В библейских истинах, как например Троица, предызбрание Божье и свободная воля человека, тайна страданий и др., есть нечто неудобовразумительное. Мы не должны смущаться, если находим в Библии вопросы, которые выше нашего понимания. Слово Божье бесконечно и неисчерпаемо. Изучая его, мы должны всегда доверять Богу, знающему все, что мы никогда не сможем понять до конца.
Говоря о неудобовразумительных вещах, Петр не критикует послания Павла. Не стиль Павла труден для понимания, а темы, которые тот затрагивает. Барнс пишет: «Петр говорит не о трудности понимания того, что имеет в виду Павел, но о том, как трудно постичь великие истины, которым он учил». (Albert Barnes, Notes on the New Testament, X:268.)
Вместо того чтобы принять сложные для понимания истины верой, невежды и неутвержденные превращают их к собственной своей погибели.
Например, некоторые культы превращают закон в путь спасения, а не в средство обличения греха. Другие делают крещение дверью в небеса. Так они поступают не только с трудами Павла, но и с прочими Писаниями.
Заметьте, что Петр ставит послания Павла на один уровень с прочими Писаниями, то есть с ВЗ и всеми доступными тогда частями НЗ. Он признает, что послания Павла являются частью богодухновенного Священного Писания.
I. Пользуется случаем, чтобы призвать их быть святыми и благочестивыми во всех поступках; все истины, открываемые в Писании, должны использоваться для нашего продвижения в практическом благочестии, именно такое действие должно производить знание, а иначе оно никогда не сделает нас лучше. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, имеющим уверенность в этом, отделяющимся от мира и умирающим для греха, который развратил и осквернил все видимое творение до такой степени, что оно должно быть полностью уничтожено! Все, что было сотворено для блага человека, через человеческий грех поработилось суете; и если через него видимые небеса, стихии и земля подверглись проклятию, от чего они не могут освободиться, пока не будут уничтожены, то какое же отвратительное зло есть грех и как мы должны ненавидеть его! И поскольку это уничтожение имеет целью последующее восстановление всего в первозданной красоте и великолепии, то какими чистыми и святыми должны быть мы, чтобы удостоиться нового неба и новой земли, на которых обитает правда! Апостол призывает нас достигать святости строгой и полной, не останавливаясь на какой-то низшей мере или степени ее, но стремясь превзойти обычный уровень святости, а именно: быть святыми как в доме Божием, так и в своем собственном доме, как в поклонении Богу, так и в общении с людьми. Все наше поведение, будь то со знатными или простолюдинами, с богатыми или бедными, с добрыми или дурными, с друзьями или врагами, должно быть святым. Соприкасаясь с миром, мы должны хранить себя неоскверненными от мира. Мы должны совершать святыню в страхе Божием, а также в любви к Нему. Мы должны упражняться в благочестии, во всех его проявлениях: уповать только на Бога и находить наслаждение только в Боге, Кто останется Тем же, когда все видимое творение будет уничтожено; посвятить себя на служение Богу, хвалиться Богом и искать утешения в Боге, пребывающем вовек, в то время как мирские люди ищут наслаждения в том, что подлежит уничтожению. То, что мы видим вокруг себя, скоро прейдет и уже не будет таким, как сейчас, поэтому будем взирать на то, что пребывает вечно; хотя его еще и нет, но оно определенно будет в недалеком будущем. Ожидать дня Божия — это одно из указаний апостола, данное нам для того, чтобы мы были святыми и благочестивыми во всех поступках. «Ожидайте дня Божиего как дня, в пришествии которого вы уверены и искренно желаете его». Каждый христианин должен надеяться на пришествие дня Божия и ревностно ожидать его, ибо это день, когда Христос явится во славе Отца и докажет Свою божественность и Свое Божество даже тем, кто считал Его простым человеком. Дети Божии ревностно ожидали и чаяли первого пришествия нашего Господа Иисуса Христа, когда Он явился в образе раба, оно было утешением Израиля, Лк 2:25. Насколько же больше должны они ожидать, с надеждой и ревностью, Его второго пришествия, которое будет днем их полного избавления и самого славного явления Его! Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших. В то время как нечестивые не смогут без страха и ужаса смотреть на то, как видимые небеса воспламеняются и разгоревшиеся стихии расплавляются, верующие, для кого вера есть уверенность в невидимом, смогут радоваться в надежде на более славные небеса, после того как нынешние будут расплавлены и очищены ужасным огнем, сжигающим все скверны видимого творения. Здесь мы должны заметить:
1. Чего ожидают истинные христиане — нового неба и новой земли, где мудрость, могущество и благость Бога и Спасителя Иисуса Христа будут явлены нам намного яснее, чем мы можем обнаружить их в том, что видим сейчас, ибо новая земля и новое небо будут свободны от суеты, которой были порабощены прежние небо и земля, и от греха, каким они были осквернены; на них будет обитать только правда, их будут населять праведные люди, творящие правду и свободные от власти и скверны греха; все нечестивые будут повержены в ад; только тем, кто облечен в праведность Христа и освящен Святым Духом, будет позволено пребывать в этом святом месте.
2. На чем основаны их ожидания и надежды — на обетовании Божием. Ожидать того, что Бог не обещал, — это самонадеянность, но если наши ожидания соответствуют Божиим обетованиям, как относительно предмета ожидания, так и относительно времени и пути его осуществления, то мы никогда не разочаруемся, ибо верен Обещавший. «Поэтому наблюдайте, чтобы ваши ожидания всех этих великих грядущих событий строились и направлялись в согласии со Словом Божиим; что касается нового неба и новой земли, ваши ожидания должны основываться на указаниях Божиих, данных в рассматриваемом нами отрывке Священного Писания, а также в пророчествах Исайи 65:17 и 66:22, на которые, вероятно, ссылается здесь апостол».
II. В ст. 11 апостол призывает нас к святости, мотивируя свой призыв тем, что небо и земля прейдут, а в ст. 14 он повторяет его, основываясь на том, что небо и земля будут обновлены. «Поскольку вы ожидаете дня Господня, когда Иисус Христос явится в Своем славном величии, когда небо и земля разрушатся и стихии растают, а после очищения они будут восстановлены, то готовьтесь встретить Его. Вам надо позаботиться о своем состоянии, в котором вы окажетесь, когда Судия всего мира придет для вынесения приговора людям и определения их вечной участи. Это верховный суд, не принимающий жалоб; каков бы ни был приговор великого Судии, он будет окончательным; поэтому приготовьтесь предстать пред судилище Христово и потщитесь (старайтесь, усердствуйте — прим. bible.by ).
1. Явиться пред Ним в мире — примиренными с Богом через Христа, в Ком одном Бог примирил с Собою мир. Все, кто вне Христа, находятся в состоянии вражды с Богом, они отвергают Бога, противятся Ему и Его Помазаннику, поэтому подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его. Только те находятся в состоянии безопасности и блаженства, кто получил прощение грехов и мир с Богом, поэтому ищите мира, мира со всеми».
(1) Мира с Богом через нашего Господа Иисуса Христа.
(2) Мира с собственной совестью через Духа благодати, свидетельствующего духу нашему, что мы дети Божии.
(3) Мира с людьми посредством спокойного и миролюбивого нрава, подобного нраву нашего благословенного Господа.
2. Явиться пред Ним неоскверненными и непорочными. Достигайте не только мира, но и святости, святости непорочной и совершенной; мы не только должны остерегаться пороков, которых не должно быть у детей Божиих (таким образом мы будем безупречны лишь в глазах человека), но и стремиться к безупречной чистоте, абсолютному совершенству. Христиане должны совершенствоваться в святости, чтобы быть непорочными не только перед людьми, но и в глазах Божиих; все это заслуживает и требует величайших стараний, и тот, кто совершает это дело небрежно, никогда не достигнет успеха. «Не надейтесь, что в день Божий вы окажетесь в мире с Ним, если вы ленивы и праздны в ваши дни, когда должны совершить труд, предназначенный вам. Только усердный христианин будет блажен в день Господень. Наш Господь внезапно придет за нами или вскоре отзовет нас к Себе; неужели вы хотите, чтобы Он нашел вас праздными?» Помните о проклятии, провозглашенном на того, кто дело Господне делает небрежно, Иер 48:10. Небо будет прекрасным вознаграждениям за все наше усердие и старание, поэтому будем трудиться и прилагать все возможные усилия в деле Господнем; Он непременно вознаградит нас, если мы будем усердны в исполнении порученного Им; итак, чтобы вам быть усердными, долготерпение Господа нашего почитайте спасением. «Ваш Господь задерживается? Не думайте, что Он делает это, для того чтобы дать вам время для удовлетворения ваших похотей; Он дает людям время покаяться и потрудиться над своим спасением. Он медлит не потому, что недостаточно заботится о Своих страдающих слугах или не сочувствует им, и не для того, чтобы успокоить или ободрить нечестивых но чтобы люди успели приготовиться к вечности». Научитесь правильно использовать долготерпение нашего Господа, Который до сих пор медлит. Достигайте мира и святости, а иначе Его приход будет для вас страшным». Так как очень трудно предотвратить злоупотребление Божиим терпением и заставить человека правильно пользоваться им, то Петр цитирует апостола Павла, тоже дававшего наставления, как правильно использовать Божие долготерпение, чтобы устами двух апостолов подтвердить истину. Здесь можно заметить, с каким уважением и любовью он говорит о том, кто недавно публично противостоял ему и строго обличал его. Если праведник укоряет истинно верующего человека, то это воспринимается как доброе дело; пусть он обличает, это как елей, который смягчает и освежает доброго человека, обличаемого за совершенный проступок. С каким уважением этот апостол обрезания упоминает того самого человека, кто некогда открыто, пред всеми, укорял его за непоследовательное поведение, не по истине евангельской!
(1) Он называет его братом, подразумевая под этим не только то, что он его собрат-христианин (в каком смысле используется слово «брат» в 1Фес 5:27) или собрат-проповедник (как Павел называет Тимофея, Кол 1:1), но и собрат-апостол, получивший такие же, как и он, полномочия непосредственно от Христа: проповедовать Евангелие на всяком месте и учить все народы. Хотя многие лжеучители отрицали апостольство Павла, Петр признавал его как апостола.
(2) Он называет его возлюбленным; поскольку у них были одинаковые полномочия, их объединяло служение одному Господу, то было бы очень нехорошо, если бы они не были объединены любовью друг к другу, чтобы укреплять руки друг друга, желать друг другу успеха и радоваться ему.
(3) Петр говорит о Павле как о человеке, наделенном необыкновенной мудростью. Он имел выдающиеся познания тайн Евангелия и ни в чем не уступал никому из всех других апостолов. Как хотелось бы, чтобы проповедующие одно и то же Евангелие относились друг к другу по примеру, оставленному здесь для них Петром! Их долг — предотвращать, или удалять, с помощью правильных методов, всякие предубеждения, мешающие служителю приносить пользу, внушать людям, чтобы они ценили и уважали своих служителей, что содействует успеху их трудов. Заметим также следующее:
[1] О выдающейся мудрости Павла сказано, что она была дана ему. Разумение и познания, делающие человека способным к проповеди Евангелия, — это дар Божий. Мы должны искать знания и стараться достигать разумения в надежде, что они будут дарованы нам свыше, если мы усердно применим все надлежащие средства для этого.
[2] Апостол передает людям то, что сам получил от Бога. Он старается ввести других в познание тайн Евангелия настолько, насколько сам проник в них. Он не вторгается в то, чего сам не видел или в чем полностью не уверен, и в то же время не упускает возвещать им всю волю Божию, Деян 20:27.
[3] Послания, написанные апостолом язычников и адресованные язычникам, уверовавшим во Христа, предназначались и для наставления принявших Его иудеев, как видно из того, что в данном стихе, согласно общему мнению, содержится намек на слова из послания Римлянам 2:4; да и все послания Павла касаются тех или иных вопросов, рассматриваемых в этой и предыдущей главах. И нет ничего странного в том, что апостолы, преследующие одну и ту же цель, говорят в своих посланиях об одном и том же. Однако далее Петр пишет, что в посланиях Павла встречается нечто неудобовразумительное. Среди разнообразных предметов, обсуждаемых в Священном Писании, некоторые представляют трудности для понимания вследствие их неясности, например пророчества; другие нелегко уразуметь по причине их возвышенности и величественности, как например, тайны Евангелия; третьи понимаются с трудом из-за слабости человеческого разума, не способного принимать то, что от Духа Божиего, как сказано в 1Кор 2:14. Невежды и неутвержденные души в таких случаях делают негодное дело — извращают Писания, приписывая им то, чего не намеревался говорить Дух Святой. Люди, недостаточно хорошо наставленные и утвержденные в истине, находятся в серьезной опасности исказить Слово Божие. Те, что слышали и научились от Отца, лучше всего застрахованы от неправильного понимания и применения любой части Слова Божиего; тем, что утверждаются и наставляются в божественной истине силой Божией, не грозит опасность впасть в заблуждение. Какое великое благословение, что мы можем познавать путем наблюдения, как страшны последствия заблуждений, в какие впадают невежды и неутвержденные, — их ожидает погибель. В частности, очень многих приводит к гибели заблуждение относительно святости и справедливости Божией. Поэтому будем горячо молить Духа Святого наставить нас в истине, чтобы мы познали истину, которая в Иисусе чтобы наши сердца были утверждены благодатью, чтобы мы могли стоять твердо и непоколебимо даже в самые смутные времена, когда другие колеблются и увлекаются всяким ветром учения.
III. Предостережение, данное апостолом, ст. 17−18.
1. Он подразумевает, что полученное нами о сем знание должно сделать нас крайне осторожными и бдительными, поскольку существует двойная опасность, ст. 17.
(1) Мы находимся в опасности быть обманутыми и отвращенными от истины. Несведущие и неутвержденные, а таковых очень много, обычно искажают Писание. Многие, имеющие Писание и читающие его, не разумеют того, что читают; и слишком многие из тех, кто правильно понимает смысл и значение слова, не утверждены в вере истине; и все они склонны к заблуждениям. Немногие достигают понимания христианских доктрин и признания их истинности, и еще меньше тех, что находят путь практического благочестия и держатся его, того узкого пути, единственного, ведущего в жизнь вечную. Прежде чем мы сможем искренно принять все истины Евангелия, необходима большая доля самоотречения и недоверия к себе и покорность авторитету Христа Иисуса, нашего великого Пророка; поэтому мы находимся в большой опасности отвержения истины.
(2) Нам угрожает опасность, связанная с нахождением в состоянии обмана ибо [1] Насколько далеко мы удаляемся от истины, настолько же уклоняемся от пути к истинному блаженству на путь, ведущий в погибель. Если люди искажают Слово Божие, это кончается их собственной погибелью.
[2] Извращая Слово Божие, люди увлекаются заблуждением беззаконников, людей, живущих без закона, не соблюдающих никаких правил, не знающих никаких границ, вольнодумцев, которых гнушался псалмопевец (Пс 118:113): Вымыслы человеческие ненавижу а закон Твой люблю. Какими бы ни были похожими на законы Божии понятия и измышления людей и как бы они ни оправдывались ими, добрый человек отвергает и гнушается их, все это вымыслы и советы нечестивых, оставивших Божий закон, и если мы усваиваем их понятия, то очень скоро будем подражать их жизни.
[3] Увлекающиеся заблуждением отпадают от своего утверждения. Они оказываются совершенно выведенными из строя и равновесия, не знают, на что опереться, находятся в полной неопределенности, подобно морским волнам, носимым и разбиваемым ветром. Это касается и нас, поэтому мы должны бодрствовать, сознавая, как велика опасность.
2. Апостол указывает нам, что мы должны делать, для того чтобы избежать отпадения, ст. 18.
(1) Мы должны возрастать в благодати. В начале своего послания апостол призывал нас дополнять одну благодать другой, здесь же он советует нам возрастать во всякой благодати, в вере, в добродетельности и в рассудительности. Чем сильнее в нас благодать, тем более утвержденными мы будем в истине.
(2) Мы должны возрастать в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. «Стремитесь познавать Господа. Старайтесь познавать Его более ясно и более полно, больше узнавать о Христе и с более высокой целью, чтобы больше уподобиться Ему и больше любить Его». Именно такого познания Христа стремился и желал достичь апостол Павел, Флп 3:10. Такое познание Христа содействует нашему уподоблению Ему и делает Его более дорогим для нас, поэтому оно сохранит нас от падения во времена всеобщего отступления; пережившие на опыте такое познание Господа и Спасителя Иисуса Христа будут благодарить и славить Его за полученную благодать и присоединятся к словам апостола — Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
Ст. 16−18 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь
Павел написал об этом, когда сказал: благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим 2:4). Если же долготерпение Божие ведет к покаянию, а покаяние для нас спасительно, то очевидно, что долготерпение Божие служит к нашей же пользе и спасению. Говорит неудобовразумительное, что нечестивые проповедуют в извращенном смысле, ибо это значит превращают. Представим один пример из всех их лжетолкований. Апостол Павел сказал: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5:20). Извратители придали словам апостола Павла такой смысл: будем больше грешить, чтобы большее получить прощение. Делают они это на собственную погибель. Ибо как те, которые убивали пророков и апостолов, так и те, которые превратно толкуют речи их, подлежат одному и тому же осуждению. Как их убивали те, которые не желали пользы и спасения ученикам их, так и речи их извращают те, которые не желают, чтобы кто-нибудь получил чрез них спасение. Своим утверждением называет веру в Господа. Наконец, как первое послание заканчивает молитвой, так и во втором просит им возрастания в вере Господней.
как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания
Во всех посланиях: так как апостол Петр писал свое второе послание незадолго до своей кончины, которая последовала в Риме одновременно с апостолом Павлом, то можно полагать, что в то время были уже все послания апостола Павла написаны и, без сомнения, известны были Петру (исключая разве второго послания к Тимофею, также в самом конце жизни апостола Павла написанного), а потому Петр мог говорить о всех посланиях Павловых своим читателям. Но были ли они все собраны вместе в одном составе, когда апостол Петр писал свое, неизвестно в точности; вероятно, полного определенного и однообразного состава их не было, но все они могли быть, без сомнения, известны апостолу Петру. — Он говорит об этом: то есть о втором пришествии Христовом, о кончине мира и стоящих с ними в связи событиях и о наставлениях и увещаниях относительно твердости в вере, о постоянстве в добрых делах и проч. В которых есть нечто неудобовразумительное: слово в которых можно относить и к посланиям, в которых есть неудобовразумительное и — к предметам учения, в которых есть нечто неудобовразумительное; более — к последним, чем к первым, каковы особенно все предметы учения, касающиеся последних времен и событий. Неудобовразумительное нечто: не по существу самого учения, которое, как сама истина, просто и всем доступно в общем, но по особенной глубине тайн веры, которые, как тайны, не поддаются постижению ума, как, например, тайна кончины мира, второго пришествия Христова, о которых говорит апостол, и т. п. — Это неудобовразумительное невежды и неутвержденные, вместо того чтобы, подчиняясь вере, принимать в простоте ума и сердца, превращают, искажают перетолкованием и тем изменяют истинный смысл их, повреждая учение истины. Кажется, апостол имеет в виду более введенных и вводимых в заблуждение, чем вводящих, лжеучителей и насмешников, для характеризования которых апостол, кажется, употребил бы более сильные выражения (как 2Пет 2:14 и под.), хотя, может быть, имел в виду и самих лжеучителей, судя по сильному выражению, — к собственной их погибели, которым характеризует апостол несколько раз в этом же послании самих лжеучителей (2Пет 2:1, 3). Они поступают так, то есть превращают, или искажают, послания апостольские и места из них к собственной их погибели, потому что неправильное, или искаженное, толкование, как противное здравому учению веры, может и должно сопровождаться для них лишением участия в Царстве Христовом, или отсечением от Церкви (Гал 1:8) и лишением вечного блаженства. Как и прочие Писания: разумеются, вероятно, частию и апостольские писания, как Евангельские, так и собственно так называемые апостольские, частию ветхозаветные писания и по преимуществу пророческие, на которые указывает апостол и в этом послании (2Пет 3:2; 2Пет 1:20).
Источник: Толковый Апостол
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента