Библия - 2Пет. 3:5 (2 Петра 3 глава 5 стих)

Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 3 глава 5 стих)

λανθανει praes. ind. act. от λανθανω (#3291) быть незаметным, быть сокрытым; "они закрывают глаза на тот факт, что..." (Mayor; RWP; Kelly), θελοντας praes. act. part, от θελω (#2527) желать, хотеть. Part, имеет почти что наречное значение (RWP). ησαν impf. ind. act. от ειμι (#1639) быть, εκπαλαι (#1732) долго, давно, συνεστωσα perf. act. part, от συνιστημι (#5319) состоять (см. Кол. 1:17). λογος (#3364) слово. Здесь dat. средства или instr.


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 3 глава 5 стих)

3:5 Думающие так Лжеучителя в своем стремлении избежать доктрины суда умышленно игнорировали два предыдущих сверхъестественных катаклизма — творение и потоп. вначале словом Божиим… составлены Бог из ничего создал вселенную, но не по естественным законам, а мгновенно, в шесть дней. Все шло не в согласии с постоянным неизменным законом развития, но в шесть дней, каждый из которых равен 24 часам, была создана вся совершенная вселенная (см. пояснения к Быт 1:2). земля составлена из воды и водою Земля была сотворена между двумя видами вод. В самом начале творения Бог отделил верхние воды, из которых образовал небо (твердь) вокруг всей земли, от нижних вод, которые покрывали землю и образовали источники, реки, озера и моря. См. пояснения к Быт 1:2−9.


Комментарии МакДональда (2 Петра 3 глава 5 стих)

3:5 Наглые ругатели преднамеренно игнорируют один факт — потоп. Однажды Бог уже вмешался в дела людей, и цель Его вмешательства была вполне определенной — наказать зло. Если это случилось однажды, то может случиться вновь. Эти люди заслуживают обвинения в умышленной неосведомленности. Они гордятся своим всезнанием. Они утверждают, что объективны в рассуждениях. Они хвастаются тем, что твердо придерживаются принципов научного исследования. Но дело в том, что они преднамеренно игнорируют действительный исторический факт — потоп. Им следует пройти курс геологии! Ибо они намеренно забывают, что в начале словом Божьим небеса и земля составлены из воды и водою... и они погибли. Небеса и земля были сотворены словом Божьим; Он сказал, и они были устроены (Евр 11:3). Петр говорит, что земля была составлена из воды и водою. Мы признаем, что в этом утверждении кроются такие глубины, которые мы не в силах постигнуть полностью. Из Бытие 1:2 мы знаем, что однажды лицо земли было покрыто водою. Затем в стихе 6 мы читаем, что Бог сотворил свод небесный, или пространство, отделяющее воду на земле от тумана или облаков над землей.

Отсюда мы можем предположить, что землю покрывала толстая пелена пара, в котором не могла поддерживаться жизнь. Небесный свод обеспечил чистую атмосферу, в которой мы можем дышать. В Бытие 1:9 сказано, что континенты были отделены от океанов; этот факт, возможно, упомянут в словах: «Он основал ее [землю] на морях...» (Пс 23:2).

Каким бы ни был научный смысл утверждения Петра, мы точно знаем, что земля — водный, покрытый облаками мир; три четверти ее поверхности занимает океан и большая ее часть покрыта облаками. Насколько нам известно, земля — единственная водная планета, и поэтому лишь на ней может поддерживаться человеческая жизнь.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 3 глава 5 стих)

Стихи 3−7. Для того чтобы побудить нас к серьезному размышлению об откровениях Божиих, данных нам через пророков и апостолов, и к твердой преданности им, Петр говорит, что явятся наглые ругатели, люди, которые будут смеяться над грехом и над спасением от него. Божий путь спасения грешников через Иисуса Христа — вот над чем они будут глумиться, и произойдет это в последние дни, в евангельские времена. Это может показаться очень странным, что новозаветное домостроительство благодати, являющееся духовным и поэтому более соответствующим Божией природе, чем ветхозаветное, подвергнется насмешкам и поруганию; но духовность и простота новозаветного богослужения прямо противоположны плотскому уму человека, и этим объясняется то, на что, вероятно, намекает здесь апостол, а именно: в последние дни ругатели будут более многочисленны и наглы, чем когда-либо прежде. Хотя во все времена рожденный и поступающий по плоти преследовал и поносил рожденного и поступающего по духу, тем не менее в последние дни насмешки над серьезным благочестием, над теми, кто твердо держится пути самоотречения и поступает осторожно, как предписывает Евангелие, будут наиболее изощренными и наглыми. Чтобы предотвратить поражение истинных христиан через нападки этих наглых ругателей, далее говорится о том:

I. Что представляют собой эти люди. Они поступают по собственным своим похотям, следуют помыслам и желаниям своих сердец, своим плотским наклонностям, а не велениям и указаниям здравого смысла и просвещенного суждения. Образ их жизни таков: они живут, как им заблагорассудится, и говорят, что им вздумается; они не просто поступают по помыслам сердца своего, которые зла и враждебны Богу, как у всякого невозрожденного грешника (Рим 8:7), отчужденного от Бога, не знающего Его и нерасположенного к Нему, но достигли такой степени нечестия, что открыто провозглашают то, что у других плотских людей только на уме; они говорят: «Наши языки, наша сила и наша жизнь — все это принадлежит нам самим, и кто есть господин над нами? Кто будет опровергать нас или господствовать над нами, кто призовет нас к отчету за наши слова и дела?» И как они насмехаются над всеми законами Божиими, ограничивающими их поведение, так не могут допустить того, чтобы откровения Божии указывали и предписывали им, во что они должны верить; как они желают ходить своими собственными путями и говорить своим собственным языком, так и думать они хотят своим собственным умом и придумывают принципы, во всем согласные с их собственными; они принимают во внимание только собственные свои похоти. Никто, кроме таких законченных вольнодумцев, какие описаны здесь, не может быть наглым ругателем. «По этому признаку вы должны узнавать этих людей, что бы остерегаться их».

II. Нам дается также предостережение о том, как далеко зайдут эти люди: они будут пытаться поколебать и смутить нас, нашу веру во второе пришествие Христа. Они будут насмехаться: ...Где обетование пришествия Его?.. (ст. 4). Без учения о втором пришествии Христа все другие догмы христианской веры значат очень мало, это то, что дополняет и кладет последний штрих на все остальное. Обетованный Мессия пришел, Он стал плотью и обитал с нами; Он был именно таким, как о Нем было предсказано, и сделал для нас все то, о чем прежде было возвещено. Враги христианства во все времена пытались подорвать эти основы, но поскольку все они утверждены на достоверных фактах, уже совершившихся, и все апостолы дали нам о них самые вернейшие доказательства, то, вероятно, в конце концов им надоест опровергать их. Но пока одна принципиально важная догма нашей веры относится к тому, что еще не совершилось и составляет только предмет обетования, на которое надо уповать, они будут нападать на нас до самого конца времен. До тех пор пока наш Господь не придет, они не поверят в Его пришествие, более того, они будут смеяться при всяком упоминании о нем и стараться смутить тех, кто серьезно верит в него и ожидает его. Поэтому рассмотрим, как этот вопрос выглядит с точки зрения верующего и с точки зрения этих обольстителей: верующие не только желают, чтобы Христос пришел, но, имея обетование о Его пришествии, данное и много раз повторенное Им Самим полученное и переданное верными свидетелями, твердо и абсолютно верят в то, что Он придет; эти же обманщики, не желающие пришествия Христа, делают все, что могут, чтобы внушить себе и другим, будто Он никогда не придет. Если они не могут отрицать существование этого обетования, то будут смеяться над самим обетованием, обнаруживая этим высшую степень неверия и пренебрежения: Где обетование пришествия Его?

III. Дается также предупреждение об их методах убеждения, ибо, насмехаясь над вторым пришествием Христа, они будут стараться аргументировать свои взгляды. С этой целью они добавляют, что «...с тех пор, как стали умирать отцы от начала творения, все остается так же» (ст. 4). Этот хитрый, хотя и не основательный способ аргументации, может произвести впечатление на слабые умы и, особенно, на нечестивые сердца. Не скоро совершается суд над худыми делами.., поэтому они утешают себя мыслью, будто он никогда не совершится, и не страшится сердце сынов человеческих делать зло, Еккл 8:11. Они сами так поступают и других убеждают поступать так. Они заявляют здесь: «Отцы наши умерли, все, кому было дано обетование, мертвы, оно не исполнилось в их время и маловероятно, что когда-нибудь исполнится; зачем же нам тревожить себя этим? Если бы в этом обетовании, о котором говорите вы, была хоть какая-нибудь доля истины или определенность, то мы уже должны были бы увидеть что-то прежде этого времени, какие-нибудь признаки Его пришествия, подготовительные шаги к нему, тогда как вплоть до настоящего времени все остается так же, без каких-либо изменений, причем от начала творения. С тех пор как стоит мир, в течение многих тысячелетий не происходит никаких изменений, почему же мы должны пугать себя, как будто ему придет конец?» Таковы аргументы этих насмешников. ...Потому что нет в них перемены; они не боятся Бога, Пс 54:20. Они не боятся ни Его, ни Его судов; того, что Бог никогда прежде не совершал, Он никогда не сможет или не захочет совершить, так заключают они.

IV. Разоблачается лживость их аргументов. В то время как они самоуверенно заявляют, что от начала творения не произошло никаких изменений, апостол напоминает об изменении, имевшем место в далеком прошлом и, в некотором смысле, похожем на то, которое он призывает нас ожидать, — о всемирном потопе в дни Ноя. Это событие они упустили из виду, они не принимают его во внимание. Хотя они могли и должны были бы знать об этом событии, но они не желают знать (ст. 5 — англ.), они предпочитают обходить его молчанием, как если бы никогда не слышали и ничего не знали о нем; если они и знали об этом событии, то не хотели сохранять его в своей памяти, они не приняли эту истину с любовью и не позаботились усвоить ее. Отметим: Трудно убедить людей поверить в то, в чем они не желают видеть истину, они остаются невежественными, во многих случаях потому, что хотят быть невежественными, и не знают потому, что не стремятся узнать. Но пусть грешники не думают, что такое неведение, как это, будет принято как извинение за грех, к которому оно может привести их. Распявшие Христа не знали, кем Он был, ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1Кор 2:8), но это неведение не сделало их невиновными в Его крови, само их неведение был грехом, как добровольное и умышленное, а один грех не может оправдать другого. Так обстоит и в данном случае: если бы они знали об ужасном возмездии Божием, уничтожившем некогда весь мир нечестивых грешников, то они, конечно, не насмехались бы над Его угрозами о будущем, таком же страшном суде. Но они были добровольными невеждами, они не знали, что сделал Бог, потому что не заботились узнать об этом. Перейдем теперь к рассмотрению того, что говорит апостол об уничтожении древнего мира водою и об окончательном огне, ожидающем наш современный мир. О первом он упоминает как о свершенном уже Богом, чтобы убедить нас больше верить в то, что и другое может быть и будет совершено.

1. Начнем с рассказа апостола о разрушении, однажды уже постигшем мир (ст. 5−6):

...Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. Первоначально наш мир был устроен несколько иначе: воды были разделены во время творения, что было в высшей степени мудро и благотворно для нас; часть воды была собрана над твердью, названной здесь небом (как и в Быт 1:8), другая часть — под твердью, собранная в одно место, так что было море и суша, удобная для обитания сынов человеческих. Но во время всемирного потопа произошло удивительное изменение: воды, что прежде Бог разделил, определив каждой части их определенное место, теперь Он во гневе Своем снова смешал. ...Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные (то есть облака) отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7:11), пока вся земля не покрылась водой и пока не исчезли бесследно самые высокие горы, над которыми вода поднялась на пятнадцать локтей, Быт 7:20. Таким образом Бог явил одновременно Свое страшное могущество и ярость гнева Своего, положив конец всему миру: ...Тогдашний мир погиб, быв потоплен водой, ст. 6. Разве это не изменение, причем ужаснейшее! Следует заметить также то, что все это было сделано словом Божиим, тем самым могущественным словом, каким был сотворен мир, так удобно и прекрасно устроенный, Евр 11:3, катртавш. И сказал Бог: да будет твердь, и далее, Быт 1:6−7. Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и далее, Быт 1:9−10. Ибо Он сказал — и сделалось Пс 32:9. Таким образом, говорит апостол, словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою. Здесь говорится, что не только первоначальное устройство мира и его порядок были учреждены словом Божиим, но также катастрофа и уничтожение этого мира, вместе с полным истреблением его обитателей произошли по этому слову; никто, кроме Бога, Который распростер небеса и основал землю, не мог сразу уничтожить и низвергнуть такое грандиозное сооружение. Это уничтожение было осуществлено словом Его могущества и по слову Его обетования, ибо Он сказал, что истребит человека и всякую плоть и что сделает это посредством потопа, Быт 6:7,13,17. Таковым было изменение мира, которое произвел Бог в прошлом и которого ругатели не хотели замечать; теперь рассмотрим:

2. Что говорит апостол о разрушительных изменениях, грядущих на наш мир: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков, ст. 7. Такое потрясающее описание дается здесь об окончательном уничтожении мира, имеющем более близкое отношение к нам. Когда мы читаем, слышим и размышляем о потопе, уничтожившем древний мир и его обитателей, это тоже печалит нас, хотя мы никогда не знали тех, кого он истребил; но суд, описываемый здесь апостолом, еще придет, и придет обязательно, хотя мы и не знаем когда, в какую конкретную эпоху или в какое поколение людей. Поэтому мы не можем быть уверены в том, что это не случится в наше время; можно допустить, что эти два суда во многом схожи, однако между ними существует значительная разница, и ее нельзя упускать из виду, ибо во время потопа некоторые, хотя и немногие, избежали всеобщей погибели, но во время уничтожения мира огнем не спасется ни один человек. Кроме того, нас не постигло первое бедствие, но нет никакой уверенности, что мы избежим второго. Этот мир, к которому принадлежим мы, будет уничтожен сразу, не только какой-то один человек, или одна семья, или даже нация, но весь мир будет мгновенно уничтожен, и не будет никакого ковчега, никакой возможности ни для кого избежать всеобщего бедствия; в этом заключается существенное отличие опустошения, которое было, от того, что ожидает нас.

Первое прошло и никогда более не повторится (ибо Бог ясно сказал, что не будет уже потопа на опустошение земли, Быт 9:11−17); другое еще предстоит и произойдет так же определенно, как определенно то, что истина и сила Божий могут совершить его; первое бедствие надвигалось на мир постепенно и изливалось на его обитателей в течение сорока дней, прежде чем истребило их, Быт 7:12,17; второе произойдет быстро и одновременно по всей земле, 2Пет 2:1; кроме того, тогда несколько человек избежали гибели, но то опустошение, которое ожидает наш мир, когда бы оно ни пришло, будет абсолютным и всеобщим: все будет охвачено пожирающим огнем, не будет ни одного убежища, куда могли бы убежать обитатели земли, ни единого уголка во всем мире, где можно было бы укрыться. Итак, все эти различия между прошлым уничтожением мира и тем, что описывается здесь, свидетельствуют о приближении ужаснейшего суда; то, что мир был уничтожен некогда всемирным потопом, делает более вероятным тот факт, что он снова будет истреблен, но уже всемирным пожаром. Поэтому пусть эти ругатели, насмехающиеся над пришествием Христа для суда над миром, подумают, наконец, что это может быть.

В Слове Божием не говорится об этом ничего, что было бы не в Его власти, и, хотя они по-прежнему смеются, им не удастся смутить нас, мы твердо уверены, что пришествие Христа будет, потому что Бог сказал об этом, а Его обетованию мы можем доверять. Они заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией (по крайней мере, не веря им); но мы знаем и доверяем, или должны доверять, и Писанию, и силе Божией. Бог сказал и обязательно исполнит сказанное, а именно: что нынешние небеса и земля (с которыми мы связаны сейчас, которые до сих пор существуют во всей своей красоте и порядке, созерцаемых нами, и которые мы находим такими приятными и полезными для себя) сберегаются не как сокровище для нас, чего желали бы плотские умы, но как то, что Бог желает иметь в Своей сокровищнице надежно охраняемым и сберегаемым для Его целей. Они сберегаются огню.

Отметим: Каждый последующий суд Божий страшнее предыдущего, старый мир был уничтожен водой, этот же сберегается огню, что в последний день сожжет всех нечестивых. Хотя и кажется, что он задерживается, тем не менее как этот нечестивый мир содержится словом Божиим, так и он сберегается лишь для отмщения Того, Кому оно принадлежит, Кто в день суда поступит с нечестивым миром по его заслугам, ибо день суда — это день погибели нечестивых человеков. Для тех, кто сейчас насмехается над грядущим судом, он будет днем отмщения и полного уничтожения. «Поэтому остерегайтесь оказаться в числе ругателей, никогда не сомневайтесь в том, что день Господень придет, и потщитесь быть найденными во Христе, чтобы тот день, который для нечестивого мира будет днем гнева, для вас стал днем обновления и искупления».


Толкование отцов церкви (2 Петра 3 глава 5 стих)

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою

Из воды, как причины вещественной, водой же, как причиной совершительной, ибо вода содержит землю, связуя пыль оной и доставляя ей твердость, а если бы этого не было, то земля превратилась бы в пыль и воздух. Иной пустослов, быть может, возразит нам: почему же Бог, создавший видимый мир, не создал его от начала твердым, от чего и нужно возводить его к совершенству при Ное чрез потоп, а при кончине мира, как говорит теперь Петр, чрез огонь? Такому скажем, во-первых, то, что миру нельзя быть неизменяемым. Ибо как будет иметь неизменяемость то, что получило бытие чрез перемену (ибо он приведен в бытие из небытия, чего ни один благоразумный не назовет непеременою)? Поскольку же изменение к худшему дошло до самого худого, то Творец мира, чтобы возвести к лучшему, по необходимости совершил очищение его при Ное посредством воды, а при кончине совершит посредством огня. И мы имеем обыкновение подвергать некоторые вещи действию огня, не для того, чтобы уничтожить их, но для того, чтобы придать им чистоту и блеск. В этом, вероятно, никто не усомнится. Подобное и Бог обещает сделать при кончине века посредством огня: лишнее и бесполезное для будущего состояния людей Он уничтожит, например, растения, скот, лес. Так существа, не нужные для нетленной жизни, уничтожатся. Если же так, то напрасно пустословят те, которые утверждают, будто этот видимый мир от начала был нетленным. Если бы кто вздумал так же рассуждать и о существах мысленных, поскольку и они приведены в бытие из небытия, таковой пусть поймет, что самая простота (несложность) их ручается за неразрушимость и за близость их, по самому бытию, к блаженному и божественному естеству.

Экумений († X в.)

Ст. 5−7 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

Но кто-нибудь возразит: какой смысл противостоять, если мир снова придет к гибели? Мы же ответим: мир не погибнет весь, а обновится.

Источник: Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.

Дидим Слепец (~312−398)

Ст. 5−7 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

Многим удивительно, что и этими словами обозначаются мирские круговращения и изменения, ибо считают так: ведь некогда небо и земля из воды и водою были составлены Словом Божиим, от которого тогдашний мир погиб, затопленный водой. Те же, что теперь, небеса и земля — Словом восстановлены, сберегаемые для огня. Однако Петр больше предвещает этими словами, когда говорит, что должно уничтожить огнем это творение, которое он теперь обозревает. Говорит ведь, что день суда придет скрыто, как вор, когда великим натиском и без промедления прейдут небеса, после того как непременно расплавятся элементы от внесенного огня; после чего, когда небеса будут совершенно отсечены, будут новые небеса и новая будущая земля, на которых в своем жилище будут владеть справедливостью и обещаниями Бога справедливые. Итак, не следует быть в неведении, что настоящее послание ложное, которое хотя и публикуется, однако не входит в канон.

Источник: Краткое изложение.

Евсевий Кесарийский (258/65−339/40)

Ст. 5−7 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь (Пс 101:26−27). Если бы Ты, Господи, от начала не знал [всего], говорит псалмопевец, и если бы не делом рук Твоих было основание небес, невозможно было бы ни их изменение, ни преложение [во что-то иное]. Ибо если бы они были несотворенными, то оставались бы незавершенными. Ныне же, поскольку Ты — их Творец, то можешь изменять их, если захочешь, ведь по своей природе они тленны и подвержены гибели и не существовали прежде, чем Ты Своею волей и силой их не создал. Ведь есть только Один, пребывающий вечно и не могущий не быть, это Ты, единственный Творец всего.

Источник: Комментарии на Псалмы.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою

Апостол начинает ответ на вопрос ругателей, или насмешников, относительно пришествия Господня. Этот ответ и вообще речь апостола о сем очень затруднительная для объяснения, особенно в некоторых сторонах объясняемого предмета, недоступных для объяснения по существу. Апостол Павел говорит, что мы только верою познаём устроение мира от начала (Евр 11:3), верою же только познаём и совершение его или, точнее, переустройство его, когда, по кончине теперешнего порядка мира, явится новое небо и новая земля, то есть весь порядок мира будет новый (2Пет 3:13; ср. Откр 21:1). Теперь это — такая же тайна, как и творение мира из ничего, и только после кончины этого мира, или по обновлении его, это будет не тайна веры, а знание чрез видение (1Кор 13:12). — Внешняя сторона речи и аргументация апостольского противопоставления возражению насмешников относительно пришествия Христова и кончины мира такова: если лжеучители, или насмешники, говорят, что мир, как всегда от начала стоял, так, как стоял, и будет всегда стоять, как изначала стоял, — то они говорят, совершенно не понимая дела. Правда, что Господь Бог создал и устроил мир так и в таком порядке, что он мог бы постоянно, вечно, оставаться в таком виде; но этого не будет, будет изменение в состоянии и устроении этого мира, как это предвозвестил Господь и через пророков, и через апостолов (Быт 8:22; Ис 51:6; Лк 21:33; 1Кор 7:31 и мн. др.). Именно, будет время при пришествии Христовом, когда мир нынешний в полном составе своем, то есть небеса и земля, или вся вселенная, будут разрушены огнем. Подобное уже было в отношении к земле прежде, при потопе: вся земля была омыта, или очищена, водою в потопе; так точно весь мир будет при пришествии Христовом очищен, или разрушен, огнем. При потопе мир земной был очищен водою; так как из воды составлен был он и водою, потому водою был и разрушен. А настоящий мир будет разрушен огнем. — Думающие так не знают: точнее переводя, получим такой смысл, что ругатели и насмешники намеренно закрывают глаза, не желая понять, или выразуметь истину, которая потому и закрыта от них, именно — ту истину, что небеса и земля так произошли, как говорит апостол; от насмешников это закрыто, потому что они не желают знать, — «добровольно смежают глаза пред истиною». — В начале небеса и земля составлены из воды и водою: буквально, точнее, все это изречение нужно перевести так: небеса были изначала (или исперва) и земля из воды и водою составленная, то есть не небеса и вместе земля, и те и другая, составленные из воды и водою, а небеса были изначала и потом была земля, составленная из воды и водою. По библейскому созерцанию, небеса составлены не из воды и водою (нет ни одного места подобного в Библии), но небеса составляют твердь, которая и есть как бы средостение между водами над твердию и водами под твердию (Быт 1:7−8); чтобы и небеса составлены были из воды и водою, того нигде не говорится в Библии. — И земля из воды и водою составлена: земля составлена из воды в том смысле, что вода была сначала мутная, и из этой мутной материи явился осадок, который составил сухое, или сушу, или твердую землю; и водою, то есть действием воды, которая отчасти явилась в виде собрания вод наравне с сушею, или землею, отчасти явилась в виде облаков. «Из воды, как причины вещественной, и водою, как причиною совершительною, ибо вода содержит землю, связуя пыль оной и доставляя ей твердость, а если бы этого не было, то земля необходимо превратилась бы в пыль и воздух» (Феофилакт). Земля из воды и водою принимала многообразные и различные виды и образования, и она есть один из сильнейших деятелей в образовании и преобразовании земли и, главным образом, как элемент связующий и вместе развязующий землю. — Словом Божиим: слово, или изречение, как могущественное или всесильное выражение воли и премудрости Божией (Быт 1:3, 6, 9 и далее).

Источник: Толковый Апостол

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 5−7 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

Опровергая лжеучение лиц, отрицавших возможность для Творца по свободной воле изменить лицо земли и весь мир, Апостол доказывает, что для творческой воли Божией это вполне возможно. Издавна существовали небо и земля — из воды (έξ ύδατος) и водою (δΐ ύδατος): «из воды, как причины вещественной, и водою, как причиною совершительной; ибо вода содержит землю, связуя пыль оной и доставляя ей твердость, а если бы этого не было, то земля необходимо превратилась бы в пыль и воздух» (блаж. Феофил.). При этом творческою силою было всемогущее слово Божие (ст. 5, см. Быт 1:2 сл.). И хотя ничто, по-видимому, не предвещало погибели мира, однако, по велению того же слова Божия, мир был погублен водою потока (ст. 6, см. Быт 7:17) — «погиб принимай не о всем мире, но об одних только животных, которые представляют собою как бы весь мир, ибо созданный без них мир не был бы миром» (блаж. Феофил.). И как в мировой катастрофе потопа над миром был совершен суд воздействующим словом Божиим, так и в будущем имеет наступить мировая катастрофа — уничтожение Мира огнем — по велению и действию того же слова Божия, ст. 7. «Таким образом, как во время потопа последовало разрушение через воду, так и теперь предлежит разрушиться всему через огонь. Две главные стихии вселенной, вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии, воздух от испаряющихся вод, и земля от вод сгущающихся, испарение же ею и сгущение производится огнем… Итак, если две только стихии и первое истребление нечестивых было через воду, то совершенно необходимо, говорит, чтобы второе погубление нечестивых совершилось чрез огонь» (блаж. Феофил.). Учение об уничтожении мира огнем, ст. 7, ниже, ст. 10, подробнее раскрываемое, не встречаемое в других новозаветных писаниях, является оригинальным учением Ап. Петра. Тем не менее, было бы совершенно ошибочно искать первоисточник учения в Гераклитовской или стоической философии, когда оно непосредственно примыкает к кругу ветхозаветных представлений о последнем суде над миром и новозаветных представлений об очистительной силе огня. Иудейское предание приписывало еще Адаму предсказание о двукратной гибели мира, один раз от воды, другой раз — от огня (Иосифа Флав. Иуд 1:5−7). Пророки Исаия (Ис 66:16), Амос (Ам 7:4) и Даниил (Дан 7:9) представляли суд Божий над миром совершаемым при посредстве огня. И в Новом Завете неоднократно встречаем представление об огне, как об очистительной силе (Мф 3:12; 1Пет 1:7; 1Кор 3:13−15). «И мы имеем обыкновение подвергать некоторые вещи действию огня, не для того, чтобы уничтожить их, но для того, чтобы придать им чистоту и блеск. Подобное и Бог обещает сделать при кончине века посредством огня… Необходим будет огненный потоп, т. е. разрушение, хотя и не всецелое, разрушение не душ, но и не тел. Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10), не без тел — с одними только душами, но вместе с нетленными телами. Ибо как может быть наказана одна душа без тела, когда она носит на себе соделанное его через тело? Ибо Праведному Судии не свойственно, когда двое погрешили в одном и том же, одного прощать, а на другого слагать тяжесть вины» (блаж. Феофил.).


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(2 Петра 3 глава 5 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно