Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой. Некто сказал: «То, что они написали, не было смесью их собственных идей или результатом человеческого воображения, понимания или предположений».
Фактически изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым. (В греческом тексте (NU) читаем: «но люди говорили от Бога».) Каким-то образом, который мы не поймем до конца, Бог давал этим людям слова, которые они писали, и при этом все же не уничтожил индивидуальность, или стиль, авторов.
Это один из ключевых стихов в Библии о Божественном вдохновении. Сейчас, когда многие отвергают авторитет Священного Писания, важно твердо отстаивать словесное, безоговорочное вдохновение непогрешимого Слова.
Под словесным вдохновением мы подразумеваем, что слова, первоначально записанные сорока или более авторами, были богодухновенны (см. 1Кор 2:13). Бог не давал общую схему или некоторые основные идеи, позволяя затем авторам облекать их во фразы так, как им хотелось. Слова, которые они писали, давал им Дух Святой.
Под безоговорочным вдохновением мы подразумеваем то, что вся Библия, начиная с книги Бытие и кончая Откровением, равно дана Богом. Это Слово Божье (см. 2Тим 3:16). Под непогрешимостью мы подразумеваем, что окончательное Слово Божье абсолютно безошибочно в оригинале не только с точки зрения вероучения, но и с точки зрения истории, науки, хронологии и всех других областей.
I. Какая характеристика дается писаниям Ветхого Завета; они называются вернейшим пророческим словом.
1. Ветхий Завет есть пророческое возвещение о силе и пришествии, о божестве и воплощении нашего Спасителя. В нем предсказывается, что семя жены сотрет главу змея. Предсказывается Его сила, способная уничтожить диавола и разрушить его дела, и Его рождение от жены; великое и страшное ветхозаветное имя Бога, Иегова, означает (как считают некоторые) Он грядет; это имя Бога (Исх 3:14), переведенное многими как Я буду Грядущим и понятое таким образом, указывает на воплощение Бога ради искупления и спасения Его людей как на то, что грядет. Что же касается Нового Завета, то он представляет собой историческое осуществление пророчеств Ветхого Завета. Все пророки и закон прорекли до Иоанна, Мф 11:13. И евангелисты и апостолы писали историю того, что прежде было предметом пророчества. Исполнение Ветхого Завета Новым Заветом и соответствие Нового Завета Ветхому доказывают истинность того и другого. Читайте Ветхий Завет как пророчество о Христе, а Новый применяйте, с усердием и благодарностью, как наилучшее толкование Ветхого.
2. Ветхий Завет — это вернейшее пророческое слово. Таковым он был для иудеев, принимавших его как изречения Божии. Более поздние пророки подтверждали то, что было предсказано их предшественниками; пророчества были записаны по специальному повелению, сохранены благодаря особому покровительству и многие из них уже были исполнены чудным провидением Божиим. Поэтому для тех, кто постоянно принимал и читал Писания, они были более достоверными, чем повествование апостола о голосе с неба. Моисей и пророки более сильно убеждали, даже чем чудеса, Лк 16:31. Какая твердая и уверенная должна быть вера у нас, имеющих такое твердое и верное слово, на которое можно опираться! Все пророчества Ветхого Завета являются еще более верными и определенными для нас, располагающих историческим повествованием об их точнейшем и подробнейшем осуществлении.
II. Апостол поощряет нас к исследованию Писания. Он говорит: ...Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, то есть прилагаете свои умственные способности, чтобы понять его смысл, и свои сердца, чтобы поверить в истину этого вернейшего слова, больше того, покоряетесь ему, чтобы быть преобразованными им. Слово есть тот образ учения, которому мы должны предать себя (Рим 6:17), тот образец ведения (Рим 2:20), по которому мы должны выверять свои помыслы и понятия, свои слова и свое исповедание, всю свою жизнь и все свое поведение. Если мы таким образом обращаемся к Слову Божиему, то хорошо делаем во всех отношениях — угождаем Богу и приносим пользу себе; в действительности, этим самым мы всего лишь воздаем то почтение к изречениям Божиим, которое обязаны воздавать. Но помимо этого, апостол дает совет, особенно полезный для тех, кто хочет следовать Писанию.
1. Они должны считать и употреблять Писание как светильник, посланный и поставленный Богом в мире, чтобы рассеивать тьму, покрывающую лицо всей земли. Слово — это светильник ноге для тех, кто правильно использует его; он показывает путь, по которому следует идти, и посредством его мы приходим к познанию пути жизни.
2. Они должны признать свое собственное невежество. Мир — это место заблуждений и невежества, поэтому естественно, что все люди в мире лишены познания, необходимого для достижения вечной жизни.
3. Только Слово Божие может умудрить человека во спасение, просветить его сердце. Естественные понятия о Боге недостаточны для падшего человека, который в лучшем случае имеет познание о Нем значительно меньшее, а нуждается в значительно большем, чем то, которое имел Адам в период своей невинности.
4. Когда свет слова посредством Духа Святого проникает в слепой разум и затемненное сознание, тогда рассветает духовный день и восходит утренняя звезда в сердце. Это просвещение погруженного во мрак ума подобно рассвету, что разливается и пронизывает собой всю душу, исправляет и развивает ее, пока не настанет совершенный день, Притч 4:18. Это есть рост познания; тот, кто просвещен таким образом, никогда не считает себя достаточно знающим пока не познает так, как познан сам. Обращаться к этому свету — долг каждого и служит интересам всех, и всякий, поступающий по правде, идет к этому свету, в то время как делающие зло держатся на расстоянии от него.
III. Апостол излагает то, что обязательно должно предшествовать нашему обращению к Писаниям и что принесет нам пользу от него, а именно: понимание того, что все пророчества имеют божественное происхождение. Апостол не только утверждает эту важную истину, но и доказывает ее. Заметьте:
1. Ни одно пророчество Священного Писания не может быть разрешено само собою (или согласно личному мнению какого-то человека, путем объяснения его собственным умом), но только путем откровения Божиих мыслей. В этом заключалась разница между пророками Господними и лжепророками этого мира. Пророки Божий ничего не говорили и ничего не делали сами от себя, как об этом очень выразительно сказал главный из них, Моисей (Чис 16:28): ...Не по своему произволу я делаю сие (то есть даю вам заповеди и установления). А лжепророки рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних говорят, Иер 23:16. Пророки и составители Писаний говорили и записывали мысли Божии, и хотя можно предположить, что, находясь под влиянием и водительством Святого Духа, они готовы были передать и записать их, однако это происходило потому, что Бог того хотел, чтобы они говорили и писали. Хотя Священное Писание не является выражением человеческих взглядов и мнений, но откровением Божиих мыслей и воли, тем не менее каждый человек должен исследовать и стараться понять его смысл и значение.
2. Каждый, обращающийся к вернейшему пророческому слову, должен знать и признавать эту важную истину о божественном происхождении Писаний (что их содержание — это мысли Божии, а не человеческие). То, что Писание — это слово Божие, является не только догмой христианской веры, но и предметом науки, или познания. Как любой человек не только верит, но уверенно знает, что именно тот человек является его другом, в ком он видит все характерные черты и признаки своего друга, так и христианин знает, что та книга является Словом Божиим, в которой он видит все признаки и черты Богодухновенной книги. В ней он вкушает поистине божественную сладость, ощущает божественную силу и созерцает божественную славу.
3. Божественность Писания должна быть известна и признана прежде всего, прежде чем люди смогут извлечь для себя пользу из него, прежде чем они будут обращаться к нему. Чтобы отвратить свои умы от всех других писаний и обратить их к Священному Писанию как единственно верному и непогрешимому правилу, необходимо быть совершенно убежденными в том, что оно Богодухновенно и содержит в себе то, что поистине является мыслью и волей Божией.
IV. Сознавая абсолютную необходимость того, чтобы люди были полностью убеждены в божественном происхождении Писания, апостол говорит о том (ст. 21), как составлялся Ветхий Завет, а именно:
1. Негативная сторона. Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой... Ничто из того, что записано и входит в состав различных частей Ветхого Завета, не является мнением человеческим, и ничто из записанного не вошло в канон Священного Писания по воле кого-либо из пророков или составителей его.
2. Позитивная сторона. Изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. Заметьте:
(1) Люди, трудившиеся над этой Книгой, которую мы принимаем как Слово Божие, были святые Божии человеки. Хотя Валаам и Каиафа и другие люди, лишенные святости, имели иногда дух пророчества, однако они не употреблялись для написания какой-либо части Священного Писания для пользования Церковью Божией. Все составители Священного Писания были святыми Божиими людьми.
(2) Эти святые люди были движимы Духом Святым, когда они передавали мысли и волю Бога. Дух Святой это высшая движущая сила, а святые люди — всего лишь орудия в Его руках.
[1] Святой Дух вдохновлял их и диктовал им то, что они должны были передать людям о замыслах Божиих.
[2] Он сильно воздействовал на них, заставлял говорить (и писать) то, что вкладывал в их уста.
[3] Он так мудро и заботливо помогал им и руководил ими при передаче порученного Им, что они были ограждены от малейшей ошибки в изложении Его откровений; поэтому сами слова Священного Писания должны рассматриваться как слова Святого Духа, и вся ясность и простота, вся мощь и сила, изящество и красота самих слов и выражений должны рассматриваться нами как полученные от Бога. Поэтому все, что вы находите в Писании, растворяйте верою, цените и почитайте вашу Библию как книгу, написанную святыми людьми, которых вдохновлял и двигал и которым помогал Дух Святой.
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым
Этот стих составляет ближайшее обоснование предшествующего изречения, как отрицательное, так и положительное. — Выражение — по воле человеческой соответствует выражению предшествующего стиха — по своему сказанию. По воле человеческой — то же, что по произволу человеческому, в противоположность непоколебимости, или твердости, истины, изрекаемой Духом Божиим. Смысл такой: истинное пророчество никогда не было порождением личного произвола произносившего пророчество пророка, как то обыкновенно было у пророков ложных и у языческих прорицателей. Пророки понимали, что и о чем внушал им дух пророческий, однако не так ясно и точно, как все в частности исполнилось… Апостол объясняет, почему пророки не истолковывали своих изречений, и вместе показывает отличие истинного пророчества от бесовского и вымышленного, какое принимается и у еретиков… «Пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения его не делали» (Феофилакт). Не было произносимо: не приносилось; здесь употреблено то же греческое слово, которое употреблено в стихах 17-м и 18-м, о принесшемся ко Христу от велелепной славы гласе на Фаворской горе. Таковой глас принесся с небес от Бога Отца ко Христу, и пророческое слово представляется здесь приносящимся пророку с неба от Бога; значит, и это последнее есть подлинное и истинное слово Божие, как подлинное и истинное слово Божие было во гласе Бога Отца ко Христу на горе Фаворской. — Изрекали оное: речь идет не о разговорной только речи, но и о письменном слове, то есть о писаниях пророческих. Из этого изречения ясно видно, что слово пророческое, как писанное, так и изустное, есть истинное слово Божие, вдохновенное от Святого Духа, как по содержанию самому, так не менее того и по самой внешней форме. — Святые Божии человеки (ср. 1Тим 6:11), будучи движимы Духом Святым, или носимы, уносимы, восхищаемы (ср. Ин 3:8). Дух Святой восхищал, уносил их невольно, независимо от их воли и желания, но по Его всемогущей и всесильной воле, так что они не могли, если бы и хотели, идти против его желания. Пророки были, таким образом, страдательными орудиями Духа Святого, Который властно распоряжался их умом и словом, впрочем, с полным и ясным сознанием они изрекали и писали то, что повелевал им Дух. Они отнюдь не были и не могли быть бессознательными орудиями, каковыми были, например, прорицатели языческие, напротив, их сознание под действием Святого Духа было просветлено, очищено и возвышено, так что сознание их действовало в них в высшей или высочайшей степени. Конечно, они не всё знали, а только то, что открывал им Дух и сколько открывал. Если Он открывал им ясно, то и они изрекали или записывали ясно; если изречения самые Духа были прикровенны, то они и изрекали или записывали прикровенно, почему тот же апостол и говорит, что пророки изыскивали и исследовали то, что относилось, например, ко Христу, изыскивая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов (1Пет 1:10, 11). «Что пророки во время действия в них Духа Божия сознавали, что им ниспосылается слово от Духа Божия, видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но, приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило… Пророки прорицали не в исступлении, что видно из следующего: пророки Ветхого и Нового завета пророчествовали одним Духом. Апостол Павел говорит: если другому из сидящих будет откровение, то первый молчи (1Кор 14:30). Отселе ясно, что пророки добровольно пророчествовали, оставаясь в естественном состоянии. Посему, когда вставал другой вдохновенный, прежде говорившему повелевалось молчать, чего никто не найдет в беснующихся; ибо как будет молчать тот, кто сам не знает, что делает» (Феофилакт). Все это изречение содержит в себе ясное и твердое доказательство полной и непререкаемой истинности всего Священного Писания. Из него же вытекает необходимо заключение, что и толковать его нужно не произвольно, но в смысле самого Писания, вдохновленного Духом Святым.
Источник: Толковый Апостол
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента