I. Призвать к христианскому братолюбию, основываясь на превосходстве, или древности, или первостепенности относящегося к нему повеления: Ибо таково благовествование (поручение или задание), которое вы слышали от начала (оно относится к главной составной части практического христианства), чтобы мы любили друг друга, ст. 11. Мы должны любить Господа Иисуса и дорожить Его любовью и, следовательно, любить всех, кого любит Он то есть всех наших братьев во Христе.
II. Предостеречь от того, что противоречит братолюбию, от недоброжелательного отношения к братьям, и с этой целью приводит пример Каина. Его зависть и злоба должны удерживать нас от подобных чувств, потому что:
1. Они показали, что Каин был первенцем от семени змея, именно он, старший сын первого человека, был от лукавого. Он подражал диаволу, первому лукавому, и был похож на него.
2. Его зложелательство не знало границ, оно дошло до злого умысла об убийстве и осуществления его — до убийства близкого родственника, и это случилось в начале, когда мир был еще мало заселен. Он убил брата своего, ст. 12. Грех, когда ему предаются, не знает границ.
3. Зложелательство Каина зашло так далеко, в нем было так много диавольского, что он убил своего брата на религиозной почве. Он был раздражен тем, что Авель превзошел его в служении, и позавидовал благоволению, которое тот обрел у Бога. И за это он убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны, ст. 12. Зложелательство внушает ненависть и чувство мстительности к тому, что должно вызывать у нас восхищение и чему нам следует подражать. И далее:
III. Из этого апостол делает заключение: неудивительно, что и теперь так же обращаются с добрыми людьми: Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас, ст. 13. Змеиная природа все еще сохраняется в мире. Сам великий змей еще правит миром как бог его. И неудивительно, что этот змеиный мир шипит и ненавидит вас, принадлежащих к семени жены, поражающему его в голову.
не чудитеся, братие моя, аще ненавидит вас мир
Ненавидит без смысла, как и Каин брата своего, или, лучше, ненавидит мир сознательно и по сознательной причине, поскольку его дела лукавы, в то время как наши — праведны. Зло есть зло, поскольку ненавидит то, что добро, и хочет его уничтожить. Поскольку одно желание зла — чтобы не было добра. Поэтому по природе своей дьявол есть противоборец Бога.
Дьявол с тех пор, как стал дьяволом, есть дьявол, и зло есть зло. Поэтому святой Иоанн Богослов говорит: не чудитеся, что зло ненавидит добро и нечестивый праведного, ведь в природе его существует логика зла. Мир усыновил зло как способ жизни (“modus vivendi” — лат.), и логику зла он провозгласил способом мышления (“modus cognoscendi”) и мерой всех вещей. В этом причина, что мир ненавидит в вас все доброе, праведное, Божественное, евангельское, Богочеловеческое, ведь вы являетесь воплощением и олицетворением Его, и хоть вы и находитесь в этом мире, но вы от “того” мира, от Бога и от Христа.
Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
Ст. 13−14 не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти
Нам, перешедшим от смерти к жизни — потому что неверие мы променяли на веру, — нечего удивляться, что мир нас ненавидит. Ибо никто из тех, которые не перешли от смерти к жизни, а остаются в смерти, не может тех любить, которые, так сказать, из темного жилища смерти перешли в здание, освещенное светом жизни.
Источник: Увещание к мученичеству 41.
Ст. 13−14 не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти
Иоанн имеет здесь в виду мир как общество тех, кто любит мир. Неудивительно, что любящие мир не способны любить братьев, не принадлежащих мирским привязанностям, чье единственное устремление — небеса. Для грешников религия есть мерзость, как и свидетельствует Писание.
Источник: На 1-е послание Иоанна.
Да не надеется никто из членов тела Христова, которые кажутся связанными смертью, никто из тех, кто и до сей поры пребывает в смерти, достичь таинства жизни.
Источник: Гомилии на Евангелия 2.4.
Здесь Иоанн говорит о смерти души. Грешившая душа, конечно же, умрет. Жизнь тела — душа, жизнь души — Бог; со смертью тела его покидает дух, со смертью души ее оставляет Бог. Души всех нас, родившихся в этом мире, мертвы, поскольку мы несем в себе первородный грех от Адама, но благодать Христова возрождает верных, чтобы их души могли жить.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
Ст. 13−14 не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти
Не следует удивляться, если дурные люди — те, кто называются миром, — ненавидят тех, кто живет благочестиво согласно Христу. Ведь было бы более удивительно, если бы они любили их.
Так как тот, кто любит братьев согласно Богу, переходит в жизнь из смерти; тот, кто не имеет этой любви, остается в смерти. Так была мертвой вдова, которая жила в наслаждениях, хотя и вела обычную жизнь. Тот, кто так живет, по необходимости изгладится из памяти Бога.
Источник: На 1-e послание Иоанна.
не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас
Не дивитесь (Ин 5:28): не смотрите, как на нечто странное и необыкновенное и новое; со времен Каина и Авеля началось то, что дети диавола ненавидят детей Божиих, мир ненавидит преданных Богу людей; это было всегда и будет, как противоположность света тьме, добра злу, образ праведника Авеля и злодея Каина. — Братия мои: выше апостол обращался к своим читателям со словами — чада, чадца (1Ин 2:1), здесь со словом — братия мои, так как говорит о братской любви, как и несколько выше назвал их возлюбленными (ст. 2). — Если мир ненавидит вас: это — изречение Самого Господа, повторяемое здесь апостолом Иоанном (Ин 15:18). Мир, как совокупность всего противного Христу и Богу (ср. Ин 7:7 и прим и парал.), не только враждебен ученикам Христовым, как и Самому Христу, но положительно ненавидит их, гонит, и преследует, и убивает их (Ин 15:20; Ин 16:2), как Каин убил брата своего, которого возненавидел за добрые дела его, каких не имел сам, как злой. Ученики Христовы верою во Христа и единением с Ним в любви ко всем внесли в мир новое начало духовно-религиозной жизни; мир находит это новое начало жизни чуждым для себя, противным себе и стремится не допускать его в свою жизнь, подавить его насилием, уничтожить его и потому ненавидит учеников Христовых, как представителей этого нового начала жизни, ему враждебного и противного.
Источник: Толковый Апостол.
Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас
Как бы так говорит: если мир вас ненавидит, если нечестивые и порочные люди оскорбляют вас и делают вам разные обиды: не смотрите на это, как на необыкновенное нечто; так было, как видите из истории Каина и Авеля, от начала мира; так было и во все времена.
Если мир ненавидит вас. Преданные земным желаниям и страстям не любят тех, которые живут благочестиво и добродетельно и стремятся к достижению благ небесных. Отчего это? — Как сходство нравов воспитывает и скрепляет дружбу; так несходство нравов возбуждает нерасположение и ненависть. Притом, дела благочестивых и добродетельных людей обличают недостоинство людей нечестивых и порочных. Поэтому нечестивые и порочные люди ненавидят добродетельных и благочестивых, презирают и осмеивают их. Об этом Господь Спаситель говорил Своим ученикам: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин 15:18, 19). Если иногда и порочные люди оказывают непритворное уважение и любовь к благочестивым и добродетельным: то это показывает, что в них чувство благочестия и любовь к добродетели еще не совсем угасли.
Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Ст. 13−15 не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей
С момента братоубийства Каина, антагонизм между детьми Божиими и детьми диавола, между Богом и миром никогда не прекращался. Та же самая вражда зла против добра существует и в данное время: Каина олицетворяет теперь боговраждебный мир, а Авеля — истинные христиане, чада Божии, ненавидимые миром (ст. 13, см. Ин 15:20; 16:2). Ненависть, по Апостолу, есть признак, даже синоним смерти, христиане же через свою любовь к ближним пережили всякое духовное воскресение или оживление (ср. Ин 5:24), ненависть же к брату означает не только состояние духовной смерти человека ненавидящего (ст. 14), но и то, что такой человек духовно, если не телесно, совершает братоубийство, подобное Каинову; является «человекоубийцею» (ст. 15), каковое название Христос приложил к диаволу (Ин 8:44); ненависть, по мысли Апостола, равна убийству, как и Христос Спаситель гневающегося на ближнего осуждает, как убийцу (Мф 5:21, 22).
Источник: Толковая Библия.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента