множества членов, словами «так и Христос» (1Кор 12: 12), то здесь также под «Христом» он подразумевает «Церковь», у которой множество членов. Это учение могло зародиться в мысли апостола Павла от самого понятия σώμα, соответствующий арамейский или древнееврейский эквивалент которого (bisra или basar) может означать и тело, и всего человека. Очень вероятно, что источник этого учения следует искать в личном опыте апостола Павла. В своей речи перед Агриппой он цитирует слова, обращенные к нему Христом: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?<…> Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян 26:14−15). В своем послании к Галатам апостол Павел говорит, что перед своим обращением он жестоко гнал и опустошал Церковь Божию (1: 13); но из своей первой встречи с Христом он узнал, что, преследуя Церковь, он преследовал именно Христа. Этот первый опыт апостола был основой всей его экклезиологии — Церковь есть Христос в Своем Теле, но этот опыт полностью открылся ему только в евхаристической жизни.
Источник: Церковь Божия во Христе.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента