I. Они приходят в страх, чувствуют угрызения совести и задают серьезный вопрос, ст. 37. Слыша это, или выслушав это, то есть покорно выслушав Петра, ни разу не прервав его, как привыкли прерывать Христа (одно хорошо, что они стали внимательны к Слову), они умилились сердцем, или в сердце, и в сильном беспокойстве и смущении обратились к проповедникам с таким вопросом: «Что нам делать?..» Весьма удивительно, что во всех этих каменных сердцах вдруг родились подобные чувства. Ведь они же иудеи, воспитанные на том, что одной только иудейской религии для спасения достаточно. Совсем недавно они видели, как распинали Иисуса, немощного и уничиженного, и слышали, как священники называли Его обманщиком. Петр обличил слушающих в том, что это их руки, руки беззаконных, участвовали в предании Его смерти, и это обличение, вероятно, не могло не вызвать у них бурной реакции; однако, услышав эту чисто библейскую проповедь, они весьма устрашились.
1. Эта проповедь заставила их переживать. Они умилились сердцем. Мы читаем о тех, которые рвались сердцами, негодуя на проповедника (Деян 7:54); эти же умилились сердцем, негодуя на самих себя за соучастие в казни Христа. Обвинив в этом своих слушателей, Петр пробудил их совесть, тронул их за живое, а тягостное и глубокое раздумье, в которое погрузила их сказанная проповедь, поразило кости их, поразило так, как они поразили Христа.
Примечание: когда у грешников открываются глаза, они уже не могут не умиляться сердцем по причине греха, не могут не испытывать внутреннего беспокойства; их сердца раздираются (Иоиль 2:13), сокрушаются и смиряются, Пс 50:19. Кто искренне сокрушается о своем грехе, кто им постыжен и боится последствий, тот умиляется сердцем. Разрыв сердца смертелен, и при таком смятении, утверждает Павел, я умер, Рим 7:10. «Никакого самомнения и никакой уверенности в себе у меня не осталось».
2. Эта проповедь побудила их задать вопрос. От избытка сердца, так сильно растревоженного, заговорили уста. Заметьте:
(1) К кому они обратились — к Петру и прочим Апостолам, одни к одному, другие к другому, — им они открыли свои переживания. Поэтому если их обличили апостолы, то кто еще, кроме них, наставит и утешит их? Они не бегут от апостолов к фарисеям и книжникам, чтобы те оправдали их в том, в чем апостолы обвинили, а обращаются за советом к ним, признавая вину за собой. Они называют их мужами братиями, подобно тому как их назвал Петр, ст. 29. Здесь слышится язык любви и дружбы, а не формула учтивости: «Вы мужи, поэтому смотрите на нас с человеколюбием; вы братия, поэтому примите нас с братской любовью».
Примечание: служители — это духовные целители, в обязанности которых входит наставлять тех, чья совесть изранена; и благо тому человеку, который поддерживает искренние, близкие отношения с такими пастырями как с мужами братиями, поступающими с ближними своими, как с самими собой.
(2) Что это был за вопрос: Что нам делать?
[1] Они рассуждают, подобно людям, пришедшим в замешательство и не знающим, что им делать. Они застигнуты врасплох: «Господь ли и Христос ли Сей Иисус, Которого мы распяли? Если да, то что будет с нами, распявшими Его? Мы погибли!»
Примечание: не дано увидеть счастья прежде своего несчастья. Если нам грозит опасность навеки погибнуть, то, пока это не произошло, у нас еще есть надежда получить жизнь вечную.
[2] Они рассуждают, подобно людям, в поворотный момент жизни сделавшим свой выбор соблюсти все, к чему их направят, и притом немедленно. Их желание — не терять времени на размышление, не тянуть с исполнением задуманного до тех пор, пока не появится время, но тут же принять все, что им скажут, чтобы избежать пагубы, могущей их настигнуть.
Примечание: осознавшие свой грех радостно желают узнать путь к миру и прощению, Деян 9:6; Деян 16:30.
II. Петр и другие апостолы кратко объясняют им, как им надлежит поступить и чего им следует ожидать после этого, ст. 38−39. Людей, осознавших свою греховность, надлежит ободрять; раненых нужно перевязывать (Иез 34:16), им следует говорить, что их положение печально, но не безнадежно, ибо еще есть надежда.
1. Здесь Петр наставляет грешников на путь истинный.
(1) Покайтесь; это слово — что плот для потерпевших кораблекрушение. «Пусть осознание тягостной вины, которую вы навлекли на себя, осудив Христа на смерть, побудит вас к покаянным размышлениям об остальных ваших грехах (подобно тому как востребование одного крупного долга открывает другие долги бедного банкрота), пробудит в вас горькие угрызения совести и желание оплакать содеянное». Это был тот долг, о котором говорили Иоанн Креститель и Христос, о нем же напоминает и излившийся Дух: «Покайтесь, покайтесь; преобразуйтесь обновлением ума вашего, исправьте пути ваши».
(2) И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, то есть «твердо держитесь учения Христа, покоритесь Его благодати и владычеству, открыто и решительно держитесь искреннего и серьезного исповедания его, обязуйтесь твердо держаться его, покорившись заповеди крещения, обратитесь к Христу и примите Его святое вероучение, оставьте ваше неверие». Им нужно было креститься во имя Иисуса Христа. Да, они веровали в Отца и Духа Святого, говорившего через пророков, однако им еще нужно было уверовать во имя Иисуса, что Он Христос, обещанный отцам Мессия. «Примите Иисуса как своего Царя и крещением присягните Ему на верность; примите Его как Пророка и слушайтесь Его; примите Его как своего Священника во очищение ваших грехов». Такова, по-видимому, основная мысль, заключенная в словах Петра, ибо они должны были креститься во имя Его для прощения грехов на основании Его праведности.
(3) Апостол убедительно просит каждого в отдельности: «...каждый из вас...». «И даже самый великий из вас грешник, если он покается и уверует, может креститься, и даже почитающий себя самым великим святым должен покаяться, и веровать, и креститься. У Христа довольно милости для всякого из вас, сколько бы вас ни было, и в Его милости нуждаются все. В древности Израиль крестился в Моисея как одно целое, всем станом, проходя в облаке и в море (1Кор 10:1−2), ибо завет избрания был заветом общенародным; ныне же каждый из вас в отдельности должен креститься во имя Иисуса Христа и каждый из вас лично должен заключить завет в этом великом деле». См. также Кол 1:28.
2. Он призывает их последовать этому совету:
(1) «Это нужно для прощения грехов. Покайтесь, чтобы нечестие не привело вас к погибели; креститесь по вере во Христа, и вы по правде оправдаетесь, что было невозможно по закону Моисея. Стремитесь к этому, положившись во всем на Христа, и дано будет вам. Как чаша на вечере есть новый завет в Крови Христа во искупление грехов, так и крещение есть новый завет во имя Иисуса во искупление грехов. Омойтесь, и омыты будете».
(2) «Вы получите дар Святого Духа, как получили его мы, ибо этот дар должен стать благословением для всех послушных Богу. Кто-то из вас обретет видимые дары, но каждый из вас, если будет чистосердечен в вере и покаянии, обретет Его незримые дары и утешения и запечатлен будет обетованным Святым Духом».
Примечание: всякий, кому прощаются грехи, получает дар Святого Духа. Всякий оправданный освящается.
(3) «Ваши дети, как и прежде, будут иметь участие в этом завете и право на его видимую печать. Придите к Христу, чтобы получить эти бесценные блага, ибо обетование прощения грехов и дара Святого Духа принадлежит вам и детям вашим» (ст. 39). Об этом было очень ясно сказано через пророка (Ис 44:3): ...излию дух Мой на племя твое... А также (Ис 59:21): Дух Мой... и слова Мои... не отступят... от уст потомства твоего и от уст потомков потомства твоего... Заключая завет с Авраамом, Бог сказал: «...Я буду Богом твоим и потомков твоих...» (Быт 17:7). По этой причине всякий израильтянин должен был подвергнуть сына своего обрезанию на восьмой день после рождения. Теперь же израильтянину, которому положено посредством крещения вступить в новозаветное мироустройство, следует задаться вопросом: «Итак, что же будет с моими детьми? Будут ли они отвергнуты или приняты вместе со мной?» — «Конечно же, они будут приняты, — говорит Петр, — поскольку теперь это обещание, обещание о том, что Бог будет вашим Богом, остается для вас и детей ваших таким же, каким оно было всегда».
(4) «Как и прежде это обетование простирается на вас и на детей ваших; оно уже больше не ограничивается только вами и вашими детьми, и высокая честь его принадлежит и всем дальним». Здесь можно добавить: и детям их, ибо благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось также и на язычников, Гал 3:14. Это обетование принадлежало Израилю от века (Рим 9:4); теперь же это Божье спасение послано всем дальним, самым отдаленным языческим народам, и всякому из народов, то есть всем дальним. К этому множеству людей применено одно ограничение: это обетование коснется всякого, то есть любого и каждого человека из всех народов, кого ни призовет действенно Господь Бог наш в общение с Иисусом Христом.
Примечание: благоуспешный призыв Бога может достичь и тех, кто весьма и весьма далек от Него, но никто не придет к Нему из числа тех, кого Он не призовет.
III. За этими объяснениями следует необходимое предостережение, ст. 40. И другими многими словами, имеющими ту же направленность, он свидетельствовал о евангельских истинах и призывал к евангельскому служению. Теперь, когда слово стало действовать, Петр начал ему содействовать; в малом он уместил многое (ст. 38−39), и в этом малом, как могло показаться, уже содержалось все но у него было еще что добавить. Когда слышишь слова, смягчающие душу, поневоле не можешь не хотеть слышать еще и еще. Среди прочего Петр свидетельствовал (и, казалось, даже внушал), говоря: «Спасайтесь от рода сего развращенного. Освободитесь от него». Развращенный род — это неверные, упрямые и жестоковыйные иудеи; этот род противился Богу и человекам (1Фес 2:15), сочетался с грехом и был приготовлен к погибели. Но теперь он говорит им:
1. «Постарайтесь спастись от участи этого рода, постарайтесь избежать его погибели, спасайтесь от его тлетворного влияния, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий» (как делали христиане); «покайтесь, и да крестится каждый из вас, и вы не разделите участи беззаконных». Не погуби души моей с грешниками...
2. «Чтобы вам не участвовать в их грехе, не поддерживайте их неверия. Спасайтесь, то есть отделяйтесь, отличайтесь от этого развращенного рода, не сообразуйтесь с ним. Не будьте упрямы, как этот мятежный дом, не становитесь участниками грехов этих людей, чтобы вам не разделить с ними гнева Божьего».
Примечание: отделение от нечестивых есть единственный способ спасения от них; отделившись, мы навлекаем на себя их гнев и злобу, зато воистину спасаемся от них; и, размышляя о том, куда устремляются грешники, неизбежно приходишь к выводу, что лучше все же заставлять себя не прекращать усилий и упорно плыть против течения, чтобы поток грешников не унес тебя в пучину. Тем, кто обратился от своих грехов и доверился Иисусу Христу, следует засвидетельствовать о своем очищении, прекратив близкое общение с нечестивыми людьми. Удалитесь от меня, беззаконные, — вот речь того, кто решился хранить заповеди Бога своего, Пс 118:115. Мы должны спасаться от беззаконных, то есть бежать от них в ужасе и священном страхе, подобно тому как мы бежим, спасаясь от врага, который хочет погубить нас, или оставляя дом, пораженный чумой.
IV. Благоуспешный исход и завершение этих событий, ст. 41. Дух потрудился через слово и через слово же сотворил чудеса. Многие люди, бывшие очевидцами казни Христа и чудес, ее сопровождавших, но не ставшие приобретением для Бога, были приобретены через проповедь слова, ибо слово есть сила Божья ко спасению.
1. Они приняли это слово. Здесь необходимо заметить, что слово делает нас блаженными только тогда, когда мы действительно, с радостью, принимаем его и проникаемся им. Выслушав слово, они признали свою вину и приняли его предложения.
2. Они охотно приняли его. Ирод тоже охотно слушал слово, но эти охотно приняли его. Они радовались не только тому, что им должно было принять слово, но и тому, что сподобились принять его по милости Божьей, пусть оно и стало для них словом смирения и перемены, а соотечественников сделало их врагами.
3. Они крестились. Веруя сердцем, они исповедовали устами и присоединились к ученикам Христа посредством того священного обряда и той священной церемонии, которые учредил Он. Хотя Петр и сказал: «Да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса» (ибо учение Христа есть доподлинная истина), тем не менее есть основания полагать, что во время крещения произносили полную формулу, предписанную Христом: во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Примечание: обращенным в христианскую веру надлежит креститься по христианскому обряду.
4. Итак, присоединилось к ученикам в тот день душ около трех тысяч. Трудились все крещенные Святым Духом, говорили языками и крестили в водах; они хорошо трудились, поскольку собрали такую великую жатву. Обратить посредством слова три тысячи душ было делом более великим, нежели накормить несколькими хлебами четыре или пять тысяч человек. Так Израиль начал умножаться числом после смерти нашего Иосифа. Сказано, что их было душ около трех тысяч, то есть всех людей вообще — мужчин, женщин и детей. (Так, в Быт 14:21 сказано: Отдай мне людей... А в Быт 46:27 мы читаем: Всех душ... перешедших в Египет, семьдесят.) Здесь имеется в виду то, что крестившихся было три тысячи не мужчин, а всех глав семейств с их детьми и слугами, которые в итоге и могли составить три тысячи душ. Такое число людей присоединилось к ученикам.
Примечание: пришедшие к Христу дополнили число учеников Христа и присоединились к ним. Если мы называем Бога нашим Богом, то и Божий народ мы должны называть нашим народом.
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа
Что нам делать? — спрашиваем мы, хвастаясь пред присутствующими и много думая о себе. А те делали то, что следовало делать, а мы поступаем напротив. Они обвинили себя, отчаялись в своем спасении; поэтому и сделались такими. Они поняли, какой великий дар получили. Как же вам быть такими, когда вы все делаете не так, как они, а напротив? Они, как скоро услышали, тотчас крестились. Не сказали этих холодных слов, которые мы теперь говорим, и не думали об отсрочке, хотя выслушали еще не все оправдания, а только это:спасайтесь от рода сего (Деян 2:40). Они не стали из-за этого медлить, но приняли эти слова, и что приняли, доказали делами и показали, каковы они были.
Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.
См. Толкование на Деян 2:37
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа
Апостол Петр дает своим слушателям то же наставление, каким Иоанн Предтеча в пустыне приготовлял Иудеев к вере в Иисуса Христа (Матф. 3, 2). Тем же наставлением начал свою проповедь и сам Иисус Христос, как сказано у Евангелиста: Оттоле начат Ииcус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное (Матф. 4, 17). По воскресении из мертвых, Господь сказал Апостолам: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима (Лук. 24, 47).
Покайтеся. Как бы так говорил Петр Иудеям: сознайте ваше заблуждение; сознайте великий ваш грех тот, что вы отвергли обещанного вам Спасителя Иисуса Назорея, оклеветали Его и предали на поносную крестную смерть; веруйте теперь, что Он есть Господь и Царь неба и земли, и Спаситель всех людей; сознайте все ваши грехи и ищите в Нем спасения. Как этого достигнуть?
И да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов. И каждый из вас крещением да засвидетельствует свою веру в Иисуса Христа, и будет последователем Его, чтобы силою заслуг Его, получить вам отпущение своих грехов. Или, пусть каждый из вас, приняв крещение в Иисуса Христа, будет истинным последователем Его, чтобы, но Его заслугам и ходатайству, отпущены были вам грехи ваши, и тот великий грех, что вы предали на смерть своего Спасителя и Царя, и все другие грехи.
Иудеи слышали о крещении Иоанновом и, может быть, некоторые или многие из слушателей апостольской проповеди крестились крещением Иоанновым; но Петр требует иного крещения, — крещения во имя Иисуса Христа. Крещение Иоанново было только приготовлением к вере в Иисуса Христа, было выражением готовности к принятию приближающегося царства Божия, но не сообщало благодатных даров сего царства; а крещение, установленное Иисусом Христом и свидетельствующее веру в Иисуса Христа, освобождает крещаемого от всех грехов, и приобретает ему благодатное благословение Божие.
И приимете дар Святаго Духа. Крестившись во имя Иисуса Христа, вы получите дар Святого Духа, или, вы не по заслугам вашим, но по благости Божией, получите Святого Духа, которого чудесные действия вы теперь видите в нас, учениках Христовых, последующих Его учению.
Под сим даром Святаго Духа обещаются верующим все благодатные дары, сообщаемые чрез крещение, по заповеди Господа Иисуса Христа, и чрез другие спасительные таинства, именно: очищение от прежних грехов, возрождение в благодатную жизнь, или обновление, освящение, и проч.
Как бы так говорит Петр: сознайте ваши грехи и сокрушайтесь о них пред Богом, искренно веруйте в Иисуса Христа, Спасителя мира, креститесь по заповеди Его, чтобы получить вам отпущение грехов, и будьте неизменно последовавшими Его; и вас осенит, и в вас будет действовать Дух Святой, как Он действует теперь в нас.
Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа
Для примирения с Богом и отвергнутым Мессиею — Петр предлагает покаяние и крещение, с их благодатными плодами — прощением грехов и восприятием даров Святого Духа.
Да крестится каждый… во имя Иисуса Христа По толкованию блаж. Феофилакта — «слова эти не противоречат словам — крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19), потому что Церковь мыслит Св. Троицу нераздельною, так что вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Св. Дух нераздельны по существу». Очевидно, когда апостол призывает креститься во имя Иисуса Христа, он указывает этим лишь главное содержание веры и исповедания нашего, которым обусловливается признание всего того, что открыто пришедшим на Землю Сыном Божиим.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента