Библия - 1Ин. 5:4 (1 Иоанна 5 глава 4 стих)

Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 5 глава 4 стих)

γεγεννημενον perf .pass. part. n. пот. sing, от γενναω (#1164) рождаться, παν το γεγεννημενον εκ του θεου каждый, кто родился от Бога. Фраза в n., вероятно, используется в обобщающем значении, или же под влиянием того, что в греч. елова, обозначающее ребенка, имеют форму n. (Marshall), νικφ praes. ind. act. от νικαω (#3771) покорять, преодолевать, побеждать, νικησασα aor. act. part, от νικαω. Aor. может обозначать определенный акт или факт (Brooke), πιστις (#4411) вера, η πιστις ημων наша вера. Наша вера позволяет нам преодолеть мир. Она действует, как оружие, в этой войне; ее сила — в том, что она основана на истинной природе Иисуса (Ноulden).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 5 глава 4 стих)

5:1−5 Иоанн говорит о «победивших мир». В Библии много слов используется для описания христиан: верующие, друзья, братья, овцы, святые, воины, свидетели и т. д. Иоанн же освещает только одно: победитель (см. пояснения к 5:4 о значении слова). В Новом Завете слово встречается 24 раза, Иоанн употребляет его 21 раз (ср. также Откр 2:7,11,17; 2:26; 3:5,12,21). В этих стихах слово использовано в нескольких различных формах, чтобы подчеркнуть победоносную природу верующего.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 5 глава 4 стих)

5:4 Затем мы узнаем о тайне победы над миром. Мировая система — это чудовищная программа искушений, которая непрестанно старается оттащить нас подальше от Бога и от того, что вечно, увлечь нас временным и плотским. Люди мира полностью поглощены быстротечными и чувственными вещами. Они стали жертвами преходящего. Только человек, рожденный от Бога, действительно побеждает мир, потому что верою он способен возвыситься над тленностью этого мира и видеть все в истинной, вечной перспективе.

Таким образом, действительно побеждают мир не великие ученые, философы или психологи, а простые верующие, понимающие, что видимое временно, а невидимое вечно. Свет славы Божьей, явленный в Иисусе, затмевает славу мира сего.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 5 глава 4 стих)

Стихи 1−5. I. В конце предыдущей главы апостол, побуждая к христианской любви, приводил два аргумента: соответствие любви их христианскому исповеданию и соответствие ее Божией заповеди; здесь он добавляет третий: такая любовь соответствует их высокому родству, требующему ее от них; наши братья-христиане находятся в близком родстве с Богом, они Его дети: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден.., ст. 1. Итак, брат-христианин:

1. Описывается как верующий, как тот, кто верует, что Иисус есть Христос — что Он является Мессией-Царем, что Он есть Сын Божий как по Своей природе, так и по достоинству, что Он является главным над всеми помазанниками, над священниками, пророками и царями, помазанными Богом или для Бога, что Он в совершенстве подготовлен для великого дела вечного искупления, — и поэтому отдает себя Его попечению и водительству.

2. Возвеличивается как имеющий высокое происхождение: Он от Бога рожден, ст. 1. Этот принцип веры и новая природа, сопровождающая веру или происходящая от нее, зарождаются от Духа Божиего; поэтому сыновство и усыновление теперь принадлежат не семени Авраамову по плоти, не древнему Израилю Божиему; все верующие, хотя и грешники из язычников по природе своей, духовно произошли от Бога и поэтому должны быть любимы, как сказано далее: ...и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него, ст. 1. Кажется вполне естественным, что любящий Отца должен также любить и детей, соразмерно с их подобием Отцу и любовью Отца к ним; поэтому в первую очередь и главным образом мы должны любить Сына Отчего, как Он выразительно назван во 2Ин 1:3, единородного и возлюбленного Сына, а затем тех, кто рожден по Божиему изволению и обновлен Духом благодати.

II. Апостол объясняет:

1. Как мы можем удостовериться в истинности нашей любви к возрожденным душам, имеет ли она истинно евангельскую природу. Она должна основываться на любви к Богу, Чьими они являются: Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога.., ст. 2. Наша любовь к ним будет чистой и истинной в том случае, если мы любим их не просто по каким-либо светским мотивам — потому что они богаты, образованны или являются нашими родственниками, либо принадлежат к нашей деноминации среди прочих религиозных партий, — но потому, что они дети Божии и в них проявляется Его возрождающая благодать, Его образ и Его печать отражаются в них, и, таким образом, в них мы любим Самого Бога. Таким образом, как мы видим, это послание настаивает на любви к братьям как к детям Божиим и усыновленным братьям Господа Иисуса.

2. Как мы можем определить истинность нашей любви к Богу. Она обнаруживается в нашем святом послушании: ...когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его, ст. 2. Мы тогда истинно, в евангельском смысле любим Бога, когда соблюдаем Его заповеди: Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его..; а соблюдение Его заповедей требует склонности к этому, чтобы мы находили в этом наслаждение: ...и заповеди Его не тяжки, ст. 3. Или: это есть любовь к Богу, что мы решили быть послушными и соблюдать Божии заповеди, поэтому Его заповеди становятся для нас легкими и приятными. Любящий Бога говорит: «О, как люблю я Твой закон! Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс 118:32), когда Ты расширишь его любовью, или Духом Своим, источником любви».

3. Каковым является и должен быть результат, или плод, возрождения духовная победа над этим миром: Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир.., ст. 4. Рожденный Богом рожден для Бога и, следовательно, для иного мира. Его стремления направлены к горнему, лучшему миру; он обеспечен таким оружием, с помощью которого отвергает и побеждает этот мир. Затем добавляется; ...И сия есть победа, победившая мир, вера наша, ст. 4. Вера вот причина победы, она является тем средством, инструментом, духовным оружием, духовной артиллерией, с помощью которого мы побеждаем, ибо:

(1) Презирая этот мир и противостоя ему, мы в вере и верой прилепляемся к Христу.

(2) Вера действует из любви и любовью к Богу и Христу и таким образом уводит нас от любви к миру.

(3) Вера освящает и очищает сердце от плотских похотей, посредством которых мир приобретает власть и господствует над душами.

(4) Вера получает и извлекает силу для победы над миром, над угрозами и лестью его, из Того, Кто является предметом ее, из Сына Божиего.

(5) На основании обетования Евангелия она получает право на пребывание Духа благодати, а Он больше того, кто пребывает в мире.

(6) Вера видит невидимый мир, не идущий ни в какое сравнение с этим миром, и говорит душе, где она пребывает, что ей надо всегда быть готовой войти в этот мир. Из этого:

III. Апостол заключает, что только истинный христианин является истинным победителем мира: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (ст. 5). Наш путь к небу проходит через мир, и он является огромным препятствием для нашего входа туда. Но кто верует, что Иисус есть Сын Божий, тот верит, что Иисус пришел от Бога, чтобы быть Спасителем мира и сильной рукой привести нас из мира к небу и к Богу, и что там мы в полной мере будем наслаждаться общением с Ним. И кто так верует, должен этой верою победить мир. Ибо:

1. Он твердо убежден в том, что этот мир является неистовым врагом для его души, для его святости, спасения и блаженства. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего), 2:16.

2. Он понимает, что искупление и избавление от этого злого мира составляет важную часть дела Спасителя и его собственного спасения. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века.., Гал 1:4.

3. Он видит на примере земной жизни Господа Иисуса и Его поведения в этом мире, что он должен быть отвергнут и побежден.

4. Он сознает, что Господь Иисус победил мир не только для Себя Самого, но и для Своих последователей, и что они должны стараться быть соучастниками Его победы. Мужайтесь: Я победил мир.

5. Смерть Господа Иисуса научила его быть мертвым и распятым для мира. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира, Гал 6:14.

6. Воскресением Иисуса Христа он возрожден из мертвых к живому упованию на блаженство горнего мира, 1Пет 1:3.

7. Он знает, что Спаситель ушел на небо и там готовит место для искренно верующих в Него, Ин 14:2.

8. Он знает, что его Спаситель придет снова и положит конец этому миру, будет судить его обитателей, а верующих в Него примет к Себе, в Свою славу, Ин 14:3.

9. Его дух и его стремления не могут найти удовлетворения в этом мире, он смотрит дальше его и стремится к небесному миру, прилагая все старания к достижению его. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, 2Кор 5:2. Итак, христианская вера обеспечивает исповедующим ее владычество над миром. Христианское откровение является величайшим средством победы над этим миром и достижения другого — самого чистого и мирного, блаженного и вечного. Именно в этом откровении мы видим, что является причиной борьбы и состязания между Богом и мятежным миром. В нем мы находим святое учение (как теоретическое, так и практическое), совершенно противоположное настроениям и устремлениям этого мира. Посредством этого учения передается и распространяется дух, превосходящий дух этого мира и враждебный ему. Оно говорит нам, что Сам Спаситель был не от мира сего, что Его Царство тоже было и есть не от сего мира, что оно должно быть отделено от мира и избрано из него для неба и для Бога. Из этого учения мы узнаем, что этот мир не предназначался Спасителем в качестве наследия и удела для спасенного Им народа. Возвращаясь на небо, Он уверял их, что идет приготовить им там место, чтобы они всегда были с Ним, и дал им понять, что если они только в этой жизни и в этом мире надеются на Него, то в конечном счете они окажутся несчастными. Это учение дает нам ясное откровение о вечном блаженном мире и предлагает, чтобы мы любили его и стремились к нему. Оно снабжает нас самым лучшим оружием против нападок и посягательств мира. Оно нас учит, как можно поразить мир его собственной стрелой или как его собственное оружие может быть обращено против него самого, как все его противодействия, вражда и гонения могут послужить нашей победе над ним и нашему восхождению в высший небесный мир. Оно ободряет нас, представляя нашему взору великую армию, облако святых воинов, одержавших в свое время и на своем месте победу над миром и получивших венцы. Истинный христианин это истинный герой, это тот, кто преодолел этот мир и наслаждается полной победой. Он не сетует на то (ибо он намного превосходит греческого монарха), что нет другого мира, которой он мог бы покорить, но крепко держится вечной жизни и старается силою, в святом смысле слова, овладеть Царством Небесным. Кто во всем мире, кроме верующих в Иисуса Христа, может так побеждать мир?


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 5 глава 4 стих)

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 4−5 ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Ни язычник, ни иудей, ни еретик не способны на нее [победу], поскольку успех в начинаниях раз и навсегда обеспечила наша вера.

Источник: Фрагменты.

Лука Крымский (1877−1961)

ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Вы слышали сегодня слова святого апостола Иоанна Богослова: Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Как это вера наша победила весь мир? Как будто бы действительность не похожа на это: вера не победила того, что в мире. А ведь в этих словах истина: наша вера победила мир.

Надо нам понять, как это вера победила мир, а она действительно победила мир. Она, понятно, не уничтожила того, что в мире противно Богу, что противно Христу: не уничтожила всего богохульного, всего нечестивого; но вовсе не в этом задача нашей веры, не в том, чтобы уничтожать. Вера наша в основе своей — любовь Христова, а любовь ничего не уничтожает. Не наша задача перестраивать мир, не наша задача исправлять грехи мира, исправлять недостатки общественного и политического устройства.

Не смеем мы воевать против мира! Евангелие и апостолы святые заповедали нам иное — заповедали, напротив, полное повиновение и подчинение властям мира сего, уважение и подчинение: Бога бойтесь, царя чтите (1Пет 2:17). Несть бо власть, аще не от Бога (Рим 13:1). Значит, мы ни с кем не воевали, а победили мир. А как же это вера наша победила мир? Она победила, истинно Победила: не наступая, не восставая, не враждуя; победила своей кротостью, своей тихостью, своей любовью, ибо нет силы в мире, которая могла бы сравниться с силой любви, с силой смирения. Любовь и смирение — сила великая, любовь и смирение не воевали, не враждовали и тем не менее победили.

Воссылаем мы молитвы к Богу, горячей верой полны сердца наши, исполнены любовью ко Христу, проповедуем о любви, о Божественной любви, делаем это тихо, без воинствования. И эта наша христианская любовь победила мир. Она выходит далеко-далеко за стены нашего храма, невидимой Божественной силой разливается везде, как волны радио разливаются по воздуху везде и всюду. Так и любовь Христова и вера наша всюду действуют, всё побеждают, всё пленяют.

С миром мы не воевали и не враждовали, против мира не восставали, хотя нас считают и называют врагами, а мы не враги, мы только идем своим путем, путем Христовым, и не виноваты в том, что другие не идут также этим путем и отвергли его.

Как побеждает мир каждый из нас своей верой? Когда ярко возгорится пламя веры в сердце нашем, когда всем сердцем возлюбим Христа, когда уверуем непоколебимо, тогда мы приобретаем силу изгнать из сердца нашего любовь к миру, любовь к тому, чем дорожат люди мирские, изгнать все пристрастия наши, все похоти наши, все стремления к беспечальной жизни. Тогда в сердце нашем сами по себе исчезнут постепенно, одно за другим все эти нечистые стремления: мы перестанем любить мир, потому что возлюбим то, что гораздо выше мира.

Так человек возмужавший перестает интересоваться игрушками, которые пленяли его, когда он был младенцем, когда был ребенком. Он, духовно возмужавши, теряет интерес ко всему тому, что привлекает, что пленяет мирских людей, всё это становится в его глазах ничтожным. Высокие духовные интересы захватывают его всецело, а то, чем живут люди плотские, не духовные, становится для него ничтожным и исчезает из области его высших интересов, как исчезает под лучами солнца вешний снег.

Вот в этом и состоит наша победа, победа нашей веры над миром. И те святые, те преподобные, которые достигли высот духа, ушли от интересов мира сего, из низменной среды мира и поднялись в высшую святую сферу интересов духовных, те победили свое пристрастие к миру. Это пристрастие само собой исчезнет, как исчезает всё побежденное. Вот в этом и состоит наша личная победа над миром.

Помните же великие слова апостола Иоанна Богослова: Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Да даст вам всем Господь эту горячую, крепкую, как скала, веру, которая победит мир! Аминь.

Источник: Спешите идти за Христом. На слова: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша».

Никодим Святогорец (1749−1809)

ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Третье же и последнее — для тех, кто получил от благодати Божией оружие и колесницы, чтобы побеждать в мысленной и невидимой брани. Им, духовник, говори, чтобы они презирали злые помыслы, которые им всевает диавол. Презирай их как лай маленьких собак, как скот, как насекомых, как ничто. Пусть не боятся ни угроз их, ни тех сластей, которыми они хотят их привлечь: 1) Веруя совершенно и уповая на безграничную силу Вседержителя Бога и на непобедимую помощь великого нашего Военачальника Иисуса Христа: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? И сия есть победа, победившая мир, вера наша; 2) Веруя и помышляя, что после Креста и смерти нашего Господа диавол не имеет никакой силы над нами, но он стал немощным и слабым, по написанному: Врагу оскудеша оружия в конец (Пс 9:7). Поистине счастлив тот, кто сделал ум владыкой и вооружился благодатью, а, вооружившись, презирает как ничто все постыдные, хульные и лукавые помыслы. Нет большей победы и стыда для демонов как это презрение, как говорит преподобный Максим: «Те, кто лишь презирают (помыслы), презирают их всегда, а презирающий (их) находится в готовности, ибо уже вооружен благодатью» (в своих схолиях на 26 слово Лествицы). И мы говорим в примечании о помыслах хулы. И еще, потому что посредством такого презрения они остаются совершенно недосягаемыми для злых помыслов и демонов, говоря вместе с пророком Давидом: Онемех и не отверзох уст моих (Пс 38:10); Положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною (Пс 38:2).

Источник: Руководство к исповеди.

Иустин (Попович) (1894−1978)

Ст. 4−5 яко всяк рожденный от Бога, побеждает мир: и сия есть победа победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий

Мир как пленник греха, смерти и дьявола, как держава дьявола, держава смерти (Евр 2:14) постоянно восстает на Бога и постоянно обращается против Него. Нет сомнения, что союз греха, смерти и дьявола есть страшная сила, сильнее и страшнее каждого человека, всего человеческого и всех людей вместе. В нашем человеческом мире только Богочеловек показал, что Он сильнее этого тройственного союза, поскольку только Он разрушил державу смерти, победил дьявола и уничтожил смерть. Эту всепобеждающую Богочеловеческую силу Христос дал каждому верующему в Него как Бога и Господа, и, таким образом, каждый может победить державу смерти, победить грех и дьявола, победить мир. В действительности только христианин есть истинный победитель в мире. Потому что он побеждает наибольшего врага человеческого рода, трехглавого врага: грех, смерть и дьявола. Без Господа Иисуса Христа и тех, кто Ему следует, человеческий мир был бы и всегда оставался “державой смерти”, в которой бы господствовало и управляло самое алчное и ненавистное чудовище — грех, зло и дьявол. И оно господствует главным образом и в действительности над всеми теми, кто не верует в Христа Единого Истинного Бога как Единого Истинного Спасителя мира.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Экумений († X в.)

Ст. 4−5 ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Иоанн предлагает и победу, и то, вследствие чего [бывает возможна] победа, говоря, что вера есть и то, и другое. Конечно, [речь идет о] вере в Бога, которая, будучи рожденной от Бога, победила и изгнала всякое неверие. Иудей, эллин и еретик бессильны перед ней. А так как вера побеждает не в одиночку, но вместе с тем, кто обладает ею, [апостол] и прибавляет: А кто побеждает мир, если не верующий, что Иисус есть Сын Божий? А кто этот Иисус?Иисус Христос [побеждающий] посредством воды и крови.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Андрей Монах

Ст. 4−5 ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Далее он сам открыл, говоря нам, что рожденное есть Слово веры, победившее мир, то есть всякое лукавство и нечестие. Ведь наша вера отогнала всякое неведение и изгнала всякую тьму.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Ибо всякий, рожденный от Бога (1Ин 2:29), побеждает мир (1Ин 4:4): хотя сам по себе человек немощен и не имеет силы исполнить заповеди Божии, тем более, что ему противодействуют сильные враги — плоть, мир и диавол, но для него, как рожденного от Бога, и заповеди Его нетяжки, и всемогущею силою Божиею во Христе Иисусе он силен победить мир и побеждает его. — Мир, все враждебное Богу (ср. прим к 1Ин 2:15), побеждается верующим, преодолевается все, что представляется как препятствие ему на пути следования Его за Христом в Царство Небесное. — Что же это за сила, которою верующий побеждает мир? Эта сила есть вера, именно вера во Христа. Рожденный от Бога побеждает мир. Апостол объясняет, в чем состоит эта победа и чрез что она совершается. Тем и другим называет веру, то есть веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни еллин, ни еретик не силен против нее.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Это говорит Апостол в объяснение слов: и заповеди Его нетяжки (1Ин 5:3). Почему заповеди Божии нетяжки? Ибо всякий рожденный от Бога, отвечает Богослов, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?

Всякий рожденный от Бога побеждает мир, т. е. тот, кто возрожден благодатью Святого Духа, или, как апостол Павел говорит, водимый Духом Божиим (Рим 8:14), побеждает мир. Под миром разумеются и люди, которые своими словами и делами или худым примером отвлекают от следования за Христом, также собственные нехорошие привычки, порочные желания и страсти, и разные скорби, лишения и трудности, каким надобно подвергаться на пути спасения, и все, что может препятствовать человеку в исполнении заповедей Божиих. Все это, как учит Богослов, возрожденный Благодатью побеждает или преодолевает; все это для него нетрудно и нетяжело. Что же ему помогает? Или, какою силою он преодолевает все препятствия, встречаемые на пути следования за Христом Спасителем? Богослов отвечает: И сия есть победа, победившая мир, вера наша. Эта сила, которою побеждаем мир, есть наша вера. Не сама собою вера доставляет победу, но тем, что вера усыновляет Богу, привлекает Духа усыновления, или благодать Св. Духа, возрождающую и обновляющую человека. Эта Благодать дает возрожденному силу преодолевать все препятствия и все трудности в деле спасения. Поэтому каждый верующий и возрожденный, побеждая искушения и соблазны мира и преодолевая трудности на пути спасения, может говорить с апостолом Павлом: Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне (1Кор 15:10).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 4−5 ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Исполнение заповедей Божиих человеком встречает для себя препятствия в виде противодействия боговраждебных начал — мира, плоти и диавола (см. 1Ин 2:15−16). Но христианин силою благодати, подаваемой через веру в Бога и Господа Иисуса Христа, твердо противодействует соблазнам и искушениям, идущим от мира, и, наконец, побеждает весь боговраждебный мир. Апостол объясняет, в чем состоит победа и через что она совершается; тем и другим называет веру, т. е. веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни еллин, ни еретик, не силен против нее. А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий« (блаж. Феофил.). Победа над миром, совершенная Иисусом Христом (Ин 16:33), является вечным источником, из которого христиане, по вере во Христа, почерпают благодатные силы для своей личной победы над миром.

Источник: Толковая Библия.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(1 Иоанна 5 глава 4 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно