Заметьте шесть особенностей Его страданий. (1) Они были искупительными, то есть освободили уверовавших грешников от наказания за грех. (2) Они были действенны на все века. Он умер однажды ради всех и разрешил проблему греха. Дело искупления совершилось. (3) Они были заместительными. Праведник умер за неправедных. «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис 53:6). (4) Они были примирительными. Через Его смерть мы можем прийти к Богу. Грех, ставший причиной отчуждения, был устранен. (5) Они были мучительными. Его смерть была следствием казни. (6) Наконец, кульминацией Его страданий стало воскресение. Он восстал из мертвых на третий день. Выражение «но ожив Духом» означает, что Его воскресение совершилось силой Духа Святого.
I. В качестве аргумента в пользу терпения в страданиях Петр приводит пример Христа; мы более отчетливо увидим силу этого аргумента, если рассмотрим некоторые мысли, заключенные в этом отрывке. Отметим.
1. Сам Христос не был избавлен от страданий в этом мире, хотя не имел никакого греха и мог бы уклониться от них, если бы захотел.
2. Причиной Его страданий были грехи людей: Христос... пострадал за грехи наши. Страдания Христа были подлинным и справедливым наказанием, Он перенес это наказание ради искупления и возмещения греха, и оно покрыло все грехи.
3. В случае страданий нашего Господа праведный страдал за неправедных, Он заменил нас и понес вместо нас наши грехи. Тот, Кто не знал греха, пострадал за тех, кто не знал правды.
4. Достоинство и совершенство жертвы Христа таковы, что Ему было достаточно пострадать один раз. Жертвы, приносимые по закону, повторялись изо дня в день и из года в год, а жертва Христа, принесенная однажды, уничтожила грех, Евр 7:27; Евр 9:26,28; Евр 10:10,12,14.
5. Благословенная цель Его страданий привести нас к Богу, примирить нас с Богом, открыть нам доступ к Отцу, сделать нас и наше служение угодными Ему и ввести нас в вечную славу, Еф 2:13; Еф 3:12; Евр 10:21−22.
6. Что касается Самого Христа, то результатом и исходом Его страданий было умерщвление Его по плоти и последующее оживление Духом. Итак, если Христос не был избавлен от страданий, то почему христиане должны избежать их? Если Он страдал, чтобы искупить грехи, то почему бы нам не быть довольными, когда страдаем только для испытания и исправления, а не для искупления? Если Он, совершенно праведный, страдал, то почему бы не страдать нам, преступникам? Если Он, однажды пострадав, вошел в славу, то не должны ли и мы быть терпеливыми в скорбях, ведь они скоро закончатся, и мы последуем за Ним в Его славу? Если Он страдал, чтобы привести нас к Богу, то не должны ли и мы покориться трудностям, приносящим нам так много пользы, так как они побуждают нас обратиться к Богу и исполнять свой долг перед Ним?
II. Апостол переходит от примера Христа к примеру древнего мира и напоминает иудеям, которым он писал, о разной участи тех, кто уверовал во Христа, проповедовавшего им через Ноя, и покорился Ему, и тех, кто продолжал упорствовать и не уверовал в Него; этим самым он намекал иудеям на то, что они находились под таким же приговором. Бог не будет терпеть их намного дольше, чем тех. Ныне им предложена милость, и принявшие ее будут спасены, а отвергшие Христа и Евангелие погибнут так же определенно, как погибли непокорные во дни Ноя.
1. Для объяснения этого обратим внимание на следующее:
(1) Проповедник — Иисус Христос, принимавший участие в делах Церкви и мира с тех пор, как Адам получил первое обетование о Нем, Быт 3:15. Он сошел, не в смысле перемещения в пространстве, но тем особым образом, о котором часто говорится относительно Бога, Быт 11:5; Ос 5:15; Мих 1:3. Он.., сошед, проповедал, состязался с ними Духом Своим, вдохновлял и делал способными Еноха и Ноя призывать их к покаянию и проповедовать им правду, 2Пет 2:5.
(2) Слушатели. В то время когда апостол говорил о них, они были уже мертвы и свободны от телесной оболочки, поэтому он называет их духами, находящимися ныне в темнице, а не потому, что они были в темнице, когда Христос проповедовал им, как представлено в латинском переводе (Вульгате. — Прим. переводчика) и как толкуют паписты.
(3) Грех этих людей: они были непокорными, то есть упорными, не поддающимися убеждению и неверующими, как означает это слово; этот грех усугублялся терпением и долготерпением Божиим (ожидавшим их в течение ста двадцати лет), во дни Ноя, во время строения ковчега; этим строительством, а также своей проповедью Ной предостерегал их об угрожающем им бедствии.
(4) Исход всего этого: их тела утонули во время потопа, а души были ввергнуты в преисподнюю, названную здесь темницей (Мф 5:25; 2Пет 2:4), Ной же и его семья, которые поверили Богу и были покорны Ему, спаслись в ковчеге.
2. Из всей этой истории мы узнаем, что:
(1) Бог точно учитывает все средства и преимущества, какими располагали люди всех времен для спасения своих душ; относительно древнего мира записано, что Христос предлагал им помощь, посылал им Своего Духа, делал серьезное предостережение через Ноя и долго ожидал их исправления.
(2) Хотя Божие терпение долго ожидает грешников, однако в конце концов оно истощается; без конца ожидать человека впустую — это недостойно величия Бога всевышнего.
(3) Дух непокорных грешников сразу после выхода из тела заключается в темницу преисподней, откуда нет освобождения.
(4) Путь большинства — не самый лучший, не самый мудрый и не самый безопасный, лучше последовать за восемью в ковчег, нежели за восемью миллионами, поглощенными водами потопа и осужденными на геенну.
потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом
Праведник страдает либо за это, либо за спасение других, как Христос Потому Петр здесь и обращается к примеру Христа: то, что выстрадал Христос, Он выстрадал не за Свои грехи, а за наши. Поэтому [апостол] и добавляет: праведник за неправедных.
Ведь Сам Он, как Он и явил через пророка, не совершил греха. Указывая же на Его силу и мощь, [апостол] говорит — однажды. Он имеет в виду, что такова была сила Страдавшего за людей, что, пусть даже они совершили и множество грехов, одного лишь страдания Господа было довольно, чтобы смягчить силу наших грехов.
Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.
потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом
И снова он изъясняет смерть и воскресение Христа. Смотри же, как он нам проповедал сие таинство. Ведь сказав: умервщлен по плоти, но — ожив духом, — он как бы говорит нам, что Он умер за нашу плоть, содержимую тлением, но воскрес, как Бог. Ибо он наименовал Божество через Духа.
Источник: Фрагменты.
Ст. 18−20 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды
Обосновывая только что высказанную мысль о невинных страданиях христианина (ст. 14−17), Апостол теперь (ст. 18) говорит, что Сам Христос пострадал невинно; при этом Апостол, «чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил: однажды» (блаж. Феофил.), а неизмеримо высшее, всемирно историческое искупительное значение страданий Христа Спасителя Апостол показал «праведник за неправедных»; цель же и спасительное следствие страданий Христа в том, что Он, как Истинный Первосвященник, привел нас к Богу, т.е. открыл грешному человечеству доступ к Богу, подобно тому, как ветхозаветное священство имело долг и власть быть посредником в примирении народа, оскверненного грехом, с Богом.
Со второй половины ст. 18 Апостол излагает догматическое христианское учение о сошествии Христа по смерти и до воскресения в ад для проповеди дохристианскому человечеству. Состояние Христа Спасителя по смерти, у Апостола означенное выражением «умерщвлен быв плотью, ожив же духом», точно передано в известном пасхальном церковном песнопении «во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог…» Страдательная форма глагола Zωοποιηθεις — собств. «будучи оживотворен» — стоит у Апостола в соответствии с обычным его словоупотреблением: спасительные действия Иисуса Христа в деле домостроительства Ап. Петр обычно представляет, как действия Бога Отца: «Бог воскресил Христа» (Деян 2:24; 3:15); «Христос был вознесен десницею Божиею» (Деян 2:33). По ст. 19 Христос в оживленном или оживотворенном своем духе — но еще до воскресения Своего из мертвых сходил в подземную темницу (φυλαχή), т. е. шеол, или ад (ср. Еф 4:9−10) с целью проповеди Евангелия (ср. Мф 4:23) находившимся там духам Содержанием этой проповеди могло быть только благовествование о совершившемся искуплении и его спасительных плодах, с призывами всех духов к покаянию и вере, Еф 4:6. По верованию Православной Церкви, проповедь Христа в аду была предварена проповедью о Нем там Предтечи и Крестителя Христова (Тропарь Предтечи). В ст. 20 из всех, кому проповедовал в аду Христос покаяние и спасение, ради примера названы нечестивые современники Ноя, в свое время противившиеся или непокорные долготерпению Божию, ожидавшему их раскаяния и нарочито звавшему их к нему через Ноя, через его проповедь и самим делом построения ковчега (Быт 6:3 след). Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср. Пс 15:10), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа. Современники же Ноя в ст. 20 названы именно для примера и, вероятно, по связи с дальнейшим течением речи Апостола (ст. 20б-21а), где он в образе Ноя с семьею, спасшихся от потопа, показывает спасение христиан через крещение; притом вообще в Новом Завете времена Ноя неоднократно представляются типическими в отношении к последующим христианским временам (Мф XXIV:37 сл. ; 2Пет 2:5; III:6−7; Евр 11:7 и др.).
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента