Как было упомянуто ранее, гностики полагали, что Христос сошел на Иисуса в момент Его крещения и оставил Его перед страданиями, то есть в саду Гефсиманском. Иными словами, они как бы говорили: «Христос не умер на кресте, там умер человек Иисус».
Это, конечно, лишает ценности Его дело искупления за грехи других. Мы предполагаем, что Иоанн использовал воду как символ крещения Иисуса и кровь как символ Его изглаживающей вину смерти. Это были два конечных пункта Его публичного служения.
Иоанн говорит, что Иисус был Христом и умирая на кресте, и принимая крещение в Иордане. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... не водою только (как полагают гностики), но водою и кровию. Создается впечатление, что человеческое сердце постоянно старается избавиться от доктрины искупления. Люди хотели бы видеть в Господе Иисусе совершенного Человека, идеальный Пример, Того, Кто дал нам изумительный кодекс морали. Но Иоанн настаивает на том, что Господь Иисус — не только совершенный Человек, но и совершенный Бог. Крестившийся в реке Иордан отдал Свою жизнь в жертву за грешников. Люди говорят Христу: «Сойди с креста, и мы поверим Тебе». Если им удастся устранить крест из своих мыслей, они будут счастливы. Но Иоанн говорит: «Нет. Вы не можете отделить Господа Иисуса Христа от совершенного Им искупления на Голгофе».
И Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Это значит, что Святой Дух Божий всегда несет истину о Господе Иисусе, раскрытую Иоанном. Он свидетельствует о том, что Христос пришел не только водою, но водою и кровию, потому что это истина Божья.
I. Путь, каким Он пришел; имеется в виду не просто путь, каким Он пришел в мир, но путь, каким Он явился миру и действовал в нем как Спаситель: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... Он пришел спасти нас от грехов наших, дать нам вечную жизнь и привести нас к Богу, и чтобы надежнее и вернее осуществить это, Он пришел водою и кровью. Сей есть Иисус Христос, именно Иисус Христос, говорю я, и никто другой. И, повторяю, Он пришел не водою только, но водою и кровью, ст. 6. Иисус Христос пришел водою и кровью, или с водою и кровью как знаками и удостоверениями истинного Спасителя мира, могущего совершить спасение; Он пришел с водою и кровью как средствами исцеления и спасения нашего. Почему Он должен был прийти, и пришел, именно таким образом для осуществления Своей спасительной миссии, мы поймем, если вспомним следующее:
1. Мы осквернены как внутри, так и снаружи.
(1) Господство греха над нашей природой и его нечистота оскверняют нас изнутри. Для очищения от этой скверны нам необходима духовная вода, такая, которая может достичь души с ее способностями. Поэтому во Христе и через Христа осуществляется омовение баней возрождения и обновления Святым Духом. Именно на это указывал наш Господь апостолам, когда, умывая им ноги, сказал Петру в ответ на его протест: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
(2) Снаружи нас оскверняет вина греха и его власть осуждать нас. Это разделяет нас с Богом и навсегда лишает Его благосклонного и милостивого присутствия. От этой скверны мы должны быть очищены искупительной кровью. Закон, или определение небесного суда, гласит: ...без пролития крови не бывает прощения, Евр 9:22. Поэтому Спаситель от греха должен был прийти с кровью.
2. Оба эти способа очищения представлены в древних обрядах, установленных Богом. Люди и предметы должны были очищаться водой и кровью: ...различные омовения и обряды, относящиеся до плоти, установленные только до времени исправления, Евр 9:10. Пепел телицы, смешанный с водой, через окропление освящал оскверненных, дабы чисто было тело, Евр 9:13; Чис 19:9. Да и все почти по закону очищается кровью.., Евр 9:22. Эти два обряда открывают наше двойное осквернение, а также указывают на двойное очищение, совершаемое Спасителем.
3. Когда после смерти Иисуса Христа воин пронзил Его ребро копьем, то из раны излилась вода и кровь. Возлюбленный апостол это видел, и увиденное произвело, по-видимому, на него сильное впечатление; он один сообщает нам и, вероятно, считал себя обязанным сообщить об этом как о явлении, имеющем таинственное значение: И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, так как был очевидцем, что говорит истину, дабы вы поверили, в частности чтобы поверили в то, что из Его пронзенного ребра тотчас истекла вода и кровь, Ин 19:34−35. Эти вода и кровь объемлют собой все, что необходимо и достаточно для нашего спасения. Водою наши души омываются и очищаются для неба, для царства святых во свете. Кровь же прославляет Бога, возвеличивает Его закон и открывает Его совершенное возмездие. Которого Бог предложил, или предназначил, в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его, [...] да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса, Рим 3:25−26. Кровью мы оправдываемся, примиряемся с Богом и предстаем перед Ним праведными. Кровь устраняет проклятие закона и открывает доступ очищающему Духу для внутреннего очищения нашей природы. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, [...] дабы благословение Авраамово... распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою, Гал 3:13. Вода, как и кровь, истекла из ребра принесенного в жертву Искупителя. Поэтому вода и кровь включают в себя все, что требуется для нашего спасения. Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью.., Еф 5:25−27. Пришедший водою и кровью является абсолютно совершенным Спасителем. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью! Таким образом мы видим, каким путем и каким образом, или, если хотите, с какими орудиями, Он пришел. Но мы видим Его удостоверения также в II. Свидетельстве Того, Кто сопровождал Его, то есть Духа Святого, того Духа, кому обычно приписывается осуществление дел Божиих: ...и Дух свидетельствует о Нем.., ст. 6. Уполномоченный Спаситель мира должен был иметь постоянного помощника для поддержки Его дела и для свидетельства о Нем миру. Божия сила должна была содействовать Ему, Его Евангелию и Его слугам, чтобы возвещать миру, с каким поручением они пришли и какой властью были посланы. Все это осуществлялось Духом Божиим, согласно собственному предсказанию Спасителя: «Он прославит Меня, даже когда Я буду отвержен и распят людьми, ибо от Моего возьмет. Он не будет брать на Себя Моего служения; Он не умрет и не воскреснет для вас, но Он от Моего возьмет, чтобы продолжать строительство на положенном Мною основании, Он примет Мои законы, Мою истину, Мое дело и возвестит это вам, а через вас — миру» (Ин 16:14). Затем апостол добавляет, что это свидетельство достойно принятия: ...потому что Дух есть истина, ст. 6. Это Дух Божий, и он не может лгать. Существует копия, предлагающая нам очень удачный вариант этого стиха: потому что или что Христос есть истина. Таким образом эта копия указывает на сущность свидетельства Духа, на предмет, о котором Он свидетельствует, и этим предметом является истина о Христе: и Дух свидетельствует о том, что Христос есть истина. Отсюда следует, что христианство, или христианская вера, есть истина Божия. Но наличие одной или двух копий вынуждает изменять текст; наш вариант текста вполне приемлем и поэтому мы сохраняем его. Дух есть истина. Он действительно есть Дух истины, Ин 14:7. То, что Он есть Дух истины и свидетель, достойный всякого доверия, вытекает из того, что Он небесный свидетель, или один из небесных свидетелей, несущих с неба свидетельство относительно истины и авторитета Христа. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. Таким образом, ст. 7 очень удачно стоит здесь как доказательство достоверности свидетельства Духа Святого: Он, конечно, является истинным свидетелем, или даже самой истиной, так как является не просто небесным свидетелем, но свидетелем, равным (не только в свидетельстве, ибо таковыми могут быть и ангелы, но по Своей сущности) с Отцом и Словом. Но здесь 1. Мы вынуждены приостановить свои рассуждения в связи с теми спорами, что ведутся относительно подлинности ст. 7. Утверждают, что многие древние греческие манускрипты не содержат этого стиха. Мы не будем здесь вступать в полемику. Критики, по-видимому, не могут прийти к единому мнению относительно того, какие манускрипты содержат этот стих, а какие нет; они также не могут дать нам достаточных сведений о подлинности и ценности манускриптов, исследованных ими. Некоторые из них такие плохие (как имеющийся у меня Греческий Завет старого издания, содержащий массу опечаток), что ни один критик, думается, не смог бы на основании их утверждать о наличии различных вариантов. Но предоставим это дело тем, кто добросовестно занимается сличением копий. Можно привести ряд разумных предположений, подтверждающих настоящий текст и его прочтение. Так например:
(1) Если вместо ст. 7 мы поставим ст. 8, то получится нечто похожее на тавтологию, повторение того, что сказано в ст. 6: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию.., не водою только, но водою и кровию; и Дух свидетельствует о Нем [...] и три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь. Здесь нет того благородного предисловия к этим трем свидетелям, которое содержится в нашем настоящем тексте.
(2) Замечено, что многие копии содержат характерное выражение — на земле: И три свидетельствуют на земле. А так как в этом содержится явное противопоставление каком-уто другому свидетелю или свидетелям, то противники этого текста говорят нам, что данное выражение было опущено в большинстве тех книг, где отсутствует ст. 7. Но по той же самой причине оно должно бы быть опущено во всех книгах. Возьмем ст. 6: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Добавлять к этому ибо три свидетельствуют на земле было бы неестественно, если не принять предположения, будто апостол хотел сказать, что свидетельствующие на земле являются единственными свидетелями, в то время как он уверяет нас, что есть один, непогрешимо истинный, свидетель, и что он сам является истиной.
(3) Замечено, что существует большое разночтение даже в греческом тексте. Так ст. 7 в некоторых копиях содержит ἕν εἰσιν — суть едино, а в других (по крайней мере, в Complutensian) — εἰσ τὸ ἕν εἰσιν — об одном или согласны в одном. И в cт. 8 (в той части его, которая, предполагается, должна быть оставлена): вместо обычного ἐν τῆ γῆ — на земле в Complutensian стоит ἐπἰ τῆς γῆς — на землю; это должно означать, по-видимому, что данное издание основано на каком-то греческом авторитете, и не просто, как некоторым хотелось бы нас убедить, на авторитете Вульгаты или Фомы Аквинского, хотя его свидетельство и могло бы быть добавлено к этому.
(4) Седьмой стих вполне соответствует стилю и богословию нашего апостола. Так например:
[1] Ему нравится титул Отец, подразумевает ли он под ним просто Бога или божественную личность в отличие от Сына. Я и Отец одно. Но Я не один, потому что Отец со Мною. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего.., 2Ин 1:3. Затем:
[2] Имя Слово присуще почти (если не исключительно) только этому апостолу. Если бы этот текст был изобретен кем-то другим, то естественнее и очевиднее (исходя из формулы крещения и обычного церковного языка) было бы употребить здесь имя Сын вместо имени Слово. О Тертуллиане и Киприане отмечают, что они употребляли имя Сын, даже когда ссылались на данный стих; или делают возражение против их ссылки на этот стих, так как они употребляют слово Сын, а не Слово; и тем не менее из цитаты самого Факундуса становится очень ясным, как выражался Киприан. Quod Johannis apostoli testimonium beatus Cyprianus, Carthaginensis antistes et martyr, in epistola sive libro, quem de Trinitate scripsit, de Patre, Filio, et Scriptu sancto dictumintelligit; ait enim, Dicit Dominus, Ego et Pater unum sumus; et iterum de Patre, Filio, et Spiritu sancto scriptum est, Et hi tres unum sunt. — Блаженный Киприан, карфагенский епископ и мученик, в послании, или книге, которую он написал по вопросу о Троице, рассматривал свидетельство апостола Иоанна как относящееся к Отцу, Сыну и Духу Святому; ибо он говорит, что Господь сказал: Я и Отец одно; и еще: об Отце, Сыне и Духе Святом написано: и сии три суть едино. Но нигде не написано, что они суть одно, кроме как в ст. 7. Вероятно, что Св. Киприан назвал вторую личность Божества Сын, а не Слово, либо по причине слабой памяти, либо потому, что предпочитал вещи словам, а личности — именам, либо желал называть личности именами, более принятыми в церкви (как в популярных, так и в полемических беседах). Если кто-то признает вымысел Факундуса, будто под духом, водой и кровью Киприан подразумевал Отца, Слово и Духа, о которых Иоанн говорит, что они суть одно, то пусть себе пользуется своим мнением. Ибо:
Во-первых, Он должен исходить из предположения, будто Киприан не только переменил все имена, но также и порядок их, приведенный апостолом. Ибо кровь (Сына) Киприан ставит на второе место, а апостол Иоанн на последнее.
Во-вторых, Он должен предположить, что под кровью истекавшей из ребра Спасителя, апостол подразумевал самого Спасителя (Кого с таким же успехом можно было обозначить и водою), а под водою, что также истекала из ребра Сына, апостол подразумевает личность Святого Духа; что под Духом, Который в ст. 6 отождествляется с истиной и в евангелии назван Духом истины, апостол подразумевает личность Отца, тогда как Отец нигде не упоминается иначе, как составляющий одно с Сыном и Духом Святым. Мы требуем основательного доказательства для утверждения, будто карфагенский отец церкви мог так понимать апостола. Кто так понимает его, тот должен тогда признать, что об Отце, Сыне и Духе Святом говорится как о трех свидетелях на земле.
В-третьих, Факундус признает высказывание Киприана о том, что о трех Личностях написано: Et hi tres unum sunt — и сии три суть едино. Но это написано не в восьмом, а в седьмом стихе. Эти слова применяются не к трем свидетелям на земле — духу, воде и крови, но к трем свидетелям на небе — Отцу, Слову и Духу Святому. Поэтому нам говорят, что автор книги De baptismo haereticorum, считающийся современником Киприана, цитирует слова Иоанна, согласно греческим манускриптам и древним переводам, таким образом: Ait einim Johannes de Domino nostro in epistola nos docens, Hic es qui venit per aquam et sanguinem, Jesus Christus, non in aqua tantum, sed in aqua et sanguine; et Spiritus est qui testimonium perhibent, Spiritus et aqua et sanguis, et isti tres in unum sunt. — Ибо Иоанн в своем послании говорит о нашем Господе: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью, не водою только, но водою и кровью; и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют: Дух, вода и кровь, и сии три об одном. Если все греческие манускрипты и древние переводы говорят о духе, воде и крови in unum sunt — сии три об одном, тогда, какое бы разнообразие копий ни существовало во время Киприана, он не их имел в виду, когда сказал, что написано: unum sunt — Сии три суть едино. Следовательно, высказывание Киприана представляет собой хорошее подтверждение в пользу ст. 7; оно также намекает на то, что подделывателю текстов едва ли удалось найти у апостола имя для второго свидетеля на небесах, для Слова.
[3] Апостол Иоанн был единственным, оставившим свидетельство об истечении воды и крови из ребра Спасителя, и также только он один (или, в основном, он) сообщает нам об обетовании и предсказании Спасителя относительно сошествия Духа Святого для прославления Его, для свидетельства о Нем, для обличения мира в грехе неверия и для убеждения его в правде Божией, как мы находим в его Евангелии, Ин 14:16−17,26; Ин 15:26; Ин 16:7−15. Поэтому упоминание о Духе Святом как о свидетеле Иисуса Христа вполне соответствует слогу апостола и его евангелию. Далее:
(5) Гораздо легче переписчику потерять или пропустить отрывок текста по своей невнимательности или по причине неясности копии (потертой, с поврежденными верхними или нижними краями страницы, или пострадавшей от износа материалов, на которых древние обычно писали), чем подделывающему тексты изобрести и вставить какой-то отрывок. Он должен быть крайне смелым и наглым, чтобы надеяться избежать разоблачения и позора, а также очень нечестивым, чтобы отважиться делать дополнения к книге почитаемой священной. И:
(6) Едва ли можно предположить такое (опущение ст. 7. — Прим. переводчика), когда апостол говорит о вере христианина как о средстве победы над миром, о преданности Иисусу Христу как основании веры, о Свидетеле, сопровождавшем Его, особенно если учесть то, что он подразумевал в своем заключении (ст. 9): Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это (что он уже повторил прежде) есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Среди трех свидетелей на земле нет ни одного свидетеля Божиего, ни одного, кто являлся бы истинным Богом. Противники учения о святой Троице, отвергающие этот текст, будут отрицать, что под духом, водой или кровью можно подразумевать Самого Бога; однако этот текст, в его настоящем, принятом нами виде, содержит замечательный перечень свидетельств и доказательств, подтверждающих истину о Господе Иисусе и о божественности Его миссии. Этот перечень доводов в пользу веры во Христа, удостоверений, какие Спаситель принес с Собой, и доказательств нашего христианства является, я думаю, самым превосходным из всех, какие могут быть найдены в книге Божией; ради него одного, даже не считая учения о Святой Троице, этот текст достоин всякого принятия.
2. Оставив в стороне эти рационалистические основы, пойдем дальше. Апостол, сказав, что Дух, свидетельствующий о Христе, есть истина, доказывает, что это действительно так, потому как Он обитает на небе, и там же обитают и другие свидетели, могущие быть только истинными или являться самой истиной, и их свидетельство сходится со свидетельством Духа: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино, ст. 7.
(1) Здесь представлены три небесных свидетеля, свидетельствующих миру и удостоверяющих его в законности и авторитете служения Христа и Его притязаний.
[1] Первый по порядку свидетель Отец; Он положил Свою печать на все земное служение Господа Христа:
Во-первых, Заявлением, сделанным Им во время крещения Христа, Мф 3:17.
Во-вторых, Подтверждением Его личности во время преображения, Мф 17:5.
В-третьих, Чудотворной силой и сверхъестественными делами, сопровождавшими служение Христа: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем, Ин 10:37.
В-четвертых, Удостоверением, данным при Его смерти, Мф 27:54.
В-пятых, Воскрешением Его из мертвых и принятием в Свою славу: О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня, Ин 16:10; Рим 1:4.
[2] Второй свидетель — Слово; это таинственное имя, означающее, что Христос имел высшую природу, что Он существовал до создания мира и сотворил мир, что в этой природе Он является истинным Богом, наравне с Отцом. Слово свидетельствовало человеческой природе Христа (или человеку Иисусу Христу), в которой и посредством которой Он искупил и спас нас. И оно свидетельствовало:
Во-первых, Великими делами, совершенными Им. Ин 5:17: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
Во-вторых, Прославлением Его во время преображения, Ин 1:14. И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, Ин 1:14.
В-третьих, Воскресением Его из мертвых (Ин 2:19): ...Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
[3] Третий свидетель есть Святой Дух — величественное, достопочтенное имя, Ему принадлежит святость, и Он является ее источником. Тот, на кого Дух святости ставит Свою печать и свидетельствует о нем, должен быть верным и истинным. Он сделал это в отношении Иисуса Христа, Главы христианского мира:
Во-первых, Чудесным сотворением Его безупречной человеческой природы во чреве девы. Дух Святый найдет на тебя.., Лк 1:35.
Во-вторых, Видимым сошествием на Него во время крещения. И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, и далее, Лк 3:22.
В-третьих, Изгнанием бесов и духов тьмы. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие, Мф 12:28.
В-четвертых, Могущественным и видимым сошествием на апостолов, когда Он наделил их дарами и способностями для проповедования Христа и Его Евангелия после Его вознесения на небо, Деян 1:4−5; 2:2−4.
В-пятых, Прославляя имя Христа, содействуя делу Его и распространению Евангелия через учеников, которых Он наделял чудесными дарами, действовал в них и через них, а также и в церквах, на протяжении двух тысяч лет (1Кор 12:7), о чем смотри превосходную беседу д-ра Уайтби в предисловии ко второму тому его Комментария на Новый Завет. Это свидетели на небе, они свидетельствуют с неба, они едины, и не только в Своих свидетельствах, но и в Своей небесной сущности. И если Они едины с Отцом, то должны быть единым Богом.
(2) В следующем стихе этим трем свидетелям противопоставляются, хотя в то же самое время и объединяются с ними, три свидетеля на земле: И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном, ст. 8.
[1] Первый из этих свидетелей — Дух. Его следует отличать от личности Духа Святого, находящегося на небесах. Мы можем сказать вместе со Спасителем (согласно написанному этим же апостолом), что рожденное от Духа есть дух, Ин 3:6. Ученики Христа, как и прочие люди, родились от плоти. Они приходят в мир, наделенные порочными плотскими наклонностями, враждебными Богу. Должно осуществиться умерщвление и уничтожение этих наклонностей и приобщение к новой природе. Ветхие похоти и пороки должны быть искоренены, и тогда истинный ученик становится новой тварью. Возрождение, или обновление души, является свидетельством о Спасителе. Это есть действительное спасение, хотя и представляет собой только начальную стадию его. Оно свидетельствует на земле, потому что осуществляется в Церкви здесь, на земле, и не таким явным, поразительным образом, как знамения с неба. Этому Духу принадлежит не только дело возрождения и обращения, но также процесс освящения Церкви, победа над миром, любовь, мир и радость Церкви и вся та благодать, с чьей помощью она готовится к наследию святых во свете.
[2] Второй свидетель — вода. Выше вода рассматривалась как средство спасения, теперь же — как свидетель о Самом Спасителе, как символизирующая Его чистоту и очищающую силу. Таким образом, вода здесь символизирует, по-видимому, следующее:
Во-первых, Чистоту Его собственной природы и непорочность Его хождения в этом мире. Он был свят, невинен и непорочен.
Во-вторых, Крещение Иоанна, который свидетельствовал о Христе, готовил людей к Его приходу и направлял их к Нему, Mк 1:4,7−8.
В-третьих, Чистоту Его учения, очищающего и омывающего души. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам, Ин 15:3.
В-четвертых, Подлинную чистоту и святость Его учеников. Его тело это святая вселенская Церковь. Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши.., 1Пет 1:22.
В-пятых, Крещение, предназначенное Им для посвящения Его учеников, о чем Он символически говорит: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести.., 1Пет 3:21.
[3] Третий свидетель — кровь; Он пролил ее, и она стала нашим выкупом. Она свидетельствует об Иисусе Христе:
Во-первых, Тем, что положила конец жертвоприношениям Ветхого завета — Христос, Пасха наша, заклан за нас.
Во-вторых, Тем, что подтвердила Его собственные предсказания и истинность всего Его служения и учения, Ин 18:37.
В-третьих, Тем, что показала Его беспримерную любовь к Богу, явленную в Его самопожертвовании ради чести и славы Божией, чтобы сделаться искуплением за грех мира, Ин 14:30−31.
В-четвертых, Тем, что продемонстрировала Его неизреченную любовь к нам; кого любят всецело, те не будут обмануты, Ин 14:13−15.
В-пятых, Тем, что продемонстрировала равнодушие Господа Иисуса к мирским интересам и преимуществам. Никакой самозванец и обманщик никогда бы не позволил, чтобы его унизили и подвергли жестокой насильственной смерти, Ин 18:36.
В-шестых, Тем, что побуждает учеников Христа страдать и умирать за Него. Никакой обманщик не мог бы привлечь к себе сторонников таким путем, каким это делал Господь Иисус: Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу, Ин 16:2. Он часто призывает Своих рабов к сообразованию с Ним в Его страданиях: Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание, Евр 13:13. Это показывает, что и Он, и Его Царствие не от мира сего.
В-седьмых, Привилегии, приобретенные и даруемые Его Кровью (хорошо понятые), непосредственно доказывают, что Он действительно Спаситель мира. И поэтому:
В-восьмых, Эти привилегии представлены и запечатлены в вечере Господней: Ибо сие есть Кровь Моя.., за многих изливаемая во оставление грехов, Мф 24:28. Таковы свидетели на земле. Так разносторонне свидетельство, данное о Начальнике нашей веры. Неудивительно, если отвергающий все эти свидетельства будет судим как хулитель Духа Божиего, будет лишен прощения своих грехов и оставлен на погибель. Об этих трех свидетелях (более различающихся между собой, чем первые три) было бы неправильно сказать, что они суть едино, но можно сказать, что они за одно, за одно и то же дело, или что они согласны в одном, единодушны между собой и единодушны в своем свидетельстве с теми, что свидетельствуют на небе.
III. Апостол делает справедливое заключение: Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем, ст. 9. Здесь мы находим:
1. Предположение, хорошо обоснованное вышеприведенными посылками. Это есть свидетельство Божие, свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем; это самое непосредственное, безошибочное свидетельство — свидетельство Отца о Своем Сыне. Он Сам провозгласил и засвидетельствовал о Нем миру.
2. Авторитетность и приемлемость Его свидетельства, доказываемые по правилу от меньшего к большему: Если мы принимаем свидетельство человеческое (которое принимается, и должно приниматься, во всех судах и у всех народов), свидетельство Божие — больше. Его свидетельство — это сама истина, оно имеет высший авторитет и бесспорную непогрешимость. И далее:
3. Применение этого правила к данному случаю: Ибо это есть свидетельство, здесь есть свидетельство Божие, то есть Отца, а также Слова и Духа, которым Он свидетельствовал о Сыне Своем. Бог, Который не может лгать, дал достаточное доказательство миру, что Иисус Христос — Его Сын, Его возлюбленный Сын, посланный Им на служение, чтобы через Него примирить с Собою мир и возвратить его к Себе; Он свидетельствует, следовательно, об истинности и божественном происхождении христианской веры, о том, что она является средством и верным путем для приведения нас к Богу.
сей есть пришедый водою и кровию и Духом, Иисус Христос, не водою точию, но водою и кровию: и Дух есть свидетельствуяй, яко Дух есть истина
Чем свидетельствует, что Иисус есть и Человек, есть и Сын Божий? — Крещением, Духом и в Духе. Вместе Человек и Сын Божий. Он соединил в Себе самое главное на небе с самым главным на земле — Дух истины с водой и кровью и, таким образом, явился Спаситель. С небесным Он освятил земное, с Божественным человеческое, и таким путем Он спас человеческий род от греха, смерти и дьявола. Вода является самой распространенной стихией в мире и, освятив ее, Спаситель освятил главную стихию человеческого тела! Являя ее не подверженной порче после освящения Святым Духом во имя Его, Он показал, что Он силен сотворить подобное и с человеческим телом.
Кровь есть символ жизни и единственная сила жизни. Став человеком, то есть приобретя кровь и тело, Спаситель освятил эти две основные стихии жизни. Он сделал кровь кровью в Боге, кровью в Господе, особенно в святом таинстве Божественной Евхаристии, и показал, что и тело есть тело для Господа, для бессмертия, для вечной жизни. Когда Христос вознесся со Своим Святым телом на небо, так что оно стало вечным одесную Отца Славы, тогда Он это окончательно подтвердил и осуществил. Все, что сделал Христос, Он сделал со Своим Духом, со Святым Духом, с Духом Истины.
Святой Дух непрерывно и свидетельствует в жизни Церкви, поскольку Святой Дух есть душа Церкви. Святой Дух является носителем главного свидетельства, что Иисус есть Сын Божий и Спаситель, поскольку Он постоянно на протяжении всех веков спасает в Церкви всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа. Этот Святой Дух нам говорит, нам свидетельствует, нам открывает всю истину об Иисусе, Богочеловеке и Спасителе, поскольку Святой Дух есть Дух истины и Сама Истина, Сам Бог и Господь, Жизнодавец, Который Своей освящающей силой освящает мертвую стихию воды и делает ее непортящейся, и вино претворяет в Кровь Иисуса в святом таинстве Божественной Евхаристии. И как же Он не хочет или не может освятить человека, живую душу, Богоподобное творение? Об Иисусе Христе свидетельствует сама Истина, Святой Дух. Поскольку Иисус Христос и Святой Дух суть Второе и Третье Лица Пресвятой Троицы, Единая, Единственная Истина и вместе вечная Истина, олицетворенная в Двух Вечных Божественных Лицах. Эта Истина делает истинными все свидетельства свидетелей Иисуса на земле, поскольку все состоит из явлений и силы Святого Духа, в явлении Духа и силы (1Кор 2:4). Поэтому и святые Апостолы заявляют: Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему (Деян 5:32), и сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8:16).
Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина
Ради чего Он пришел? Чтобы возродить нас и сделать сынами Божьими. Из этих слов как бы вытекает следующее: все, что рождено от Бога, побеждает мир. Как рождено? Водой, говорит [апостол], и кровью. Ведь пришедший Иисус Христос возрождает водой и кровью. Повторяя это, [Иоанн] прибавляет: не только водою — подразумевается, конечно, возрождая, — но водою и кровью. Ибо он прежде всего хочет, чтобы явление усыновляющего нас Христа показало, что сначала в Нем был усыновлен Богом человек, и посредством его усыновления и нам предоставляется это звание, которое трижды было явлено при крещении в Иордане, когда Отец с неба свидетельствовал о том, что крещаемый — Сын возлюбленный. Кто же входящий в воду, если не воспринятый Богом Словом человек, являемый скрытно? Поэтому ведь и было необходимо свидетельство. Итак, водой сказано потому, что в водном крещении явился Сын Божий Иисус через свидетельство Отца. Кровью же — потому, что, когда Ему предстояло быть распятым, Он говорил: прославь Меня, Отче. И раздался голос: И прославил и еще прославлю (Ин 12:28), который услышавшие [его] сочли за гром.
Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.
сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина
Когда крестился в Иордане Господь, снизошел Дух Святой в виде голубя на Него, предоставляя свидетельство о Нем, что Он истинен, что Он истинный Сын Божий, истинный Посредник между Богом и людьми, истинный Искупитель рода человеческого и Примиритель, что Он истинно чист от всякой греховной порчи и истинно может взять грехи мира.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина
Ибо из ребра Его истекла кровь, очистившая от греха и освятившая народ. То есть Пришедший на Иордан был не только человеком, но воплощенным Словом Божиим, о чем и засвидетельствовал Отец: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Подобно же и при кресте (когда подумали, что это гром), когда и кровь Его капала на землю.
Источник: Фрагменты.
сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина
Связь с предыдущим такова: сказав (1Ин 5:5), что Иисус есть Сын Божий и что верующий в Него побеждает этой верой мир, апостол хочет теперь раскрыть самые основания этой веры, или доказательства ее истинности и непреложности, заключающиеся в неопровержимых свидетельствах. Это — высокое богословско-догматическое учение, единственное в своем роде в новозаветных священных книгах, о Божестве Сына Божия Господа Иисуса Христа, в своей глубине ясное, определительное и точное, хотя и не незатруднительное в некоторых чертах для понимания и толкования. Начало стиха в подлинном чтении таково: сей есть пришедший водою и кровию (и Духом, добавляют славянский и русский переводы, вероятно на том, совершенно правильном, основании, что вслед за сими словами говорится о свидетельстве Духа) Иисус Христос: то есть этот Иисус, из Назарета пришедший, есть Христос (Мессия, Помазанник), Сын Божий, Богочеловек, Спаситель мира, или всего рода человеческого, и Победитель мира, всего злого и враждебного Богу, Которого силою верующий во Христа побеждает этот мир. Этот Иисус, пришедший в мир, или открывшийся, или явившийся (ср. Ин 1:9, 11; 1Тим 1:15) в мир, пришел водою и кровию (и Духом). Что значит это изречение? В Ветхом Завете при левитском богослужении, главными действиями, при посредстве которых согрешающие очищались от грехов и примирялись с Богом, были — очищение водою и очищение жертвенною кровию (Чис 19:9; Лев 14:5−7). Это действия, как и весь обрядовый закон Моисеев, имели прообразовательное значение в отношении ко Христу и совершенному Им спасению человечества (Евр 10:1; 1Кор 10:1 и далее). Христос отменил прообразовательное в Ветхом Завете и заменил оное самою сущностию вещей, или истиною, но под образом (или символом), так как образ необходим для уразумения истины для человека, состоящего из тела и души. Прообраз заменен образом, под которым духом и умом только должно проразумевать сущность истины. В данном случае прообраз есть очищение левитское водою и кровию жертвенною, образ есть крещение Христово водою от Иоанна во Иордане и кровию в искупительной жертве на кресте на Голгофе, сущность искупления, или примирения с Богом, крестною смертию Искупителя, мира при возрождении в крещении. Таким образом, пришествие Иисуса Христа водою и кровию есть установление Спасителем таинства крещения и совершение Им искупительной жертвы за весь мир. Своим крещением водою во Иордане Господь Иисус посвятил Себя, или открыл служение, роду человеческому в качестве Искупителя мира, Своим крещением кровию, или смертию крестною, Он совершил свое искупительное служение роду человеческому; крещением во имя Христово верующие возрождены и стали сынами Божиими; искупительною жертвою они освящены и стали причастниками Божеского естества. Так, Христос пришел, или открылся, в мире водою и кровию, крещением водою и крещением кровию, водным крещением и крестною смертию. «Итак, Иисус пришел водою, то есть объявлен Сыном Божиим чрез свидетельство Отца при крещении в воде. Кровию, когда, идя на крест, говорил: прославь Меня Ты, Отче! (Ин 17:5)» (Феофилакт). И Духом, Святым и Божиим, свидетельствующим О Христе; см. далее в этом же стихе и (1Ин 5:8). — Не водою только, но водою и кровию: усиленное, повторительное и объяснительное выражение указывает на особенную важность действия, чтобы кто-либо не перетолковал это выражение и не исказил этого высокого апостольского учения. Не водою только, не крещением только открылся Христос в качестве Искупителя мира, но водою и кровию, крещением и смертию крестною и искупительною. «Водою и кровию. И опять прибавляет с повторением слова: не водою только, но водою и кровию. Ибо хочет прежде доказать прославление усыновляющего нас Христа, потому что прежде усыновлен Богом человек, сущий во Христе, а потом Христос чрез Свое сыноположение даровал и нам такое достоинство» (Феофилакт). Сама по себе вода не имела и не имеет очистительной духовной силы и значения в крещении; сила и значение оной и оного в пролитии Христом крови Своей за грехи мира, чем и крещению сообщена великая очистительная и спасительная сила. Водою и кровию совершено Христом великое таинство искупления рода человеческого (ср. Евр 9:19−22; Евр 10:22). Говоря с особою настойчивостию о пришествии Христа водою и кровию с нарочитым указанием — не водою только, но водою и кровию, апостол, как можно с несомненностию полагать, в виду имел лжеучение Керинфа, современного апостолу лжеучителя и обольстителя, относительно соединения в Иисусе Христе Божества и человечества Его, лжеучение, по которому Божество соединилось с человечеством Иисуса Христа при крещении Его и отделилось от Него при страдании, так что пострадал не Сын Божий, а простой человек. Против этого-то и направлена мысль апостола о пришествии Христовом не водою только, но водою и кровию, то есть Иисус Христос есть истинный Богочеловек, как в крещении Своем, так и в страданиях Своих; иначе если бы Он не пострадал, то Он не совершил бы служения роду человеческому ни в крещении водою, ни в крещении кровию, ни в Иордане, ни на кресте Голгофском. Он Богочеловек, Искупитель мира, очиститель (Ин 2:2; Ин 3:10) и водою, и кровию. — И Дух свидетельствует о Нем, как о Сыне Божием, крещением водою и кровию обновившем мир, как о пришедшем обетованном Спасителе мира. Об этом свидетельстве Святого Духа о Христе как Сыне Божием неоднократно свидетельствовал Сам Господь (ср. Ин 14:16−17; Ин 15:26; Ин 16:13−14 и прим), обещая послать ученикам Своим иного Утешителя и свидетеля, каковое обетование и исполнилось в день Пятидесятницы. — Дух есть истина: то есть свидетельство Святого Духа о Христе Сыне Божием есть неложное, несомнительное свидетельство, так как и самый Дух есть истина, как и Христос есть истина (Ин 14:6; Ин 15:26). — Об этой высочайшей истине, что Иисус есть Христос Сын Божий, искупивший мир водою и кровию, свидетельствует не только Дух Святой, о свидетельстве Которого сейчас упомянул апостол; довольно было бы для удостоверения о сем свидетельства одного только Его, так как Он есть истина; но о сем есть много свидетелей. По закону Моисееву (Втор 19:15), для удостоверения истины нужно два или три свидетеля, а для удостоверения в этой истине о Христе Иисусе есть дважды три свидетеля, три — на небе и три на земле; небо и земля явили миру по три о сем свидетеля, следовательно — эта истина более чем непререкаемая.
Источник: Толковый Апостол.
Ст. 6−8 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино
Сей есть Иисус Христос. Святой Богослов раскрывает, что Иисус есть Сын Божий, Богочеловек, обетованный чрез Пророков Помазанник — Христос, Спаситель мира. Пришедший водою и кровью и Духом. Обетованный Искупитель пришел в мир и явил Себя миру великими знамениями воды, крови и Духа. Что значат вода, кровь и Дух? Это величайшие действия, ознаменовавшие пришествие в мир обетованного Спасителя рода человеческого. Вода означает таинство крещения, кровь — искупительную смерть Господа Иисуса Христа, Дух — Святой Дух Божий, являющий Себя в благодатных спасительных действиях.
Вода указывает на таинство крещения. Вода и в ветхом, и в новом завете употребляется как образ очищения (Лев 14:5; сл. Ин 3:5, 25; 13:5, 10; Тит 3:5; Евр 10:22, 23). В словах Богослова вода изображает установленное Иисусом Христом великое таинство крещения, в котором верующие во Христа возрождаются в жизнь духовную. Иисус Христос Своим примером освятил это таинство, приняв крещение от Иоанна (Мф 3:13−16), и все верующие в Него принимали крещение (Ин 3:22−26); крещение служило условием вступления в Церковь Христову, или в общество верующих в Него (Мф 3:7; Лук. 3:16; Ин 1:15), и, пред вознесением Своим на небо, Господь заповедал Своим Апостолам, а чрез них всей вселенской Церкви, — крестить всех верующих в Него: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф 28:19, 20; сл. Мк 16:15). Таинство крещения есть дверь, вводящая в Церковь Христову; оно есть условие к получению всех других благодатных даров, сообщаемых в Церкви Христовой.
Кровь означает искупительную смерть Господа Иисуса Христа. Смерть обетованного Искупителя, как умилостивительная жертва за грехи мира, составляла главное в устроении спасения рода человеческого. И ветхозаветные Пророки многократно изображали обетованного Искупителя страждущим и умирающим за грехи мира (Ис гл. 53; 1Пет 2:24; Кол 1:21, 22). Кровь ветхозаветных жертв служила образом святейшей искупительной крови Господа Иисуса Христа, пролитой на кресте за грехи всего мира (Евр 9:7−14; 11:28; Рим 3:28; 5:9; Еф 1:7).
Не водою только, но водою и кровию. Вода сама по себе не имеет той очистительной силы, какая присвояется ей; и крещение получило таинственную благодатную силу и всю важность уже после того, как Иисус Христос чрез пролитие Своей крови на кресте принес умилостивительную жертву за грехи всего рода человеческого. Крещение было и в ветхом завете, но только как образ будущего; крестил и Иоанн предтеча (Мф 3:11), но его крещение также не было очистительным или спасительным таинством, а было только знаком приготовительного покаяния, чтобы потом веровали и крестились в Иисуса Христа. Для показания этого преимущества, принадлежащего обетованному Искупителю, Апостол говорит: не водою только, но водою и кровию. Явление Господа Иисуса ознаменовано было не только установлением крещения, но и тем, что Он пролил кровь Свою за грехи мира, и чрез то крещению сообщил великую, очистительную и спасительную силу верующих в Него возрождать в жизнь духовную, благодатную.
И в ветхом завете образно употреблялись два способа очищения, то есть посредством воды и посредством крови, на которые указывает апостол Павел в послании к Евреям, раскрывая из ветхозаветных образов таинство искупления (Евр 9:19−22; 10:22).
И Дух свидетельствует о Нем. О Божественном величии пришедшего водою и кровию Иисуса Христа, или о том, что установленное Иисусом Христом крещение есть спасительное таинство, возрождающее в новую, благодатную жизнь, и о том, что пролитая на кресте кровь Господа Иисуса есть искупительная жертва, цена спасения нашего, — и о том, что Иисус Христос есть обетованный Спаситель, единородный Сын Божий, — свидетельствует Дух.
Потому что Дух есть истина. Это Дух Святый, третье Лицо Святыя Троицы, Дух истины, о котором Сам Иисус Христос говорил Своим ученикам, говоря: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16, 17). Еще говорит: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15:26). Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16:13, 14). Сей Дух являл и являет Свое свидетельство о Божественности Иисуса Христа и в благодатной спасительной силе таинства крещения и в искупительной силе смерти Христовой. Все благодатные дары Св. Духа, сообщаемые верующим в Иисуса Христа, суть также свидетельство Духа истины о Божественном величии Иисуса Христа, как единородного Сына Божия, обетованного Спасителя мира.
Три свидетельствуют на небе — три свидетельствуют на земле, т. е. свидетельствуют о том, что Иисус Христос есть истинный Бог, обетованный Спаситель рода человеческого. Иначе можно так изложить слова Апостола: три свидетеля небесные, три земные; небесные — возвышенные, невидимые, неприступные; земные — более близкие к нам, более доступные нам, видимые или подлежащие нашему наблюдению, нашей мысли, нашему чувству. На эти степени возвышения и приближения к нам указал Господь в беседе с Никодимом, говоря: Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? (Ин 3:12). И небесные и земные свидетели утверждают ту же великую истину, что Иисус есть истинный Бог и Спаситель мира.
Указав на земных свидетелей, Богослов говорит о свидетелях небесных: ибо три свидетельствуют на небе, — Отец, Слово и Святой Дух: и сии три суть едино. Три великие, высокие, неприступные и непостижимые в Своем Божеском существе небесные свидетели: Бог Отец, первое Лице Св. Троицы, Бог Сын или Ипостасное Слово, второе Лице Св. Троицы, и Бог Дух Святой, третие Лице Святыя Троицы; сии три Лица, но одно существо Божеское, — Един Бог, и потому свидетельства трех Божественных Лиц составляют одно великое Божеское свидетельство.
Бог Отец свидетельствовал об Иисусе Христе великими знамениями при Его крещении от Иоанна в Иордане (Мф 3:17), во время преображения (Мф 17:5), перед Его страданиями (Ин 12:28−30) и во время Его крестных страданий (Мф 27:45, 51−54), и Сам Иисус Христос неоднократно указывал на свидетельство Бога Отца (Ин 5:31, 32, 37; 8:16−18; 10:25).
Бог Слово, единородный Сын Божий, многократно свидетельствует о том, что Он сошел на землю, т. е. воспринял человечество, для спасения человеков, и об истине Своего свидетельства или Своего учения. Так св. Иоанн говорит: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1:18). Иисус Христос о Себе Самом говорит: Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том (Ин 3:11). Также: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду (Ин 8:14; сл. Ин 5:26; Мф 26:64; Мк 14:62).
Дух Святой, т. е. третье Лице Св. Троицы, древле свидетельствовал об Иисусе Христе чрез Пророков; потом свидетельствовал Своими действиями, как: осенением преблагословенной Девы Марии (Лк 1:35), сошествием на Иисуса Христа в виде голубя, во время Его крещения от Иоанна на Иордане (Мф 3:16, Ин 1:32), видимым излиянием, или сошествием на Апостолов в день пятидесятницы, в виде огненных языков (Деян 2, 2−36).
И сии три суть едино. Как три Божеские Лица по существу суть один Бог; так и все свидетельства их между собою согласны и составляют одно великое свидетельство о том, что Иисус Христос есть истинный Бог, Спаситель мира.
И три свидетельствуют на земле: Дух, вода и кровь. Земные свидетели, ближайшие к нам, более доступные нашему наблюдению, или усмотрению, — Дух, вода и кровь. Это те же свидетели, о которых уже говорил Апостол в 6-м стихе. Снова упоминает о них Апостол для того, чтобы, соединив их свидетельство с свидетельством небесных свидетелей, Отца, Слова и Св. Духа, тем яснее и величественнее представить непоколебимое основание веры, побеждающей мир.
Духом, как выше замечено было, именуется тот же Св. Дух, но рассматриваемый в Его действиях, какие совершает Он в Христовой Церкви, каковы все дары благодатные, подаваемые в таинствах и сообщаемые душам верующих по их вере и молитве, каковы, по учению Апостола: любовь, радость, мир, долготерпение и др. (Гал 5:22); также чрезвычайные или чудесные действия в распространении евангелия, в обращении неверующих и под. Вода и кровь, таинство крещения и искупительная смерть Господа Спасителя, являют великую силу ко спасению мира также действием Святого Духа.
И сии три об одном, т. е. свидетельствуют — об одном, именно о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, согласно древним обетованиям и пророчествам пришедший в мир, Спаситель рода человеческого.
Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Ст. 6−9 сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем
Вера в Божество Иисуса Христа (ст. 5) образует самую сущность и главное основание христианства, и именно против этой веры направляли все свои силы лжепророки и еретики апостольского века. Потому Апостол теперь указывает те твердые и незыблемые основания, на которых покоится та вера.
Возвращаясь к началу своего послания I:1−3, Апостол теперь подробно раскрывает и обосновывает свидетельство о Христе, вера в Которого победила мир. Свидетельствами того, что Иисус есть Христос Сын Божий, служат прежде всего вода крещения, кровь крестной смерти на Голгофе и дух, т. е., благодатные дарования Св. Духа: свидетельства эти подтверждает Дух Божий, Который есть истина (ст. 6). Но свидетельство Духа Божия находится в полном согласии со свидетельством — Бога Отца о Своем Сыне (Мф 3:17; 17:5 и др.) и Господа Иисуса Христа о Себе Самом (Ин 1:18; 3:11; 8:14; 10:36; Мф 26:64 и др.), потому что все три Лица Пресв. Троицы едино суть по существу (ст. 7). Этим высоким небесным Свидетелям соответствуют три земных свидетеля: дух, вода и кровь (ст. 8). «Сказав это, подтверждает слова сии доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем-либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога. Ибо это свидетельство о Сыне Божием, т. е. о Христе, не от Самого ли Бога?» (блаж. Феофил.).
Весьма важный в вероучительном, догматическом отношении стих 7-й не читается ни в одном из древних греческих кодексов Нового Завета: ни в таких авторитетных уникальных кодексах, каковы: Синайский, Александрийский, Ватиканский, ни в древнейших курсивных греческих манускриптах, ни в лекционариях. В творениях древних греческих отцов, в своей полемике против ариан, имевших постоянный повод говорить о троичности Лиц в Боге и Их единосущии, данный стих не цитируется. И блаженный Феофилакт в толковании своем послания Ап. Иоанна опускает ст. 7-ой. Нет этого стиха и в древнейших переводах Нового Завета — Пешито, арабских и др.; только в некоторых, и то не древних, списках латинского перевода Вульгаты спорный стих читается. Уже под влиянием Вульгаты в двух греческих кодексах XVI в. этот стих имеется. В печатном издании Комплютенской Библии (1514−1520) рассматриваемые слова имеются. В новейших критических изданиях новозаветного текста — Грисбаха, Шольца, Тишендорфа, Вескотта Хорта, Триджельса и др. слова ст. 7-го опускаются. Напротив, принятые церковью Восточною и Западною тексты, оригинальный и переводные, имеют слова ст. 7-го, как подлинные апостольские слова. При этом церковном воззрении мы и должны остаться, хотя научные текстуально-критические данные не доказывают подлинности данного места с безусловною несомненностью (см. у проф. Н. И. Сагарды, с. 206−260).
Во всяком случае внесение слов ст. 7-го нисколько не затрудняет чтение и связь всего текста, и как с предыдущими, так и с последующими текста согласуется, равно вполне гармонирует с особенностями богословия Ап. Иоанна.
Источник: Толковая Библия.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента