Библия - 1Ин. 2:9 (1 Иоанна 2 глава 9 стих)

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 2 глава 9 стих)

λεγων praes. act. part, от λεγω (#3306) говорить. Subst. part, подчеркивает особенность. ειναι praes. act. inf. от ειμι (#1639) быть. Инфинитив в 4косвенной речи, μισων praes. act. part, от μισεω (#3631) ненавидеть. Subst. part, выделяет особенность, αρτι (#785) теперь, в настоящее время.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 2 глава 9 стих)

2:7−11 Любовь между братьями составляет четвертый критерий истинного общения. Критерий поведения прежде всего обращает внимание на послушание заповеди любви, поскольку любовь есть исполнение закона (Mф. 22:34−40; Рим 13:8−10; Иак 2:8), а также новой заповеди Христа (Ин 13:34; 15:12,17). Истинное хождение во свете означает любовь. Свет Бога есть свет любви, поэтому ходить во свете означает ходить в любви.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 2 глава 9 стих)

2:9−11 В стихах 9−11 противопоставляются любовь ложная и истинная. Если кто-то утверждает, что он христианин, и при этом ненавидит истинных христиан, это явный признак того, что он еще во тьме. Последнее выражение относится не к случаю, когда человек отступает от веры и впадает в грех, как может показаться на первый взгляд. Человек продолжает быть таким, каким был всегда, то есть неспасенным. Но тот, кто истинно любит брата своего, пребывает во свете, и нет в нем соблазна. Это может означать как то, что самому человеку не грозит соблазн, так и то, что он не станет причиной соблазна для других. Оба толкования истинны. Если христианин действительно живет в общении с Господом, свет освещает его путь и никого не задевает какое-либо несоответствие между его вероисповеданием и жизнью. Гностики глубоко ненавидели тех, кто был верен Слову Божьему. Это доказывало, что они находились во тьме и во тьме ходили и не знали, куда идут, потому что тьма ослепила им глаза.

Как бы иллюстрируя пример братолюбия, о котором он говорил, апостол прекращает адресовывать исполненные любви обращения членам Божьей семьи.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 2 глава 9 стих)

Стихи 7−11. Седьмой стих можно относить либо к тому, что непосредственно предшествовало ему (тогда не новой, но древней заповедью следует понимать повеление тот должен поступать так, как Он поступал; апостолы внедряли это везде, куда приносили Христово Евангелие), либо к тому, что апостол намерен теперь предложить, — к закону о братолюбии; именно в этом состоит благовествование, слышанное от начала (1Ин 3:11), и древняя заповедь, 2Ин 1:5. Итак, собираясь рекомендовать нам эту заповедь, апостол готов дать пример исполнения ее в своем нежном обращении: «Возлюбленные, которых я люблю той любовью, к которой хочу побудить и вас». Итак, он предлагает заповедь о братолюбии:

I. Как древнюю заповедь: Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала.., ст. 7. Заповедь о любви такая же древняя, как и род человеческий, однако она может допускать различные постановления, усиления и мотивировки. Если бы люди размножились до грехопадения, то они должны были бы любить друг друга как происшедшие от одной крови, сотворенные для обитания на одной земле, как дети Божии, носящие Его образ. После грехопадения, имея обетование о восстановлении, они должны были любить друг друга как связанные родственными узами с Богом, их Творцом, как связанные друг с другом одной кровью и как участники в одной надежде. Когда евреи были выделены в особый народ, они должны были любить друг друга на том основании, что были привилегированными людьми, что им принадлежали завет и сыновство и от них должен был произойти Мессия и Глава Церкви. Новому Израилю Божиему, евангельской Церкви закон любви был дан как включающий в себя новые обязанности. Итак, это была древняя заповедь, то есть слово, слышанное евангельским Израилем от начала, ст. 7.

II. Как новую заповедь: «Но притом, чтобы побудить вас лучше исполнять этот долг, новую заповедь пишу вам, закон нового общества, христианского общества, что есть истинно и в Нем (сущность ее была истинной сначала в Главе Церкви и по отношению к Нему, истинная любовь была и изобиловала сначала в Нем: Он возлюбил церковь и отдал Себя за нее) и в вас. Этот закон записан и в ваших сердцах, вы научены Богом любить друг друга, потому что тьма проходит, тьма ваших необращенных, исполненных предубеждениями умов (будь то иудеев или язычников), ваше прискорбное невежество относительно Бога и Христа проходит, и истинный свет уже светит (ст. 8), свет евангельского откровения засиял жизнью и силой в ваших сердцах, вы познали превосходство христианской любви и основную обязанность, какую она налагает на вас». Из этого мы видим, что основы (и, в частности, основные заповеди) христианства могут быть представлены и как новые, и как старые; реформированное учение, то есть учение реформированных церквей, является и новым и старым: новым, поскольку оно было принесено светом Реформации после продолжительного периода тьмы и очищено от фальсификаций римской церкви. Но оно является и старым, поскольку было дано и слышано от начала. Мы должны понимать, что благодать, или добродетель, что была истинной во Христе, должна быть истинной и в нас, мы должны соответствовать нашей Главе. Чем более рассеивается тьма и чем более просвещает нас евангельский свет, тем более полным должно быть наше повиновение заповедям нашего Господа, независимо от того, считаем ли мы их старыми или новыми. Свет должен производить соответствующее тепло. Поэтому существует еще одно испытание нашего христианского света; выше говорилось об испытании его нашим послушанием Богу, а теперь — христианской любовью.

1. Кому недостает такой любви, тот напрасно думает, что он во свете: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме, ст. 9. Искренним христианам следует исповедовать, что Бог сделал для их душ, но в видимой церкви часто встречаются души, исповедующие больше того, что имеют в действительности; они говорят, что находятся во свете, что божественное откровение произвело свое действие на их ум и дух и, в то же время, живут в ненависти и вражде со своими братьями-христианами, они не водятся чувством Христовой любви к братьям, следовательно, остаются еще во тьме, хотя и считают себя обращенными в христианскую веру.

2. Кто водится такой любовью, тем самым доказывает, что его свет истинный: Кто любит брата своего (как брата во Христе), тот пребывает во свете.., ст. 10. Он понимает, в чем состоит основа и причина христианской любви, он знает значение и ценность христианского искупления, понимает, как подобает нам любить тех, кого возлюбил Христос. Следствием этого будет: ...и нет в нем соблазна, cт. 10; он не будет соблазном, не будет камнем преткновения для своего брата; он будет остерегаться того, что может ввести его брата в грех или отвратить его от пути веры. Христианская любовь учит нас высоко ценить душу своего брата и опасаться всего, что может повредить его простодушию и миру.

3. Ненависть — это признак духовной темноты: А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме.., ст. 11. Духовный свет исходит от Духа благодати, и одним из первых плодов этого Духа является любовь; поэтому тот, кто одержим злобой против брата во Христе, лишен, конечно, духовного света и во тьме ходит (ст. 11), его жизнь свидетельствует о том, что у него темная душа и темная совесть и он не знает, куда идет; он не видит, куда темный дух ведет его, не видит того, что он приведет его в царство внешней тьмы, потому что тьма ослепила ему глаза, ст. 11. Тьма вырождения, доказываемого этим злобным духом, противоположна свету жизни; где обитает эта тьма, там дух, разум и совесть помрачены, и они сбиваются с пути, ведущего к небесной вечной жизни. Здесь мы можем заметить, что апостол совершенно исцелился от своего вспыльчивого горячего нрава. Было время, когда он предлагал низвести огонь с неба на несчастных невежественных самарян, не принявших их. Но Господь показал ему, что он не знает, какого он духа и куда этот дух его ведет. Теперь же, исполнившись в большей мере Духа Христова, он дышит доброжелательностью к человеку и любовью ко всем братьям. Господь Иисус Христос — великий Господин любви, и Его школа это школа любви. Его ученики — ученики любви, а Его семья семья любви.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 2 глава 9 стих)

Кирилл Александрийский (376−444)

кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме

Иоанн говорит: «глаголяй во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе». Следовательно, свет в нас (присутствует) по нашему предызбранию — и по желанию, а не по сущности присутствует он в тварях, если ненавидящий брата своего находится во тьме. Единоприродный же есть Свет по существу, ибо имеет это достоинство не как плод предызбрания. Посему не единороден тварям Тот, Кто столь превосходит их.

Источник: Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.

Климент Александрийский (~150−~215)

кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме

Во свете он говорит: в истине; а ненавидит, говорит, брата своего, братом называет, очевидно, не только ближнего, но даже Господа.

Источник: Заметки на Кафолические послания.

Иустин (Попович) (1894−1978)

Ст. 9−11 глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе. Любяй брата своего, во свете пребывает, и соблазна в нем несть. А ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему

Что есть тьма? — Грех, любой грех. Чем больше грех, тем больше тьма. Чем его меньше, тем и тьма меньше. Когда человек находится во тьме? — Когда живет во грехе. И когда человек находится во свете? — Когда живет по Евангелию Христа, с Евангельскими Его добродетелями. Каждая из них является проводником “истинного света” от Господа в человеческую душу. Чем больше добродетель, тем больше проводник истинного света. Евангельская любовь к людям исполняет человека истинным светом, которым просвещает человеческие существа и раскрывает в них богоподобных братий его. Он видит просвещенными все пути, какими человеческая душа соединяется с Богом. И прежде всего он видит путь, каким его душа соединяется с Богом, путь, который ведет к Нему.

Он тогда знает Богоподобную цель и задачи своего существования и выполняет их с помощью своей евангельской жизни. Он знает, что человеческая сущность из этого мира через евангельские добродетели устремляется в Богоподобный мир, из этой жизни в Богоподобную жизнь, которая выше смерти, которая вечна. Человек, не верующий в Господа Иисуса Христа, в этот истинный свет, не знает, куда идет, не знает действительной цели и задачи своей жизни на земле, не видит и не знает истинной цели и задачи других людей, потому что не имеет истинного света, который единственный освещает все человеческие существа до глубины, до осуществления Божественной цели человеческого существования. Также и мир, который не верит в Господа, слеп и не знает, куда идет. Ради примера: зависть — это тьма. Человек кого-то ненавидит и считает ненавистным, потому что не видит в нем Божьего создания, не воспринимает его как “богоподобную сущность”, не находит пути в своей душе, потому что не имеет истинного света, который освещает сущность им ненавидимого брата и который показывает вечную и бессмертную сторону его.

В этой тьме, в этом неведении о человеке живут все те, кто представляет собрата как мертвую сущность, только как плоть, как порождение животного или как животное. И это восприятие является причиной ненависти к человеку, другими словами, является отрицанием небесного и божественного происхождения богоподобной души, в результате чего человек превращается в вонючий и изъеденный червями труп. Поэтому и Иоанн Богослов пишет: Глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе. (Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме). Справедливость, единственная справедливость и истинная любовь к человеку состоит в том, чтобы считать и расценивать его как богоподобное и вечное создание, видеть в нем бессмертного и вечного брата не только на этом, но и на том свете. Только такая любовь знает истинного человека. Только такая любовь не соблазняет человека, как пишет святой Иоанн Богослов: Любяй брата своего, во свете пребывает, и соблазна в нем несть.

Евангельская любовь является лучшим и самым точным средством для правильного познания человека. В любви к человеку заключается основа познания человека. И в ненависти к человеку находится причина незнания человека. Любовь открывает глаза на всех людей, и следствием этого становится то, что человек с помощью “истинного света” видит разумную основу всех творений и созданий. Он видит, как ему поступать и куда идти, в то время как зависть ослепляет очи, так что человек не видит в облике другого ни разумной сущности, ни брата. То же происходит в мире, в природе, где он видит не божественное творение, но дело или случай, или действие каких-либо слепых сил или других необходимостей. Все и все это — ложные боги, идолы. Идеи типа этих равнозначны идолам, такие идеи в итоге создают идолопоклонников, почитателей и поклонников мертвых и ложных божеств.

И так они ходят во тьме и не знают, ни куда идут сами, ни куда направляется мир Божий. Евангелист нам объявляет: А ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему. Как любовь есть живая, творческая сила Бога, так и ненависть есть живая творческая сила дьявола. Тот, кто действует ради любви, действует для всех добродетелей Евангелия, но, согласно этой же мысли, тот, кто действует ради ненависти, действует и ради всех грехов. Как каждая добродетель есть причина света, так и каждый грех есть причина тьмы, поэтому добродетели просвещают очи человека, а грехи закрывают их, иными словами, ослепляют.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Беда Достопочтенный (672−735)

кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме

Господь заповедал любить врагов. Таким образом, если кто говорит, что он христианин, а ненавидит брата своего, тот еще во грехе. И хорошо, что евангелист прибавил здесь слово еще, потому что, конечно же, все люди рождаются во тьме порока и все во тьме пребывают, пока не просветит их благодать крещения Христова. Однако и тот, кто, имея в себе ненависть к брату, приступает к источнику жизни, который воскрешает, принимает драгоценную кровь, которая искупляет, даже если и считает, что его просветил Господь, еще пребывает во тьме. Не очистился еще от греховной тьмы тот, кто не исполнил своего существа любовью.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме

Тот, кто говорит, что он Христов и ненавидит своего брата, как может быть Христовым, если он ненавидит своего брата, за которого умер Христос? Или иначе: не от Бога, но от дьявола говорящий, что он — от Бога и ненавидящий Христа, Который стал нам братом, став человеком, согласно изречению: Возвещу имя Твое братиям Моим (Евр 2:12). Если бы такой человек был от Бога, то любил бы Посланного Богом и назвавшего его братом по благодати.

Источник: Фрагменты.

Иларий Арелатский (~401−449)

кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме

[Тот находится] во тьме еще до сих пор — то есть до времени раскаяния в дурных делах; или же вплоть до обретения любви.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме

Любовь есть свет, все просвещающий, отсутствие любви к ближнему или ненавидение его есть тьма, все омрачающая, — на этом основывается вся аргументация учения: ненавидение ближнего свидетельствует сим, что ненавидящий пребывает во тьме, а кто пребывает в любви к ближнему, тот сим свидетельствует, что он во свете. Иначе: ненавидящий ближнего — не христианин, хотя бы и считал себя таковым, в нем христианское начало духовной жизни недейственно, и он — во тьме; любящий ближнего свидетельствует сею любовию, что истинное начало благодатной жизни в нем действенно, он — истинно христианин и во свете. Апостол говорит о противоположностях и безусловно: или любовь, или ненависть. Конечно, в жизни бывает бесконечно много степеней любви, но апостол берет безусловное вместо относительного: и слабость, и несовершенство братской любви, и поползновение к братоненавидению в виде зависти, раздражения, неудовольствия и т. п.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме

Кто говорит, что он во свете, т. е. что он просвещен учением евангельским, что он живет как христианин, имеет общение со Христом (1:7; 2:4, 5); а ненавидит брата своего, или христианина, или кого-либо из ближних, ибо все люди между собою ближние и братия: тот еще во тьме, — тот еще пребывает в неведении спасительной истины, в заблуждении, не понимая Духа Христова, который есть любовь; Бог есть любовь, — учит Богослов, — и пребывающий в любви пребывает в Боге (1Ин 4:16). Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1Ин 4:8).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 9−11 кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Раз установлено, что истинный свет Боговедения и любви христианской уже светит на земле и что постепенное осуществление христианского идеала обязательно для всех христиан при наступивших новых условиях жизни во Христе, то легко определить, кто принадлежит к этой области света, и кто — к противоположной области тьмы. Бесспорный признак, по которому можно различить сынов света от сынов тьмы, есть братская во Христе любовь к ближним (ст. 9, ср. Ин 13:34−35): присутствие этой любви в человеке доказывает действительную принадлежность его к области света (ст. 10), а отсутствие ее в человеке, хотя бы именующем себя сыном света, — верный знак того, что он — не христианин, сын тьмы (ст. 9−11). «Близость или любовь к Богу прежде всего узнается из любви к ближнему. Ибо невозможно, чтобы освещенный знанием Бога и исполненный любви к Нему имел тьму ненависти к брату своему; потому что свет и тьма в одно и то же время в одном и том же предмете не могут быть вместе. Посему освещенный любовью к Богу и имени Бога, и по отношению к брату имеет свет, который возжигается от любви к брату. А кто говорит, что он любит Бога, между тем ненавидит брата, тот находится в постоянной тьме, у того разумные очи всегда помрачены, потому что он утратил свет общения с Богом и с братом. Он не знает уже и того, что для него самого может быть полезно» (блаж. Феофил.).

Обращает внимание то, что Апостол здесь (ст. 9 и 11) и в других местах послания противополагает понятию любви не недостаток любви, а прямо ненависть, т. е. берет диаметрально противоположные понятия и ставит их во взаимно исключающее отношение. Хотя в жизни бывает бесконечно много степеней и оттенков любви и нелюбви, но Апостол все рассматривает с точки зрения абсолютной, со стороны принципа и конечных результатов: для него, поэтому, существует только два царства или направления — царство света и царство тьмы; на одной стороне Бог, на другой мир; там — жизнь, здесь — смерть (ср. III:14); там любовь и все средства к спасению, здесь — ненависть и полная невозможность спастись. Отсюда проистекает чистота, глубина и сила христианской этики Апостола.

Источник: Толковая Библия.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(1 Иоанна 2 глава 9 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно