Петр напоминает им об одном из восхитительных парадоксов христианства — радости среди печали. С одной стороны, они могут радоваться перспективе сохраненного наследства для спасенных людей. С другой стороны, они могут находить радость в знании, что будут скорбеть немного, тогда как слава будет вечной (см. 2Кор 4:17). Комментируя слова о радости среди печали, вызванной многочисленными испытаниями, Дж. Х. Джоветт писал: «Я никогда не ожидал найти источник в столь малообещающей пустыне потерь».
I. Апостол признает, что они переживают большие бедствия, и предлагает им средства, способные смягчить их скорби.
1. У каждого истинного христианина всегда есть то, в чем он может найти великую радость. Великая радость включает в себя нечто большее, чем внутреннее спокойствие или ощущение комфорта, она проявляется в выражении лица и в поведении, но особенно в хвале и благодарности.
2. Главный источник радости добрый христианин находит в духовном, небесном, в своем отношении к Богу и к небу. В этом состоит великая радость каждого здравого христианина, она возникает из его сокровищницы, содержащей предметы величайшей ценности, и право на них ему гарантировано.
3. Самые лучшие христиане, имеющие основание для великой радости, тем не менее могут испытывать большие трудности из-за многочисленных искушений. Любые несчастья это искушения, или испытания веры, терпения и верности. Они редко приходят по одному, чаще их бывает много, и нападают они с разных сторон, создавая все вместе большие скорби. Как все люди, мы подвержены личным и семейным печалям. Наш долг перед Богом как христиан обуславливает частые печали: наше сострадание к несчастным, бесчестье за имя Божие, бедствия Его Церкви, а также гибель рода человеческого по причине его собственного безумия и Божиего возмездия, вызывает в благородных и благочестивых душах почти постоянную печаль. Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему, Рим 9:2.
4. Горе и скорби добрых людей кратковременны, хотя они могут быть очень жестокими, но длятся недолго. Сама жизнь кратковременна, и печали, связанные с ней, не могут пережить ее; краткость любого несчастья в значительной степени умеряет его тяжесть.
5. Большие скорби часто бывают необходимы для блага христианина: ...поскорбевши теперь немного, если нужно... Бог огорчает детей Своих не по Своему произволу, но действует с рассудительностью, в соответствии с нашими нуждами. Скорби полезны, более того, абсолютно необходимы, ибо таков смысл этого выражения: так должно быть; поэтому никто не должен поколебаться в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено, 1Фес 3:3. Скорби, отягощающие нас, никогда не придут к нам, если мы не нуждаемся в них, и никогда не продлятся дольше, чем это необходимо.
II. Апостол объясняет, с какой целью посылаются им скорби и какое они имеют основание радоваться в них, ст. 7. Скорби праведников имеют своей целью испытание их веры. Сущность этого испытания сводится к тому, чтобы вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота. Результатом этого испытания будет похвала и честь и слава в явление Иисуса Христа. Отметим:
1. Скорби серьезных христиан предназначены для испытания их веры. Бог попускает страдать Своим детям, с тем чтобы испытать их, а не сокрушить, для их пользы, а не для их погибели; испытание, как значит это слово, есть эксперимент, осуществляемый над человеком, или исследование его посредством скорби, чтобы определить ценность и силу его веры. Испытанию, главным образом, подвергается вера, а не другие добродетели, поскольку испытание веры является, в сущности, испытанием всего доброго, что есть в нас. Наше христианство зависит от нашей веры; если ее недостает, то никакого другого духовного добра в нас нет. Христос молился о Своих апостолах, чтобы не оскудела вера их; если вера держится, то и все остальное будет стоять твердо; вера добродетельных людей испытывается с той целью, чтобы сами они могли найти утешение в ней, чтобы Бог прославился через нее, а другие — получили пользу от нее.
2. Испытанная вера намного драгоценнее испытанного золота. Здесь приводится двойное сравнение: между верой и золотом, а также между испытаниями того и другого. Золото является самым драгоценным, чистым, полезным и долговечным из всех металлов; такое же место занимает и вера среди христианских добродетелей; она пребывает до тех пор, пока не приведет душу в небо, а затем переходит в славное вечное обладание Богом. Испытание веры намного драгоценнее, чем испытание золота; в том и другом случае происходит очищение, отделение примесей и выявление ценных свойств испытуемых объектов. Но золото при испытании огнем не увеличивается и не умножается, а, скорее, уменьшается; вера же утверждается, совершенствуется и умножается в бедствиях и в тех противодействиях, с какими она сталкивается. Золото в конечном счете погибает — гибнущее золото, но вера — никогда. Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя.., Лк 22:32. Испытание веры послужит к похвале, чести и славе. Честь — это, собственно, то почтение, которое один оказывает другому; именно такую честь святые получат от Бога и людей. Похвала есть выражение этого почтения; Христос выскажет похвалу Своим детям в великий день: Придите, благословенные Отца Моего... Слава — это сияние, каким будет сиять на небе человек, удостоившийся чести и похвалы. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе.., Рим 2:10. Если испытанная вера служит к похвале, чести и славе, то пусть это заставит вас ценить ее как нечто более драгоценное, чем золото, хотя испытывается она в скорбях. Как бы вы ни оценивали их, веру и золото, с точки зрения настоящей пользы или конечного результата, вы убедитесь, что это действительно так, хотя мир считает это неслыханным парадоксом.
4. Иисус Христос снова явится в славе, и когда Он явится таким образом, то и святые явятся с Ним, и тогда их добродетели воссияют; и чем больше они были испытаны, тем более ярко будут сиять. Испытания закончатся скоро, но слава, честь и похвала будут длиться всю вечность. Это должно примирить вас с вашими скорбями в настоящее время: они производят для вас в безмерном преизбытке вечную славу.
III. Он одобряет веру этих первых христиан по следующим двум причинам:
1. По причине превосходства объекта их веры, невидимого Иисуса. Апостол видел нашего Господа во плоти, но эти рассеянные иудеи никогда не видели Его, и тем не менее они веровали в Него, ст. 8. Одно дело верить в Бога, или во Христа (как верят бесы), и другое дело — верить Ему, то есть покоряться, доверять Ему и ожидать от Него всех обещанных благ.
2. По причине замечательных плодов, или проявлений их, веры, — любви к радости, их радость была так велика, что превосходила всякое описание: Радуетесь радостью неизреченною и преславною. Запомним:
(1) Вера христианина имеет дело с вещами открытыми, но невидимыми. Чувства оперируют с вещами ощутимыми, наличными; разум обладает способностями более высокого порядка, посредством дедукции он может выводить следствия из причин и предсказывать события; но вера поднимается еще выше: основываясь на доверии откровению, она дает нам уверенность во многом, что невозможно познать ни чувствами, ни разумом; вера — это уверенность в невидимом.
(2) Истинная вера никогда не остается одна, но производит сильную любовь к Иисусу Христу. Истинные христиане испытывают искреннюю любовь к Иисусу, потому что верят Ему. Эта любовь проявляется в высочайшем почтении и страстном влечении к Нему, в готовности умереть, чтобы быть с Ним, в сладостных размышлениях о Нем, в радостном служении Ему и в страданиях за Него, и далее.
(3) Где есть истинная вера во Христа и любовь к Нему, там есть, или может быть, и радость неизреченная и преславная. Эта радость невыразима, ее нельзя описать словами, лучше всего она познается опытным путем; это радость преславная, небесная. Наиболее совершенные из христиан уже здесь, на земле, переживают радость, в которой есть много от неба и будущей славы; верою они преодолевают все причины для печали и находят наилучшие поводы для радости. Хотя добрые люди иногда ходят в темноте, — это бывает нередко по причине их собственных ошибок и неведения, или удрученного состояния духа, или греховного поведения, или какого-то печального события, на время лишающего их покоя, — однако они имеют основание радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения своего, Авв 3:18. Первые христиане могли радоваться неизреченной радостью, потому что они каждый день достигали цели своей веры, спасения душ (в англ. переводе. — Прим. переводчика), ст. 9. Заметьте:
[1] Какого благословения они достигали: спасения своих душ (наиболее благородной части своего существа, тождественной всему человеку); это спасение здесь названо целью их веры, целью, которой завершается дело веры: когда вера помогает душе достичь спасения, тогда ее дело кончается и она навеки прекращается.
[2] Апостол говорит о настоящем времени: вы теперь, в настоящее время, достигаете цели веры вашей, и далее.
[3] Используемое здесь слово намекает на спортивные игры, где победитель достигал, или получал от судьи состязания, венца или награды за одержанную им победу; так и спасение души было для этих христиан наградой, которой они добивались, венцом, ради которого они подвизались, и целью, к которой они стремились и с каждым днем все более и более приближались. Запомним: Во-первых, Каждый верный христианин ежедневно достигает спасения своей души; спасение — это непрерывный процесс, начинающийся в этой жизни, не прерывающийся со смертью и продолжающийся всю вечность. Эти верующие обладали начатками неба на земле в виде святости и небесных помыслов, исполнения своих обязанностей перед Богом и общения с Ним, в виде залога наследства и свидетельства Духа Божиего. Убеждать в этом угнетенных людей было очень правильным; в этом мире они относились к тем, кто теряет, но апостол напоминает им о том, чего они достигали; хотя они теряли в низших благах, однако приобретали спасение души. Во-вторых, Сделать своей целью спасение своей собственной души является законным для христианина; слава Божия и наше собственное счастье связаны настолько, что если мы постоянно ищем одного, то достигаем и другого.
Ст. 6−9 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота
Как Учитель в обещании своем объявляет не одну радость, но и скорбь, говоря: в мире будете иметь скорбь (Ин 16. 33), так и апостол к слову о радости прибавил: поскорбев. Но как и это прискорбно, то присовокупляет теперь, и это согласно со своим Предводителем. Ибо и Он говорит: вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин 16:20). Или слово теперь должно быть отнесено к радости, поскольку ее сменит будущая радость, не кратковременная, но продолжительная и бесконечная. А поскольку речь об искушениях производит смущение, то апостол указывает цель искушений: потому, что чрез них опытность ваша становится очевиднейшею и драгоценнейшею золота, как и золото, испытываемое огнем, дороже ценится людьми. Прибавляет: если нужно, научая, что не всякий верный, ни всякий грешный испытывается скорбями, и ни тот ни другой не оставляется в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцев, а грешники в наказание за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальною и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби — для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное.
к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ
Этими словами апостол указывает причину, почему праведники здесь претерпевают зло, и частью утешает их тем, что они чрез скорби становятся славнее, частью ободряет их прибавлением в явление Иисуса Христа, что именно тогда-то Он чрез обнаружение трудов доставит подвижникам великую славу. Присовокупляет он и нечто иное, увлекающее к перенесению скорбей. Что же такое? следующее: Которого, не видев, любите. Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его, и притом являющегося в славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести на вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подастся спасение душ? Если же вы имеете явиться пред Ним и удостоиться такой славы, то ныне покажите соответственное ей терпение, и вполне достигнете предположенной цели.
Источник: Толкование на Первое послание апостола Петра.
О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений
Скорбь терпеть должны вы считать за выражение, равнозначное «с печалью переносить» (т.е. в мученичестве), что открывается из следующего места: в болезни будешь рождать детей (Быт 3:16). Потому что не в скорбном настроении рождает жена, но в болезнях.
Источник: Увещание к мученичеству.
О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений
Нужно, говорит он, поскорбеть, потому что нельзя прийти к вечной радости иначе, как через скорбь и печали века сего, однако, замечает он, немного, потому что там вечная награда быстро воздастся и покажется легким все, что, казалось, было тяжким и жестоким средь мучений мира сего.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений
Испытывается вера тех, кто из-за Него различными искушениями терзается и до конца в такого рода испытаниях упорствует в вере. Непременно следует, что они радуются, хотя некоторым труд их из-за желаний покажется тяжким. Ведь этот труд он обозначил словом печаль. Словно есть какая-нибудь печаль, которая может по-разному пониматься через эти слова, так как и у Павла провозглашаются два рода печали, из которых одна творит смерть, а другая — действительно постоянное раскаяние ради спасения. О чем так Павел пишет: Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор 7:10).
Источник: На 1-е послание Петра.
О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений
О сем радуйтесь и проч.: представление о сих великих благах, к наследию которых призваны христиане чрез возрождение в новую жизнь во Христе и которые они несомненно получат в Царстве славы, должно наполнять сердце христиан великою радостию. Радуйтесь: греческое слово сильнее и означает веселие, то есть радость, не только ощущаемую внутренно, но выражающуюся во внешних проявлениях (ср. Лк 1:44). — Поскорбев теперь и проч.: этой высокой радости не должны и не могут не только отнять, но и смутить скорби от различных искушений; напротив, при правильном взгляде на эти временные (теперь) искушения, они должны усиливать эту радость и возводить ее еще на более высшую степень (то же высокое учение об искушениях, какое изложено и апостолом Иаковом — Иак 1:2 и далее; см. прим). Искушения, посылаемые, или попускаемые, Богом как испытания веры и правил жизни, причиняют внешнему человеку скорби, но в то же время ими очищается и возвышается внутренний человек, и для сего последнего они составляют предмет радости. Искушения здесь понимаются в том же широком и многообъемлющем смысле, в каком и у апостола Иакова в указанном месте. Немного, если нужно: искушения причиняют скорбь, но эта скорбь так ничтожна сравнительно с радостию о вечных благах, что если и чувствуется, то чувствуется немного, при правильном взгляде на значение их в деле нравственного совершенствования; притом эта скорбь от искушений так кратковременна сравнительно с вечным блаженством, уготованным христианину, что, сколько бы ни скорбел от них он, все же это будет скорбь немного. «Связь речи здесь такая: поскорбев теперь немного, если нужно — в последнее время будете радоваться… Как Учитель в обещании Своем объявляет (Ин 16:33) не одну радость, но и скорбь, так и апостол к слову о радости прибавил — мало. Но как и это прискорбно, то присовокупляет — ныне… Или слово ныне должно быть отнесено к радости, поколику ее сменит будущая радость, не кратковременная, но продолжительная и бесконечная. Или слово мало должно разуметь относительно скорби в таком виде: если нужно теперь, то немного поскорбеть от различных искушений» (Феофилакт). Если нужно: то есть если Богу угодно будет попустить таковым искушениям найти на верующих. Выражение предполагает, что скорби от искушений не непрерывны и не сверх сил искушаемых попускаются, что их время и мера точно определены божественною премудростию и не могут ни продлить, ни превысить этой меры. И притом прибавляет — если нужно, научая, что не всякий верный и не всякий грешный испытывается скорбями и ни тот, ни другой не оставляются в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцов, а грешники — для понесения наказания за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальною и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное» (Феофилакт).
Источник: Толковый Апостол.
Ст. 6−9 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ
Высокая радость о благах христианского наследия, наполняющая сердца всех истинных христиан, должна проливать благодатное утешение в их души при постигающих их скорбях и напастях. Высокое учение о благотворном значении скорбей в нравственной жизни христиан Ап. Петр излагает сходно с Ап. Иаковом (Иак 1:2 след.), но вместе и с некоторыми особенностями, соответствующими личным свойствам духовного опыта Апостола Петра. Именно, он прежде всего особенно отделяет ничтожество — и по продолжительности, и по характеру — временных скорбей и испытаний с вечным блаженством, уготованным христианину на небе, а затем более, чем Ап. Иаков, стремится оживить в душах читателей личное общение с Господом Иисусом Христом через веру в него и любовь к нему, как средство или путь к тому блаженству. «Как учитель в обещании своем объявляет не одну радость, но и скорбь, говоря: «в мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33), так и Апостол к слову радости прибавил «мало». Но как и это прискорбно, то последний присовокупляет «ныне…» Или слово «ныне» должно быть отнесено к радости, поскольку ее сменит будущая радость, не кратковременная, но продолжительная и бесконечная. Или слово «мало» должно разуметь относительно скорби, в таком именно виде, если нужно теперь, то немного поскорбеть от различных искушений… Прибавляет «аще лепо есть», научая, что не всякий верный, ни всякий грешный испытывается скорбями, и ни тот, ни другой не оставляется в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцев, а грешники — в понесение наказания за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальной и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное» (блаж. Феофил.). В ст. 8 Апостол в качестве нового побуждения к благодушному перенесению испытаний указывает на веру и любовь читателей к Господу Иисусу Христу, и эту похвалу апостол выражает в форме перифраза слов Христовых Ап. Фоме, что блаженны те, кто, не видя Христа, веруют в Него (Ин 20:29). Читатели послания, имеющие именно такую веру и любовь ко Христу, должны в этом черпать силу и опору для своей надежды на конечное спасение. «Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его притом являющегося в славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести в вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подается спасение душ? Если же вы имеете явиться пред ним и удостоиться такой славы, то ныне покажите соответственное ей терпение и вполне достигнете предполагаемой цели» (блаж. Феофил.).