Библия - Деян. 2:4 (Деяния 2 глава 4 стих)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.


Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (Деяния 2 глава 4 стих)

Следует отметить, что ни глагол, ни падеж следующего за глаголом слова не являются теми же, что и в Еф. 5:18 ( здесь πίμπλημι, там πληροθ, здесьрод.п., там [εν+] дат.п. ). Данное там повеление быть исполняемым посредством Духа не имеет ничего общего с говорением языками. Исполнение Духом ( πίμπλημι ) в Деяниях никогда не было повелением и не было связано, в частности, с освящением. Скорее, это – особое вхождение Духа с определенной целью ( похожей на служение Духа в ВЗ ). Более того, каждый раз падеж, употребляемый для выражения содержимого при наполнении, – это род.п., а не дат.п. Ср. Деян. 4:8, 31; 9:17; 13:9 ( ср. также Лук. 1:15, 41 ).


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (Деяния 2 глава 4 стих)

επλησθησαν aor. ind. pass, от πιμπλημι (#4398) наполнять, ηρξαντο aor. ind. med. (dep.) от αρχομαι (#806) начинать, с inf. λαλειν praes. act. inf. от λαλεω (#3281) говорить. ετεραις γλωσσαις (#2283:1185) языками другого рода; то есть на других языках (Schneider; EDNT). εδιδου impf. ind. act. от διδωμι (#1443) давать. Iterat. impf. показывает, что это давалось им одному за другим. αποφθεγγεσθαι praes. med. (dep.) inf. от αποφθεγγομαι (#710) издавать звуки, говорить. Имеется в виду вещание, речь оракула (Bruce), но не экстатическая речь (Наenchen; Schneider). Inf. в роли прямого дополнения. Наполненность Духом представляла собой повторяющийся опыт, но крещение Духом произошло один раз для всех (Вгисе-ЕТ).


Учебная Библия МакАртура (Деяния 2 глава 4 стих)

2:4 Все Апостолы и 120. Ср. Иоиль 2:28−32. исполнились … Духа Святого В отличие от крещения Духом, которое является одномоментным актом, посредством которого Бог помещает верующих в Свое Тело (см. пояснение к 1Кор 12:13), исполнение представляет собою непрерывный процесс — подчиненное Духу поведение, которое заповедал Бог (см. пояснение к Еф 5:18). Во второй главе говорится, как Петр и многие другие снова исполнились Духа (ср. 4:8,31; 6:5; 7:55) и с дерзновением говорили Слово Божие. Исполнение Духом проявляется во всех сферах жизни, а не только в дерзновениях проповеди (ср. Еф 5:19−33). на иных языках Речь идет об известных языках (см. пояснения к ст. 6; 1Кор 14:1−25), а не об экстатических возгласах. Эти языки, данные Духом, были знамением суда неверующему Израилю (см. пояснения к 1Кор 14:21,22). Они показали также, что с того момента Божьи люди придут от всех народов, и обозначили переход от Израиля к Церкви. В Деяниях имеется еще только два упоминания о говорении на иных языках (10:46; 19:6).


Комментарии МакДональда (Деяния 2 глава 4 стих)

2:4 Чудом, происшедшим в день Пятидесятницы, было исполнение Духом Святым, после чего ученики начали говорить на иных языках. До сих пор Дух Божий был с учениками, с этого момента Он пребывал в них (Ин 14:17). Этот стих отмечает важный переломный момент во взаимоотношениях Духа Святого с людьми. В ВЗ Дух снисходил на человека, но лишь на время (Пс 50:13). Со дня Пятидесятницы Дух Божий постоянно пребывает в людях: он пришел и пребудет с ними вовек (Ин 14:16).

В день Пятидесятницы Дух Святой не только вселился в верующих, но и наполнил их Дух Божий пребывает в нас с момента спасения, но, чтобы исполниться Духом, мы должны изучать Слово, размышлять о нем, проводить время в молитве и жить согласно воле Божьей. Кроме того, в момент обращения Святой Дух дарует нам: помазание (Ин 2:27), запечатление (Еф 1:13) и залог (Еф 1:14). Есть и другие дары Духа, обусловленные нашим послушанием: руководство (Деян 8:29), радость (1Фес 1:6) и сила (Рим 15:13).

Если бы сегодня исполнение Духом гарантировалось автоматически, то Писание не призывало бы нас: «Исполняйтесь Духом» (Еф 5:18).

Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы также организовало верующих в Церковь, Тело Христово.

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор 12:13). Начиная с этого времени, верующие, и обрезанные, и язычники, должны были стать одним новым человеком в Иисусе Христе и членами одного Тела (Еф 2:11−22).

Ученики, которые исполнились Духа Святого, начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещеватъ. Из следующих стихов становится ясно, что им была дана чудесная способность говорить на современных им иностранных языках, которые они никогда ранее не изучали. Это были не бессмысленные экстатические восклицания, а определенные языки, на которых тогда говорили в других частях мира. Этот дар языков был одним из чудесных знамений, которые Бог использовал, чтобы удостоверить истинность того, о чем проповедовали апостолы (Евр 2:3−4). В то время НЗ еще не был написан. Теперь же, когда полное Слово Божье доступно в письменном виде, нужда в знамениях в основном отпала (хотя, разумеется, всемогущий Дух Святой по-прежнему может использовать их, если на то будет Его воля).

Проявление дара языков в день Пятидесятницы не следует использовать как доказательство того, что языки постоянно сопровождали дар Духа. Если бы это было так, то почему не упоминаются языки в связи с:

1) обращением трех тысяч (Деян 2:41);

2) обращением пяти тысяч (Деян 4:4);

3) принятием Святого Духа самарянами (Деян 8:17)?

Фактически еще только в двух случаях в Деяниях упоминается о даре языков:

1. При обращении язычников из дома Корнилия (Деян 10:46).

2. При вторичном крещении учеников Иоанна в Ефесе (Деян 19:6).

Прежде чем перейти к стиху 5, мы должны упомянуть, что среди богословов существуют значительные разногласия по поводу крещения Духом Святым: как о количестве случаев, когда оно происходило, так и о последствиях, вытекающих из него.

Что касается частоты крещения Духом, здесь есть такие точки зрения:

1. Оно произошло только однажды — в день Пятидесятницы. Тогда образовалось Тело Христово, и с тех пор верующие приобщаются к дару крещения.

2. Оно происходило в три или четыре этапа: в Пятидесятницу (гл. 2), в Самарии (гл. 8), в доме Корнилия (гл. 10) и в Ефесе (гл. 19).

3. Оно происходит каждый раз в момент спасения каждого отдельного человека.

Что же касается воздействия этого крещения на жизнь людей, некоторые теологи считают, что это «второе излияние» благодати, обычно происходящее после обращения и приводящее к более или менее полному освящению. Эта точка зрения не подтверждается Писанием. Как уже упоминалось, посредством крещения Святым Духом верующие были:

1) объединены в Церковь (1Кор 12:13);

2) исполнены силой (Деян 1:8).


Толкование Мэтью Генри (Деяния 2 глава 4 стих)

Стихи 1−4. В этом отрывке мы читаем об излиянии Святого Духа на учеников Христа. Заметьте:

I. Для придания данному факту большей достоверности подробно описываются время и место этого события.

1. Оно произошло при наступлении дня Пятидесятницы. Это выражение, по-видимому, указывает на особенности учреждения упомянутого праздника, как сказано (Лев 23:15): Отсчитайте себе... семь полных недель... от того дня, в который приносили начаток жатвы, то есть через день после Пасхи, начиная с 16 числа месяца авива — дня воскресения Христа. День Пятидесятницы уже наступил, поскольку предыдущая ночь и часть дня до заката солнца уже миновали.

(1) Святой Дух излился во время священного праздника, ибо тогда в Иерусалим прибыло множество людей со всех концов Святой земли, а также прозелитов из других стран, отчего данный праздник по сравнению с прежними должен был быть более многолюдным, а молва о нем должна была разойтись скорее и дальше, во многом содействуя широкому распространению Евангелия среди народов. Нынешний иудейский праздник, равно как и предваряющий его праздник Пасхи, послужил набатным колоколом, возвещающим о начале евангельских богослужений и раздаче угощений.

(2) Этот праздник Пятидесятницы отмечался в годовщину обретения закона на горе Синай: по подсчетам д-ра Лайтфута (Dr. Lightfoot), 1447 лет тому назад была образована иудейская церковь. Поэтому весьма примечательно было то, что Святой Дух был дан именно в этот день, в огне и языках, для обнародования Благой вести как евангельского закона не только для евреев, но и для всей твари.

(3) Данный праздник выпал на первый день недели, что еще больше прославило этот день и утвердило его в качестве христианской субботы: сей день сотворил Господь для Своей Церкви в постоянную память о двух величайших благословениях — воскресении Христа и нисхождении Духа, которые оба пришлись на этот день недели. Названное обстоятельство не только оправдывает празднование нами этого дня под именем дня Господня, но и побуждает нас святить его, прославляя Бога за оба величайших благословения. На мой взгляд, во всякий день Господень в году мы должны уделять особое внимание этим благословениям как в молитвах, так и в восхвалениях, причем это следует делать во всякий воскресный день, а не только два раза в году — на Пасху и Троицу, как принято в некоторых общинах. О, дай нам, Господи, исполнять это с надлежащим усердием!

2. Это событие произошло тогда, когда все они были единодушно в одном месте (рус. все они были единодушно вместе. — Прим. переводчика.). Что это было за место, не уточняется, — то ли храм, где ученики собирались во время богослужений (Лк 24:53), то ли горница, где они встречались в какое-то иное время. Нет никаких сомнений в том, что это событие происходило в Иерусалиме, поскольку именно это место избрал Бог, чтобы там пребывало имя Его. Также и пророчество (Ис 2:3) гласило, что из Иерусалима выйдет слово Господне ко всем народам. Теперь Иерусалим был местом встречи всех благочестивых людей, ибо здесь Господь обещал встретить и благословить их; здесь Он выходит навстречу этим людям с превосходнейшим из даров. Иерусалим оказал Христу величайшее из мыслимых бесчестий, а Он, несмотря на это, воздает Иерусалиму такую честь, желая тем самым преподать урок Своему остатку, находящемуся во всяком месте. Был у Него этот остаток и в Иерусалиме. Здесь ученики пребывали в одном месте, ведь до сих пор их насчитывалось не так много, так что одного этого места, причем небольшого, было достаточно для всех. И здесь все они были единодушно вместе. Невозможно забыть, как часто ученики, пока их Учитель был с ними, спорили между собою, кто больше; теперь же этим словопрениям был положен конец, услышать их было уже нельзя. При помощи того, что они уже получили утрясенной мерой от Духа Святого тогда, когда Христос дунул на них, они избавились от заблуждений, порождавших былые споры, и посвятили себя святой любви. В последнее время ученики больше времени проводили в совместной молитве (Деян 1:14), и это побуждало их крепче любить друг друга. Так, Своей благодатью Господь приготовил их к принятию дара Святого Духа, ибо этот благословенный голубь не летает там, где крик и шум, устремляется к тихим, а не к бурным водам. И если нам по душе то, чтобы излился на нас Дух свыше, в таком случае будем единодушно вместе и, несмотря на множество переживаний и пожеланий, которые, несомненно, были и у тех учеников, согласимся любить друг друга, поскольку, где живут братья вместе, там заповедал Господь благословение.

II. Каким образом и в какой мере нисшел на них Дух Святой. Ветхий Завет часто говорит о Боге, сходящем в облаке; когда Он брал в удел первую скинию, а впоследствии и храм, это символизировало тьму прежнего мироустройства. Также и Христос вознесся на небо в облаке, чтобы дать нам тем самым понять, как непостижимы для нас небеса. Однако Святой Дух нисходит не в облаке, поскольку Ему предстояло просветить мир, рассеять и разогнать тучи, затуманившие разум человека.

1. Громкий сигнал, который должен был вызвать в них ожидания чего-то великого, ст. 2. Сказано, что:

(1) Он прозвучал внезапно. Его звучание не усиливалось постепенно, как бывает обычно, когда поднимается ветер, а тотчас же приобрело свою наивысшую силу. Это событие произошло раньше, чем они думали, и потому заставило вздрогнуть даже тех, которые сообща ожидали, проводя время в молитве.

(2) То был шум с неба, подобный раскату грома, Откр 6:1. Написано, что Бог изводит ветер из хранилищ Своих (Пс 114:7) и собирает ветер в пригоршни Свои, Притч 30:4. Он же произвел и этот шум, подобный гласу вопиющего: Приготовьте путь Господу.

(3) То был шум ветра, ибо пути Духа подобны путям ветра (Ин 3:8) и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Когда Дух жизни должен был войти в сухие кости, пророку было дано повеление изречь пророчество духу: ...от четырех ветров приди дух... (Иез 37:9). Не в ветре явился Господь Илии, хотя сильный ветер и приготовил его к получению откровения, данного Господом в веянии тихого ветра, 3Цар 19:11−12. ...В вихре и в буре шествие Господа... (Наум 1:3). Из бури Он отвечал Иову.

(4) То был несущийся сильный ветер. Большой и сильный, он пронесся не только с великим шумом, но и с великой мощью: порыв его, казалось, мог разрушить на своем пути все преграды. Этот видимый знак должен был символизировать силу влияния и воздействия Духа Божьего на человеческий разум, а через него и на весь мир, чтобы люди были сильны Богом ниспровергать замыслы.

(5) Он наполнил собой не только горницу, но и весь дом, где они находились. Этот шум, вероятно, встревожил весь город, но чудо заключалось в том, что выбор пал лишь на это место. Полагают, что и ветер, посланный задержать Иону, поразил один-единственный корабль, и именно тот, на котором скрывался беглец (Иона 1:4); и звезда, указывавшая путь волхвам, остановилась именно над тем местом, где был Младенец. Это должно было указать людям, наблюдавшим звезду, направление, куда им идти в том случае, если они желали установить смысл этого знамения. Ветер, наполнивший дом, должен был привести учеников в священный трепет и помочь им для получения Святого Духа прийти в весьма серьезное, благоговейное и умиротворенное состояние. Так, обличения Духа уступают место Его утешениям; и резкие порывы этого благословенного ветра настраивают душу на его мягкие и нежные дуновения.

2. Зримое знамение дара, который им надлежало принять. Они увидели разделяющиеся языки, как бы огненные (ст. 3), и почил — ἐκάθισεν — на каждом из них; не они, то есть разделяющиеся языки, почили, а Дух, символически представленный в виде огня. Он почил на каждом из них так, как почивал на пророках древности. Или, как пишет о том д-р Хаммонд (Dr. Hammond), «можно было наблюдать загадочное явление, походившее на пламенеющий огонь, который, осветив всех, разделился на части в форме языков пламени, раздвоенных или расщепившихся над головой каждого». С одной стороны, это пламя было подобно пламени свечи, чем-то напоминающему язык, а с другой — атмосферному явлению под научным названием ignis lambens — мягкий, а не всепожирающий, огонь. Заметьте:

(1) Зримое, воспринимаемое органами чувств знамение было явлено с тем, чтобы утвердить в вере самих учеников, а прочих — убедить. Предназначение пророков в прошлом также вначале удостоверялось знамениями, чтобы весь Израиль знал, что им доверено пророческое служение.

(2) Это знамение было огненным во исполнение пророчества Иоанна Крестителя о Христе: ...Он будет крестить вас Духом Святым и огнем..., то есть крестить Святым Духом, как огнем. Тогда, в день Пятидесятницы, отмечалась очередная годовщина обретения закона на горе Синай; закон был дан из огня, почему и говорится «огонь закона», в огне дается и Евангелие. Призвание Иезекииля было подтверждено свыше видением горящих углей (Иез 1:13), предназначение Исайи — касанием горящим углем его уст, Ис 6:7. Дух, подобно огню, расплавляет сердца, отделяет и превращает в шлак нечистоту, производя благоговейные и благочестивые чувства в душе, где, как на алтарном огне, возносятся духовные жертвы. Этот огонь и пришел низвесть на землю Христос. Лк 12:49.

(3) Этот огонь явился в виде раздвоенных языков. Действие Духа проявлялось многоразлично, и говорение языками было одним из таких проявлений, выделенным в качестве первого свидетельства о даровании Святого Духа; на это самое дарование и указывало знамение огня в виде языков.

[1] То были языки; ибо от Духа мы имеем слово Божье, Духом Христос говорит миру и Духа же посылает ученикам, чтобы они приобрели не только знание, но и силу возвещать и свидетельствовать миру о том, что было открыто им; ибо каждому дается проявление Духа на пользу.

[2] Языки были раздвоены в знак того, что Бог разделит познание Своей благодати между всеми народами, ибо о Нем сказано, что Он Своим промыслом уделил свет небесных светил всем народам, Втор 4:19. Языки разделились, составляя между тем одно большое пламя, ибо единство духовной жизни, проводимой в сердечной чистоте, не может противоречить многообразию ее частных проявлений. Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) отмечает, что, смешав языки в Вавилоне, Бог отринул народы и они после этого, утратив общий язык, на котором возвещали и проповедовали о Боге, совершенно утратили познание Бога и исповедание веры и впали в идолослужение. Ныне же, по прошествии свыше двух тысячелетий, путем иного разделения языков Бог возвратил народам познание Самого Себя.

(4) Это пламя на какое-то время задержалось на них в знак того, что Дух Святой отныне будет пребывать с ними всегда. В прошлом Бог наделял пророческими дарами очень ограниченное число людей и только в определенные времена, однако ученики Христа пользовались дарами Духа постоянно, хотя само знамение, надо полагать, вскоре исчезло. Переходило ли огненное пламя с одного на другого или же этих огней было ровно столько, сколько было присутствующих, неизвестно. Коль скоро это пламя наблюдали при дневном свете, так как уже был день, оно должно было быть сильным и ярким.

III. Чем немедленно обернулось случившееся?

1. И исполнились все Духа Святого с большей полнотой и силой, нежели прежде. Все исполнились дарами Духа и больше, чем когда-либо, испытали на себе Его освящающее влияние: они были уже святыми, небесными, духовными творениями, более отстраненными от мира сего и глубже познавшими мир иной. Теперь они имели больше утешений от Духа и больше, чем когда-либо, наслаждались любовью Христа и небесным упованием, причем это упование поглотило все их тревоги и печали. Еще одним доказательством излияния на них Духа Святого было также и то, что Бог наделил их дарами Духа, упомянутыми здесь особо; чудесные силы были дарованы им для содействия благовествованию. Я нисколько не сомневаюсь в том, что не только двенадцать апостолов, но и все сто двадцать учеников в то же время исполнились Духа Святого — все семьдесят учеников, апостольских мужей, занятых тем же самым делом, и все остальные, которым надлежало проповедовать Евангелие. Ибо имеется четкое указание (Еф 4:8,11; см. также ст. 33): восшед на высоту, Он дал дары человекам, не одним только Апостолам (каковых было двенадцать), но и пророкам и Евангелистам (ими были многие из семидесяти учеников, проповедники, часто переходившие с места на место), а также пастырям и учителям, из которых некоторые впоследствии, надо полагать, утвердились в поместных церквах. Под словом все здесь следует понимать всех тех, которые были единодушно вместе (см. ст. 1,14−15).

2. Они начали говорить на иных, отличных от родного, языках, хотя никаких иностранных языков они не изучали. Оставив повседневные дела, они стали возвещать слово Божье и славить Его имя так, как Дух давал им провещавать (ἀποφθέγγεσθαι — рассуждать достойно, возвышенно), как Он учил их изрекать важное, веское, достопамятное. Не то чтобы один человек говорил на одном языке, а другой — на другом (как было с несколькими семьями, рассеявшимися из Вавилона), скорее, дело обстояло так, что каждый, в зависимости от обстоятельств, мог разговаривать на разных языках. По-видимому, они понимали не только самих себя, но и друг друга, чего не могли строители Вавилона, Быт 11:7. Они не бросались иностранными словами, не заикались, не запинались, а выражались легко, грамотно и изысканно, как если бы разговаривали на родном наречии; ибо все, сотворенное чудом, наделяется высшим качеством. Не о плодах прежних размышлений и созерцаний говорили они, а как Дух давал им провещавать. Он давал им означаемое и означающее, содержание и форму языка. Это было:

(1) Чудо весьма великое. Дар говорения языками был чудом, имеющим духовную природу (что во всех отношениях более всего соответствует понятию евангельского чуда), поскольку именно дух формирует слова. Они никогда не изучали этих языков, более того, никогда не знали ни одного иностранного языка, знание которых, разумеется, могло бы оказать им большую помощь. Кроме того, как выясняется, им даже не приходилось слышать живую речь на этих языках, и потому у них не было никакого представления о них. Между ними не было людей ученых или странствующих, они не могли изучать языки по книгам либо в живом общении. Как известно, первенство в умении разговаривать на родном языке среди них принадлежало Петру, остальные же ораторами не были и к тому же не отличались особой сообразительностью; однако не только сердце легкомысленных будет уметь рассуждать, но и косноязычные будут говорить ясно, Ис 32:4. Когда Моисей пожаловался на то, что он тяжело говорит, Бог ответил ему так: «Я буду при устах твоих, и будет говорить Аарон вместо тебя». Но для этих, новозаветных, посланников Бог сделал большее: Сотворивший уста человека переделал их.

(2) Чудо весьма своевременное, необходимое и целесообразное. Родным наречием учеников был арамейский язык (диалект еврейского), так что дар говорения языками был им нужен для того, чтобы понимать древнееврейский язык Ветхого Завета, на котором он был написан, и древнегреческий язык Нового Завета, на котором его еще только предстояло написать. Более того, они были призваны проповедовать Евангелие всей твари, научить все народы. Однако здесь мы сталкиваемся с непреодолимым препятствием, встающим на нашем пути уже с самого порога. Как овладеть несколькими языками, чтобы понятно излагать Благую весть всем народам? Браться за изучение всех языков значит потратить на это всю жизнь. Поэтому в доказательство того, что Христос мог наделить учеников властью проповедовать народам, Он наделяет их способностью проповедовать каждому народу на его собственном языке. По всей видимости, это и было исполнением того обещания, которое Христос оставил ученикам (Ин 14:12): ...и большие сих (дел) сотворит... Принимая во внимание все вышесказанное, можно утверждать, что это знамение было чудом большим, нежели все чудесные исцеления, совершенные Христом. Сам Он языками не говорил и ученикам не давал, пока был с ними, но именно говорение языками стало первым плодом излияния на них Духа. Как полагает архиепископ Тиллотсон (Tillotson), если бы теперь обращение безбожников в христианство совершалось мужами благородного духа искренне и решительно, то Бог оказал бы всякому подобному предприятию надлежащую и чудесную поддержку, как это было при первом оглашении Благой вести.


Толкование отцов церкви (Деяния 2 глава 4 стих)

Григорий Богослов (325/30−389/90)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Апостолы стали говорить на чужих языках, а не на родном, и, что особенно чудно, стали говорить не учившись. Это знамение для неверных, а не для верующих, и оно долженствовало послужить к обвинению неверных, как написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (1Кор14:21; Ис 28:11).

Источник: Слова. Слово 41.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 4−7 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне

«И исполнились», прибавляется далее, «все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (ст. 4). Прежде всякого другого знамения получают они именно это, так как оно было необыкновенно, и не было нужды в другом знамении. «И почили», сказано, «по одному на каждом из них», — следовательно, и на том, кто не был избран; потому-то он уже и не скорбит, что не избран подобно Матфию. Сказано: и исполнились все. Не просто приняли благодать Духа, но исполнились. «И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Не сказал бы: «все», хотя тут были и апостолы, если б и остальные не участвовали. С другой стороны, сказав о них прежде отдельно и поименно, он и теперь не сказал бы о них на ряду с прочими. Если там, где нужно было сказать только, что тут апостолы, он упоминает о них отдельно, то тем больше (упомянул бы) здесь.

Но заметь, прошу тебя, как Дух приходит именно тогда, когда они пребывают в молитве, когда имеют любовь. А слова: «как бы огненные» напомнили им и о другом видении, потому что, как огонь, Он явился и в купине. «Как Дух давал им провещевать»; их слова, действительно, были провещаниями (αποφθέγματα). Сказано: «в Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные» (ст. 5). Что они были благоговейны, свидетельством тому служит именно то, что они тут жили. Каким образом? Принадлежа к столь многим народам и оставив свое отечество, свои домы, своих родственников, они жили тут. «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение» (ст. 5, 6). Так как это событие случилось в доме, то, естественно, сбежались находившиеся вне дома. «Народ, и пришел в смятение». Что значит: «в смятение»? Смутился, удивился. Затем (писатель), разъясняя, чему удивлялись, прибавляет: «ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Итак, собрался народ «говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (ст. 6−7). Тотчас же обратили взоры на апостолов.

Источник: Беседы на Деяния Апостолов.

Кирилл Иерусалимский

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Галилеянин Петр и Андрей то персидским, то мидийским языком изъяснялись; Иоанн и прочие апостолы на всех языках говорили перед язычниками. Ибо не ныне начали собираться сюда во множестве чужестранцы отовсюду, но с тогдашних времен. Какой найдется учитель, который бы внезапно научил тому, что они, не учась, узнали? Столько лет с помощью грамматики и наук учатся только греческому языку, чтобы хорошо говорить на нем, и не все в равной степени говорят. Ритор может преуспеть в речи, а грамматик иногда и не очень хорошо говорит, и даже знающий грамматику не знает философии. А Дух Святой вдруг научает многим языкам, которых апостолы во все предыдущее время не знали. Это истинно великая мудрость, это Божественная сила. Какое сравнение их долговременного невежества с совершенным и внезапным, многообразным и необычайным действием языков?! Произошло смешение в слушавшем народе. Второе смешение, противоположное первому, злому вавилонскому смешению. Ибо при смешении языков первом было разрушение замысла, так как замысел был богопротивным, здесь же утверждение и соединение мыслей, так как благочестивым был помысел. Через что отпадение, через то же и восстановление.

Источник: Поучения огласительные. Поучение 17.

Лев Великий (440−461)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Сколь быстрой является речь мудрости, и как быстро постигается то, чему учат, там, где Бог является учителем! Не надо было слушать объяснения, привыкать пользоваться. Не надо было времени для изучения, но, так как Дух истины дышит, где хочет (Ин 3:8), собственные языки отдельных народов стали общими в устах Церкви. Итак, с этого дня прозвучала труба евангельской проповеди, с этого дня ливни благодатных даров и потоки благословений стали орошать всякую пустыню и высохшую вселенную, так как для возобновления лица земли (Пс 103:30) Дух Божий носился над водою (Быт 1:2), а для рассеивания древних сумерек засверкало сияние нового света, когда в блеске сверкающих языков слышится Слово Господа сверкающее и огненная речь, у которой для творения понимания и для искоренения греха есть и действенность озарения, и сила сожжения.

Источник: Проповеди.

Августин (354−430)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

В этой удивительной согласованности есть то большое несоответствие, что там народу строго запрещалось собираться в том месте, где давался закон, а здесь Святой Дух сходит на тех, кто был собран вместе, ожидая Его, обещанного им. Там перст Господа действовал на каменных скрижалях, а здесь — в сердцах людей. Значит, там закон был дан извне, для устрашения несправедливых людей, здесь закон был дан изнутри, которым они оправдываются. «Не прелюбодействуй, не убивай, не пожелай», и все прочие заповеди, написанные на этих скрижалях, повторяются и в той проповеди, где говорится: Люби ближнего своего как самого себя (Мф 19:19). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона (Рим 13:10). Эта любовь записана не на каменных скрижалях, но излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5:5). Значит, закон Божий — это любовь. Плотская мудрость ему не подчиняется, ибо не может. Но когда на скрижалях пишутся дела любви для устрашения этой плотской мудрости, то это есть закон дел и буква, убивающая лицемера. А когда сама любовь распространя ется в сердцах верующих, то это — закон веры и Дух, животворящий любящего.

Источник: О духе и букве.


Ведь и само это видимое дарование Святого Духа Господь осуществил не однажды, но дважды. Ведь сразу же после воскресения из мертвых Он сказал, дунув: Примите Духа Святаго (Ин 20:22). Итак, разве тогда дав Его, Он поэтому не послал позже Того, Кого обещал? Или Он не Тот же ли Святой Дух, Который и тогда был выдохнут Им, и после Им Самим послан с неба? Поэтому другой вопрос состоит в следующем: почему сам дар Его, сделанный очевидно, был сделан дважды? Возможно, из-за заповеди любви к двоим — к ближнему и к Богу, чтобы видно было, что любовь при надлежит Святому Духу, этот Его дар был явным образом дан дважды. А если надо искать другую причину, то теперь в ее поисках не следует рассуждать дольше, чем нужно. Только пусть будет известно, что без Святого Духа мы не сможем любить Христа и соблюдать Его заповеди. И мы можем это делать тем меньше, чем меньше мы Его принимаем; и тем больше, чем больше мы Его принимаем. Поэтому не напрасно Он посылается не только не имеющим, но и имеющим. Не имеющим, чтобы они имели, а имеющим, чтобы имели еще больше. Ведь если бы один не имел меньше, а другой больше, то святой Елисей не сказал бы святому Илии: Дух, Который в тебе, пусть будет на мне вдвойне (4Цар 2:9).

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Единство языков, уничтоженное гордостью Вавилона, было восстановлено смирением Церкви, а в духовном смысле разнообразие языков означает многие благодатные дары. В действительности, не так, как следует, воспринимается то, что Святой Дух для того впервые дал людям дар языков, которыми человеческая мудрость извне учится и которым научает, чтобы показать, как легко Он может сделать людей мудрыми через Божественный разум, который у них внутри.

Источник: Изложение Деяний Апостолов.

Магн Аврелий Кассиодор

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Следовательно, он услышал язык, которого не знал (Пс 80:6). Здесь под языком мы должны понимать наставления Нового Завета. Ведь если ты понимаешь речь, то каким образом еврейский народ услышал язык, которого не знал, в то время, как не подлежит сомнению, что Господь Христос говорил на еврейском? Значит, это говорится, потому что они услышали язык через Евангелие, то есть предписания, которых они раньше не знали. Или это означает время, когда апостолы, исполненные Святого Духа, разговаривали на разных, хотя и не известных им языках.

Источник: Изъяснение Псалмов.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Исполнились все Духа Святого «Дух Святый, — говорит Григорий Богослов (Деян 4:16), — действовал, во-первых, в ангельских и небесных силах…, потом в отцах и пророках…, после же всего действовал в учениках Христовых, и в них троекратно — по мере их удобоприемлемости и в три различные времена: до прославления Христова страданием, по прославлении воскресением и по вознесении на небо или устроении (Деян 3:21), как показывает первое — очищение от болезней и духов, производившееся, конечно, не без Духа; также по совершении домостроительства — дуновение Христово, которое очевидно было Божественным вдохновением, и наконец — нынешнее разделение огненных языков… Но первое было не ясно, второе явственное, а нынешнее совершеннее: ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует и как бы сказал иной — сопребывает и сожительствует Дух…»

Начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать. В объяснение сего так говорит св. Кирилл Иерусалимский: «Петр и Андрей — галилеяне говорят по-персидски и по-мидийски, Иоанн и прочие апостолы изъясняются на всяком языке с пришедшими от язычников. Дух Св. научает многим языкам вместе, каких вовсе не знали наученные Им. Это — Божественная сила! Какое сравнение между долговременным их неведением и между этою всеобъемлющею, многостороннею, необычайною, внезапною силою говорить на всех языках…»

Св. Феофилакт поучает: «почему дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многое, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Духа Святого, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков, потому что апостолы могли говорить на многих языках…»

Св. Ириней (202 г.) говорит о многих, еще в его время живших христианах, которые имеют «пророческие дарования, говорят на разных языках (pantodapaiV glwssaiV), открывают тайны сердца человеческого в назидание и объясняют тайны Божии» (adv. haer. V:6). В собеседованиях о жизни италийских Отцов — творении Григория Двоеслова — упоминается об одном отроке Арментарии, который говорил на иноземных языках, не учившись им (с. 304). Следы древности понимания дара языков в собственном смысле можно видеть и в том, что Фипострат, описывая жизнь Аполлония Тианского, которого хотел противопоставить Иисусу Христу, заметил о нем, что он знал не только все языки человеческие, но и язык животных. В Церковной Истории встречаются позднее примеры чудесного разумений иностранных языков, напр., в Ефреме Сирине.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(Деяния 2 глава 4 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно