Сегодня христиане должны признавать тех, кто имеет необходимые данные и исполняет пасторское служение, и повиноваться им.
Пасите Божье стадо, какое у вас. Стадо принадлежит Богу, а на пастырей возложена ответственность быть сопастырями. Не принужденно, но охотно. (В тексте NU вместо «охотно» читаем «согласно Богу». Традиционный перевод соответствует большинству манускриптов и удовлетворяет контексту намного лучше, как контраст по принуждению.) Наблюдение за стадом — это не работа, на которую выбирают или назначают. Дух Святой дает способности и побуждает к служению, а пастыри должны охотно отвечать на Его призыв. Так, мы читаем в 1 Тимофею 3:1: «...если кто епископства желает, доброго дела желает». Наряду с дарованной Богом способностью должна быть человеческая готовность.
Не для гнусной корысти, но из усердия. Финансовое вознаграждение не должно быть мотивом для пасторского служения. Этим мы не подразумеваем, что поместная церковь не может поддерживать пастора; о таких «служителях с полной рабочей неделей» сказано в 1 Тимофею 5:17−18. Но это означает, что дух наемничества несовместим с истинным христианским служением.
I. Лица, к кому апостол обращается с увещанием, — пресвитеры, пасторы и духовные руководители церкви, старейшины, не по возрасту, а по положению, служители тех церквей, которым он писал послание.
II. Лицо, дающее это увещание, — апостол Петр: умоляю я. Чтобы придать особую силу своему призыву, Петр говорит, что он — сопастырь им и налагает на них только то, что готов сделать сам. Он был также свидетелем страданий Христовых, поскольку вместе с Ним находился в саду, сопровождал Его во дворец первосвященника и, вполне вероятно, наблюдал на расстоянии за Его страданиями на кресте, находясь среди толпы, Деян 3:15. Он добавляет, что был также соучастником в славе, что открылась до некоторой степени во время преображения (Мф 17:1−3) и полностью будет открыта в день второго пришествия Иисуса Христа. Запомним:
1. Кому надлежит учить других, тот должен тщательно изучить свои собственные обязанности, так же как научить людей их обязанностям.
2. Как отличаются дух и поведение Петра от духа и поведения тех, кто претендует на звание его преемников! Он не командует и не повелевает, а умоляет. Он не притязает на верховную власть над всеми пастырями и церквами, не называет себя кардиналом, викарием Христа или главой церкви, но считает себя пастырем. Все апостолы были пастырями, хотя не каждый пастырь был апостолом.
3. Быть свидетелем Христовых страданий — это честь, принадлежащая исключительно Петру и еще немногим, но быть участником славы, которая должна открыться, — это привилегия каждого искреннего христианина.
III. Описываются обязанности пастыря и то, как они должны исполняться. Долг пастыря тройной:
1. Пасти Божие стадо, проповедуя ему чистое Божие слово и управляя им в соответствии с теми указаниями, какие предписаны в Слове Божием; то и другое подразумевается в самом выражении пасите Божие стадо.
2. Пастыри церкви должны надзирать над ней. Пресвитера призываются исполнять служение епископа (как значит это слово), лично заботясь и бодрствуя над стадом, вверенным их попечению.
3. Они должны подавать пример стаду, практиковать в своей жизни святость, самоотречение, смирение и все другие обязанности христианина, все, что они проповедуют и к чему призывают людей. Эти обязанности должны исполняться не принужденно, не потому, что они обязаны делать это, не по принуждению со стороны светских властей или из страха, но от души, находя наслаждение в работе; не для гнусной корысти, не ради прибылей и выгод, связанных с занимаемым им положением, или особого вознаграждения за служение, но из усердия, видя в стаде нечто большее, чем просто шерсть, искренно и доброхотно стремясь послужить церкви Божией. Не господствуя над наследием Божиим, то есть не властвуя над ними с насилием и принуждением, не налагая на них никакого бремени человеческих измышлений вместо предписанного в Слове долга, Мф 20:15,26; 2Кор 1:24. Запомним:
(1) Достоинство Божией Церкви и всех истинных членов ее очень высоко. Эти бедные рассеянные страдающие христиане были стадом Божиим. Остальной мир — это табун диких зверей. Христиане — упорядоченное общество искупленных для Бога Великим Пастырем, живущих в святой любви и общении друг с другом по воле Божией. Кроме того, они удостоены звания наследия Божия, Его особого удела, они избраны из общего множества в качестве Его собственного народа, чтобы пользоваться Его особым благоволением и исполнять для Него особое служение. В Новом завете это слово никогда не ограничивается духовными служителями.
(2) Пастыри церкви должны смотреть на свой народ как на Божие стадо и наследие Божие и обращаться с ними соответственным образом. Это не их народ, чтобы они могли господствовать над ним по своей воле, но Божий народ, и с ним следует обращаться с любовью, кротостью и нежностью ради Того, Кому он принадлежит.
(3) Служители, занимающиеся служением по принуждению или из гнусной корысти, никогда не исполнят свое служение так, как должно, потому что совершают его неохотно, не добровольно.
(4) Самый верный для служителя способ приобрести уважение среди людей — это наилучшим образом исполнять свой собственный долг и всегда быть примером для них во всяком добром деле.
IV. В противоположность гнусной корысти, которая для многих является главной побудительной причиной к принятию на себя и исполнению пастырского служения, апостол представляет им венец славы, предназначенный Великим Пастырем для всех верных служителей. Запомним:
1. Иисус Христос — Пастыреначалъник всего стада и наследия Божиего. Он искупил их и управляет ими, Он защищает и спасает их навеки. Он является также Пастыреначальником над младшими пастырями, они приняли свою власть от Него, действуют во имя Его и в конечном счете будут отчитываться перед Ним.
2. Этот Пастыреначальник явится, чтобы судить всех служителей и пастырей, чтобы призвать их к ответу, исполняли ли они свой долг в личной жизни и в общественной в соответствии с вышеизложенными указаниями.
3. Те, кого Он найдет исполнившими свой долг, получат несравненно лучшее, чем временные выгоды: они получат от Великого Пастыря вечную славу самого высокого достоинства — неувядающий венец славы.
Ст. 2−4 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы
Апостол подробно раскрывает евангельский образ истинного духовного пастыря (Ин Х, 1−16). Апостол трогательно и настойчиво увещает духовных пастырей стада Божия пасти и охранять вверенное им наследие Божие (ср. Деян 20:28). Раскрывая понятие истинного пастырства, Апостол предостерегает пастырей от трех нравственных недостатков и вместе требует он три, противоположные этим недостаткам, добродетели: пастыри должны пасти стадо Божие 1) не по принуждению, но охотно и богоугодно, 2) не по корыстолюбию, а усердно, 3) не по честолюбию или властолюбию, но подавая в себе самих добрый пример. «Не нуждою» пасет тот, кто в самом себе предлагает своим пасомым пример доброй деятельности и тем побуждает их друг пред другом соревновать учителю. «Не неправедными прибытки» пасет тот, кто не выступает вперед с гордостью и не высится над подчиненными, но живет нероскошно, или кто не домогается драгоценных одежд и роскошных яств, которые производят гордость и служат поводом к гнусной корысти. «Причтом» (жребием) называет священное собрание« (блаж. Феофил.). При условии соблюдения пастырями этих апостольских требований Апостол с несомненностью обещает им небесную награду в будущем Небесном Царстве (ср. I:4; Ин 12:28).
«Пасите стадо Божье, какое у вас… не господствуя над клирами, но подавая пример стаду». Господствовать над клиром означает иметь неограниченную власть над теми, кто поручен пастырям, согласно своему личному усмотрению, а подавать пример стаду значит быть образом для стада для исполнения воли Божьей. Первое предполагает слепое следование пасомых за своим пастырем, а второе — повиновение ему на основе творческого личного делания при его помощи и содействии. Поэтому из понятия пастырей и пасомых нельзя сделать вывода, что верные в области пастырства являются пассивным элементом и исключительно объектом забот церковной иерархии. Как живые члены Церкви, верные в ней активны, ибо их активность является выражением их жизни.
Источник: Служение мирян в Церкви.