I. Они приходят в страх, чувствуют угрызения совести и задают серьезный вопрос, ст. 37. Слыша это, или выслушав это, то есть покорно выслушав Петра, ни разу не прервав его, как привыкли прерывать Христа (одно хорошо, что они стали внимательны к Слову), они умилились сердцем, или в сердце, и в сильном беспокойстве и смущении обратились к проповедникам с таким вопросом: «Что нам делать?..» Весьма удивительно, что во всех этих каменных сердцах вдруг родились подобные чувства. Ведь они же иудеи, воспитанные на том, что одной только иудейской религии для спасения достаточно. Совсем недавно они видели, как распинали Иисуса, немощного и уничиженного, и слышали, как священники называли Его обманщиком. Петр обличил слушающих в том, что это их руки, руки беззаконных, участвовали в предании Его смерти, и это обличение, вероятно, не могло не вызвать у них бурной реакции; однако, услышав эту чисто библейскую проповедь, они весьма устрашились.
1. Эта проповедь заставила их переживать. Они умилились сердцем. Мы читаем о тех, которые рвались сердцами, негодуя на проповедника (Деян 7:54); эти же умилились сердцем, негодуя на самих себя за соучастие в казни Христа. Обвинив в этом своих слушателей, Петр пробудил их совесть, тронул их за живое, а тягостное и глубокое раздумье, в которое погрузила их сказанная проповедь, поразило кости их, поразило так, как они поразили Христа.
Примечание: когда у грешников открываются глаза, они уже не могут не умиляться сердцем по причине греха, не могут не испытывать внутреннего беспокойства; их сердца раздираются (Иоиль 2:13), сокрушаются и смиряются, Пс 50:19. Кто искренне сокрушается о своем грехе, кто им постыжен и боится последствий, тот умиляется сердцем. Разрыв сердца смертелен, и при таком смятении, утверждает Павел, я умер, Рим 7:10. «Никакого самомнения и никакой уверенности в себе у меня не осталось».
2. Эта проповедь побудила их задать вопрос. От избытка сердца, так сильно растревоженного, заговорили уста. Заметьте:
(1) К кому они обратились — к Петру и прочим Апостолам, одни к одному, другие к другому, — им они открыли свои переживания. Поэтому если их обличили апостолы, то кто еще, кроме них, наставит и утешит их? Они не бегут от апостолов к фарисеям и книжникам, чтобы те оправдали их в том, в чем апостолы обвинили, а обращаются за советом к ним, признавая вину за собой. Они называют их мужами братиями, подобно тому как их назвал Петр, ст. 29. Здесь слышится язык любви и дружбы, а не формула учтивости: «Вы мужи, поэтому смотрите на нас с человеколюбием; вы братия, поэтому примите нас с братской любовью».
Примечание: служители — это духовные целители, в обязанности которых входит наставлять тех, чья совесть изранена; и благо тому человеку, который поддерживает искренние, близкие отношения с такими пастырями как с мужами братиями, поступающими с ближними своими, как с самими собой.
(2) Что это был за вопрос: Что нам делать?
[1] Они рассуждают, подобно людям, пришедшим в замешательство и не знающим, что им делать. Они застигнуты врасплох: «Господь ли и Христос ли Сей Иисус, Которого мы распяли? Если да, то что будет с нами, распявшими Его? Мы погибли!»
Примечание: не дано увидеть счастья прежде своего несчастья. Если нам грозит опасность навеки погибнуть, то, пока это не произошло, у нас еще есть надежда получить жизнь вечную.
[2] Они рассуждают, подобно людям, в поворотный момент жизни сделавшим свой выбор соблюсти все, к чему их направят, и притом немедленно. Их желание — не терять времени на размышление, не тянуть с исполнением задуманного до тех пор, пока не появится время, но тут же принять все, что им скажут, чтобы избежать пагубы, могущей их настигнуть.
Примечание: осознавшие свой грех радостно желают узнать путь к миру и прощению, Деян 9:6; Деян 16:30.
II. Петр и другие апостолы кратко объясняют им, как им надлежит поступить и чего им следует ожидать после этого, ст. 38−39. Людей, осознавших свою греховность, надлежит ободрять; раненых нужно перевязывать (Иез 34:16), им следует говорить, что их положение печально, но не безнадежно, ибо еще есть надежда.
1. Здесь Петр наставляет грешников на путь истинный.
(1) Покайтесь; это слово — что плот для потерпевших кораблекрушение. «Пусть осознание тягостной вины, которую вы навлекли на себя, осудив Христа на смерть, побудит вас к покаянным размышлениям об остальных ваших грехах (подобно тому как востребование одного крупного долга открывает другие долги бедного банкрота), пробудит в вас горькие угрызения совести и желание оплакать содеянное». Это был тот долг, о котором говорили Иоанн Креститель и Христос, о нем же напоминает и излившийся Дух: «Покайтесь, покайтесь; преобразуйтесь обновлением ума вашего, исправьте пути ваши».
(2) И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, то есть «твердо держитесь учения Христа, покоритесь Его благодати и владычеству, открыто и решительно держитесь искреннего и серьезного исповедания его, обязуйтесь твердо держаться его, покорившись заповеди крещения, обратитесь к Христу и примите Его святое вероучение, оставьте ваше неверие». Им нужно было креститься во имя Иисуса Христа. Да, они веровали в Отца и Духа Святого, говорившего через пророков, однако им еще нужно было уверовать во имя Иисуса, что Он Христос, обещанный отцам Мессия. «Примите Иисуса как своего Царя и крещением присягните Ему на верность; примите Его как Пророка и слушайтесь Его; примите Его как своего Священника во очищение ваших грехов». Такова, по-видимому, основная мысль, заключенная в словах Петра, ибо они должны были креститься во имя Его для прощения грехов на основании Его праведности.
(3) Апостол убедительно просит каждого в отдельности: «...каждый из вас...». «И даже самый великий из вас грешник, если он покается и уверует, может креститься, и даже почитающий себя самым великим святым должен покаяться, и веровать, и креститься. У Христа довольно милости для всякого из вас, сколько бы вас ни было, и в Его милости нуждаются все. В древности Израиль крестился в Моисея как одно целое, всем станом, проходя в облаке и в море (1Кор 10:1−2), ибо завет избрания был заветом общенародным; ныне же каждый из вас в отдельности должен креститься во имя Иисуса Христа и каждый из вас лично должен заключить завет в этом великом деле». См. также Кол 1:28.
2. Он призывает их последовать этому совету:
(1) «Это нужно для прощения грехов. Покайтесь, чтобы нечестие не привело вас к погибели; креститесь по вере во Христа, и вы по правде оправдаетесь, что было невозможно по закону Моисея. Стремитесь к этому, положившись во всем на Христа, и дано будет вам. Как чаша на вечере есть новый завет в Крови Христа во искупление грехов, так и крещение есть новый завет во имя Иисуса во искупление грехов. Омойтесь, и омыты будете».
(2) «Вы получите дар Святого Духа, как получили его мы, ибо этот дар должен стать благословением для всех послушных Богу. Кто-то из вас обретет видимые дары, но каждый из вас, если будет чистосердечен в вере и покаянии, обретет Его незримые дары и утешения и запечатлен будет обетованным Святым Духом».
Примечание: всякий, кому прощаются грехи, получает дар Святого Духа. Всякий оправданный освящается.
(3) «Ваши дети, как и прежде, будут иметь участие в этом завете и право на его видимую печать. Придите к Христу, чтобы получить эти бесценные блага, ибо обетование прощения грехов и дара Святого Духа принадлежит вам и детям вашим» (ст. 39). Об этом было очень ясно сказано через пророка (Ис 44:3): ...излию дух Мой на племя твое... А также (Ис 59:21): Дух Мой... и слова Мои... не отступят... от уст потомства твоего и от уст потомков потомства твоего... Заключая завет с Авраамом, Бог сказал: «...Я буду Богом твоим и потомков твоих...» (Быт 17:7). По этой причине всякий израильтянин должен был подвергнуть сына своего обрезанию на восьмой день после рождения. Теперь же израильтянину, которому положено посредством крещения вступить в новозаветное мироустройство, следует задаться вопросом: «Итак, что же будет с моими детьми? Будут ли они отвергнуты или приняты вместе со мной?» — «Конечно же, они будут приняты, — говорит Петр, — поскольку теперь это обещание, обещание о том, что Бог будет вашим Богом, остается для вас и детей ваших таким же, каким оно было всегда».
(4) «Как и прежде это обетование простирается на вас и на детей ваших; оно уже больше не ограничивается только вами и вашими детьми, и высокая честь его принадлежит и всем дальним». Здесь можно добавить: и детям их, ибо благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось также и на язычников, Гал 3:14. Это обетование принадлежало Израилю от века (Рим 9:4); теперь же это Божье спасение послано всем дальним, самым отдаленным языческим народам, и всякому из народов, то есть всем дальним. К этому множеству людей применено одно ограничение: это обетование коснется всякого, то есть любого и каждого человека из всех народов, кого ни призовет действенно Господь Бог наш в общение с Иисусом Христом.
Примечание: благоуспешный призыв Бога может достичь и тех, кто весьма и весьма далек от Него, но никто не придет к Нему из числа тех, кого Он не призовет.
III. За этими объяснениями следует необходимое предостережение, ст. 40. И другими многими словами, имеющими ту же направленность, он свидетельствовал о евангельских истинах и призывал к евангельскому служению. Теперь, когда слово стало действовать, Петр начал ему содействовать; в малом он уместил многое (ст. 38−39), и в этом малом, как могло показаться, уже содержалось все но у него было еще что добавить. Когда слышишь слова, смягчающие душу, поневоле не можешь не хотеть слышать еще и еще. Среди прочего Петр свидетельствовал (и, казалось, даже внушал), говоря: «Спасайтесь от рода сего развращенного. Освободитесь от него». Развращенный род — это неверные, упрямые и жестоковыйные иудеи; этот род противился Богу и человекам (1Фес 2:15), сочетался с грехом и был приготовлен к погибели. Но теперь он говорит им:
1. «Постарайтесь спастись от участи этого рода, постарайтесь избежать его погибели, спасайтесь от его тлетворного влияния, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий» (как делали христиане); «покайтесь, и да крестится каждый из вас, и вы не разделите участи беззаконных». Не погуби души моей с грешниками...
2. «Чтобы вам не участвовать в их грехе, не поддерживайте их неверия. Спасайтесь, то есть отделяйтесь, отличайтесь от этого развращенного рода, не сообразуйтесь с ним. Не будьте упрямы, как этот мятежный дом, не становитесь участниками грехов этих людей, чтобы вам не разделить с ними гнева Божьего».
Примечание: отделение от нечестивых есть единственный способ спасения от них; отделившись, мы навлекаем на себя их гнев и злобу, зато воистину спасаемся от них; и, размышляя о том, куда устремляются грешники, неизбежно приходишь к выводу, что лучше все же заставлять себя не прекращать усилий и упорно плыть против течения, чтобы поток грешников не унес тебя в пучину. Тем, кто обратился от своих грехов и доверился Иисусу Христу, следует засвидетельствовать о своем очищении, прекратив близкое общение с нечестивыми людьми. Удалитесь от меня, беззаконные, — вот речь того, кто решился хранить заповеди Бога своего, Пс 118:115. Мы должны спасаться от беззаконных, то есть бежать от них в ужасе и священном страхе, подобно тому как мы бежим, спасаясь от врага, который хочет погубить нас, или оставляя дом, пораженный чумой.
IV. Благоуспешный исход и завершение этих событий, ст. 41. Дух потрудился через слово и через слово же сотворил чудеса. Многие люди, бывшие очевидцами казни Христа и чудес, ее сопровождавших, но не ставшие приобретением для Бога, были приобретены через проповедь слова, ибо слово есть сила Божья ко спасению.
1. Они приняли это слово. Здесь необходимо заметить, что слово делает нас блаженными только тогда, когда мы действительно, с радостью, принимаем его и проникаемся им. Выслушав слово, они признали свою вину и приняли его предложения.
2. Они охотно приняли его. Ирод тоже охотно слушал слово, но эти охотно приняли его. Они радовались не только тому, что им должно было принять слово, но и тому, что сподобились принять его по милости Божьей, пусть оно и стало для них словом смирения и перемены, а соотечественников сделало их врагами.
3. Они крестились. Веруя сердцем, они исповедовали устами и присоединились к ученикам Христа посредством того священного обряда и той священной церемонии, которые учредил Он. Хотя Петр и сказал: «Да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса» (ибо учение Христа есть доподлинная истина), тем не менее есть основания полагать, что во время крещения произносили полную формулу, предписанную Христом: во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Примечание: обращенным в христианскую веру надлежит креститься по христианскому обряду.
4. Итак, присоединилось к ученикам в тот день душ около трех тысяч. Трудились все крещенные Святым Духом, говорили языками и крестили в водах; они хорошо трудились, поскольку собрали такую великую жатву. Обратить посредством слова три тысячи душ было делом более великим, нежели накормить несколькими хлебами четыре или пять тысяч человек. Так Израиль начал умножаться числом после смерти нашего Иосифа. Сказано, что их было душ около трех тысяч, то есть всех людей вообще — мужчин, женщин и детей. (Так, в Быт 14:21 сказано: Отдай мне людей... А в Быт 46:27 мы читаем: Всех душ... перешедших в Египет, семьдесят.) Здесь имеется в виду то, что крестившихся было три тысячи не мужчин, а всех глав семейств с их детьми и слугами, которые в итоге и могли составить три тысячи душ. Такое число людей присоединилось к ученикам.
Примечание: пришедшие к Христу дополнили число учеников Христа и присоединились к ним. Если мы называем Бога нашим Богом, то и Божий народ мы должны называть нашим народом.
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного
«И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря» (ст. 40). Смотри, как везде (писатель) говорит кратко, как далек честолюбия и хвастовства. «Свидетельствовал», говорит, «и увещевал, говоря». Вот совершенное учение, внушающее и страх и любовь! «Спасайтесь», говорит (Петр), «от рода сего развращенного» (ст. 40). Ничего не говорит о будущем, но — о настоящем, чем люди всего более и руководятся; и показывает, что проповедь освобождает и от настоящих, и от будущих зол.
Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного
Вы слышали в сегодняшнем Апостольском чтении речь святого апостола Петра, обращенную к верующим из иудеев. В конце этой речи были такие слова: Спасайтесь от рода сего развращенного. О каком роде развращенном говорил святой Петр?
Он говорил о том развращенном народе иудейском, который не принял и не узнал своего Мессию и распял Его на Кресте. Но разве только к этому народу относятся сии слова апостола Петра? Ведь и мы, как и все народы во все времена, жили и живем среди рода развращенного, от которого надо нам спасаться. Весь род человеческий всегда делился и доныне делится на две части: одна часть — это люди добрые, возлюбившие Христа, идущие по указанному Им пути страдания; другая — это люди нечестивые и грешные, отвергшиеся заповедей Христовых, идущие своими грешными и темными путями.
О них говорит святой апостол Павел, что они помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их (Еф 4:18).
О каком роде неверном и развращенном говорит апостол? Конечно, о неверующих, которых так много, бесконечно много, ибо есть несчетное число людей, которые издеваются над религией, совершенно не зная ее, не читая Евангелия, не зная основ нашей веры. Они невежественны, отчуждены от жизни Божией, они живут жизнью, далекой от Бога, жизнью плотской. Они заняты только благами мира сего и только к ним стремятся. Духовные стремления им совершенно чужды по причине ожесточения сердца их, забывшего жизнь духовную, жизнь чистую.
По пути Христову могут идти только люди, сердце которых не ожесточено, мягко и чисто, полно смирения и любви к людям, А люди с ожесточенным сердцем, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф 4:19). Разве мало таких среди нас? Очень много. И всегда, во все века, во всех народах их было очень много, ибо если я раньше сказал, что род человеческий делится на две части — людей добрых и кротких, и людей злых, бесчувственных, служащих похотям и страстям своим, — то эта вторая половина гораздо-больше, чем первая.
Первая всегда составляла малое стадо Христово. Вы — малое стадо Христово, и вам говорит апостол Петр, что надо спасаться от рода сего развращенного. Почему надо спасаться? Потому что то, что творится в роде нашем грешном, в роде развращенном, весьма опасно: сердце человека всегда склонно более ко злу, чем к добру; сердце человеческое легко воспринимает все злые меры, охотно следует им и попадает на путь погибели.
Надо спасаться от этого рода. Как от него спастись? Ведь мы живем среди этого рода, можем ли мы совсем уйти от него? Нет, не можем, ибо святой Павел пишет коринфянам так: Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего (1Кор 5:9−10) — уйти, совсем уйти из мира, который полон греха, — но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, с таким даже и не есть вместе (1Кор 5:11). Апостол Павел велит нам хранить в чистоте и святости нашу общину христианскую — хранить, блюсти в чистоте тех, кого святой апостол Петр назвал народом святым, царственным священством (1Пет 2:9). Он велел изгонять из общины святых всех пьяниц, злоязычных, хищников и всемерно заботиться о чистоте нашего малого стада. Помните же это и исполняйте завет апостольский.
А как быть в отношении тех внешних, о которых апостол говорит, что мы неизбежно должны жить среди них, ибо уйти от них значит уйти из мира? Надо всеми силами беречься, чтобы не заразиться нечестием их, грехами их. Когда повстречается вам где-нибудь на улице трубочист или человек, одетый в одежду грязную и зловонную, вы сторонитесь, чтобы не запачкаться. Так надлежит нам сторониться тех, кто принадлежит к роду сему грешному, развращенному. Сторонитесь от них, имейте с ними общение лишь поскольку это необходимо при совместной жизни, но не входите в другое, более близкое духовное общение.
Ведь мы избегаем общения с заразными больными, боясь заразится от них. Так надо нам спасаться от рода прелюбодейного и грешного, от рода развращенного. Если же общение с этими людьми неизбежно в условиях совместной жизни, надо всё время помнить, что мы малое Христово стадо, народ избранный, царственное священство, камни живые, из которых строится храм Божий.
Видите, как важно это предостережение святого апостола Петра спасаться от рода прелюбодейного и грешного, но еще более важна эта задача в отношении ваших бедных детей, которые подвергаются ежедневно духовной заразе. Надлежит беречь всеми силами детей от развращенности, беречь от общения с теми развращенными детьми, которые учат их всем порокам, учат греху непослушания и непочтительности. Надо беречь их от отравы сладострастных романов, которые они так любят читать. Вырывайте из рук их эти ядовитые книги, не позволяйте им осквернять молодые сердца этими греховными мерзостями, этой нечистотой.
Видите, как глубоко это слово святого Петра: Спасайтесь от рода сего развращенного. Я говорю, что род человеческий делится на две половины: на добрых и злых, на благочестивых и нечестивых. Кто же стоит в первых рядах людей благочестивых и добрых? Прежде всего стоят мученики, которых так возлюбил Бог, которые преклонялись пред святой правдой Евангелия. Так возлюбили они Христа, что жизни своей не пожалели, когда требовалось отречение от веры христианской, сознательно шли они на такие страшные муки, которые неописуемы, нет силы рассказать о них.
В числе тех средств, которыми можно сохранить себя в христианской чистоте и спасаться от рода сего развращенного, на видном месте стоит чтение житий святых, если мы читаем их изо дня в день. Это чтение так любил прежде русский народ, что в каждом доме были книги житий святых. О, если бы могли мы и теперь из этих житий напояться той глубокой верой и любовью ко Христу, бесконечным благоговением перед Богом, о котором читаем в них, и насыщались бы мы этой святой пищей. Видели бы бесчисленное множество примеров того, как жили люди святые, и ими могли бы руководствоваться в жизни своей. Но трудно это в наше время: мы почти полностью лишились житий святых, которых так бесчисленно много было раньше. Теперь лишь у немногих встретите эти жития. Если сохранились они у кого-либо из вас, не считайте их только своим достоянием: собирайте близких своих, тех, кто молится вместе с вами в этом храме, собирайте у себя и читайте вслух жития.
Одна из важнейших задач священников — ознакомить вас с житиями святых. Вы все должны ясно помнить и подробно знать, как мучим был святой Георгий Победоносец, память которого мы ныне празднуем; должны знать, как жил он и пострадал за Христа. Пусть пастыри учат вас этому. Если некоторым из пастырей не дано дара слова, чтобы они могли проповедовать с силою многою, то пусть хотя бы читают вам вслух жития святых. Тогда вы будете напояться этим сладким питием.
Источник: Спешите идти за Христом. На слова: «Спасайтесь от рода сего развращенного».
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного
Жизнь мирская, естественная, без христианского руководства, есть развращенная — полна грехов и всяких преступлений, отрицательная, а не положительная… Между тем, многие писатели (например, М. Горький) и философы (Ницше, Толстой) призывают людей к культу именно этой естественной жизни, не только не видя в ней вопиющих недостатков, но считая ее правильной: развивайте, укрепляйте эту развращенную жизнь земную: она хороша сама по себе, так говорит нехристианин Но христианин указывает людям на иную, высшую, чистую, прекрасную жизнь, — по заветам Христа Бога, в Его Церкви. Христианин не зачеркивает мирской, земной жизни, не бежит от нее, он направляет мирскую жизнь по иному руслу — христианскому, не идет по естественному греховному течению жизни, которое так легко и захватывает слабого человека, а идет против греховного течения, направляя жизнь с большими трудностями и опасностями теперь, но жизнь иного порядка, светлая, святая, несущая людям, после усилий их и скорбей — духовный мир, покой и радость о Духе Святом (Рим 14:17) — еще здесь, на земле, не говоря о жизни загробной…
Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного
Святой Лука предлагает проповедь апостола Петра не полную, но в сокращенном виде, показывая главное ее содержание; потому, в дополнение к сказанному, присовокупляет: и другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращеннаго. Вся проповедь Апостола направлена была к тому, чтобы привесть слушателей к вере в Иисуса Христа и удалить их от того неверия, которому преданы были Иудеи, не принявшие и осудившие на смерть Господа Спасителя.
Спасайтесь от рода сего развращеннаго. Приняв веру в Господа Иисуса Христа, удаляйтесь от неверующих, от тех ослепленных и ожесточенных в неверии, которые и сами в своем ослеплении стремятся к погибели, и других, словом и примером, влекут к той же погибели. Удаляйтесь от них, чтобы вам не погибнуть вместе с ними. Можно и такой смысл дать словам Апостола, какой внушают слова Иоанна Богослова: не любите мира, ни яже в мире (1 Иоан. 2, 15).
Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного
И другими многими словами, коих Дееписатель не приводит, излагая лишь главную сущность сказанного апостолом. Спасайтесь от рода сего развращенного — swqhte apo thV geneaV thV skoliaV tauthV, точнее сказать — спасайтесь от современного рода людей лукавого, строптивого (skolioV, собственно кривой, потом — хитрый, лукавый), от суда и наказания Божия, ожидающего этих людей, доведших свою строптивость до столь ужасного и опасного дела, как отвержение Мессии и неверие в Него. Это увещание апостола применимо и ко всем последующим временам, указывая на необходимость — всем христианам спасаться от мира, во зле лежащего, чистою верою во Христа и жизнью по этой вере, — спасаться вместе с тем и от наказания Божия, неизбежно тяготеющего над всяким злом, разливающимся в мире.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента