I. Приветствующий, названный не по имени, а по его отличительному признаку: Старец. Выражения, стиль этого послания и любовь, с какой оно написано, свидетельствуют о том, что оно принадлежит перу того же человека что и предыдущее послание; теперь это уже был старец, возможно, самый старый апостол из живущих в то время, главный старец в Церкви Божией. Старцев в древнем доме Израиля почитали, или должны были почитать, тем более так должно быть в евангельском Израиле Божием. Старый ученик заслуживает почтения, тем более старый апостол и лидер учеников. Много увидев и вкусив небесного, он был теперь старым по опыту жизни и святого служения и стал гораздо ближе к небу, чем когда только что уверовал.
II. Приветствуемые — знатная матрона-христианка с детьми: Избранная госпожа и ее дети. Госпожа — это женщина высокого происхождения, образованная и состоятельная. Хорошо, что Евангелие достигает таковых. И печально, что людей высшего сословия надо знакомить со Христом и Его учением. Они обязаны Ему значительно больше, чем другие; хотя обычно немного благородных среди избранных. Здесь представлен пример для высокопоставленных женщин. Избранная госпожа, не просто избранная, но избранная Богом. И ее дети; вероятно, эта женщина была вдовой; она и ее дети составляли главную часть семьи, и это определило стиль послания. Это хорошо, когда пишут семьям с той целью, чтобы ободрить и наставить членов ее по вопросам взаимной любви, порядка и обязанностей друг перед другом. Мы видим, что и дети могут упоминаться в христианских посланиях, они тоже должны знать их, это послужит для их ободрения и предостережения. Кто любит детей, тот склонен интересоваться ими. О госпоже и ее детях далее говорится как о достойных уважения:
1. Самого апостола: Которых я люблю по истине, или истинно, люблю искренно и сердечно. Тот, кто был любимым учеником, научился искусству, или служению, любви, и особенно он любил тех, кто любил Его, Господа, любившего его.
2. Всех ее знакомых христиан, всех благочестивых людей, знавших ее: И не только я, но и все познавшие истину. Добродетель и благость в высших кругах распространяет яркий свет. Истина требует признания, и те, кто видят доказательства чистой религии, должны засвидетельствовать о них; это добрый знак и великий долг — любить и ценить веру в других. Основанием любви и уважения, оказываемых этой госпоже и ее детям, было их отношение к истине: Ради истины (то есть ради истинной веры), которая пребывает в нас и будет с нами в век. Христианская любовь основывается на проявлении живой веры. Подобное порождает чувство любви. Те, кто сами любят истину и веру, будут любить их и в других, или любить других ради них. Апостол и другие христиане любили эту госпожу не столько за ее благородство, сколько за ее святость; не столько за ее благотворительность, сколько за ее серьезное христианство. Мы должны быть благочестивы не только порывами, по временам, при определенных настроениях или в определенные периоды; благочестие должно всегда пребывать в нас, в наших умах и сердцах, в нашей вере и любви. Надо надеяться, что где благочестие действительно обитает, оно будет пребывать там всегда. Мы можем предполагать, что Дух Христианства не исчезнет совсем:
И будет III. Приветствие, которое в действительности является апостольским благословением: Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви, ст. 3. Святая любовь изливает благословения на эту уважаемую христианскую семью; тем, кто имеет, дано будет еще. Заметьте:
1. От кого исходят эти благословения.
(1) От Бога Отца, Бога всякой благодати. Он — источник блаженства и всех благословений, ведущих нас к нему.
(2) От Господа Иисуса Христа. Он тоже является источником этих небесных благословений, и через Него они передаются. Его отличительная черта: Он есть Сын Отчий, такой Сын, каким не может быть никто другой, кроме Него; Он — сияние славы Божией и образ ипостаси Его, Он есть также вечная жизнь, которая была у Отца, 1Ин 1:2.
2. О чем просит апостол для этих Божиих людей.
(1) О благодати — о Божием благоволении и расположении, источнике всех благ; поистине это есть благодать, когда грешному смертному даруется любое духовное благословение.
(2) О милости — прощении и помиловании, получаемых даром; уже обогатившиеся благодатью постоянно нуждаются в прощении.
(3) О мире — невозмутимом состоянии духа и спокойствии совести, об уверенности в примирении с Богом, в сочетании с надежным и освященным внешним благоденствием. Все это желает им апостол в истине и любви, что означает либо искреннюю и горячую любовь приветствующего (он просит за них с верой и любовью Бога Отца и Господа Иисуса Христа), либо истину и любовь, пребывающие в приветствуемых. Эти благословения будут постоянно охранять истинную веру и любовь в избранной госпоже и ее детях. Да будет так!
IV. Поздравления по поводу доброго поведения других детей этой превосходной госпожи, ст. 4. Блаженны родители, которых Бог благословил многочисленными благочестивыми потомками! Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца, ст. 4. Возможно, сыновья этой госпожи много путешествовали, либо в целях образования и ознакомления с этим миром, либо по своим личным или общим семейным делам; во время этих путешествий могли попасть в Ефес, где в то время, предположительно, жил апостол, и иметь там с ним чудесное общение. Какое благо — с ранних лет воспитываться в вере! Хотя вера не должна основываться на воспитании, однако воспитание может быть благословенным, и часто так и бывает; оно является средством защиты юных душ от заразы неверия. Пусть же юные путешественники научатся повсюду нести с собой свою веру, а не оставлять ее дома и не перенимать дурные обычаи тех мест, какие они посещают. Можно отметить также, что иногда избрание происходит по прямой линии; здесь мы имеем такой случай — избранная госпожа и ее избранные дети; дети могут быть возлюблены ради их родителей, но и те и другие избираются все же по благодати. Из радости, какую выражает здесь апостол, мы можем заметить, как приятно видеть детей, следующих по добрым стопам своих родителей; видящие это могут поздравить родителей с этим и побудить как родителей, так и детей прославить Бога за такое великое благословение и еще более утешиться в нем. Как блаженна была эта госпожа, воспитавшая так много детей для неба и для Бога! И какой великой радостью было для этой милостивой государыни слышать добрый отзыв о своих детях от такого доброго судьи! Можно далее заметить, что это радует добрых старых служителей и других добрых старых учеников, когда они видят подрастающее поколение, подающее добрые надежды, тех, кто может продолжить служение Богу и поддержать веру в мире после их ухода с земли. Мы видим здесь также правило хождения в истине, а именно: заповедь от Отца. Наше хождение будет истинным и наше поведение правильным, когда мы будем руководствоваться Словом Божиим.
Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви
К словам: от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, прибавил еще: Сына Отчего. Ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле (Ефес 3, 15). В истине и любви. Этими словами придает достоверность речи и указывает признак любви, о которой говорит. Мир — то есть мир истинный и твердый, а не по одному только виду.
Источник: Толкование на Второе послание святого апостола Иоанна.
Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви
Да будет с вами и проч.: у апостола Петра в приветствиях читателям призывается на них благодать и мир (1Пет 1:2; 2Пет 1:2), в большей части посланий апостола Павла — так же, в некоторых же у него, как и здесь, — благодать, милость и мир (1Тим 1:2; 2Тим 1:2; Тит 1:4). Благодать — совокупность всех сил и дарований духовных, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Еф 2:4−10; Рим 3:24); милость — милосердие, сострадание, или сострадательная любовь к бедному и смиренному человеку, которая так необходима ему во всех, даже возможно-высших степенях духовного совершенствования его (Лк 10:30−37); мир — успокоение в Боге духа, по примирении его искупительной жертвой Христа Спасителя (ср. 1Пет 1:2). — От Бога, Который есть Отец и Господа Иисуса, и всех верующих, и от Господа Иисуса Христа, Богочеловека, искупившего мир и примирившего его с Богом. — Сына Отчего: «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына» (Феофилакт). — В истине и любви: это — особенность в приветствии сего только апостола для обозначения и указания, в чем именно открывается в верующих и для чего даруется им благодать, и милость, и мир, — для укрепления и усовершения в духе их истины и любви; да будут истина и любовь пребывающим вечно началом их жизни и деятельности в совершенстве.
Источник: Толковый Апостол.