Говоря о Его жизни, Давид передает чувство безграничного доверия и уверенности Того, Кто живет в непрерывном общении с Отцом. Сердце, язык и плоть — все Его существо было наполнено радостью и упованием.
Пророчествуя о Его смерти, Давид предвидел, что Бог не оставит Его душу в аде и не даст Своему Святому увидеть тление. Другими словами, душа Господа Иисуса не останется освобожденной от телесной оболочки, и тело Его не подвергнется тлению. (Этот стих не следует использовать для доказательства того, что в момент Своей смерти Господь Иисус оказался в недрах земли, в узилище для душ умерших. Его душа ушла на небеса (Лк 23:43), а тело было помещено в гробницу.) Рай — то же самое, что и «третье небо» (2Кор 12:2,4).
I. Введение, или вступление, в котором он просит или, лучше сказать, требует внимания аудитории. Петр же встал (ст. 14), показывая тем самым, что он не пьян, с одиннадцатью, согласными с ним в сказанном и, по всей видимости, в свою очередь также говорившими подобным же образом и с тем же самым намерением. Апостолы, наделенные величайшей властью, поднялись, чтобы обратить свою речь к насмехающимся иудеям и противостать тем, кто противоречил и злословил, а учить благосклонных, не столь предубежденных прозелитов из всякого народа на их родном наречии оставили семидесяти. Так точно и служители Христа: одни из них, имеющие большие дарования, должны наставлять противников, обнажать меч и браться за копье; другие же, имеющие меньшие дарования, должны наставлять покорившихся, быть садовниками и земледельцами. Петр возвысил голос свой, как человек, твердо убежденный в своих словах, пришедший в сильное волнение от сказанного, открыто, без страха и упрека исповедующий это перед всеми. Он обращается к мужам Иудейским Ἄνδρες Ἰουδαῖοι (дословно: мужам, которые были иудеями) и говорит: «Сие да будет вам, особенно вам, живущим в Иерусалиме, соучастникам убийства Иисуса, известно. Вы не знали о том прежде, а теперь вознамерились узнать, поэтому внимайте словам моим, словам того, который ведет вас к Христу, а не книжникам и фарисеям, которые отлучают вас от Него. Мой Господь, Чьи слова вы часто слушали без должного благоговения и уже больше никогда не услышите по причине совершенного вами, восшел на небо, но вот через нас Он обращается к вам, поэтому внимайте нашим словам».
II. Его ответ на их кощунственное обвинение, ст. 15. «Они не пьяны, как вы думаете... Ученики Христа, которых вы теперь слышите говорящими языками, рассуждают здраво и понимают смысл всего, что говорят; так точно и слушающие их, ведомые их рассуждением к познанию чудных дел Божьих. Какая нелепость — думать, что они пьяны, ведь теперь третий час дня», то есть около девяти часов утра по нашему времяисчислению. Известно, что перед этим часом по субботним дням и священным праздникам иудеи не пили и не ели; более того, упивающиеся упиваются ночью, а не утром, и лишь находящиеся в запоях, когда проснутся, опять ищут того же, Притч 23:35.
III. Петр рассказывает о чудесном излиянии Духа, желая тем самым побудить всех собравшихся принять веру Христову и присоединиться к Церкви. Он рассматривает здесь излияние Духа как исполнение Писаний и следствие воскресения и вознесения Христа, подтверждающее реальность того и другого.
1. Ветхозаветные пророчества о Царстве Мессии исполнились, поскольку излился Дух Святой, а потому исполнились также и слова о том, что приблизилось Царство Божье, и другие пророчества о нем. Петр цитирует одно из них, а именно предсказание пророка Иоиля, Иоиль 2:28. Достойно внимания то обстоятельство, что, когда Петр исполнился Духа Святого и начал говорить на ином языке, как Дух давал ему провещавать, он не отверг Писаний и не почел себя выше их. Более того, его речь во многом представлена выдержками из Ветхого Завета, которые он приводит в подтверждение своих слов. Ученики Христа не мудрствуют сверх того, что написано в Библии, да и Дух был ниспослан свыше не для того, чтобы заменить Собой Писания, а для того, чтобы давать нам силу понимать и усовершаться в них. Заметьте:
(1) Собственно отрывок, который цитирует Петр, ст. 17−21. В нем говорится о последних днях, то есть о временах евангельских, благоприятных, которые потому и названы последними, что период Царства Божьего, созидаемого благовествованием в сердцах людей, есть последнее мироустройство благодати Божьей, и нам не следует ожидать ничего иного, как только продолжения его до скончания века. Или же в цитируемом отрывке говорится о времени, наступившем спустя много веков после того, как умолкли пророчества ветхозаветной церкви. Или же в нем говорится о времени накануне истребления иудейского народа, о последних днях нации перед великим и славным днем Господним, о котором сказано в ст. 20. «Этот день предсказан и обещан издревле, и потому вы должны ожидать его, а не дивиться, жаждать и призывать его, а не оспаривать, почитая его недостойным вашего внимания». Апостол приводит весь отрывок, ибо Писание, в целях соблюдения точности, надлежит цитировать в пределах всего контекста, без опущений. Итак, это пророчество предрекало:
[1] Что в будущем Дух благодати изольется свыше более обильным и широким потоком, чем когда бы то ни было в прошлом. Ветхозаветные пророки исполнялись Святого Духа, а о народе Израильском сказано, что Бог дал им Духа Своего благого, чтобы наставлять их, Неем 9:20. Теперь же Дух изольется не только на иудеев, но и на всякую плоть, то есть и на язычников, также как и на иудеев, хотя даже сам Петр, как видно, не понимал этого до конца, Деян 11:17. Или же на всякую плоть, то есть на людей из всяких сословий и званий. Иудейские толкователи Писания учили, что Дух нисходит исключительно на мудрецов и богачей, да и то лишь на тех из них, которые из семени Израилева. Но станет ли Бог ограничивать Себя их предписаниями?
[2] Что этот Дух в них будет духом пророчества. Дух сделает их способными предрекать грядущее и проповедовать Евангелие всей твари. Эта способность будет дана им независимо от пола: будут пророчествовать не только сыны ваши, но и дочери ваши; независимо от возраста: и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут и через них будут обретать пророческие откровения для сообщения Церкви; независимо от положения в обществе: даже рабы и рабыни (то есть, в более широком смысле, люди, которых Бог назвал Своими рабами и рабынями) получат Духа и будут пророчествовать, ст. 18. В начале ветхозаветной эпохи пророчеств существовали школы пророков, а до того дух пророчества нисходил на старейшин Израилевых, поставленных, чтобы начальствовать. Теперь же Дух должен был излиться и на простолюдинов, в том числе и на тех, которые не учились в школах пророков, ибо Царство Мессии должно было быть чисто духовным. Упоминание дочерей (ст. 17) и рабынь (ст. 18) может натолкнуть нас на мысль, что женщины, о которых говорится в Деян 1:14, получали сверхъестественные дары Духа Святого наравне с мужчинами. У Филиппа-благовестника были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян 21:9), а апостол Павел, найдя в коринфской общине обильные дары языков и пророчеств, не счел необходимым предоставить женщинам право пользоваться ими в собрании, 1Кор 14:26,34.
[3] Что им предстоит пророчествовать о грядущем великом суде над иудейским народом, ибо об этом суде главным образом и пророчествовал Христос (Мф 24 гл.), когда приближался к Иерусалиму (Лк 19:41) и когда шел на Голгофу, Лк 23:29. Эти суды должны были прийти на иудеев затем, чтобы они понесли наказание за свое пренебрежение Евангелием и противление ему, хотя оно и было так полно им засвидетельствовано. Ниц падет тот, кто не покорится силе Божьей благодати, явленной в чудесном излиянии Духа, и на того изольются чаши гнева Божьего. Непокорный будет сокрушен.
Во-первых, опустошение Иерусалима, имевшее место приблизительно сорок лет спустя после смерти Христа, названо здесь днем Господним великим и славным, ибо этот день положил конец Моисееву мироустройству, навсегда упразднил и отменил служение священников и левитов и обрядовый закон. Опустошение само по себе было таким, что подобного ему в человеческой истории не отмечалось нигде, такого не было ни с одним народом, ни до, ни после него. То был день Господень, ибо он стал днем возмездия, постигшим еврейский народ за распятие Христа и преследование Его служителей; то был год возмездия за кровь всех святых и мучеников, начиная от крови Авеля праведного, Мф 23:35. То был день малого суда, славный день: у Иоиля он назван страшным днем, ибо таковым он был для человеков на земле, а здесь он назван словом ἐπιφανῆ (на языке Септуагинты), то есть достославным днем, каковым он был для Христа на небесах. Этот день стал днем богоявления, Его явления, о чем Он говорил в Мф 24:30. Истребление иудеев было избавлением для христиан, которых иудеи ненавидели и гнали; а потому, чтобы ободрить страдающих христиан, пророки того времени часто говорили об этом дне, возвещали о том, что Господь близко, что пришествие Господне приближается, и вот, Судия стоит у дверей, Иак 5:8−9.
Во-вторых, здесь предсказываются ужасные знамения сопровождающие грядущее разорение: будут чудеса на небе вверху, солнце превратится во тьму, и луна в кровь; предсказываются также и знамения на земле внизу, кровь и огонь. Иосиф Флавий в предисловии к своей книге, посвященной иудейским войнам, пишет о предшествовавших им знамениях и чудесах: об ужасных громах, молниях и землетрясениях, об огненной комете, висевшей над городом в течение года, о пламенном мече, указывавшем на город сверху, о полночном сиянии, освещавшем храм и алтарь полуденным светом. Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) понимает эти знамения иначе: Кровь Сына Божьего, и огонь Духа Святого, появившийся ныне, и курение дыма, в котором вознесся Христос, и солнце, превратившееся в тьму, и луна — в кровь во время страданий Христа, — все это было громким увещеванием неверующим, которое должно было побудить их приготовиться к грядущему суду над ними. Или же эти слова можно отнести, и притом весьма уместно, к предшествующим судам, которые и привели к упомянутому запустению. Кровь указывает на войны иудеев с соседними народами — самарянами, сирийцами и греками, во время которых были пролиты целые реки крови, а также на иудейские гражданские войны и подавление мятежей (как это у них называлось), которые тоже были весьма кровопролитны; тогда не было мира ни выходящему, ни входящему. Огонь и курение дыма, предсказанные здесь, имели место тогда когда горели иудейские города, селения, синагоги и, наконец, храм. Это превращение солнца во тьму и луны в кровь свидетельствует о ликвидации иудейского правления, светского и религиозного, и угашении всех иудейских светильников.
В-третьих, здесь обещано замечательное избавление народа Божьего, ст. 21. Всякий, кто призовет имя Господа Иисуса Христа (призывать имя Господа свойственно христианам, 1Кор 1:2), спасется, то есть избежит этого суда. Это избавление станет прообразом и залогом вечного спасения. Как во время разрушения Иерусалима халдеями оставался остаток, запечатленный для укрытия в день гнева Господня, так и при уничтожении Иерусалима римской армией не погиб ни один из учеников Христа. Исключительное благочестие будет отмечено особым охранением. Притом заметьте, что сказано о спасенном остатке: остатком назван молящийся народ, остаток призывает имя Господне, что указывает на то, что эти люди спасутся не своими делами и не собственной праведностью, а исключительно благодаря Божьей милости, которую надлежит испрашивать у Него в молитве. Другими словами, только имя Господне, которое они призывают, является их крепкой башней.
(2) Как это пророчество Иоиля соотносится с настоящим событием, ст. 16. ...Это есть предреченное пророком Иоилем... Излияние Духа является исполнением пророчества, причем исполнением полным. Именно излияние Духа на всякую плоть и должно было совершиться; другого излияния Духа не будет, как не будет и другого Мессии. Ибо как наш Мессия вошел в вечные обители на небе, царствуя и ходатайствуя о Своей Церкви на земле, так и этот Дух благодати, Заступник и Утешитель, дарованный ныне по обетованию, по тому же обетованию пребудет с Церковью на земле до конца и совершит все дела в ней, и для нее, и для всякого верующего, заурядного и выдающегося, посредством Писаний и служения.
2. Чудесное излияние Духа есть дар Христов, результат и свидетельство Его воскресения и вознесения. Пользуясь нынешними обстоятельствами дарования Духа Святого, Петр начинает проповедовать им Христа, и эту часть проповеди он предваряет следующим торжественным предисловием (ст. 22): «Мужи Израильские! выслушайте слова сии. Эти слова достигли вас милостью Божьей, и ваша обязанность — выслушать их». Слова о Христе должны быть приятны для ушей мужей израильских. Здесь мы находим:
(1) Краткое жизнеописание Христа, ст. 22. Он называет Его Иисусом Назореем, поскольку под этим именем Он сделался известен всему народу, однако (и этого вполне достаточно, чтобы снять позор с Его имени, ибо город Назарет не пользовался доброй славой) «Он — Муж, засвидетельствованный вам от Бога, осужденный людьми, но оправданный Богом». Бог засвидетельствовал и одобрил учение Христа, дав Ему власть творить чудеса. Человек, отмеченный Богом (так понимает это место д-р Хаммонд, Dr. Hammond), «отмеченный и выделенный из среды вас, внимающих ныне мне. Он был послан к вам, поставлен над вами. Он был сиянием славы в земле вашей, да вы и сами видели, сколь славен Он был силами и чудесами и знамениями, сверхъестественными делами, сотворенными вне и против законов природы, делами, которые Бог сотворил чрез Него, то есть такими делами, какие Христос сотворил силой Божьей, которой был наделен, и Бог явно сопутствовал Ему, ибо таких чудес никто не может творить, если не будет с ним Бог». Послушайте, какое значение Петр придает чудесам Христа.
[1] Отрицать факты невозможно. «Чудеса и знамения были явлены среди вас, в вашей стране, в вашем городе, в ваших священных собраниях, как и сами знаете. Вы являетесь очевидцами Его чудес. Поэтому я говорю это вам, попробуйте мне возразить или доказать обратное».
[2] Чудеса Христа ведут к выводу, верность которого невозможно оспорить, ибо убедительность этих чудес состоит в их очевидности. Он совершал эти чудеса, и, несомненно, Бог засвидетельствовал о Нем, явил Его в том качестве, в каком Он Сам Себя явил, Сыном Божьим и Спасителем мира, поскольку Бог истины никогда не стал бы подтверждать ложь.
(2) Повествование о Его смерти и страданиях, очевидцами которых они были всего несколько недель тому назад. И в том было чудо из чудес, что человек, засвидетельствованный от Бога, был, казалось бы, так презрен Богом и что человек, так засвидетельствованный людям и среди людей, был так презрен и самими людьми. Обе тайны открываются здесь (ст. 23), и Его смерть рассматривается:
[1] Как деяние, совершенное Богом. Во Христе это деяние было чудным и премудрым благодеянием. Бог предал Его на смерть, не только позволил умертвить Его, но и оставил Его умирать. Объяснение этого мы находим в Рим 8:32, где сказано: ...предал Его за всех нас... Однако Он был засвидетельствован от Бога, и в этом свидетельстве не было ничего, что указывало бы на неодобрение Его Богом, поскольку все произошедшее с Ним сделалось по определенному совету и предведению Божию, в бесконечной премудрости и ради святых целей, с которыми (равно как и со средствами их достижения) Христос был полностью согласен. Так должно было быть удовлетворено Божественное правосудие: грешники должны были спастись, Бог и человек — воссоединиться, а Сам Христос — прославиться. И произойти все это должно было не просто по воле Божьей, но по определенному решению, изволению воли Его, в соответствии с предвечным и неизменным советом. Это обстоятельство примирило Христа с крестом: «Отче, да будет воля Твоя, и да прославится имя Твое, да исполнится Твое определение, и да найдет оно славное осуществление».
[2] Как деяние, совершенное людьми. То были потрясающий грех и безрассудство людей. Гнать засвидетельствованного им возлюбленного Сына Божьего — значило идти против Бога; гнать Христа, величайшее благословение этого мира, — значило идти против собственных благословений. Ни предвечное Божье определение о страдании и поругании Христа, ни обращение их в вечное благо нисколько не оправдывает их греха, ибо этот грех был их добровольным деянием, явившимся результатом действующего в них греховного принципа, следуя которому они, пригвоздивши руками беззаконных, убили Христа. Вполне вероятно, что здесь находился кто-то из кричавших тогда: «Распни, распни Его!» — или как-то иначе содействовавших и подстрекавших к Его убийству, и Петр принимает это обстоятельство во внимание. Однако это преступление все же справедливо будет считать всенародным, ибо совершено оно было по решению синедриона и с согласия огромной толпы людей. Существует такая правовая норма: refertur ad universos quod publice fit per majorem partem — что делается открыто большинством, то вменяется в вину всем. Петр на основании этой частной юридической нормы обвиняет собравшихся как часть народа, который должен понести возмездие, и делает это с тем, чтобы с большей решимостью повести их к Христу и покаянию, ибо путь веры и покаяния есть единственная возможность отречься от греха и освободиться от вины.
(3) Свидетельство о воскресении Христа, совершенно снявшем позор Его смерти, ст. 24. ...Бог воскресил Его... Тот, Который предал Его смерти, избавил Его от смерти, чем засвидетельствовал о Нем более, нежели иными чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него (или всеми вместе взятыми). По этой самой причине мысль о воскресении Христа является в проповеди Петра главной.
[1] Он описывает Его воскресение. Бог избавил Христа от смертных мучений (рус. воскресил Его, расторгнув узы смерти. — Прим. переводчика.), потому что ей невозможно было удержать Его. Слово ὠδῖνας переводится как муки смертные; кроме этого значения оно имеет еще и другое муки родовые, поэтому некоторые исследователи считают, что в этом месте говорится о боли и страдании, возмущении и борении Его души, в которых она скорбела смертельно. Именно от этих родовых мук, мук рождения души из состояния смерти, Отец и избавил Его, когда Сын вымолвил при Своей кончине: «Совершилось». Д-р Годуин (Dr. Godwin) так понимает этот текст: «Великий ужас, уподобивший Емана Езрахита убитым, лежащим во гробе (Пс 87:6,16), объял и Сына Божьего, однако Он был сильнее и преодолел его. Так свершилось воскресение души Его (сколь великим является это избавление души из глубины духовных мук!), исполнились слова о том, что Бог не оставит Его души в аде, а также о том, что Он не увидит тления, что было доказательством воскресения Его Тела; в целом же речь здесь идет о великом воскресении». Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) понимает это место несколько иначе: «Расторгнув узы смерти (ссылка на воскресение всех верующих), Бог воскресил Христа и Его воскресением лишил силы имеющего державу смерти, избавил Свой народ от власти смерти. Бог упразднил смерть, совершенно изменил ее сущность, и как смерть не могла удержать Его продолжительное время, так не сможет она удержать и народ Божий в вечности». Однако большинство толкователей понимает этот текст в смысле воскресения одного только Тела Христа. В таком случае смерть (говорит г-н Бакстер, Baxter) выступает как необходимое наказание, хотя и не прискорбное, ибо оно обращается во благо. Д-р Хаммонд (Dr. Hammond) же доказывает, что Септуагинта, а за ней и апостол здесь, использует это слово в значении цепи и сети (как в Пс 17:6); при таком понимании метафора избавления и содержания под стражей оказывается наиболее уместной. Христос был заключен, ввергнут в узы смерти за наши преступления, но с удовлетворением Божественного правосудия и исполнением ветхозаветных пророчеств эти узы уже не могли удержать Христа. Смерть не могла одолеть Его ни правдой, ни силой, ибо Он имел в Себе жизнь, она была в Его власти и Он превозмог князя смерти.
[2] Он подтверждает истинность факта воскресения Христа, ст. 32. «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели — мы, то есть апостолы и другие из числа наших товарищей, которые близко знали Христа при жизни и по Его воскресении из мертвых пребывали с Ним в тесном общении, с Ним ели и пили». И когда сошел на них Дух Святый, они приняли силу, чтобы умело, верно и отважно утверждать воскресение Христа, между тем как недруги обвиняли их в хищении Тела.
[3] Он показал, что воскресение Христа было исполнением Писания, а поскольку в Писании сказано, что Он обязательно воскреснет, не увидев тления, постольку ни смерти, ни гробу невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о воскресении Христа из мертвых, как явствует из ст. 25. Место Писания, на которое ссылается здесь Петр, — это псалом Давида (Пс 15:8−11), который отчасти можно отнести и к самому Давиду как к святому, хотя прежде всего в нем говорится об Иисусе Христе, прообразом Которого был Давид. Здесь мы находим:
Во-первых, текст (ст. 25−28), который приводится без сокращений, ибо он целиком исполнился в Нем и говорит нам:
1. О постоянном внимании, которое Господь Иисус обращал на Отца в продолжение всего Своего предприятия. Видел я пред собою Господа всегда... Наиглавнейшей целью Христа было прославить Отца во всем, ибо Он видел, что Его страдание с избытком прославит Бога и Его Самого исполнит радостью. Ему предлежало и то, и другое, и Он не сводил с этого глаз, что бы ни делал и как бы ни страдал. Предвосхищая эту славу и радость, Он стойко держался и не отступал, Ин 13:31−32; Ин 17:4−5.
2. Об уверенности Сына Божьего в присутствии Отца и Его могуществе. «Он одесную Меня, по правую руку, которая творит, укрепляет, сопровождает, поддерживает, дабы Я не поколебался, не отступил назад, несмотря на предстоящие Мне трудности». Следующие слова являются параграфом завещания, дающего право на искупление (Пс 88:22): Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Поэтому Он уверен, что, находясь в Его руке, это дело не потерпит неудачи. Так точно и мы не поколеблемся, если Бог будет находиться одесную нас.
3. О радости, с которой Господь Иисус совершал Свое предприятие, несмотря на предстоящие скорби. «Довольствуясь тем, что Я не поколеблюсь и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Моей, возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой, поэтому мысль о скорби нисколько Меня не страшит».
Примечание: нашему Господу Иисусу всегда было приятно смотреть на подвиг души Своей и быть уверенным в том, что этот подвиг увенчается славой. И Он настолько доволен подвигом Своей души, что Его сердце радуется при мысли о том, что цель Его предприятия будет достигнута в полном соответствии с его замыслом. ...Возрадовался духом Иисус... (Лк 10:21). ...Возвеселился язык мой... В этом месте упомянутого псалма написано дословно следующее: Радуется слава Моя. Выходит, что наш язык есть наша слава, дар слова есть наша честь, и всего более тогда, когда мы прославляем Бога. Возвеселился язык Христа, ибо накануне Своих страданий, уже в самом конце тайной вечери, Он воспел гимн.
4. О порождающем радость благоуспешном исходе Его смерти и страданий. Именно этот исход придавал Христу мужества и все время исполнял Его радостью. Он теперь совлекался тела, но даже плоть Моя (говорит Он) упокоится; гроб будет для Тела, пока оно там покоится, на этом ложе покоя, а упование придаст ему сладости; плоть упокоится в уповании — ὅτι, ибо Ты не оставишь души моей в аде. Далее излагается предмет Его упования, или, точнее, уверенности:
(1) Его душа пробудет в бестелесном состоянии недолго, ибо предстоящая долгая разлука с телом не только означала бы для души определенное стеснение, но и продлила бы триумф смерти над Тем, Кто воистину одержал победу над смертью. ...Ты не оставишь души моей в аде... (ἅδες — буквально: невидимое состояние). «Хотя Ты и удалишь ее туда на время и там оставишь ее, тем не менее Ты вновь воззовешь ее оттуда. Ты не оставишь души Моей так, как оставляешь души других людей».
(2) Его Тело пробудет в гробе недолго. ...И не дашь святому Твоему увидеть тления... Его Тело оживет, не начав тлеть или разлагаться; поэтому после смерти оно оживет не позже (если не раньше) третьего дня. Христос был Святый Божий, освященный и отделенный на служение Богу для совершения дела искупления. Он должен был умереть, ибо Ему предстояло войти во святилище со Своею Кровию. И Он не должен был увидеть тления, ибо Его смерть должна была стать приятным благоуханием Богу. Прообразом этого был закон о жертве, предусматривавший, чтобы оставшееся от жертвенного мяса, которое должно съесть, хранилось только до наступления третьего дня, поскольку существовала опасность допустить тление и разложение, Лев 7:15−18.
(3) Смерть и страдания Христа будут вратами в благословенное состояние нетления как для Него, так и для Его народа. «Ты дал мне познать путь жизни, и через Меня дал познать его миру, и открыл его перед ним». Когда Отец Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и власть отдать ее, и власть опять принять ее, тогда же Он указал Ему путь жизни, путь туда и обратно. Для Него отворились врата смерти, и Он увидел врата тени смертной (Иов 38:17), чтобы Ему войти и выйти ими, когда Его предприятие поведет Его по пути искупления человека.
(4) По окончании всех скорбей и страданий Его ожидает совершенное блаженство. ...Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Наградой, положенной Христу, была радость, полнота радости, которая заключалась в Божьем поощрении, том самом поощрении, которое Он выказывал Его предприятию и всем тем, кто ради Него уверует в Него. Благоволение, с которым Отец принял Сына, когда Тот по вознесении Своем дошел до Ветхого днями и был подведен к Нему, исполнило Его радостью неизреченною, а именно той радостью Господина нашего, в которую войдут все те, кто Ему принадлежит, и в которой они будут испытывать вечное блаженство.
Во-вторых, мнение Петра по поводу процитированного текста, особенно и более всего в отношении того места, в котором затрагивается воскресение Христа. Он с должным почтением обращается к своим слушателям, говоря: «Мужи братия!» (ст. 29). «Вы — мужи и потому будете держаться разумного; вы — братия и потому по-доброму воспримете то, что говорит вам человек, состоящий в близком родстве с вами, от всей души заботящийся о вас и доброжелательно настроенный по отношению к вам. Позвольте же мне с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, и пусть мои слова ни для кого не послужат камнем преткновения, если я скажу, что Давид говорит здесь не о себе самом, а об идущем за ним Христе». Давид назван здесь праотцем потому, что он явился родоначальником царской династии и был человеком именитым и выдающимся в свое время, чьи имя и память поистине драгоценны. Разбирая этот псалом Давида, надо учитывать то, что:
1. Он не мог говорить в нем о себе, ибо он и умер и погребен, и гроб его находился в Иерусалиме до сего дня (до того дня, в который Петр говорил эти слова), и в том гробе находились его кости и прах. До сих пор никто не говорил, что Давид воскреснет, потому и он никак не мог утверждать о самом себе, что ему не увидеть тления, ибо тление он увидел. В том же самом убеждает нас и апостол Павел, Деян 13:35−37. Хотя в его лице Господь нашел Себе мужа по сердцу Своему, тем не менее он отошел в путь всей земли по собственному выражению (3Цар 2:2), то есть принял смерть и был предан земле.
2. Тогда, разумеется, он говорил это, будучи пророком, и имел в виду Мессию, мучения и последующую за ними славу Которого предвозвещали пророки. Мучения и последующую славу Христа в этом псалме предрекал и Давид, на что теперь прямо указывает Петр.
(1) Давид знал, что Мессия произойдет из его колена (ст. 30), ибо Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его. Он обещал ему Сына, престол царства Которого будет утвержден навеки, 2Цар 7:13. В Пс 111:11 написано также: Клялся Господь Давиду в истине... Когда же родился Господь Иисус, было дано такое обетование: ...даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его... (Лк 1:32). Все в Израиле знали, что Мессия будет сыном Давидовым, то есть что во плоти, как человек, Он будет сыном Давида, но по Духу, как Бог, Он будет Господом Давида, а не сыном. Бог клялся ему, что Мессия, обещанный его отцам, будет его сыном и наследником, плодом его чресл и займет его престол; вот почему, слагая псалмы, он никогда не забывал об этом.
(2) Христос назван плодом чресл его и, соответственно, пребывал в чреслах Давида, когда тот слагал этот псалом (как, сказано, Левий пребывал в чреслах Авраама, когда тот отделил Мелхиседеку десятину от всего), и если сказанное от первого лица псалмопевец не относит на свой счет (а это совершенно очевидно), значит он говорит здесь о пребывавшем тогда в его чреслах сыне, в котором его род и царство достигнут своего расцвета и нетления. Поэтому его слова о том, что не оставлена будет душа его в аде и плоть его не увидит тления, надо однозначно понимать как указание Давида на воскресение Христа, ст. 31. А как Христос умер, так и воскрес по Писанию; чему все мы свидетели.
(3) Здесь также имеется намек на Его вознесение. В телесном виде, так, как это сделал Христос, Давид не восстал из мертвых и не восшел на небеса, ст. 34. И далее, в доказательство того, что, говоря об этом воскресении, псалмопевец подразумевает воскресение Христа, Петр отмечает, что в другом псалме Давид четко указывает на следующую ступень возвышения Христа и тем самым свидетельствует о другом лице, и этим другим лицом был его Господь (Пс 119:1): «Сказал Господь Господу моему, когда воскресил Его из мертвых, седи одесную Меня в вышней славе и господстве, прими владычество над Царством провидения и благодати; седи там Царем, доколе положу врагов Твоих, как и друзей Твоих, в подножие ног Твоих» (ст. 35). Христос восстал из гроба, чтобы вознестись выше; поэтому в Пс 15 Давид ведет речь о воскресении Христа, а не о своем воскресении, ибо не было никаких оснований восставать из своей могилы тому, кому не суждено было взойти на небеса.
(4) Практическое значение этой речи, посвященной смерти, воскресению и вознесению Христа.
[1] Она поясняла смысл настоящего чудесного излияния Духа, открывшегося в сверхъестественных дарах. Некоторые из народа спрашивали (ст. 12) «Что это значит?» «Я открою вам значение происходящего», — говорит Петр. Сей Иисус был вознесен одесную Бога — так понимают это место некоторые, чтобы воссесть по правую руку Бога; был вознесен десницей Божией так понимаем это место мы, правой рукой Бога, то есть Его силой и властью, что, впрочем, одно и то же. И, приняв от Отца, к Которому восшел, обетование Святого Духа, Он принял то, что дал Ему Отец (Пс 67:19), излив то, что вы ныне видите и слышите; ибо Дух Святой будет дарован тогда, когда Иисус будет прославлен, но не раньше, Ин 7:39. «Вы видите и слышите нас говорящих языками, которых мы никогда не учили». Выражение их лиц, вероятно, изменилось при этом настолько, что эта перемена была заметна так же, как слышна была перемена в их голосе и речи. Все же это было от Святого Духа, сошествие Которого свидетельствовало о том, что Иисус вознесся и принял сей дар от Отца, чтобы даровать его Церкви, а это обстоятельство прямо обнаруживает в Нем Ходатая, Посредника между Богом и Церковью. Дарование Святого Духа было:
Во-первых, исполнением уже обещанного Господом, того, что здесь названо обетованием Святого Духа. Многие весьма великие и драгоценные обетования дарованы нам Божественной властью, однако это обетование, сопоставимое по значению с обетованием Мессии, включает в себя все прочие. По этой причине, даруя Духа Святого просящим у Него (Лк 11:13), Бог дарует им все блага, Мф 7:11. Христос принял обетование Святого Духа, обещанный дар Святого Духа, и передал его нам, ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь».
Во-вторых, оно было залогом всех будущих благословений; «а то, что вы ныне видите и слышите, есть только залог славнейшего».
[2] Она доказывала то, во что все мы обязаны верить, а именно то что Христос Иисус есть подлинный Мессия и Спаситель мира, и подтверждение тому — его речь. Этим в заключение quod erat demonstrandum, то есть тем, что и требовалось доказать (ст. 36), он и завершает свою проповедь: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что эта истина получила ныне свое полное подтверждение. Мы же обрели силу возвещать, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Ученикам запрещалось говорить о том, что Иисус есть Христос, до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых, Мф 16:20; Мф 17:9. Теперь же о том следовало провозглашать на кровлях, говорить во всеуслышание всему дому Израилеву; кто имеет уши слышать, да слышит. Эти слова стоят не в сослагательном, а в повелительном наклонении: «Твердо знайте это и то еще, что вы обязаны принять услышанное вами как верное слово».
Во-первых, Бог прославил Того, Которого они распяли. Они распяли Мессию, Которого Бог приготовил к славе, и как лжеца убили Того, Кто представил им такие неоспоримые свидетельства Своей Божественной миссии — все это усугубляло их нечестие. Вопреки тому, что они распяли Иисуса, чем надеялись поставить на Нем несмываемую печать бесчестья, Бог прославил Его, и то поругание, на которое они обрекли Его, обратилось в Его славу — все это возвеличивало Божью силу и Божью премудрость.
Во-вторых, Бог прославил Его так, что соделал Господом и Христом, что, по сути, одно и то же. Он — Господь всех, причем не узурпатор, а Христос, помазанный на то, чтобы быть Господом. Он есть один Господь для язычников, которые имели много господ; для иудеев же Он Мессия, а этот титул вбирает в себя все Его дела и служение. Он есть Царь-Мессия, как величает Его халдейский парафраз; или, как учил о том Даниила Гавриил, Он есть Христос Владыка, Дан 9:25. Вот она, великая евангельская истина, которой мы должны верить: Сей Иисус, именно этот самый Иисус, Которого распяли в Иерусалиме, есть Тот, Которому мы обязаны хранить верность и от Которого, как от Господа и Христа, мы должны ожидать защиты.
Ст. 26−27 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления
Плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь — греч. h sarh mou kataskinwsei ep' elpidi dti ouk egkataleiyeiV«, слав. точнее: плоть моя вселится на упование, яко не оставиши. Следовало бы сказать по-русски: плоть моя вселится (т. е. во гробе) в уповании, что Ты не оставишь. По поводу этих слов блаженный Феофилакт замечает: «так как Иисус, восприяв смерть, совлек ту плоть, какую принял по плану домостроительства, чтобы снова воскресить ее от смерти: то справедливо, что плоть Его питала себя упованием в ожидании бессмертия…» «Не оставишь души моей во аде, т. е. изведешь ее из ада опять в жизнь, что будет вполне возможно при нетлении тела — воскресишь уже для новой лучшей жизни» (28 ст. ).
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента