Библия - Деян. 2:3 (Деяния 2 глава 3 стих)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (Деяния 2 глава 3 стих)

ωφθησαν aor. ind.pass.отоραω(#3972) видеть; pass, являться, διαμεριζομεναι praes. med./pass. part, (adj.) от διαμεριζω (#1374) распределять; med. разделяться на части или распределяться (RWP). γλωσσα (#1185) язык, также переноси, форма, напоминающая язык, ωσει (#6059) как. πυρος gen. sing, от πυρ (#4786) огонь. Gen. описания. εκαθισεν aor. ind. act. от καθιζω (#2767) занимать свои места, садиться. Говорилось, что огонь почиет на рабби, когда они занимались или спорили (SB, 2:603-4). Пламя или огненные языки изображены на некоторых римских монетах над головами людей, возможно, они символизировали проклятие нового времени (Richard Oster, "Numismatic Windows into the Social World of Early Christianity: A Methodological Inquiry", JBL 101 [1982]: 212-14). εκαστον (#1667) acc. sing, каждый. Каждый присутствующий получил Духа Святого без всяких условий (Вгипег, 163). Приход Духа был историческим событием, которое, наряду с искупительной смертью Мессии (прощением грехов), составило основу Нового Завета (см. Пер. 31:31-37; Иез. 11:19; 36:26-27).


Комментарии МакДональда (Деяния 2 глава 3 стих)

2:3 Можно было увидеть разделяющиеся языки, как бы огненные, почившие по одному на каждом ученике. Здесь не говорится, что это были языки огня, они были как бы стенные.

Это явление нельзя смешивать с крещением огнем. Хотя о крещении Духом и крещении огнем говорится в одном стихе (Мф 3:11−12; Лк 3:16−17), это два отдельных и отличающихся друг от друга события. Первое — крещение благословения, второе — суда. Первое распространялось на верующих, второе коснется неверующих. Посредством первого Дух Святой вселился в верующих и укрепил их, основав Церковь. Посредством второго будут уничтожены неверующие.

Когда Иоанн Креститель обращался к смешанной толпе (где находились и кающиеся, и нераскаявшиеся, см. Мф 3:6−7), он сказал, что Христос будет крестить их Духом Святым и огнем (Мф 3:11). Когда же он говорил только с теми, кто действительно покаялся (Мк 1:5), он сказал, что Христос будет крестить их Духом Святым (Мк 1:8).

Что же тогда означали в Деяниях 2:3 разделяющиеся языки, как бы огненные? Языки, несомненно, символизируют речь и, вероятно, чудесный дар говорить на других языках, который апостолы должны были в то время получить. Огонь, возможно, олицетворя ет Духа Святого, как источник этого дара, и может также обозначать дерзновенную, горячую, восторженную проповедническую деятельность, которая последует за этим событием.

Предположение о вдохновенном даре слова кажется особенно правдоподобным, так как вдохновенность — обычное состояние человека, жизнь которого исполнена Духом Святым, а свидетельство — неизбежный результат этого состояния.


Толкование Мэтью Генри (Деяния 2 глава 3 стих)

Стихи 1−4. В этом отрывке мы читаем об излиянии Святого Духа на учеников Христа. Заметьте:

I. Для придания данному факту большей достоверности подробно описываются время и место этого события.

1. Оно произошло при наступлении дня Пятидесятницы. Это выражение, по-видимому, указывает на особенности учреждения упомянутого праздника, как сказано (Лев 23:15): Отсчитайте себе... семь полных недель... от того дня, в который приносили начаток жатвы, то есть через день после Пасхи, начиная с 16 числа месяца авива — дня воскресения Христа. День Пятидесятницы уже наступил, поскольку предыдущая ночь и часть дня до заката солнца уже миновали.

(1) Святой Дух излился во время священного праздника, ибо тогда в Иерусалим прибыло множество людей со всех концов Святой земли, а также прозелитов из других стран, отчего данный праздник по сравнению с прежними должен был быть более многолюдным, а молва о нем должна была разойтись скорее и дальше, во многом содействуя широкому распространению Евангелия среди народов. Нынешний иудейский праздник, равно как и предваряющий его праздник Пасхи, послужил набатным колоколом, возвещающим о начале евангельских богослужений и раздаче угощений.

(2) Этот праздник Пятидесятницы отмечался в годовщину обретения закона на горе Синай: по подсчетам д-ра Лайтфута (Dr. Lightfoot), 1447 лет тому назад была образована иудейская церковь. Поэтому весьма примечательно было то, что Святой Дух был дан именно в этот день, в огне и языках, для обнародования Благой вести как евангельского закона не только для евреев, но и для всей твари.

(3) Данный праздник выпал на первый день недели, что еще больше прославило этот день и утвердило его в качестве христианской субботы: сей день сотворил Господь для Своей Церкви в постоянную память о двух величайших благословениях — воскресении Христа и нисхождении Духа, которые оба пришлись на этот день недели. Названное обстоятельство не только оправдывает празднование нами этого дня под именем дня Господня, но и побуждает нас святить его, прославляя Бога за оба величайших благословения. На мой взгляд, во всякий день Господень в году мы должны уделять особое внимание этим благословениям как в молитвах, так и в восхвалениях, причем это следует делать во всякий воскресный день, а не только два раза в году — на Пасху и Троицу, как принято в некоторых общинах. О, дай нам, Господи, исполнять это с надлежащим усердием!

2. Это событие произошло тогда, когда все они были единодушно в одном месте (рус. все они были единодушно вместе. — Прим. переводчика.). Что это было за место, не уточняется, — то ли храм, где ученики собирались во время богослужений (Лк 24:53), то ли горница, где они встречались в какое-то иное время. Нет никаких сомнений в том, что это событие происходило в Иерусалиме, поскольку именно это место избрал Бог, чтобы там пребывало имя Его. Также и пророчество (Ис 2:3) гласило, что из Иерусалима выйдет слово Господне ко всем народам. Теперь Иерусалим был местом встречи всех благочестивых людей, ибо здесь Господь обещал встретить и благословить их; здесь Он выходит навстречу этим людям с превосходнейшим из даров. Иерусалим оказал Христу величайшее из мыслимых бесчестий, а Он, несмотря на это, воздает Иерусалиму такую честь, желая тем самым преподать урок Своему остатку, находящемуся во всяком месте. Был у Него этот остаток и в Иерусалиме. Здесь ученики пребывали в одном месте, ведь до сих пор их насчитывалось не так много, так что одного этого места, причем небольшого, было достаточно для всех. И здесь все они были единодушно вместе. Невозможно забыть, как часто ученики, пока их Учитель был с ними, спорили между собою, кто больше; теперь же этим словопрениям был положен конец, услышать их было уже нельзя. При помощи того, что они уже получили утрясенной мерой от Духа Святого тогда, когда Христос дунул на них, они избавились от заблуждений, порождавших былые споры, и посвятили себя святой любви. В последнее время ученики больше времени проводили в совместной молитве (Деян 1:14), и это побуждало их крепче любить друг друга. Так, Своей благодатью Господь приготовил их к принятию дара Святого Духа, ибо этот благословенный голубь не летает там, где крик и шум, устремляется к тихим, а не к бурным водам. И если нам по душе то, чтобы излился на нас Дух свыше, в таком случае будем единодушно вместе и, несмотря на множество переживаний и пожеланий, которые, несомненно, были и у тех учеников, согласимся любить друг друга, поскольку, где живут братья вместе, там заповедал Господь благословение.

II. Каким образом и в какой мере нисшел на них Дух Святой. Ветхий Завет часто говорит о Боге, сходящем в облаке; когда Он брал в удел первую скинию, а впоследствии и храм, это символизировало тьму прежнего мироустройства. Также и Христос вознесся на небо в облаке, чтобы дать нам тем самым понять, как непостижимы для нас небеса. Однако Святой Дух нисходит не в облаке, поскольку Ему предстояло просветить мир, рассеять и разогнать тучи, затуманившие разум человека.

1. Громкий сигнал, который должен был вызвать в них ожидания чего-то великого, ст. 2. Сказано, что:

(1) Он прозвучал внезапно. Его звучание не усиливалось постепенно, как бывает обычно, когда поднимается ветер, а тотчас же приобрело свою наивысшую силу. Это событие произошло раньше, чем они думали, и потому заставило вздрогнуть даже тех, которые сообща ожидали, проводя время в молитве.

(2) То был шум с неба, подобный раскату грома, Откр 6:1. Написано, что Бог изводит ветер из хранилищ Своих (Пс 114:7) и собирает ветер в пригоршни Свои, Притч 30:4. Он же произвел и этот шум, подобный гласу вопиющего: Приготовьте путь Господу.

(3) То был шум ветра, ибо пути Духа подобны путям ветра (Ин 3:8) и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Когда Дух жизни должен был войти в сухие кости, пророку было дано повеление изречь пророчество духу: ...от четырех ветров приди дух... (Иез 37:9). Не в ветре явился Господь Илии, хотя сильный ветер и приготовил его к получению откровения, данного Господом в веянии тихого ветра, 3Цар 19:11−12. ...В вихре и в буре шествие Господа... (Наум 1:3). Из бури Он отвечал Иову.

(4) То был несущийся сильный ветер. Большой и сильный, он пронесся не только с великим шумом, но и с великой мощью: порыв его, казалось, мог разрушить на своем пути все преграды. Этот видимый знак должен был символизировать силу влияния и воздействия Духа Божьего на человеческий разум, а через него и на весь мир, чтобы люди были сильны Богом ниспровергать замыслы.

(5) Он наполнил собой не только горницу, но и весь дом, где они находились. Этот шум, вероятно, встревожил весь город, но чудо заключалось в том, что выбор пал лишь на это место. Полагают, что и ветер, посланный задержать Иону, поразил один-единственный корабль, и именно тот, на котором скрывался беглец (Иона 1:4); и звезда, указывавшая путь волхвам, остановилась именно над тем местом, где был Младенец. Это должно было указать людям, наблюдавшим звезду, направление, куда им идти в том случае, если они желали установить смысл этого знамения. Ветер, наполнивший дом, должен был привести учеников в священный трепет и помочь им для получения Святого Духа прийти в весьма серьезное, благоговейное и умиротворенное состояние. Так, обличения Духа уступают место Его утешениям; и резкие порывы этого благословенного ветра настраивают душу на его мягкие и нежные дуновения.

2. Зримое знамение дара, который им надлежало принять. Они увидели разделяющиеся языки, как бы огненные (ст. 3), и почил — ἐκάθισεν — на каждом из них; не они, то есть разделяющиеся языки, почили, а Дух, символически представленный в виде огня. Он почил на каждом из них так, как почивал на пророках древности. Или, как пишет о том д-р Хаммонд (Dr. Hammond), «можно было наблюдать загадочное явление, походившее на пламенеющий огонь, который, осветив всех, разделился на части в форме языков пламени, раздвоенных или расщепившихся над головой каждого». С одной стороны, это пламя было подобно пламени свечи, чем-то напоминающему язык, а с другой — атмосферному явлению под научным названием ignis lambens — мягкий, а не всепожирающий, огонь. Заметьте:

(1) Зримое, воспринимаемое органами чувств знамение было явлено с тем, чтобы утвердить в вере самих учеников, а прочих — убедить. Предназначение пророков в прошлом также вначале удостоверялось знамениями, чтобы весь Израиль знал, что им доверено пророческое служение.

(2) Это знамение было огненным во исполнение пророчества Иоанна Крестителя о Христе: ...Он будет крестить вас Духом Святым и огнем..., то есть крестить Святым Духом, как огнем. Тогда, в день Пятидесятницы, отмечалась очередная годовщина обретения закона на горе Синай; закон был дан из огня, почему и говорится «огонь закона», в огне дается и Евангелие. Призвание Иезекииля было подтверждено свыше видением горящих углей (Иез 1:13), предназначение Исайи — касанием горящим углем его уст, Ис 6:7. Дух, подобно огню, расплавляет сердца, отделяет и превращает в шлак нечистоту, производя благоговейные и благочестивые чувства в душе, где, как на алтарном огне, возносятся духовные жертвы. Этот огонь и пришел низвесть на землю Христос. Лк 12:49.

(3) Этот огонь явился в виде раздвоенных языков. Действие Духа проявлялось многоразлично, и говорение языками было одним из таких проявлений, выделенным в качестве первого свидетельства о даровании Святого Духа; на это самое дарование и указывало знамение огня в виде языков.

[1] То были языки; ибо от Духа мы имеем слово Божье, Духом Христос говорит миру и Духа же посылает ученикам, чтобы они приобрели не только знание, но и силу возвещать и свидетельствовать миру о том, что было открыто им; ибо каждому дается проявление Духа на пользу.

[2] Языки были раздвоены в знак того, что Бог разделит познание Своей благодати между всеми народами, ибо о Нем сказано, что Он Своим промыслом уделил свет небесных светил всем народам, Втор 4:19. Языки разделились, составляя между тем одно большое пламя, ибо единство духовной жизни, проводимой в сердечной чистоте, не может противоречить многообразию ее частных проявлений. Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) отмечает, что, смешав языки в Вавилоне, Бог отринул народы и они после этого, утратив общий язык, на котором возвещали и проповедовали о Боге, совершенно утратили познание Бога и исповедание веры и впали в идолослужение. Ныне же, по прошествии свыше двух тысячелетий, путем иного разделения языков Бог возвратил народам познание Самого Себя.

(4) Это пламя на какое-то время задержалось на них в знак того, что Дух Святой отныне будет пребывать с ними всегда. В прошлом Бог наделял пророческими дарами очень ограниченное число людей и только в определенные времена, однако ученики Христа пользовались дарами Духа постоянно, хотя само знамение, надо полагать, вскоре исчезло. Переходило ли огненное пламя с одного на другого или же этих огней было ровно столько, сколько было присутствующих, неизвестно. Коль скоро это пламя наблюдали при дневном свете, так как уже был день, оно должно было быть сильным и ярким.

III. Чем немедленно обернулось случившееся?

1. И исполнились все Духа Святого с большей полнотой и силой, нежели прежде. Все исполнились дарами Духа и больше, чем когда-либо, испытали на себе Его освящающее влияние: они были уже святыми, небесными, духовными творениями, более отстраненными от мира сего и глубже познавшими мир иной. Теперь они имели больше утешений от Духа и больше, чем когда-либо, наслаждались любовью Христа и небесным упованием, причем это упование поглотило все их тревоги и печали. Еще одним доказательством излияния на них Духа Святого было также и то, что Бог наделил их дарами Духа, упомянутыми здесь особо; чудесные силы были дарованы им для содействия благовествованию. Я нисколько не сомневаюсь в том, что не только двенадцать апостолов, но и все сто двадцать учеников в то же время исполнились Духа Святого — все семьдесят учеников, апостольских мужей, занятых тем же самым делом, и все остальные, которым надлежало проповедовать Евангелие. Ибо имеется четкое указание (Еф 4:8,11; см. также ст. 33): восшед на высоту, Он дал дары человекам, не одним только Апостолам (каковых было двенадцать), но и пророкам и Евангелистам (ими были многие из семидесяти учеников, проповедники, часто переходившие с места на место), а также пастырям и учителям, из которых некоторые впоследствии, надо полагать, утвердились в поместных церквах. Под словом все здесь следует понимать всех тех, которые были единодушно вместе (см. ст. 1,14−15).

2. Они начали говорить на иных, отличных от родного, языках, хотя никаких иностранных языков они не изучали. Оставив повседневные дела, они стали возвещать слово Божье и славить Его имя так, как Дух давал им провещавать (ἀποφθέγγεσθαι — рассуждать достойно, возвышенно), как Он учил их изрекать важное, веское, достопамятное. Не то чтобы один человек говорил на одном языке, а другой — на другом (как было с несколькими семьями, рассеявшимися из Вавилона), скорее, дело обстояло так, что каждый, в зависимости от обстоятельств, мог разговаривать на разных языках. По-видимому, они понимали не только самих себя, но и друг друга, чего не могли строители Вавилона, Быт 11:7. Они не бросались иностранными словами, не заикались, не запинались, а выражались легко, грамотно и изысканно, как если бы разговаривали на родном наречии; ибо все, сотворенное чудом, наделяется высшим качеством. Не о плодах прежних размышлений и созерцаний говорили они, а как Дух давал им провещавать. Он давал им означаемое и означающее, содержание и форму языка. Это было:

(1) Чудо весьма великое. Дар говорения языками был чудом, имеющим духовную природу (что во всех отношениях более всего соответствует понятию евангельского чуда), поскольку именно дух формирует слова. Они никогда не изучали этих языков, более того, никогда не знали ни одного иностранного языка, знание которых, разумеется, могло бы оказать им большую помощь. Кроме того, как выясняется, им даже не приходилось слышать живую речь на этих языках, и потому у них не было никакого представления о них. Между ними не было людей ученых или странствующих, они не могли изучать языки по книгам либо в живом общении. Как известно, первенство в умении разговаривать на родном языке среди них принадлежало Петру, остальные же ораторами не были и к тому же не отличались особой сообразительностью; однако не только сердце легкомысленных будет уметь рассуждать, но и косноязычные будут говорить ясно, Ис 32:4. Когда Моисей пожаловался на то, что он тяжело говорит, Бог ответил ему так: «Я буду при устах твоих, и будет говорить Аарон вместо тебя». Но для этих, новозаветных, посланников Бог сделал большее: Сотворивший уста человека переделал их.

(2) Чудо весьма своевременное, необходимое и целесообразное. Родным наречием учеников был арамейский язык (диалект еврейского), так что дар говорения языками был им нужен для того, чтобы понимать древнееврейский язык Ветхого Завета, на котором он был написан, и древнегреческий язык Нового Завета, на котором его еще только предстояло написать. Более того, они были призваны проповедовать Евангелие всей твари, научить все народы. Однако здесь мы сталкиваемся с непреодолимым препятствием, встающим на нашем пути уже с самого порога. Как овладеть несколькими языками, чтобы понятно излагать Благую весть всем народам? Браться за изучение всех языков значит потратить на это всю жизнь. Поэтому в доказательство того, что Христос мог наделить учеников властью проповедовать народам, Он наделяет их способностью проповедовать каждому народу на его собственном языке. По всей видимости, это и было исполнением того обещания, которое Христос оставил ученикам (Ин 14:12): ...и большие сих (дел) сотворит... Принимая во внимание все вышесказанное, можно утверждать, что это знамение было чудом большим, нежели все чудесные исцеления, совершенные Христом. Сам Он языками не говорил и ученикам не давал, пока был с ними, но именно говорение языками стало первым плодом излияния на них Духа. Как полагает архиепископ Тиллотсон (Tillotson), если бы теперь обращение безбожников в христианство совершалось мужами благородного духа искренне и решительно, то Бог оказал бы всякому подобному предприятию надлежащую и чудесную поддержку, как это было при первом оглашении Благой вести.


Толкование отцов церкви (Деяния 2 глава 3 стих)

Григорий Богослов (325/30−389/90)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Является же в виде языков, по сродству со Словом; и в виде огненных языков (почему думаешь?) или по причине очищения (ибо по Писанию известен и огонь очистительный, что желающие везде могут увидеть), или по существу своему, ибо «Бог наш есть огонь» и огонь, «поядающий» (Евр 12:29) нечестие. Но ты опять негодуешь недовольный словом: единосущен! Является в виде разделенных языков, по причине разных дарований; в виде языков «седших», в означение Царского достоинства и почивания во Святых, ибо и херувимы суть Божий престол. Является в горнице (если только не почтут меня пытливым чрезмерно) в означение восхождения и возвышения от земли тех, которые примут Духа, ибо и «водами» Божиими «покрываются» какие-то «горние» (горницы), которыми песнословится Бог (Пс 103:3). И Сам Иисус посвящаемых в высшее служение приобщает таинству в горнице, показывая тем, что нужно и Богу снисходить к нам (как, насколько известно, и снисходил к Моисею), и нам восходить к Нему, и что таким образом, при сорастворении достоинства, должно происходить общение Бога с людьми. Доколе же пребывают они в собственном достоинстве, — Бог в достоинстве высоты, а человек — низости, дотоле благость несоединима, человеколюбие несообщимо, и посреди великая и непроходимая пропасть, которая отделяет не богатого только от Лазаря и от вожделенных недр Авраамовых, но сотворенное и преходящее естество от несотворенного и постоянного.

Источник: Слова. Слово 41.

Кирилл Иерусалимский

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Приняли они огонь не опаляющий, но спасительный, огонь — терние грехов истребляющий, а душу просвещающий. Этот огонь имеет ныне прийти и на вас, и терние грехов ваших пожечь и истребить, а драгоценное стяжание душ ваших еще более просветить и даровать вам благодать. Ибо ее даровал Он тогда и апостолам В виде огненных языков снизошел на них для того, чтобы увенчать главы их новыми духовными венцами посредством огненных языков. Пламенный меч ограждал прежде врата рая, спасительный огненный язык возвратил благодать.

Источник: Поучения огласительные. Поучение 17.

Григорий Палама (~1296−1357)

Ст. 3−4 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Те чудесные дела, которые Владыка совершил в теле, являющие, что Он, по Своей Ипостаси, Сын единородный, на конец времен соединившийся с нами, прияли конец; (ныне) начинают совершаться те вещи, которые являют Духа Святого, Сущего согласно Своей Ипостаси, — дабы мы познали, а также усвоили великую и покланяемую Тайну Святыя Троицы; ибо и ранее, воистину, действовал Дух Святый, — потому что это Он говорил чрез Пророков и предвозвещал будущее — ныне же чрез огненные языки явился всем в Своей Ипостаси, и Владычным образом, как бы на престоле, сев на Христовы Ученики, сделал их орудиями Своей силы.

Но по какой причине Он явился в виде языков? — Дабы показать, что Он — сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем — язык. Но также — и ради благодати учительства: ибо учитель о Христе нуждается в облагодатствованном языке. Почему же — огненные языки? — Не только по причине единосущия Духа с Отцем и Сыном, — ибо Бог наш есть Огнь, и то — Огнь, поядаяй беззаконие, — но также и по причине сугубости действия Апостольской проповеди: ибо она должна была вместе и благодетельствовать и карать; как огонь устроен для того, чтобы и просвещать и опалять, так и слово учения о Христе — просвещает слушающих, а упорно же противящихся предает огню и вечному мучению. Языки же эти были, говорит Апостол Лука, — не «огненные», но — «как бы огненные», чтобы кто не подумал, что оный огонь (в «огненных языках») был чувственным и материальным, но так сказано — чтобы на основании примера — у нас было бы представление о явлении Духа. Почему языки явились для них разделенными? — Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелою силою и действием; ни на ком из иных не почила всеобъемлющая благодать Духа, но частично каждый — один одно, другой — другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что даемая от Духа благодать Святым, является Его не действием, а самым естеством. Выражение же «седе» не только обозначает Владычнее достоинство, но — и единость Божественного Духа. «Седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята»: ибо и разделившись согласно различным силам и действиям Своим, Дух Святый в каждом действии представляется целостным, нераздельно разделяемый и полностью даемый в участие, по образу солнечного луча. «Глаголаша иными языки» т.е. на разных наречиях к собравшимся от всех народов», «якоже Дух даяше им провещевати»; ибо они стали орудиями Божественного Духа, действующими и движущимися по Его воле и силе; всякое же орудие со вне восприемлемое, становится причастным не естества, но энергии действующего, которая восприемлется от него; так бывает и в отношении орудия Святого Духа, как и Давид, говоря в Духе Святом, глаголет: «Язык мой трость книжника скорописца» (Пс 46:2). Следовательно, пишущая трость есть орудие пишущего, становясь причастной, конечно, не естества писца, но его энергии, и то начертывая оное, что пишущий желал бы и мог.

Источник: Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Как закон в начале своем требовал страха, который бы побудил слушающих к хранению заповедей, и Бог вещал из среды огня, так и по воскресении Владыки и Спасителя нашего Дух Святый дан был Апостолам в огне и предшествующем бурном дыхании, чтобы в обоих Заветах познаваем был Единый Бог, хотя и велико различие Завета второго с первым. Ибо первый довольствовался предписаниями преобразовательными, а последний просиял истиною вещей и догматов

Источник: Письма. Книга I.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Познайте из этого повествования о сошествии Святого Духа все народы, племена и языки, кто вы и откуда вы. Вы — слабые твари (слабые, говорю, потому, что есть твари сильнии крепостию — Ангелы), создания Духа Божия, движимые и оживотворяемые Им; ваша мысль выражается таким или другим языком не оттого только, что родители и соотечественники ваши говорят таким, а не другим языком, так как в этом случае все-таки надобно предполагать еще другую причину, почему именно таким, а не другим языком говорят они, — а оттого, что Духу Божию, всезиждущему и всеустрояющему, угодно было облечь ваши мысли в такую, а не другую форму. Язык есть внешняя оболочка нашей мысли — так, как тело есть внешний, вещественный покров невидимой, духовной природы нашей души. Мысль есть чадо души, во всем похожее на свою мать, — само в себе такое же духовное, неосязаемое, вообще не подлежащее ни одному внешнему чувству; слово, или язык, есть одежда, покров мысли, которая делается в нем как бы видимою и осязаемою. Дух Божий есть Творец нашей души разумной, мыслящей, свободной. Он мог сделать (как и действительно сделал вначале), чтобы все люди говорили одним языком и, таким образом, единством самого языка показывали единство своего происхождения — от одного Творца. Но так как это единство послужило людям во вред по их испорченности, то Дух Божий отнял у их мысли однообразную одежду и дал пеструю, разноцветную, так что по этой пестроте они не могли узнавать родной, общей и тожественной у всех по существу своему мысли. Так, если простолюдина в простой одежде одеть в одежду воина, то в нем весьма трудно узнать прежнего простолюдина, хотя от прежнего вида его и остаются — лицо, вся голова и, может быть, другие приметы. Но мысль закрывается совершенно своею оболочкою — языком, так что, если можно так выразиться, она скрывает под нею и лицо свое.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Августин (354−430)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Следовательно, поэтому, когда Он послал Святого Духа, Он видимо являет Его двумя образами: через голубя и через огонь. Через голубя на Господе во время крещения; через огонь — на собранных вместе учениках. <…> Следовательно, через голубя было показано, чтобы у освященных Духом не было обмана; а через огонь показано, чтобы простота не осталась холодной. И пусть не беспокоит то, что языки были разделяющимися. Языки находятся далеко друг от друга, поэтому Он появился разделяющимися языками. Он говорит: разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Языки разделены друг от друга, но расстояние языков не является расколом. Не бойся нарушения в разделяющихся языках, познай единство в голубе.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Дух Святой явился в виде огненных языков, потому что Он делает всех, исполнившихся Им, в равной степени и пламенеющими, и говорящими: пламенеющими, конечно же, Им Самим и говорящими о Нем Самом. В то же самое время Он указывает, что Святая Церковь, распространяясь до крайних пределов мира, будет громогласно говорить со всеми народами.

Источник: Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Языки как бы огненные… Как шум без ветра, так и языки без огня, лишь подобные огненным. «Прекрасно говорить: как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе» (Феофил., ср. Злат.).

Шум был при этом знаком удостоверения сошествия Св. Духа для слуха, языки — для зрения. И то и другое возвышало для апостолов величие события и воздействие его на душу, которая, собственно, и была главным предметом чуда этого обетованного крещения Духом Святым и огнем.

Разделяющиеся языки — diamerizomenai glwssai — разделени языцы. Впечатление момента сошествия Св. Духа было, очевидно, таково, что из какого-то невидимого, но близкого источника внезапно надвинувшегося и исполнившегося дом шума вдруг начали выделяться как бы огненные языки, поделяясь между всеми присутствующими — так, что чувствовался при этом один и тот же общий источник всех их.

Шум с неба знаменовал также могучесть силы Св. Духа, сообщенной апостолам («сила свыше» Лк 24:49), а языки знаменовали пламенность проповеди, которая должна была служить единственным оружием покорения мира к подножию Креста Христова. Вместе с тем языки являлись также точным обозначением совершившейся в душах апостолов перемены, которая выразилась в неожиданно почувствованной ими способности говорить на других языках.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(Деяния 2 глава 3 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно