Это обеспечение свидетельствует о Его силе: Его Божественная сила даровала нам все потребное для жизни и благочестия. Так же как Его сила прежде спасла нас, так эта же сила побуждает нас в дальнейшем жить свято. Порядок таков: сначала — жизнь, затем — благочестие. Евангелие — сила Божья, спасающая от наказания за грех и от власти проклятия и скверны.
Все потребное для жизни и благочестия включает первосвященническую работу Христа, служение Святого Духа, действие от нашего имени небесных ангелов, полученную нами при уверовании новую жизнь и заповеди Слова Божьего.
Сила жить свято приходит через познание Призвавшего нас. Его Божественная сила — источник святости, а познание Его — канал. Знать Его — значит иметь жизнь вечную (Ин 17:3), а возрастать в Его познании — значит возрастать в святости. Чем больше мы познаем Его, тем больше уподобляемся Ему.
Наш призыв — одна из любимых тем Петра. Он напоминает, что: 1) мы призваны из тьмы в Его чудный свет (1Пет 2:9); 2) мы призваны следовать за Христом путем страданий (1Пет 2:21); 3) мы призваны на злословие отвечать благословением (1Пет 3:9); 4) мы призваны в Его вечную славу (1Пет 5:10); 5) мы призваны славой и благостью (2Пет 1:3). Это последнее упоминание означает, что Он призвал нас, открыв удивительные качества Своей Личности. Савл из Тарса был призван на пути в Дамаск, когда увидел славу Божью. Позже один ученик свидетельствовал: «Я взглянул Ему в лицо и навсегда потерял интерес ко всему, что не было похоже на Него». Он был призван Его славой и совершенством.
I. Здесь дается описание лица, написавшего это послание: его имя — Симон, а также Петр; его звание — раб, а также Апостол. Поскольку имя Петр упоминается в обоих посланиях, то, вероятно, оно было в большем употреблении и, можно предположить, больше нравилось апостолу, потому что было дано ему Самим Господом, после того как он исповедал Иисуса Христом, Сыном Бога живого, и само это имя означало и запечатлевало эту истину как фундаментальную, как камень, на котором все должны строить. Однако в этом послании упоминается также имя Симон, упущенное в первом послании, чтобы полное пренебрежение этим именем, данным апостолу при обрезании, не заставило обращенных иудеев, чтущих закон, подозревать Петра в том, что он не признает и презирает обрезание. Он называет себя здесь рабом (а не только апостолом) Иисуса Христа; ему нельзя отказать в том, чтобы похвалиться этим вместе с Давидом, Пс 117:16. Служение Христу — это путь к наивысшей славе, Ин 12:26. Сам Христос — Царь Царей и Господь господствующих, и Он сделает всех Своих рабов царями и священниками Богу, Откр 1:6. Как велика честь быть рабом такого Господина! Это то, чего мы не можем стыдиться, не согрешая при этом. Хвалиться тем, что являешься рабом Христа, весьма подобает тому, кто побуждает других служить Христу и быть верными в этом служении.
II. Характеристика людей, которым написано послание. В предыдущем послании они представлены как избранные по предведению Бога Отца, а в этом — как принявшие драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа, ибо вера, упоминаемая здесь, сильно отличается от ложной веры еретиков, притворной веры лицемеров и бесплодной веры формальных христиан, как бы ортодоксальны они ни были. Это вера избранных Божиих (Тит 1:1), произведенная Духом Божиим в момент эффективного призыва. Заметьте:
1. Истинная, спасающая вера — это драгоценный дар, и не только потому, что она очень необычна и редка, среди огромного количества христиан крайне мало истинных верующих (Мф 22:14), но и потому, что истинная вера превосходна и для имеющих ее несет огромную пользу и великое преимущество. Праведный верою жив будет, истинно божественной духовной жизнью, вера обеспечивает для этой превосходной жизни все необходимые средства и утешения; вера идет к Христу и покупает вино и молоко (Ис 55:1), представляющие собой пищу для новой твари; вера покупает и приносит в дом испытанное золото, небесное сокровище, что обогащает; вера принимает и облекается в белоснежные одежды, царские одежды, покрывающие наготу и служащие украшением, Откр 3:18. Заметим:
2. Вера одинаково драгоценна и в рядовом христианине, и в апостоле, в том и другом она производит одни и те же драгоценные действия. Вера соединяет со Христом слабого верующего так же реально, как и сильного, и очищает сердце одного так же, как и сердце другого, каждый истинно верующий оправдывается перед Богом верой, причем от всех грехов, Деян 13:39. В ком бы ни пребывала эта вера, она держится одного и того же драгоценного Спасителя и обращается к одним и тем же драгоценным обетованиям.
3. Эта драгоценная вера получается от Бога. Это дар, произведенный Духом Святым от Бога, Который воскресил Иисуса Христа из мертвых.
4. Эта вера драгоценна благодаря праведности Христа и получаем мы ее тоже по правде Его. Достаточная праведность Христа и Его послушание придают вере всю ее драгоценность и все ее значение; праведность такой Личности не может не быть бесконечно ценной для тех, кто верой получает ее. Ибо:
(1) Иисус Христос есть Бог, больше того, Он есть наш Бог. Он истинный Бог, вечно Сущий, произведший эту праведность, поэтому она должна быть бесконечно ценной.
(2) Он — Спаситель тех, кто верует, и как таковой осуществил послушание, поэтому оно является для них великим благом и преимуществом, так как Он, Поручитель и Спаситель, произвел праведность вместо них.
III. Апостольское благословение, в котором он желает им умножения и увеличения Божиего благоволения, успеха и роста дела благодати в них, чтобы мир с Богом и со своей совестью (чего не может быть без благодати) мог изобиловать в них. Это то же самое благословение, что и в первом послании, но здесь апостол добавляет следующее:
1. Рассуждение о том, каким путем и какими средствами умножается благодать и мир: чрез познание Бога и (Христа) Иисуса; это познание, или верование в единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, является великим средством для преуспевания в духовной жизни, иначе оно не могло бы быть путем к вечной жизни, Ин 17:3.
2. Основание, на котором апостол просит об умножении благодати, а христиане могут ожидать этого умножения. То, что мы уже получили, ободряет нас просить о большем: Тот, Кто начал дело благодати, будет совершать его до конца. Заметьте:
(1) Источник всех духовных благословений — божественная сила Иисуса Христа, Он не смог бы исполнить служение Посредника, если бы не был Богом и человеком.
(2) От Иисуса Христа исходит все, что имеет какое-то отношение к истинной духовной жизни, к жизни и силе благочестия, все, что оказывает влияние на них; в Нем обитает вся полнота, и только от Него мы получаем благодать на благодать (Ин 1:16), в том числе все необходимое для сохранения, умножения и совершенствования благодати и мира, названных здесь, как думают некоторые толкователи, благочестием и жизнью.
(3) Познание Бога и вера в Него — это каналы, по которым поступают к нам всякая духовная поддержка и всякое утешение; но в таком случае мы должны признать Бога инициатором нашего действительного призвания, ибо именно так Он здесь представлен: ...Призвавшего нас славою и благостию. Заметьте: Цель Бога в призвании и обращении людей— привести их к славе и благости, то есть к миру и благодати, как понимают некоторые. Однако многие предпочитают другой перевод, а именно: славою и благостию; в таком случае призвание представляется как дело славы и благости Бога, или державной (англ. славной. — Прим. переводчика) силы Его, Еф 1:19. Обращение грешника — это слава Божией силы, это та сила и слава Бога, какие можно увидеть и испытать в Его святилище, Пс 62:2; эту силу, или благость, должны превозносить все призванные из тьмы в чудный свет, 1Пет 2:9.
(4) В четвертом стихе апостол продолжает ободрять их веру и надежду в ожидании умножения благодати и мира, так как обетования Евангелия даруются нам теми же самыми славой и благостью, какими мы были призваны. Заметьте:
[1] Блага, даруемые обетованиями, чрезвычайно велики. Одно из подразумеваемых здесь благословений — прощение грехов; каждый, хотя бы отчасти познавший силу гнева Божиего, готов признать, как велико это благословение; это одно из тех обещанных благ, в излиянии коих возвеличивается сила Господня, Чис 14:17. Прощение многочисленных и отвратительных грехов (каждый из которых заслуживает Божиего гнева и проклятия, причем вечного) — это одно из чудес закона Его, Пс 118:18.
[2] Благословения, обетованные в Евангелии, — весьма драгоценны; насколько великим было обетование Ветхого Завета о Семени жены, то есть о Мессии (Евр 11:11), настолько же велико обетование Нового Завета о Духе Святом (Лк 24:49), как драгоценен должен быть Дух, оживляющий, просвещающий и освящающий!
[3] Принявшие обетования Евангелия соделались причастниками Божеского естества. Они обновились духом ума своего в познании по образу Божьему, в праведности и святости; их сердца представлены Богу, на служение Ему, они имеют Божий нрав и характер; закон — это служение смерти, и буква убивает, Евангелие же есть служение жизни, я Дух животворит тех, кто от природы мертв по преступлениям и грехам.
[4] Те, в ком Дух производит Божеское естество, освобождены от рабства тлению. Пережившие, по действию Духа благодати, обновление духа ума своего, введены в свободу детей Божиих, ибо растление похотью господствует в мире. Кто не от Отца, но от мира, тот находится во власти греха, мир лежит во зле, 1Ин 5:19. Грех господствует над людьми мира сего через их похоти; их желания влекут их к нему, и поэтому он управляет ими. То господство, которое грех имеет над нами, соответствует тому наслаждению, которое мы находим в нем.
Ст. 3−4 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования
Связь такая: да умножатся вам благодать и мир, так как все, потребное для жизни и благочестия, в познании Бога и Господа нашего Иисуса, Его божественной силой, этой благодатью, даровано вам для познания славы и добродетели, за которые дарованы величайшие обетования, дабы вы, удалясь от мирского растления, совершающегося чрез похоть, сделались причастниками Божественного естества. Иначе. Изложение растянуто, но мысль такая: силой Христовой получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божественного естества и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь. Причастниками же Божественного естества мы сделались чрез явление Господа и Бога, который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и чрез восприятие освятил; если же начаток свят, то и целое свято.
дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью
Связь такая: чтобы вы, освободившись от мирского растления, совершающегося в плотской похоти, сделались причастниками Божеского естества, ибо удалившись значит то же, что «освободившись». Следствие мирской похоти называет растлением потому, что она слагается и вращается около предметов растленных.
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию
Эти слова указывают на все Писание и на добродетельные дела Христа, совершенные во плоти, и на труд крещения, и правило возвещения, которые ведут к жизни вечной.
Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию
Со стиха 3-го начинается собственно послание. Его, как замечают, можно сравнить с потоком, который уже в самом источнике и широк, и глубок. Самое начало послания полно огня, и жизни, и силы и переносит читателя в самую полноту евангельской благодати, точно так же, как и в первом послании. — Как от Божественной силы Его даровано и проч.: связь речи такова: в убеждении, что Божественная сила Его даровала нам все потребное, вы и поступайте так и так. — Божественной силы Его: то есть Бога и Христа во Святом Духе. Можно думать, что речь идет о Святом Духе вместе с Богом и Христом потому, что Святой Дух обыкновенно представляется как сила свыше, и действия благодати Божией обыкновенно представляются посредствующими от Святого Духа. — Даровано нам: не сами мы приобрели, или стяжали своими усилиями, но даровано нам туне. — Для жизни и благочестия: жизни не телесной, но духовной, как видно из сопоставления со словом благочестие, которое означает духовное совершенство. — Чрез познание Призвавшего нас (ср. 1Пет 1:15; 1Пет 2:9): Божественное призвание есть исполнение во времени совершившегося прежде времени избрания Богом человека (Рим 8:29−30). Цель призвания не обозначается здесь; где о таковом призвании ничего не упоминается определительного (как, напр., 1Пет 2:21; 1Пет 3:9), поставляется обыкновенно общая цель — вечное блаженство и слава (ср. 1Пет 5:10; 1 Сол. 2:12; 1Тим 6:12). — Славою и благостию: святой апостол Петр, который нередко употребляет слово слава, иногда ставит его в связь со словом сила (1Пет 4:1; 1Пет 5:11); здесь поставляет его в связь со словом — благостию. Относительно понятия славы в настоящем месте см. объяснение в примечании к (1Пет 1:7). Затруднительнее объяснить сопоставление понятий слава и благость. Что они означают не одно и то же понятие, видно из связи речи в (2Пет 1:4). Оба понятия нельзя сопоставить так: славною благостию. Греческое слово, переведенное у нас словом благость, означает первоначально мужество, крепость и соответственно с сим все выражение — славою и благостию нужно перевести и истолковать в связи речи так: Бог призывает человека в Царство Свое славною, чудною, богатою, высокою благодатию Своею, достойною Его высочайшего имени, и силою, сильным влечением, или привлечением, по слову Самого Господа, что к Нему Бог привлекает, как бы силою нудит, человека (Ин 6:44; ср. 1Пет 2:9).
Источник: Толковый Апостол
Ст. 3−4 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью
«Со ст. 3 начинается собственно послание. Его, как замечают, можно сравнить с потоком, который уже в самом истоке и широк, и глубок. Самое начало послания полно огня и жизни и силы и переносит читателя в самую полноту евангельской благодати, точно так же, как и в первом послании» (еп. Михаил). В ст. 3 и 4 Апостол говорит о Божественной стороне спасения — о том, что Бог сделал для людей: между тем далее, в ст. 5−8 (2Пет 1:5−8), он говорит уже о том, что должны делать сами верующие, чтобы удовлетворять своему христианскому призванию. В христианстве, по Апостолу, дана полнота истинной жизни от всесильной и вседействующей силы или благодати Божией, дана блаженная возможность людям становиться причастниками Божеского естества. «Причастниками Божеского естества мы сделались через явление Господа и Бога, Который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и освятил, если же начаток свят, то и целое свято» (блаж. Феофил).
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента