Прежде всего, они были избраны по предведению Бога Отца. Это означает, что от предвечности Бог избрал их, чтобы они принадлежали Ему. Доктрина Божественного избрания не всегда популярна, но ее достоинство заключается в том, что она позволяет Богу быть Богом. Попытки сделать ее приемлемой для людей влекут за собой лишь преуменьшение Божьего суверенитета. Всякое затруднение в согласовании Божьего избрания и человеческой ответственности лежит в человеческом разуме, а не в Божьем. Библия учит обеим доктринам, и мы должны верить обеим. Истина находится в обеих крайностях, а не где-нибудь между ними.
Сказано, что Божье избрание обусловлено Его предведением. (В английском переводе Библии: «избранным согласно (в зависимости от) предведению Бога Отца».) Некоторые понимают это так, что Бог избрал тех, кто, по Его предвидению, поверит Спасителю. Другие говорят, что Бог очень хорошо знал, что ни один грешник, предоставленный самому себе, не примет Спасителя верой, и поэтому в Своем предвидении избрал определенных людей быть наградой Его благодати. Хотя в Божьем избрании кроется невыразимая тайна, мы можем быть уверены, что в нем нет ничего несправедливого.
Второй этап спасения — освящение от Духа. Эта сторона освящения происходит перед уверованием. (Есть другие формы освящения, которые следуют позже. Человек, рожденный свыше, становится освященным по положению, потому что он — «во Христе» (Евр 10:10.14). Далее в своей христианской жизни он должен достигать практического освящения, то есть все более уподобляться Христу (1Пет 1:15). На небесах он достигнет полного освящения, ибо больше никогда не будет грешить (Кол 1:22). См. комментарий об освящении к Евреям 2:11.) Именно через служение Духа Святого Бог отделил людей для того, чтобы они принадлежали Ему (см. также 2Фес 2:13).
Оно логически следует за избранием Бога Отца. В вечности Бог предузнал и избрал людей. В нужное время в жизни отдельных людей начинает действовать Дух Святой, превращая это избрание в реальность.
Третий этап в спасении души — ответ грешника на работу Духа Святого. Он описан как послушание Иисусу Христу. Это значит повиноваться Евангелию, раскаявшись в грехах и приняв Христа как Спасителя. Идея Евангелия состоит в повиновении ему; она общая для всего НЗ (см. Рим 2:8; 2Фес 1:8).
И наконец, окропление Кровью Его. Мы не должны воспринимать его буквально и утверждать, что спасенный человек действительно омыт Кровью Иисуса. Это образное выражение. Имеется в виду, что как только человек повинуется Благой Вести, он получает все привилегии, которые вытекают от пролитой Крови Христа на Голгофе. Кровь Спасителя была пролита раз и навсегда более чем 1900 лет назад; она никогда не прольется вновь. Но мы получаем прощение, искупление и другие неисчислимые благословения, которые вытекают из этого темно-красного потока, как только уверуем в Него.
Проследив четыре этапа в духовном рождении своих читателей, Петр теперь желает, чтобы для них умножились благодать и мир. Они уже испытали благодать Божью, получив спасение и примирение с Богом. Но изо дня в день они будут нуждаться в благодати, или силе, для христианской жизни и в мире посреди беспокойного общества. Именно этого апостол желает им здесь в полном изобилии. Джеймс Денни сказал, что «благодать — первое и последнее слово Евангелия, и мир — совершенное духовное здоровье — законченное действие благодати».
I. Представляется автор послания:
1. По имени Петр. Его первое имя было Симон, а Иисус Христос дал ему другое имя, Петр означающее камень, в похвалу его веры и в знак того, что он будет одним из выдающихся столпов Церкви Божией, Гал 2:9.
2. По его сану Апостол Иисуса Христа. Это слово означает посланный, посол, вестник, тот, который послан во имя Иисуса Христа на Его труд; но в более строгом смысле — это наивысший сан в христианской Церкви. 1Кор 12:28: Иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами... Их достоинство и превосходство заключаются в следующем: они были избраны непосредственно Самим Христом; они были первыми свидетелями, а затем и проповедниками воскресения Христа и всего евангельского домостроительства; они обладали превосходными, необыкновенными дарами; имели власть творить чудеса, не во всякое время, но когда это было угодно Христу; они были посвящены во всю истину и были одарены духом пророчества; имели власть и право судить более всех других; каждый апостол был вселенским епископом во всех церквах и над всеми служителями. Петр со смирением:
(1) Утверждает свое достоинство как апостола. Отсюда следует, что человек вправе признавать за собой, а иногда и обязан отстаивать дары, данные ему Богом. Претендовать на то, чего мы не имеем, — это лицемерие, а отрицать то, что имеем, — неблагодарность.
(2) Упоминает о своих апостольских обязанностях, дающих ему право и призывающих его писать это послание. Отметим; все, и особенно служители, должны очень серьезно относиться к своим полномочиям и призванию к труду, полученным ими от Бога. Это будет их оправданием перед другими и даст им внутреннюю поддержку и утешение во всех опасностях и разочарованиях.
II. Описываются те, кому было адресовано это послание.
1. Внешние условия их жизни — Пришельцы, рассеянные в Понте, Галатии.., и далее. Это были, главным образом, иудеи, потомки иудеев (по мнению д-ра Прайдекса), переселенных из Вавилона в города Малой Азии по приказу сирийского царя Антиоха приблизительно за двести лет до пришествия Христа. Вполне вероятно, что Петр, будучи апостолом обрезанных, бывал среди них и обратил их к Христу и что впоследствии он написал им это послание из Вавилона, где обитало тогда множество иудеев. В настоящее время бедность и скорби были их уделом.
(1) Наилучшие из слуг Божиих в периоды трудных обстоятельств, допускаемых провидением, могут оказаться рассеянными, вынужденными покинуть свои родные места. Те, которых весь мир не был достоин, должны были скитаться по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
(2) К преследуемым и рассеянным слугам Божиим следует оказывать особое внимание. Таковые были предметом особой заботы и сострадания апостола. Мы должны оказывать уважение к святым соответственно их достоинствам и их нуждам.
(3) Достоинство добродетельных людей не должно оцениваться по их настоящему внешнему положению. В данном случае это был ряд превосходных людей, возлюбленных Богом, и тем не менее они были пришельцами, рассеянными в этом мире, бедными; око Божие было над ними везде, где бы они ни находились, и апостол, проявляя нежную заботу о них, писал им с целью наставления и утешения.
2. Описывается также их духовное состояние: ...избранным по предведению Бога Отца.., и далее. Эти бедные пришельцы, презираемые и угнетаемые в этом мире, тем не менее были очень ценными в глазах великого Бога и занимали самое почетное, какое только можно иметь в этом мире, положение, ибо они были:
(1) Избранными по предведению Бога Отца. Избрание бывает либо на служение, так Саула Бог избрал быть царем (1Цар 10:24), и наш Господь говорит Своим апостолам: ...Не двенадцать ли вас избрал Я? (Ин 6:70); либо к тому, чтобы принадлежать к Церкви, к обладанию особыми привилегиями; так Израиль был Божиим избранным народом (Втор 7:6): Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле; либо к вечному спасению: ...Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 2Фес 2:13. Под избранием, упомянутым здесь, подразумевается благодатное определение Бога спасти некоторых и привести их, через Христа, с помощью соответствующих средств, к вечной жизни.
[1] Об этом избрании говорится, что оно совершается по предведению Бога Отца. Предведение можно понимать двояко.
Во-первых, Как простое предведение, предузнание или уразумение будущего события, прежде чем оно произойдет. Так математики могут точно предсказать время солнечного затмения. Бог имеет такое предведение, Он одним властным взглядом проникает во все, что было, что есть и что когда-то будет. Но такое предведение не является причиной, вызывающей то или другое событие, хотя оно вполне определенное; математики, предсказывающие затмение, не могут своим предсказанием вызвать этого затмения.
Во-вторых, Предведение иногда означает совет, определение и одобрение (Деян 2:23): Сего, по определенному совету и предведению Божию... Смерть Христа была не только предсказана, но и предопределена, ст. 20. Используем здесь второе значение этого слова, и тогда этот стих будет звучать таким образом: Избраны по совету, предопределению и независимой благодати Бога.
[2] Апостол добавляет — по предведению Бога Отца. Под Отцом мы должны здесь понимать первое Лицо благословенной Троицы. Между этими тремя Лицами существует определенный порядок, хотя нет превосходства; они равны по силе и славе, все их действия согласованы. Так, в деле искупления человека избрание приписывается Отцу, примирение — Сыну, а освящение — Святому Духу, хотя ни в одном из этих действий ни одна Личность не участвует настолько полно, чтобы исключить участие двух других. Таким путем Личности благословенной Троицы наиболее ясно открываются нам, и мы узнаем, чем обязаны каждой из них.
(2) Они были избраны при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа. Цель и конечный результат избрания — вечная жизнь и спасение, но прежде чем это может совершиться, каждый избранный человек должен быть освящен Духом Святым и оправдан Кровию Христа. Божие определение о спасении человека осуществляется всегда через освящение от Духа и окропление Кровию Иисуса. Под освящением здесь понимается реальное освящение, начинающееся с возрождения, посредством которого мы обновляемся по образу Божиему и делаемся новыми тварями, и продолжающееся в повседневном упражнении в святости, в постоянном, все большем и большем умерщвлении грехов и в жизни для Бога во всех обязанностях христианской жизни, что здесь выражено одним словом — послушание, включающим все христианские обязанности. Некоторые считают, что под Духом апостол подразумевает дух человека, объект освящения. Ветхозаветное, или прообразное, освящение не производило ничего более, как только очищение плоти, а новозаветное воздействует на дух человека и очищает его. Другие, с большим основанием, полагают, что под Духом здесь подразумевается Дух Святой, автор освящения. Он обновляет разум, умерщвляет наши грехи (Рим 8:13) и производит Свои превосходные плоды в сердцах христиан, Гал 5:22−23. Освящение от Духа предполагает применение средств. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина, Ин 17:17. К послушанию. Это слово относится к предыдущей фразе и указывает на цель освящения, состоящую в том, чтобы привести упорных грешников к послушанию, к всеобщему послушанию, к послушанию истине и Евангелию Христову: Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши.., ст. 22.
(3) Они были избраны также к окроплению Кровию Иисуса Христа. Согласно Божиему определению они были предназначены для освящения от Духа и очищения заслугами и Кровью Христа. Здесь содержится явный намек на прообразное окропление кровью во времена закона, язык которого обращенные из иудеев понимали очень хорошо. Кровь жертвы надо было не только пролить, но и покропить ею в знак того, что связанные с ней благословения относились к принесшему жертву и вменялись ему. Так и Кровь Христа, великой и вседостаточной жертвы, прообразно представленная ветхозаветными жертвами, была не только пролита, но ею должен быть окроплен и к ней должен причаститься каждый из избранных христиан, чтобы в Крови Его чрез веру получить прощение грехов, Рим 3:25. Эта кровь кропления оправдывает человека перед Богом, Рим 5:9; запечатлевает завет между Богом и нами, знаком которого является вечеря Господня, Лк 22:20; очищает от всякого греха (1Ин 1:7) и открывает нам доступ в небо, Евр 10:19. Заметьте:
[1] Бог избрал некоторых для вечной жизни, некоторых, а не всех; личности, а не деноминации.
[2] Все, избранные к вечной жизни как цели, избраны к послушанию как средству достижения этой цели.
[3] Без освящения Духом и окропления Кровию Иисуса не будет истинного послушания в жизни.
[4] В деле спасения человека существует согласие и сотрудничество всех трех Лиц Троицы, их действия согласованы между собой: кого Отец избрал, того Святой Дух освящает к послушанию и Сын выкупает и окропляет Своей кровью.
[5] Учение о Троице лежит в основании всей, данной по откровению свыше, религии. Если вы отвергаете божество Сына и Святого Духа, то делаете недействительными искупление Одного и благодатные действия Другого и таким образом разрушаете основание своей собственной безопасности и утешения.
III. Далее следует приветствие: Благодать вам и мир да умножится. Благословения, какие желает им Петр, — благодать и мир.
1. Благодать — это ни от чего не зависимое благоволение Божие со всеми его проявлениями: прощением, исцелением, поддержкой и спасением.
2. Мир. Здесь могут подразумеваться все разновидности мира: домашний, гражданский, мир в церкви и духовный мир с Богом, сопровождаемый ощущением его в нашей собственной совести.
3. Здесь имеется также прошение, или молитва, относительно этих благословений, чтобы они умножились; это означает, что эти благословения уже были в некоторой степени, и Петр желает, чтобы они продолжались, умножались и совершенствовались. Запомните:
(1) Кто обладает духовными благословениями, тот искренно желает передать их и другим. Благодать Божия великодушна, а не эгоистична.
(2) Самое лучшее благословение, какое мы можем пожелать себе или своим друзьям, это благодать и мир, а также их умножение, поэтому апостол так часто включает молитвы об этом в начале и в конце своих посланий.
(3) Где нет истинной благодати, там не может быть и настоящего мира, сначала благодать, а затем мир. Мир без благодати — это просто нелепость, но благодать может присутствовать и тогда, когда мир временно отсутствует, как было, например, с Еманом, когда он был смущен сильным страхом, и со Христом, когда Он находился в сильном борении.
(4) Как первый дар мира и благодати, так и умножение их от Бога. Где Он дает истинную благодать, там пошлет ее в еще большей мере, и всякий добрый человек ревностно желает усовершенствования и умножения этих благословений и себе, и другим.
по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится
О, если бы и нам, хорошо подвизавшись и низложив мудрование плотское, которое есть вражда на Бога (Рим 8:7), когда душа придет в спокойное и безмятежное состояние, наименоваться сынами мира и в мире приобщиться Божия благословения!
…Боримый страстями не причастен мира Божия, который даровал Господь ученикам Своим. Сего-то мира и апостол испрашивает церквам, говоря: благодать вам и мир да умножится.
Источник: Гомилии на Псалмы.
по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится
Но нельзя думать в то же время, что Дух имеет познание [Отца] постольку, поскольку открывает Его Сын. Если Дух знает Отца по откровению Сына, то, значит, Он переходит от неведения к знанию; но исповедовать Духа Святым и в то же время приписывать ему неведение, конечно, и нечестиво, и глупо.
Источник: О началах.
по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится
Хотя [Петр] и позднее по времени, он не отсутствует в предведении Божьем и, соответственно, показывает себя равным Иеремии, которого [Бог] познал прежде образования его во чреве, освятил и поставил пророком для народов. А поскольку пророки среди прочего предвозвестили и пришествие Христа, ибо ради этого они были посланы, [Петр] прибавляет слова о необходимости [своего] апостольства и говорит: при освящении Духом я был послан для [обращения] к послушанию и для очищения кровью Иисуса Христа. Сказав так, он дает понять, что характер его апостольства определяется отделением. Ведь именно это он показывает, употребляя слово освящение. Подобным образом [в Писании] фраза И будете Мне народом избранным, освященным (Втор 14:2) означает, что [еврейский народ будет] отделен от остальных народов. Итак, апостольство [Петра] заключается в том, чтобы отделять посредством духовных даров покорные народы, очищенные крестом и страданиями Христовыми — не пеплом телицы, как это бывало в тех случаях, когда возникала нужда загладить вину от общения с язычниками, но кровью Христовых страданий. В то же время и свидетельство тех, кто обрел через Христа веру в Него, запечатлевается кровью.
Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.
по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится
Избраны же они были для того, чтобы через обретение Духа освятиться; и очищены от всех грехов, чтобы стали послушными Господу Иисусу Христу, те, кто погиб из-за непослушания первого человека, дабы, окропленные Его кровью, они спаслись от власти сатаны.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится
По предведению Бога Отца. С этим согласуется то, что сказано Павлом так: так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас (Еф 1:4−5). Предведением же не что иное надо считать, как созерцание будущего, которое уже не есть предведение, но знание, после того как то, что вначале обдумывалось,становится осуществленным. Итак, хотя те, кому пишет Петр, были избраны согласно предведению, однако говорит он с ними существующими.
Источник: На 1-е послание Петра.
по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится
Здесь, по предведению Бога Отца, Петр себя называл апостолом Христовым. И изъясняя нам способ апостольства к послушанию и окроплению кровию Иисуса Христа, он говорит, что благодать вам и мир да умножится. Стало быть, верующие в Него освящаются через Духа, и Он окропляет нас Своею Кровью, чтобы очистить нас. Как нам не знать, что Бог освящает нас Своим Духом и очищает Своею Кровью? [Христос] ведь был Бог во плоти.
Источник: Фрагменты.
по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится
Это избрание совершилось: 1) по предведению Бога Отца: как Вечный, для Которого тысяча лет, как один день (2Пет 3:8), Бог от вечности знает все, что будет делаться в мире и со всеми предметами, и в частности с людьми, все, что каждый будет делать по своей свободной воле и произволению. Так как в Боге мысль и действие нераздельны, то предведение в Нем есть в то же время и решение, или, что то же, предназначение и предопределение. Таким образом, в отношении к существам нравственно свободным Бог от вечности знает дела их свободной деятельности, и так как эта деятельность выражается у людей в действиях или добрых, или злых по преимуществу, то Бог, предведя, или предзная, такой или иной образ деятельности их, предназначает, или предопределяет, нисколько не нарушая их свободной воли, одних — с доброю деятельностию — к блаженству, которое есть и следствие, и награда доброй деятельности, других — со злою деятельностию — к погибели, которую необходимо влечет за собою злая деятельность (ср. Рим 8:28−29). Это вечное предведение и предопределение осуществляется во времени в преемстве человеческих поколений в избрании одних и в отвержении других; из среды грешного человечества избираются и ведутся по пути к блаженству добрые; злые и грешные обрекаются на погибель, куда и влечет их злая деятельность. И то и другое Бог знал от вечности и, следовательно, и то и другое совершается во времени по предведению Бога Отца. В этом смысле апостол своих читателей — христиан, призванных в Царство Христово и, следовательно, к блаженству (если они сами своею свободною деятельностию оправдают это призвание), называет избранными по предведению Бога Отца (ср. Ин 10:14; Деян 4:28 и примеч.).
Это избрание совершилось: 2) при освящении от Духа, то есть Святого, как третьего лица достопоклоняемой Троицы. Избрание предназначенных по предведению Бога Отца к блаженству совершается во времени Духом Святым, Его силою и действием и наитием, которым избираемый освящается (ср. 2Фес 2:13). Под освящением человека со стороны Духа Святого разумеются все и всяческие Его благодатные действия и дары, от самых первых и легких Его дуновений в душе человека до полного по возможности благодатствования его, а со стороны человека самого — очищение и нравственное совершенствование им себя самого деятельным усвоением себе этой благодати Духа, что выражается внешне в добрых делах.
Это избрание совершилось: 3) для высочайшей цели — к послушанию и окроплению (точнее — в послушание и окропление) кровию Иисуса Христа: смысл слова послушание определяется здесь понятием окропления кровию Христовою, которое посему и требует объяснения прежде. Это понятие встречается только в двух местах во всем Новом Завете: здесь и Евр 12:24; и здесь и там — в одном и том же значении, которое с первого взгляда не совсем ясно. Выражение очевидно несобственное, а образное, и образ взят, без сомнения, из Ветхого Завета. Но какой образ и как он относится к изображаемому в этом выражении? Так как здесь речь о людях, избранных к окроплению кровию Христовою, то ветхозаветный образ Агнца пасхального сюда нейдет, как ни близок по видимому, ибо кровию Агнца пасхального не окроплялись люди, а только помазывались ею, при исходе евреев из Египта, косяки и пороги жилищ еврейских (Исх гл. 12). Точно так же нейдет сюда образ жертвенной крови, которою при известных случаях окропляли алтарь жертвенный, завесу пред входом во Святое Святых и кивот завета (Лев 1:5; Лев 5:9; Лев 4:6−7, 17−18; Лев 16:14−19), ибо здесь окроплялись кровию священные предметы, а не люди. Ближе всего сюда идет образ жертвенной крови при заключении завета Богом с народом еврейским, когда кровию окропляем был народ: и взял Моисей крови (жертвенной) и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами (Исх 24:8; ср. Евр 9:18−22). С кровию заключен был завет с народом еврейским; кровию, излиянною на кресте воплотившимся Сыном Божиим в жертву за весь мир, заключен был новый завет Бога с человечеством (ср. Мф 26:28, прим и парал.); окроплением кровию принесенной жертвы при заключении ветхого завета народ еврейский вступал в этот завет и делался святым народом завета. Соответственно сему окропление кровию Иисуса Христа есть образное выражение вступления с Богом в новый завет, заключенный пролитием этой крови Христом на кресте. Итак, выражение — избранным к окроплению кровию Иисуса Христа значит: избранным вступить в новый завет с Богом, утвержденный чрез Иисуса Христа, то есть избранным для вступления (и уже вступившим) в Церковь Христову. — Этим же вышеуказанным местом из книги Исход объясняется смысл слова — к послушанию. Моисей окропил народ жертвенною кровию в ознаменование вступления его в завет с Богом лишь после того как, по прочтении книги завета вслух всего народа, народ сказал: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны (Исх 24:7), то есть ветхий завет заключен при окроплении жертвенною кровию лишь под условием послушания народа воле Иеговы, выраженной в книге завета. Соответственно сему понятие послушания при окроплении кровию Иисуса Христа означает покорность воле Божией, выраженной чрез учение Пролиявшего на кресте кровь сию, то есть послушное и покорное, следовательно — имеющее своим основанием веру, принятие учения Господа Иисуса Христа о спасении Богом чрез Него мира, или — всего вообще христианского учения. Это послушание — есть необходимое условие для вступления в этот новый завет, а потому и слово это стоит здесь пред словами окропление кровию. — Приметим еще, что избрание христиан именно как членов Церкви Христовой из числа всех, остающихся вне сей Церкви, представляется здесь таким делом, в котором участвуют все три лица достопоклоняемой Троицы. Избрание совершается по предведению и вместе предопределению Бога Отца о спасении их во Христе; Христос Своею смертию учреждает новый завет, в котором найдут свое спасение избираемые; Дух Святой вводит в этот новый завет избираемых, даруя благодать, усвояющую избранным искупительные действия Ходатая нового завета и тем освящая избранных. — Благодать и мир: благодать — как совокупность даров Святого Духа, усвояемых верующим в искупительные заслуги Спасителя и освящающих их; мир в Боге и с Богом, мир внутренний в совести, мир с ближними — это плод благодатных действий Духа Святого на дух человека, высший плод, в котором как бы сосредоточиваются все другие дары, почему и встречается так часто в апостольских приветствиях благожелания этого мира. «Мир» — это было обычное приветствие, но приветствие апостольское миром имеет указанный высший, чем мирской, смысл (ср. Ин 14:27), на что указывает и постоянно сопоставляемое у них с сим словом слово благодать. «Благодать потому, что мы спасаемся даром, не принося ничего от себя; мир потому что, оскорбив Владыку, мы были в ряду Его врагов» (Феофилакт). Да умножится: дары Святого Духа в духе человеческом, по мере приемлемости его и нравственного совершенствования, умножаются, или усиливаются, от низших степеней, или начатков, возрастают до высшего совершенства, точно так же как от небрежения и усиления грехов умаляются и отнимаются. Этого умножения, или усиления, благодати и мира, а следовательно — и нравственного совершенствования, как необходимого, с одной стороны, условия, а с другой — следствия даров благодати и мира, и желает апостол своим читателям в приветствии им.
Источник: Толковый Апостол.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента