Обратившись к нищему со словами «взгляни на нас», Петр хотел привлечь к себе и к Иоанну внимание не публики, а хромого.
I. Петр и Иоанн, а именно их служением было совершено это чудо, были первыми среди апостолов. Как при жизни Христа, так и в последующее время один из них чаще всего выступал председателем коллегии учеников, тогда как другой был любимым учеником Учителя. Когда Церковь после обращения тысяч и тысяч людей разделилась на несколько частей, Петр и Иоанн встали во главе, возможно, именно того объединения, к которому примкнул Лука. Вот почему, записывая их слова и дела (как впоследствии, уже сопровождая Павла, он записывал слова и дела Павла), он описывает подробности, приводя деяния того и другого как пример деяний остальных. Среди двенадцати учеников у Петра и Иоанна были родные братья, с которыми они объединялись в пары, отправляясь на служение. Теперь, похоже, Петра и Иоанна связывали более тесные отношения друг с другом, чем их отношения с родными братьями, поскольку иногда дружба связывает людей крепче кровного родства: бывает друг, более привязанный, нежели брат. По-видимому, Петр и Иоанн стали особенно близки друг другу после воскресения Христова, Ин 20:2. На мой взгляд, такое необычное расположение Петра к Иоанну может быть объяснено тем, что Иоанн, исполненный любви ученик, после падения и покаяния Петра относился к нему с большим состраданием, чем другие, был более чуток к его горькому рыданию о своем грехе и больше других опекал его в духе кротости. И то, что любимец Христа был Петру задушевным другом, было добрым свидетельством Божьего благоволения к покаявшемуся грешнику. Оказавшись в подобной же ситуации, Давид после падения молился: «Да обратятся ко мне боящиеся Тебя...» (Пс 118:79).
II. Здесь уточняются время и место совершения этого чуда.
1. Оно произошло в храме, куда Петр и Иоанн шли вместе, поскольку там было множество народа. Забросить сети Евангелия предстояло туда, где водились косяки рыбы, особенно в дни Пятидесятницы, в рамках которой, можно предположить, и суждено было произойти этому чуду.
Примечание: хорошо направляться в храм для участия в общем богослужении, но еще лучше — делать это в обществе друзей: Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». Собрание прославляющих Бога есть самое лучшее собрание.
2. Оно произошло в час молитвы, то есть в установленное и наблюдаемое иудеями время общего богослужения. Место и время любого священнодействия суть два необходимых условия, которые для большего назидания и утверждения в вере должны устанавливаться при общем согласии. Что касается общего богослужения, то для него необходимы молитвенный дом и установленные часы молитв: одним из уставленных часов молитвенного служения у иудеев был «час девятый», то есть третий час пополудни, два других установленных часа приходились на девять часов утра и на полдень. См. Пс 54:18; Дан 6:10. Среди христиан-молитвенников принято иметь столько установленных часов для молитвы, сколько нужно, что, впрочем, не связывает их, а напоминает им о том, что все соделал Он прекрасным в свое время.
III. Здесь сообщается о хромом, пережившем чудесное исцеление, ст. 2. Это был калека, сидевший у ворот храма.
1. Хромой от чрева матери его, он имел не нажитое увечье, а, скорее, врожденное уродство паралитического свойства, ослаблявшее его члены. В описании его исцеления содержится следующая информация (ст. 7): ...укрепились его ступни и колена... Подобные нарушения здоровья время от времени встречаются, и нам следует не проходить мимо больных людей, а взирать на них с состраданием, ибо таковые призваны напоминать нам о сущности нашей духовной природы: все мы, как этот калека, являемся бессильными, хромыми от рождения, не имеющими сил для труда или служения Богу.
2. Это был нищий. Не имея возможности прокормить себя, он просил подаяния; таковы все нищие у Бога. Его, годного лишь просить милостыни у входящих в храм и выходящих (какое жалкое зрелище!), друзья сажали каждый день при дверях храма. Здесь толпилось много народа, множество людей благочестивых и милосердных, на подаяние которых, судя по всему, он мог рассчитывать. Причем его приносили сюда в такое время, когда люди пребывали в благодушном настроении, поэтому его и сажали здесь в такое время. Нуждающиеся и не могущие работать не должны стыдиться просить подаяния. Никто не стал бы сажать его у этих ворот, причем ежедневно, если бы он не восполнял здесь своих повседневных нужд.
Примечание: наши молитвы и подаяния должны идти рука об руку, как у Корнилия, Деян 10:4. Особенно же нам следует помнить о просящих подаяния тогда, когда мы идем в храм на молитву, жаль только, что обыкновенные попрошайки, сидящие у дверей церкви, лишь отбивают охоту подавать, тем не менее и таковых не следует отвергать: кто-то из них, несомненно, заслуживает внимания, и уж лучше заодно прокормить десять трутней (или, хуже того, ос), чем пропустить, оставить на голодную смерть одну пчелу! Здесь упоминаются ворота храма, рядом с которыми сажали этого человека. Эти величественные и живописные ворота назывались Красными. Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) полагает, что эти ворота вели из внешнего двора во внутренний (из двора язычников во двор иудеев), и допускает такую очевидную для него мысль, что хромой нищий просил подаяния только у иудеев, поскольку просить у язычников ему не позволяло известное достоинство. Однако д-р Уитби (Dr. Whitby) отмечает, что Красные ворота находились у главного входа в храм, что их великолепные украшения вполне соответствовали месту, где снисходило обитать Божье величие, и что фигура нищего, сидящего с протянутой рукой у Красных ворот, их красоты не портила.
3. Он просил милостыни у Петра и Иоанна (ст. 3), просил подаяния; ничего большего он не рассчитывал получить от людей, имевших репутацию великодушных, хотя и не слывших богатыми, но подававших из того, что у них было. Еще совсем недавно здесь, в храме, слепые и хромые приступали к Христу и получали исцеление, Мф 21:14. Он почему-то не просил ничего большего, а только подаяние, хотя и знал, что Петр и Иоанн были вестниками Христа, возвещавшими и творившими чудеса во имя Его. И все же он обрел то, чего не искал: он просил милостыни, а нашел исцеление.
IV. Здесь мы читаем о том, как произошло исцеление хромого.
1. Хромой исполняется надежды. Петр не отвернулся от нищего, как обычно делают люди, завидев объект благотворительности, и не только повернулся к нему лицом, но и всмотрелся в него, так что сердце его преисполнилось сострадания к хромому, ст. 4. Иоанн поступил точно так же, ибо обоих направлял один Дух и оба, совершая чудо, действовали заодно. Они сказали: «Взгляни на нас». Так и нам нужно всегда возводить очи (наши духовные очи) к Господу, и тогда наши плотские очи станут сами обращаться на тех, кого Он употребляет в качестве служителей Своей благодати. Упрашивать калеку не пришлось, так как он сразу же понял, что есть надежда получить от них что-нибудь; вот почему он пристально смотрел на них, ст. 5.
Примечание: мы должны приходить к Богу с целью внимать Его слову и в молитвах обращаться к Нему сердцами, исполненными упования. Нам необходимо взирать на небо в надежде получить благодать посредством того, что Бог говорит нам оттуда, и ответ мира на молитвы, вознесенные туда. ...Предстану пред Тобою, и буду ожидать.
2. В своей надежде на подаяние он, однако, обманывается. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня... Другими словами, апостол говорит: «Мне нечего подать тебе» , следовательно, если бы у него были деньги он подал бы, притом не медь, а серебро или золото.
Примечание:
(1) Далеко не всегда друзья и любимые ученики Христа изобилуют сокровищами этого мира. Апостолы были весьма бедны, имея только потребное и ничего сверх того. Да, к ногам Петра и Иоанна полагали немало денег, но, поскольку эти средства были предназначены для оказания помощи бедным членам общины, апостолы не тратили их для своих нужд или на иные цели, отличные от назначенных жертвователями. Всем тем, что доверяет нам община, нужно пользоваться разумно, по совести.
(2) Часто одни, расположенные благотворить, не имеют возможности сделать что-то великое, в то время как другие, способные на многое, не имеют для этого достаточного желания.
3. Тем не менее хромой получает лучшее. Денег у Петра нет, однако:
(1) У него есть нечто более драгоценное, нежели деньги, — небесный удел и сила свыше, могущая исцелить калеку.
Примечание: бедные по понятиям этого мира могут быть богатыми, и даже очень богатыми, духовными дарами, христианскими добродетелями и утешениями. В нашем распоряжении, и это совершенно определенно, может находиться сокровище, несравненно более ценное, чем серебро и золото, поскольку приобретений и прибыли от этого сокровища несравненно больше, Иов 28:12 и далее; Притч 3:14 и далее.
(2) Он дал ему лучшее — исцеление, за что тот отдал бы много серебра и золота, если бы имел, впрочем, получить исцеление за деньги невозможно. Теперь здоровье позволит ему трудиться, чтобы добывать себе пропитание, и ему уже не нужно будет просить. Более того, отныне он и сам будет уделять нуждающимся, поскольку блаженнее давать, нежели принимать. Чудесное исцеление стало образцом Божьей милости и прославило Его лучше тысяч золота и серебра. Заметьте: у Петра не было серебра и золота, чтобы подать ему милостыню, и все же он говорит: «...что имею, то даю тебе...»
Примечание: кто беден и не может подавать другим на хлеб, тот может и должен благотворить и помогать бедным каким-нибудь иным образом; у кого нет серебра и золота, но есть руки и ноги и в придачу к ним любовь и сострадание, тот может служить слепым, хромым и больным; а кто не хочет, тот не подаст и по возможности, даже имея у себя серебро и золото. Итак, служите друг другу, каждый тем даром какой получил. Теперь давайте рассмотрим, как произошло это исцеление.
[1] Христос послал слово Свое и исцелил его (Пс 106:20), ибо милость исцеления подается словом Христа. Его слово является средством сообщения целебной силы, источником которой является Он Сам. Христос исцелял словом Сам, апостолы же исцеляли словом во имя Его. Петр предлагает хромому встать и ходить. Эти слова показались бы издевательством, если бы Петр не сказал при этом и других слов — ...во имя Иисуса Христа Назорея... «Его именем говорю тебе: будь исцелен Его силой, да будет Ему слава и хвала». Он называет Христа Иисусом Христом Назореем, этим бесславным именем, чтобы слава, в которой Он пребывает теперь на небе, еще ярче засияла на фоне того поношения, которому Его подвергли на земле. «Называйте Его как угодно. Называйте Его, если вам так хочется посмеяться, Иисусом из Назарета, однако же признайте чудеса, сотворенные Его именем. Ибо Он потому и был так высоко превознесен, что так смирил Себя». Петр велит хромому встать и ходить, при этом он совсем не имеет в виду, что у хромого имеются для этого силы; пусть он только приложит старание для того, чтобы встать и ходить, помня о своей немощи в надежде на получение силы свыше, которая и укрепит его. А эта его надежда исполнится, и он действительно укрепится. Когда же он встанет и начнет ходить, тогда он должен будет засвидетельствовать, какое действие произвела в нем эта сила; и да будет ему это отрадой, а Богу да будет слава и хвала. То же относится и к исцелению наших немощных душ.
[2] Протянув ему руку, Петр помог ему, ст. 7. И взяв его за правую руку во имя Христа Назорея — в то же имя, которым он повелел ему встать и ходить, поднял. Конечно, помощь Петра сама по себе ничего не прибавила к исцелению хромого, но этот жест сам по себе символизирует помощь, которую хромой может получить от Бога, если поступит по Его слову. Когда Бог Своим словом повелевает нам встать и ходить, исполняя Его заповеди, тогда, если мы растворим это слово верой и покорим свои души его силе, Он подаст Духа, сильного взять нас за руку и поднять. Когда мы выполняем то, что нам по силам, Бог исполняет Свое обещание и подает нам благодать, сильную помочь нам выполнить то, что нам не под силу. Благодаря этому обетованию мы становимся причастниками Божеского естества, и эта благодать никогда не бывает тщетной. Само чудо совершается не здесь: ...вдруг укрепились его ступни и колени... Апостолы не совершили бы этого чуда, если бы сам хромой не приложил никаких стараний для своего исцеления. Он сделал свое дело — Петр сделал свое дело, и только Христос сделал все, что нужно, ведь именно Он укрепил его. Так умножался хлеб, когда его преломляли; так обращалась в вино вода, когда ее выливали, так укреплялись ноги хромого, когда он шевелил и двигал ими.
V. Здесь мы читаем о том, как происшедшее повлияло на самого бывшего хромого, и, чтобы лучше постичь переживания этого человека, нам следует мысленно поставить себя на его место.
1. Он вскочил, подчинившись приказанию: ...встань... Он ощутил такую силу в ступнях и коленях, что не привстал, как это делают, осторожно, жалея себя, все ослабленные больные по выздоровлении; напротив, он вскочил, и притом ловко, подобно человеку, прекрасно отдохнувшему и нисколько не сомневающемуся в своей силе. Он облекся силой мгновенно, что так же мгновенно отразилось и на его поведении. Он вскочил, ликуя, что наконец-то оставил этот одр болезни, проще говоря, свою соломенную подстилку, на которой провел в немощи столько лет.
2. Он встал и начал ходить. Не опираясь ни на что (ноги его при этом нисколько не дрожали от слабости), он встал, выпрямился и пошел без всякой поддержки. Он ступал твердо и двигался уверенно это подтверждало не только сам факт исцеления, но и его полноту.
Примечание: те, кого коснулась благодать свыше, должны свидетельствовать о том, что было ими пережито. Подал ли нам Бог силы? Тогда предстанем перед Ним, совершая священнодействие, станем ходить перед лицом Его и будем святы во всех поступках. Решительно встанем на Его сторону и с радостью будем проводить чистую, праведную жизнь в силе, источником и подателем которой является Он Сам.
3. Он удерживал Петра и Иоанна (рус. не отходил от Петра и Иоанна. — Прим. переводчика.), ст. 11. Нет нужды спрашивать, почему исцеленный удерживал апостолов. Думаю, от охватившей его радости он едва ли был в себе: в порыве благодарности он обнимал своих благодетелей, ставших для него самыми дорогими на свете людьми; забыв все приличия, он бросался им на грудь и не пускал их в храм, стараясь задержать возле себя с тем, чтобы всем возвестить о том, что через них сотворил с ним Бог. Такова была его любовь к ним: он удерживал и не отпускал их от себя. Полагают, что он цеплялся за них, опасаясь того, что он вновь может обратиться в калеку, стоит только апостолам оставить его. Исцеленные любят тех, кого Бог употребляет в качестве орудия их исцеления, и нуждаются в их дальнейшей помощи.
4. Он вошел с ними в храм. Излияниями горячей благодарности исцеленный задерживал апостолов, однако помешать им пройти в храм и проповедовать там Христа ему все же не удалось. Никогда, пренебрегая даже самой искренней привязанностью друзей, не следует забывать об исполнении своего долга. На что же тогда решается исцеленный? Если невозможно удержать апостолов при себе, в таком случае он пойдет вместе с ними, ведь они направляются не куда-нибудь, а в храм, войти в который он не мог на протяжении всей своей жизни по причине уродства и постоянного попрошайничества. Это в чем-то повторяет историю о том расслабленном, которого Христос исцелил, а после встретил в храме, Ин 5:14. Он пришел в храм для того, чтобы не только вознести жертву хвалы и славы Богу, но и еще больше узнать от апостолов об Иисусе, Чье имя принесло ему исцеление. Те, кто испытал на себе действие силы Христа, должны со всяким усердием возрастать в познании Господа.
5. В храме он ходил, и скакал, и хвалил Бога.
Примечание: силой духа и крепостью тела нас наделяет Бог, и мы должны возносить Ему жертву хвалы и учиться благодарить Его. Тем, кто укрепился именем Господа, нужно ходить во имя Его и Его силою, Зах 10:12. Этот человек, едва получив возможность двигаться, заскакал от радости о Боге и прославил Его. Так исполнилось место Писания (Ис 35:6): Тогда хромой вскочит, как олень... Как только он получил исцеление, им тотчас же овладели необыкновенная радость и желание благодарить. Всякий воистину обращенный ходит перед Богом и славит Его, однако только что обратившийся хвалит Бога еще больше, ибо он скачет от радости.
VI. Далее мы читаем о том, как происшедшее повлияло на очевидцев.
1. Все они вполне удостоверились в подлинности чуда и не имели чем возразить. ...И узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни... (ст. 10). Он просидел на этом месте очень долго, поэтому его все узнавали. Поэтому также становится понятно, почему именно он был избран сосудом подобной милости. Теперь уже народ не упрямствовал (как упрямствовали недавно в похожей ситуации фарисеи, усомнившиеся в личности исцеленного Христом слепого, Ин 9:9,18) и не позволял себе сомневаться в том, что исцеленный был именно тем человеком, которого все так хорошо знали. Его видели ходящим и хвалящим Бога (ст. 9) и, возможно, даже обратили внимание на перемену в его умонастроении, ибо теперь он так же громко благодарил Бога, как когда-то просил подаяния. Он полностью исцелился, лучшим доказательством чего служило то, как восторженно он славил Бога. Всякое даяние делается совершенным, когда его освящают.
2. Народ дивился, придя от этого чуда в ужас. Люди исполнились ужаса и изумления (ст. 10), были в изумлении, ст. 11. Видевшие это чудо переживали исступленный восторг. Чудеса, творимые апостолами, поражали людей (по крайней мере тех, которые в то время находились в Иерусалиме) намного сильнее чудес, сотворенных Христом, и в этом, конечно, нельзя не увидеть действия излившегося Духа. Так было потому, что апостольские чудеса и знамения, прежде всего, отвечали своей цели.
3. Люди столпились вокруг Петра и Иоанна. ...Весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Одни желали удовлетворить свое любопытство и вблизи рассмотреть людей, обладающих чудотворной силой, другие хотели послушать их проповедь, решив, что их учение непременно должно быть от Бога, коль скоро Господь подтвердил его посредством такого чуда. Народ столпился вокруг апостолов в притворе Соломоновом — в той части двора язычников, где Соломон воздвиг наружную пристройку храма. Все это происходило на территории крытой аркады, или галереи с колоннами, которую Ирод, стремясь прослыть вторым Соломоном, соорудил на том же фундаменте, на котором в свое время Соломон построил величественную пристройку, носившую некогда его имя. Сюда и сбежались все, чтобы посмотреть на описанное выше грандиозное зрелище.
«Взгляни на нас», говорит он. Достаточно взгляда, чтобы удостовериться в бедности; не нужно ни слов, ни доказательств, ни ответа, ни объяснения; одежда уже показывает тебе неимущего. Вот это всецело дело апостольства — говорить бедному так, чтобы не от бедности только избавить его, но и внушить ему: ты увидишь большее богатство. «Серебра», говорит, «и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян 3:6). Видишь ли бедность и богатство: бедность в деньгах и богатство в дарованиях? Он не избавил от нищеты в деньгах, но исправил нищету естества.
Посмотри на кротость Петра. «Взгляни на нас» Он не стал укорять, не стал порицать, как часто делаем мы с приступающими к нам, упрекая их в лености. Разве это заповедано тебе, человек? Бог повелел тебе не упрекать в лености, а помогать бедности; не сделал тебя обличителем нечестия, а поставил врачом нечестия; не для того, чтобы ты порицал беспечность, но чтобы подавал руку лежащему; не для того, чтобы ты осуждал образ жизни, но чтобы утолял голод. Но (апостол) даже извиняется пред бедным и говорит кротко, по словам Писания: «приклоняй» без огорчения «ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью» (Сир 4:8). «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи»
Здесь два обстоятельства: образ жизни и чудо. Образ жизни в словах: «серебра и золота нет у меня», потому что к жизни относится — не ставить ни во что земные предметы, отвергнуть имущество, презреть настоящую суетность; а чудо — восставить хромого, исцелить поврежденные члены. Итак, вот и образ жизни и чудо.
Источник: Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней Церкви, на надписание Деяний апостольских.
Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас
Был хромой сорока лет от рождения, ему даровал увечье первый день жизни, и ему вместе с Иоанном Петр сказал: Взгляни! Надежда обманула жадное прошение, но вместе с отказом готовилось лучшее. Как часто безнадежность становится началом радости для сокрушенных, а благополучие, проистекая из злого начала и скрывая связь своей радости с чужим горем, приходит к мольбам Возрадуется нищий и признает, что пустая рука стоила большего для того, кто, прося о подаянии, получил сам себя, как дар.
Источник: История апостолов.
Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас
Это — приготовление к совершению чуда. Петр с Иоанном всматриваются в человека, представившегося им среди нищих, просящих милостыни. Что это значит? Можно думать, что это духовное испытание человека, достоин ли он чудесного благодеяния? Угодно ли Духу, действующему в них, Апостолах, явить свою силу к исцелению недужного? Петр сказал: взгляни на нас. Взор человека многое говорит о человеке, и также взор на человека или на человеков, каковы были здесь святые апостолы Петр и Иоанн, мог иметь на взирающего особенное благотворное действие, приготовляющее его к принятию благодатного, чудесного дара.
Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас
Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга апостолов и исцеленного. Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента